УДК 347.965 С.Д. Игнатов
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Исследуются различные требования, которые могут предъявляться к следователям вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Рассматриваются профессионально значимые качества, необходимые для успешного осуществления трудовой деятельности следователя. В статье предлагаются следующие основные группы или виды профессионально важных для следователя качеств: идейные, нравственно-психофизиологические и собственно профессиональные. Уделяется особое внимание общей структуре личности следователя с точки зрения ее соответствия ее профессиональной деятельности. Следственная деятельность, как и любая иная профессия, характеризуется целым рядом признаков, отличающих ее от других. Среди таковых имеются главные, определяющие характер, специфику и направленность профессиональной деятельности. Одним из таких определяющих признаков следственной работы является то, что она представляет собой вид государственной службы и одновременно юридической деятельности. Автор полагает, что практически любое действие следователя является в значительной мере реализацией им определенной юридической линии, а вся его работа в целом - существенным вкладом в общее дело формирования правового государства и законопослушного общества в России. Находясь на переднем крае борьбы с преступностью (по конкретному уголовному делу), являясь носителем прогрессивных правовых идей и проводя их в жизнь своеобразными правовыми методами, следователь постоянно выступает проводником правового сознания, пропагандистом российских законов, моральных (нравственных) принципов и правил жизни в современном российском обществе.
Ключевые слова: личность следователя, нравственные требования к следователю, направленность личности и психология следователя, профессиональная мораль следователя, конфликты интересов, общественные и личные интересы, нормы поведения следователя, профессиональные качества следователя, следственная деятельность.
В процессе осуществления трудовой деятельности, в нашем случае следователя, общая структура личности преломляется соответствующим образом через данную профессиональную деятельность. При этом оказывается, что не все стороны личности имеют равноценное значение для успешного осуществления трудовой деятельности. Одни существенно влияют на конечный эффект деятельности (их называют еще «профессионально значимыми»), другие могут совсем не влиять или оказывать незначительное влияние. Для того чтобы профессиональная деятельность следователя осуществлялась наиболее эффективно, необходимо определенное, хотя бы и не полное, соответствие структуры личности работника психологической структуре данной профессии.
Так, например, чтобы следователь успешно справлялся с задачами и сложностями своей профессии, он должен обладать соответствующими достаточно развитыми, в первую очередь профессиональными, качествами.
Следует отметить также основные группы или виды профессионально важных для следователя качеств: идейные (надлежащий уровень общей и политической культуры, чувство долга и ответственности и т.п.), нравственно-психофизиологические (эмоциональная уравновешенность, тактичность, способность противостоять профессионально деформирующим процессам и т.п.); собственно профессиональные (твердое знание и умение применить закон, наблюдательность, коммуникативность и т.д.).
Общеизвестно, что любая профессия характеризуется целым рядом признаков, отличающих ее от других. Среди них имеются главные, определяющие характер, специфику и направленность профессиональной деятельности. Одним из таких определяющих признаков следственной работы является то, что она представляет собой вид государственной службы и одновременно юридической деятельности. Полагаю, практически любое действие следователя является в значительной мере реализацией им определенной юридической линии, а вся его работа в целом существенным вкладом в общее дело формирования правового государства и законопослушного общества в нашей стране, воспитания населения и каждого человека, необязательно гражданина России, в убеждении, что необходима постоянная борьба с преступностью и причинами, ее порождающими.
В ходе производства предварительного расследования следователь проводит определенную государственную работу с множеством людей. Находясь на переднем крае борьбы с преступностью (по
конкретному уголовному делу), являясь носителем прогрессивных правовых идей и проводя их в жизнь своеобразными правовыми методами, следователь постоянно выступает проводником правосознания, пропагандистом российских законов, моральных (нравственных) принципов и правил жизни в современном российском обществе.
