Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА'

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
273
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Абишов Канат Азимбаевич

Данная статья посвящена проблемным вопросам технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. Рассмотрены самые обязательные требования безопастности к основным составляющим агрегатам подвижного состава автомобильного транспорта, который влияют на безопасность движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»



SCIENCE TIME

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Абишов Канат Азимбаевич,

Карагандинский государственный университет им. Академика Е.А.Букетова, г. Караганда

E-mail: abishov_ka@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена проблемным вопросам технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. Рассмотрены самые обязательные требования безопастности к основным составляющим агрегатам подвижного состава автомобильного транспорта, который влияют на безопасность движения.

Ключевые слова: техническое состояние, подвижной состав, транспорт.

Подвижной состав должен постоянно поддерживаться в исправном техническом состоянии. При возникновении неисправностей в сборочных единицах, соединениях и деталях автомобиля, представляющих угрозу безопасности движения, транспортный процесс должен быть прерван. Другие неисправности, не влияющие на безопасность движения автомобиля и не связанные с интенсивным износом или преждевременным разрушением деталей, могут быть устранены после завершения транспортного процесса [1].

В соответствии с Правилами технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правилами дорожного движения с учетом ГОСТ 25478-82 не допускается эксплуатация подвижного состава, составные части которого имеют перечисленные ниже неисправности [2].

Двигатель. Затрудненный пуск и неустойчивая работа па малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости, пропуск газов в соединениях системы выпуска или неисправный глушитель, увеличенное по сравнению с установленными нормами содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность, внесение изменений в конструкцию двигателя или установка устройств и оборудования для работы на другом виде топлива, не согласованных с предприятием-изготовителем.

Трансмиссия. Неисправно или неправильно отрегулированное сцепление.

Затрудненное включение или самопроизвольное выключение передач. Повышенные зазоры в шарнирах и подшипниках промежуточных опор карданных передач, деформации и трещины карданных валов. Ненормальный шум, вибрация, повышенный нагрев сборочных единиц механизмов трансмиссии и подтекание масла из них. Неопломбировано спидометровое оборудование.

Рулевое управление и передний мост. Суммарный свободный ход рулевого колеса для легковых автомобилей - более 10°, для автобусов - более 20°, для грузовых автомобилей - более 25°, для автомобилей и автобусов, снятых с производства, - не более 25°. Тугой ход и заедание рулевого управления. Ослабление крепления рулевого привода и колеса, колонки и картера рулевого механизма. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления. В рулевом управлении установлены детали со следами остаточной деформации и другими дефектами, а также применены детали и рабочие жидкости, не предусмотренные предприятием-изготовителем. Имеются не предусмотренные конструкцией ощутимые взаимные перемещения деталей и узлов рулевого управления или перемещение их относительно кузова транспортного средства. Нарушение нормальной величины углов установки передних колес и регулировки подшипников их ступиц.

Тормозная система. Изменена конструкция тормозных систем, применены тормозная жидкость, составные части или отдельные детали, не предусмотренные для данной модели транспортного средства или не соответствующие требованиям предприятия-изготовителя. При дорожных испытаниях должны соблюдаться следующие нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой: легковые автомобили и их модификации для перевозки грузов - тормозной путь не более 14,5 м; автобусы с полной массой до 5 т включительно - 18,7 м; грузовые автомобили с полной массой от 3,5 до 12 т -18,4 м; грузовые автомобили с полной массой до 3,5 - 19,0 м; грузовые автомобили с полной массой свыше 12 т - 17,7 м; автопоезда с автомобилями-тягачами с полной массой до 3,5 т - 22,7 м; автопоезда с автомобилями-тягачами с полной массой от 3,5 до 12 т - 22,1 м; автопоезда с автомобилями-тягачами с полной массой свыше 12 т - 21,9 м (испытания рабочей тормозной системы проводят на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементобетонным или асфальтобетонным покрытием при начальной скорости торможения 40 км/ч). Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода. Нарушена герметичность пневматического тормозного привода, что вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре на 0,05 МПа за 30 мин при свободном положении органов управления тормозной системой или за 15 мин при включенных органах управления. Не работает манометр пневматического тормозного привода. Стояночная тормозная система

не обеспечивает неподвижное состояние легковых автомобилей и их модификаций в снаряженном состоянии на уклоне не менее 23%, грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне не менее 31%. Рычаг стояночной тормозной системы не удерживается запирающим устройством.

