1.2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Феоктистов Данил Евгеньевич, аспирант Пензенского государственного университета,
Синцов Глеб Владимирович, профессор Пензенский государственный университет
Контакты автора: d_e_f@bk.ru
g_sintsov@mail.ru
Аннотация. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации относится к числу персонифицированных государственных органов. Большое значение для его функционирования и позиционирования в системе государственного аппарата играет личность самого Уполномоченного. В связи с этим к кандидатам на должность Уполномоченного предъявляются определенные требования, закрепленные в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Ключевые слова: уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, омбудсмен, гражданство, возрастной ценз, познания в области прав и свобод, высшее юридическое образование
THE REQUIREMENTS MADE TO THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Feoktistov Danil Evgenievich, Post-graduate student of Penza State University,
Sintsov Gleb Vladimirovich, professor of Penza State University
Annotation: The Commissioner for human rights in the Russian Federation is referred to number of the personified state bodies. The great value for its functioning and positioning in the system of state machinery plays the person of the Commissioner. In this connection the particular requirements fixed in the Federal constitutional law «About the Commissioner for human rights in the Russian Federation» are made to candidates on a post of the Commissioner.
Keywords: the Commissioner for human rights in the Russian Federation, ombudsman, citizenship, the age qualification, knowledge in the field of the rights and freedom, higher juridical education
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации относится к числу персонифицированных государственных органов. Большое значение для его функционирования и позиционирования в системе государственного аппарата играет личность самого Уполномоченного. В связи с этим к кандидатам на должность Уполномоченного предъявляются определенные требования. Такая практика является повсеместной и присутствует как в законодательстве зарубежных стран, так и в законодательстве субъектов Российской Федерации.
В большинстве случаев требования к омбудсменам устанавливаются либо на законодательном уровне, либо на конституционном. В числе исключений можно назвать родину института омбудсмена - Швецию. Здесь законом специальных требований к кандидату не выдвигается. Однако на практике сложилось, что кандидаты должны отвечать требованиям, которые предъявляются к кандидатам на должность судей высших судов - Верховного Суда и Верховного Административного Суда1.
Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает следующие требования для кандидата (ст. 6): «На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты»2.
Данную совокупность требований можно классифицировать на две группы: требования объективного характера (гражданство и возраст) и требования оценочного характера (познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты).
И.В. Лагун и А.Б. Юдина отмечают, что гражданство кандидата на должность Уполномоченного рассматривается объективно, независимо как от оснований приобретения им гражданства, предусмотренных Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»3, так и от числа лет пребывания в нем4.
В то же время законодательно не установлены какие-либо ограничения относительно возможности наличия у лица второго гражданства либо вида на жительства в иностранном государстве. Думается, что в законе должны быть отражены соответствующие ограничения.
Ряд субъектов РФ ужесточили требования к гражданству кандидата. Например, в Ленинградской области закон предусматривает, что у лица не должно быть второго гражданства5. В Псковской области на должность Уполномоченного по правам человека назначается лицо, являющееся гражданином РФ и «не имеющее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства»6. Такое же требование установлено и для
1 WiesIander B. The ParIiamentary Ombudsman in Sweden -Stockholm: Bank of Sweden Tercentenary Foundation, 1999. P. 37.
2 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. Ст. 1011.
3 Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.06.2002. № 22. ст. 2031.
4 Лагун И.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. 3 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» / под ред. Е.Г. Маркеловой. - Система ГАРАНТ, 2009.
5 См.: ч. 2 ст. 2. Закона Ленинградской области от 28 декабря 2009 г. № 109-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области» // Вестник Правительства Ленинградской области. 31.12.2009. № 85. стр. 10.
6 См.: ч. 2 ст. 3 Закона Псковской области от 5 ноября 2009 г. № 912-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Псковской области» // Псковская правда. 12.11.2009. № 222-223.
кандидата на пост Уполномоченного в Республике Хакасия .
Следующее требование для федерального Уполномоченного - это минимальный возрастной ценз в 35 лет. Максимальный возраст пребывания в должности не ограничен, что можно рассматривать как положительный момент в регулировании правового статуса Уполномоченного.
