Научная статья на тему 'Тренды развития курса физики в основной образовательной программе бакалавриата'

Тренды развития курса физики в основной образовательной программе бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ / PHYSICS TEACHING / BACHELORS TRAINING / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КУРС ФИЗИКИ / UNIVERSITY PHYSICS COURSE / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TRENDS IN PHYSICAL EDUCATION / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / CURRICULUM / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яворук О.А., Зеленский В.И.

В данной статье оценивается значение современного университетского курса физики для студентов технических направлений бакалавриата. Авторы указывают на негативные аспекты редукции и возможной последующей элиминации курса физики как самостоятельной университетской дисциплины, поскольку обнаруживают возникновение трендов развития этих процессов при формировании и переработке учебных планов подготовки бакалавров в практике работы выпускающих кафедр. Мнение авторов обосновывается ролью физики в науке и обществе, значением университетского образования, примерами из собственного педагогического опыта, и опирается на мнения экспертов в области образования. В статье приводятся конкретные примеры и описания элементов редукционных процессов, указываются вероятные причины и последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яворук О.А., Зеленский В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT TRENDS OF THE PHYSICS COURSE IN THE CORE CURRICULUM OF BACCALAUREATE

The article deals with the assessment of the value of a course on physics in a modern university for bachelor students of technical specialization. The authors describe the negative aspects of reduction and possible ensuing elimination of the course of physics as an independent university discipline, since they are faced with the emergence of these trends in the formation the revision of bachelor students' curricula in the practice of degree-granting departments. The authors' opinion is justified by the role of physics in science and society, through the importance of the university education, with examples from their own pedagogical experience. Their point of view is based on the opinions of experts in the field of education. The article gives specific examples and concrete descriptions of the elements of reduction processes and indicates possible causes and probable consequences.

Текст научной работы на тему «Тренды развития курса физики в основной образовательной программе бакалавриата»

чения можно достичь желаемого результата. Педагогическое моделирование связано с разработкой эффективной деятельности как профессорско-преподавательского состава, так и слушателей образовательных учреждений системы органов внутренних дел [3, с. 99].

Также к педагогическим условиям профессиональной подготовки сотрудников ОВД относятся:

1. Мотивационно-ценностная ориентация обучающихся на повышение эффективности их профессиональной подготовки. Мотивация - это сложная система потребностей, мотивов, интересов, желаний стремлений, которая формируется под влиянием среды на основе имеющихся у человека врожденных качеств и задатков. Мотив как осознанное побуждение для определенной деятельности формируется по мере того, как сотрудник ОВД учитывает, оценивает, взвешивает, обстоятельства среды, в которой он находится и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности. Важное значение имеет оценка деятельности, поскольку именно она приводит к возникновению положительной или отрицательной мотивации к ней. [3, с. 99].

2. Учет специфики работы в ОВД при отборе содержания профессиональной подготовки. Сущность подготовки сотрудников к профессиональной деятель ности заключается в формировании профессионально значимых качеств будущего сотрудника отдела внутренних дел, а ее содержание определяется руководящими документами ОВД России. Особенностями данного вида подготовки являются: обусловленность целей и задач полицейской службы социальным заказам общества и закрепление их в

Библиографический список

законах, уставах и приказах; сочетание в требованиях многообразия составляющих, которые определяют многофункциональность обязанностей, соответствие индивидуальных качеств и действий сотрудников ОВД.

3. Доступность восприятия преподаваемого материала для каждого сотрудника оВд на максимальном уровне. Процесс выявления, реализации и развития способностей сотрудников ОВД происходит в ходе их движения по индивидуальным траекториям. Исходя из этого предположения, для развития личност-но-профессиональных качеств сотрудника необходимо подобрать такой методико-педагогический материал, который будет доступен для понимания каждым сотрудников ОВД.

Педагогические условия являются необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Они обязательно учитываются при организации педагогического процесса, что позволяет обеспечить высокий уровень адаптации к профессиональной деятельности.

