3. Temporary and circular migration: empirical data, modern management practices and options for further development in the EU countries [Electronic resource]. - Access mode: http://moscow.iom.int/russian/ publications/CARMP/iomrf%20pub/ Vremen-naja_cirkuljarnaja_migracija_politika_ES.pdf (date of the application: 12.03.2019)
4. Migrant remittances [Electronic resource]. - Access mode: https://www.vestifinance.ru articles/117553 (date of the application: 07.04.2019)
5. Dynamics of emigration in the EU countries [Electronic resource]. - Access mode: https://ec.europa.eu/eurostat/web/asy-lum-and-managed-migration/data/database (date of the application: 03.12.2018)
6. Integration of foreign cultural migrants: perspectives of interculturalism [Electronic resource]. - Access mode: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2018/2018_15.pdf (date of the application: 23.01.2019)
Г.В. Федотова - доктор экономических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции», г. Волгоград ([email protected], 89033757374),
G.V. Fedottova Doctor of Economics, Chief ResearcherFSBSU«Volga Region Research Institute of Manufacture and Processing of Meat - And - Milk Production, Volgograd»;
И.Ф. Горлов академик РАН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой технологии пищевых производств ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», научный руководитель ФГБНУ «Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции», г. Волгоград, ([email protected], 89093777880),
I.F. Gorlov аcademician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Agricultural Sciences, Profes-sor,Head of the department of food technology FSBEI HE Volgograd State Technical University, Scientific Supervisor FSBSU «Volga Region Research Institute of Manufacture and Processing of Meat - And - Milk Production, Volgograd»;
М.И. Сложенкина доктор биологических наук, профессор, директор ФГБНУ «Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции», г. Волгоград ([email protected], 8904 7729999),
M.I. Slogenkina Doctor of Biological Sciences, Professor, Director FSBSU «Volga Region Research Institute of Manufacture and Processing of Meat - And - Milk Production, Volgograd»;
А.В. Глущенко доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции» ([email protected], 89023125655,)
A.V. Glushchenko Doctor of Economics, Professor, leading resercher FSBSU «Volga Region Research Institute of Manufacture and Processing of Meat - And - Milk Production, Volgograd».
ТРЕНДЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПСОБНОСТИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ TRENDS OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE COMPETITIVENESS OF AGRICULTURE OF RUSSIA
Аннотация. В статье проведена оценка современного состояния отраслей сельского хозяйства России в условиях ограничительных санкций и продуктового эмбарго, отмечена проблема низкой эффективности основных отраслей АПК России. Изучено и систематизировано нормативное регулирование научно-технического развития сельского хозяйства. Определена необходимость интенсификации производства сельскохозяйственного сырья для внутреннего потребления и экспорта на мировой рынок. На основе изучения мирового опыта выявлены широкие возможности и преимущества цифровых технологий, определена их роль как важнейшего инструмента повышения конкурентоспособности сельского хозяйства. Представлены и проанализированы источники финансирования и Целевые индикаторы Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства России до 2025 гг. Определены три основных тренда цифрового развития сельского хозяйства, обоснован выбор наиболее перспективных и востребованных решений для модернизации сельскохозяйственных предприятий: Промышленный интернет вещей (IoT); Робототехника; Виртуальная реальность (VR, Virtual Reality); Аналитика больших данных и прогнозирование (технологии Big Data).
Annotation. The article assesses the current state of the agricultural sectors of Russia in the context of restrictive sanctions and food embargo, the problem of low efficiency of the main branches of the agro-industrial complex of Russia is noted. Studied and systematized the regulatory regulation of scientific and technological development of agriculture. The need to intensify the production of agricultural raw materials for domestic consumption and exports to the world market has been determined. Based on the study of world experience, the wide opportunities and advantages of digital technologies are revealed, their role as an essential tool for increasing the competitiveness of agriculture is identified. The sources of financing and the Target Indicators of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture of Russia up to 2025 are presented and analyzed. Three main trends of digital development of
agriculture were identified, the choice of the most promising and sought-after solutions for the modernization of agricultural enterprises was justified: Industrial Internet of Things (IoT); Robotics; Virtual Reality (VR, Virtual Reality); Big Data Analytics and Forecasting (Big Data technologies).
