Научная статья на тему 'Тренинг интуиции как способ повышения эффективности формирования профессионально-важных качеств сотрудников ДПС ГИБДД'

Тренинг интуиции как способ повышения эффективности формирования профессионально-важных качеств сотрудников ДПС ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ТРЕНИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ИНСПЕКТОРЫ ДПС ГИБДД / INTUITION / TRAINING / EFFICIENCY / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / TRAFFIC POLICE INSPECTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева И.В., Григорьев П.Е.

В статье описывается процедура оценки эффективности разработанного и проведенного тренинга формирования профессиональной интуиции в деятельности сотрудников ОВД (на примере сотрудников ДПС ГИБДД). Показано согласие экспертов относительно эффективности тренинга для 15 из 54 профессионально-важных качеств сотрудников ДПС ГИБДД. Значимые изменения наблюдаются именно в профессионально-важных качествах, касающихся когнитивной сферы профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИББД. Предварительное оценивание проводилось до тренинга, а контрольное спустя два месяца после его окончания. Устойчивые сдвиги в ПВК, сохранившиеся за это время, свидетельствуют об эффективности тренинга и успешности включения приобретенных навыков в профессиональную деятельность. Таким образом, имеются основания для рекомендации тренинга для инспекторов ДПС ГИББД, а при внесении контекстных изменений в содержания упражнений тренинга (в соответствии с содержанием деятельности сотрудников), тренинг может быть использован для развития профессиональной интуиции сотрудников практически всех подразделений ОВД. Безусловно, его апробация на сотрудниках других подразделений исходя из их специфических профессионально-важных качеств, представляет интерес и готовит почву для новых исследований. Возможно, для сотрудников ОВД с другой спецификой деятельности (дознаватели, ППС и т. д.) сильнее окажутся сдвиги, касающиеся взаимодействия с гражданами, в том числе, с правонарушителями, тем более что наш тренинг содержал упражнения на развитие эмпатии и развития интуиции в процесс межличностной коммуникации. Тогда гипотетически можно предположить, что сотрудники различных подразделений и с другими особенностями профессиональной деятельности, составляющих ее основу, будут избирательно развивать именно эти качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева И.В., Григорьев П.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF INTUITION AS A METHOD OF INCREASING THE EFFICIENCY OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF TRAFFIC POLICE INSPECTORS

The article describes the procedure for evaluating the effectiveness of the developed and conducted training on the formation of professional intuition in the activity of law enforcement officers (by the example of traffic police inspectors). The experts agreed on the effectiveness of the training for 15 of the 54 professionally important qualities of traffic police officers. Significant changes were observed in the professionally important qualities related to the cognitive sphere of professional activity of traffic police inspectors. Preliminary assessment was conducted prior to the training, and the control assessment was conducted two months after its completion. Steady shifts in professionally important qualities, preserved after this time, indicate the effectiveness of training and the success of incorporating acquired skills into professional activities. Thus, there are grounds to recommend such training for traffic police inspectors, and if making contextual changes in the content of training exercises (in accordance with the content of the activities of employees), training can be used to develop professional intuition of employees of almost all divisions of the internal affairs. Of course, its approbation on the staff of other units on the basis of their specific professionally important qualities is of interest and prepares the ground for new research. Perhaps for the law enforcement officers with other specific activities (investigators, patrol service, etc.) there will be stronger shifts concerning interaction with citizens, including offenders, especially since our training contained exercises on development of empathy and development of intuition in the process interpersonal communication. Then, hypothetically, it can be assumed that employees of different departments and with other characteristics of professional activities that make up its basis will selectively develop these qualities.

Текст научной работы на тему «Тренинг интуиции как способ повышения эффективности формирования профессионально-важных качеств сотрудников ДПС ГИБДД»

кланаческая псахологая, псахотерапая а псахоаналаз

УДК 159.9.072

ТРЕНИНГ ИНТУИЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД

Васильева И.В.1Григорьев П. Е. 1,3

1 Кафедра общей и социальной психологии, Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВО

«Тюменский государственный университет», 625007, проезд 9 Мая, 5, Тюмень, Россия

2 Кафедра кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД, ФГКУ

ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ» 3 Кафедра медицинской физики и информатики, Физико-технический институт (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 294006, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия

Для корреспонденции: Григорьев Павел Евгеньевич, доктор биологических наук, заведующий кафедрой медицинской физики и информатики, Физико-технический институт (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», E-mail: grigorievpe@cfuv.ru

Information about authors:

Vasilieva I. V. http://orcid.org/0000-0003-0740-7260 Grigoriev P. E. http://orcid.org./0000-0001-7390-9109

