Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Елена Александровна

Целью представленного в статье исследования является выявление закономерности изменения предъявляемых к студентам требований в зависимости от уровня развития общества. Его актуальность обусловлена необходимостью привести в соответствие требования, предъявляемые к студентам в образовательном процессе, с характером профессиональных задач, который, в свою очередь, обусловлен концептуальной основой деятельности специалистов в обществе интеллектуального труда. Приведены ключевые характеристики деятельностно-компетентностной основы профессиональной деятельности. Предполагается, что число занятых интеллектуальным трудом будет возрастать, в связи с чем подчеркивается важность для потенциальных работников быть готовыми к многофункциональности, ротации, непрерывному повышению квалификации. Приведен пример становления транспрофессионального обучения, ориентированного на достижение этой цели. Перечислены этапы организации данного процесса в зарубежных колледжах. Прикладной аспект проблемы актуализации предъявляемых к студентам требований может быть реализован поэтапно начиная с профориентации старшеклассников посредством их мотивации к развитию критического мышления, освоению приемов работы с информацией, получению опыта разработки командных проектов. В период обучения в вузе он находит продолжение в формировании универсальных и общекультурных компетенций будущих специалистов различных общественных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS TO THE STUDENTS IN HUMANISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The purpose of the research presented in the article is to reveal the dependence of the changes in the requirements to students on the level of the development of the society. Its topicality is connected with the necessity to match the requirements to the students in the educational process and the character of professional tasks that would be solved by them in the future. The tasks, in their turn, are determined by the concept of labour in the intellectual labour society. The key characteristics of the activity-competence basis of professional activity are shown. It is supposed that the number of people involved in intellectual labour will continue to grow. Hence, it is emphasized that specialists working under such conditions should be ready for multifunction, for rotation, for improving their qualification. An example of transprofessional education aimed at achieving this goal is supplied. The main stages of its organization in foreign colleges are enumerated. The practical aspect of the problem of actualization of the requirements to the students can be fulfilled step by step. It begins with the professional orientation of the senior form students through motivating them to develop critical thinking, to master information processing methods, to get experience in command projecting. In the period of professional education in higher educational establishments it continues as formation of universal and general cultural competence of would-be specialists of different spheres of activity.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3 (39). С. 270-274 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 3 (39), рр. 270-274

E. А. Максимова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Максимова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания, maksimolena@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5677-3780

Аннотация. Целью представленного в статье исследования является выявление закономерности изменения предъявляемых к студентам требований в зависимости от уровня развития общества. Его актуальность обусловлена необходимостью привести в соответствие требования, предъявляемые к студентам в образовательном процессе, с характером профессиональных задач, который, в свою очередь, обусловлен концептуальной основой деятельности специалистов в обществе интеллектуального труда. Приведены ключевые характеристики деятельностно-компетентностной основы профессиональной деятельности. Предполагается, что число занятых интеллектуальным трудом будет возрастать, в связи с чем подчеркивается важность для потенциальных работников быть готовыми к многофункциональности, ротации, непрерывному повышению квалификации. Приведен пример становления транспрофессионального обучения, ориентированного на достижение этой цели. Перечислены этапы организации данного процесса в зарубежных колледжах. Прикладной аспект проблемы актуализации предъявляемых к студентам требований может быть реализован поэтапно начиная с профориентации старшеклассников посредством их мотивации к развитию критического мышления, освоению приемов работы с информацией, получению опыта разработки командных проектов. В период обучения в вузе он находит продолжение в формировании универсальных и общекультурных компетенций будущих специалистов различных общественных практик.

