Научная статья на тему 'Требования работодателей к профессионально важным качествам специалиста-психолога в ситуации трудоустройства'

Требования работодателей к профессионально важным качествам специалиста-психолога в ситуации трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маленов Александр Александрович

The article is devoted to the analysis of the situations of employment. Special scientific interest is represented with results of ranging of professional and personal qualities of the young expert-psychologist the employers representing different fields of activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маленов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования работодателей к профессионально важным качествам специалиста-психолога в ситуации трудоустройства»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 68-75 © A.A. Маленов, 2007

УДК 159.9:331.101.3

ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫМ КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА В СИТУАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА

A.A. МАЛЕНОВ

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The article is devoted to the analysis of the situations of employment. Special scientific interest is represented with results of ranging of professional and personal qualities of the young expertpsychologist the employers representing different fields of activity.

Учебно-профессиональная подготовка специалистов любого профиля настоятельно требует учета множества социальных факторов, ведущим среди которых выступает удовлетворение потребности современного общества в определенных видах профессиональной деятельности и субъектах, способных к их высококвалифицированному выполнению. В связи с этим каждое учебное заведение, стремясь повысить качество образования, так или иначе сталкивается с проблемой соответствия уровня конкретных функциональных возможностей и способностей выпускника, его методологической и методической подготовленности к решению профессиональных задач требованиям современного рынка труда. Другими словами, молодой специалист должен обладать конкретным набором профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, необходимых для трудоустройства в условиях жесткой социально-экономической конкуренции.

Профессия психолога в настоящее время относится к числу актуальных, социально значимых, что отражается в высокой степени востребованности специалистов данного профиля, при этом обязательным условием является наличие высшего психологического образования. В целом квалификационная характеристика выпускника факультета психологии в соответствии с Государственным образовательным стандартом раскрывает готовность молодого специалиста изучать и оптимизировать психологические факторы во всех видах деятельности и формах взаимодействия с людьми в рамках научно-исследовательской, диагностической, учеб-

но-воспитательной, экспертно-консультационной, социально-коррекционной и культурнопросветительской работы [3]. В связи с этим необходимым условием реализации профессиональной деятельности является наличие у начинающего психолога не только общих и специальных знаний, умений и навыков исследовательской, преподавательской и практической деятельности, но и определенного уровня профессионального мировоззрения и самосознания, набора соответствующих профессионально важных качеств.

Значительной составляющей профессиональной квалификации психолога выступают сформированные умения и навыки как исследовательской, так и практической деятельности. Организация и реализация исследовательской деятельности специалиста невозможны без понимания цели и знания методологии науки, владения классическими методами и современным инструментарием сбора и обработки эмпирических данных, готовности к изменению форм и характера собственной профессиональной деятельности под воздействием социального заказа. В свою очередь решение практических задач предполагает оказание непосредственной помощи в преодолении критических, трудных, конфликтных ситуаций, возникающих в жизни и деятельности клиентов, что требует специализации и совершенствования умений и навыков в определенных видах профессиональной деятельности психолога - психодиагностической, консультационной, коррекционно-развивающей. Кроме того, самостоятельным направлением практической деятельности выступает

оптимизация самой системы психологической работы и постоянное повышение собственной профессиональной компетентности [1; 2; 6].

Что касается внутриличностного обеспечения профессиональной деятельности психолога в зависимости от ее специфики, то к данной проблеме обращаются разные авторы, указывая на зависимость успешности психологической работы от личностного ресурса специалиста. Существуют модели личности психотерапевта (К. Роджерс), школьного психолога (И.В. Дубровина), психолога-ученого (К.А. Ра-муль), психолога-консультанта (Р. Мэй, Р. Ко-чюнас, Е.А. Козырева, С.И. Копчикова, В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева и др.), в которых приводится авторское видение психологического портрета специалиста, основанное на опыте исследовательской и практической деятельности [5; 7; 8; 9; 10; 11]. Так, например, по мнению К. Роджерса, личностный потенциал психолога, обеспечивающий эффективность его деятельности, должен включать особые качества по отношению как к клиенту - спонтанность и открытость, конгруэнтность, способность к безусловному принятию, эмпатическое понимание, эмоциональная сензитивность, так и к самому себе -принятие себя и самоуважение, способность к рефлексии, свобода от личностных проблем, готовность и способность к самоизменению [11]. В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева к числу такого рода качеств относят не только личностные, такие, как ответственность, порядочность, самообладание, терпение в достижении цели, адекватность самооценки, тактичность, гибкость, но и профессионально важные качества - знание техники и приемов партнерского общения, умение правильно делать психологический анализ, владение приемами психотерапевтического воздействия, способность создавать условия для развития и коррекции личности [5].

