УДК 629.039.58
https://doi.org/10.24411/0131-4270-2019-10209
АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ РОССИИ
ANALYSIS OF ACCIDENT RATE OF MAIN PIPELINES IN RUSSIA
Р.Х. Идрисов, К.Р. Идрисова, Д.С. Кормакова
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3354-5675, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5377-960X, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6740-0664, E-mail: [email protected]
Резюме: Для снижения числа аварий на объектах транспорта нефти, газа и нефтепродуктов в первую очередь необходимо знать первоисточник - причину, в результате которой произошел аварийный случай. Для этой цели нами был проведен анализ чрезвычайных происшествий, случившихся на объектах в период с 2000 по 2017 год. Приведены современные статистические данные по авариям на магистральных трубопроводах России. Указаны основные причины аварий с целью устранения имеющихся недостатков, сокращения аварий и повышения обеспечения промышленной безопасности.
Ключевые слова: статистика аварийности, магистральные трубопроводы, магистральные газопроводы, магистральные нефтепроводы, число аварий, протяженность, причины аварий.
Для цитирования: Идрисов Р.Х., Идрисова К.Р., Кормакова Д.С. Анализ аварийности магистральных трубопроводов России // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 2. С. 44-46.
D0I:10.24411/0131-4270-2019-10209
Robert H. Idrisov, Karina R. Idrisova, Darya S. Kormakova
Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3354-5675, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5377-960X, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6740-0664, E-mail: [email protected]
Abstract: To reduce the number of accidents at oil, gas and oil products transportation facilities, first of all, it is necessary to know the source - the reason for the emergency. For this purpose, we have analyzed the emergencies that occurred at the facilities in the period from 2000 to 2017. we have Provided up-to-date statistical data on accidents on the main pipelines of Russia. The main causes of accidents are indicated in order to eliminate the existing shortcomings, reduce accidents and improve industrial safety.
Keywords: accident statistics, trunk pipelines, main gas pipelines, oil trunk pipelines, number of accidents, length, causes of accidents
For citation: Idrissov R.H., Idrisova K.R., Kormakova D.S. ANALYSIS OF ACCIDENT RATE OF MAIN PIPELINES IN RUSSIA. Transport and Storage of Oil Products and Hydrocarbons. 2019, no. 2, pp. 44-46.
DOI:10.24411/0131-4270-2019-10209
Основной процедурой по принятию решений для обеспечения безопасности является анализ аварийности, в том числе при количественной оценке риска. С целью выявления причин возникновения аварий была проанализирована информация, содержащаяся в отчетах Ростехнадзора.
Статистика аварий на магистральных трубопроводах России за последние 17 лет собрана на основе анализа открытых данных Ростехнадзора [1], также данных научной литературы [2-7] и представлена в табл. 1.
Диаграмма изменения числа аварийных случаев на магистральных трубопроводах представлена за 2000-2017 годы на рис. 1.
Изменение протяженности магистральных трубопроводов представлено в табл. 2 согласно данным Службы государственной статистики [8].
Изменение удельной частоты аварий на магистральных нефтепроводах и их протяженности за 2000-2017 годы представлено на рис. 2.
Средняя частота аварий на магистральных нефтепроводах за период 2008-2017 гг. составила
X n =
TN
30
At ■ L
■тр
10 ■ 51,27
0,05 аварий/(1000 кмтод),
Таблица 1
Статистика аварий на магистральных трубопроводах России за период с 2000 по 2017 год
где At - период накопления статистики, лет; Na - количество аварий за каждый рассматриваемый год; Lтр - средняя длина рассматриваемых трубопроводов, тыс. км.
Год Число аварий
МТ МГ МН МНПП АП
2000 48 35 9 4 0
2001 52 38 11 3 0
2002 42 34 7 1 0
2003 52 33 18 1 0
2004 48 29 19 0 0
2005 35 19 13 3 0
2006 40 21 18 1 0
2007 29 16 11 2 0
2008 25 20 5 0 0
2009 28 16 9 2 1
2010 13 9 2 2 0
2011 17 14 2 1 0
2012 21 16 5 0 0
2013 12 9 2 1 0
2014 6 6 0 0 0
2015 9 7 1 1 1
2016 11 9 1 1 0
2017 6 5 1 0 0
Итого за 2000-2017 гг. 494 336 134 23 2
Примечание: МТ - магистральный трубопровод; МГ - магистральный газопровод; МН - магистральный нефтепровод; МНПП - магистральный нефтепродуктопровод; АП - аммиакопровод.
