Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2846
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ / PERSONALIZATION / METHODOLOGY / METHODOLOGICAL APPROACH / EDUCATION / PEDAGOGY / ANTHROPOLOGICAL / AXIOLOGICAL / PERSONALIZED LEARNING APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Наталья Викторовна

В статье обсуждается проблема реализации идеи персонализации в образовании как современного образовательного тренда. Показано её значение и трактовка в рамках различных научных направлений, выделены её основные характеристики: свобода выбора, возможность управлять своей деятельностью, проявление своей индивидуальности, воздействие на других людей, разработка личного образовательного трека. Цель статьи состоит в обобщении понятия «персонализация образования» и методологическом обосновании изучения и внедрения идеи персонализации в образовательную практику. Исследование проводится в основном на базе аксиологического, антропологического, личностно ориентированного подходов. Результаты заключаются в обосновании применения указанных подходов для реализации принципа персонализации в образовательном процессе. Делается вывод о необходимости применения междисциплинарного методологического подхода к проблеме реализации идеи персонализации в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PERSONALIZED LEARNING

The article discusses the actualization of the personalized learning idea as a modern educational trend. The article considers the sense and interpretation of the term within the framework of various scientific tendencies; it also highlights its main characteristics: freedom of choice, the ability to control one’s own activities, to manifest individuality, to have an impact on others and to develop a personalized learning path. The purpose of the article is to generalize the concept of «personalized learning» and the methodological foundation of the study and introduction of the personalized learning idea into educational practice. The research is carried out mainly on the basis of axiological, anthropological, personality-oriented approaches. The results demonstrate the reasons to apply the mentioned approaches in order to introduce the principle of personalized learning idea into educational process. It is concluded that it is necessary to apply an interdisciplinary methodological approach to the problem of personalized learning idea introduction into education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.01 йСЯ: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10

Н. В. Савина12

'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация 2Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Методологические основы персонализации образования

Аннотация. В статье обсуждается проблема реализации идеи персонализации в образовании как современного образовательного тренда. Показано её значение и трактовка в рамках различных научных направлений, выделены её основные характеристики: свобода выбора, возможность управлять своей деятельностью, проявление своей индивидуальности, воздействие на других людей, разработка личного образовательного трека. Цель статьи состоит в обобщении понятия «персонализация образования» и методологическом обосновании изучения и внедрения идеи персонализации в образовательную практику. Исследование проводится в основном на базе аксиологического, антропологического, личностно ориентированного подходов. Результаты заключаются в обосновании применения указанных подходов для реализации принципа персонализации в образовательном процессе. Делается вывод о необходимости применения междисциплинарного методологического подхода к проблеме реализации идеи персонализации в образовании.

Ключевые слова: персонализация, методология, методологический подход, образование, педагогика, антропологический, аксиологический, личностно ориентированный подходы.

Дата поступления статьи: 9 ноября 2020 г.

Для цитирования: Савина Н. В. (2020) Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 4. С. 82-90. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.2020.l4.4.l0.

Проблема и цель. В современном мире достаточно быстро изменяются и требования к образованию. Основными заказчиками являются государство, родители, работодатели, а также сами обучающие, роль которых возрастает в профессиональном образовании. Современные школьники и студенты хотят получить образование того уровня и в таких условиях, которые полностью удовлетворяют их потребности. В связи с этим возник и активно продвигается один из образовательных трендов - персонализация. Истоки понятия уходят к латинским словам persona - лицо и facere - делать, дословно - «создавать своё лицо». Французское слово personnaliser -олицетворять, представлять себя в лице кого-то, наделять чьими-то свойствами. «Основное назначение педагога - это своеобразное «делегирование» ученику функции субъектности, позиции субъекта собственного образования» [1, с. 45]. Именно персонализация показывает, что главный субъект образования - обучающийся. Наблюдается противоречие между возросшей потребностью обучающихся на всех уровнях образования в самоопределении целей, технологий, времени, объёма содержания образования и др. и жёстко нормированной организацией процесса в образовательных учреждениях. И, соответственно, между необходимостью

внедрения идеи персонализации в образовательную практику и отсутствием достаточных методологических оснований для этого. Проблема исследования заключается в отсутствии единого понимания феномена персонализации в образовании, а также в необходимости ответить на вопрос, какие конкретно-научные методологические подходы следует использовать для реализации идеи персонального образования. Цель статьи состоит в обобщении понятия «персонализация образования» и методологическом обосновании изучения и внедрения идеи персо-нализации в образовательную практику.

