Научная статья на тему 'Требования к персоналу на разных стадиях жизненного цикла гостиничной и туристической услуги'

Требования к персоналу на разных стадиях жизненного цикла гостиничной и туристической услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ В ТУРИЗМЕ И ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ / СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушаков Р. Н.

Подбор персонала, умеющего работать с клиентами, одна из первоочередных забот руководителей туристских фирм. Обычно решать ее начинают за несколько месяцев до начала сезона, чтобы дать новичку время освоиться и определить его профессиональную пригодность. На данный момент в некоторых компаниях подготовка к борьбе за талантливых менеджеров находится в начальной стадии развития, но и это даст неплохие результаты для последующего десятилетия. Немногое видно на сегодняшний день, чтобы можно было решить завтрашние проблемы в управлении человеческими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к персоналу на разных стадиях жизненного цикла гостиничной и туристической услуги»

регионального компонента лежит принцип системности и целостности, который обеспечивает формирование и реализацию интегративного регионального модуля на всех уровнях: метапредметном, предметном, учебного материала, педагогической

действительности, уровне обретения личностных смыслов.

Реализация концепции целостности содержания образования на уровне учебного материала осуществляется созданием условий для культурологических обобщений в рамках предметной образовательной области за счёт выхода в более широкий культурный контекст, позволяющий актуализировать метапредметные содержательные связи и отношения, на базе которых строятся образовательные ситуации, способствующие поиску, выбору, принятию, обретению личностных смыслов. Содержание изучаемого материала обращено к субъектно-ценностным свойствам знаний, так как востребует комплекс личностно-значимых ценностей: духовность, культурную идентичность,

способность к творчеству; гражданственность, свободу, ответственность, социализированность не только в качестве знаний об этих категориях, но и за счёт включения в их содержание оснований для личностно мотивированного информационноэнергетического обмена: открытости, дополнительности, диалогичности.

Литература

1. Бондаревская Е.В., Борисенков В.П., Греков А.А. Развитие образования в Южном федеральном округе // Педагогика, № 3, 2003. — С. 70—73.

2. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика, № 10, 2002. — С. 93—96.

3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266- I «Об образовании».

4. Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002.

5. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня, № 5, 2005. С. 14—20.

6. Каган М.С. Философия культуры. СПб. ТОО ТК «Петрополис», 1996.

УДК 658.3

Требования к персоналу на разных стадиях жизненного цикла гостиничной и туристической услуги

Р.Н. Ушаков,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Подбор персонала, умеющего работать с клиентами, - одна из первоочередных забот руководителей туристских фирм. Обычно решать ее начинают за несколько месяцев до начала сезона, чтобы дать новичку время освоиться и определить его профессиональную пригодность.

На данный момент в некоторых компаниях подготовка к борьбе за талантливых менеджеров находится в начальной стадии развития, но и это даст неплохие результаты для последующего десятилетия. Немногое видно на сегодняшний день, чтобы можно было решить завтрашние проблемы в управлении человеческими ресурсами.

Ключевые слова: Требования к персоналу в туризме и гостиничном бизнесе, стадии жизненного цикла предприятия

Многие компании тщательно планируют доходную и расходную части бюджета на пять лет вперед, но не задумываются при этом о кадрах, которые необходимы для квалифицированного составления и исполнения этого бюджета. Таким образом, создание нового рынка, строительство новых гостиниц, создание туристских фирм и даже сам по себе рост требуют планирования привлекаемого персонала, как и составления финансовых программ.

Так, если ожидается открытие новой гостиницы, которая окупит себя через три года, то система планирования призвана детально разработать ежечасовую потребность в служащих, необходимых для производства и предоставления гостиничных услуг. Такой прогноз, в свою очередь, обеспечивает основу так называемой стратегической кадровой политики компании. Поскольку кадровый бюджет составляет неотъемлемую часть финансового планирования, то вполне возможно прогнозировать количество и виды должностей, которые будут заполнены на многие годы вперед во всех сферах работы компании. Это и есть практическое средство предварительного набора кадров извне или роста своих кадров [5].