Таким образом, первоначальная подготовка занимает ключевое место в структуре профессионального образования и подготовки кадров сотрудников ОВД. Именно от качества первоначальной подготовки зависит дальнейшее становление и развитие профессиональных качеств сотрудника ОВД. На данном этапе совместно с курсовыми офицерами, кураторами учебных взводов проводится работа по укреплению мотивации и удовлетворенности избранной профессией, изучению социально-психологических процессов в учебных группах, осуществляется контроль за успеваемостью с целью выяснения причин и обстоятельств, препятствующих успешному усвоению учебной программы.

1. Профессиональный (квалификационный) стандарт Министерства внутренних дел Российской Федерации для сотрудника полиции, прошедшего обучение, подготовку (переподготовку) в высшем профессиональном образовательном учреждении МВД России. Москва, 2013.

2. Крайник В.Л. Взаимосвязь личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6: 144 - 146.

3. Амельчаков И.Ф. На пути совершенствования первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД Российской Федерации. Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД. 2014.

References

1. Professional'nyj (kvalifikacionnyj) standart Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii dlya sotrudnika policii, proshedshego obuchenie, podgotovku (perepodgotovku) v vysshem professional'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii MVD Rossii. Moskva, 2013.

2. Krajnik V.L. Vzaimosvyaz' lichnostnyh i professional'nyh kachestv sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6: 144 - 146.

3. Amel'chakov I.F. Na puti sovershenstvovaniya pervonachal'noj professional'noj podgotovki sotrudnikov OVD Rossijskoj Federacii. Problemy nepreryvnoj professional'noj podgotovki sotrudnikov OVD. 2014.

Статья поступила в редакцию 12.02.18

УДК 378.14.014.13

Yavoruk O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: yavoruk@gmail.com

Selensky V.I., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Head of Department, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: w_selenski@ugrasu.ru

THE DEVELOPMENT TRENDS OF THE PHYSICS COURSE IN THE CORE CURRICULUM OF BACCALAUREATE. The article deals with the assessment of the value of a course on physics in a modern university for bachelor students of technical specialization. The authors describe the negative aspects of reduction and possible ensuing elimination of the course of physics as an independent university discipline, since they are faced with the emergence of these trends in the formation the revision of bachelor students' curricula in the practice of degree-granting departments. The authors' opinion is justified by the role of physics in science and society, through the importance of the university education, with examples from their own pedagogical experience. Their point of view is based on the opinions of experts in the field of education. The article gives specific examples and concrete descriptions of the elements of reduction processes and indicates possible causes and probable consequences.

Key words: physics teaching, bachelors training, university physics course, trends in physical education, curriculum.

О.А. Яворук, д-р пед. наук, проф., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Е-mail: yavoruk@gmail.com

В.И. Зеленский, канд. физ.-мат. наук, доц., зав. каф., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Е-mail: yavoruk@gmail.com

ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ КУРСА ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА

В данной статье оценивается значение современного университетского курса физики для студентов технических направлений бакалавриата. Авторы указывают на негативные аспекты редукции и возможной последующей элиминации курса физики как самостоятельной университетской дисциплины, поскольку обнаруживают возникновение трендов развития этих процессов при формировании и переработке учебных планов подготовки бакалавров в практике работы выпускающих кафедр.

Мнение авторов обосновывается ролью физики в науке и обществе, значением университетского образования, примерами из собственного педагогического опыта, и опирается на мнения экспертов в области образования. В статье приводятся конкретные примеры и описания элементов редукционных процессов, указываются вероятные причины и последствия.

Ключевые слова: обучение физике, подготовка бакалавров, университетский курс физики, тренды развития физического образования, учебные планы.

Лидирующее положение физики традиционно обосновывается фундаментальным характером физических знаний, общностью её законов, справедливостью их для других наук, глубоким методологическим содержанием. Физика является теоретической и экспериментальной основой естественных и технических наук, традиционным плацдармом для проверки достижений математических наук, источником новых способов отношения к окружающему миру и, безусловно, величайшим достижением человеческой культуры.

Принципиальная постановка вопроса о способах изучения курса физики не нова. Её изучают

1) в рамках универсальной академически ориентированной дисциплины: в диапазоне от радикальной самостоятельности до частичной обособленности с реализацией междисциплинарных связей, либо

2) жёстко привязанной к будущей профессиональной деятельности: в диапазоне от полной элиминации с упоминанием её при изучении прикладных вопросов до профессионально направленной вспомогательной дисциплины.