Таким образом, несмотря на отсутствие общего эталонного списка психологических качеств специалиста-психолога, можно говорить о существовании устойчивого набора личностных особенностей, составляющих некоторый фундамент успешности профессиональной психологической деятельности, включающий нравственные, коммуникативные, организационные, эмоционально-волевые, когнитивные и другие характеристики.

В целом рассмотренные нами личностные характеристики и психологические умения отражают общие требования к результату учебнопрофессиональной подготовки специалиста-психолога. Вместе с тем любая профессиональная деятельность осуществляется в определенном социальном контексте, следствием чего является также формулирование требований к работе психолога отдельными социальными структурами. В частности, современные работодатели в ситуации отбора персонала выдвигают собственные критерии оценки профпригодности потенциального работника, в том числе специалиста в области психологии. На наш взгляд, изучение социального запроса работодателей и критериев оценки специалиста-психолога позволит не только решить практические задачи определенной организации, но и повысить уровень и качество учебно-профессиональной подготовки специалистов определенного профиля.

Таким образом, активное сотрудничество с потенциальными работодателями, на наш взгляд, следует рассматривать как один из важных факторов формирования представления о современном рынке труда и требованиях к молодому специалисту. Это в свою очередь позволит адепту составить и скорректировать личный профессиональный план, а также выбрать стратегию его реализации и способы преодоления трудностей на начальных этапах трудовой деятельности в определенной социальной сфере.

С этой целью на факультете психологии ОмГУ проводится ряд мероприятий, наибольший интерес среди которых у студентов старших курсов вызывает проект «Ярмарка вакансий», в рамках которого через знакомство с реальными работодателями, их деятельностью и требованиями к выпускнику у старшекурсников расширяется кругозор о профессионально важных качествах, знаниях, умениях, способностях, имеющих значение при трудоустройстве.

В 2007 г. в рамках проекта «Ярмарка вакансий» нами было предпринято пилотажное исследование для формирования общего представления о требованиях, предъявляемых к молодому специалисту-психологу. В письменном опросе приняли участие 20 работодателей, представляющих разные организации, заинтересованные в реализации определенных видов профессиональной деятельности психологов:

центры оказания психологической помощи населению, кадровые агентства, подразделения федеральной службы исполнения наказания, подразделения банков, частные предприятия и фирмы. Работодателям был предложен список из 15 качеств (умений, способностей) молодого специалиста, которые требовалось оценить по критерию значимости при приеме на работу в

организацию. Как мы и предполагали, полученные результаты отражают разную степень важности как личных, так и профессиональных качеств молодого специалиста-психолога при трудоустройстве. В целом можно выделить три группы профессионально важных качеств: обязательные, желательные и неважные (табл. 1).

Таблица 1

Частота встречаемости качеств молодого специалиста в ответах работодателей по критерию значимости при трудоустройстве, %