Методология. Исследование проводится на уровне конкретно-научной методологии педагогики. Рассматриваются и обосновываются в контексте проблемы антропологический, аксиологический, личностно ориентированный подходы. Используются методы анализа, конкретизации, сравнения, обобщения.

Результаты. Одним из родоначальников персонализации образования можно считать Аристотеля и его школу «Перипатетики». Американский педагог Хелен Паркхерст в начале XX в. обосновала концепцию и реализовала идею персонализированного обучения. Известна её образовательная технология DaltonPlan, направленная на оптимизацию работы школы за счёт

Part 2. Pedagogical Science

адаптации учебного процесса к особенностям каждого обучающегося. Основная цель использования технологии - создать оптимальные условия для индивидуального развития и социализации личности каждого обучающегося. В DaltonPlan центром становится обучающийся, образовательный процесс и учитель приспосабливается к нему. Свою идею Х. Паркхерст воплотила в школе DaltonSchool. Ученику предложено самому выбирать предметы, которые он собирается изучать, и уровень их постижения (три варианта). Темп (время) их освоения (три варианта) тоже определяется самостоятельно. «...собственный темп работы - важнейший компонент её успешности. Пока ребёнку не предоставляется возможность воспринимать знания в его собственном темпе, он никогда ничего не изучит основательно» (пер. авт. статьи) [2].

К сожалению, эти идеи, которые сравнительно хорошо зарекомендовали себя на практике, реализовались во всём мире недостаточно полно. Такая картина наблюдалась примерно до начала XXI в. - до того времени, когда стали активно говорить о новых подходах к процессу обучения на всех его уровнях.

В философии в конце XIX в. возник персонализм - теологическое течение, признающее личность первичной творческой реальностью и главной духовной ценностью. Термин приписывают немецкому философу Ф. Шлейермахеру. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Отсюда вытекает важность коммуникации как вовлечения людей в преобразование мира. В первой половине XX в. определяется главная черта личности - свобода выбора (Э. Мунье, Ж. Лакруа).

В психологии персонализация рассматривается как процесс, в результате которого человек осознаёт себя как личность, процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности. Происходит это под влиянием образа значимого другого. Результат персонализации - выражение индивидуальности личности через активную деятельность. Идеи нашли своё отражение в теории гуманистического психоанализа Э. Фромма, интерперсональной теории Г. Саллива-на, а также в рамках психосоциального подхода Э. Эриксона. По К. Юнгу, персонализация - социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращёнными к нему со

стороны окружающих. Известна российская теория персонализации личности А. В. Петровского, где основная идея - личность человека как его объективная представленность в жизни других людей, определение человеком себя через социум. На высшем уровне, метаиндивидном, личность оказывает воздействие на других людей. Развитие личности - процесс вхождения в различные социальные группы [3].

В социологии персонализация - процесс, в результате которого социальные отношения принимают личностный характер [4].

Сегодня понятие «персонализация», наряду со смежными понятиями «персонификация» и «кастомизация», активно используется в маркетинге в значениях «настройка товара под конкретного пользователя», «учёт интересов конкретного пользователя», «реализация возможности индивидуального использования».

Во всех научных направлениях заметен один аспект - активность самого человека, которую он проявляет на пути личностного развития и без которой личностью он не станет.

В педагогике это понятие представлено достаточно широко, часто как синоним понятий персонификации и индивидуализации обучения. Действительно, даже в словарях эти термины указаны как синонимичные. Персонализация образования выступает как один из принципов обучения и воспитания. В отличие от дифференциации и индивидуализации, где главная роль принадлежит педагогу, персонализация подразумевает ориентацию педагога на внутреннюю активность самого воспитанника, его самостоятельность, инициативность в обучении [5]. Задача педагога - создать условия для максимального раскрытия индивидуальности, потенциала личности. Принцип персонализации предполагает свободу выбора образовательного пути.

Персонализация - удовлетворение различных потребностей в обучении, интересов, стремлений или культурных особенностей отдельных учащихся [6].