For correspondence: Pavel E. Grigoriev, Dr. Sci. Biol., Head of the department of medical physics and informatics, Physical and Technical Institute, Vernadsky CFU, E-mail: grigorievpe@cfuv.ru

Резюме. В статье описывается процедура оценки эффективности разработанного и проведенного тренинга формирования профессиональной интуиции в деятельности сотрудников ОВД (на примере сотрудников ДПС ГИБДД). Показано согласие экспертов относительно эффективности тренинга для 15 из 54 профессионально-важных качеств сотрудников ДПС ГИБДД. Значимые изменения наблюдаются именно в профессионально-важных качествах, касающихся когнитивной сферы профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИББД. Предварительное оценивание проводилось до тренинга, а контрольное - спустя два месяца после его окончания. Устойчивые сдвиги в ПВК, сохранившиеся за это время, свидетельствуют об эффективности тренинга и успешности включения приобретенных навыков в профессиональную деятельность. Таким образом, имеются основания для рекомендации тренинга для инспекторов ДПС ГИББД, а при внесении контекстных изменений в содержания упражнений тренинга (в соответствии с содержанием деятельности сотрудников), тренинг может быть использован для развития профессиональной интуиции сотрудников практически всех подразделений ОВД. Безусловно, его апробация на сотрудниках других подразделений исходя из их специфических профессионально-важных качеств, представляет интерес и готовит почву для новых исследований. Возможно, для сотрудников ОВД с другой спецификой деятельности (дознаватели, ППС и т. д.) сильнее окажутся сдвиги, касающиеся взаимодействия с гражданами, в том числе, с правонарушителями, тем более что наш тренинг содержал упражнения на развитие эмпатии и развития интуиции в процесс межличностной коммуникации. Тогда гипотетически можно предположить, что сотрудники различных подразделений и с другими особенностями профессиональной деятельности, составляющих ее основу, будут избирательно развивать именно эти качества.

Ключевые слова: интуиция, тренинг, эффективность, профессиональная деятельность, профессионально-важные качества, инспекторы ДПС ГИБДД.

Введение. Деятельность сотрудников органов внутренних дел в сравнении с деятельностью гражданских лиц отличается гораздо более высоким уровнем экстремальности, нервно-психической и эмоциональной напряженности, конфликтности, социальной и личной ответственности за совершаемые действия. Задачи, решаемые сотрудниками ОВД, как в стандартном режиме несения службы, так и в чрезвычайном, требуют особого внимания

к саморегуляции профессиональной деятельности. Почти на каждом этапе саморегуляции деятельности сотрудника ОВД актуальны затруднения в виде дефицита времени на выполнение, дефицита информации для своевременного и адекватного реагирования. Профессионально-важные качества сотрудников ОВД ориентированы на то, чтобы обеспечить: 1) принципиальную пригодность сотрудников выполнять возложенные на них задачи; 2) возможность справляться с напряженной, сложной, но все-таки текущей деятельностью в относительно стабильных условиях; 3) успешность решения профессиональных задач в условиях экстремальности и парадигмы реагирования «жизнь - смерть». Именно в последнем случае ресурсов рационального способа принятия решения зачастую оказывается недостаточно. В ходе профессиональной подготовки сотрудники отрабатывают психофизиологические способы реагирования (формируют нервно-психическую устойчивость, наблюдательность, устойчивость внимания), психомоторные способы реагирования в сложных ситуациях (физическая подготовка, отработка навыков стрельбы, борьбы, передвижения в боевых условиях), обучаются выявлять типичные опасные, криминогенные ситуации и потенциальные риски в них. Когда таких знаний оказывается недостаточно, средством снятия информационной неопределенности в процессе саморегуляции профессиональной деятельности становится интуиция.

Интуиция как профессионально-важное качество в структуре деятельности сотрудников правоохранительных органов не вызывает сомнений у большинства исследователей. Интуиция понимается как компонент познавательных профессионально-важных качеств и включается преимущественно в реконструктивный и коммуникативный аспекты деятельности сотрудников ОВД. Однако на фоне единодушия относительно ее важности наблюдается почти полное отсутствие экспериментальных исследований, описывающих факторы, обеспечивающие успешность интуиции в данном виде деятельности.