На стадии зарождения требования к персоналу можно представить следующим образом [3, с. 45].

Подбор персонала, умеющего работать с клиентами, — одна из первоочередных забот руководителей туристских фирм. Обычно решать ее начинают за несколько месяцев до начала сезона, чтобы дать новичкам время освоиться и определить его профессиональную пригодность.

Туристская фирма, имеющая вакансию, может искать нужного человека различными способами: во-первых, обратиться к знакомым; во-вторых, перекупить "профессионала" у другой фирмы (обычно предметом торга становятся руководящие должности).

И, наконец, остается наиболее цивилизованный путь: подбор персонала через специальные агентства или биржи труда. Наличие у кандидата специального образования повышает шансы получить желаемое место. Но пока в российском туризме главный критерий отбора — практика.

Есть ли какие-нибудь нестандартные критерии отбора для желающих работать в туристской фирме? Да, есть. При равных условиях шансы устроиться на работу в туристскую фирму выше у женщин, причем предпочтение отдается женщинам в возрасте 30—35 лет. Тот факт, что работодатели предпочитают женский пол, имеет логическое объяснение: клиент — это все равно что дорогой гость, а прием гостей — женская стихия. Указанная возрастная группа имеет достаточно жизненного опыта, чтобы действовать самостоятельно и не беспокоить шефа по любой нестандартной ситуации. К этому добавляется чувство ответственности за порученное дело, аккуратность и исполнительность. Юношеский максимализм — "все или ничего" — уже в прошлом, взамен приходит трезвая оценка собственных возможностей, и поэтому небольшая стартовая зарплата воспринимается с пониманием, а сохранившиеся на достаточно высоком уровне способности и желание обучаться позволяют надеяться на карьерный рост.

Другая составная часть, нередко отсутствующая у работников компании, — владение искусством управления индивидуальными качествами работника. Сколько работников, выполняющих свои обязанности или несущих ответственность на определенном уровне, продвигаются по службе? И согласно каким стандартам?

На примере нескольких туристских фирм города Москвы можно выделить следующие проблемы.

1. Частая сменяемость

• туристских агентов (до 1 года);

• туристских операторов (1—2 года);

• руководителей структурных подразделений туристских фирм (отдела реализации, отдела продаж, отдела транспортного обеспечения). Основной причиной является низкий уровень заработной платы по сравнению с рыночным.

2. Сокращение численности персонала.

3. Низкая возможность проявления индивидуальных способностей для продвижения по службе.

4. Взаимоотношения в коллективе и др.

В данный момент в некоторых компаниях подготовка к борьбе за талантливых менеджеров находится в начальной стадии развития, но и это даст неплохие результаты для последующего десятилетия.

Есть три типа действий, которые компания может предпринять для уменьшения влияния борьбы за талантливых менеджеров.

1. Принятие мер для уменьшения будущей потребности в руководителях.

2. Выявление талантов у уже имеющихся сотрудников.

3. Поиск путей для увеличения поставки руководителей в будущем.

На стадии роста основное направление работы с персоналом можно охарактеризовать как поддержку квалифицированных специалистов. Талантливые руководители встречаются редко. Это одна из основных проблем компаний [1, с. 35].

Среди современных профессий роль менеджера коренным образом изменилась. Новая бизнес-модель предполагает динамику, изменение ориентиров и в качестве основной задачи ставит повышение прибыли в расчете на каждого участника. Все это должен обеспечить менеджер. В его профессиональные обязанности входят определение тенденций развития, знакомство со всем производственным процессом, со всеми службами, быстрая реакция на эволюционные изменения и высокая способность к обучению в меняющемся мире.

Для индустрии, в целом придерживающейся традиций, какой долгое время оставалась гостиничная индустрия, изменение роли менеджера не могло пройти безболезненно. Менеджер, прошедший подготовку в прежних условиях, как правило, не способен адекватно реагировать на происходящие изменения.

