Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ'

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
167
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЯ / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД / АНАЛИЗ / ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ДИНАМИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корнеева С.А.

В статье проводится анализ аварий на производственных объектах, эксплуатирующих магистральный трубопроводный транспорт по отраслям промышленности за последние 5 лет, также проводится анализ смертельного травматизма по отраслям промышленности. По проведённому анализу делаются выводы и рассчитывается удельный показатель аварийности за 2014-2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корнеева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ»

УДК 62

С.А. Корнеева

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ

В статье проводится анализ аварий на производственных объектах, эксплуатирующих магистральный трубопроводный транспорт по отраслям промышленности за последние 5 лет, также проводится анализ смертельного травматизма по отраслям промышленности. По проведённому анализу делаются выводы и рассчитывается удельный показатель аварийности за 2014-2018 гг.

Ключевые слова: авария, магистральный трубопровод, анализ, отрасль промышленности, динамика, производственный объект.

Аварией на объекте трубопровода называется вылив или истечение опасной жидкости, в результате полного или частичного разрушения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования иди устройств, которое сопровождается загрязнением рек, озёр, водохранилищ, почвы и растительности.

Система трубопроводного транспорта России является одной из самых протяженных в мире. Согласно отчетным данным территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) число поднадзорных объектов магистрального трубопроводного транспорта в 2018 году составило 4273 [1].

По данным на 2018 год общая протяженность линейной части магистральных трубопроводов составляет более 265 тыс. км, из которых:

- магистральные газопроводы - 182,345 тыс. км;

- магистральные нефтепроводы - 54,941 тыс. км;

- магистральные продуктопроводы - 23,581 тыс. км;

- трубопроводы широких фракций углеводородов (ШФЛУ) - 3,86 тыс. км;

- аммиакопроводы - 1,4 тыс. км [1].

В 2018 году на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта произошло 12 аварий [1]. В сравнении с 2017 годом количество аварий увеличилось в 2 раза [2]. В таблице 1 представлено распределение аварий по отраслям промышленности за прошедшие 5 лет.

Таблица 1

Распределение аварий по отраслям промышленности за 2014 - 2018 гг._

Отрасли промышленности 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Газопроводы 8 10 9 5 10

Нефтепроводы 0 1 1 1 2

Нефтепродуктопроводы 0 1 1 0 0

Аммиакопроводы 0 1 0 0 0

Объекты подземного хранения газа (ПХГ) 0 0 0 0 0

Всего: 8 13 11 6 12

По результатам проведенного анализа было выявлено, что аварийность на газопроводах значительно выше, чем на нефте- и продуктопроводах. На рисунке 1 представлена динамика показателей аварийности на объектах магистрального трубопроводного транспорта в 2014-2018 годах.

© Корнеева С.А., 2019.

Вестник магистратуры. 2019. № 10-5 (97)

ISSN 2223-4047

12 10 8 6 4 2 0

10

10

I На объектах магистрального транспорта газа

на объектах магистрального транпорта нефти и нефтепродуктов

0

2014

2015 2016 2017 2018

Рис. 1. Динамика показателей аварийности на объектах магистрального трубопроводного транспорта с 2014 по 2018 года.

Из диаграммы видно, что снижение показателей аварийности на магистральных газопроводах неустойчиво, после снижения числа аварий в 2017 году, в 2018 году число аварий возросло в два раза.

В 2018 году на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта случаи смертельного травматизма не зарегистрированы. В 2017 году на опасных производственных объектах зарегистрировано 2 случая смертельного травматизма. В таблице 2 представлены данные по смертельному травматизму за последние 5 лет.

Таблица 2

Отрасли промышленности 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Газопроводы 1 1 0 0 0

Нефтепроводы 0 1 0 2 0

Нефтепродуктопроводы 0 0 0 0 0

Аммиакопроводы 0 0 0 0 0

Объекты подземного хранения газа (ПХГ) 1 0 0 0 0

Всего: 2 2 0 2 0

5

Проведенный анализ статистических данных аварийности, основанный на абсолютных величинах, не учитывает изменение общей протяженности системы магистральных газопроводов. Для более объективной оценки ситуации перейдем к относительным величинам (таблица 3).

Таблица 3

Удельный показатель аварийности за период за 2014-2018 гг._

Год Количество аварий Протяженность трубопроводов, тыс.км Удельный показатель аварийности, ава-рий/тыс.км

2014 8 172,600 0,046

2015 10 180,200 0,055

2016 9 188,400 0,048

2017 5 179,950 0,028

2018 10 182,345 0,055

На основании рисунка 2 можно сделать вывод об отсутствии существенных отличий абсолютных и удельных показателей аварийности.

0,06 0,05 0,04 0,03 0,02 0,01 0

0,055

0,055

0,046

0,048

0,028

2014

2015

2016

2017

2018

'Удельный показатель аварийности, аварий/тыс.км

Рис. 2. Удельный показатель аварийности на объектах магистрального транспорта газа за 2014-2018гг.

Библиографический список

1. Годовой отчёт о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2018 году.

2. Годовой отчёт о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2017 году.

3. Годовой отчёт о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2016 году.

4. Годовой отчёт о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2015 году.

5. Годовой отчёт о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2014 году.

КОРНЕЕВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.