Профессионально-важные качества - это совокупность личностных и деловых качеств сотрудника полиции, которые обеспечивают эффективность его профессиональной деятельности. Многие авторы включают интуицию в структуру профессионально-важных качеств сотрудников правоохранительных органов [1, 2, 3, 4]. К примеру, было показано, что успешные оперативные сотрудники уголовного розыска от неуспешных, отличаются когнитивными компонентами. Выделяется два типа успешного сотрудника: один достигает успеха за счет кропотливости, другой - за счет интуиции [5]. Г. С. Човдырова [6] указывает на необходимость интуиции в коммуникативной деятельности оперативных сотрудников полиции в ходе проведения ими оперативно-розыскных мероприятий. В оперативно-розыскной деятельности интуиция описывается, в частности, как способность к узнаванию фактов по малому количеству признаков [7]. В рамках оперативно-розыскных мероприятий от сотрудников требуется «незаурядное оперативное мышление, умение анализировать, логически строить умозаключения и на этой основе развивать чувство особого восприятия окружающего и интуицию» [6, с. 39].

Для специалистов в области правоохранительной деятельности показана связь интер-нальности со способностью прогнозировать и интуитивным мышлением: чем выше интер-нальность, тем выше интуиционные характеристики [8].

Интуиция включена в ряд наиболее значимых социальных и индивидуально-психологических характеристик, способствующих успешной профессиональной деятельности руководителя ОВД и рассматривается в ряду психолого-акмеологических факторов его продуктивности [9].

Показана роль интуиции в эффективности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов на примере следователей прокуратуры и оперативных работников ОВД [10, 11, 12]. Интуиция включается в ту часть профессионально-важных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности следователя, дознавателя которые отвечают за реконструкцию события (реконструктивный аспект деятельности) [13, 14, 15]. Показано, что в процессе формирования профессионально-важных качеств отсутствие внешнего подавления интуиции способствует развитию творческого потенциала слушателей вузов МВД [16].

Среди профессионально-важных качеств, необходимых сотруднику в экстремальных условиях, указывается интуиция и реагирование на нее, доверие к ее подсказкам [17, 18, 19], она рассматривается как компонент устойчивости надежного реагирования в экстремальных ситуациях [20]. Среди сотрудников, осуществляющих свою деятельность в сверхэкстремальных условиях (военные действия, террористические, экстремистские акты), снайперы имеют высокий уровень интеллектуальной нагрузки, и интуиция признается экс-

пертами необходимым для них качеством, наряду с профессионально развитым мышлением и склонностью к напряженной умственной работе.

При сравнении представлений об «идеальном сотруднике полиции» у граждан и у самих сотрудников было выявлено представление о включенности интуиции в состав профессионально-важных качеств успешного сотрудника правоохранительных органов. Причем, если у граждан это было на уровне представлений, то у сотрудников правоохранительных органов такой результат был получен в ходе экспертной оценки сотрудников ОВД более опытными коллегами [21].

Профессионально-важные качества обеспечивают успешность выполнения профессиональной деятельности и вместе с тем в ходе самой деятельности эти качества развиваются и совершенствуются [22, 23].

Многими исследователями указывается на то, что интуиция является профессионально-важной характеристикой, обеспечивающей эффективность выполняемой деятельности. Интуиция функционирует в связи с контекстом деятельности и обеспечивает в частности, ее эффективность [24]. Поэтому построение системы формирования интуиции должно быть ориентировано на контекстный подход, учитывающий особенности выполняемой деятельности. Интуиция как оценка, предсказание и прогноз, приведение в действие чаще проявляется в профессиональной деятельности и позиционируется как трудно рефлексируемый накопленный опыт [25].

Цель данной работы: оценить эффективность и, как следствие, возможности использования в деятельности результатов проведенного тренинга, направленного на 1) умение настраиваться на восприятие субсенсорной информации; 2) определение доминирующих визуальных, аудиальных, кинестетических модальностей репрезентации индивидуального интуиционного образа; 3) выявление индивидуального интуиционного стиля динамики успешности интуиции; 4) выявление и отработку индивидуального стиля интуиционной деятельности.

Материал и методы. Подробно процедура тренинга была описана в нашей предыдущей публикации [26].

В тренинге приняли участие 23 инспектора ДПС ГИБДД, обучающиеся в институте повышения квалификации сотрудников МВД РФ.

В качестве критериев успешности тренинга был выбран перечень профессионально важных качеств данной профессии [27] из 54 составляющих (таблица 1). Эксперты оценивали каждого из испытуемых по данным критериям

Всего оценку проводили 8 экспертов: 2 курсовых офицера, 4 преподавателя (кандидаты юридических наук, один из них куратор группы), психолог, а также непосредственно разработчик и ведущий тренинга - преподаватель, доцент, кандидат психологических наук. Из восьми экспертов, семеро представители старшего офицерского состава.