|Рис. 1. Диаграмма изменения числа аварийных случаев на магистральных трубопроводах за 2000-2017 годы
60 50 40 §30
го о
| 20 10 0
1МТ МГ IМН IМНПП IАП
От— ООСО^ТЮСОГ^-СОООт— оосо^юсог-^. ООООООООООт— 1— 1— 1— 1— 1— 1— 1—
оооооооооооооооооо
Года
|Рис. 2. Удельная частота аварий, 1 / (1000 км • год), на магистральных
нефтепроводах и их протяженность, тыс. км, за период 2000-2017 гг.
60 50 40 30 20 10 0
Таблица 2
Протяженность магистральных трубопроводов,
тыс. км
От— ООСО^ТЮСОГ^-СОООт— оосо^гюсог-^. ООООООООООт— 1— 1— 1— 1— 1— 1— 1—
оооооооооооооооооо
2000 216,4 151,7 48,4 14,9 1,4
2001 216,6 152,1 48,1 15,0 1,4
2002 219,4 152,7 50,1 15,2 1,4
2003 222,4 156,1 49,7 15,2 1,4
2004 224,5 157,6 49,9 15,6 1,4
2005 226,7 159,9 49,8 15,6 1,4
2006 228,5 161,9 49,6 15,6 1,4
2007 230,2 163,5 49,5 15,8 1,4
2008 231,4 164,8 49,2 16,0 1,4
2009 232,4 166,2 48,9 15,9 1,4
2010 234,0 167,5 49,2 15,9 1,4
2011 242,5 170,6 51,0 19,5 1,4
2012 250,3 174,4 54,9 19,6 1,4
2013 251,1 174,9 55,0 19,8 1,4
2014 252,9 177,3 54,9 19,3 1,4
2015 252,9 177,3 54,9 19,3 1,4
2016 266,4 188,4 54,9 19,3 1,4
2017 257,82 179,95 54,9 19,3 1,4
число аварии
протяженность
Определение частоты возникновения аварий на участках магистральных нефтепроводов проводится на основе оценки частоты аварий отдельных участков [9].
В зависимости от совокупности конкретных значений различных факторов влияния, имеющих место на рассматриваемом участке трассы, интенсивность аварийных отказов на нем будет в той или иной степени отличаться от среднестатистической частоты аварий на трассе магистрального трубопровода.
За последние годы число аварий значительно снизилось, это можно увидеть по статистике, приведенной выше, по рассчитанной удельной частоте аварий на основе анализа открытых данных Ростехнадзора. Но, как показывают данные Службы государственной статистики, основными причинами возникновения аварий за последние 10 лет являются:
- воздействие опасных внешних факторов, связанных с механическим повреждением нефтепровода вследствие нарушений при сооружении;
- воздействие внутренних опасных факторов, связанных с физическим износом, коррозией металла и растрескиванием тела трубы под напряжением;
- земляные работы в охранной зоне, проводимые механизированным способом;
- брак при строительстве/изготовлении.
Таким образом, сравнивая причины возникновения аварий и аварийных ситуаций на участках трубопроводного транспорта, можно сделать вывод о приоритетных направлениях профилактической работы по борьбе с возникновением причин таких ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. URL: http://www.gosnadzor. ru/ (дата обращения 01.04.2019).
2. Лисанов М.В., Сумской С.И., Савина А.В. и др. Анализ риска магистральных нефтепроводов при обосновании проектных решений, компенсирующих отступления от действующих требований безопасности // Безопасность труда в промышленности. 2010. № 3. С. 58-66.
3. Лисанов М.В., Савина А.В., Дегтярев Д.В., Самусева Е.А. Анализ российских и зарубежных данных по аварийности на объектах трубопроводного транспорта // Безопасность труда в промышленности. 2010. № 7. С. 16-22.
2 • 2019 45
4. Савина А.В., Сумской С.И., Лисанов М.В. Анализ риска аварий на магистральных трубопроводах при обосновании минимальных безопасных расстояний // Безопасность труда в промышленности. 2012. № 3. С. 58-63.
5. Сумской С.И., Пчельников А.В., Шанина Е.Л. и др. Анализ риска аварий на магистральном трубопроводе, транспортирующем широкую фракцию легких углеводородов // Безопасность труда в промышленности. 2007. № 2. С. 48-52.