В главе «Персональный характер учения» Джон Хэтти указывает, что «...мы должны учитывать мнение учеников, их цели, причины, которые могли бы вовлечь в процесс обучения» (пер. авт. статьи) [7].

Персонализированное образование - способ проектирования и осуществления образователь-

Раздел 2. Педагогические науки

ного процесса, направленного на развитие личностного потенциала учащегося. Обучающийся выступает в качестве субъекта совместной учебной деятельности, имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию, с тем чтобы в ней учитывались особенности его личности и потребности развития [5].

Обобщая все представленные трактовки понятия «персонализация», мы можем утверждать, что это явление по сути представляет собой процесс «обналичивания» обучения, наделения его свойствами конкретного человека -обучающегося, а именно его потребностями (что и в каком виде я хочу) и возможностями (каким образом я могу). Образовательный процесс подстраивается под каждого конкретного человека. В этом и заключается значение принципа пер-сонализации образования. К его основным характеристикам можно отнести свободу выбора, возможность управлять своей деятельностью, проявлять свою индивидуальность, воздействовать на других людей, разрабатывать личный образовательный трек.

Персонализация упоминается в исследованиях и как процесс, и как способ, и как сценарий, и как принцип. Если рассматривать персонализацию как принцип, то есть основополагающее понятие (или совокупность понятий), которое объединяет комплекс идей в единую систему знаний, то необходимо найти место этого принципа в методологических подходах, выделить эти подходы. В других случаях путём сущностного анализа необходимо обосновать корректность применения конкретных методологических подходов для внедрения персо-нализации в образовательную практику.

Определение методологических направлений в педагогической науке и соотнесение с ним той или иной теории, воздействие методологических основ исследования на содержание и характер научных построений - всё это актуальные вопросы методологии педагогического исследования [8]. В таком случае нахождение исходной концепции, опорных теоретических положений, единого подхода определяет ход и предполагаемые результаты исследовательского замысла в каждом конкретном случае.

Методология (от греч. ^l£8o5oЛoYÍa - учение о способах; более глубокая этимология - от греч. Л6YOc; - мысль, причина) - это учение о системе понятий и их отношений, система основопола-

гающих принципов, методов, способов и средств их реализации для проектирования (или построения) научно-практической деятельности человека. Методология также рассматривается как система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности человека в определённой области и, кроме того, как учение об этой системе. Методологию педагогической науки определим как взаимосвязанную совокупность познавательных средств, методов, используемых приёмов, раскрывающих внутреннюю логику исследования в педагогике, в т. ч. основные принципы и методы составления плана исследования, а также как систему доминирующих идей, методов, определяющих научные подходы [9].

Общепризнанно, что в структуре методологического знания выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический (Э. Г. Юдин) [10]. Содержание первого, философского, уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень - конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Конкретно-научный уровень методологии позволяет конкретизировать проблему с точки зрения определённой науки, сформулировать принципы и выделить методы исследования, характерные для данной научной области. Методология конкретной науки включает в себя как вопросы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвёртый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит чётко выраженный нор-

Part 2. Pedagogical Science

мативный характер. Мы в данном исследовании рассматриваем третий уровень - собственно методологию педагогики, и рассматриваем его с позиции устоявшихся методологических подходов.

Подход - методология решения проблемы, раскрывающая основную идею, социально-экономические, философские, психолого-педагогические предпосылки, цели, принципы, этапы достижения целей [11]. Методологический подход в образовании и педагогике рассматривается как система принципов и методов изучения, проектирования и организации образовательного процесса, которая складывается на основе системы знаний о закономерностях и законах взаимодействия элементов образовательного процесса, сформированной по отношению к какому-либо качеству или какой-либо стороне бытия человека. Согласимся с Н. В. Ипполитовой, что «взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» может быть представлена как соотношение основы и средства: применение определённых методологических подходов обеспечивает реализацию соответствующих методологических оснований познания и преобразования явлений и процессов» [12, с. 15].

Сегодня среди конкретных методологических подходов в педагогике выделяются акмеологи-ческий, аксиологический, антропологический, гуманистический, деятельностный, личностный, личностно-деятельностный, личностно ориентированный, культурологический, ком-петентностный, полисубъектный, средовой.

