Научная статья на тему 'ТРЕНАЖЕРОСТРОЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ'

ТРЕНАЖЕРОСТРОЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / SCADA / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ТРЕНАЖЕРОСТРОЕНИЕ / АВАРИИ / ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вежновец В.К.

В статье приведен анализ аварийности на объектах трубопроводного транспорта, основные причины возникновения аварий и рассмотрен один из способов снижения аварий по вине человека. Приведены недостатки и преимущества тренажеров SCADA. Описаны актуальность и перспективы внедрения виртуальной реальности в тренажеростроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вежновец В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕНАЖЕРОСТРОЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ»

УДК 62

В.К. Вежновец

ТРЕНАЖЕРОСТРОЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ

В статье приведен анализ аварийности на объектах трубопроводного транспорта, основные причины возникновения аварий и рассмотрен один из способов снижения аварий по вине человека. Приведены недостатки и преимущества тренажеров SCADA. Описаны актуальность и перспективы внедрения виртуальной реальности в тренажеростроения.

Ключевые слова: виртуальная реальность, БСЛОЛ, компьютерные тренажеры для обучения операторов, нефтегазовый комплекс, тренажеростроение, аварии, трубопроводный транспорт.

Безаварийная работа предприятий нефтегазового комплекса является актуальной проблемой современного общества.

На основании данных Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был проведен анализ аварийности на объектах трубопроводного транспорта [3].

Так, по данным «Итогового доклада о результатах деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2017 году», надзор осуществлялся в отношении 4314 ОПО (опасные производственные объекты) магистрального трубопроводного транспорта, из которых:

1. 700 ОПО I класса опасности;

2. 3210 ОПО II класса опасности;

3. 388 ОПО III класса опасности;

4. 16 ОПО IV класса опасности.

За 9 месяцев 2017 года на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта произошло 5 аварий, что на 3 аварии меньше, чем за тот же период 2016 года.

За 9 месяцев 2017 года количество аварий на ОПО магистрального трубопроводного транспорта уменьшилось на газопроводах на 1 случай и на нефтепродуктопроводах - на 2 случая.

Общий предварительный ущерб от аварий за 9 месяцев 2017 года составил 415313,587 тыс. рублей, тогда как за 9 месяцев 2016 года ущерб составил 14741514,428 тыс. рублей.

За 9 месяцев 2017 года на ОПО магистрального трубопроводного транспорта зарегистрировано два случая смертельного травматизма.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на ОПО магистрального трубопроводного транспорта количество случаев смертельного травматизма увеличилось на два случая.

□ аварийность □тр.шматнш Рис. 1. Динамика аварийности и производственного травматизма за 2010-2017 гг.

© Вежновец В.К., 2019.

Научный руководитель: Гульков Александр Нефёдович - доктор технических наук, профессор кафедры Нефтегазового дела и Нефтехимии, Дальневосточный федеральный университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 7-2(94)

%

100

70

60

90

80

1903

Сегодня

Рис. 2. Изменение причин возникновения аварийных ситуаций на производстве

Основной причиной возникновения аварии на ОПО является человеческий фактор.

Слаженность, чёткость действий, подготовленность и решительность — это лишь часть того, что необходимо работнику сферы нефтегазового дела. Для реализации всего производственного потенциала сотрудникам необходимо быть максимально компетентными и внимательными находясь на рабочем месте.

Компьютерные тренажеры является эффективным средством при обучении и повышении квалификации, позволяющие повысить компетентности и развить навыки и умение работников безаварийно и эффективно выполнять все поставленные задачи на опасных производственных объектах.

Существующие тренажеры в нефтегазовом комплексе, состоящие в основном из двумерных тренажеров SCADA, теряют свою актуальность так как не способны передать всю картину происходящего.

Важно, что тренинг персонала происходит не на рабочих местах, а в моделируемой среде, которая максимально приближенна к реальной путем повторения всех аспектов и нюансов опасного производственного объекта. Основной целью такого моделирования является то, что моделируемая среда в отличии от реальной сводит к минимуму риски для людей экологии и производственных активов.

При этом окупаемость тренажеров с лихвой достигается только за счет снижения потерь от аварий вследствие некачественного управления операторов, не говоря уже об ущербе от снижения качества продукции и незапланированных простоев производства.

Крупнейшие производители направляют серьезные ресурсы в исследования и разработки в области тренажеростроения.

Биржевые аналитики осуществляют мониторинг внедряемых инноваций и, на основании также и этих данных, анализируют устойчивость и стабильность компании на рынке. Исходя из этого компании, занимающиеся разработками в сфере безопасности труда, ценятся выше. Важнейшая цель использования и внедрения в процесс обучения имитационных тренажеров - это возможность выработки навыка совместного принятия решений, который базируется на способности имитировать динамичный, адекватный ответ объекта и системы управления на любые управляющие воздействия оператора. Тренажеры являются теми же программами моделирования химико-технологических процессов в динамическом режиме с обязательным требованием обеспечения режима реального времени. Все это в очередной раз доказывает актуальность и необходимость создания новых и совершенствования старых систем для обучения персонала, подготовки его к действиям при аварийных ситуациях.

Внедрению технологий виртуальной реальности в процесс подготовки и обучения оператора нет альтернативы. Без более качественного моделирования и визуализации тренинг нового поколения сотрудников опасных производственных объектов станет вовсе немыслим. Реализованный в виртуальной реальности уровень подобия и глубины погружения недостижимы при помощи двумерного тренажера. Следует, однако, учитывать технологические и психологические уязвимости анимационных ВР-интерфейсов, которые, могут негативно сказаться на навыках работника. Исходя из выше сказанного альтернативой Анимационных ВР тренажеров и двумерных скада тренажеров является их комбинирование, позволяющее сни-

зить психологическую уязвимость. Для достижения эффекта наибольшего приближения функционала тренажера к производственным процессам, в архитектуре системы используется промышленная SCADA-си-стема (Supervisory Control And Data Acquisition System), обеспечивающая диспетчеризацию процессов, а также интеграцию со средой виртуальной реальности.

Библиографический список

1.Вишнева И.В., Сингатулин Р.А. Трансформация образования: тенденции, перспективы. высшее образование в России. Издательство: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет" (Москва) - 2016. с. 142-147;

2.Галушкин Н.Е., Галушкин Д.Н., Язвинская Н.Н. Моделирование физических процессов в технических системах. Издательство: Изд-во Южно-российского государственного университета экономики и сервиса - 2012. с. 54;

3.Годовой отчет о деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2016 году. Москва 2017 - 397 с.;

ВЕЖНОВЕЦ ВСЕВОЛОД КОНСТАНТИНОВИЧ - магистрант, Дальневосточный федеральный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.