Научная статья на тему 'Требования к участникам проекта по обеспечению медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий на федеральных трассах'

Требования к участникам проекта по обеспечению медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий на федеральных трассах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багненко С. Ф., Стожаров В. В., Мирошниченко А. Г.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ПРОЕКТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРАССАХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Багненко С. Ф., Стожаров В. В., Мирошниченко А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к участникам проекта по обеспечению медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий на федеральных трассах»

Национальный проект

С.Ф.Багненко,

д.м.н., профессор, чл.-корр. РАМН,

директор Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи им. И.И.Джанелидзе

В.В.Стожаров,

д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургского

государственного университета им акад. И.П.Павлова

А.Г.Мирошниченко,

д.м.н., профессор, Заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой неотложной медицины Санкт-Петербургской медицинской Академии последипломного образования

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ПРОЕКТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРАССАХ

Как известно, в марте прошлого года состоялось очередное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики. По итогам этого заседания в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 07.03.2007 № Пр-522 Министерству здравоохранения и социального развития РФ предписано подготовить дополнительные предложения по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, предусмотрев в том числе обеспечение своевременной и качественной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях.

Следует напомнить, что для решения задачи по снижению смертности вследствие ДТП как одной из управляемых причин в феврале 2006 года была принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». В настоящее время в соответствии с поручением рассматривается вопрос о расширении уже в 2007 году национального проекта путем включения в него мероприятий по оснащению оборудованием учреждений, призванных оказывать медицинскую помощь пострадавшим в ДТП. При этом перечисленные документы содержат вполне конкретные параметры,

© С.Ф.Багненко, В.В.Стожаров, А.Г.Мирошниченко, 2007 г.

Национальный проект

в частности, федеральная целевая программа предусматривает снижение смертности вследствие ДТП к 2013 году в 1,5 раза.

В связи с изложенным следует четко осознать два взаимосвязанных аспекта:

1) нам — медицинской общественности предоставляется уникальный шанс по улучшению ситуации, сложившейся в системе отечественного здравоохранения;

2) в случае неэффективного использования выделяемых средств второй такой возможности ни на решение задач в области оказания медицинской помощи при ДТП, ни на решение других проблем в здравоохранении не будет, даже если сохранится благоприятная конъюнктура на энергоносители.

Для того, чтобы достичь поставленных целей по снижению смертности вследствие ДТП до указанных уровней, органам управления здравоохранением, медицинским учреждениям системы СМП и центрам медицины катастроф необходимо:

• на каждый период формировать конкретные планы мероприятий по реализации поставленной задачи;

• регулярно оценивать выполнение названных мероприятий и эффективность освоения средств;

• при выделении средств пресекать попытки лоббирования частных интересов, приводящих к перекосу в развитии отдельных элементов в системе оказания помощи пострадавшим в ДТП.

Примером адекватного управленческого решения, на наш взгляд, следует считать решение Минздравсоцразвития РФ о реализации мероприятий, направленных на улучшение медицинской помощи пострадавшим вследствие ДТП на федеральных трассах. Как известно, тяжесть последствий на федеральных автомобильных дорогах в 3 раза выше, чем в городах [1].

При отборе медицинских учреждений вдоль конкретных федеральных трасс по включению в проект в том числе будет учитываться готовность органов власти субъекта РФ и указанных учреждений по принятию адекватных мер, направленных на снижение смертности вследствие ДТП. В этой связи важно обратить внимание на ряд ключевых моментов.

Первое: В структуре погибших на федеральных трассах более чем две трети (68,9%) составляют лица, получившие травмы, захватывающие несколько областей тела [2], то есть с сочетанной травмой. Поэтому при разработке мероприятий по снижению смертности органам управления здравоохранением субъектов РФ, претендующим на участие в проекте, следует сосредоточиться именно на этой группе пострадавших1.

Второе: Современные представления о патогенезе травматической болезни и ее периода острых проявлений, разработанные и готовые к тиражированию методы лечения указанной категории лиц позволяют утверждать, что оказание медицинской помощи пострадавшим с сочетанной травмой:

а — уже является отдельной, самостоятельной областью медицинских знаний;

6 — нуждается в применении вполне конкретных организационных технологий.

Как до войны мы осознали, что оказание помощи пострадавшим с ожогами — это отдельная область хирургии, а пострадавшие с ожогами нуждаются в специализированной медицинской помощи, так теперь пятидесятилетний опыт СПбНИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе свидетельствует, что аналогичным образом необходимо поступить по отношению к сочетанной травме.

Третье: Названные организационные технологии предусматривают, что оказание

1 Пострадавшие от сочетанных травм составляют наибольшую долю (44,7%) от числа всех госпитализированных вследствие ДТП, а погибшие от них — абсолютное большинство (83,6%) среди всех умерших в стационаре вследствие ДТП [3]. Этот вид травм является основной причиной инвалидизации вследствие ДТП (51,8% всех случаев первичного выхода на инвалидность) [4].

Менеджер

здравоохранения .

