Научная статья на тему 'Тренинг артистизма педагога (трап): методологическая основа и задачи, принципы и преимущества'

Тренинг артистизма педагога (трап): методологическая основа и задачи, принципы и преимущества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ / ТРЕНИНГ / ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ / ПРИНЦИП КРЕАТИВНОСТИ / ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ / ПРИНЦИП ПАРТНЁРСКОГО ОБЩЕНИЯ / PEDAGOGICAL ARTISTRY / TRAINING / ACTIVITY PRINCIPLE / CREATIVITY PRINCIPLE / PRINCIPLE OF BEHAVIOR OBJECTIFICATION / PRINCIPLE OF PARTNER COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахаровская Елена Игоревна

Педагогический артистизм рассматривается как одна из важных педагогических компетенций, а тренинг артистизма педагога как способ её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic skill training for teachers (ASTT). Methodological base and tasks, principles and advantages

Pedagogical artistry is considered as one of the most important pedagogical competences, and the artistic skill training as a method of its development.

Текст научной работы на тему «Тренинг артистизма педагога (трап): методологическая основа и задачи, принципы и преимущества»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Педагогика

УДК 376

Е.И. Бахаровская

ТРЕНИНГ АРТИСТИЗМА ПЕДАГОГА (ТРАП): МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Педагогический артистизм рассматривается как одна из важных педагогических компетенций, а тренинг артистизма педагога - как способ её развития.

Ключевые слова: педагогический артистизм, тренинг, принцип активности, принцип креативности, принцип объективации поведения, принцип партнёрского общения.

Сегодняшний век высоких компьютерных технологий задает высокую планку современному образованию, которое из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.

Достижение этой цели невозможно без педагогов, обладающих творческой индивидуальностью и способных тонко «прикасаться» к личности ученика в процессе передачи человеческого опыта, сохраняя за ним право самостоятельного, творческого выбора. Студентам - будущим педагогам необходимо этому научиться. «Технология прикосновения» к личности ребенка объединяет педагогику и искусство и складывается из артистических умений учителя. Они особо необходимы там, где проявляется творчество:

1) умение ярко и пленительно выразить свое Я, чтобы оно было привлекательно для ученика, а также было доступно для его восприятия и понимания (обаяние и заразительность);

2) умение чувствовать психическое состояние ученика и понимать, что с ним происходит (эмпатия и рефлексия);

3) умение выстроить и развивать свои взаимоотношения с учениками, а при необходимости уметь их перестроить, скорректировать (умение импровизировать и избегать штампов);

4) умение не только взаимодействовать с учениками, но и воздействовать на них (коммуникативная компетентность, эмоциональность преподавания, чувство юмора);

5) умение быть оптимистичным, управлять своим собственным психическим состоянием и вызывать творческое самочувствие (активное использование педагогической режиссуры).

В целом педагогический артистизм может быть определен как способность целесообразного личностного взаимодействия педагога с учениками, основанная на выразительной образноэмоциональной «инструментовке» педагогического процесса; умение войти на время в необходимую роль, используя ее для достижения совместного с учащимися успеха в соответствии с определенными педагогическими задачами и конкретной ситуацией (К.С. Станиславский, Ж.В. Ваганова).

Артистизму нельзя обучить. Но можно научиться понимать его проявления и по достоинству оценивать его значимость в педагогическом процессе. Можно развить некоторые качества личности, например, образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетику речи, пластическую культуру, напрямую связанные с педагогическим артистизмом.

Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги К.С. Станиславский, М.А. Чехов, Е.Б. Вахтангов, М.О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Г.В. Кристи, Л.П. Новицкая, С.В. Гиппиус, В.А. Петров определили роль и значение тренинга как формы занятия, стимулирующего активность студентов и играющего важную роль в развитии их профессиональноличностных качеств. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности учителя внесли Ю.П. Азаров, В.М. Букатов, П.М. Ершов, А.П. Ершова, И.А. Зязюн, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик, В.Ф. Моргун, Е.А. Ямбург и другие.