Ключевые слова: гуманистическое образовательное пространство, деятельностно-компетентностная основа деятельности, общество интеллектуального труда, профессиональная задача

Для цитирования: Максимова Е. А. Требования к студентам в гуманистическом образовательном пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3 (39). С. 270-274. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-270-274

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Requirements to the students in humanistic educational environment E. A. Maksimova

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Elena A. Maksimova, maksimolena@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5677-3780

Abstract. The purpose of the research presented in the article is to reveal the dependence of the changes in the requirements to students on the level of the development of the society. Its topicality is connected with the necessity to match the requirements to the students in the educational process and the character of professional tasks that would be solved by them in the future. The tasks, in their turn, are determined by the concept of labour in the intellectual labour society. The key characteristics of the activity-competence basis of professional activity are shown. It is supposed that the number of people involved in intellectual labour will continue to grow. Hence, it is emphasized that specialists working under such conditions should be ready for multifunction, for rotation, for improving their qualification. An example of transprofessional education aimed at achieving this goal is supplied. The main stages of its organization in foreign colleges are enumerated. The practical aspect of the problem of actualization of the requirements to the students can be fulfilled step by step. It begins with the professional orientation of the senior form students through motivating them to develop critical thinking, to master information processing methods, to get experience in command projecting. In the period of professional education in higher educational establishments it continues as formation of universal and general cultural competence of would-be specialists of different spheres of activity.

Keywords: humanistic educational environment, activity-competent background of professional practice, intellectual labour society, professional task For citation: Maksimova E. A. Requirements to the students in humanistic educational environment. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 3 (39), рр. 270-274 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-270-274 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

https://akmepsy.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-270-274

Научная статья УДК 37.01

Требования к студентам в гуманистическом образовательном пространстве

© Максимова Е. А., 2021

Введение

Развитие общества, смена технологических укладов, социально-культурные преобразования, появление новых способов коммуникации, нарастание объема информации и скорости ее распространения изменяют привычную модель профессиональной деятельности работников любой общественной практики и производства. Утверждение деятельностно-компетентностной основы профессиональной деятельности в качестве доминирующей означает, что в характере профессионального мышления, равно как и в актуальном способе организации профессиональной деятельности, преобладают характеристики деятельностной парадигмы, а целью профессионального развития является компетентностная парадигма.

Изменяется как содержание труда, так и характер профессиональных задач. Требования к знаниям носят всеобщий характер, в большинстве областей профессиональной занятости необходима компьютерная грамотность. Роботизация производства увеличивает число занятых интеллектуальным трудом работников. Для управления автоматизированными производственными процессами необходимы комплексные знания и навыки. Таковы характеристики профессиональной деятельности. Система профессионального образования реагирует на них изменением содержания образования, способов его освоения, предъявлением новых требований как к преподавателям, так и к студентам. Рассмотрим, как новая концепция профессиональной деятельности влияет на предъявляемые к студентам требования.

Разработанность проблемы взаимосвязи требований к студентам и образовательной среды в научной литературе

Проведенный анализ показал, что проблема взаимной обусловленности предъявляемых к студентам требований, с одной стороны, и характеристик социокультурного пространства - с другой является весьма значимой для современных исследователей, поскольку проработаны многие ее аспекты.

Так, например, А. С. Андрюнина отметила влияние социокультурной среды на формирование профессиональной аксиологии студентов. На примере будущих педагогов профессионального образования она показала, что для современных студентов значимы проективные методики профессионального становления, предполагающие активное включение студентов в образовательный процесс [1]. Т. Г. Анисимова обратила внимание, что реалии общества всегда оказывают влияние на процесс адаптации студенческой молодежи. В частности, она наметила ряд направлений для

активизации процесса адаптации студентов в обществе. Это активное их вовлечение в социально-культурную деятельность, расширение сферы их интересов, диверсификация педагогического взаимодействия студентов и преподавателей и ряд других [2].

Иная концепция взаимодействия развивающегося общества и личности предложена Е. Е. Бочаровой. Она рассматривает характеристики личности не как результат социального и социально-экономического преобразования, а как его исходную точку [3]. С этой точки зрения предъявляемые к студентам требования должны носить опережающий характер, предвосхищать развитие общества в ближайшем будущем.