Опыт элиминации фундаментальных академических дисциплин имелся в советской системе образования. Речь идет о т. н. комплексной системе обучения (КСО), способе построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связообразующего стержня [1, с. 459]. Однако, когда выявилось расхождение дидактических возможностей КСО с задачами советского образования, она была отвергнута. В среднем звене образования её ликвидировали авторитарными методами. В высшем образовании тогда она не прижилась сама.

Введение КСО происходило в 20-е гг. XX века под жёстким классовым и партийным контролем в противовес дореволюционному изучению обособленных учебных дисциплин. Комплекси-рование учебного материала осуществлялось, например, вокруг отдельных комплексных тем, практических приложений знаний, трудовых процессов, общественно-полезных дел. Особое внимание в КСО уделялось профессиональной направленности обучения, иногда даже в ущерб научности и систематичности, а схемы обучения с систематическими дисциплинами были признаны схоластическими и негодными. Контрреформа 1931 - 1936 гг. носила стабилизирующий характер, возвращала образование к прежней академической системе. Вместе со всеми её недостатками система образования СССР, построенная в последующие годы, была сравнима по результатам с американской, если рассматривать её как альтернативную [2].

К контексту специализации исследователи не всегда относятся положительно: знать всё больше о всё меньшем и меньшем - это настоящая драма, отравляющая идеалы человеческого познания. А. Тойнби, получивший в молодости «дружеский совет» - выбрать в жизни что-то одно, сосредоточиться во всестороннем изучении этого предмета, поддавшись искушениям юношеского максимализма, восстаёт против навязываемой обществом специализации. Молодой исследователь, видя опасности узкой профессионализации, вместе с другом даёт клятву: «Никогда не становиться специалистами». Однако спустя много лет А. Тойнби неожиданно с разочарованием понимает, что порок специализации поразил и их с товарищем [3, с. 118]. Э. Шрёдин-гер критически высказывается о знаниях специалистов: «Изолированные знания, полученные группой специалистов в узкой области, не представляют какой-либо ценности, они представляют ценность только в синтезе со всеми остальными знаниями» [4, с. 12].

Альтернатива, представленная формулой - профессионализация VS универсализация - представляет собой серьезную и острую методологическую проблему, а любой ограниченный обзор этого поистине грандиозного массива литературы будет не всегда достаточен.

В знаменитой программной антиутопии Эйн Рэнд главной героине объясняют: «There's nothing of any importance in life - except how well you do your work. Nothing. Only that. Whatever else you are, will come from that. It's the only measure of human value» [5, с. 98]. Для русскоязычного читателя: «В жизни нет ничего важнее, чем то, как ты делаешь свою работу. Ничего нет. Это самое главное. И твоя сущность проявляется именно в этом. Такова

единственная мера ценности человека» [6, с. 88]. И немного далее: «The code of competence is the only system of morality that's on a gold standard. When you grow up, you'll know what I mean», другими словами, «Один лишь принцип компетентности способен стать основой того морального кодекса, который можно приравнять к золотому стандарту. Ты поймешь это, когда вырастешь» [там же].

Такая «компетентность» декларируется автором как самая важная вещь для успевающего человека, а всё остальное с данной позиции - все эти т. н. этические принципы, понимание других людей, понимание ценности человеческой жизни, смысла человеческих поступков, законов природы, все остальные элементы фундаментального образования - не имеет никакого значения. Главное в такой жизненной позиции - «быть компетентным». В глазах Э. Рэнд все остальные «мелочи» не важны. Они «мешают» быть специалистом. Если Вы хорошо зарабатываете, хорошо делаете некоторое дело, то это и есть то, что нужно, а все «помехи» в образовании «компетентного профессионала» подлежат ликвидации.

Однако можно определиться и в другом отношении к проблемам радикальной редукции и упрощения, являющимся одним из проявлений демодернизации и деградации, если называть это своими именами. Наиболее просто это иллюстрируется на примере технических специализаций обучения.