В процессе оценивания нами было принято решение не назначать разные весовые коэффициенты экспертам, поскольку они имеют примерно равную квалификацию, пусть и разняющуюся в некоторых аспектах (статус, степень контакта с каждым участником). Мы полагаем, что это, скорее, положительная стороны когорты экспертов, т. к. в итоге оценки получаются более всесторонними, объективными.

В качестве методов обработки полученных данных выступили метод экспертной оценки и расчет статистических критериев: коэффициента конкордации Кендалла и ^критерия Стьюдента. Был использован критерий W Шапиро-Уилка проверки распределения на нормальность. Распределения признаков в выборках не отличалось от нормального на уровне значимости, р>0,1, поэтому использовался параметрический критерий Стьюдента с двусторонней критической областью для связанных выборок. В качестве описательных статистик (таблица 1) использовались средние арифметические и стандартные ошибки.

Экспертам была предложена следующая инструкция: «Уважаемый эксперт! Перед Вами список критериев профессиональной успешности сотрудников ДПС ГИБДД. Просим оценить каждого слушателя группы по этим критериям следующим образом: если Вы считаете, что данная характеристика/качество выражены очень сильно, то ставьте оценку 5, если наоборот, очень слабо, ставите оценку 1. Соответственно, промежуточные варианты: хорошо - 4, средне - 3, слабо - 2. Старайтесь избегать ставить постоянно среднюю оценку 3, старайтесь оценивать сотрудника как можно точнее».

Анкета для экспертов выглядела следующим образом.

«ФИО оцениваемого сотрудника_

Эксперт_

Инструкция: Уважаемый эксперт! Перед Вами список критериев профессиональной успешности сотрудников ДПС ГИБДД (по А. В. Гайнуллиной, 2012). Просим оценить каждого слушателя группы по этим критериям следующим образом: если Вы считаете, что данная характеристика/качество выражены очень сильно, то ставьте оценку 5, если наоборот, очень слабо, ставите оценку 1. Соответственно, промежуточные варианты: хорошо - 4, средне - 3, слабо - 2. Старайтесь избегать ставить постоянно среднюю оценку 3, старайтесь оценивать сотрудника как можно точнее. Данные оценки необходимы для проведения научного исследования и не будут использованы для влияния на профессиональную карьеру сотрудников. Указание ФИО сотрудника и эксперта необходимо для сопоставления с повторным оцениваем после того как сотрудники пройдут тренинг формирования профессиональных навыков.

№ Формулировка критерия 5 4 3 2 1

1. высокий уровень правосознания

2. социальная ответственность

3. честность

4. совестливость

5. мужество

6. чувство долга

7. уважение к участникам дорожного движения

8. принципиальность

9. объективность, непредвзятость, справедливость к нарушителям правил дорожного движения

10. обязательность

11. добросовестность

12. исполнительность

13. дисциплинированность

14. стремление к обеспечению гарантий защиты законных прав и интересов участников дорожного движения

15. осознание важности актуализации у водителей и пешеходов мотивов сопричастности к общему делу повышения безопасности дорожного движения

16. целеустремленность

17. активность

18. доминирование мотивов гражданско-социальной значимости профессиональной деятельности

19. умение анализировать, прогнозировать и оценивать оперативную обстановку на дороге

20. способность принять адекватное решение при дефиците времени и неполной информации

21. способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения

22. умение выделять приоритеты, решая множество профессиональных задач

23. способность к анализу высказываний, причин и мотивов поведения участников дорожного движения

24. способность находить новые, необычные решения

25. профессиональная наблюдательность

26. способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители

27. умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач

28. умение выбирать при наблюдении данные (информацию), необходимые для решения поставленной задачи

29. способность легко запоминать словесно-логический материал (номера, цифры, фамилии, даты)

30. память на цвет, форму, величину, движение, расположение объектов, предметов

31. способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации

32. способность тут же точно воспроизводить информацию в нужный момент

33. умение доступно разъяснять участникам дорожного движения суть допущенного ими правонарушения, а также их права и обязанности

34. умение своими профессиональными действиями вызывать доверие участников дорожного движения

35. умение вести диалог, беседу с водителями и пешеходами, особенно в ситуациях напряженности и конфликтности

36. способность к быстрому установлению психологического контакта с участниками дорожного движения

37. осуществление самоанализа своих профессиональных действий, умение представить себя в глазах участников дорожного движения

38. проявление внимания к доводам участников дорожного движения

39. умение дать объективную оценку действиям участникам дорожного движения

40. умение оказывать на водителей и пешеходов эффективное психологическое воздействие, предостерегая их от опасного поведения на дорогах

41. умение диагностировать неискренность водителя и пешеходов по вербальным (речевым) и невербальным реакциям