Н. Ю. Калашникова доказала, что не только социокультурные условия в обществе, но и непосредственно воспитательная среда вуза влияет на личностно-профессиональное становление будущих специалистов. В частности, отмечено, что воспитательная среда вуза многомерна и делает избирательным отношение к действительности, добровольное принятие жизненных ценностей, выбор субъективной позиции [4]. С. В. Пачина исследовала преемственность традиций воспитания студентов в российском и советском высшем образовании первой трети XX века. Она обратила внимание, что, несмотря на противоречивый и драматичный характер переживаемой обществом того времени трансформации, черты преемственности в воспитании студентов прослеживались весьма отчетливо. Это утилитарная направленность воспитательного процесса, его сословно-классовый характер и политизированное содержании. Для нас важны идеи детерминированности воспитательного процесса государственной необходимостью, а также взаимосвязи социальной жизни с протекающими в науке и экономике процессами [5].

Е. А. Александрова акцентировала внимание на взаимности требований к педагогам и обучающимся: молодое поколение становится менее восприимчивым к традиционным образовательным приемам, что актуализирует поиск наиболее эффективных воспитательных средств [6]. Анализируя требования к студентам в гуманистическом образовательном пространстве, мы подразумеваем, что и преподаватели профессиональной школы должны быть готовы эффективно взаимодействовать с меняющимися студентами.

Некоторые авторы акцентируют практическую составляющую данной проблемы. Так, Д. С. Савченко провела исследование процесса формирования гражданственности студентов. Эмпирически подтвержденные выводы свидетельствуют о связи исторического сознания и гражданственности молодежи: оторванность от истории государства формирует примитивные формы гражданственности студентов [7]. В кон-

тексте настоящего исследования значимо, что формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, декларируемых в качестве приоритетных направлений воспитательной работы в профессиональной школе, требует опоры на генетическую связь образования и социально-культурные закономерности развития общества.

Схожее направление разрабатывает Н. А. Гав-рилова. Она выделила ряд качеств, отличающих студентов с активной гражданской позицией -способность к критическому анализу, ответственность, инициативность, способность к преобразовательной деятельности и ряд других [8]. Н. К. Зайцева одним из условий эффективной адаптации студентов в динамически развивающемся социуме называет готовность к непрерывному образованию [9].

Несмотря на достаточную проработанность проблемы, в научной литературе ряд ее аспектов остался на периферии научного интереса. В частности, полезно узнать, как социально-экономические и социокультурные процессы, обусловливающие состояние общества, влияют на требования, предъявляемые к современным студентам.

Характеристики профессиональной деятельности в обществе интеллектуального труда

По замечанию Д. Нейсбита, наиболее яркими тенденциям развития организации труда в современном обществе являются увеличение количества многофункциональных работников, ротация персонала, непрерывное повышение требований к их квалификации [10]. Они решают задачи разного уровня сложности. Оперативные задачи непосредственно связаны с выполняемыми действиями. Решение тактических задач возможно при цельном представлении о предмете труда. Возможность решения гностических и исследовательских задач появляется при замене цельного представления о предмете труда целостным. Разведение терминов «цельный» и «целостный» имеет принципиальное значение: целостность предполагает множество внутренних связей между элементами и структурно сложна, в то время как цельность - это единство, неразделенность на компоненты.