Техника, понимаемая как «совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства, а также обслуживания непроизводственных потребностей общества» [7, с. 106] основана на достижениях физики. В развитии техники принимают участие все науки, естественные, гуманитарные, математические, но наиболее плодотворно - физика [8, с. 21]. Практическое использование какого-либо явления появлялось сразу после того как физики изучали и старались понять его, управлять им. Так появились радиотехника и электроника, со временем оформившиеся в специальные области знаний, изучаемые большим числом людей и более интенсивно, чем это интересовало бы самих физиков.

Это происходило много раз, это происходило всё то время, пока существует физика: электричество и магнетизм, авиация, космонавтика, квантовая химия, ядерная энергетика и др. Физика продолжает дарить людям новые средства исследования мира, новые измерительные приборы, новые электронные устройства, новые виды транспорта, новые источники энергии, современные средства связи, новые материалы.

Релевантный будущей профессии материал изучается на практических примерах и в приложении к тем проблемам, которые встретятся нынешнему студенту в его будущей профессиональной деятельности. Многим этот путь представлялся наилучшим. Причём речь идет «не о постижении того, почему происходит то или иное явление (т. е. не о «механизме» действия-воздействия), но о том, как конкретно воздействовать одной вещью на другую, чтобы получить определенный результат» [9, с. 158]. Причём эта цитата приведена здесь неспроста, потому что это - наиболее общая характеристика так называемого «натурального мага». А главное отличие натуральной магии от науки состоит в том, что наука идёт от знания причин и к выяснению знания причин, а показывать «фокусы» и «удивлять», а также «производить впечатление» «профессионализмом», «знанием практических методов и приёмов» - это удел «натуральной магии». Но мы в университете готовим не магов, а профессионалов, видящих не только свои профессиональные обязанности, но и причины, почему они именно такие. Отказ от понимания сущности явлений - это путь назад, в средневековье, в тёмные века. Для такого «выпускника» его профессиональная деятельность является реальностью, которую он знает ради неё самой, не связывая с другими реальностями, в которые погружены другие профессионалы, обязательно его окружающие.

Доведённое до абсолюта релевантное профессии обучение заставляет студента целиком и полностью погружаться в мир специальных дисциплин, игнорируя «мелочи», связывающие его с настоящим миром, с другими людьми. Студент при этом ориентируется на познание практических «магических» формул, будучи убеждённым, что «это - правильно», а почему и когда - этого

вопроса задавать нельзя. Да потому что ответ в таком подходе находится за пределами программы его обучения. Его специализация становится средоточием и связующим звеном всей его деятельности, всего его поведения, характера, поступков, производственных решений.

Для него изучить нечто - значит зазубрить, выучить наизусть, отработать это движение, этот навык на практике, стать знатоком секретов, инструкций и распоряжений. Относительно происхождений этих секретов такой профессионал загадочно молчит и многозначительно улыбается, поскольку их не знает. Его деятельность направлена на обнаружение секретов профессии, не вникая глубоко в их смысл. Все это характеристики герметической натуральной магии, так хорошо известной в до-ньютоновские времена.

Как результат, «профессионал» чувствует беспомощность при изменении условий деятельности, препятствует внедрению новаций на производстве, потому что не понимает их происхождения, считает дилетантами знатоков других областей знания. Технологические обновления кажутся ему несовместимыми с его практическими знаниями и умениями. Как те генералы, которые всегда готовятся к прошедшей войне, он не готов к восприятию новой профессиональной реальности. Ему нужен ключ к новому технологическому этапу, а ключ даёт образовательная универсальность, академическое обучение, обучение фронту наук и фундаменту наук. А фундаментом естественных наук, техники, да и современной цивилизации в целом является физика.

В отличие от элиминации, возможная редукции курса физики обусловлена, в том числе, и изменением структуры требований образовательных стандартов, определяющих основные образовательные программы по направлением подготовки.