№ п/п Качество Группы качеств

обязательные желательные неважные

1 Умение работать с информацией 95 5 0

2 Наличие красного диплома 5 10 85

3 Участие в общественной работе 25 60 15

4 Соответствие темы дипломной работы месту трудоустройства 10 40 50

5 Наличие опыта работы 30 40 30

6 Прохождение практики в организации 35 40 25

7 Владение компьютером 80 20 0

8 Умение работать в сети «Интернет» 45 45 10

9 Умение общаться с людьми 100 0 0

10 Способность выполнять однообразную работу 40 40 20

11 Ответственность 100 0 0

12 Организаторские способности 70 20 10

13 Креативность 70 20 10

14 Навыки научно-исследовательской деятельности 25 45 30

15 Владение иностранными языками 0 45 30

Лидируют в группе обязательных качеств соискателя при приеме на работу (при условии, что 4 - максимально возможный балл) коммуникативные способности (средний балл - 4) и ответственность (средний балл - 3,7), которые относятся многими авторами к личностным особенностям психолога, составляющим важный фундамент его профессиональной успешности [5; 7; 8]. Однако к этой же группе работодателями относятся и «информационно-технические навыки», такие, как умение работать с информацией (средний балл - 3,6) и владение компьютером (средний балл - 3,3). По мнению Е.Л. Доценко и О.С. Андреевой, современный уровень организации труда психолога в качестве необходимого требования к реализации профессиональной деятельности выдвигает обязательное владение компьютерными методами сбора, хранения, обработки и редактирования

информации [4]. На наш взгляд, это очередной раз подтверждает, что в современном обществе компетентность специалиста при взаимодействии с информационными системами приобретает высокий уровень значимости независимо от специфики профессиональной деятельности.

В качестве желательных качеств молодого специалиста работодатели рассматривают организаторские способности и креативность (средний балл каждого - 2,9), дополняют которые умение работать в сети «Интернет» (средний балл - 2,5), способность выполнять однообразную (средний балл - 2,2) и общественную работу (средний балл - 2,2). При этом работодатели менее требовательны к прохождению студентом практики в организации и наличию у него опыта работы (средний балл - 2,1 и 2 соответственно). Таким образом, работодатели преимущественно ориентируются на внутри-

личностное обеспечение профессиональной деятельности, выступающее потенциальной основой инструментальных, праксических способностей молодого специалиста.

Навыки научно-исследовательской деятельности выпускников (средний балл - 1,9), соответствие темы дипломной работы месту трудоустройства (средний балл - 1,5), владение иностранными языками (средний балл - 1,4) и наличие красного диплома (средний балл - 1,3) не расцениваются работодателями как определяющие решение в ситуации трудоустройства и в целом составляют группу качеств, относимых к группе незначимых.

Несмотря на специфику составления иерархии, предполагающую ранжирование предлагаемых характеристик, на наш взгляд, оценка работодателями научно-исследовательских способностей выпускника требует дальнейшего эмпирического изучения. Организация исследования психологических феноменов в любой сфере социальной жизни общества (в системе образования, на производстве, в юридической практике, медицине и т. д.), квалифицированный сбор и обработка полученных данных, формулировка рекомендаций всегда вызывают заинтересованность заказчика и составляют одно из важнейших направлений деятельности практического психолога. Вследствие этого можно пред-

положить, что результаты опроса, полученные в рамках нашего пилотажного исследования, невозможно переносить на всю генеральную выборочную совокупность работодателей. Кроме того, следует отметить неоднородность выборки исследования, которая включала представителей разных организаций - психологические центры, кадровые агентства, федеральная служба исполнения наказания, банки, частные предприятия и фирмы. Данный факт, безусловно, отразился на полученных результатах, поскольку требования к специалисту, выдвигаемые отдельными социальными структурами, ориентированными на решение конкретных задач жизни общества, имеют существенные отличия. Еще одним допущением в объяснении полученных данных может выступать влияние субъективного фактора при замене общего значения исследовательской деятельности психолога узкой индивидуальной интерпретацией данного вопроса участниками опроса.

В целом, подводя некоторый итог, можно сделать заключение, что образ молодого специа-листа-психолога, хотя и не лишенный противоречий, отражает более высокую значимость личностных и информационно-технических качеств как особенно важных при трудоустройстве (табл. 2, см. рис.).

