Научная статья на тему 'Требования российского законодательства и МСФО к составлению отчета о движении денежных средств в учреждениях государственного сектора'

Требования российского законодательства и МСФО к составлению отчета о движении денежных средств в учреждениях государственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отчетность / принципы / учет / достоверность / информация / стандарты / законодательство. / accountability / principles / accounting / reliability / information / standards / legislation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. М. Алиева

Установленные законодательством требования и принципы формирования бухгалтерской отчетности являются важными для соблюдения, так как они обеспечивают достоверность отчетности. Исполнение требований установленных в нормативных документах позволяет обеспечить справедливое представление информации в бухгалтерской отчетности. Степень точности данных бухгалтерской отчетности влияет на выводы и принимаемые решения. В статье приведен перечень показателей оценки, качества бухгалтерской отчетности государственных учреждений, дана их характеристика, а также проведена сравнительная характеристика российских принципов с принципами МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS OF RUSSIAN LEGISLATION AND IFRS FOR THE PREPARATION OF A STATEMENT OF CASH FLOWS IN PUBLIC SECTOR INSTITUTIONS

The requirements and principles of accounting reporting established by the legislation are important for compliance, as they ensure the reliability of the reporting. Compliance with the requirements established in regulatory documents allows for fair presentation of information in the financial statements. The degree of accuracy of accounting data affects the conclusions and decisions made. The article provides a list of evaluation indicators, the quality of accounting statements of state institutions, their characteristics, and a comparative description of the Russian principles with the principles of IFRS.

Текст научной работы на тему «Требования российского законодательства и МСФО к составлению отчета о движении денежных средств в учреждениях государственного сектора»

ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МСФО К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Н.М. Алиева, старший преподаватель Дагестанский государственный университет (Россия, г. Махачкала)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11432

Аннотация. Установленные законодательством требования и принципы формирования бухгалтерской отчетности являются важными для соблюдения, так как они обеспечивают достоверность отчетности. Исполнение требований установленных в нормативных документах позволяет обеспечить справедливое представление информации в бухгалтерской отчетности. Степень точности данных бухгалтерской отчетности влияет на выводы и принимаемые решения. В статье приведен перечень показателей оценки, качества бухгалтерской отчетности государственных учреждений, дана их характеристика, а также проведена сравнительная характеристика российских принципов с принципами МСФО.

Ключевые слова: отчетность, принципы, учет, достоверность, информация, стандарты, законодательство.

Отчет о движении денежных средств является основной отчетной формой, так как входит в состав и является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности автономного учреждения. Концептуальной основой формирования бухгалтерской отчетности является ее прозрачность и достоверность. Обеспечение данных концепций возможно только при строгом соблюдении установленных законодательством принципов и требований. Несоблюдение принципов и требований приведут к тому, что информация в отчетности будет недостоверной, неполной, непонятной, неоднозначной для пользователей бухгалтерской информации [1]. Общие требования к формированию бухгалтерской отчетности автономного учреждения, а, следовательно, и к отчету о движении денежных средств установлены ФСБУ №260н «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». В положениях данного стандарта установлены следующие важные требования:

1. очет формируется на основании данных бухгалтерского учета;

2. в отчете показатели отражаются развернуто;

3. данные отчета должны быть подтверждены результатами инвентаризации;

4. в отчете обязательно содержится информация о наименовании субъекта отчетности, отчетный период, единица измерения показателей отчетности;

5. публикация отчетности в сети Интернет;

6. отчетность составляется на русском языке;

7. необходимо формировать отчетность исключительно на бумажном носителе;

8. подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения;

9. отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой;

10. составляется и представляется по состоянию на 1 июля, 1 января года, следующего за отчетным годом.

Информация, содержащаяся в отчете о движении денежных средств должна соответствовать определенным качественным критериям оценки [2]. ФСБУ № 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» в VI разделе п.65 четко устанавливает показатели оценки качества информации содержащейся в отчетных формах. На рисунке 1 представлены все показатели оценки информации.

Информация, обладающая прогностической ценностью и способностью влиять на управленческие решения пользователей считается уместной [3]. Существенной

Важным показателем оценки информации является достоверность. Достоверность обеспечивается, если информация в отчете о движении денежных средств полная, нейтральная и без существенных ошибок [4].

Полной считается информация, которая включает данные, на момент формирования бухгалтерской отчетности обо всех объектах учета, без пропусков. И эта информация является достаточной для принятия пользователем управленческих и эффективных решений. Информация считается нейтральной, если она не формируется с учетом интересов определенных пользователей [5]. В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

Следующий показатель оценки бухгалтерской информации это сопоставимость. Сопоставимость обеспечивается при сравнении отчета о движении денежных средств одного и того же учреждения за различные отчетные периоды, а также при сравнении отчетности разных учреждений.

Сопоставимость отчетности за разные периоды времени достигается путем по-

информация является, если ее отсутствие или искажение влияют на принятие важного решения основными пользователями отчетной информации.

следовательного применения способов формирования, оценки и представления информации в отношении одних и тех же показателей отчетности от одного финансового периода к другому финансовому периоду [6]. Сопоставимость бухгалтерской отчетности разных субъектов отчетности достигается путем раскрытия применяемых ими методов оценки отдельных объектов бухгалтерского учета, а также способов формирования и представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе публикуемой бухгалтерской (финансовой) отчетности [7].

Не менее важным показателем является своевременность. Информация должна быть доступна пользователям бухгалтерской отчетности в тот момент, когда она нужна и может оказать влияние на факты хозяйственной жизни.