Так, в государственном образовательном стандарте по направлению «Строительство» (бакалавр техники и технологии) 2000 г., в блоке «Естественно-научные дисциплины, федеральный компонент» для изучения дисциплины «Физика» предусмотрено 420 часов с подробным указанием разделов:

Физика

Понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов;

Электричество и магнетизм: электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, уравнение Максвелла в интегральной и дифференциальной формах, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике;

физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики;

квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, природа химической связи; статическая физика и термодинамика: три начала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кинематические явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние; физический практикум.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Строительство» (бакалавр) 2010 г. на 12 дисциплин математического, естественнонаучного и общетехнического

Библиографический список

цикла отводится 2700 часов или 225 часов на одну дисциплину цикла. При этом требование к результатам изучения дисциплины формулируется через категории «знать, уметь, владеть» соответствующей (их) компетенции (ий).

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Строительство» (бакалавр) 2015 года необходимость изучения дисциплины «Физика» может следовать из содержания некоторых компетенций, например:

способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-1);

способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ОПК-2).

Разделы дисциплины, объем часов полностью определяются разработчиком основной образовательной программы.

Существующие академические свободы подготовки специалистов в вузе позволяют принимать решения, в результате которых возможное сокращение объема и содержания курса физики уже не обеспечивает уровень фундаментальной подготовки обучающихся, необходимый для формирования общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК).

С 1930 года в США функционирует «Американская ассоциация преподавателей физики», основанная группой профессоров физики, проводящая регулярные зимние и летние совещания (два раза в год), собирающие до тысячи участников из разных стран мира. Это говорит об актуальности преподавания физики на всех этапах обучения, и в особенности - в современных университетах. Ассоциация рекомендует учебным заведениям развивать самостоятельный курс физики, предоставлять преподавателям физики самые современные ресурсы и свободный доступ к результатам исследований, необходимым для преподавания физики [10].

По мнению российского учёного и изобретателя Н.В. Гулиа, физика нужна даже корифеям в узких специальностях, чтобы не запутаться в простых вещах. И физика, выступает «уже не как прародительница всех естественных, а потом и технических наук, а скорее как путеводитель по ним» [11, с. 408]. По его ироничному замечанию, в безбрежном научном океане короткими и прямыми чаще всего бывают только тупики. Упрощение, сокращение, минимизация физики - тупиковый путь развития.

Выдающийся отечественный дидакт, советский и российский академик А.В. Усова (действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель наука РФ) всегда указывала на ведущую роль физики в развитии естественных наук, лидерство в естествознания, важность усвоения её понятийного аппарата [12]. Её работы хорошо известны во всём мире [13].

Изучение физики очень важно большинству людей, вовсе не собирающихся стать физиками. Студенты, обучающиеся на технических направлениях университетов, будут работать в областях, использующих знания, смежные с физикой. Вопросы, ответы на которые они находят в физике, рано или поздно встают перед каждым образованным человеком. Современная развивающаяся физика является, с одной стороны, одной из важнейших отраслей науки, величайшим достижением в истории Человечества, а с другой стороны, явлением культуры, с наибольшей полнотой воплощающем в себе стремление Человека к познанию, помогающему определить своё место в жизни.

1. Богуславский М.В. Комплексная система обучения. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Гл. ред. В.В. Давыдов. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993: 459 - 460.

2. Артюхович А.Н. Опыт сравнения советской и американской систем высшего образования в области естественных наук. Физическое образование в вузах. 1996; Т. 24. № 4: 59 - 61.

3. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Москва: Айрис-пресс, 2003.

4. Шрёдингер Э. Что такое жизнь? Москва - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2002.

5. Rand A. Atlas Shrugged. 35th anniversary edition. Published by Signet, New York, 1996.

6. Рэнд Э. Атлант расправил плечи: В 3 кн. Перевод с англ. Д.В. Костыгина. Кн. 1: Без противоречий. Санкт-Петербург: «Культ-информ-пресс», 1997.

7. Борисов В.П. Техника. Большая российская энциклопедия. Том 32. Москва, 2016:106 - 109.

8. Физика. Перевод с английского, под редакцией А.С. Ахматовой. Москва: «Наука», Гл. ред. физ.-мат. литературы, 1965.

9. Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. Санкт-Петербург: «АЛЕТЕЙЯ», 1999.

10. AAPT Winter Meeting: January 6-9, 2018. San Diego, CA, USA. San Diego: American Association of Physics Teachers, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.