6. Идрисова Я.Р., Латыпов А.М., Идрисов Р.Х. Диагностика вертикальных перемещений трубопровода на участках многолетнемерзлых грунтов в процессе эксплуатации // Мат. науч.-практ. конф. «Проблемы и методы обеспечения надежности и безопасности систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа. Проблемы и методы рационального использования нефтяного попутного газа». Уфа, 2010. С. 143-144.
7. Идрисова Я.Р., Гумеров А.К., Идрисов Р.Х. Методические основы определения напряженно-деформированного состояния трубопровода на участках многолетнемерзлых грунтов // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2010. № 12. С. 89-91.
8. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/. (дата обращения 04.04.2019).
9. РД Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах. М.: ГУП НТЦ «Промышленная безопасность» Госгортехнадзора России. 2002. 118 с.
REFERENCES
1. Federal'naya sluzhba po ekologicheskomu, tekhnologicheskomu i atomnomu nadzoru (The Federal Service for environmental, technological and nuclear supervision) Available at: http://www.gosnadzor.ru/ (accessed 01 April 2019).
2. Lisanov M.V., Sumskoy S.I., Savina A.V. Risk analysis of main oil pipelines in justifying design solutions that compensate for deviations from the current safety requirements. Bezopasnost' truda vpromyshlennosti, 2010, no. 3, pp. 58-66 (In Russian).
3. Lisanov M.V., Savina A.V., Degtyarev D.V., Samuseva YE.A. Analysis of Russian and foreign data on accidents at pipeline transportation facilities. Bezopasnost' truda vpromyshlennosti, 2010, no. 7, pp. 16-22 (In Russian).
4. Savina A.V., Sumskoy S.I., Lisanov M.V. Risk analysis of accidents on trunk pipelines while justifying minimum safe distances. Bezopasnost' truda vpromyshlennosti, 2012, no. 3, pp. 58-63 (In Russian).
5. Sumskoy S.I., Pchel'nikov A.V., Shanina E.L. Analysis of the risk of accidents on the main pipeline transporting a wide fraction of light hydrocarbons. Bezopasnost' truda vpromyshlennost, 2007, no. 2, pp. 48-52 (In Russian).
6. Idrisova YA.R., Latypov A.M., Idrisov R.KH. Diagnostika vertikal'nykh peremeshcheniy truboprovoda na uchastkakh mnogoletnemerzlykh gruntov v protsesse ekspluatatsii [Diagnostics of vertical movements of the pipeline in areas of permafrost during operation]. Trudy nauch.-prakt. konf. «Problemy i metody obespecheniya nadezhnosti i bezopasnosti sistem transporta nefti, nefteproduktov i gaza. Problemy i metody ratsional'nogo ispol'zovaniya neftyanogopoputnogo gaza» [scientific-practical conf. "Problems and methods of ensuring the reliability and safety of systems for transporting oil, petroleum products and gas. Problems and methods of rational use of petroleum gas"]. Ufa, 2010, pp. 143-144.
7. Idrisova YA.R., Gumerov A.K., Idrisov R.KH. Methodical basis for determining the stress-strain state of the pipeline in permafrost soils. Zashchita okruzhayushcheysredy vneftegazovom komplekse, 2010, no. 12, pp. 89-91 (In Russian).
8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Federal State Statistics Service) Available at: http://www.gks.ru/ (accessed 04 April 2019).
9. RD Metodicheskoye rukovodstvopo otsenke stepeniriska avariyna magistral'nykh nefteprovodakh [RD Methodological guidelines for assessing the risk of accidents on main pipelines]. Moscow, GUP NTTS «Promyshlennaya bezopasnost'» Gosgortekhnadzora Rossii Publ., 2002. 118 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Идрисов Роберт Хабибович, д.т.н., проф. кафедры промышленной безопасности и охраны труда, Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Идрисова Карина Робертовна, к.т.н., доцент кафедры промышленной безопасности и охраны труда, Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Кормакова Дарья Сергеевна, магистрант кафедры промышленной безопасности и охраны труда, Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Robert H. Idrisov, Dr. Sci (Tech.), Prof. of the Department of Industrial Safety and Labor Protection, Ufa State Petroleum Technological University. Karina R. Idrisova, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. of the Department of Industrial Safety and Labor Protection, Ufa State Petroleum Technological University.
Darya S. Kormakova, Undergraduate of the Department of Industrial Safety and Labor Protection, Ufa State Petroleum Technological University.