Научная статья на тему 'Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях'

Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ЗАЩИТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Васильева Валерия Сергеевна

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию требований, предъявляемых к специалистам по защите в чрезвычайных ситуациях. Проведенные авторами исследования свидетельствуют, что профессиональная деятельность при ликвидации чрезвычайных ситуаций предъявляет высокие требования к уровню подготовленности студентов. Они должны обладать: необходимыми знаниями, умениями и навыками действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций; смелостью, решительностью; хорошим здоровьем; высоким уровнем развития скоростной выносливости, силы, ловкости; самоотверженностью; устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности; развитыми умениями действовать слаженно и эффективно в условиях чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Васильева Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements made to professional readiness of the experts in protection in emergency situations

Results of researches of authors on justification of the requirements made to experts in protection in emergencies have been presented in the article. The researchers conducted by the authors testify that the professional activity at elimination of emergency situations demands much to the level of readiness of the students. They have to possess: necessary knowledge, learning skills for the actions at elimination of the emergency situations; courage, determination; good health; high level of development of high-speed endurance, force, dexterity; dedication; resistance to influence of adverse factors of professional activity; the developed abilities to work harmoniously and effectively in the conditions of emergency situations.

Текст научной работы на тему «Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях»

4. Bumyashev A.A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.

5. Pashuta, V.L. (2010) “Problemy of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation”, Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2013.

УДК 378

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАЩИТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Валерия Сергеевна Васильева, соискатель,

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию требований, предъявляемых к специалистам по защите в чрезвычайных ситуациях. Проведенные авторами исследования свидетельствуют, что профессиональная деятельность при ликвидации чрезвычайных ситуаций предъявляет высокие требования к уровню подготовленности студентов. Они должны обладать: необходимыми знаниями, умениями и навыками действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций; смелостью, решительностью; хорошим здоровьем; высоким уровнем развития скоростной выносливости, силы, ловкости; самоотверженностью; устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности; развитыми умениями действовать слаженно и эффективно в условиях чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: требования; профессиональная подготовка; специалисты по защите в чрезвычайных ситуациях; высшие учебные заведения; студенты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p29-32

REQUIREMENTS MADE TO PROFESSIONAL READINESS OF THE EXPERTS IN PROTECTION IN EMERGENCY SITUATIONS

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Valeria Sergeevna Vasilyeva, the competitor,

St.-Petersburg State Polytechnical University

Annotation

Results of researches of authors on justification of the requirements made to experts in protection in emergencies have been presented in the article. The researchers conducted by the authors testify that the professional activity at elimination of emergency situations demands much to the level of readiness of the students. They have to possess: necessary knowledge, learning skills for the actions at elimination of the emergency situations; courage, determination; good health; high level of development of high-speed endurance, force, dexterity; dedication; resistance to influence of adverse factors of professional activity; the developed abilities to work harmoniously and effectively in the conditions of emergency situations.

Keywords: requirements, vocational training, specialists in protection in emergencies, higher educational institutions, students.

Пожары продолжают оставаться одной из главных причин возникновения опасности для людей, а также значительных материальных убытков в результате выполнения большого объема восстановительных работ [1].

Признание высокой степени опасности профессиональной деятельности специали-

стов по защите в чрезвычайных ситуациях, значительного физического, психического и эмоционального напряжения при ликвидации пожаров, выдвигает на первый план исследования, направленные на совершенствование принципов и методов научного обоснования организации их профессиональной подготовки в вузе.

Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость выявления требований, предъявляемых к специалистам по защите в чрезвычайных ситуациях. Как показал анализ литературы, высокая эффективность профессиональной деятельности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях достигается на занятиях по специальной и физической подготовке [1-10]. Отбор физических упражнений и их элементов для воспитания и развития профессионально важных качеств наиболее целесообразно проводить на основе сопоставления элементов профессиограммы, составленной на основании тщательного изучения условий труда специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях и отдельных физических упражнений. Полное или преимущественное совпадение направленности воздействия физического упражнения с основными требованиями специальности к организму обеспечивает высокий профессионально-прикладной эффект данного физического упражнения, который сказывается и после прекращения занятий физическими упражнениями. Основываясь на данных теоретических положениях, нами было проведено специальное исследование по оценке взаимосвязи между результатами в отдельных физических упражнениях и уровнем развития профессионально важных качеств у будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях.