Для того чтобы успешно решать отмеченные ранее задачи, следователь должен иметь, прежде всего, правовую психологическую направленность, которая выступает как стержневое свойство личности. В структуре личности следователя правовой направленности идейной убежденности принадлежит ведущая роль. Идейная убежденность представляет собой единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений человека (в нашем случае - следователя). Быть идейным в современной России - это значит действовать сообразно политике руководства страны, прежде всего Президента РФ, материалистической диалектике, науке, которые лежат в ее основе.
Общепризнано, что результаты работы следователя в большой степени зависят от системности и цельности идейных, прежде всего правовых (не нигилистических!), взглядов следователя, знания им материалистической диалектики, современной юридической и прикладной науки и умения применять все это в своей работе. Материалистическое мировоззрение дает современному российскому следователю правильное понимание действительности, позволяет лучше видеть перспективы и осознавать значимость выполняемой им работы.
Составной частью правовой психологической направленности личности следователя является глубокий интерес к своей профессии, понимание им своей работы как дела большого государственного значения. Только такое отношение к профессии способствует формированию чувства долга и ответственности за порученное дело, необходимых для успешной следственной деятельности. К идейной направленности личности следователя мы относим и правосознание.
Мировоззрение современного российского следователя наиболее ярко проявляется в его правосознании, которое представляет собой единство правовой идеологии и юридической психологии. В качестве правовой идеологии правосознание представляет собой систему правовых знаний, представлений, взглядов, идей. В качестве юридической психологии - совокупность социальных чувств, переживаний, привычек, возникающих в процессе действия правовых норм.
Развитое правосознание современного российского следователя включает в себя глубокое понимание всех принципов и институтов российского права, веру в их справедливость, нетерпимость ко всяким правонарушениям, стойкую привычку безоговорочного исполнения правовых норм, обостренное чувство справедливости и законности, делающее следователя законником в лучше смысле этого слова1.
Другой не менее важной составной частью общей направленности структуры личности следователя является его нравственный облик. При этом в общую направленность структуры личности мы включаем идейную направленность и нравственную сферу личности. Всеобщий характер господствующей в современном российском обществе общечеловеческой морали не исключает, а наоборот, предполагает необходимость учитывать ее специфические, не противоречащие общим нравственным принципам требования к конкретным видам профессиональной деятельности. Это в первую очередь относится к профессиям, представители которых непосредственно вступают в контакт с людьми и так или иначе проникают в их внутренний мир (врач, психолог, педагог, адвокат, судья и т.д.), современное российское общество со своей стороны предъявляет к ним повышенные требования. Следственная деятельность относится к подобным видам профессий. Следователь обязан доказать виновность обвиняемого и мотивы преступления, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, а также подвергнуть анализу психические качества иных лиц, выяснить их психическое состояние в определенные промежутки и т.д., что, естественно, невозможно без «проникновения» в их внутренний мир.
Большая социальная значимость и ответственность профессиональной деятельности следователя обусловливают предъявляемые к нему повышенные требования со стороны общества. Как справедливо отмечалось в литературе, «даже в условиях существующей узкой профессиональной дифференциации следователи относятся к числу наиболее специфических профессиональных групп»2. Мо-
1 См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 67.
2 Михайлов А.И., Соя-Серко Л.А., Соловьев А.Б. Научная организация труда следователя. М., 1974. С. 52.
раль получает свое профессиональное использование преимущественно в творческих по своему характеру профессиях 3. Профессия следователя, безусловно, творческая.
Все это позволяет говорить о специфических нравственных требованиях, предъявляемых к следственной деятельности , о профессиональной морали следователя.
Профессиональная мораль следователя является предметом следственной этики, представляющей собой раздел судебной этики как учения о нравственных началах осуществления правосудия и деятельности соответствующих субъектов, с ним связанной. Это не раз отмечалось в специальной литературе . Итак, изучение морального облика следователя - одна из основных задач следственной этики, так как от того, каким будет этот облик, зависит не только подлинная нравственность следственной деятельности, но и ее объективность.