Некоторые из подходов используются чаще, некоторые реже. Например, основанием для федеральных государственных стандартов всех уровней образования является деятельностный подход, поэтому он используется во всех исследованиях; в профессиональном образовании, кроме деятельностного, также основным является компетентностный подход. Другие подходы дополняют указанные в зависимости от цели и особенностей конкретного исследования. Также необходимо отметить, что некоторые подходы применяют как на конкретном педагогическом уровне, так и на других уровнях, а также на конкретном уровне, но разных научных направлений. Например, аксиологический считается и философским подходом высшего уровня, а акме-ологический и деятельностный - подходами конкретно-научного уровня, но в психологии. Отметим по этому поводу, что «междисциплинарный подход как инструментарий исследовательского поиска может обеспечить реальную внутринаучную рефлексию и методологический диалог при сохранении целостности педагогической науки как самостоятельной дисциплины, обладающей собственными средствами и механизмами развития» [13, с. 115]. И в этой же связи В. В. Сериков видит одну из причин кризиса методологии педагогики в том, что некоторые исследователи стремятся отделить научно-педагогическое знание от всякого другого [1, с. 40]. Представим характеристики указанных подходов и основные персоналии в табл. 1.

Таблица 1 - Методологические подходы конкретно-научного уровня в педагогических исследованиях

Методологический подход Содержание Авторы

Акмеологический Достижение высшей ступени индивидуального развития в различные периоды жизни, ориентация на высшие достижения в целостном развитии растущего и взрослого человека в условиях образовательных систем Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, А. М. Зимичев

Аксиологический Ценностная основа образования должна быть ориентирована на чувства и смысл в равной мере; изучаемое явление рассматривается с точки зрения ценностей A. Г. Здравомыслов, B. А. Сластенин, Н. Д. Никандров, Г. И. Чижакова

Антропологический Системное использование данных разных наук о человеке, их учёт при планировании и реализации образовательного процесса К. Д. Ушинский Б. М. Бим-Бад

Гуманистический Человек есть наивысшая ценность, цель воспитания -стать полноценным субъектом деятельности, познания, общения К. Роджерс, Дж. Дьюи, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили

Деятельность™ Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности; тактика обучения - включение в ведущую деятельность A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, B. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин

Личностный Личность рассматривается как субъект деятельности, который сам, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения; для этого подхода характерна опора на личностные качества обучающихся Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, В. В. Краевский, А. В. Петровский

Личностно-деятельностный Формирование и развитие личности в деятельности К. А. Абульханова-Славская, И. А. Зимняя, В. В. Краевский

Личностно ориентированный Обеспечить развитие личности, поддержку её индивидуальности, полноценное удовлетворение образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов; рассматривается как подход, предоставляющий свободу выбора содержания и путей получения образования, а также способов самореализации личности в культурно-образовательном пространстве Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская

Культурологический Освоение личностью культуры, способов творческой деятельности; рассмотрение феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности М. М. Бахтин, М. С. Каган, А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова

Компетентностный Формирование и развитие у обучающихся универсальных и предметных компетенций; под образовательной компетенцией понимается совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося Дж. Равен, И. А. Зимняя, В. И. Байденко, А. С. Хуторской

Полисубъектный Сущность человека значительно богаче и сложнее, чем его деятельность; для этого подхода характерна вера в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности; предполагается, что личность развивается в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога М. М. Бахтин, В. С. Библер, И. В. Вачков

Средовой Среда является одним из решающих факторов в развитии личности, человек своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создаёт её для себя Ю. С. Мануйлов, В. А. Ясвин

Исходя из выделенных нами атрибутов персо-нализации (свобода выбора, возможность управлять своей деятельностью, проявление своей индивидуальности, воздействие на других людей, разработка личного образовательного трека), наиболее соответствующими подходами для изучения и внедрения этого феномена нам представляются собственно те, в рамках которых наиболее рельефно проявляется характеристика субъект-ности ученика. Это, по нашему мнению, антропологический, аксиологический и личностно ориентированный подходы. Конечно, все подходы каким-то образом связаны между собой. Сложно разделить личностный и личностно ориентированный, деятельностный и личностно-деятель-ностный, культурологический подход выступает как метод проектирования концепций личност-но ориентированного образования (Е. В. Бонда-ревская), в основе компетентностного подхода, в свою очередь, лежит деятельностный (ФГОС ВО); основу методологии гуманистической педагогики составляют диалогический, личностный

