Научная статья на тему 'Основные положения и понятия систем менеджмента качества: новый национальный стандарт'

Основные положения и понятия систем менеджмента качества: новый национальный стандарт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / ПРИНЦИП / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ТЕРМИНОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / STANDARD / PRINCIPLE / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / TERMINOLOGY / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баурина Светлана Борисовна

Данная статья посвящена новой версии национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Автор конкретизирует цель и назначение стандарта. Описываются современные принципы управления качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROVISIONS AND CONCEPTS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS: A NEW NATIONAL STANDARD

This article focuses on the new version of the national standard GOST R ISO 9000-2015. “The quality management System. Basic provisions and vocabulary”. The author specifies the functions and purpose of the standard. Describe modern quality management principles.

Текст научной работы на тему «Основные положения и понятия систем менеджмента качества: новый национальный стандарт»

http://www. bulletennauki. com

УДК 006.034

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: НОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

THE MAIN PROVISIONS AND CONCEPTS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS: A NEW NATIONAL STANDARD

©Баурина С. Б.

канд. экон. наук

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

г. Москва, Россия baurinaaa@yandex. ru ©Baurina S.

PhD

Plekhanov Russian University of Economics

Moscow, Russia baurinaaa@yandex. ru

Аннотация. Данная статья посвящена новой версии национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Автор конкретизирует цель и назначение стандарта. Описываются современные принципы управления качеством.

Abstract. This article focuses on the new version of the national standard GOST R ISO 9000-2015. "The quality management System. Basic provisions and vocabulary". The author specifies the functions and purpose of the standard. Describe modern quality management principles.

Ключевые слова: стандарт, принцип, система менеджмента качества, терминология, организация.

Keywords: standard, principle, quality management system, terminology, organization.

С 01.11.2015 г. в России вступил в силу стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2015 г. №1390-ст).

Стандарт подготовлен ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» и внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента». Данный стандарт идентичен международному стандарту КО 9000:2015 «Quality management systems — Fundamentals and vocabulary».

ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» содержит основные понятия, принципы и терминологию систем менеджмента качества (СМК), а также основу для других стандартов на системы менеджмента качества. Данный стандарт призван помочь в понимании основных понятий, принципов и терминологии менеджмента качества для того, чтобы более результативно и эффективно внедрить систему

http://www. bulletennauki. com

менеджмента качества, а также получить ценность от других стандартов на системы менеджмента качества [ 1].

ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» состоит из 3 разделов: Область применения; Основные понятия и принципы менеджмента качества; Термины и определения.

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 представляет четко определенную систему менеджмента качества на основе структуры, которая объединяет установленные основные понятия, принципы, процессы и ресурсы в отношении качества, чтобы оказать помощь организациям в реализации их целей. Стандарт применим ко всем организациям, независимо от размера, сложности или бизнес-модели [2, с. 53].

Цель стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2015 направлена на повышение осведомленности организации об ее обязательствах и приверженности удовлетворению потребностей и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, а также достижению удовлетворенности ее продукцией и услугами [1].

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» изложены семь принципов менеджмента качества: ориентация на потребителей; лидерство; взаимодействие работников; процессный подход; улучшение; принятие решений, основанное на свидетельствах; менеджмент взаимоотношений. Для каждого принципа менеджмента качества приведены «формулировка», описывающая принцип, «обоснование», объясняющее, почему организация должна придерживаться принципа, «основные преимущества», относящиеся к принципу, и «возможные действия», которые организация может предпринять при применении принципа.

Основные понятия и принципы менеджмента качества приемлемы для: -организаций, стремящихся к устойчивому успеху посредством внедрения системы менеджмента качества и улучшению взаимодействия через понимание терминологии менеджмента качества; которые стремятся к уверенности в своей цепочке поставок и в том, что их требования к продукции/услугам будут выполнены поставщиками; проводящими оценку соответствия требованиям ИСО 9001 [3, с. 8];

-потребителей, которые хотят быть уверенными в способности организации постоянно поставлять продукцию и услуги, соответствующие их требованиям;

-поставщиков, проводящих обучение, оценку или консультирование в области менеджмента качества;

-разработчиков соответствующих стандартов.

Понятия и принципы менеджмента качества, описанные в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015, предоставляют возможность организации отвечать сегодня на современные вызовы окружающей среды, которая характеризуется ускоренными изменениями, глобализацией рынков и появлением знаний в качестве основного ресурса. Влияние качества выходит за рамки удовлетворенности потребителя: оно может также иметь непосредственное влияние на репутацию организации [4, с. 7].

Список литературы:

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения 06.03.2016).

2. Баурина С. Б. Управление документацией в системе менеджмента качества предприятия // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2013. №2(3). С. 53-57.

http://www. bulletennauki. com

3. Баурина С. Б. Стандартизация и качество медицинской техники и аппаратуры // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2014. №2. С. 8-12.

4. Баурина С. Б. Методология использования технологии бенчмаркинга // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2015. №1. С. 5-8. Режим доступа: http://media.wix.com/ugd/e90588_05014600e6c94a518d41d3a1dcbf7e3e.pdf (дата обращения 06.03.2016).

References:

1. GOST R ISO 9000-2015. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar' [The quality management System. Basic provisions and dictionary]. Elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii [Electronic fund legal and normative-technical documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200124393, accessed 06.03.2016.

2. Baurina S. B. Management documentation in the quality management system of the enterprise. Scientific research and development, Economics of the firm, 2013, no. 2(3), pp. 53-57.

3. Baurina S. B. Standardization and quality of medical equipment and instruments // Scientific research and development. Economics of the firm, 2014, no. 2. pp. 8-12.

4. Baurina S. B. Methodology for the use of benchmarking technology. Bulletin of science and practice, Electronic journal, 2015, no. 1. pp. 5-8. Available at:

http://media.wix.com/ugd/e90588_05014600e6c94a518d41d3a1dcbf7e3e.pdf, accessed 06.03.2016.

Работа поступила в редакцию Принята к публикации

18.01.2016 г. 21.01.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.