Характер профессиональной коммуникации также претерпел существенное изменение. Преобладающим способом организации производственного процесса становится проект. Разработка проекта - это постоянная смена мобильных команд, в которых эффективная коммуникация (как устная, так и письменная) является образующим элементом. Мотивация сотрудников для участия в командных проектах отличается от мотивации сотрудников традиционной линейной организации производства. Т. Е. Андреева заключила, что в обществе интеллектуального труда преобладают мотивы самореализации и признания, в то время

как у занятых физическим трудом преобладают мотивы стабильности [11]. В. Л. Иноземцев еще более обобщает свои наблюдения: в современном обществе актуализируется тенденция к усилению нематериальных мотивов [12]. Косвенным подтверждением истинности этого вывода можно считать активное развитие волонтерских организаций, которые не только представляют собой социокультурный феномен или фактор воспитания молодежи, но и являются формой занятости, что непосредственно связано с профессиональной деятельностью [13-15]. Наблюдается ситуация, при которой работник любой производственной, коммерческой или общественной практики вовлечен в широкий социальный контекст, границы его профессиональной принадлежности раздвинуты. Это имеет как антропологическую, так и организационную составляющую. С точки зрения изменения предъявляемых к студентам требований значимо то, что будущие специалисты должны быть готовы выходить за границы профессиональной принадлежности в аспекте как антропологических идей, так и идей транспрофессионализма.

Репрезентация содержания труда в концепции транспрофессионального образования

Стремление решить актуальную задачу, стоящую перед преподавателями как среднего профессионального, так и высшего образования, подготовить студентов к условиям профессиональной деятельности на стыке профессиональных областей привело к появлению ряда перспективных концепций, в том числе межпрофессионализма, мультипрофессионализма и транспрофессионализма. Дж. Пауэлл и А. Пикар развивают идеи межпрофессионализма и мульти-профессионализма. Они отметили независимость данных практик, их видимое объединение только на коммуникативном уровне [16]. Благодаря развитию средств коммуникации взаимодействие специалистов в разных областях действительно легко организовать, например для разовых консультаций при разработке проекта. Внешне такое взаимодействие может быть представлено как межпрофессиональное, но по сути деятельность сохраняет монопрофессиональный характер.

Иные характеристики имеет деятельность при транспрофессиональном подходе. Авторы монографии «Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности» связывают транспрофессионализм с интегральными качествами субъекта, эффективно работающего в динамически изменчивой социально-профессиональной среде [17]. Значимо то, что транспрофессионализм исследуется как целостное качество, и доказана возможность его развития при целостном освоении предмета профессиональной деятельности.

Р. М. Харден развивает эволюционный подход к становлению транспрофессионального образования. Он описал одиннадцать ступеней, последовательное прохождение которых содействует становлению транспрофессионального образования: изолированное обучение - фокусирование на каждой профессии отдельно; осведомленность - информированность о содержании обучения смежным профессиям, но отсутствие взаимодействия составителей учебных программ; консультация - знакомство с содержанием учебных дисциплин смежных профессий; рестрикция - дополнение унипро-фессиональных курсов отдельными темами из иных профессиональных программ; временная координация - спорадические совместные занятия студентов нескольких направлений; совместное участие - совместное обучение студентов разных направлений по дисциплинам одной части курса; согласование - изучение целых тем имеет мультипрофессиональный характер, но курс в целом остается унипрофессиональным; комплементарные программы - параллельное существование мультипрофессиональных и уни-профессиональных программ; мультипрофессио-нализм - акцент на мультипрофессиональном содержании, с тематическим построением дисциплин по монопрофессиональному принципу; межпрофессионализм - изучение темы с разных профессиональных позиций; транспрофессионализм - использование практик реального мира как основание для отбора содержания образования для студентов [18].

В отличие от практико-ориентированного подхода Р. М. Хардена П. В. Малиновский понимает транспрофессионализм не как организацию учебного процесса, а как способность связывать представителей разных профессий для решения комплексных задач [19]. Такой подход имеет непосредственное отношение к предъявляемым к студентам требованиям. Предполагается, что студенты должны сфокусироваться на формировании универсальных компетенций (системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа, коммуникация, саморазвитие, безопасность жизнедеятельности). Общепрофессиональные и профессиональные компетенции формируются уже в оболочке ком -петенций универсальных, объединяющих все области образования и создающих среду, основу для взаимопонимания специалистов различных производственных, коммерческих, социальных практик.

Заключение

Создаваемое гуманистическое образовательное пространство с характерными для него акцентами на субъектной позиции обучающегося,

на создании возможностей для удовлетворения его многообразных образовательных и личностных запросов обусловливает предъявление к студентам ряда требований, нехарактерных для предыдущих этапов развития системы профессионального образования. Прежде всего это готовность работать в командах сменного состава для решения задач, что воспроизводит практику разработки проектов на современных предприятиях. Также это умение устанавливать междисциплинарные связи, что соответствует необходимости иметь целостный взгляд на предмет своего труда. В целом чем более выражена комплексность профессиональных задач, тем более ожидаемы проявление «самости» в образовании, субъективизация их участия в образовательном процессе.

Библиографический список

1. Андрюнина А. С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 195 с.

2. Анисимова Т. Г. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях современного российского общества: дис. ... д-ра социол. наук. Краснодар, 2016. 364 с.

3. Бочарова Е. Е. Личность как субъект социализации в условиях изменяющегося общества // Перспективы науки. 2012. № 10 (37). С. 27-30.

4. Калашникова Н. Ю. Воспитательная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления студентов: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007. 192 с.

5. Пачина С. В. Педагогическое обеспечение преемственности в воспитании студенчества в отечественном высшем образовании первой трети XX века: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 203 с.

6. АлександроваЕ. А. Эволюция методов и приемов воспитания: 1917-2017 гг. // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 7-12.

7. Савченко Д. С. Особенности формирования гражданственности студентов в современной России: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2013. 178 с.

8. Гаврилова Н. А. Становление гражданской позиции студента университета: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2017. 250 с.

9. Зайцева Н. К. Педагогические условия социальной адаптации будущих учителей в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 274 с.

10. Нейсбит Д. Мегатренды / пер. с англ. М. Б. Левина. М. : ACT ; Ермак, 2003. 380 с.

11. Андреева Т. Е. Особенности мотивации работников интеллектуального труда: первичные результаты исследования // Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8, № 2. С.47-68.

12. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. : Логос, 2000. 302 с.

13. ПевнаяМ. В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Нижний Новгород, 2016. 42 с.

14. Акимова Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 177 с.

15. Трохина А. В. Занятость волонтеров в России: формирование и регулирование: дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 166 с.

16. Powell J., Pickard A. Professionalism, multi-professionalism, inter-professionalism and trans-professionalism // 30th Annual Conference ATEE. 22-26 October 2005. Amsterdam, 2005. P. 417-421. URL: http://www. atee2005.nl/download/papers.2005 (дата обращения: 10.03.2020).

17. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2019. 142 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0668-6 (дата обращения: 27.02.2020).

18. Harden R. M. AMEE guide No. 12: Multiprofessional education: Part 1 - effective multiprofessional education: a three-dimensional perspective // Medical Teacher. 1998. Vol. 20, iss. 5. P. 402-408. DOI: 10.1080/01421599880472

19. Малиновский П. В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом. URL: http://www.shkp.ru/lib/actions/ss/ malinovsky/ (дата обращения: 10.03.2020).

References

1. Andryunina A. S. Forming Professional Values of Future Preschool Teachers. Diss. Cand. Sci. (Pedag.). Ekaterinburg, 2013. 195 p. (in Russian).

2. Anisimova T. G. Students Youth's Social Adaptation in Conditions of Modern Russian Society. Diss. Dr. Sci. (So-ciol.). Krasnodar, 2016. 364 p. (in Russian).

3. Bocharova E. E. Personality as a Subject of Socialization in Changing Society. Science Prospects, 2012, no. 10 (37), pp. 27-30 (in Russian).

4. Kalashnikova N. Yu. Educational Environment of Higher Educational Establishment as Factor Students' Personal and Professional Development. Diss. Cand. Sci. (Pedag.). Chita, 2007. 192 p. (in Russian).