и деятельностный методы и т. д. Известна фраза С. Л. Рубинштейна: «...сделать личностный аспект единственным - значит закрыть себе путь для исследования закономерностей психической деятельности» и тем более, добавим, деятельности и поведения в целом. [14, с. 247]. М. М. Бахтин, в частности, утверждал, что «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя» [15, с. 336]. Конечно, каждый подход заслуживает внимания. Но мы ограничимся задачей нашего исследования и поясним выбор трёх методологических подходов.

Среди принципов антропологического подхода присутствует и принцип субъектности - ребёнок с качествами активности, самостоятельности, способный к осуществлению предметно-практической деятельности, т. е. человек - «субъект деятельности» [16]. Отметим, что автор показывает и принцип культуросообразности, и принцип ди-алогизма (полисубъектности), что отражает взаимопроникновение различных подходов.

Part 2. Pedagogical Science

Педагогическая аксиология изменяет характер взаимодействия учителя с учеником. В центре внимания оказываются не знания, умения, навыки (компетенции), а целый комплекс жизненно важных ценностей. «Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности» [17, с. 204]. Здесь уже прослеживаются проявления субъектности обучающихся. Необходимость аксиологического подхода актуальна и в профессиональном образовании при подготовке педагогов [1, с. 155].

Нам представляется, что в современном образовании, при всех плюсах компетентностного подхода, незаслуженно забыт подход личност-но ориентированный. Последний был крайне популярен в конце XX - начале XXI в. Довольно резкий переход от традиционной парадигмы образования в России потребовал признания права личности обучающихся на своё слово в образовательном процессе. Именно в личностно ориентированной парадигме произошло некоторое смещение дифференциации обучения и в целом образования на индивидуализацию. Однако введение в образование компетентностного подхода, наряду с декларацией в федеральных государственных образовательных стандартах различного уровня приоритета личностного развития, под образовательными результатами, позволяющими обучающимся переходить на следующую ступень образования, подразумевает только действенный компонент. Никто не оценивает школьника или студента с точки зрения того, насколько хороший он человек, сформирована ли у него система глобальных ценностей (например, осознаёт ли он как ценности свободу, толерантность, патриотизм), может ли он сделать выбор самостоятельно и т. п. Оцениваются только предметные и косвенно мета-предметные результаты. Персонализация - это личностный компонент и результат образования. И хотя И. А. Зимняя считает, что личностно ориентированное обучение уже, чем личност-но-деятельностный подход, т. к. вне его остаются деятельность и поведение человека в целом, но в содержании личностно-деятельностного подхода выделяется главная роль педагога, а

не обучающегося. «Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений педагог определяет учебную цель занятия и формирует, направляет, корригирует весь образовательный процесс в целях развития его личности. Учёт педагогом национальных, половозрастных, индивидуально-психологических, статусных особенностей обучающегося осуществляется через форму и содержание учебных заданий, через характер общения с обучающимся» [18, с. 114]. Здесь мы видим, опять же, идею индивидуализации, но не персонализации. Однако та же И. А. Зимняя описывает позицию обучающегося в личностно-деятельностном подходе как субъекта: «Личностно-деятельностный подход к научению с позиций обучающегося (при особом учёте организации субъектно-субъектного учебного взаимодействия самим педагогом) прежде всего предполагает свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнёра обучения - педагога» [14, с. 250]. На наш взгляд, это достаточно точное понимание того, что есть персонализация образования. Но далее автор заканчивает рассуждения тем, что образование при личностно-деятельностном подходе становится антропоцентричным. И снова здесь появляется антропологический подход как синонимичное понятие для личностно-дея-тельностного подхода или его замена.

