влияние различных факторов на уровень и пространственно-временное распределение риска вокруг источников [3, 5].
Десятый этап заключается в оптимизации организационно-технических мероприятий по снижению риска до заданной величины.
Как следует из изложенного выше, процедура анализа риска в полном объеме представляет собой значительные трудности и требует больших интеллектуальных и технических ресурсов. Следует также учитывать, что не все составные этапы (блоки) анализа риска разработаны сегодня на одинаковом уровне и имеют различный «стаж» использования. Наиболее широко применяются блоки, связанные с идентификацией опасностей и оценкой последствий физического характера, однако возможности комплексного анализа и принятие адекватных решений при этом ограничены [3, 5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров А. Ф., Савицкая Т. В. Анализ риска, оценка последствий аварий и управление безопасностью химических, нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. -М.: КолосС, 2010.-256 с.
2. Приказ от 11 апреля 2016 года №144 Об утверждении Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах»;
3. Приказ от 10 июля 2009 года №404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»;
4. Руководство по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" Утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.04.2016 г. №144;
5. Сафонова B.C. и др. Теория и практика анализа риска в газовой промышленности. -М.: НУМЦ Минприроды России, 1996. - 228 с.
УДК 622.692.4.053
А.Х. Джамалдиев, Д. В. Русских
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
О ПРОБЛЕМАХ АВАРИЙНОСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ
В статье исследована динамика аварийности и производственного травматизма на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей промышленности в 2011-2016 гг. Произведен анализ видов аварий.
Ключевые слова: магистральный нефтепровод, нефтегазодобывающая промышленность, авария, производственный травматизам.
А.Н. Djamaldiev, D. V. Russkih
ABOUT PROBLEMS OF BREAKDOWN RATE OF THE MAIN OIL PIPELINES
In article dynamics of accident rate and operational injuries on hazardous production facilities of oil and gas industry in 2011-2016 is investigated. The analysis of types of accidents is made.
Key words: main oil pipeline, oil and gas industry, accident, production to travmatiza.
При добыче нефти большое количество нефтепродуктов попадает в окружающую среду, а при транспортировке нефти из-за аварий на нефтепроводах. В настоящее время в России эксплуатируется 350 тыс. км межпромысловых нефтепроводов. Только на месторождениях Западной Сибири прорывы нефтепроводов, по оценке Greenpeace, случаются до 35 тыс. раз в год, при этом официально регистрируются около 3 тыс. аварий с выбросом нефти свыше 1 тонны. Дело в том, что меньшие разливы нефтяники за аварии не считают, для них это не более чем «незначительные инциденты». Количество аварий на межпромысловых нефтепроводах за последние несколько лет увеличилось на 20%. Ежегодное увеличение аварийности составляет 5-9%. Достоянием гласности становятся обычно либо очень крупные аварии, скрыть которые невозможно (разлив в Республике Коми 100 тыс. т нефти в 1994 году был первоначально выявлен с американского спутника, после чего появились статьи в американских газетах), либо аварии около населенных пунктов, когда возникает прямая угроза жизни и здоровью людей, либо аварии, при которых нефть попадает в крупные водотоки с расположенными на них водозаборами. Вопреки заявлениям «Транснефти» и проводимой политикой игнорирования и блокирования информации о негативных последствиях ее деятельности, аварии на магистральных нефтепроводах России были, есть и будут. Их причиной могут быть технические проблемы, ошибки персонала, деятельность похитителей нефти, террористические акты, катастрофические природные явления.
В России нет закона «О нефтяном загрязнении», который существует в других странах и определяет ответственность компаний за загрязнение. Процент износа основных фондов в нефтеперерабатывающей отрасли самый высокий в ТЭК и составляет 80%. В результате, ежегодно в России происходит несколько десятков тысяч аварий на нефтепроводах.
Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 7575 опасных производственных объектов нефтегазодобычи, в том числе: 436 ОПО I класса опасности; 1047 ОПО II класса опасности; 4095 ОПО III класса опасности; 1997 ОПО IV класса опасности.
В 2016 году на поднадзорных опасных производственных объектах нефтегазодобывающей промышленности произошло 8 аварий, что на аварий (53 %) меньше, чем в 2015 году (17 аварий).
В 2016 году на объектах нефтегазодобычи зафиксировано 12 случаев смертельного травматизма, что на 7 случаев меньше, чем в 2015 году.
В 2016 году произошло 3 групповых несчастных случая, что на 4 случая меньше, чем в 2015 году. Общее количество пострадавших при групповых несчастных случаях составило 6 человек, что в 3 раза меньше, чем в 2015 году (19 человек), при этом число погибших при групповых несчастных случаях снизилось в 9 раз (в 2016 году погиб 1 человек, в 2015 году -9 человек).
При авариях получили травмы 5 человек, из них один - смертельную.
Общий ущерб от происшедших аварий за 2016 год составил 119 млн. 530 тыс. руб., тогда как за аналогичный период 2015 года общий ущерб составлял 1 млрд. 168 млн. руб.
В результате анализа аварийности, зафиксированного в 2016 году, установлено, что 40 % от общего количества аварий связаны со взрывами и пожарами на объектах, доля которых по сравнению с тем же периодом 2015 года возросла на 22 %.
Динамика аварийности и производственного травматизма в 2011-2016 годах на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей промышленности показана на рис. 1.
Уменьшилось количество аварий, связанных с разливами нефтесодержащей жидкости и разрушением технических устройств, которое снизилось с 3 до 1 случая и в долевом отношении с 28 до 20 %, и аварий с открытыми выбросами и фонтанами, которое снизилось с 5 до 1 случая и в долевом отношении с 45 до 20 %.
В 2016 году произошла одна авария, связанная с «падением буровых (эксплуатационных) вышек, разрушением их частей». В 2015 году также зафиксирована одна
авария. Основной причиной аварий явилась разгерметизация из-за коррозии технических устройств и износа промысловых трубопроводов.
Рис. 1. Динамика аварийности и производственного травматизма в 2011-2016 гг. на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей промышленности
Согласно проведенному анализу установлено, что 25 % от общего числа произошедших аварий связаны с открытыми фонтанами и выбросами из нефтяных и газовых скважин, доля которых по сравнению с 2015 годом снизилась на 4 %.
Количество аварий по виду «взрыв и пожар» уменьшилось по сравнению с 2015 годом на 3 аварии и составило 25 % от общего количества.
В 2016 году уменьшилось на 3 количество прочих аварий, связанных с разрушением технических устройств, разливами, доля которых от общего количества аварий составляет 37 % (рис. 2).
Распределение по видам аварий в 2016 году
и открытые фонтаны и выбросы : взрыва и пожары падение буровых вышек ■ прочие виды
Рис. 2. Распределение по видам аварий на объектах нефтегазодобычи СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Материалы ежегодных отчетов о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за 2011 - 2016 года (http://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/).
2. Григорьев А.Ю. Катастрофы: аварии на нефтепроводах // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе.