http://www. bulletennauki. com
УДК 006.034
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: НОВШЕСТВА РОССИЙСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
REQUIREMENTS FOR MANAGEMENT SYSTEMS QUALITY: INNOVATIONS OF THE RUSSIAN STANDARDIZATION
©Баурина С. Б.
канд. экон. наук
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
г. Москва, Россия baurinaaa@yandex. ru ©Baurina S.
PhD
Plekhanov Russian University of Economics
Moscow, Russia baurinaaa@yandex. ru
Аннотация. Данная статья посвящена новой версии национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015. «Системы менеджмента качества. Требования». Конкретизируются назначение и структура стандарта. Обозначены современные принципы управления качеством. Описаны потенциальные преимущества, которые гарантирует организации внедрение СМК, основанной на стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Abstract. This article focuses on the new version of the national standard GOST R КО 9001-2015 "The quality management System. Requirements". Specified purpose and structure of the standard. Marked with modern principles of quality management. The potential benefits that the organization ensures the implementation of a QMS based on the standard GOST R КО 9001-2015.
Ключевые слова: стандарт, система менеджмента качества, организация, требования, процессный подход, риск-ориентированное мышление.
Keywords: standard, quality management system, organization, requirements, process approach, risk-oriented thinking.
Внедрение системы менеджмента качества является стратегическим решением для современной организации, способным улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.
Система менеджмента качества включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов; она управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон.
Система менеджмента качества позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений. Система менеджмента качества предоставляет средства управления для идентификации
http://www. bulletennauki. com
действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукции и услуг [ 1 ].
С 01.11.2015 г. В России вступил в силу стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 2015. «Системы менеджмента качества. Требования» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2015 г. №1391-ст).
Стандарт подготовлен ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» и внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента». Данный стандарт идентичен международному стандарту ISO 9001:2015 «Quality management systems — Requirements».
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 устанавливает требования к системе менеджмента качества (СМК) в том случае, если организация:
-нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию и (или) услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;
-имеет цель: повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения системы менеджмента качества, включая процессы ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям [2].
Все требования стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг.
ГОСТ Р ИСО 9001-2015. «Системы менеджмента качества. Требования» состоит из 10 разделов: Область применения; Нормативные ссылки; Термины и определения; Среда организации; Лидерство; Планирование; Средства обеспечения; Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг; Оценка результатов деятельности; Улучшение.
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000: ориентация на потребителей; лидерство; взаимодействие работников; процессный подход; улучшение; принятие решений, основанное на свидетельствах; менеджмент взаимоотношений (Таблица).
Требования к системам менеджмента качества, установленные стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2015. «Системы менеджмента качества. Требования», являются дополнительными к требованиям к продукции и услугам.
В новом стандарте применен процессный подход, который включает цикл «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй» (PDCA), и риск-ориентированное мышление. Процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие. Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения. Риск-ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей [2].
Постоянное выполнение требований и учет будущих потребностей и ожиданий в условиях все более динамичной и сложной среды ставит перед организацией сложные задачи. Для решения этих задач организация могла бы посчитать необходимым использовать различные формы улучшения в дополнение к коррекции и постоянному улучшению, например, такие как прорывное изменение, инновация и реорганизация [3, с. 215].
http://www. bulletennauki. com
Новый стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015. «Системы менеджмента качества. Требования» позволяет организации применять процессный подход в сочетании с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою систему менеджмента качества с требованиями других стандартов на системы менеджмента.
Таблица.
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Принцип Формулировка Обоснование
1 2 3
Ориентация на потребителей Менеджмент качества нацелен на выполнение требований потребителей и на стремление превзойти их ожидания Устойчивый успех достигается тогда, когда организация завоевывает и сохраняет доверие потребителей и других заинтересованных сторон. Каждый аспект взаимодействия с потребителем дает возможность создавать больше ценности для потребителя. Понимание настоящих и будущих потребностей потребителей и других заинтересованных сторон вносит вклад в достижение организацией устойчивого успеха
Лидерство Лидеры на всех уровнях организации обеспечивают единство цели и направления деятельности организации и создают условия, в которых работники взаимодействуют для достижения целей организации в области качества Создание единства цели, направления деятельности и взаимодействия работников позволяет организации обеспечить согласованность ее стратегий, политик, процессов и ресурсов для достижения своих целей
Взаимодействие работников Для организации крайне важно, чтобы все работники были компетентными, наделены полномочиями и вовлечены в создание ценности. Компетентные, наделенные полномочиями и взаимодействующие работники на всех уровнях организации повышают ее способность создавать ценность Для того чтобы эффективно и результативно управлять организацией, очень важно уважать и вовлекать всех работников на всех уровнях организации. Признание, наделение полномочиями и поощрение навыков и знаний способствуют взаимодействию работников для достижения целей организации
Процессный подход Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание того, каким образом этой системой создаются результаты, позволяет организации оптимизировать систему и ее результаты деятельности
http://www. bulletennauki. com
Продолжение Таблицы.