Таблица 2

Иерархия значимости качеств молодого специалиста-психолога при трудоустройстве

№ п/п Группы качеств Качество Средний балл

индивиду- альный группо- вой

1 Личностные Умение общаться с людьми 4 3,4

Ответственность 3,7

Организаторские способности 2,9

Креативность 2,9

2 Информационно- технические Умение работать с информацией 3,6 2,9

Владение компьютером 3,3

Умение работать в сети «Интернет» 2,5

Способность выполнять однообразную работу 2,2

3 Практические Наличие опыта работы 2 2,1

Прохождение практики в организации 2,1

4 Научно-иссле- довательские Навыки научно-исследовательской деятельности 1,9 1,7

Соответствие темы дипломной работы месту трудоустройства 1,5

5 Дополнительные Участие в общественной работе 2,2 1,6

Владение иностранными языками 1,4

Наличие красного диплома 1,3

3,5

ц ц го

ю 2,5

3

ц

ф

н

го

со

го

о

с

2

1,5

0,5

і

к

о

0

1 т

0

1 I

о

С1

0 ■&

1

0

(V

т

2

1 X ф

о

(V

т

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

ф о .а і с

0 ф

1 I-

т го ^ со СО о X

ф

о

о

ф

і

і

о

с

о

с!

Группы качеств

1

0

Уровень значимости качеств молодого специалиста-психолога при трудоустройстве

При проведении сравнительного анализа требований работодателей, представляющих разные социальные сферы профессиональной занятости психологов, с одной стороны, было обна-

ружено значительное сходство критериев отбора молодого специалиста в разных сферах деятельности работодателя (табл. 3).

Таблица 3

Сходство иерархий профессионально важных качеств специалиста-психолога в оценках различных работодателей

Организация Психологический центр Банк Предприятие, фирма Кадровое агентство Подразделения ФСИН

Психологический центр X 0,642* 0,904** 0,599* 0,771**

Банк 0,642* X 0,756** 0,683** 0,529*

Предприятие, фирма 0,904** 0,756** X 0,670** 0,756**

Кадровое агентство 0,599* 0,683** 0,670** X 0,668**

Подразделения ФСИН 0,771** 0,529* 0,756** 0,668** X

Примечание. Указаны значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена, где *

р < 0,05; ** - р < 0,01.

С другой стороны, несмотря на сходство оценок значимости качеств молодого специалиста при трудоустройстве в целом, результаты

соответствует

ранжирования показывают, что иерархии качеств работодателей имеют некоторые расхождения. Так, например, научно-исследовательс-

кие качества психолога имеют высокий статус в подразделениях службы исполнения наказания, попадая в первую пятерку характеристик (ранг - 5,5), тогда как умение работать в сети «Интернет» относится к числу незначимых качеств специалиста (ранг - 11,5). Информационно-технический и праксический потенциал специалиста - владение компьютером (ранг - 2), умение работать с информацией (ранг - 3), прохождение практики в организации и наличие определенного опыта работы (ранги - 4,5 и 6 соответственно) - имеют существенное значение для представителей кадровых агентств. Владение иностранными языками (ранг - 10,5) и наличие красного диплома (ранг - 8) попада-

ют в зону желательных качеств при трудоустройстве молодого специалиста-психолога на предприятие и в банк соответственно. При этом особой креативности в банке и кадровом агентстве в профессиональной работе психолога не требуется (ранги - 11 и 8,5 соответственно), как, впрочем, и высоко развитых организаторских способностей (ранги - 8 и 11 соответственно). Однако для работы в социально-психологическом центре наличие определенных личностных качеств - коммуникативных, эмоционально-волевых, творческих, организационных

- выступает обязательным требованием к молодому специалисту (табл. 4).

Таблица 4

Результаты ранжирования критериев отбора молодого специалиста в зависимости от сферы деятельности работодателя

№ п/п Критерий Организация Ср. ранг (место)

Психологический центр Банк Предприятие, фирма Кадровое агентство Подразделения ФСПН