Выводы. Персонализация - современный тренд образовательного процесса на всех уровнях системы образования. Среди атрибутов пер-сонализации особенно выделяется позиция обучающегося как субъекта, которая выражается в способности и возможности выбирать отдельные аспекты образовательного процесса, что обусловливает выход на построение и реализацию индивидуального образовательного трека. Среди методологических подходов конкретно-научного уровня, лежащих в основе внедрения идеи пер-сонализации в практику, можно особо отметить антропологический, аксиологический, личност-но ориентированный, не утверждая их полноту и исключительность. Учитывая, что конкретная методология педагогики представляет собой взаимопроникновение и взаимодополнение различных подходов, можно предположить, что и другие методологические основы будут полезны в разной степени для корректного введения идеи персонализации. Становится понятно, что совре-

Раздел 2. Педагогические науки

менная модель образования в своей методологической основе достаточно гибка и имеет междисциплинарный характер.

Отсюда перспективы дальнейшего исследования нам представляются достаточно обширными. Во-первых, это обоснование подходов к идее персонализации на каждом уровне методологи-

ческого знания. Во-вторых - подробное рассмотрение каждого конкретно-научного подхода по всем атрибутам персонализации и классификация подходов по степени значимости. В-третьих - выделение и обоснование теоретических основ персонализации образования с целью избежать смешения методологии и теории.

Источники

1. Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований : монограф. / Роберт И. В., Сериков В. В., Шихнабиева Т. Ш. и др. Омск : Изд-во ОмГА, 2020. 192 с.

2. Parkhurst E. (1922) Education On The Dalton Plan, USA, 1922, 303 p.

3. Петровский В. А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности, М. : Педагогика, 1987. 238 с.

4. Социологический энциклопедический словарь. М. : НОРМА-ИНФРА, 2000. 488 с.

5. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы // Вклад в будущее. Благотворительный фонд Сбербанка [Электронный ресурс]. URL: https://vbudushee.ru/ upload/Hb/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf (дата обращения : 12.09.2020).

6. Great Schools Partnership. Personalized Learning Definition [Electronic resource]. The Glossary of Education Reform, UC, URL: https://www.edglossary.org/personalized-learning/ (accessed 12.09.2020)

7. Hattie John (2009) Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement, UC, 2009. 378 p.

8. Литвин А. В. К вопросу о методологии педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. М. : Инст-т стратегии развития образования РАО, 2014. № 3. С. 55-65

9. Роберт И. В. Методология педагогического исследования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск : Изд-во ОмГА, 2018. № 3. С. 85-97

10. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки: монограф. М. : Наука, 1978. 391 с.

11. Загвязинский В. И., Атаханов. Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М. : Academia, 2010. 208 c.

12. Ипполитова Н. В. Взаимосвязь понятий «Методология» и «Методологический подход» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Образование. Педагогические науки. Челябинск : Изд-во ЮУРГУ, 2009. № 13 (146). С. 9-15.

13. Снопкова Е. И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях: научное обоснование // Интеграция образования. Саранск : Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2015. Т. 19. № 1. С. 111-117.

14. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) : коллективная монограф. : в 2 кн. Кн. 1 / под общ. ред. И. А. Зимней. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244-252.

15. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 429 с.

16. Фирстова А. Е. Сущностные характеристики антропологического подхода в педагогике // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. Волгоград : Изд-во ВолГПУ, 2012. № 7(71). С. 15-19.

17. Маслов С. И., Маслова Т. А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. Тула : Изд-во ТулГУ, 2013. № 3-2. с. 202-212.

18. Шипилина Л. А. Методология профессионально-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлениям 6.44.03.04; 6.44.04.04 - «Профессиональное обучение (по отраслям)»; 6.44.06.01 - «Образование и педагогические науки». Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. 282 с.

Информация об авторе

Савина Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). Доцент

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

кафедры педагогики, психологии и социальной работы. Омская гуманитарная академия, (644105, РФ, г. Омск, ул.4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0001-7635-1016. SPIN-код: 8964-0352. E-mail: [email protected]

N. V. Savina1

'Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian 1 2Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation

Methodological foundations of personalized learning

Abstract. The article discusses the actualization of the personalized learning idea as a modern educational trend. The article considers the sense and interpretation of the term within the framework of various scientific tendencies; it also highlights its main characteristics: freedom of choice, the ability to control one's own activities, to manifest individuality, to have an impact on others and to develop a personalized learning path. The purpose of the article is to generalize the concept of «personalized learning» and the methodological foundation of the study and introduction of the personalized learning idea into educational practice. The research is carried out mainly on the basis of axiological, anthropological, personality-oriented approaches. The results demonstrate the reasons to apply the mentioned approaches in order to introduce the principle of personalized learning idea into educational process. It is concluded that it is necessary to apply an interdisciplinary methodological approach to the problem of personalized learning idea introduction into education.