1 2 3
Улучшение Успешные организации постоянно нацелены на улучшение Улучшение крайне необходимо организации, чтобы сохранять и поддерживать текущие уровни осуществления деятельности, реагировать на изменения, связанные с внутренними и внешними условиями, и создавать новые возможности
Принятие решений, основанное на свидетельствах Решения, основанные на анализе и оценке данных и информации, с большей вероятностью создадут желаемые результаты Принятие решений может быть сложным процессом, и с ним всегда связана некоторая неопределенность. Он часто вовлекает многочисленные типы и источники исходных данных, а также их интерпретацию, которая может носить субъективный характер. Важно понимать причинно-следственные связи и их возможные незапланированные последствия. Анализ фактов, свидетельств и данных приводит к большей степени объективности и уверенности в принятых решениях
Менеджмент взаимоотношений Для достижения устойчивого успеха организации управляют своими взаимоотношениями с соответствующими заинтересованными сторонами, такими, как поставщики Заинтересованные стороны влияют на результаты деятельности организации. Устойчивый успех с большей вероятностью будет достигаться в ситуации, когда организация управляет взаимоотношениями со всеми заинтересованными сторонами для того, чтобы оптимизировать их влияние на результаты ее деятельности. Менеджмент взаимоотношений с ее поставщиками и партнерами часто имеет особую важность
В соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001 -2015. «Системы менеджмента качества. Требования» организация должна определить границы системы менеджмента качества и охватываемую ею деятельность, чтобы установить область ее применения, ориентируясь на внешние и внутренние факторы, требования соответствующих заинтересованных сторон, продукцию и услуги организации.
Организация должна применять все требования нового стандарта, если эти требования применимы в пределах установленной области применения ее системы менеджмента качества.
Область применения системы менеджмента качества организации должна быть доступна, разрабатываться, актуализироваться и применяться как документированная информация; она должна указывать на охватываемые виды продукции и услуг и давать обоснование для исключения требования данного стандарта, которое она определила как неприменимое к ее области применения системы менеджмента качества [4].
Соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 может быть заявлено только в том случае, если требования, определенные как неприменимые, не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать соответствие продукции и услуг и повышать удовлетворенность потребителей.
В соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001 -2015. «Системы менеджмента качества. Требования» организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с установленными требованиями стандарта. Организация должна определять
http://www. bulletennauki. com
процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации.
Организация должна в необходимом объеме: разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию для обеспечения функционирования процессов; регистрировать и сохранять документированную информацию для обеспечения уверенности в том, что эти процессы осуществляются в соответствии с тем, как это было запланировано [5, с. 55].
Применение СМК, основанной на стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015, гарантирует современной организации следующие потенциальные преимущества:
-во-первых, способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;
-во-вторых, создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей и демонстрации соответствия установленным требованиям системы менеджмента качества;
-в-третьих, направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации.
Список литературы:
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения 06.03.2016).
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения 06.03.2016).
3. Терешина А. А., Фазлетдинова Д. В., Баурина С. Б. Особенности предпринимательской деятельности современных российских фирм // Новая наука: стратегия и вектор развития. 2015. №6-1. С. 213-216.
4. Баурина С. Б. Методология использования технологии бенчмаркинга // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2015. №1. С. 5-8. Режим доступа:
http://media.wix.com/ugd/e90588_05014600e6c94a518d41d3a1dcbf7e3e.pdf (дата обращения
06.03.2016).
5. Баурина С. Б. Управление документацией в системе менеджмента качества предприятия // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2013. №2(3). С. 53-57.
References:
1. GOST R ISO 9000-2015. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar' [The quality management System. Basic provisions and dictionary]. Elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii [Electronic fund legal and normative-technical documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200124393, accessed 06.03.2016.
2. GOST R ISO 9001-2015. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya ^he quality management System. Requirements]. Elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii [Electronic fund legal and normative-technical documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200124394, accessed 06.03.2016.
3. Tereshina A. A., Fazlutdinova D. V., Baurina S. B. Osobennosti predprinimatel'skoi deyatel'nosti sovremennykh rossiiskikh firm [Features of modern business activity of Russian companies]. New science: strategies and vector development, 2015, no. 6-1. pp. 213-216.
http://www. bulletennauki. com
4. Baurina S. B. Methodology for the use of benchmarking technology. Bulletin of science and practice, Electronic journal, 2015, no. 1. pp. 5-8. Available at:
http://media.wix.com/ugd/e90588_05014600e6c94a518d41d3a1dcbf7e3e.pdf, accessed 06.03.2016.
5. Baurina S. B. Management documentation in the quality management system of the enterprise. Scientific research and development, Economics of the firm, 2013, no. 2(3), pp. 53-57.
Работа поступила в редакцию Принята к публикации
18.01.2016 г. 27.01.2016 г.