Научная статья на тему 'ТРЕХСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО «КИТАЙ-МОНГОЛИЯ-РОССИЯ»: РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА'

ТРЕХСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО «КИТАЙ-МОНГОЛИЯ-РОССИЯ»: РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
650
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР / КИТАЙ / МОНГОЛИЯ / РОССИЯ / АВТОПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / COVID-19

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ператинская Д.А., Харланов А.С., Бобошко А.А.

Китай, Монголия и Россия стремятся сохранять экономические отношения и развивать их несмотря на распространение коронавирусной инфекции нового типа. Последствия Covid-19 остаются существенными для мировой экономики, при этом странам удается работать в рамках проекта создания общего взаимовыгодного экономического коридора для дальнейшего сотрудничества. В настоящей статье рассматривается экономическое сотрудничество России с Монголией и Китаем, приводятся объемы торговли с указанными странами. Авторами даётся анализ межправительственного соглашения о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог. Также выявляются возможные риски и перспективы создания экономического коридора «Китай-Монголия-Россия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ператинская Д.А., Харланов А.С., Бобошко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRILATERAL COOPERATION "CHINA-MONGOLIA-RUSSIA": DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT CORRIDOR

China, Mongolia and Russia are striving to maintain and develop economic relations despite the spread of a new type of coronavirus infection. The consequences of Covid-19 remain significant for the global economy, while countries manage to work within the framework of the project to create a common mutually beneficial economic corridor for further cooperation. This article discusses Russia's economic cooperation with Mongolia and China, and shows the volume of trade with these countries. The authors analyze the intergovernmental agreement on international road transport along the Asian Highway network. It also identifies possible risks and prospects for creating an economic corridor "China-Mongolia-Russia".

Текст научной работы на тему «ТРЕХСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО «КИТАЙ-МОНГОЛИЯ-РОССИЯ»: РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА»

Трехстороннее сотрудничество «Китай-Монголия-Россия»: развитие транспортного коридора

сч сч о сч

сч

Ператинская Дарья Александровна

студент, Дипломатическая академия МИД России, peratinskay@mail.ru

Харланов Алексей Сергеевич

д. э. н., к.т.н., профессор кафедры «Мировая экономика», Дипломатическая академия МИД России, kharlanov2009@mail.ru

Бобошко Андрей Александрович,

к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, boboshko25@gmail.com

Китай, Монголия и Россия стремятся сохранять экономические отношения и развивать их несмотря на распространение коро-навирусной инфекции нового типа. Последствия Covid-19 остаются существенными для мировой экономики, при этом странам удается работать в рамках проекта создания общего взаимовыгодного экономического коридора для дальнейшего сотрудничества. В настоящей статье рассматривается экономическое сотрудничество России с Монголией и Китаем, приводятся объемы торговли с указанными странами. Авторами даётся анализ межправительственного соглашения о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог. Также выявляются возможные риски и перспективы создания экономического коридора «Китай-Монголия-Россия».

Ключевые слова: экономический коридор, Китай, Монголия, Россия, автоперевозки, транспортное сотрудничество, Covid-19.

О Ш

т х

Сотрудничество России с Китаем и с Монголией в последнее время становится особенно актуальным. Это подтверждается рядом следующих фактов. Во-первых, в XXI веке Восток всё больше стремится задавать темпы общественного развития, формировать тренды и тенденции, тем самым становясь новым экономическим центром. Во-вторых, монгольское и китайское направления являются приоритетными во внешней политике Российской Федерации ввиду многолетних дружественных и благоприятных для всех сторон отношений, в том числе, и экономических. В-третьих, Россию, Китай и Монголию связывают многочисленные проекты (энергетические, горнодобывающие, а также транспортно-ин-фраструктурные) [1].