В современной российской профессиональной этике для раскрытия черт, составляющих моральный облик представителя той или иной профессии, многие исследователи обращаются к этической категории «нравственная ценность»6. И это справедливо, так как нравственные ценности личности органически связаны с ценностями общественной жизни и культуры российского общества. Нравственные ценности следователя - это все то, что связано с регулированием его профессиональной деятельности и поведения в быту, самой профессиональной деятельностью и выраженными в ней моральными отношениями. Среди них следует выделить те, что относятся к норме поведения, целям деятельности и к состоянию сознания.
Применительно к следственной деятельности ценность нравственных норм поведения заключается в том, что это определенные, сложившиеся на основе принципов современной морали правила поведения следователей, при помощи которых регулируются их отношения между собой, с другими должностными лицами, с гражданами и обществом (социумом) в целом. Основой таких нравственных норм поведения является объективная необходимость сочетания общественных (государственных) и личных интересов в ходе предварительного следствия.
Зачастую расследование уголовных дел связано с конфликтами между общественными (государственными) и личными интересами. Например, исходя из государственных (или общественных) интересов и выполняя свой профессиональный долг, следователь заключает обвиняемого (подозреваемого) под стражу. Этим действием он, несомненно, наносит ущерб интересам подследственного и его близких. Но следователь не может исходить из какой-то раз и навсегда установленной «иерархии» или «шкалы» ценностей.
Известно, что следователь, руководствуясь законом и своим профессиональным правосознанием, должен применять предоставленные ему властные полномочия только в тех случаях, когда использованы все иные возможности для достижения целей правосудия, когда, по выражению М.С. Строговича, «иначе поступить нельзя» 7.
Высокая моральная ответственность должна быть определяющим началом в деятельности всех работников правоохранительных органов, призванных принимать решения по уголовным делам. Ярко и четко обрисовал это качество судей А.Ф. Кони, но оно полностью может быть применено и к следователю: «Судья, решая дело, никогда не имеет ни права, ни нравственного основания говорить: ... Я так хочу. Он должен говорить: ... Я не могу иначе, не могу потому, что и логика вещей, и внут-
3 Полушин Г.И. Понятие нравственной ценности научной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. VIII: Философия. 1975. № 5. С. 46.
4 См.: Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. Воронеж, 1977. С. 52-53, см. также: Котов Д.П., Игнатов С.Д. Методические указания по психологии (общей и юридической). Часть 1. Ижевск, 1988. С. 25-29. Они же: Методические указания по психологии (общей и юридической). Часть 2. Ижевск, 1991. С. 15-18.
5 Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. Воронеж, 1973; Зархин Ю.М. Нравственные основы предварительного следствия в советском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1974; Котов Д.П. Вопросы судебной этики. М., 1976; Проблемы судебной этики / под ред. М.С. Строговича. М., 1974; Грошевой Ю.М. Теоретические проблемы формирования убеждения судьи в советском уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Харьков, 1975; Его же. Профессиональное правосознание судьи и социалистическое правосудие. Харьков, 1986; Леоненко В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. Киев, 1981. С. 36-75 и др.
6 Волкогонов Д.А. Этика советского офицера. М., 1973. С. 45-46.
7 Проблемы судебной этики / под ред. М.С. Строговича. М., 1974. С. 26.
реннее чувство, и житейская правда, и смысл закона твердо и неуклонно подсказывают мне мое решение, и против всякого другого заговорит моя совесть, как судьи и человека» 8.
Отмеченное положение полностью соответствует глубоко нравственным принципам современного российского уголовного процесса. Оно проявляется в том, что применение властных полномочий следователем в действующем уголовно-процессуальном законодательстве не регулируется категорически однозначно. Следователь при этом всегда имеет определенный тактический простор. Так, например, согласно ст. 97 УПК РФ, он вправе (но не обязан) избрать и применить одну из мер пресечения; согласно ст. 111 УПК РФ он может (но не обязательно должен) подвергнуть приводу обвиняемого в случае неявки последнего без уважительной причины и т.д.
Нравственные нормы поведения следователя всегда выступают как своеобразное единство должного и реального, как частичка его нравственного сознания и как результат его нравственной практики.