42. решительность, смелость в нестандартных и экстремальных ситуациях взаимодействия с участниками дорожного движения

43. способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях

44. упорство в преодолении возникающих трудностей

45. склонность к разумному риску, объективной оценке своих сил и возможностей в различных ситуациях профессиональной деятельности

46. уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях

47. умение регулировать и поддерживать позитивное эмоциональное состояние как собственное, так и участника дорожного движения

48. эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений

49. устойчивость к повышенным нервно-эмоциональным нагрузкам

50. умение сопереживать проблемам водителей, проявляя реальную заботу об их безопасном передвижении по автодорогам

51. устойчивость к статическим нагрузкам

52. способность к быстродействию в условиях дефицита времени и информации

53. быстрая реакция на неожиданное слуховое восприятие посредством определенных движений

54. владение приемами самозащиты и рукопашного боя

Благодарим за участие в исследовании».

Таким образом, каждый эксперт мог оценить определенное качество из перечня ПВК по шкале от 1 до 5. Согласованность мнений экспертов проверялась коэффициентом кон-кордации Кендалла. При полной согласованности мнений экспертов коэффициент конкор-дации равен единице, при полном разногласии - нулю.

Результаты и обсуждение. Коэффициент конкордации Кендалла для рангов оценок до тренинга был равен 0,70, а после - 0,67, превышая минимально допустимое пороговое значение 0,5, что интерпретируется как согласие экспертов относительно ранжирования значимости параметров.

Далее в таблице 1 представлены значения экспертных оценок до начала тренинга и через 2 месяца после его окончания, причем указаны только те пункты, по которым были установлены достоверные сдвиги в значениях экспертных оценок.

Таблица 1.

Значения критериев эффективности сотрудников ГИББД (М±т) до и после тренинга и соответствующий уровень значимости по критерию Стьюдента для связанных выборок с двусторонней критической областью

по шкале от 1 до 5.

№ Формулировка критерия До После Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 умение анализировать, прогнозировать и оценивать оперативную обстановку на дороге 3,05±0,13 4,22±0,12 <0,001

2 способность принять адекватное решение при дефиците времени и неполной информации 2,90±0,11 3,94±0,08 <0,001

3 способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения 2,94±0,11 3,48±0,12 0,006

4 умение выделять приоритеты, решая множество профессиональных задач 2,82±0,14 3,26±0,09 0,021

5 способность к анализу высказываний, причин и мотивов поведения участников дорожного движения 2,97±0,09 3,40±0,09 0,003

6 способность находить новые, необычные решения 2,74±0,11 3,55±0,12 <0,001

7 профессиональная наблюдательность 3,05±0,08 3,50±0,10 0,003

8 умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач 2,96±0,11 3,43±0,09 0,003

9 умение выбирать при наблюдении данные (информацию), необходимые для решения поставленной задачи 2,91±0,09 3,33±0,08 0,002

10 способность легко запоминать словесно-логический материал (номера, цифры, фамилии, даты) 3,44±0,10 3,96±0,09 0,001

11 память на цвет, форму, величину, движение, расположение объектов, предметов 3,38±0,08 4,08±0,09 <0,001

12 способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации 3,23±0,12 3,73±0,09 0,007

13 способность тут же точно воспроизводить информацию в нужный момент 2,93±0,09 3,77±0,08 <0,001

14 способность к быстродействию в условиях дефицита времени и информации 3,06±0,15 3,98±0,08 <0,001

15 быстрая реакция на неожиданное слуховое восприятие посредством определенных движений 3,14±0,12 3,60±0,12 0,007

Указанные в таблице 1 параметры показали статистически значимые в сторону увеличения значений сдвиги.

Наиболее существенно (с очень высоким уровнем значимости р<0,001) в сторону улучшения изменились такие показатели:

- умение анализировать, прогнозировать и оценивать оперативную обстановку на дороге;

- способность принять адекватное решение при дефиците времени и неполной информации;

- способность находить новые, необычные решения;

- память на цвет, форму, величину, движение, расположение объектов, предметов;

- способность тут же точно воспроизводить информацию в нужный момент;

- способность к быстродействию в условиях дефицита времени и информации.

С высоким уровнем значимости (0,001<р<0,01) у испытуемых улучшились такие показатели, как:

- способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения;

- способность к анализу высказываний, причин и мотивов поведения участников дорожного движения;

- профессиональная наблюдательность;

- умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;

- умение выбирать при наблюдении данные (информацию), необходимые для решения поставленной задачи;

- способность легко запоминать словесно-логический материал (номера, цифры, фамилии, даты);

- способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;

- быстрая реакция на неожиданное слуховое восприятие посредством определенных движений;

Лишь один показатель изменился на уровне значимости (0,01<р<0,05), то есть статистически достоверно, но в наименьшей степени: умение выделять приоритеты, решая множество профессиональных задач.