Российско-китайское сотрудничество также скрепляется торговлей между этими странами. Рассмотрим более детально структуру экспорта России в Китай за 2020 год (см. рис. 1). Несмотря на повсеместное введение массовых ограничений и локдаунов ввиду распространения коронавирусной инфекции нового типа, объемы торговли хоть и упали, но при этом всё же остались достаточно внушительными. Крупнейшей статьёй экспорта в Китай является минеральное топливо - 29,1 миллиардов долларов США, что составляет 59% от общего объема. Увеличились объемы поставок руды в сравнении с 2019 годом на 0,7 миллиардов долларов США [3]. При этом остальные товарные группы остаются практически на том же уровне.

Энергетическое сотрудничество с Китаем является на данном этапе приоритетным. В 2021 году идет строительство газопровода «Союз Восток» из России в Китай, проходящего по территории Монголии. Газопровод будет представлять собой продолжение «Силы Сибири-2». При этом вопрос поставок газа в Монголию остается нерешенным, велика вероятность того, что для страны данный проект может остаться лишь транзитным. Этот факт подтверждает большую заинтересованность России в энергетическом сотрудничестве именно с Китаем.

Рассмотрим структуру российского импорта из Китая за 2020 год (см. Рис. 1). Двумя крупнейшими статьями на протяжении последних 3 лет (2018 - 2020 гг.) остаются электрические машины и оборудование и ядерные реакторы, занимающие 27% и 24% в общей структуре импорта в 2020 году. Таким образом, более половины российского импорта из Китая занимают именно продукты машиностроения. Стоит отметить, что стоимостное выражение общего импорта в 2020 году в сравнении с 2019 осталось примерно равным - 54,1 против 54,9 миллиардов долларов США соответственно [4].

<

т о х

X

Экспорт России в Китай в 2020 году, тыс. долл. США

! 60000000

>■ 50000000

5 40000000 )

: 30000000 !

5.20000000 5 10000000

з

; о

59%

I

100% I

27. Минеральное ТОПЛИВО 44. Древесина. Древесный уголь 26. Руды, шлак и зола 99. Товары, нигде не указанные 74. Медь Общий объем экспорта в Китай

29130234 3073010 2464964 2065463 1797061 49146337

Импорт России из Китая в 2020 году, тыс. долл. США

100% I

85. Электрические машины и оборудование 84. Реакторы ядерные. Котлы. Оборудование 87. Средства наземного транспорта 39. Пластмассы 62. Предметы одежды Общий объем импорта из Китая

15035047 13136686 2094375 1914494 1846275 54913425

в 60000000 150000000 | 40000000

£ зооооооо

I 20000000

о.

• 10000000 о

8 о

Рисунок 1 - Российско-китайская торговля источник: составлено авторами на основе данных [2]

Рассмотрим объемы торговли между Россией и Монголией за 2020 год (см. Рис. 2). В данном случае пандемия коронавирусной инфекции повлияла на экспорт существенным образом. Так, объемы экспорта в 2020 году уменьшились на 349,8 миллионов долларов США по сравнению с 2019 годом. Крупнейшей статьей российского экспорта в Монголию также, как и в Китай остается минеральное топливо. Однако в 2020 году также произошло резкое сокращение поставок изделий из черных металлов, злаков и непосредственно черных металлов. При этом стоит отметить, что сокращение общего объема экспорта произошло преимущественно за счет снижения объемов поставок минерального сырья [3].

Экспорт России в Монголию в 2020 году, тыс. долл. США

, 1600000 ;. 14ооооо | 1200000 ! 1000000 ! 800000 | 600000 400000 ; 200000

54% |

100% I

27. Минеральное топливо 73. Изделия из черных металлов 84. Реакторы ядерные. Котлы. Оборудование 10. Злаки 72. Черные металлы Общий объем экспорта в Монголию

746856 63354 53931 52954 34375 1384752

Импорт России из Монголии в 2020 году, тыс. долл. США

я 45000

£.40000

2 35000 1 30000 я 25000 | 20000 а 15000

3 10000

0 5000

1 ° =

и

79%

I

2% 2%

25. Соль. Сера. Земли и камень 61. Предметы одежды 86. Железнодорож ные локомотивы 27. Минеральное топливо 51. Шерсть