Такие нормы поведения играют роль «посредника», сочетающего интересы следователей как профессиональной группы и интересы общества (государства). Нравственные нормы, как и вся профессиональная мораль в целом, выполняют важные задачи социального (общественного) управления, помогая следователю успешнее осуществлять его профессиональную деятельность, правильно выбирать линию поведения в различных ситуациях предварительного следствия и в быту.
Среди нравственных ценностей деятельности следователя необходимо выделять ее ориентацию и устремление. Высшей целью всех видов деятельности, в том числе и следственной, является, согласно Конституции Российской Федерации, построение и развитие демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) в нашей стране. Качественная в нравственном понимании деятельность следователя всегда направлена на благо всего российского общества, поскольку ее цели и задачи отвечают интересам современного общества. Критерием и составной частью добросовестности такой деятельности является, прежде всего, точное и неуклонное исполнение следователем российских законов. Соблюдение всех принципов и норм действующего уголовного процесса - это одна из основных обязанностей, входящих в профессиональный нравственный долг следователя.
В профессиональной юридической литературе под профессиональным нравственным долгом следователя перед обществом понимается «совокупность моральных обязанностей, выполнение которых обеспечивает раскрытие ... (правды. - С.И.) ... в каждом подлежащем расследованию случае общественно опасного деяния в целях укрепления ... законности, предупреждения и искоренения преступлений, воспитании граждан в духе уважения и исполнения . законов и правил . общежития, в интересах построения ...» современного демократического правового общества (государства).
Нравственные качества цели деятельности находят свое выражение в идеалах следователей. При этом их личные идеалы, отражая индивидуальные особенности (интересы, склонности, способности и другие личностные черты), имеют общую современную социальную направленность. Следователь должен обладать определенными моральными свойствами, быть нравственно воспитанным. Общеизвестно, например, какие высокие моральные требования к следователям предъявлял Ф.Э. Дзержинский. По его мнению, следователь, принимая решения об арестах и обысках, обязан проявлять максимум предусмотрительности и человечности, быть справедливым и гуманным, не допуская поспешности. В написанной им еще в 1918 г. одной из первых инструкций о производстве обысков и арестов сказано: «Пусть все те, которым поручено произвести обыск, лишить человека свободы и держать его в тюрьме, относятся бережно к людям, арестуемым и обыскиваемым, пусть будут с ними гораздо вежливее, чем даже с близким человеком, помня, что лишенный свободы не может защищаться и что он в нашей власти. Каждый должен помнить, что он представитель . власти . и что всякий его окрик, грубость, нескромность, невежливость - пятно, которое ложится на эту власть» . Сам Феликс Эдмундович в своей повседневной работе с самыми различными людьми был образцом моральной чистоты, человечности, высокой культуры.
8 Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Собр. соч. М.: Юрид. лит., 1967. Т. 4. С. 39.
9 См.: Зархин Ю.М. Нравственные основы предварительного следствия в советском уголовном процессе: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1974. С. 6-7.
10 См.: Из истории ВЧК. М., 1958. С. 103-104.
Представляется, что здесь нет необходимости в перечислении всех моральных качеств, которыми должен обладать следователь. Безусловно, как всякий человек, современный российский гражданин, как представитель любой, и в первую очередь юридической (правоприменительной) профессии, следователь в своей повседневной жизни, в поведении в обществе (в социуме), в быту должен быть честным, правдивым, нравственно чистым, руководствоваться современной моралью, то есть человечной, справедливой, благородной, основанной на верности Отечеству, которая впитала в себя как общечеловеческие нравственные ценности, так и современные нормы поведения людей и отношений между ними, которые рождены народными массами в многовековой истории человечества в борьбе за свободу, социальное равенство, счастье и мир.
Можно согласиться с мнением Ю.М. Зархина о том, что важнейшими профессионально специфическими качествами следователя, основанными на его идейной убежденности и патриотизме, являются стремление «.к торжеству справедливости; гуманизм, понимаемый как человечное, уважительное и бережное отношение к интересам личности в сочетании с непримиримым отношением к преступности; принципиальность как верность принципам российского права и морали вопреки любым иным влияниям и соображениям»11.
