Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРЕНДЫ В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Р. Р.

В статье рассматриваются тренды индивидуализации образования, реализуемые в условиях современного образовательного процесса. Персонализация является одним из главных трендов в образовании. Приведен мировой опыт индивидуализации в образовании, а также условия реализации индивидуализации в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Рахимов Р.Р., аспирант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ТРЕНДЫ В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются тренды индивидуализации образования, реализуемые в условиях современного образовательного процесса. Персонализация является одним из главных трендов в образовании. Приведен мировой опыт индивидуализации в образовании, а также условия реализации индивидуализации в образовательной организации.

Ключевые слова: индивидуализация образования, образовательные тренды, персонализация, траектория обучения

Ключевым трендом нашего времени стал переход от продуктоцентричности к человекоцентричности во всех сферах производства и общественной жизни. Но прежде всего это касается отраслей, связанных с развитием человеческого капитала. Этот тренд находит отражение в индивидуализации образования и превращении его в непрерывный процесс, охватывающий все этапы профессиональной жизни человека. Цифровые технологии формируют материальную основу этого процесса. В результате человекоцентричность становится важной характеристикой всей сферы образования.

В скором времени изменится KPI и в образовании: будут смотреть не на количество людей, которые были выпущены, и не на средние баллы, а на то, где будут работать люди, насколько они успешны. Как только эта статистика появится в открытом доступе, она будет качественно влиять на интерес абитуриентов (куда поступать) и коммерческую успешность образовательной организации (сколько платить за образование). Это приведёт к тому, что придётся быстро вносить коррективы в образовательный процесс.

Персонализация - один из главных трендов в образовании. Чтобы построить свою образовательную траекторию, обучающийся должен выбрать учебные курсы, уровни их освоения, форматы обучения. Но вся сложившаяся на сегодня практика показывает: в ситуациях образовательного выбора более престижные и перспективные варианты достаются детям из более обеспеченных, благополучных и образованных семей. И неравенство воспроизводится независимо от личных успехов обучающихся в учёбе.

В исследованиях Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» можно найти множество таких примеров. Предсказать, пойдут ли дети с одинаково высокой успеваемостью после девятого класса в старшую школу (и затем в вуз) или в колледж, позволяет уровень образования родителей. Большинство (85%) учеников, чьи родители получили высшее образование, выбирают десятый класс. А среди тех, чьи родители имеют среднее специальное или только школьное образование, таких от 63 до 66%

[4].

Конечно, это не значит, что вуз - лучший выбор всегда и для каждого. Колледж тоже может быть частью сознательно выбранной образовательной траектории. Но почему такую траекторию выбирают всего 15% детей родителей с высшим образованием, и более 30% -если родители без него? Очевидно, что образовательные запросы у них изначально были неравными.

Родители настраивают детей на тот уровень образовательных притязаний, который знаком им по собственному опыту. Даже если они хотели бы дать ребёнку максимум возможностей, у них самих просто нет информации о некоторых вариантах. Они советуют проторённый путь. Сами ученики тоже знают об образовательных и карьерных перспективах за пределами опыта их семей недостаточно. Если никто в семье не получил высшее образование, как ребёнку узнать, чем занимается, например, финансовый аналитик в банке или учёный в лаборатории геномной инженерии?

Если внедрить в образовательных организациях индивидуальные образовательные траектории, не пытаясь снять эти барьеры, то неравенство только углубится. Увеличится количество точек, в которых ученики будут делать выбор с учётом своих социальных ограничений, а значит, увеличатся и разрывы между теми, кто выбирает разные варианты.

Мировой опыт тоже показывает, что индивидуализацию можно понимать по-разному, и не обязательно она означает неравный доступ к знаниям. В разных странах в школах внедряют разные индивидуальные подходы [4] :

1. Ориентация на традиционные образовательные результаты. Это самое инерционное направление. В этом случае в стандарты не добавляют ничего нового, но разделяют традиционные образовательные результаты по уровням освоения. Например, в образовательных стандартах США (Common Core Learning Standards - общие базовые стандарты обучения) уровни называются грейдами. Такое дробление позволяет точнее отслеживать продвижение каждого ученика к образовательным целям. Допустим, ребёнок может учиться в шестом классе, но математику к этому времени освоить только на уровне пятого грейда. И это значит, что ему рано давать задания на уровне шестого грейда.