100% I

Рисунок 2 - Российско-монгольская торговля источник: составлено авторами на основе данных [2]

При рассмотрении динамики импорта России из Монголии в абсолютных величинах, можно заметить, что

значительно увеличились объемы торговли по многим из представленных товарных групп. Общий объем импорта за 2020 год в сравнении с 2019 увеличился с 33,6 до 38,3 миллионов долларов США [4]. Так, например, из 4,7 млн. долл. США совокупного снижения российского импорта из Монголии, 4,3 млн. долл. США пришлось на соль, серу, земли и камень и лишь только 415 тыс. долл. США в виде совокупного эффекта увеличения всех остальных статей.

Таким образом, авторами выдвигается гипотеза о том, что двусторонние отношения России с Китаем наибольшим образом влияют на выстраивание диалога с Монголией, включая вопросы создания и развития транспортных коридоров и логистических хабов.

Монголия может выступать связующим звеном между Россией и Китаем. Данное утверждение подтверждается географически тем, что протяженность российско-монгольской границы составляет 3,5 тысячи километров, охватывая территории 4 административных единиц: Тывы, Бурятии, Республики Алтай и Забайкальского края. Перечисленные регионы имеют выход на европейскую часть России, где по оценке Росстата численности населения на 1 января 2021 года проживает около 70% от общего количества населения, а значит, именно там экономическая активность выше . В то же время хоть и протяженность российско-китайской границы составляет 4,2 тысячи километров, её большая часть расположена на Дальнем Востоке.

Рассмотрим сотрудничество России, Монголии и Китая в ретроспективе. В 1947 году было начато строительство Трансмонгольской магистрали. Затем, в 1956 году был запущен маршрут, ведущий в Китай. Данная железная дорога соединяет Улан-Уде, Улан-Батор и Пекин, её общая протяженность на данный момент составляет 2,2 тысячи километров.

В декабре 2016 года было подписано межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог между правительствами КНР, Монголии и РФ [6].

В соответствии с межправительственным соглашением, автомобильные перевозки осуществляются по следующим маршрутам через соответствующие пропускные пункты государственных границ:

- АН 4 - AsianHighway 4 - транспортный коридор, соединяющий Россию и Китай через Монголию, также имеет выход в Пакистан, общая протяженность составляет 6 тысяч километров: Новосибирск - Барнаул -Горно-Алтайск - Ташанта (Российская Федерация)/ Уланбайшинт (Монголия) - Кобдо - Ярантай (Монго-лия)/Такешикан (Китай) - Урумчи - Каши -Хонкираф [8].

-АН 3 - AsianHighway 3 - транспортный коридор, охватывающий Россию, Монголию, Мьянму, Лаос и Таиланд, общая протяженность составляет 7,3 тысячи километров: Улан-Удэ - Кяхта (Российская Федера-ция)/Алтанбулаг (Монголия) - Дархан - Улан-Батор -Сайншанд - Замын-Ууд (Монголия)/Эрлянь (Китай) -Внешний Пекин -Тяньцзинь [9].

Межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог позволяет транспортировать товары с учетом законодательства той страны, по территории которой осуществляется транзит. При этом перевозчики обязуются уплачивать сборы и платежи за пользование автомагистралью в государстве их пребывания [6].

Соглашение является действующим, и оно направлено на снижение временных и финансовых затрат [7].

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м м

сч сч о сч

сч

о ш т

X

3

<

т о х

X

Одной из важнейших целей соглашения является стремление к минимизации перегрузок, поскольку вес и габариты транспорта должны соответствовать требованиям законодательства государства, по территории которого осуществляется перевозка.

Трехсторонняя договоренность значительным образом снижает уровень бюрократии, тем самым сокращая трансакционные издержки: в КНР, Монголии и России процедура выдачи виз транспортировщикам должна упрощаться в соответствии с соглашением.