Информация считается понятной, если пользователи, обладающие экономическими знаниями о деятельности учреждения понимают смысл информации. Информация, содержащаяся в отчете о движении денежных средств, подвергается верификации. Подтверждение информации отраженной в отчетных формах обеспечивается при проведении инвентаризации, соответственно требованиям федерального

/

Показатели

оценки информации

уместность

существенность

достоверное представление

сопоставимость

верификация

своевременность

понятность

Рис. 1. Основные показатели оценки информации отчета о движении денежных средств

закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Российское законодательство в области основ формирования бухгалтерской отчетности составляет единую систему, которая выработала общие правила, называемые принципами. В разделе VII «Основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности» ФСБУ №256н приводятся принципы (рис. 2), соблюдение которых обеспечивает понятность, ясность и нейтральность информации в отчетных формах.

Допущение имущественной обособленности трактуется, как правило, раздельного учета активов и обязательств учрежде-

Принцип непрерывности деятельности означает, что:

1. Учреждение намерено осуществлять свою деятельность, выполнять свои функции, отвечать по своим обязательствам не менее 4 лет начиная с года, за который учреждение предоставила отчетность;

2. У учредителя автономного учреждения нет намерений ликвидировать учреждение или прекратить его деятельность в обозримом будущем.

Принцип временной определенности означает, что объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов.

ния от активов и обязательств собственников имущества [7].

Важно при оценке соблюдения принципа имущественной обособленности учитывать следующее:

1. Имущество автономных учреждений закреплено за ними на праве оперативного управления;

2. Собственники имущества государственных автономных учреждений не отвечают по обязательствам указанных автономного учреждения;

3. Автонономное учреждение не отвечает по обязательствам собственников имущества.

В 2011 г. в России был принят приказ Минфина, согласно которому в нашей стране вступили в силу Международные стандарты финансовой отчетности [4]. В рамках реформирования системы бухгалтерского учета в государственном секторе предполагалось внести изменения инструкции и принятие стандартов по бухгалтерскому учету. Вся это масштабная работа поэтапно осуществляется. На сегодняшний день введены в действие 10 федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для учреждений госсектора. Основная задача реформирования учетной деятельности организаций государственного сектора заключается в необходимости повышения достоверности учетной информации. Следует отметить, что в основном стандарты не имеют принципиальных раз-

имуще ственной обособленности

Рис. 2. Основные принципы формирования отчета о движении денежных средств

личий с МСФО, наоборот максимально схожи с ними [7]. Относительно принципов формирования отчетности по МСФО (рис. 3) и ФСБУ выявлены следующие различия:

1. В МСФО признаны два основополагающих принципа, а в ФСБУ три принципа. Два принципа одинаковы, а третий принцип имущественной обособленности

в российских стандартах определен как основной;

2. В ФСБУ не являются принципами показатели качественной характеристики информации отраженной в отчетности. В МСФО понятность, уместность, надежность и сопоставимость составляют отдельную группу качественных принципов.

Рис. 3. Классификация принципов МСФО

Следует отметить, составленная отчетность с соблюдением принципов обеспечивает достаточно высокий уровень качественности бухгалтерской отчетности [3]. Соответственно пользователи получают объективную информацию о деятельности учреждения, в частности, и о движении денежных потоков. Получаемые в результате обработки информации показатели деятельности организации являются необходимой базой для принятия решений ли-

цами, осуществляющими управление учреждением [5].

Резюмируя, отметим, что показатели отчетности о денежных потоках дают возможность анализировать и контролировать правильность и точность учетных данных о движении денежных средств, обеспечить эффективность и целесообразность использования средств организации, и конечно, способствуют выработке мер по укреплению финансово-бюджетной дис-

циплины.

Библиографический список

1. Пащенко Т.В., Саначева А.А. Реформирование системы бухгалтерского учета в государственном секторе // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2018. - №20 (452). - С. 9-17.

2. Беспалов М.В. Годовая бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений: классификация, структура, основные элементы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2015. - №12 (372). - С. 12-24.

3. Васильева М.Б., Зандеева Н.Д. Особенности формирования бюджетной отчетности // Вопросы науки и образования. - 2018. - №5 (17). - С. 175-181.

4. Горлова Н.А Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2016 - №8 - С. 14-15.

5. Алиева Н.М. Проверка состояния учета и отчетности в казенных учреждениях // Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. - №8. - С. 187-191.

6. Ефремова И.В., Татаровская Т.Е., Токарь В.А. Сравнительная характеристика принципов GAAP и IFRS // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - №12 (52). - С. 183188.

7. Терпак Н.А. Международные стандарты финансовой отчетности: цель, принципы и сопоставление с положениями по ведению бухгалтерского учета в РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №10-2. - С. 118-120.

REQUIREMENTS OF RUSSIAN LEGISLATION AND IFRS FOR THE PREPARATION OF A STATEMENT OF CASH FLOWS IN PUBLIC SECTOR

INSTITUTIONS

N.M. Alieva, Senior Lecturer Dagestan State University (Russia, Makhachkala)

Abstract. The requirements and principles of accounting reporting established by the legislation are important for compliance, as they ensure the reliability of the reporting. Compliance with the requirements established in regulatory documents allows for fair presentation of information in the financial statements. The degree of accuracy of accounting data affects the conclusions and decisions made. The article provides a list of evaluation indicators, the quality of accounting statements of state institutions, their characteristics, and a comparative description of the Russian principles with the principles of IFRS.

Keyword: accountability, principles, accounting, reliability, information, standards, legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.