Ключевые слова: отрасли АПК, агропромышленный сектор, информационные технологии, государственная программа, показатели, тренды, научно- техническое развитие.
Key words: agrobusiness industries, agro-industrial sector, information technology, state program, indicators, trends, scientific and technical development.
Современный отечественный АПК в условиях сформировавшихся геополитических противостояний мировых держав и применения санкций ограничительного продуктового характера нуждается в государственной поддержке для стабильного и динамичного развития. Набор инструментов государственной поддержки включает в себя льготные кредиты, прямое субсидирование, протекционизм внутреннего продовольственного рынка, программы страхования урожая и животных. Провозглашенный Правительством РФ переход к цифровой экономике представляет собой важный вектор современной государственной политики, обеспечивающей необходимый уровень развития народного хозяйства. Цифровизация также должна затронуть все отрасли и сферы сельского хозяйства - от производства, переработки до продажи готовой продукции потребителям.
Мировой опыт применения цифровых технологии в отраслях АПК подтверждает рост урожайности, повышение производительности труда, сокращение издержек и, в целом, технологический прорыв в АПК. В качестве примера можем привести страны ЕС, которые интенсивно применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), фактически формируя информационное общество. В таком обществе любой фермер может подключиться к Интернету из любой точки местности, используя беспроводные коммуникационные сети, датчики для животных и пашен. Лидер инновационных технологий Япония разработала системы беспилотных аппаратов с искусственным интеллектом для мониторинга сельскохозяйственных пашен и защиты от набегов диких зверей. В США разработали датчики для мониторинга состояния здоровья свиней. Аналогичных примеров много, что доказывает вовлеченность отраслей АПК в процесс глобальной цифровой перестройки.
Россия для усиления собственных аграрных позиций и повышения конкурентоспособности производимого сельскохозяйственного сырья на мировом рынке также осуществляет научный поиск и практическое внедрение существующих информационных инструментов. С этой целью в 2016 году была разработана и утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, определяющая направления научно-технического развития на предстоящие 10-15 лет [1]. Оценка целевых индикаторов реализации данной стратегии демонстрирует основные тренды развития АПК на период до 2025 года: защита растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственного сырья, создание качественных и функциональных продуктов питания.
Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы предусмотрено проведение и финансирование трех мероприятий: 1. Создание научных и научно-технических результатов и продукции; 2. Передача научных и научно-технических результатов и продукции в производство; 3. Коммерциализация научных и научно-технических результатов и продукции (таб.1). Перечисленные мероприятия включены в каждый научно-технический проект и представляют собой факторы активизации инновационных направлений развития в сельском хозяйстве.
Таблица 1 - Финансовое обеспечение Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяй-
ства на 2017-2025 годы, тыс. руб.
Мероприятия 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Мероприятие 1 347970,6 359056,7 370116,2 370116,2 370116,2 370116,2 370116,2 370116,2 370116,2
Мероприятие 2 250000 1532790,2 1464764,8 1483514,8 1483514,8 1483514,8 1483514,8 1483514,8 1483514,8
Мероприятие 3 264050 1216080 1214100 1214102 1425000 1400000 1400000 1400000 1400000
Всего 862020,6 3107926,9 3067733 3278631 3253631 3253631 3253631 3253631 3253631
Источник: Постановление Правительства РФ от 25.08.2017г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы». Электронный ресурс. Режим доступа: http://static.governmentm/media/ffles/EIQtiyxЮRGXoTK7A9i497tyyLAmnIrs.pdf (дата обращения 31.05.2019)
Оценка объемов финансирования мероприятий программы показывает, что до 2022 года планируется рост финансирования, а с 2023 года его стабилизация. Основными финансовыми источниками программы должны выступить средства из федерального бюджета, из бюджетов субъектов РФ, из внебюджетных источников.