В сегодняшних условиях менеджер постоянно должен быть готов внести необходимые коррективы в намеченную стратегию управления, имея в виду, что основной результат его деятельности — повышение прибыли компании. Далеко не сразу новый менеджмент завоевал свои настоящие позиции.

Поскольку «цена» эффективности возмещает почти все затраты в борьбе за талантливых менеджеров, продвигающихся более успешно в иерархии должностей, компании экспериментируют в разных направлениях. Эти усилия приносят менеджерам дополнительные преимущества. Например, обед в зале для высшего руководства, ковер в кабинете, членство в престижном клубе, служебная машина и т. п.

На стадии зрелости требования к персоналу можно представить следующим образом:

1) уменьшение потребностей. Одно из самых значительных направлений планирования работающего персонала нацелено на снижение потребности в менеджерах. Оно имеет две взаимосвязанных формы: реорганизация бизнеса таким образом, чтобы свести к минимуму число работников, необходимых для эффективного менеджмента; изменение структуры должностных мест таким образом, чтобы увеличить индивидуальные обязанности менеджеров.

2) уменьшение числа менеджеров. Компании и даже целые субъекты туризма, которые процветали в течение длительного периода времени, доказывают, что закон Паркинсона - не обман. Классический пример этого наблюдался несколько лет назад, когда целый ряд крупных гостиничных цепей столкнулся с резким падением прибыли впервые за многие годы, и тогда было реорганизовано буквально тысячи рабочих мест. Хотя и менее наглядно, но многие другие компании, которые провели децентрализацию лет 10 тому назад, сейчас находятся в процессе, по крайней мере, частичной рецентрализации в целях понижения цен и более эффективного контроля над расходами и доходами [5].

По мере того, как компьютеры подталкивают процесс рецентрализации, осознание руководителями элементарного избытка кадров, похоже, становится во многих случаях стимулом их деятельности.

В связи с этим компании все интенсивнее изучают структуру своей организации. Основной акцент ставится на избавлении от непродуктивных видов деятельности, четком распределении должностных обязанностей и постоянном контроле над этим, разъяснении и упрощении отношений персонала по горизонтальным и вертикальным связям и т. п. На самом деле компания редко бывает неспособна определить границы реорганизации и реструктурирования и, таким образом, усилить свою конкурентоспособность.

3) Расширение должностных обязанностей.

Слишком много исполнительных работников в компаниях среднего уровня не наделены достаточным количеством должностных обязанностей для полной занятости. В

результате бумажная работа и общественная деятельность, так точно описанные в законе Паркинсона, все больше заполняют время, вызванное нехваткой настоящих обязанностей.

Одним из очень важных результатов уменьшения рабочих мест в связи с организационными изменениями является увеличение ответственности оставшихся должностных лиц. Нередко это производит чрезвычайно полезный эффект, придавая работе действительно ответственный характер и требуя от работников полной самоотдачи для ее выполнения.

Часто недооценивается еще один важный момент при ужесточении должностных обязанностей — сосредоточение полномочий по управлению компанией в руках меньшего числа руководителей. Относительный вклад каждого из них получает более четкое выражение. [2, с. 69].

На стадии упадка гостиничной услуги для возобновления интереса к отелю требования к персоналу можно представить следующим образом — децентрализация власти.

С общей точки зрения повышение квалификации талантливых работников может оказаться единственным необходимым шагом, который компания может предпринять в условиях нехватки кадров. Новая "порода" высококвалифицированных кадров будет с пониманием относиться к своей работе, включающей широкий круг обязанностей по подбору кадров, их обучению, организации и системе оплаты служащих на всех уровнях. От работника ожидают умения вести работу, чувствуя проблемы, планируя будущее, поддерживая экономическую политику своей компании, иначе говоря, он должен быть бизнесменом.