1 Умение работать с информацией 4 2,5 3 3 5,5 3

2 Наличие красного диплома 15 8 14,5 15 14 15

3 Участие в общественной работе 8,5 6 8,5 11 9,5 8,5

4 Соответствие темы дипломной работы месту трудоустройства 10 14 14,5 13 13 13

5 Наличие опыта работы 13,5 11 10,5 6 9,5 11

6 Прохождение практики в организации 11,5 11 12 4,5 8 10

7 Владение компьютером 6,5 2,5 6 2 5,5 4

8 Умение работать в сети «Интернет» 8,5 5 7 7 11,5 7

9 Умение общаться с людьми 1 2,5 1,5 1 1 1

10 Способность выполнять однообразную работу 6,5 8 8,5 8,5 11,5 8,5

11 Ответственность 2,5 2,5 1,5 4,5 2 2

12 Организаторские способности 5 8 4,5 11 3 5,5

13 Креативность 2,5 11 4,5 8,5 5,5 5,5

14 Навыки научно-исследовательской деятельности 11,5 14 13 11 5,5 12

15 Владение иностранными языками 13,5 14 10,5 14 15 14

Подводя итог анализу результатов пилотажного исследования, на наш взгляд, следует обозначить некоторые проблемные области, на-

правления и задачи дальнейшего эмпирического изучения заявленной тематики. Прежде всего, квалификационная характеристика выпуск-

ника факультета психологии, помимо указанных критериев Государственного образовательного стандарта, должна учитывать и раскрывать требования к результату учебно-профессиональной подготовки специалиста-психолога с учетом современных социально-экономических условий реализации трудовой деятельности. Это в свою очередь включает обязательное взаимовыгодное сотрудничество высших учебных заведений с потенциальными и реальными работодателями, заинтересованными в определенных видах профессиональной деятельности и, соответственно, компетентных специалистах, способных к их реализации.

Кроме того, отдельные социальные структуры, решая общественно детерминированные задачи, создают собственную модель профессионально важных качеств работника и требований к профессиональной деятельности, знание которой выступает одним из факторов повышения конкурентоспособности при трудоустройстве молодых специалистов. Следовательно, оперативные исследовательские срезы позволят получить информацию о критериях оценки профпригодности потенциального работника современными работодателями, что в свою очередь позволит повысить уровень и качество учебнопрофессиональной подготовки специалистов определенного профиля и тем самым поможет решить практические задачи определенной организации.

Отдельного обсуждения требует проблема организации исследований в рамках заявленной тематики. В данном случае преимущественно речь идет о методической части социально-психологического исследования - определении обследуемой выборочной совокупности, подборе методов сбора и обработки информации. Результаты пилотажного исследования позволяют констатировать неоднородность выборки работодателей и, как следствие, несогласованность требований к молодому специалисту-психологу со стороны разных организационных структур. Таким образом, группа работодателей, выбранная для решения исследовательских задач, должна быть, во-первых, значительно увеличена, во-вторых, составлена с учетом ряда критериев, центральным среди которых должна выступать сфера деятельности организации, что

находит непосредственное отражение в системе требований к профессиональным и личностным качествам психолога как специалиста. Значительной модификации требует и методический инструментарий исследования, что может заключаться в дополнении, расширении оцениваемых качеств специалиста, значимых при трудоустройстве, что в свою очередь предполагает осуществление нескольких предварительных пилотажных срезов, а также в выборе иных способов организации взаимодействия с работодателями, например, в рамках метода фокус-группового опроса.

Таким образом, глубокое научное изучение системы современных требований к выпускникам учебных заведений с учетом сферы деятельности работодателей представляется нам не только актуальным и интересным, но и перспективным в плане повышения качества учебнопрофессиональной подготовки специалистов определенного профиля.

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.

2. Бачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжни-ковН.С. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

- 464 с.

3. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «020400 - психология» // Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 1995. - С. 165-179.

4. Доценко Е.Л., Андреева О.С. Психология. Введение в профессию: Учебное пособие. -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2006. - 168 с.

5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социальнопсихологический тренинг: Учебное пособие. -Л., 1989. - 55 с.

6. Карандашев В.Н. Введение в профессию. - М.: Смысл, 2000. - 288 с.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проспект, 1999. - 240 с.

8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 144 с.

9. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. -4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

10. Рамулъ К.А. О психологии ученого и в частности ученого-психолога // Вопросы психологии. 1965. - № 6. - С. 126-135.

11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. - М.: Прогресс-Универс, 1994. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.