Keywords: personalization, methodology, methodological approach, education, pedagogy, anthropological, axiological, personalized learning approaches.

Paper submitted: November 9, 2020.

For citation: Savina N. V. (2020) Methodological foundations of personalized learning. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 4, pp. 82-90. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2020.i4.4.i0.

References

1. Robert I. V., Serikov V. V., Shikhnabieva T. Sh. et al. (2020) Actual problems of the methodology of scientific and pedagogical research. Monograph. Omsk, OmHA Publ., 2020, 192 p. (In Russian).

2. Parkhurst E. (1922) Education On The Dalton Plan, USA, 1922, 303 p. (In English).

3. Petrovsky V. A. (1987) System-activity approach to personality: the concept of personalization. In: Psychology of a developing personality, Moscow, Pedagogy Publ., 1987, 238 p. (In Russian).

5. Personalized model of education using a digital platform. Contribution to the future. Sberbank Charitable Foundation [Electronic resource]. Available at: https://vbudushee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf (accessed 12.09.2020). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Great Schools Partnership. Personalized Learning Definition [Electronic resource]. The Glossary of Education Reform, UC. Available at: https://www.edglossary.org/personalized-learning/ (accessed 12.09.2020) (In English).

7. Hattie John (2009) Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement, UC, 2009, 378 p. (In English).

8. Litvin A. V. (2014) On the question of the methodology of pedagogical research. Domestic and foreign pedagogy, 2014, no. 3, pp. 55-65 (In Russian).

9. Robert I. V. (2018) Methodology of pedagogical research. Science of person: humanitarian researches, 2018, no. 3, pp. 85-97 (In Russian).

10. Yudin E. G. (1978) System approach and principle of activity: Methodological problems of modern science: monograph. Moscow, Nauka Publ., 1978, 391 p. (In Russian).

11. Zagvyazinsky V. I., Atakhanov R. (2010) Methodology and methods of psychological and pedagogical research. Moscow, Academia Publ., 2010, 208 p. (In Russian).

12. Ippolitova N. V. (2009) Interrelation of the concepts «Methodology» and «Methodological approach». Bulletin of the South Ural State University, Series "Education", Pedagogical sciences, 2009, no. 13 (146), pp. 9-15. (In Russian)

13. Snopkova E. I. (2015) Relevance of the interdisciplinary approach in pedagogical research: scientific justification. Integration of education, 2015, vol. 19, no. 1, pp. 111-117. (In Russian).

14. Zimnyaya I. A. (2001) Personality-activity approach as the basis for the organization of the educational process. General strategy of education in the educational system of Russia (to the problem statement). Collective monograph. In 2 books. Book 1 / total ed. I. A. Zimnyaya. Moscow, Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists, 2001, pp. 244-252. (In Russian).

15. Bakhtin M. M. (1979) Aesthetics of verbal creativity. Moscow, 1979, 429 p. (In Russian).

16. Firstova A. E. (2012) Essential characteristics of the anthropological approach in pedagogy. Bulletin of the Volgograd. State ped. Un-ty, 2012, no. 7 (71), pp. 15-19. (In Russian).

17. Maslov S. I., Maslova T. A. (2013) Axiological approach in pedagogy. Bulletin of the Tula State University, series "Humanities", 2013, no. 3-2, pp. 202-212. (In Russian).

18. Shipilina L. A. (2018) Methodology of professional pedagogical research: textbook. manual for students of higher education institutions studying in areas 6.44.03.04; 6.44.04.04 - «Professional training (by industry)»; 6.44.06.01 -«Education and Pedagogical Sciences». Omsk, Publishing house OmGPU, 2018, 282 p. (In Russian).

Information about the author

Natalia V. Savina

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). Omsk Humanitarian Academy (2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.0rg/0000-0001-7635-1016. SPIN-code: 89640352. E-mail: [email protected]

© Н. В. Савина, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.