Отмеченные нравственные качества, являясь профессионально необходимыми для следователей, самым непосредственным образом оказывают влияние на укрепление и повышение престижа органов предварительного следствия, на эффективность осуществления задач уголовного судопроизводства России.
Как показывают данные опроса 100 следователей в Республике Татарстан и Удмуртской Республике, Российской Федерации, проведенного в 2011-2013 гг., среди всех (различных) профессионально важных составных структуры личности следователя на одно из первых мест ставятся нравственные качества. Из ста следователей, охарактеризовавших профессиональные качества своей профессиональной группы, 78 % оценили прежде всего трудолюбие и усидчивость, 68 % - честность, 66 % - чувство ответственности за судьбу людей, 64 % - принципиальность, 58 % - целеустремленность, 48 % - чуткость, 45 % - идейную убежденность, 43 % - простоту.
Среди так называемых противопоказанных следователю качеств личности подавляющее большинство опрошенных (91 %) указали корысть, грубость, бездушие и т.д. Пожалуй, не менее характерно и то, что похожие данные были получены в течение трех учебных годов (2010/2011, 2011/2012, 2012/2013) в ходе опроса студентов - будущих юристов четвертых курсов дневного отделения Удмуртского государственного университета. Студенты уголовно-правовой специализации из предложенного набора качеств личности, от которых зависит успешность деятельности следователя, назвали принципиальность (79,6 %), вежливость (56,8 %), мужество (45,5 %) и другие нравственные качества, а из качеств, противопоказанных следователю, - грубость и развязность (34,2 %), жестокость (27,2 %), трусость (26,7 %), небрежность (11,4%) и некоторые другие отрицательные качества, относящиеся к нравственной сфере личности. Студенты - будущие юристы гражданско-правовой специализации в первом случае назвали принципиальность (93,1 %), вежливость (89,6 %), мужество (44,8 %) и некоторые другие качества, а во втором - грубость и развязность (27,3 %), жестокость (18,4 %), трусость (18,3 %), небрежность (10,9 %). По данным Научно-исследовательского института Прокуратуры РФ, к нежелательным свойствам личности следователя относятся также в основном те, что входят в морально-этическую сферу - грубость, зазнайство, черствость, высокомерие и т.д.12.
Результаты проведенного опроса следователей и студентов - будущих юристов старших курсов о значимости нравственных качеств для успешного осуществления следственной деятельности выглядят объективными.
Во-первых, нравственные качества следственной деятельности - это объективно детерминированные требования общества (социума) к представителям данной профессии, в концентрированном виде выражающие сущность профессиональной морали, которые проявляются через все элементы морального сознания следователя, регулируют нравственные отношения, складывающиеся в процес-
11 См.: Зархин Ю.М. Нравственные основы предварительного следствия в советском уголовном процессе: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1974. С. 13-14.
12 См., напр.: Михайлов А.И., Соя-Серко Л.А., Соловьев А.Б. Научная организация труда следователя. М., 1974. С. 57.
се расследования уголовных дел, определяют направления нравственной деятельности следователя и составляют основу формирования его внутренних убеждений.
Во-вторых, ведущим в структуре нравственных качеств личности следователя является идейная убежденность, которая определяет сущность каждого следственного действия, поступка следователя и, кроме того, является объективным критерием для моральной оценки его деятельности.
В-третьих, прежде всего нравственными качествами структуры личности следователя выступают гуманизм и высокий уровень социальной активности российских следователей, которые представляются своеобразной трансформацией требования добросовестного труда на благо общества на профессиональном уровне функционирования нравственных качеств.
В-четвертых, в результате проведенного многолетнего исследования автор статьи пришел к выводу, что только высокий уровень социальной активности дает возможность достичь необходимой эффективности предварительного расследования .