Национальный проект

скорой медицинском помощи на догоспитальном этапе пострадавшим с сочетанной травмой должно осуществляться, как правило, силами специализированных реанимационно-хирургических бригад. В свою очередь реанимационно-хирургические бригады должны располагаться на осях травматизма. Данные обстоятельства предопределяют необходимость:

I — формирования подобных бригад в тех субъектах РФ, которые будут отобраны для участия в проекте;

II — обучения персонала названных бригад.

Обучение должно осуществляться по единым унифицированным программам, в основу которых должны быть положены стандарты оказания скорой медицинской помощи пострадавшим с сочетанными травмами. Проекты названных стандартов представлены СПбНИИ скорой помощи им. И.И.Джане-лидзе в Росздрав и Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Стандарты являются сквозными и взаимосвязанными с технологиями оказания помощи на госпитальном этапе.

Четвертое: Особенности развития

периода острых проявлений травматической болезни диктуют необходимость госпитализации пострадавших с сочетанными травмами в травматологические центры. В большинстве регионов они отсутствуют, поэтому:

III — для участия в проекте органам управления здравоохранением субъектов РФ необходимо сформировать травмоцентры.

Министерству следует оснащать стационары только в случае соблюдения ряда критериев, отличающих травмоцентр от общехирургических и травматологических стационаров. Принципиальным отличием является выделение специально сформированного подразделения

— противошоковой операционной с круглосуточной дежурной службой. В травмоцентре должны быть развернуты специализированные койки (отделения) сочетанной травмы. Везти пострадавших с сочетанной травмой в ближайшую больницу, не имеющую противошоковой операционной, бессмысленно. Формировать травмоцентр следует на базе крупного многопрофильного круглосуточно дежурящего стационара. Последнее обстоятельство обеспечит наличие всех необходимых смежных специалистов и эффективное использование тяжелого оборудования1.

IV — также следует обеспечить стажировку сотрудников сформированных травмоцентров в ведущих центрах страны: Московском и Санкт-Петербургском научно-исследовательских институтах скорой помощи.

И, наконец, пятое: в целях сокращения средних расходов на оказание стационарной помощи пострадавшим в части независимых расходов, пострадавших с сочетанной травмой необходимо концентрировать. Даже в крупных травмоцентрах, интенсивно использующих коечный фонд, средние расходы на оказание оптимальных объемов помощи составляют более 44 тысяч рублей [5]. Если число пролеченных пострадавших в течение года будет невелико, то при круглосуточно дежурящей противошоковой операционной средние расходы будут значительно выше. При этом получается, что мы платим не за оказание медицинской помощи, а лишь за готовность ее оказания. Однако концентрация такого рода пострадавших в определенные стационары в условиях, когда тарифы на оказание им стационарной помощи, как правило, покрывают расходы лишь в незначительной степени2, приведет к тому, что для больниц обеспечение адекватной помощи пострадавшим станет крайне затруднительным. В этой связи:

1 Надо учесть, что формирование травмацентров в крупных многопрофильных стационарах следует связывать с преобразованием приемных отделений — в отделения скорой медицинской помощи стационара с изменением принципов сортировки пострадавших по тяжести состояния.

2 В Санкт-Петербурге покрытие расходов на оказание стационарной помощи пострадавшим с сочетанной травмой за счет средств ОМС составляет 33,2% [6].

Национальный проект

V — в перечень мероприятий субъектов РФ, претендующих на участие в проекте, должно быть включено принятие специального тарифа в системе ОМС на оказание стационарной помощи пострадавшим с сочетанной травмой. Следует обратить внимание, что зоны ответственности конкрет-

ного травмацентра на трассе будут определяться без учета административно-территориального деления. Это обстоятельство необходимо учесть при проведении взаиморасчетов между территориальными фондами ОМС субъектов РФ, по чьей территории проходит трасса.

X 1 2 3 4 5 6

1. Кротов А.В. Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий/Доклад на Совещании Министерства здравоохранения и социального развития РФ 11 мая 2007 года.

2. Вишняков Н.И., Петрова Н.Г., Стожаров В.В. и др. Анализ причин смерти пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (по данным Санкт-Петербурга и Ленинградской области)//Скорая медицинская помощь. — 2007. — № 1. — С.29-32.

3. Закарян АЛ, Стожаров В.В., Мирошниченко А.Г. и др. Характеристики госпитализированных из числа пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий//Скорая медицинская помощь. — 2007. — № 1.— С.24-25.

4. Петрова Н.Г, Закарян АЛ, Стожаров В.В. и др. Анализ показателей инвалидности взрослого населения вследствие травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий//Скорая медицинская помощь. — 2007. — № 1.— С.26-28.

5. Стожаров В.В, Мирошниченко А.Г, Закарян А.А. и др. Оказание стационарной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: анализ возмещения затрат из средств ОСАГО//Скорая медицинская помощь. — 2007. — № 1. — С.40-43.

6. Драчук А.В. Научное обоснование механизмов финансирования стационарной травматологической помощи: Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. мед. наук. — Санкт-Петербург, 2007. — 17 с.

Менеджер

здравоохранения .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.