2. Ориентация на интересы каждого ребёнка. Здесь в центре внимания не единые для всех образовательные результаты, а личные качества и потенциал. Общая программа -материал, и ничего обязательного в ней нет. Этот радикальный подход исповедуют педагоги-новаторы во всём мире, по нему живут отдельные экспериментальные школы, но не образовательные системы целых стран.

3. Ориентация на традиционные результаты с элементами индивидуализации. Это самое популярное направление. В нём школа выстраивает индивидуальную траекторию только для личностного развития ребёнка. Программа по традиционным предметам остаётся общей для всех. В классные журналы результаты «личностной» линии не попадают, но её тоже можно формализовать.

4. Взаимосвязь предметных и непредметных результатов. Это значит, что в программе не только по литературе или обществознанию, но и по математике, физике и химии должно быть место для развития инициативности, сотрудничества, организованности и других важных межпредметных навыков.

5. Концептуально-ориентированное обучение. Это самое актуальное направление. В нём образовательные программы строятся на основе больших идей (Big Ideas). Большие идеи - это ключевые точки программы, те знания, без которых у ученика не сложится адекватного понимания предмета. При таком подходе образовательные траектории могут быть любыми, но они обязательно должны пройти через эти точки.

Эксперименты с индивидуальными образовательными траекториями уже сейчас идут в российских образовательных организациях, и некоторые из них громко называют себя персонально ориентированными. Но о настоящей персонализации говорить пока рано. Да и чего больше принесёт нацеленность на индивидуализацию организациями -пользы или рисков, пока неизвестно. Для успеха индивидуализации образовательной организации необходимо:

- обновить педагогические подходы;

- развивать у обучающихся самостоятельность в обучении;

- информировать обучающихся и их родителей об образовательных возможностях;

- объединить ресурсы с другими организациями, чтобы создать насыщенную образовательную среду;

- снять часть нагрузки с педагогических работников при помощи тьюторов и/или цифровых платформ.

Далеко не у каждой образовательной организации есть возможности и воля руководства, да и самих педагогических работников, чтобы решиться на эти перемены.

Примерно 10-15 лет назад отмечалась тенденция на индивидуализацию образования, когда обучающийся мог сам выбирать курсы, которые ему кажутся более важными. Сейчас индивидуальные сложности возможно учесть через личностно-профессиональную

диагностику. Это возможность сформировать свою траекторию с помощью искусственного интеллекта, с учетом самых разных информационно-технологических возможностей, возможностей организации образования.

Возможность для студента сформировать свою траекторию обучения с помощью искусственного интеллекта, восприятие образования как инвестиции в себя, усиление конкуренции между образовательными организациями и технологическими компаниями можно назвать сегодня образовательными трендами, которые сложились за годы пандемии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахидова Л.В. Основные положения концептуально детерминированной персонифицированной информационно-образовательной среды // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (2013 г.; Екатеринбург) / науч. ред. Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. - Том II. - С. 240-250.

2. Крупнов Ю.В. Практика персонального образования [Электронный ресурс] / Ю.В. Крупнов // Статья из учебника «Пайдейя» и интернет-портала «Лучшая школа.ру». -Режим доступа: http://www.personaledu.narod.ru

3. Кутузов А.В. Сущность индивидуализации образования в современной школе [Электронный ресурс] / А.В. Кутузов // Статья из журнала «Ученные записки ЗабГГПУ». -Режим доступа: Сущность индивидуализации образования в современной школе

4. Образовательные переходы в России: социально-экономическое положение семьи и успеваемость/ Т. Е. Хавенсон, Т. А. Чиркина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018 - 24 с. - 200 экз. - (Факты образования № 5(20)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.