Представленные в таблице 2 целевые индикаторы программы отражают существующую низкую инновационную активность в сельском хозяйстве. К 2025 году запланировано повысить активность на 30%, обеспеченность инфраструктурными объектами на 25% [2]. По нашим оценкам, данные показатели невысокие, так как за рубежом уже фактически на 90% произошло внедрение Интернета в общественную жизнь населения, в отрасли экономики, в том числе в сельское хозяйство.
Таблица 2 - Целевые индикаторы Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства
на 2017-2025 гг.
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Повышение иннова- 2 3 5 10 15 20 30
ционной активности в с/х, %
Привлечение инвестиций в с/х, тыс. руб. 870130 3115050 3056610 3064512 3273560 3250320 3220040 3175660 3123330
Повышение уровня обеспеченности АПК объектами инфра-структуры,% 6 8 12 14 16 18 20 25
Обеспечение отрасли 10 20 50 65 80 100
кадрами по перспективным специальностям, %
Источник: Постановление Правительства РФ от 25.08.2017г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы». Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/71755402/ (дата обращения 30.05.2019)
Объемы частных инвестиций также планируют нарастить за период на 358% с 870130 тыс. руб. в 2017 году до 3123330 тыс. руб. в 2025 году. Благодаря такому росту инвестиций за планируемый период возможно создание объектов инфраструктуры АПК и достижения обеспеченности отраслей АПК данными объектами на 25% в 2025 году. В настоящее время в 2019 году обеспеченность данными объектами составляет 8%, что негативно влияет на формирование сельскохозяйственной цепочки и налаживание партнерских взаимоотношений между производителями сельскохозяйственного сырья, его переработчиками и потребителями.
Четвертый индикатор - обеспеченность отрасли профессиональными кадрами - нацеливает учебные заведения на подготовку специалистов в отрасли информационно-коммуникационных технологий, то есть ГТ-агрономов и ГТ-зоотехников, способных управлять системами «умного производства». По данному показателю перспективы достаточно оптимистичные, так как к 2025 году запланировано 100% отрасли необходимыми специалистами. Согласно программе, обучение пройдут 55 тыс. чел., работающих в сфере АПК компетенциям цифровой экономики. Российские аграрные вузы включили в учебные планы подготовки специалистов дисциплины, связанные с цифровыми технологиями. Так, с сентября 2018 года Российский аграрный университет им. К.А. Тимирязева ввел в учебный процесс дисциплину «Цифровое сельское хозяйство».
Перечисленные индикаторы научно-технического развития сельского хозяйства представляют собой основные тренды будущей цифровой платформы сельского хозяйства, которая предусмотрена в ведомственном проекте Министерства сельского хозяйства России «Цифровое сельское хозяйство». Данный проект был разработан Минсельхозом России и в ноябре 2018 года внесен в Правительство РФ для согласования.
Таблица 3 - Целевые индикаторы проекта программы «Цифровое сельское хозяйство»
Индикатор 2018 2021 2024
Доля предприятий АПК, использующих ИКТ менее 1% 20% 60%
Доля покрытия ИКТ земель сельскохозяйственного назначения менее 10% 30% 70%
Доля предприятия АПК, оснащенных средствами объективного контроля и передающие данные для получения субсидий в электронном виде менее 10% 50% 100%
Количество продукции, проданной на электронных площадках менее 10% 50% 100%
Количество частных метеостанций на землях с/х производства менее 1 млн. 3 млн. 7 млн.
Количество грузов АПК, перемещенных в рамках ЕЭК (ЕАЭС) с подключением к платформе транспорта и логистики менее 10% 50% 80%
Экспорт 25 млрд. долл. 30 млрд. долл. 50 млрд. долл.
% рабочих мест, связанных с ИКТ <1% 8% 20%
Источник: Проект «Цифровое сельское хозяйство». Электронный ресурс. Режим доступа https://www.dairynews.ru/news-image/2018/December/20181203/tsifr_s_hozyaystvo.pdf: (дата обращения 03.06.2019).