5. Pachina S. V. Pedagogical Provision of Succession in Education of Students in National Higher Education of the 1st third of XX Century. Diss. Cand. Sci. (Pedag.). Moscow, 2009. 203 p. (in Russian).

6. Aleksandrova E. A. Evolution in Methods and Ways of Teaching 1917-2017. Siberian Pedagogical Journal, 2017, no. 6, pp. 7-12 (in Russian).

7. Savchenko D. S. Peculiarities in Forming Students' Citizenship in Modern Russia. Diss. Cand. Sci. (Sociol.). St. Petersburg, 2013. 178 p. (in Russian).

8. Gavrilova N. A. Developing University Students' Civic Consciousness. Diss. Cand. Sci. (Pedag.). Orenburg, 2017. 250 p. (in Russian).

9. Zaytseva N. K. Pedagogic Conditions of Future Teachers' Social Adaptation in System of Continuing Professional Learning. Diss. Cand. Sci. (Pedag.). Volgograd, 2011. 274 p. (in Russian).

10. Naisbitt J. Megatrends : Ten new directions transforming our lives. New York, Warner books, 1984. 333 p. (Russ. ed.: Neysbit D. Megatrendy. Moscow, AST Publ., Ermak Publ., 2003. 380 p.).

11. Andreyeva T. E. Peculiarities in Motivating Workers of Intellectual Labor: Primary Results of Research. Russian Management Journal, 2010, vol. 8, no. 2, pp. 47-68 (in Russian).

12. Inozemtsev V. L. Sovremennoe postindustrial'noe obsh-chestvo: priroda, protivorechiya, perspektivy [Modern Postindustrial Society: Nature, Contradictions, Promises], Мoscow, Logos Publ., 2000. 302 p. (in Russian).

13. Pevnaya M. V. Volunteering as Social Phenomenon: Managerial Approach. Thesis Diss. Dr. Sci. (Sociol.). Nizhny Novgorod, 2016. 42 p. (in Russian).

14. Akimova E. V. Pedagogical Volunteering in Children and Youth Organizations. Diss. Cand. Sci. (Pedag.). Ryazan, 2006. 177 p. (in Russian).

15. Trokhina A. V. Volunteers Employment in Russia: Formation and Regulation. Diss. Cand. Sci. (Econ.). Moscow, 2012. 166 p. (in Russian).

16. Powell J., Pickard A. Professionalism, multi-professionalism, inter-professionalism and transprofessionalism. In: 30th Annual Conference ATEE. 22-26 October 2005. Amsterdam, 2005. P. 417-421. Available at: http://www. atee2005.nl/download/papers.2005. (accessed 10 March 2020) (in English).

17. Zeyer E. F., Tret'yakova V. S., eds. Transprofessionalizm sub"yektov sotsial'no-professional'noy deyatel'nosti; monografiya [Transprofessionalism of Subjects of Socio-Professional Activity]. Ekaterinburg, RGPPU Publ., 2019. 142 p. Available at: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0668-6 (accessed 27 February 2020) (in Russian).

18. Harden R. M. AMEE guide No. 12: Multiprofessional education: Part 1 - effective multiprofessional education: a three-dimensional perspective. Medical Teacher, 1998, vol. 20, iss. 5, pp. 402-408. DOI: 10.1080/01421599880472

19. Malinovskiy P. V. Transprofessionalizm kakkriteriy effektiv-nosti upravleniya chelovecheskim potentsialom (Transprofes-sionalism as Criterion of Effective Management of Human Potential). Available at: http://www.shkp.ru/lib/actions/ss/ malinovsky/ (accessed 10 March 2020) (in Russian).

Поступила в редакцию 01.12.2020, после рецензирования 10.03.2021, принята к публикации 13.05.2021 Received 01.012.2021, revised 10.03.2021, accepted 13.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.