Разработка нравственных качеств структуры личности следователя имеет большое значение для развития теории профессиональной морали. Формулирование нравственной структуры личности следователя позволяет более эффективно организовать процесс обучения будущих следователей основам профессиональной морали. Поэтому в качестве основной задачи обучения рассматривается формирование у следователей убеждений на основе данной нравственной структуры. Это, в свою очередь, позволяет следователю правильно ориентироваться в самых разнообразных ситуациях расследования, потому что моральное сознание обладает способностью самостоятельно продуцировать конкретные нормы поведения на основе усвоенных убеждений.
Анализ моральных отношений, складывающихся в процессе предварительного расследования, нравственной деятельности следователя, его морального сознания позволяет заключить, что в роли основных нравственных качеств структуры личности следователя должны рассматриваться идейная убежденность и высокий уровень социальной активности.
Преданность следователя своему делу - это основное нравственное требование российского общества к тем, кто занимается следственной деятельностью (к следователям). В профессиональной морали следователя оно (требование преданности делу) проявляется через идейную убежденность в необходимости, нужности, полезности деятельности следователя.
Основными признаками идейной убежденности следователя являются устойчивость и действенность. В качестве ее элементов можно выделить знания, чувства и волю. Каждый из этих элементов выполняет свою специфическую функцию. Знания, которые в процессе воспитания превращаются в убеждения следователя, представляют собой рациональный компонент, обеспечивают научность и обоснованность убеждений и функционируют как логический фильтр для всей информации, получаемой следователем извне в ходе предварительного расследования. Чувства представляют эмоциональный компонент, они превращают знания в личностные суждения следователя, обеспечивают индивидуальность переживаний; воля же позволяет реализовать свои убеждения.
Внутренний процесс превращения знаний в убеждения следователя проходит три этапа. На первом этапе определенное знание овладевает лишь эмоциональной частью его психики. Затем оно переходит в сферу социальных чувств, и, наконец, на третьем этапе вырабатывается привычка, которая руководит действиями и выступает в виде внутреннего регулятора поведения.
Говоря о нравственной структуре личности следователя, нельзя не отметить присущий ему гуманизм. Полную характеристику гуманизма можно получить только в том случае, если рассматривать его проявления во взаимосвязи, как представляется, следующих компонентов:
во-первых, это требования, предъявляемые обществом к следователю и следственной деятельности;
во-вторых, это обязательный элемент нравственного сознания следователя;
в-третьих, это основа нравственных отношений, нравственной деятельности следователя.
Основой содержания гуманизма как составной части нравственной структуры личности следователя является требование освобождения (ограждения) российского общества от одного из самых
13 См.: Игнатов С.Д. Следователь - субъект уголовно-процессуального доказывания: дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 1989. С. 80; Его же. Следователь - субъект уголовно-процессуального доказывания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1989. С. 18-20.
антигуманных явлений - преступности. Если же рассматривать гуманизм как процесс очеловечивания отношений, то все усилия следователя должны быть направлены на то, чтобы каждый гражданин нашего общества мог беспрепятственно реализовывать свои права и выполнять свои обязанности. В индивидуальном моральном сознании следователя гуманизм проявляется через нормы профессиональной морали, моральные ценности, нравственный долг, систему взглядов и эмоций.
Необходимо, кроме того, особо отметить, что гуманизм следственной деятельности имеет ряд специфических черт. К ним относятся научность, цельность и действенность. Научность гуманизма как составной части нравственной структуры личности следователя основана на диалектическом и материалистическом учении о преобразовании, развитии общества. Цельность гуманизма заключается в том, что подавляющее большинство действий (не только процессуальных) российского следователя гуманно не только по форме, но и по содержанию. Проявляется это через гуманное отношение ко всем без исключения участникам и в первую очередь к субъектам уголовного процесса. Гуманизм российского следователя отличается активным действенным характером. Деятельность следователя направлена не на декларацию прогрессивных положений, а на реальную борьбу за обеспечение охраны прав и свобод граждан, защиту их жизни, чести, имущества от преступных посягательств.