В законодательстве зарубежных государств требования по минимальному возрасту регулируются по-разному. В одних странах возрастной ценз не предусмотрен вообще, в других он не установлено законодательно, однако в силу исторически сложившейся практики назначения лиц, отвечающим требованиям, необходимым для занятия должности судьи, определенный возрастной ценз подразумевается. В Норвегии такая практика обрела законодательную форму. Так, в законе об Омбудсмене Норвегии имеется бланкетная норма предусматривающая, что омбудсмен должен обладать квалификацией, установленной для судьи Верховного Суда. Статья 91 Конституции Норвегии предусматривает, что кандидату на должность судьи Верховного Суда должно быть не менее 30 лет 8.
Такие требования как познания в области прав и свобод человека и гражданина и опыт их защиты являются оценочными, так как не установлены степень, уровень познаний, а также продолжительность правозащитного опыта. В связи с этим в каждом конкретном случае они могут толковаться субъективно: как расширительно, так и ограниченно. В конечном счете, данные положения могут стать предметом конституционного судебного разбирательства либо толкования.
Анализируя требования, предъявляемые к федеральному Уполномоченному, предметом острой критики стало отсутствие такого специального требования как наличие высшего юридического образования. На это, например, ни раз указывала Н.Ю. Хаманева9.
В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова замечают, что такой подход российского законодателя не является традиционным, а мировая практика свидетельствует о желательности наличия у омбудсмена юридического образования10. О.А. Шеенков также выступает о необходимости наличия высшего юридического образования у российского омбудсмена, обосновывая свою точку зрения деятельностью Уполномоченного, требующей обширных правовых знаний, а также самой концепцией федерального конституционного закона11. А.Н. Соколов и К.Б. Трумпель тоже придерживаются этой точки зрения, указывая, что главное в деятельности омбудсмена - «это знание прав граждан и умение их защитить правовыми методами, а также способность дать правовую оценку тому или иному акту исполнительной власти. Все эти действия способен произвести только квалифицированный юрист, действующий в
7 См.: ст. 4 Закона Республики Хакасия от 9 июля 2010 г. № 63-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия» // Вестник Хакасии. 14.07.2010. № 55.
8 Stern J. The Different Jurisdictions. Norway. // European Om-budsman-Institutions / Edited by Kucsko-Stadlemayer G. - Austria, 2008. P. 333.
9 Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. 2000. № 6. С. 22; Хаманева
Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан / отв. ред. Б.Н. Топорнин - М., 1998. С. 52.
10 Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». - М., 1997. С. 38.
11 Шеенков О.А. Конституционный институт Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации. Монография / под
ред. О.О. Миронова. - М.: Юпитер. 2004. С. 34.
соответствии с законодательством своей страны и международным правом»12.
М.С. Башимов справедливо замечает, что омбудсмены «должны хорошо знать юридические способы защиты прав человека и быть, преимущественно, специалистами в области конституционного права. Весь опыт развития этого института во многих странах мира показывает, что для эффективной работы омбудсмена он должен обязательно иметь высшее юридическое образование. Его деятельность основывается не только на моральном авторитете и опыте, но и квалификации, а высшее юридическое образование является в этом случае необходимым условием. Если омбудсмен не сможет отличить гражданское право от гражданских прав, то, к сожалению, эффективность деятельности омбудсмена не будет высокой»13.
Необходимо обратить внимание, что в законе вообще не предусмотрена необходимость наличия у кандидата высшего образования, не говоря уже о высшем юридическом. Не установлен необходимый стаж работы на государственной или муниципальной службе, юридической практики, иной профессиональной или трудовой деятельности. Формулировка «опыт защиты прав и свобод человека и гражданина» является слишком неопределенной и, на наш взгляд, юридически неудачной. Поэтому нам представляется целесообразным установить требование о наличии высшего юридического образования у кандидата, а также требование к продолжительности стажа по юридической специальности в десять лет.
Отдельного анализа требует соотношение понятий «стаж работы» и «опыт защиты прав и свобод». Понятие «стаж работы» употребляется в большинстве случаев применительно к высшему образованию и определяется конкретным промежутком времени. Понятие «опыт защиты» применяется к области прав и свобод и носит оценочный характер. Данные требования не должны пересекаться между собой и предпочтение должно отдаваться именно «стажу работы».