Так, ввиду актуальности вопроса трехстороннего сотрудничества Российской Федерации, Монголии и Китайской Народной Республики, а также острой необходимости в августе 2016 года был запущен международный автопробег «Китай-Монголия-Россия». Данный автопробег выступал в роли демонстрационного показа потенциального сообщения автотранспорта.

Были выделены следующие цели международного автопробега:

-установление возможностей международного автосообщения;

- расширение международного сотрудничества стран;

- укрепление экономических связей;

- устранение административных барьеров при перевозках;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изучение состояния дорожной и придорожной инфраструктуры;

- увеличение грузооборота с КНР и Монголией [5].

Создание данного экономического коридора стало

результатом трехсторонней встречи в июне 2016 года на саммите ШОС. Коридор способствует развитию инфраструктуры прилегающих территорий.

На данном этапе Дальний Восток заселен достаточно неравномерно из-за климатического фактора, а также размещения промышленных зон. Сотрудничество России с Китаем и Монголией в отношении развития экономического коридора приведет к консолидации хозяйственной деятельности. Таким образом, Китай может всё больше осваивать дальневосточные регионы России, что в целом вполне положительно для местного населения по причине того, что территории будут постоянно развиваться. Однако в таком случае возникает риск экономической зависимости России от КНР.

Экономический коридор «Китай-Монголия-Россия» включает в себя 32 проекта:

- 13 проектов в области транспортной инфраструктуры;

- 4 проекта направлены на торговое сотрудничество;

- 3 природоохранных проекта;

- 3 научно-технических проекта;

- 3 проекта в области гуманитарного сотрудничества;

- 2 проекта в области промышленности;

- 1 проект в области модернизации пунктов пропуска;

- 1 энергетический проект;

- 1 сельскохозяйственный проект;

- 1 проект в области медицины и здравоохранения [10].

На момент 2021 года экономический коридор уже успешно развивается в течение 5 лет. За это время странам удалось создать совместную рабочую группу и проводить регулярные встречи на экспертом уровне [11]. Сейчас, в рамках программы, приоритетным остается проект модернизации центрального железнодорожного коридора.

В целом, Китай, Монголия и Россия стремятся сохранять экономические отношения и развивать их несмотря на распространение коронавирусной инфекции нового типа. Последствия Covid-19 остаются существенными для мировой экономики, при этом перечисленным ранее странам удается работать в рамках проекта создания экономического коридора по причине его необходимости для дальнейшего сотрудничества [12].

В рамках борьбы с распространением коронавируса страны активно взаимодействуют в целях уменьшения социально-экономических последствий. Монголия закупает у России вакцину «Спутник^» для экстренного использования, а Китай остается главным партнером по её производству [13]. Таким образом, авторами выдвигается гипотеза о том, что эпидемия не сможет в ближайшем будущем влиять на реализацию трехсторонних проектов.

Программа «Китай-Монголия-Россия» также укладывается в развитие китайской инициативы «Один пояс -один путь», поскольку данный экономический коридор является одним из предложенных Китаем в рамках её реализации. В данной инициативе Россия не принимает участие напрямую, однако её поддерживает, государство планирует действовать в формате сопряжения с ЕАЭС [14]. При этом, США активно критикуют «Один пояс - Один путь», объясняя это угрозой возникновения зависимости от Китая стран, которые намерены поддерживать инициативу. Так, США предлагают свою альтернативу в попытках противодействовать «Поясу и пути» и сохранить экономический центр в Америке.

Стоит отметить, что на момент 30 января 2021 году инициативу «Один пояс - Один путь» (ОПОП) поддержали уже 140 стран и 31 международная организация. По этой причине авторами выдвигается гипотеза о том, что США не удастся опередить Китай со своей альтернативой и продолжать доминировать на международной арене. Совместные действия России и Китая в освоении арктических транспортных коридоров, а особенно Северного Морского пути (СМП), как водной страховки ОПОП, говорят и о диверсификации геополитических и транспортных рисков, о желании совместного развития инфраструктуры и создания ряда рабочих мест.