Другим важным компонентом нравственной структуры личности российского следователя является высокий уровень социальной активности. Добросовестный труд на благо общества выступает в качестве одного из принципов любого российского гражданина, а в профессиональной морали следователя он трансформируется в требование высокого уровня социальной активности.
Социальная активность следователя представляет собой совокупность профессиональной, трудовой, общественной и духовной активности.
Для анализа отдельных элементов социальной активности следователя нами были использованы результаты анкетирования. Необходимость привлечения данного метода обусловлена тем, что отдельные показатели социальной активности следователей практически нигде не учитываются. По представленным в соответствующие органы отчетам нельзя составить полную картину общественной, духовной активности следователя. Кроме того, значительный интерес для анализа нравственных характеристик личности следователя имеет отношение самого следователя к порученному делу, общая удовлетворенность своим трудом, моральная мотивация активности. Получение подобных данных возможно лишь при использовании социологических методов.
При исследовании профессиональной активности следователя были использованы следующие основные показатели: количество законченных уголовных дел, количество дел, полученных на доработку, количество частных определений, вынесенных судом в адрес следователя по тому или иному вопросу. В разделе дополнительных показателей рассматривались наличие фактов возбуждения уголовных дел по собственной инициативе и систематическая работа над повышением своего профессионального уровня, совершенствование навыков работы.
Полученные данные убедительно свидетельствуют, что абсолютное большинство следователей уделяет значительное внимание повышению своего профессионального уровня. Вместе с тем анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что традиционные формы организации учебы следователей не всегда их удовлетворяют. По-видимому, по этой причине наиболее опытные следователи среди форм повышения профессионального уровня не называют семинары, организуемые руководством соответствующих подразделений. Думается, было бы более эффективно дифференцированное проведение подобных семинаров с учетом стажа и специализации следователя. Кроме того, 96 % опрошенных следователей указывают на необходимость организации специальных занятий, посвященных проблемам морали.
Несмотря на то что следователи обладают очень небольшим количеством свободного времени (чуть более двух часов в день), они, как правило, выполняют определенную общественную работу. Довольно часто они выступают в различных средствах массовой информации, ведут правовую пропаганду. В среднем по правовой тематике каждый следователь выступает перед населением около двух раз ежемесячно, причем это не всегда лекции, а беседы, встречи и т.д. Мотивами, побуждающими вести эту работу, чаще всего называют уверенность в том, что такие мероприятия способствуют профилактике преступлений, воспитанию граждан в духе уважения к закону. Среди ста опрошенных следователей общественную работу ведут 95 % опрошенных.
Говоря о социальной активности, нравственной чистоте и профессиональной подготовке российских следователей, необходимо указать, что большинство из них предпочитает проводить свое свободное время в кругу семьи. Анализ полученных данных говорит о том, что организации отдыха следователей практически не уделяется внимания. Хотя давно уже известно, что правильное сочетание труда и отдыха способно заметно повысить эффективность работы, а прочные результаты в воспитательной работе достигаются там, где эта работа охватывает все стороны жизнедеятельности людей, включая быт, досуг, семейные отношения. Досуг должен быть более богатым, интересным, помогать развитию способностей и наклонностей человека, снимать психологические нагрузки, стрессовые ситуации, которыми наполнена наша современная жизнь.
Еще один аспект, на котором, думается, необходимо отдельно остановиться: полная характеристика социальной активности следователя может быть получена при анализе ее направленности и уровней. Анализ анкет опрошенных следователей позволяет сделать вывод, что деятельность российских следователей направлена на достижение социально значимых целей и характеризуется высоким уровнем социальной активности. Сравнительный же анализ уровня активности свидетельствует о том, что у следователей он в целом выше, чем у других профессиональных групп. Поскольку ответившие на вопросы анкеты не являлись специально подобранной группой лучших работников, полученные результаты отражают усредненные показатели, характеризующие всю профессиональную группу в целом. Это говорит о том, что эффективность предварительного расследования может быть достигнута только на общем фоне высокой социальной активности. Отмеченное положение можно сформулировать как нравственное требование нашего общества к российским следователям.