По-нашему мнению, в качестве квалификационного требования необходимо законодательно установить не только высшее юридическое образование, но и наличие у кандидата ученой степени в области права. Это позволит российскому омбудсмену подходить к решению проблем не только с практической и правоприменительной, но и с теоретической, имплицитноправовой стороны. Е.С. Смирнова, анализируя деятельность второго российского Уполномоченного О.О. Миронова, абсолютно верно заметила, что именно большой опыт практической деятельности в области юриспруденции, а также большая научная компетентность способствует разрешению самых нелегких задач при осуществлении обязанностей омбудсмена в России14. С мнением Уполномоченного должны считаться, к его предложениям и рекомендациям должны прислушиваться - высокий авторитет омбудсмена как личности будет дополнительно подкреплен статусом признанного квалифицированного специалиста-правоведа.
12 Соколов А.Н., Трумпель К.Б. Смирнова Е.С. Институт омбудсмена в современном мире. Монография. - Калининград, 2001. С.
22.
13 Башимов М.С. Институт омбудсмена в странах СНГ и Балтии // Российская юстиция. 2007. № 6. С. 70.
14 Соколов А.Н., Трумпель К.Б. Смирнова Е.С. Институт омбудсмена в современном мире. Монография. - Калининград, 2001. С. 90.
Федеральным конституционным законом на Уполномоченного возложена задача по правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты (ч. 3 ст. 1). В докладе за 1999 год Уполномоченный по правам человека указал, что «просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты - стратегическое направление деятельности Уполномоченного. Именно просвещение, воспитание и образование в области прав человека являются идейным инструментом построения правового государства, гарантией реализации этих прав. Деятельность по утверждению в обществе универсальных ценностей, формированию правосознания и правовой культуры должна строиться на основе гуманистических общечеловеческих и национальных идеалов народов России»15.
В дополнение ко всем аргументам можно указать и на международные стандарты. Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека («Парижские принципы»), возлагают на данные учреждения функцию по содействию в разработке учебных и исследовательских программ по правам человека и принятию участия в их осуществлении в школах, университетах и в профессиональных кругах (Раздел «Полномочия и функции»)16.
Необходимо отметить, что данное требование присутствует в законодательстве некоторых субъектов РФ.
Показателен здесь пример Нижегородской области. Как альтернативу высшему юридическому образованию законодатель установил здесь ученую степень в области права: «Кандидат для назначения на должность Уполномоченного должен иметь ученую степень в области права либо высшее юридическое образование»17. Идентичное положение было впоследствии
воспроизведено и в законе Чукотского автономного
18
округа .
Приведенные положения закона Нижегородской области стали предметом судебного разбирательства.
Так, С. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании Закона Нижегородской области от 2 января 2004 года № 3-3 «Об уполномоченном по правам человека в Нижегородской области» в части порядка назначения на должность, вступления в должность, освобождения от должности недействующим с момента принятия. В частности, С. указал, что п. 3 ст. 6 Закона противоречит федеральному законодательству, Конституции РФ, т.к. содержит ограничения для назначения на должность уполномоченного по правам человека. Данный пункт указывает, что кандидат на должность уполномоченного должен иметь ученую степень в области права либо высшее юридическое образование, что нарушает его конституционное
15 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам челове-
ка в Российской Федерации в 1999 году / Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. иК1_: http://old.ombudsmanrf.ru/doc/ezdoc/99.shtml (дата обраще-
ния: 20.03.2011).
16 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993 г. № 48/134 «Национальные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека».
17 См.: ст. 6 ч. 3 Закона Нижегородской области от 9 января
2004 г. № 3-3 «Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области» // Нижегородские новости. 21.01.2004. № 11.
18 См.: ч. 3 ст. 4 Закона Чукотского автономного округа от 5 ап-
реля 2005 г. № 35-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в
Чукотском автономном округе» // Ведомости. 08.04.2005. № 11/1.
право иметь равный доступ к государственной службе. Решением суда данный пункт был признан недействующим со дня вступления в решения в законную силу. В обоснование судебного решения легли доводы, что Закон Нижегородской области противоречит Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности19.
Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2005 г. № 9-Г05-7 решение Нижегородского областного суда было отменено. Были изложены следующие доводы.
Суд первой инстанции проверял соответствие оспариваемых норм областного закона указанному выше федеральному конституционному закону, что является неправомерным, поскольку указанный федеральный конституционный закон не регулирует порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченных по правам человека субъектов РФ.