Среди всех 54 критериев профессиональной успешности сотрудников ДПС ГИБДД значимо изменились в лучшую сторону 15 показателей. Все без исключения положительные сдвиги касались когнитивной составляющей профессиональной деятельности. Вероятно, это обусловлено тем, что тренинг содержал упражнения для формирования профессиональной интуиции как когнитивного компонента в деятельности сотрудников ОВД [26]. Иными словами, профессиональная интуиция сотрудников ОВД в контексте проведенного тренинга усилилась за счет когнитивной составляющей деятельности (быстрой и эффективной обработки информации в ситуациях, требующих быстрого реагирования, в частности, в ситуациях неопределенности или нехватки информации). Улучшились практически все когнитивные аспекты критериев профессиональной успешности сотрудников ДПС ГИБДД, которые, безусловно, являются неразрывными и взаимно потенцирующими друг друга: аналитическое и прогностическое мышление, память, внимание, наблюдательность, отбор значимой информации.

Особо следует выделить некоторые специфические критерии профессиональной успешности сотрудников ДПС ГИБДД, которые почти полностью относятся к сфере интуиции: 1) способность к быстродействию в условиях дефицита времени и информации; 2) способность находить новые, необычные решения; 3) способность принять адекватное решение при дефиците времени и неполной информации. Сдвиги в этих пунктах относятся к максимальным как по уровню статистической значимости, так и абсолютным величинам сдвига по экспертным оценкам. Следует подчеркнуть, что само по себе включение их в перечень критериев профессиональной успешности сотрудников ДПС ГИБДД свидетельствует о важности умения и готовности их проявлять в деятельности при необходимости.

Некоторые другие критерии профессиональной успешности сотрудников ДПС ГИБДД из претерпевших позитивные сдвиги также явно обладают интуиционной составляющей, как, например, 1) умение анализировать, прогнозировать и оценивать оперативную обстановку на дороге; 2) профессиональная наблюдательность, и т. д. Точнее, развитая интуиция потенцирует эти и другие профессионально важные качества как значимый ресурс.

Заключение. Итак, разработанный и проведенный нами тренинг формирования профессиональной интуиции в деятельности сотрудников ОВД показал согласие экспертов относительно его эффективности в 15 из 54 критериев профессиональной успешности сотрудников ДПС ГИБДД. Значимые изменения наблюдаются именно в качествах, касающихся когнитивной сферы профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИББД. Предварительное оценивание проводилось до тренинга, а контрольное - спустя два месяца после его окончания. Сохранение положительных сдвигов в численных значениях экспертного оценивания свидетельствует об эффективности тренинга и успешности устойчивого включения приобретенных навыков в профессиональную деятельность. Таким образом, имеются основания рекомендовать тренинг, описанный в [26],- для инспекторов ДПС ГИББД; а при внесении контекстных изменений в содержание упражнений тренинга (в соответствии с особенностями деятельности), тренинг может быть использован для развития профессиональной интуиции сотрудни-

ков практически всех подразделений ОВД. Безусловно, его апробация на сотрудниках других подразделений исходя из их специфических профессионально-важных качеств, представляет интерес и готовит почву для новых исследований. Возможно, для сотрудников ОВД с другой спецификой деятельности (дознаватели, патрульно-постовая служба, и т. д.) сильнее окажутся сдвиги, касаюшдеся взаимодействия с гражданами, в том числе, с правонарушителями, тем более, что наш тренинг содержал упражнения на развитие эмпатии и развития интуиции в процесс межличностной коммуникации. Тогда гипотетически можно предположить, что сотрудники различных подразделений и с другими особенностями профессиональной деятельности, составляющих ее основу, будут избирательно развивать именно эти качества.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература.

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб: Питер, 2009.

2. Романов В. В. Юридическая психология. М.: Юрайт, 2010.

3. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. М.: Эксмо, 2005.

4. Волков В. Н. Юридическая психология. М.: Юнити-Дана, 2009.

5. Скалин Ю. Е. Теоретические основы исследования психофизиологических особенностей оперативных сотрудников уголовного розыска в ходе профессионального психологического отбора. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007;1: 147-154.

6. Човдырова Г. С. Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных сотрудников полиции для общения с гражданами. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013;1(52):38-43.

7. Шапочанский В. Н. Психологические особенности личности и деятельности оперативного сотрудника. Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015;2(73):82-86.