Таким образом, авторы приходят к следующим выводам:

(1) Несмотря на то, что распространение коронави-русной инфекции негативным образом повлияло на прогнозные показатели экономики, России, Китаю и Монголии удалось удержать показатели внешней торговли на сопоставимом с докризисным периодом уровне.

(2) Россия продолжит наращивать объемы экспорта газа на Восток, поскольку на данном этапе ведется строительство газопровода «Союз Восток», ведущего в Китай через территорию Монголии. Также возможно создание ответвления на Монголию, позволяющего увеличить поставки газа и в эту страну.

(3) Китай, Монголия и Россия уже 5 лет эффективно работают над экономическим коридором. По этой причине 32 проекта, которые обозначены в рамках сотрудничества, будут непрерывно развиваться и возможно пополняться новыми.

(4) Поскольку на данном этапе сотрудничество России и Китая достаточно эффективно, возникает риск вхождения в созависимые отношения.

(5) Если Китаю удастся полностью реализовать свою инициативу «Один пояс - один Путь», вся экономиче-

ская активность будет постепенно перемещаться с Запада на Восток. Таким образом, роль Соединенных Штатов будет в конечном итоге ослабевать. После афганского завершения американскими войсками, покинувших регион и создавших высокую волатильность геополитических рисков, все страны обязаны выстроить новую политику взаимодействия и баланса интересов, что еще больше должно сблизить РФ, КНР и Монголию в единстве решения общих задач развития и роста угроз нестабильности.

Литература

1. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации - Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с визитом в Российскую Федерацию Министра внешних сношений Монголии. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3223975 (Дата обращения: 16.08.2021).

2. Trade statistics for international business development. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.trademap.org/Index.aspx (Дата обращения: 16.08.2021).

3. Таможенная статистика внешней торговли РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://stat.customs.ru/ (Дата обращения: 16.08.2021).

4. UNComtradeDatabase. Электронный ресурс. Режим доступа: https://comtrade.un.org/ (Дата обращения: 16.08.2021)

5. Международный автопробег «Китай-Монголия-Россия». Электронный ресурс. Режим доступа:

https://rosavtotransport.ru/netcat_files/104/57/Kitai_Mo

ngoliya_Rossiya.pdf (Дата обращения: 17.08.2021).

6. Межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог. Электронный ресурс. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456039042 (Дата обращения: 17.08.2021).

7. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. Электронный ресурс. Режим доступа: https://asmap.ru/spravochnik-map/37763/ (Дата обращения: 17.08.2021).

8. International agreement on the Asian highway network. Электронный ресурс. Режим доступа: https://trea-ties.un.org/doc/source/RecentTexts/XI_B_34_E.pdf(Дата обращения: 17.08.2021).

9. Asian highway handbook. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.unescap.org/sites/default/files/Full%20version. pdf(Дата обращения: 17.08.2021).

10. Борисов, Г. О. Экономический коридор Китай-Монголия-Россия: режим ожидания /Г. О. Борисов // ЭКО. - 2017. - №5. - С. 98-106.

11. Глава МИД Монголии: Россия - вечный сосед, которого мы уважаем. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2021/07/21/glava-mid-mongolii-rossiia-vechnyj-sosed-kotorogo-my-uvazhaem.html (Дата обращения: 19.08.2021).

12. Мировая экономика Щербанин Ю.А., Зенкина Е.В., Толмачев П.И., Грибанич В.М., Дрыночкин А.В., Королев Е.В., Кутовой В.М., Логинов Б.Б. - Москва, 2019. (5-е издание, переработанное и дополненное)

13. РФПИ договорился с китайской компанией о производстве «Спутника V». Электронный ресурс. Режим

доступа: https://ria.ru/20210419/proizvodstvo-

1728892188.html (Дата обращения: 19.08.2021)

14. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации - О китайской инициативе «Один пояс, один путь». Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.mid.ru/web/guest/xxxvi-zasedanie-sgs/-/asset_publisher/xMIklwUb7UZk/content/id/4806575 (Дата обращения: 22.08.2021)

Trilateral cooperation "China-Mongolia-Russia": development of the

transport corridor Peratinskaya D.A., Kharlanov A.S., Boboshko A.A.