Необоснованным также является вывод суда о том, что п. 3 ст. 6 закона области, предусматривающий наличие у кандидата ученой степени либо высшего юридического образования, противоречит федеральному закону и нарушает право заявителя на занятие этой должности.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что данное требование не ограничивает права заявителя и не нарушает принцип равного доступа граждан к государственной службе. Более того, не является это квалификационное требование и дискриминационным, поскольку согласно п. 2 ст. 1 Женевской конвенция № 111 от 25 июня 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий не является дискриминационными ограничения, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой20.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно оспариваемому закону области указанная должность замещается не в порядке самовыдвижения, а путем выдвижения кандидатур должностными лицами, указанными в п. 2 ст. 8 областного закона (Губернатором Нижегородской области, Председателем Законодательного Собрания области, депутатом Законодательного Собрания, депутатскими объединениями (фракциями и депутатскими группами) в Законодательном Собрании)21.
Возвращаясь к требованиям, предъявляемым к федеральному Уполномоченному, следует отметить, что за рамками правового регулирования остался еще один важный аспект - отсутствие у кандидата на должность Уполномоченного судимости, в том числе снятой или погашеной. Федеральный конституционный закон не предусматривает такого требования. Нам представляется необоснованным утверждение В.В. Тамбовцева, что факт занятия должности Уполномоченного по правам человека как государственной
19 Решение Нижегородского областного суда от 25 января 2005 г. № 3-54/05 (отменено) // Справочно-правовая система Гарант.
20 Конвенция Международной Организации Труда № 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 25 июня 1958 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 01.11.1961. № 44 ст. 448.
21 Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2005 г. № 9-Г05-7 // Справочно-правовая система Гарант.
должности Российской Федерации подразумевает невозможность наличия у лица судимости, в том числе погашенной и снятой22. Приведем ряд аргументов.
Во-первых, в соответствии с Указом Президента РФ от 11.01.1995г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»23 должность Уполномоченного по правам человека включена в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. Во-вторых, государственные должности Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов24. В-третьих, деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, не регулируются Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ч. 2 ст. 1)5.
Совокупный анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что нормы, регулирующие правовой статус отдельных государственных должностей Российской Федерации, содержатся в Конституции РФ и специальном законодательстве. Для российского омбудсмена таковым является Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», где о судимости (в том числе снятой или погашенной) не упоминается.
Завершая анализ требований, предъявляем к кандидату на должность Уполномоченного, остановимся на последних, в определенной степени «символических» и «декларативных» требованиях, как общественный авторитет кандидата, его безупречная репутация, моральные качества, т.е. требованиях, предъявляемых к омбудсмену как к личности.
Омбудсмен Дании верно заметил, что для того чтобы быть наблюдательным органом без действительной власти, требуются определенные качества от самого человека, занимающего эту должность26. Далее он приводит отрывок из дебатов, проходивших в Фолькетинге по Закону об Омбудсмене: «... Необходимо, чтобы человек обладал авторитетом, существующим без внешних средств и воздействий, человек, способный занимать высокое положение и при этом быть непоколебимым ни на дюйм ... »27.
Такие «декларативные» требования как высокие моральные качества кандидата, доверие общественности, безупречная репутация, должны быть прописаны в Федеральном конституционном законе. Общественный авторитет омбудсмена служит существенной гарантией его независимости и дополнительно повышает его статус: «Авторитет национального учреждения
Тамбовцев В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Система Консультант Плюс, 2007.
23 Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 16.01.1995. № 3. ст. 173.
24 См.: п. 1) ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31 ст. 3215.
25 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. ст. 2063.
26 Гаммелтофт-Хансен Х. Институт Омбудсмена Дании. // Ом-будсманы мира. Сборник статей. - Ташкент, 2006. С. 108.
27 Там же. С. 108
прямо пропорционален уважению, которым пользуются у общественности его руководители»28.
Подводя черту под проведенным анализом, предлагаем установить следующие требования для кандидатов на должность российского омбудсмена.
На должность Уполномоченного по правам человека должен назначаться гражданин Российской Федерации:
1) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2) достигший возраста 35 лет;
3) не имеющий или не имевший судимости;
4) имеющий высшее юридическое образование, ученую степень в области права, стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;
5) обладающий безупречной репутацией, высокими моральными качествами и пользующийся авторитетом в обществе.