8. Забегалина С. В. Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010;2(41): 11-15.

9. Шайкова М. В. Психологические особенности профессиональной деятельности руководителя правоохранительных органов в экстремальных условиях. Auditorium. 2014;2(2):158-163.

10. Науменко Е. А., Васильева И. В. Интуиционные основы эффективной деятельности следователей. Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2008.

11. Науменко Е. А., Бабушкин Г. Д. Интуиция в структуре принятия решений в экстремальной деятельности. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013;1(52):7-13.

12. Хрусталева Т. А. Психологические особенности формирования личности оперативного работника уголовного розыска. М., 2004.

13. Новиков Б. Д., Козлов С. А. Психологические предпосылки успешной деятельности следственных работников прокуратуры. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002;1:35-38.

14. Зуева Л. Ю. Личностные и профессионально важные качества как основа профессиональной компетентности дознавателя. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009;1:17-19.

15. Харитиди Д. П. Построение системной модели психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности. Альманах современной науки и образования. 2010;12(43): 163-165.

16. Зуева Л. Ю. Принципы формирования профессиональной компетентности дознавателей. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008;2:22-25.

17. Мещерякова А. В., Сальникова Е. С. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности в жизненно-опасных ситуациях. Universum: психология и образование. 2016;5(23):8.

18. Бабушкин Г. Д. Вероятностное прогнозирование в экстремальных ситуациях. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009;4: 49-52.

19. Горбачев С. Н., Шумилин А. П. Развитие профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решений в экстремальной деятельности. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010;1(40):73-76.

20. Мухаметова Р. К. Профессионально-психологическая подготовленность к деятельности в экстремальной ситуации как психологическая проблема. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2015;2(32):94-98.

21. Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013; 4(55):19-21.

22. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

23. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.

24. Практический интеллект.. Под ред. Стернберг Р. Дж., Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж. и др. СПб.: Питер, 2002.

25. Goldberg P. The intuitive edge. Understanding and developing intuition. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, Inc, 1983.

26. Васильева И. В., Григорьев П. Е. Особенности профессиональной интуиции инспекторов ДПС ГИБДД в зависимости от стажа работы. Таврический журнал психиатрии.2017;2(79):61-66.

27. Гайнуллина А. В. Профессиограмма и психограмма инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012; 2(49): 120-125.

References

1. Gaynullina A. V. Professiogramma i psikhogramma inspektora dorozhno-patrul'noy sluzhby GIBDD. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2012; 2(49): 120-125. (in Russ.)

2. Romanov V. V. Yuridicheskaya psikhologiya. Moscow: Yurayt, 2010. (in Russ.)

3. Chufarovskiy Yu.V. Yuridicheskaya psikhologiya. Moscow: Eksmo, 2005. (in Russ.)

4. Volkov V. N. Yuridicheskaya psikhologiya. Moscow: Yuniti-Dana, 2009. (in Russ.)

5. Skalin Yu.Ye. Teoreticheskiye osnovy issledovaniya psikhofiziologicheskikh osobennostey operativnykh sotrudnikov ugolovnogo rozyska v khode professional'nogo psikhologicheskogo otbora. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2007;1: 147-154. (in Russ.)

6. Chovdyrova G. S. Psikhodiagnostika professional'no vazhnykh kachestv operativnykh cotrudnikov politsii dlya obshcheniya s grazhdanami. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2013;1(52):38-43. (in Russ.)

7. Shapochanskiy V. N. Psikhologicheskiye osobennosti lichnosti i deyatel'nosti operativnogo sotrudnika. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2015;2(73):82-86. (in Russ.)

8. Zabegalina S. V. Intuitivnoye myshleniye i prognosticheskiye sposobnosti, vyyavlennyye v khode podgotovki k deyatel'nosti v osobykh usloviyakh. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2010;2(41): 11-15. (in Russ.)

9. Shaykova M. V. Psikhologicheskiye osobennosti professional'noy deyatel'nosti rukovoditelya pravookhranitel'nykh organov v ekstremal'nykh usloviyakh. Auditorium. 2014;2(2):158-163. (in Russ.)

10. Naumenko Ye.A., Vctsil'yeva I. V. Intuitsionnyye osnovy effektivnoy deyatel'nosti sledovateley. Tyumen': izd-vo TyumGU, 2008. (in Russ.)

11. Naumenko Ye.A., Babushkin G. D. Intuitsiya v strukture prinyatiya resheniy v ekstremal'noy deyatel'nosti. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2013;1(52):7-13. (in Russ.)

12. Khrustaleva T. A. Psikhologicheskiye osobennosti formirovaniya lichnosti operativnogo rabotnika ugolovnogo rozyska. M., 2004. (in Russ.)