Представленные в таблице 3 показатели целевого развития отрасли на период до 2024 года демонстрируют достаточно динамичное развитие в перспективе. Министерство сельского хозяйства РФ планирует не только массовое внедрение информационных технологий в работу сельскохозяйственных предприятий к 2024 году в объеме 60% от всего количества хозяйств, но и формирование системы торгов сельскохозяйственной продукции, системы логистики и транспортировки товаров и сырья. Объем российского экспорта сельскохозяйственных товаров должен вырасти в 2 раза к 2024 году по сравнению с 2018 годом за счет повышения общей производительности отрасли.
Проведенное исследование позволило определить 3 основных тренда цифрового развития сельского хозяйства: «Умная ферма», «Умное поле», «Умная теплица» (рис. 1).
Представленный ведомственный проект Министерства сельского хозяйства РФ направлен на повышение показателя информированности о животных и технике, имеющихся у предприятий АПК, посредством создания интеллектуальной цифровой платформы «Цифровое сельское хозяйство". Особенности реализации проекта заключаются в акцентировании усилий органов государственной власти и частного бизнеса на модернизации существующих сельскохозяйственных предприятий, посредством внедрения наиболее передовых информационных инструментов и интеллектуальных решений.
Проведенное исследование сложившейся практики применения цифровых технологий в отдельных крупных агрохолдингах России [7] позволили сделать вывод, что позволило определить 3 основных тренда цифрового развития сельского хозяйства:.
1. Промышленный интернет вещей (1оТ), который позволит сэкономить порядка 469 млрд. руб. к
2025 году согласно прогнозам компании PricewaterhouseCoopers (PwC). По планам в 2019 году 30% российских сельхозпредприятий будут использовать технологии интернета вещей (1оТ) и прогнозировать посевную площадь с помощью дронов. Такой сценарий предусмотрен «дорожной картой» по внедрению высоких технологий в АПК.
Проект «Цифровое сельское хозяйство»
Цель: увеличение объема сельхозпроизводства и повышение доходности отрасли
С
с
с
«Умная ферма»:
автономный, роботизированный сельхозобъ-ект, предназначенный для разведения и содержания животных (мясные, молочные) в автоматическом режиме
«Умное поле»:
интеллектуальная система, которая в автоматическом режиме анализирует информацию о состоянии агробиоценоза, принимает управленческие решения и реализует их роботизированными техническими средствами
«Умная теплица»:
автономный, роботизированный и изолированный от внешних воздействий сельхозобъект для получения растениеводческой продукции в автоматическом режиме
I
Тренды: комплексные цифровые решения
Источник: составлено авторами по данным Проекта «Цифровое сельское хозяйство». Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news-image/2018/December/20181203/tsiir_s_hozyaystvo.pdf: (дата обращения 03.06.2019).
Рисунок 1 - Тренды: цифровые комплексные решения платформы «Цифровое сельское хозяйство»
2. Робототехника. По прогнозам компании Tractica, объем рынка агророботов достигнет $74,1 млрд к 2024 году. Производство сельскохозяйственных роботов возрастет за это время почти в 19 раз до 594 тыс. единиц техники. Лидером по внедрению робототехники является молочная промышленность - системы подачи кормов, очистки, доения, роботы для выпаса скота.
3. Виртуальная реальность (VR, Virtual Reality). VR-инструменты для обучения персонала позволяют не только погрузиться в виртуальную среду и отработать те или иные навыки, но и сократить время на изучение учебных материалов в 2,5 раза.
4. Аналитика больших данных и прогнозирование (технологии Big Data). Это серия подходов, ин-
струментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов и многообразия. В умном фермерстве Big Data используются для обеспечения прогностического понимания фермерских операций, принятия оперативных решений в реальном времени и реорганизации бизнес-процессов для принципиально новых бизнес-моделей.