Исследования проводились на студентах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета факультета комплексной безопасности, специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». Корреляционная матрица взаимосвязи между результатами выполнения отдельных физических упражнений и результатами тестов, характеризующих уровень развития профессиональных навыков у специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционная матрица взаимосвязи между отдельными физическими упражнениями и тестами, характеризующими уровень развития профессиональных навы-

ков у будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях (п=121)

Физические упражнения

Наименование показателя Бег на 3000м ние д о П Поднимание гири (24 кг) Бег на 400 м Лыжная подготовка Бег на 100м л о £ и к ас Б Мини-футбол м о р д о ка С § О

Профессиональная работоспособность 0,71 0,65 0,67 0,74 0,70 0,47 0,41 0,52 0,78 0,82

Развертывание пожарных рукавов 0,64 0,47 0,38 0,32 0,29 0,67 0,48 0,61 0,39 0,59

Приемы тушения пожаров с использованием стволов 0,43 0,51 0,71 0,48 0,28 0,45 0,60 0,53 0,42 0,61

Выполнение специальных действий в СИЗОД 0,80 0,32 0,18 0,53 0,74 0,25 0,43 0,47 0,44 0,57

Штурм фасада здания 0,35 0,54 0,41 0,75 0,19 0,61 0,37 0,38 0,42 0,64

Приемы спасения людей разными способами 0,61 0,58 0,63 0,57 0,34 0,54 0,51 0,42 0,73 0,78

Развертывание автолестницы 0,37 0,65 0,22 0,54 0,28 0,41 0,43 0,39 0,67 0,61

Эмоциональная устойчивость 0,20 0,21 0,17 0,19 0,15 0,27 0,45 0,31 0,59 0,25

Использование приемов объемного тушения пожара 0,27 0,19 0,17 0,14 0,27 0,31 0,35 0,27 0,22 0,23

Слаженность коллективных действий 0,27 0,23 0,27 0,23 0,21 0,33 0,51 0,59 0,21 0,48

Профессиональная работоспособность является наиболее ценным качеством, необходимым специалисту по защите в чрезвычайных ситуациях в его профессиональной деятельности. Все физические упражнения имеют довольно сильную связь с этим качеством. Наиболее высокие показатели отмечаются в беге на 3000 м (г=0,71); беге на 400 м и упражнении на скалодроме (соответственно г=0,74, г=0,78); уровне общей физической подготовленности (г=0,82).

Достаточно сильная взаимосвязь отмечается в показателях, характеризующих выполнение специальных действий в СИЗОД и результатах в беге на 3000 м (г=0,80), минифутболе (г=0,47) и уровне общей физической подготовленности (i=0,57).

Как показали наши исследования, профессиональная деятельность специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях предъявляет высокие требования к состоянию дыхательной системы. Поэтому нас интересовали физические упражнения, которые оказывают значительной влияние на состояние дыхательной системы. Довольно значительное положительное влияние оказывают средства физической культуры и на другие профессионально важные навыки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что средства физической культуры оказывают положительное влияние на уровень развития профессионально важных навыков у специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях

ВЫВОД. Профессиональная деятельность при ликвидации чрезвычайных ситуаций предъявляет высокие требования к уровню подготовленности студентов. Они должны обладать: необходимыми знаниями, умениями и навыками действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций; смелостью, решительностью; хорошим здоровьем; высоким уровнем развития скоростной выносливости, силы, ловкости; самоотверженностью; устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности; развитыми умениями действовать слаженно и эффективно в составе студенческих добровольных пожарных команд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов / Е.А. Алдошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.

4. Бурняшев, А. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.

5. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 1 (71) - С. 35-41.

6. Кондыков, А.В. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований / А.В. Конды-ков, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12

(82). - С. 143-146.

7. Переверзева, И.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы / И.В. Переверзева, Л. А. Рыжкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 70-74.

8. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.

9. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента, вуза нефтегазовой отрасли / Н.В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.

10. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / В. А. Чистяков, Г. В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.

REFERENCES

1. Aldoshina, E.A. (2010), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 3-6.

2. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

3. Burnyashev A. A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.

4. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.

5. Bolotin, A.E. and Zaitsev, O.S. (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.

6. Kondykov, A.V. and Severin, N.N. (2011), “Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 143-146.

7. Pereverzeva, I.P. and Ryzhkina, L.A. (2010), “Pedagogical technology of the application of training complexes in the course of vocational training for experts of airfield fire-prevention service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 66, No. 8, pp. 7074.

8. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.

9. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.

10. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.