13. Novikov B. D, Kozlov S. A. Psikhologicheskiye predposylki uspeshnoy deyatel'nosti sledstvennykh rabotnikov prokuratury. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2002;1:35-38. (in Russ.)

14. Zuyeva L. Yu. Lichnostnyye i professional'no vazhnyye kachestva kak osnova professional'noy kompetentnosti doznavatelya. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2009;1:17-19. (in Russ.)

15. Kharitidi D. P. Postroyeniye sistemnoy modeli psikhologicheskoy gotovnosti studentov-yuristov k professional'noy deyatel'nosti. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2010;12(43): 163-165. (in Russ.)

16. Zuyeva L. Yu. Printsipy formirovaniya professional'noy kompetentnosti doznavateley. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2008;2:22-25. (in Russ.)

17. Meshcheryakova A. V., Sal'nikovaYe.S.Psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov k professional'noy deyatel'nosti v zhiznenno-opasnykh situatsiyakh. Universum: psikhologiya i obrazovaniye. 2016;5(23):8. (in Russ.)

18. Babushkin G. D. Veroyatnostnoye prognozirovaniye v ekstremal'nykh situatsiyakh. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2009;4: 49-52. (in Russ.)

19. Gorbachev S. N., Shumilin A. P. Razvitiye professional'no vazhnykh kachestv, obuslovlivayushchikh prinyatiye resheniy v ekstremal'noy deyatel'nosti. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2010;1(40):73-76. (in Russ.)

20. Mukhametova R. K. Professional'no-psikhologicheskaya podgotovlennost' k deyatel'nosti v ekstremal'noy situatsii kak psikhologicheskaya problema. Vestnik YarGU. Seriya Gumanitarnyye nauki. 2015;2(32):94-98. (in Russ.)

21. Dubnyakova A. I. Obraz sotrudnika politsii v soznanii grazhdan. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2013; 4(55):19-21. (in Russ.)

22. Shadrikov V. D. Problemy sistemogeneza professional'noy deyatel'nosti. Moscow: Nauka, 1982. (in Russ.)

23. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. MOSCOW Znaniye, 1996. (in Russ.)

24. Prakticheskiy intellekt. Pod red. Sternberg R. Dzh., Forsayt Dzh. B., Khedland Dzh. i dr. SPb.: Piter, 2002. (in Russ.)

25. Goldberg P. The intuitive edge. Understanding and developing intuition. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, Inc, 1983.

26. Vasil'eva I.V., Grigor'ev P. E. Osobennosti professional'noi intuitsii inspektorov DPS GIBDD v zavisimosti ot stazha raboty. Tavricheskii zhurnal psikhiatrii.2017; 2(79):61-66.

27. Gaynullina A. V. Professiogramma i psikhogramma inspektora dorozhno-patrul'noy sluzhby GIBDD. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2012; 2(49): 120-125. (in Russ.)

TRAINING OF INTUITION AS A METHOD OF INCREASING THE EFFICIENCY OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF TRAFFIC POLICE

INSPECTORS

12 Vasilieva I. V., 31 Grigoriev P. E.

1 Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen, Russia.

2 Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Physical and Technical Institute, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol,

Russia.

Summary. The article describes the procedure for evaluating the effectiveness of the developed and conducted training on the formation of professional intuition in the activity of law enforcement officers (by the example of traffic police inspectors). The experts agreed on the effectiveness of the training for 15 of the 54 professionally important qualities of traffic police officers. Significant changes were observed in the professionally important qualities related to the cognitive sphere of professional activity of traffic police inspectors. Preliminary assessment was conducted prior to the training, and the control assessment was conducted two months after its completion. Steady shifts in professionally important qualities, preserved after this time, indicate the effectiveness of training and the success of incorporating acquired skills into professional activities. Thus, there are grounds to recommend such training for traffic police inspectors, and if making contextual changes in the content of training exercises (in accordance with the content of the activities of employees), training can be used to develop professional intuition of employees of almost all divisions of the internal affairs. Of course, its approbation on the staff of other units on the basis of their specific professionally important qualities is of interest and prepares the ground for new research. Perhaps for the law enforcement officers with other specific activities (investigators, patrol service, etc.) there will be stronger shifts concerning interaction with citizens, including offenders, especially since our training contained exercises on development of empathy and development of intuition in the process interpersonal communication. Then, hypothetically, it can be assumed that employees of different departments and with other characteristics of professional activities that make up its basis will selectively develop these qualities.

Key words: intuition, training, efficiency, professional activity, professionally important qualities, traffic police inspectors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.