С целью развития педагогического артистизма студентов - будущих учителей нами был разработан тренинг артистизма педагога ( ТРАП ). Термин «тренинг» ( от англ. train, training ) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и

значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю.Н. Емельянов определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется также и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью. Есть и другие определения тренинга, данные Л.А. Петровской, Г.А. Ковалевой, Б.Д. Парыгиным, С.И. Макшановой и другими.

Методологической основой разработанного нами тренинга артистизма педагога (ТРАП) являются системы К.С. Станиславского и М.А. Чехова, получившие свое развитие в трудах Е.Б. Вахтангова, О.И. Кнебель, Б. Брехта, Б.Шоу и др., где предложены интересные подходы, способствующие формированию человека-творца.

Тренинг как совокупность специально организованных форм общения и обучения имеет ряд преимуществ.

Первое состоит в групповом характере его организации. Групповой опыт противодействует межличностному и межнациональному отчуждению, помогает решению собственной проблемы. Человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе, «зацикливания» на своих трудностях. Выявление общего «поля проблем» уже в первый день работы убеждает студента в том, что его проблема не только не уникальна, но достаточно типична, что многие из присутствующих имеют аналогичную. Это совпадение проблем уже само по себе выступает мощным положительным фактором.

Второе состоит в том, что в тренинге студент может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия (в том числе межнационального) и даже провала, то тренинговые занятия выступают в качестве «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, преодолеть свои страхи, научиться по-новому относиться к себе и к людям. Главное, что все это происходит в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

Третье преимущество заключается в том, что в тренинговой группе студенты могут идентифицировать себя с другими, сыграть роль другого человека (педагога, ученика, родителя, зрителя, слушателя, представителя другой национальности и т. д.) для лучшего понимания другого и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия, рефлексия способствуют личностнопрофессиональному росту студентов и развитию самосознания.

Разработанный нами тренинг артистизма педагога (ТРАП) состоит из трех частей.

Первую из них составляют упражнения, направленные на формирование и развитие умений, навыков и установок эффективного педагогического общения: создания благоприятной, стимулирующей работоспособность атмосферы педагогического общения; умения слушать и слышать, смотреть и видеть; умения правильно и выразительно формулировать свои мысли.

Вторая часть тренинга посвящена развитию сенситивности, то есть чувствительности в восприятии окружающего мира. Это дает возможность поддержания установившихся контактов с учащимися, эффективного планирования, режиссирования педагогического процесса, а также разрешения проблемных и конфликтных ситуаций во взаимодействии с детьми путем развития эмпатии, рефлексии, интуиции.

Третья часть посвящена тренингу креативности, то есть беглости, гибкости и оригинальности мышления, а также толерантности, раскрепощенности воображения, умению жить и творить в предлагаемых педагогической ситуацией условиях.

Задачами разработанного нами тренинга являются:

1) создание среды и атмосферы, обеспечивающих глубокую проработку проблем педагогической деятельности как на уровне личности, так и на уровне студенческой группы;

2) развитие способности анализировать ситуацию и собственное поведение с целью изменения стереотипов поведения, мешающих студентам гибко реагировать и быстро перестраиваться в различных условиях;

3) формирование навыков межличностного и межнационального взаимодействия;

4) овладение студентами необходимыми социально-психологическими и профессиональнопедагогическими знаниями;

Тренинг артистизма педагога (ТРАП). ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

5) фиксация личностных особенностей студентов, уровня их развития, готовности к научению и самоизменению, создание в группе атмосферы безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

При проведении тренинга мы руководствовались следующими принципами.

1. Принцип активности. В тренинге все его участники вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за собой или поведением других по определенной схеме. Принцип активности опирается на известную идею о том, что человек усваивает 10% того, что слышит; 50% того, что видит; 70% того, что проговаривает, и 90 % того, что делает сам.

