УДК 62
С.А. Корнеева
АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ
В статье проводится анализ аварий на производственных объектах, эксплуатирующих магистральный трубопроводный транспорт по отраслям промышленности за последние 5 лет, также проводится анализ смертельного травматизма по отраслям промышленности. По проведённому анализу делаются выводы и рассчитывается удельный показатель аварийности за 2014-2018 гг.
Ключевые слова: авария, магистральный трубопровод, анализ, отрасль промышленности, динамика, производственный объект.
Аварией на объекте трубопровода называется вылив или истечение опасной жидкости, в результате полного или частичного разрушения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования иди устройств, которое сопровождается загрязнением рек, озёр, водохранилищ, почвы и растительности.
Система трубопроводного транспорта России является одной из самых протяженных в мире. Согласно отчетным данным территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) число поднадзорных объектов магистрального трубопроводного транспорта в 2018 году составило 4273 [1].
По данным на 2018 год общая протяженность линейной части магистральных трубопроводов составляет более 265 тыс. км, из которых:
- магистральные газопроводы - 182,345 тыс. км;
- магистральные нефтепроводы - 54,941 тыс. км;
- магистральные продуктопроводы - 23,581 тыс. км;
- трубопроводы широких фракций углеводородов (ШФЛУ) - 3,86 тыс. км;
- аммиакопроводы - 1,4 тыс. км [1].
В 2018 году на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта произошло 12 аварий [1]. В сравнении с 2017 годом количество аварий увеличилось в 2 раза [2]. В таблице 1 представлено распределение аварий по отраслям промышленности за прошедшие 5 лет.
Таблица 1
Распределение аварий по отраслям промышленности за 2014 - 2018 гг._
Отрасли промышленности 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Газопроводы 8 10 9 5 10
Нефтепроводы 0 1 1 1 2
Нефтепродуктопроводы 0 1 1 0 0
Аммиакопроводы 0 1 0 0 0
Объекты подземного хранения газа (ПХГ) 0 0 0 0 0
Всего: 8 13 11 6 12
По результатам проведенного анализа было выявлено, что аварийность на газопроводах значительно выше, чем на нефте- и продуктопроводах. На рисунке 1 представлена динамика показателей аварийности на объектах магистрального трубопроводного транспорта в 2014-2018 годах.
© Корнеева С.А., 2019.
Вестник магистратуры. 2019. № 10-5 (97)
ISSN 2223-4047
12 10 8 6 4 2 0
10
10
I На объектах магистрального транспорта газа
на объектах магистрального транпорта нефти и нефтепродуктов
0
2014
■
2015 2016 2017 2018
Рис. 1. Динамика показателей аварийности на объектах магистрального трубопроводного транспорта с 2014 по 2018 года.
Из диаграммы видно, что снижение показателей аварийности на магистральных газопроводах неустойчиво, после снижения числа аварий в 2017 году, в 2018 году число аварий возросло в два раза.
В 2018 году на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта случаи смертельного травматизма не зарегистрированы. В 2017 году на опасных производственных объектах зарегистрировано 2 случая смертельного травматизма. В таблице 2 представлены данные по смертельному травматизму за последние 5 лет.
Таблица 2
Отрасли промышленности 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Газопроводы 1 1 0 0 0
Нефтепроводы 0 1 0 2 0
Нефтепродуктопроводы 0 0 0 0 0
Аммиакопроводы 0 0 0 0 0
Объекты подземного хранения газа (ПХГ) 1 0 0 0 0
Всего: 2 2 0 2 0
5
Проведенный анализ статистических данных аварийности, основанный на абсолютных величинах, не учитывает изменение общей протяженности системы магистральных газопроводов. Для более объективной оценки ситуации перейдем к относительным величинам (таблица 3).
Таблица 3
Удельный показатель аварийности за период за 2014-2018 гг._
Год Количество аварий Протяженность трубопроводов, тыс.км Удельный показатель аварийности, ава-рий/тыс.км
2014 8 172,600 0,046
2015 10 180,200 0,055
2016 9 188,400 0,048
2017 5 179,950 0,028
2018 10 182,345 0,055
На основании рисунка 2 можно сделать вывод об отсутствии существенных отличий абсолютных и удельных показателей аварийности.
0,06 0,05 0,04 0,03 0,02 0,01 0
0,055
0,055
0,046
0,048
0,028
2014
2015
2016
2017
2018
'Удельный показатель аварийности, аварий/тыс.км
Рис. 2. Удельный показатель аварийности на объектах магистрального транспорта газа за 2014-2018гг.
Библиографический список
1. Годовой отчёт о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2018 году.
2. Годовой отчёт о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2017 году.
3. Годовой отчёт о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2016 году.
4. Годовой отчёт о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2015 году.
5. Годовой отчёт о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2014 году.
КОРНЕЕВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.