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

China, Mongolia and Russia are striving to maintain and develop economic relations despite the spread of a new type of coronavirus infection. The consequences of Covid-19 remain significant for the global economy, while countries manage to work within the framework of the project to create a common mutually beneficial economic corridor for further cooperation. This article discusses Russia's economic cooperation with Mongolia and China, and shows the volume of trade with these countries. The authors analyze the intergovernmental agreement on international road transport along the Asian Highway network. It also identifies possible risks and prospects for creating an economic corridor "China-Mongolia-Russia".

Keywords: economic corridor, China, Mongolia, Russia, trucking, transport

cooperation, Covid-19. References

1. Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

- Commentary by the Department of Information and Press of the Ministry of Foreign Affairs of Russia in connection with the visit to the Russian Federation of the Minister of Foreign Relations of Mongolia. Electronic resource. Access mode: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-7as-set_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3223975 (Date of access: 08/16/2021).

2. Trade statistics for international business development. Electronic re-

source. Access mode: https://www.trademap.org/Index.aspx (Date of access: 08/16/2021).

3. Customs statistics of foreign trade of the Russian Federation. Electronic

resource. Access mode: http://stat.customs.ru/ (Date of access: 08/16/2021).

4. UNComtradeDatabase. Electronic resource. Access mode: https://comtrade.un.org/ (Date of access: 08/16/2021)

5. International motor race "China-Mongolia-Russia". Electronic resource. Ac-

cess mode: https://rosavtotran-

sport.ru/netcat_files/104/57/Kitai_Mongoliya_Rossiya.pdf (Date of

access: 08/17/2021).

6. Intergovernmental Agreement on International Road Transport on the

Asian Highway Network. Electronic resource. Access mode: https://docs.cntd.ru/document/456039042 (Date of access: 08/17/2021).

7. Association of International Road Carriers. Electronic resource. Access

mode: https://asmap.ru/spravochnik-map/37763/ (Date of access: 08/17/2021).

8. International agreement on the Asian highway network. Electronic re-

source. Access mode: https://treaties.un.org/doc/source/Re-centTexts/XI_B_34_E.pdf (Date of access: 08/17/2021).

9.Asian highway handbook. Electronic resource. Access mode: https://www.unescap.org/sites/default/files/Full%20version.pdf (Date of access: 08/17/2021).

10. Borisov, G. O. China-Mongolia-Russia Economic Corridor: Standby /G. O. Borisov // IVF. - 2017. - No. 5. - S. 98-106.

11. Foreign Minister of Mongolia: Russia is an eternal neighbor whom we respect. Electronic resource. Access mode: https://rg.ru/2021/07/21/glava-mid-mongolii-rossiia-vechnyj-sosed-kotorogo-my-uvazhaem.html (Date of access: 08/19/2021).

12. World economy Shcherbanin Yu.A., Zenkina E.V., Tolmachev P.I., Grib-anich V.M., Drynochkin A.V., Korolev E.V., Kutovoy V.M., Loginov B.B. .

- Moscow, 2019. (5th edition, revised and expanded)

13. RDIF agreed with a Chinese company to produce Sputnik V. Electronic resource. Access mode: https://ria.ru/20210419/proizvodstvo-1728892188.html (Date of access: 08/19/2021)

14. Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

- On the Chinese initiative "One Belt, One Road". Electronic resource. Access mode: https://www.mid.ru/web/guest/xxxvi-zasedanie-sgs/-/as-set_publisher/xMIklwUb7UZk/content/id/4806575 (Date of access: 08/22/2021)

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.