Отсюда можно сформулировать следующий вывод. Необходимо проявлять постоянную заботу об улучшении качества и воспитании кадров следственных органов, строго следить за тем, чтобы на работу на должности следователей подбирались зрелые в жизненном плане, безупречные в нравственном отношении люди, сочетающие в себе высокую профессиональную подготовку с гражданским мужеством, неподкупностью, обостренным чувством справедливости. С этой целью следует расширять практику приема на работу следователей, рекомендуемых трудовыми коллективами, различными политическими и другими организациями, включая общественные, неустанно и постоянно воспитывать работников следственных органов в духе глубокого уважения к закону, подлинной гуманности, самоотверженного и бескорыстного служения народу, российскому государству.
Поэтому, думается, вполне обоснованным было в свое время предложение Д.П. Котова о введении в процессуальное законодательство (в то время УПК РСФСР 1960 г.) отдельной специальной статьи, содержащей требования, предъявляемые к судьям, прокурорам, следователям и лицам, производящим дознание . Основу содержания этой правовой нормы, по его мнению, должны составлять требования, указанные ранее. Еще одним подтверждением указанному выше может служить предложение о необходимости кадрового обеспечения. С этой целью следует осуществить реорганизацию подготовки научных и преподавательских кадров высшей квалификации, устранить отрыв их от практики, повысить компетентность в решении реальных, практических правовых вопросов.
Исходя из этого представляется, что к числу требований, предъявляемых к лицу, претендующему на должность следователя, необходимо отнести и то, что он, разумеется, должен обязательно иметь высшее и именно юридическое образование и проработать в течение не менее года стажером или помощником следователя. Эти должности следовало бы ввести в штатное расписание следственных подразделений правоохранительных органов России. Таким образом, возрастной ценз, позволяющий тому или иному лицу стать следователем, может быть определен в двадцать три года (не ранее). Все отмеченные требования должны, по моему мнению, получить свое закрепление в специальном законе Российской Федерации, который, например, можно назвать «О статусе следователя в Российской Федерации».
Поступила в редакцию 04.02.14
14 См., напр.: Котов Д.Т. Теоретические проблемы доказывания обстоятельств, имеющих психологическую природу, при расследовании преступлений: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Л., 1988. С. 35; Его же: Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу. Воронеж, 1987. С. 99.
S.D. Ignatov
DEMANDS TO INVESTIGATOR'S PERSONALITY
The article analyzes various possible demands to investigators irrespective of the department they belong to. Important qualities which are necessary for their successful professional activity are considered. The article presents the following basic groups, or types of professionally important qualities of investigator: ideological, moral and psycho-physiological, professional proper. High emphasis is placed on the whole structure of the personality of investigator from the viewpoint of its compliance with the professional activity. Investigative activities, like those in any other profession, are characterized by several features which distinguish them from activities in other professions. There are some principle features determining a specific character and direction of the professional activity. One of main features of investigative activities is the fact that it is a special kind of public service and legal activity at the same time. The author supposes that almost every action of investigator is a realization of a certain legal line, and in whole, his/her work is an essential contribution into the common affair of forming (strengthening) a constitutional state and a law-abiding society in Russia. Being in the front line of the fight against crime (through a concrete criminal case), and carrying progressive legal ideas and implementing them by unique legal methods, an investigator is always a bearer of legal conscience, a propagandist of Russian laws, moral principles and rules of life in modern Russian society.
Keywords: investigator's personality, moral demands of investigator, direction of personality and psychology of investigator, professional morals of investigator, conflict of interests, public and personal interests, norm of behavior of investigator, professional qualities of investigator, investigative activity.
Игнатов Сергей Дмитриевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий научно-учебно-практической лабораторией «Юридическая клиника»
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, Ижевск, ул. Университетская,1 (корп. 4) E-mail: [email protected]
Ignatov S.D.,
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the scientific and practical teaching laboratory «Law Clinic»
Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: [email protected]