Активная работа с кадрами становится средством, с помощью которого руководство компанией гарантирует себе:

• управление занятым персоналом с учетом будущих потребностей;

• адекватность количества и качества вложенных средств;

• развитие личностного отношения к работе и создание необходимой базы для успешного развития функциональных навыков и умений с помощью рабочих заданий;

• процесс продвижения по службе, выдвигающий достаточно руководителей в целом ряде функциональных областей. В результате каждое вакантное место имеет несколько претендентов, конкурирующих между собой.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время сформирован комплекс требований к персоналу на разных стадиях жизненного цикла гостиничной и туристской услуги.

На стадии зарождения требования к персоналу можно представить следующим образом. Подбор персонала, умеющего работать с клиентами, — одна из первоочередных забот руководителей туристских фирм. Обычно решать ее начинают за несколько месяцев до начала сезона, чтобы дать новичку время освоиться и определить его профессиональную пригодность. При равных условиях шансы устроиться на работу в туристскую фирму выше у женщин, причем предпочтение отдается женщинам в возрасте 30-35 лет.

На стадии роста требования к персоналу можно представить следующим образом —поддержка квалифицированных специалистов. В сегодняшних условиях менеджер постоянно должен быть готов внести необходимые коррективы в намеченную стратегию управления, имея в виду, что основной результат его деятельности - повышение прибыли компании. Далеко не сразу новый менеджмент завоевал свои настоящие позиции.

На стадии зрелости требования к персоналу можно представить следующим образом:

1) уменьшение потребностей.

2) уменьшение числа менеджеров.

Компании все интенсивнее изучают структуру своей организации. Основной акцент ставится на избавлении от непродуктивных видов деятельности, четком распределении должностных обязанностей и постоянном контроле над этим, разъяснении и упрощении отношений персонала по горизонтальным и вертикальным связям и т. п. На самом деле компания редко бывает неспособна определить границы реорганизации и реструктурирования и, таким образом, усилить свою конкурентоспособность [4].

3) Расширение должностных обязанностей.

Слишком много исполнительных работников в компаниях среднего уровня не наделены достаточным количеством должностных обязанностей для полной занятости. В результате бумажная работа и общественная деятельность, так точно описанные в законе Паркинсона, все больше заполняют время, вызванное нехваткой настоящих обязанностей.

На стадии упадка гостиничной услуги для возобновления интереса к отелю требования к персоналу можно обозначить следующим образом — децентрализация власти. С общей точки зрения повышение квалификации талантливых работников может оказаться единственным необходимым шагом, который компания может предпринять в условиях нехватки кадров. Новая "порода" высококвалифицированных кадров будет с пониманием относиться к своей работе, включающей широкий круг обязанностей по подбору кадров, их обучению, организации и системе оплаты служащих на всех уровнях.

Литература

1. Гуртов и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2006.

2. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения, М., Перспектива, 2005.

3. Руденко Г.Г., Муртозаев Б.Ч. Формирование рынков труда. М. Экзамен, 2004.

4. http://msk.superiob.ru — поиск работы и персонала в Москве.

5. www.gaomoskva.ru — официальный сайт ГАО «Москва».

УДК 75.814(4)

Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров на предприятии

Л.А. Шарафутдинова, С. С. Коваленко, Тихоокеанский государственный экономический университет, г. Владивосток

Исследуются состояние кадрового потенциала предприятия, квалификационный состав работников, произведена оценка деловых и личностных качеств работников различных должностей, даны рекомендации по совершенствованию подготовки и повышению квалификации кадров на предприятии.

Ключевые слова: квалификационный уровень; деловые, личностные качества; критерии оценки; персонал.

Развитие ресторанного бизнеса г. Владивостока Приморского края тесно связано с туризмом. В настоящее время в г. Владивостоке имеется 7273 предприятий общественного питания различных типов, в том числе 1274 ресторана [1]. Человеческие ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия, определяют эффективность использования всех остальных материальных и нематериальных ресурсов. В этой связи большое значение приобретает повышение эффективности использования трудового потенциала предприятия. Рассмотрим это на примере ресторана «Дел-мар». Общество с ограниченной ответственностью «Дел-мар», именуемое в дальнейшем «Общество» создано по решению его учредителя в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.