Ходовая часть, шины. Трещины и повреждения, ослабление крепления рессор, пружин и других сборочных единиц, и деталей подвески. Разрушен коренной лист или центральный болт рессоры. Отсутствуют предусмотренные конструкцией задний противоподкатный буфер безопасности, грязезащитные фартуки и брызговики. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1,0, автобусов - 2,0 мм (шины прицепов должны иметь остаточную высоту рисунка протектора, аналогичную нормам для шин автомобилей-тягачей). Шины имеют внутреннее давление воздуха ниже нормы, местные повреждения (порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины. Между сдвоенными шинами имеются какие-либо предметы. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства. На одну ось автомобиля или прицепа установлены диагональные шины совместно с радиальными, а также шины с различным рисунком протектора. На передней оси легкового автомобиля установлены шины, восстановленные по второму классу ремонта. Ненадежное крепление колес к ступицам, неисправные или неправильно установленные съемные бортовые кольца ободьев колес. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также предусмотренные их конструкцией страховочные тросы или цепи.

Кабина и кузов грузового автомобиля, кузов прицепа и полуприцепа. Повреждены кузов и оперение. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, противоугонные устройства. Отсутствуют предусмотренные конструкцией зеркала заднего вида, стекла. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения. Отсутствуют: медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, ремни безопасности в кабинах грузовых автомобилей. Установлены не предусмотренные предприятием-изготовителем кузовные детали от других моделей и марок.

Кузов и пассажирское помещение автобуса и легкового автомобиля. Неисправны каркас кузова, окна, двери, подножки, ступени. Плохо закреплены или неисправны пассажирские сиденья и поручни. Нарушено нормальное действие приборов вентиляции, отопления и внутреннего освещения. Неисправны предметы наружного и внутреннего оборудования кузова, которые

могут вызвать травмы пассажиров или ремонтно-обслуживающего персонала. Отсутствуют ремни безопасности.

Нарушена плотность соединений кузова, вызывающая попадание в пассажирское помещение пыли и атмосферных осадков, а также повышение окиси углерода в воздушной среде пассажирского помещения сверх установленных норм.

Рабочее место водителя. Неисправны контрольные приборы, стеклоподъемники, стеклоочистители, омыватели и обогреватели стекол, противосолнечные щитки. Ослаблено крепление или неисправно сиденье водителя. Нарушено нормальное действие систем вентиляции и отопления, а также уплотнений кабины, приводящее к повышению концентрации окиси углерода в зоне рабочего места водителя сверх установленных норм.

Наличие дефектов ветрового стекла, на боковых и заднем окнах кабины и кузова, ухудшающих обзорность. Отсутствие или неправильная установка зеркал заднего вида, а у автобусов также и зеркал обзора салона.

Электрооборудование, внешние световые приборы. Количество, тип и расположение внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства. При включении фар не убраны защитные устройства непромышленного изготовления. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы. Нарушена регулировка фар. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу светового прибора. Неисправности генератора, регулятора напряжения и стартера. Перебои в зажигании. Неисправна проводка, в предохранителях установлены несоответствующие плавкие вставки. Отсутствует штепсельный разъем в соединении автомобиля с прицепом [3].

Литература:

1. Тур Е.Я., Серебряков К.Б., Жолобов А.А. Устройство автомобилей. - Москва: Машиностроение, 2009. - 147 с.

2. Вахламов В.К. Подвижной состав автомобильного транспорта. - Москва: Академия, 2003. - 81 с.

3. Напольский Г.М., Пугин А.В. Реконструкция и техническое перевооружение автотранспортных предприятий. - Москва: МАДИ, 1988. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.