2. Принцип креативности. В тренинге конструируются и организовываются ситуации, дающие студентам возможность осознать, апробировать и натренировать новые способы поведения, открывающие членам группы их скрытые ресурсы, нереализованные возможности. Для этого создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие и безопасность.

3. Принцип осознания, объективации поведения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. При формировании профессиональных навыков, умений и поведенческих установок может, например, использоваться видеозапись с последующим просмотром и обсуждением поведения участников группы в тех или иных ситуациях. Правда, пользоваться этим сильным средством воздействия следует очень осторожно.

4.Принцип партнерского общения. Партнерское, субъект-субъектное общение в тренинге предполагает учет интересов других участников взаимодействия, а также их чувств, эмоций, переживаний, признание ценности личности каждого человека. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

Все названные принципы тесно взаимосвязаны. Их реализация является условием эффективной работы участников тренинга.

Тренинг артистизма педагога успешно прошел два этапа апробации. Первый этап научного эксперимента проводился в период с 2006 по 2008 г., второй этап - с 2009 по 2011 г. В эксперименте принимали участие студенты ИИиД (института искусства и дизайна) УдГУ различных специальностей: НХТ (народное художественное творчество - академический хор, инструментальное творчество, народный хор, любительский театр, хореография, теория и история НХТ); ИЗО; ХПК (художественное проектирование костюма), а также студенты Республиканского музыкального колледжа. В эксперименте было задействовано 300 испытуемых. В ходе научного исследования были измерены пять показателей, входящих в структуру педагогического артистизма:

1) самоконтроль в общении по методике М. Снайдера;

2) наблюдательность по методике Л.И. Маленковой;

3) уровень эмпатии по методике Мехрабиана;

4) уровень коммуникативной компетентности по методике Г.С. Трофимовой;

5) уровень владения педагогическим артистизмом (ПА) по методике Е.И. Бахаровской, специально составленной для проведения исследования.

В итоге по всем пяти показателям были получены достоверно значимые изменения. Так, например, показатель уровня владения педагогическим артистизмом во всех пяти экспериментальных группах, где проводился ТРАП, вырос до высоких значений; в пяти контрольных группах, где тренинг не проводился, этот показатель остался в диапазоне низкого уровня владения педагогическим артистизмом.

Занятия в форме тренинга неизменно вызывают оживление и неподдельный интерес студентов, так как способствуют их раскрепощению, а также раскрытию и реализации их творческого потенциала.

Бесспорно, что искусству душевного контакта с детьми нельзя научиться по учебнику или свести его к знанию суммы правил, так как любовь к детям, сопереживание и сопричастность к значимым событиям в их жизни сыграть невозможно. Главной предпосылкой для этого является чуткость и душевная открытость педагога, его способность уважать ребенка, ценить его мнение, а также готовность понять и принять его. У педагогического артистизма должна быть внутренняя основа в виде духовного богатства личности будущего педагога, понимающего истинное назначение своей профессии, ее высший смысл и свою миссию в этом.

Педагогический артистизм является качеством, имеющим сегодня бесспорное право быть включенным в профессиограмму современного педагога, способного вовлечь своих учеников в удивительный процесс открытия новых знаний и умеющего раскрывать и развивать творческий потенциал детей.

Следовательно, тренинг артистизма педагога (ТРАП) способствует развитию профессиональных компетенций и может быть рекомендован для включения в программу подготовки студентов -будущих педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булатова О.С. Педагогический артистизм. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 240 с.

2. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. М., 1986.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

4. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Моск. психол.-социальн. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 480 с.

5. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Речь; Ин-т Тренинга, 2001. 256 с.

Поступила в редакцию 11.12.11

E.I. Bakharovskaya

Artistic skill training for teachers (ASTT). Methodological base and tasks, principles and advantages.

Pedagogical artistry is considered as one of the most important pedagogical competences, and the artistic skill training as a method of its development.

Keywords: pedagogical artistry, training, activity principle, creativity principle, principle of behavior objectification, principle of partner communication.

Бахаровская Елена Игоревна, старший преподаватель Bakharovskaya E.I., senior lecturer

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.