The metrological analysis of shares of deposits of uncertainty of measurement of the parameters influencing the general uncertainty of measurement of volume of the gas given to standard conditions is carried out.
Key words: the metrological analysis, uncertainty of measurement, the gas volume specified to standard conditions.
Blagoveschenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of tehnical science, docent, imsbe-lov@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Belov Dmitry Borisovich, candidate of tehnical science, docent, imsbelov@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Solovyev Sergei Igorevich, candidate of tehnical science, docent, sergei59@bk. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 006.322
НОВАЯ СТРУКТУРА И ТЕРМИНЫ ИСО 9001:2015
М.С. Молчанова
Рассмотрены изменения, внесенные в новую версию стандарта ИСО 9001:2015 по сравнению с версией ИСО 9001:2008, новая структура, отличия в терминологии.
Ключевые слова: система менеджмента качества, понятия и принципы менеджмента качества, процессный подход, термины и определения.
Как и все международные стандарты, ИСО 9001 проходит периодическую проверку на соответствие существующим потребностям различных заинтересованных сторон - государственных структур, предприятий, органов управления, бизнеса. Результатом таких проверок является пересмотр положений действующего стандарта и выход новой версии.
В 2015 году вышла новая версия стандарта менеджмента качества ISO 9001:2015, который находился в разработке с июня 2012 года (ранее были версии 1987, 1994, 2000 и 2008 гг.).
Самым большим отличием является отход от стандарта как свода правил до стандарта системы менеджмента бизнеса в целом.
В ИСО 9001:2015 основное внимание сосредоточено на аспектах лидерства организации, знаниях организации, планировании и обеспечении процессов, оценке эффективности, совершенствовании, на управлении рисками, и особый акцент делается на достижении удовлетворенности и создании ценности от продуктов/услуг организации для всех заинтересованных сторон.
Структура ИСО 9001:2015 состоит из следующих разделов:
0. Введение, в котором рассматриваются общие сведения , принципы менеджмента качества, процессный подход, цикл PDCA, управление рисками, процессный подход, взаимосвязь с другими стандартами.
1. Область применения стандарта.
2. Нормативные ссылки на связанные стандарты.
3. Термины и определения.
В ИСО 9001:2008 использовался термин «продукция», в новой версии стандарта используется словосочетание «продукция и услуги», т.к. большинство выходов, которые организация поставляет потребителям, или которые им поставляют внешние поставщики включает как продукцию, так и услуги.
Документация, руководство по качеству, документированные процедуры, записи в новой версии относятся к термину «документированная информация» - информация которая должна управляться и поддерживаться организацией и носитель, который ее содержит. Причем документированная информация может быть любого формата и на любом носителе, может быть получена из любого источника, может относиться к системе менеджмента, включая соответствующие процессы, к информации, созданной для функционирования организации (документация), и к свидетельствам достигнутых результатов.
Производственная среда по ИСО 9001:2015 является средой для функционирования процессов, а оборудование для мониторинга и измерений - ресурсами для мониторинга и измерений.
Одной из составляющих организации является еще одно новое понятие - «Заинтересованная сторона» - это лицо или организация которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних, т.е. физическое/юридическое лицо, имеющее определенные интересы, связанные с организацией. Это могут быть владельцы, работники в организации, клиенты, поставщики, акционеры, партнеры, государство и другие стороны.
Новый термин «Знания организации» расширяет понятия компетентности и осведомленности персонала, встречающиеся в предыдущих версиях стандарта. Организация должна определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и для достижения соответствия продукции и услуг. Эти знания должны поддерживаться на соответствующем уровне и быть доступными в необходимом объеме. Знания могут распределяться между компетентным персоналом и физическими/электронными носителями информации по усмотрению руководства организации.
Ряд терминов и понятий в версии 2015 года отсутствуют или из статуса директивных перешли в статус рекомендательных.
408
Требование разработки организацией «Руководства по качеству» в новой версии не является обязательным. Более не актуально и требование «Шесть обязательных документированных процедур» для управления качеством. Эти нормы признаны устаревшими, однако организации вправе продолжать применять их на свое усмотрение;
В разд. 4.3, определяющем области применения, больше нет понятия «исключение» - теперь организации самостоятельно могут решить, какие элементы к ним неприменимы, при условии, что качество товаров и услуг не пострадает: Если любое требование настоящего международного стандарта не может быть применено, это не должно влиять на способность организации гарантировать соответствие продукции и услуг.
В версии 2015 упразднен термин «предупреждающие меры» вместе с соответствующим разделом. Предупреждающие процедуры становятся частью процесса управления рисками.
Снимается требование назначать Представителей менеджмента по качеству. Теперь руководство должно быть вовлечено в управление качеством напрямую, каждый высший руководитель лично будет отвечать за результаты своей деятельности в СМК. В новой версии стандарта добавлены требования по ответственности руководителей организации за стратегические вопросы системы качества.
4. Среда организации (введены 2 новых раздела, связанных с контекстом организации: 4.1 - Понимание организации и ее контекста, 4.2 -Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также более четко прописана роль процессного подхода).
5. Лидерство (в новой версии усилены и акцентированы требования к лидерству, политике в области качества, документированию ответственности).
6. Планирование (введен новый блок требований: Раздел 6.1 Действия в отношении на рисков и возможностей, согласно которому организации необходимо создать документированный план реагирования на риски).
7. Средства обеспечения (ресурсы, инфраструктура, компетенции, осведомленность персонала, управление взаимодействиями, документированная информация);
8. Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг (планирование и управление процессами, разработка, выпуск, контроль, планирование изменений, внешнее обеспечение, устранение несоответствий);
9. Оценка результатов деятельности (мониторинг, измерение, анализ, оценка деятельности организации и удовлетворенности потребителей, внутренний аудит, анализ со стороны руководства);
10. Улучшение (непрерывное улучшение продуктов/услуг, выявление несоответствий и корректирующие действия).
Для внедрения стандарта ИСО 9001:2015, учитывая возможные сложности, предусмотрен трехлетний срок, но уже сейчас предполагается, что изменения, внесенные в новую версию, позволят создать стабильный набор неизменных требований на ближайшие десять лет.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2012. 40 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015. 22 с.
3. Козлов П.М. ИСО 9001:2015. Пояснения. Интерпретация требований. Рекомендации по внедрению. М.: KPMS, 2016. 34 с.
4. ГОСТ Р ИСО 9001:2015 как основа системы менеджмента бизнеса в целом / И.Э. Аверьянова, Е.В. Плахотникова, С.П. Судаков, М.С. Молчанова // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2016. Вып. 9. С. 284-290.
Молчанова Мария Сергеевна, магистр, averjnova75 7@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
NEW STRUCTURE AND TERMS OF ISO 9001:2015 M.S. Molchanova
The changes, which had been put into the new version of ISO 9001:2015 Standard compared to the version of ISO 9001:2008, new structure, differences in terminology are considered.
Key words: Quality Management System, terms and principles of quality management, process approach, terms and definitions.
Molchanova Maria Sergeevna, magister, averjnova75 7@ mail. ru, Russia, Tula, Tula State University