Список литературы:
1. Wieslander B. The Parliamentary Ombudsman in Sweden -Stockholm: Bank of Sweden Tercentenary Foundation, 1999. P. 37.
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. Ст. 1011.
3 Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.06.2002. № 22. ст. 2031.
4. Лагун И.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. 3 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» / под ред. Е.Г. Маркеловой. - Система ГАРАНТ, 2009.
5. Закон Ленинградской области от 28 декабря 2009 г. № 109-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области» // Вестник Правительства Ленинградской области. 31.12.2009. № 85. стр. 10.
6. Закон Псковской области от 5 ноября 2009 г. № 912-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Псковской области» // Псковская правда. 12.11.2009. № 222-223.
7. Закон Республики Хакасия от 9 июля 2010 г. № 63-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия» // Вестник Хакасии. 14.07.2010. № 55.
8. European Ombudsman-Institutions I Edited by Kucsko-Stadlemayer G. - Austria, 2008. P. 333.
9. Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. 2000. № 6. С. 22;
10. Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека -защитник прав граждан / отв. ред. Б.Н. Топорнин - М., 1998. С. 52.
11. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». - М., 1997. С. 38.
12. Шеенков О.А. Конституционный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Монография / под ред. О.О. Миронова. - М.: Юпитер. 2004. С. 34.
13. Соколов А.Н., Трумпель К.Б. Смирнова Е.С. Институт омбудсмена в современном мире. Монография. - Калининград, 2001. С. 22.
14. Башимов М.С. Институт омбудсмена в странах СНГ и Балтии // Российская юстиция. 2007. № 6. С. 70.
15. Соколов А.Н., Трумпель К.Б. Смирнова Е.С. Институт омбудсмена в современном мире. Монография. -Калининград, 2001. С. 90.
28 Национальные учреждения по правам человека. Руководство по созданию и укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. ООН. Нью-Йорк и Женева, 1995. С. 39.
16. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 году / Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://old.ombudsmanrf.ru /doc/ezdoc/99.shtml (дата обращения: 20.03.2011).
17. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993 г. № 48/134 «Национальные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека».
18. Закон Нижегородской области от 9 января 2004 г. № 3-3 «Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области» // Нижегородские новости. 21.01.2004. № 11.
19. Закон Чукотского автономного округа от 5 апреля 2005 г. № 35-Р3 «Об Уполномоченном по правам человека в Чукотском автономном округе» // Ведомости. 08.04.2005. № 11/1.
20. Решение Нижегородского областного суда от 25 января
2005 г. № 3-54/05 (отменено) // Справочно-правовая система Гарант.
21. Конвенция Международной Организации Труда № 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 25 июня 1958 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 01.11.1961. № 44 ст. 448.
22. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2005 г. № 9-Г05-7 // Справочно-правовая система Гарант.
23. Тамбовцев В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Система Консультант Плюс, 2007.
24. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 16.01.1995. № 3. ст. 173.
25. См.: п. 1) ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31 ст. 3215.
26. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. ст. 2063.
27. Гаммелтофт-Хансен Х. Институт Омбудсмена Дании. // Омбудсманы мира. Сборник статей. - Ташкент, 2006. С. 108.
28. Национальные учреждения по правам человека. Руководство по созданию и укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. ООН. Нью-Йорк и Женева, 1995. С. 39.
Reference list:
1. Wieslander B. The Parliamentary Ombudsman in Sweden -Stockholm: Bank of Sweden Tercentenary Foundation, 1999. P. 37.
2. National establishments under human rights. A management on creation and strengthening of the national establishments which are engaged in encouragement and protection of human rights. The United Nations. New York and Geneva, 1995.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Требования, предъявляемые к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации» автор -Феоктистов Д.Е., Синцов Г.В.
В статье рассматриваются требования, предъявляемые к кандидатам на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Исследуются требования, установленные в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Выделены недостатки в правовом регулировании данной сферы, обозначены пути дальнейшего совершенствования. Проведен анализ законодательства зарубежных стран, рассмотрен опыт правового регулирования названной сферы субъектами Российской Федерации, изучены труды ученых-правоведов.
На основе проведенного анализа автором выдвигаются требования, которые должны предъявляться к
кандидатам на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Статья рекомендована к публикации.
Пензинский государственный Университет, декан юридического факультета, профессор,
Д.ю.н. В.В.Гошуляк