Перечисленные инструменты информатизации не являются исчерпывающими, так как для реализации более масштабных проектов необходимы инвестиционные ресурсы, которыми большая часть сельскохозяйственных предприятий России не располагает. В данной ситуации государство должно поддерживать производителей сельхозпродукции и переработчиков, только в таком взаимодействии получится осуществить технологический прорыв и выйти в лидеры на мировых сельскохозяйственных рынках.
Источники:
1. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48053.html/ (дата обращения 03.06.2019)
2. Постановление Правительства РФ от 25.08.2017г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы». Электронный ресурс. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/EIQtiyxIORGXoTK7A9i497tyyLAmnIrs.pdf (дата обращения 31.05.2019)
3. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы цифровизации сельского хозяйства как приоритетного направления импортозамещения // Экономические отношения. - 2018. - Том 8. - № 1. - С. 1-18. - doi: 10.18334/eo.8.1.38881
4. Проект «Цифровое сельское хозяйство». Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news-image/2018/December/20181203/tsifr_s_hozyaystvo.pdf: (дата обращения 03.06.2019).
5. Технологии «умного» сельского хозяйства позволяют повысить эффективность работы и снизить издержки. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/technologies/news/28325-vnedrenie-interneta-veshchey-prineset-apk-469-mlrd-rubley/ (дата обращения 03.03.2019).
6. Горлов, И.Ф. Цифровые технологии решения проблем продовольственной безопасности / И.Ф. Горлов, Г.В. Федотова, М.И. Сложенкина // Аграрно-пищевые инновации. - 2018. - № 4 (4). - C. 7-15.
7. Glyshchenko A.V., Kucherova E.P., Yarkova I.V. Ensuring an agricultural holding's economic security by means of sustainable development strategies in terms of global crisis management Espacios, 2018, 39(12),4
Sources:
1. Presidential Decree of 01.12.2016 N 642 "On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48053.html/ (appeal date 03.06.2019)
2. Decree of the Government of the Russian Federation of 25.08.2017. No. 996 "On approval of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025". Electronic resource. Access mode: http://static.govern-ment.ru/media/ files/EIQtiyxIORGXoTK7A9i497tyyLAmnIrs. pdf (appeal date 05/31/2019)
3. Vartanova M.L., Drobot E.V. Prospects for digitization of agriculture as a priority direction for import substitution // Economic Relations. - 2018. - Volume 8. - № 1. - P. 1-18. - doi: 10.18334 / eo.8.1.38881
4. The project "Digital Agriculture". Electronic resource. Access mode: https://www.dairynews.ru/news-image/2018/De-cember/20181203/tsifr_s_hozyaystvo.pdf: (appeal date 03/06/2019).
5. Technologies of "smart" agriculture allow to increase work efficiency and reduce costs. Electronic resource. Access mode: https://www.agroinvestor.ru/technologies/news/28325-vnedrenie-interneta-veshchey-prineset-apk-469-mlrd-rubley/ (appeal date 03/03/2019).
6. Gorlov, I.F. Digital technologies for solving problems of food security / I.F. Gorlov, G.V. Fedotov, M.I. Slozhenkina // Agrarian and food innovations. - 2018. - № 4 (4). - C. 7-15.
7. Glyshchenko A.V., Kucherova E.P., Yarkova I.V. Ensuring agricultural development strategies in terms of global crisis management, Espacios, 2018, 39 (12), 4
А.А Халяпин - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Кубанского государственного аграрного университета, [email protected],
A.A. Khalyapin - Candidate of Economics, Associate Professor of the Finance Department of the Kuban State Agrarian University;
Т.С. Романенко, студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
T.S. Romanenko, student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;
Д.Г. Соколов, студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
D.G. Sokolov, Student, Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.
РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ПОСТАВКЕ ОХЛАЖДЕННОГО МЯСА DEVELOPMENT OF AN INVESTMENT PROJECT FOR THE IMPLEMENTATION AND SUPPLY OF CHILLED MEAT
Аннотация. В рыночной экономике условием выживаемости и основой стабильного положения организации является его финансовое состояние. Оно демонстрирует то состояние финансовых ресурсов, при кото-