i rpämÖTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2020. Том 5. Выпуск 6. С. 811-815 | 2020. Volume 5. Issue 6. P. 811-815
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Требования к организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку согласно модели «Перевернутый класс»
Тимкина Ю. Ю.
Аннотация. Целью исследования является обоснование требований к организации самостоятельной работы в модели «Перевернутый класс» в системе уровневого обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза. В статье проанализированы проблемы организации самостоятельной работы в рамках модели «Перевернутый класс». Научная новизна состоит в теоретическом обосновании требований к самостоятельной работе при обучении иностранному языку в модели «Перевернутый класс»: установление минимальных и максимальных рамок содержания работы, планирование результата, определение критериев оценки достижений, вариативность обучения, подготовка обучающихся к использованию образовательных информационных технологий. В результате организация самостоятельной работы на основе сформулированных требований способствует применению модели «Перевернутый класс» в практике обучения иностранным языкам в вузе, что нацелено на повышение качества иноязычной подготовки в неязыковом вузе.
EN
Requirements for Organizing Students' Autonomous Work When Teaching Foreign Language Using Flipped Classroom Model
Timkina Y. Y.
Abstract. The research objective is to justify requirements for organizing non-linguistic students' autonomous work when teaching a foreign language using the flipped classroom model. The paper analyses problems of organizing students' autonomous work on the basis of the flipped classroom model. Scientific originality of the study involves theoretical justification of requirements for organizing students' autonomous work when teaching a foreign language using the flipped classroom model: establishing study load limits, setting academic targets, developing assessment criteria, applying multi-level teaching strategies, introducing information educational technologies. The research findings are as follows: the author proves that the flipped classroom model can be efficiently used to improve quality of foreign-language education at non-linguistic higher school.
Введение
Актуальность темы исследования. Реагируя на изменения современного общества, запросы личности в подготовке к будущей профессиональной деятельности, система высшего образования обновляет методические позиции по организации образовательного процесса. Пересмотру подвергаются цели и методы подготовки, внедряются новые модели обучения. Одной из таких моделей является методическая система «Перевернутый класс» (flipped classroom), разработанная в начале XXI века американскими преподавателями А. Самс и Дж. Бергманн в русле технологии смешанного обучения. Включение в образовательный процесс информационных технологий способствовало изменению традиционный системы обучения в направлении рационального использования времени и ресурсов обучения [15].
Модель «Перевернутый класс» представляет собой методическую систему обучения, суть которой заключается в том, что интеграция информационных технологий в самостоятельную работу создает условия для самостоятельного усвоения учебного материала, при этом в аудиторной контактной работе обучающихся с преподавателем освобождается время, которое используется для обобщения, закрепления материала и корректировки результата [3]. Отличительными чертами данной системы является содержание организационно-процессуально компонента, включающего активные методы обучения в аудиторной работе
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200154
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
и использование информационных технологий в самостоятельной работе как средств предъявления, тренировки и закрепления нового учебного материала - видеолекции, цифровые учебно-методические комплексы, открытые образовательные курсы [8]. Информационные технологии обеспечивают доступность и гибкость образования за счет технической возможности обучаться с помощью личных устройств в любое время и в любом месте [6].
При овладении студентами профессионально ориентированным иностранным языком модель «Перевернутый класс» предоставляет возможность индивидуализации образования в самостоятельной работе обучающихся - необходимого условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов разноуровневых групп (от начинающих изучать определенный иностранный язык до уровня выпускников языковых школ) неязыкового вуза. Внедрение модели «Перевернутый класс» в процесс обучения иностранному языку предполагает выполнение определенных требований к организации самостоятельной работы, реализующей индивидуальное развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
Задачи исследования:
- изучить особенности организации самостоятельной и аудиторной работы по модели «Перевернутый класс» при обучении иностранному языку в неязыковом вузе;
- определить на основе теоретических положений требования к организации самостоятельной работы;
- проверить эффективность самостоятельной работы, проектируемой в соответствии с определенными требованиями согласно модели «Перевернутый класс».
Методы исследования включают: теоретические методы - теоретический анализ педагогических трудов, посвященных модели «Перевернутый класс» при обучении иностранным языкам, обобщение и интерпретация результатов анализа; эмпирические методы исследования - педагогическое наблюдение за выполнением индивидуальной самостоятельной работы, экспертная оценка результатов самостоятельной работы, обобщение педагогического опыта.
Теоретическая база исследования: педагогические и методические работы отечественных исследователей модели «Перевернутый класс» в обучении иностранным языкам (Е. В. Вульфович [3], Е. В. Думина [4], М. В. Юрина, Ю. В. Лопухова [10], Е. В. Ерофеева, О. Л. Соколова [15]), труды ученых, посвященные вопросам применения интерактивных технологий в образовательном процессе (С. В. Еловская [5], М. Г. Минин, О. И. Шайкина [6], А. В. Подстрахова [7]); работы зарубежных ученых, исследовавших особенности применения модели в образовании (И. Т. Авиди, М. Пэйнтер [12], Э. Каби [14]).
Практическая значимость исследования состоит в том, что установленные требования к организации самостоятельной работы в модели «Перевернутый класс» могут применяться в практике обучения иностранным языкам в вузе, что нацелено на повышение качества иноязычной подготовки.
Особенности организации самостоятельной и аудиторной работы согласно модели «Перевернутый класс»
Анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований, посвященных вопросам организации образовательного процесса в русле модели «Перевернутый класс» в системах отечественного высшего образования [1; 9; 11] и за рубежом [12; 14; 15], показывает, что эффективность применения модели «Перевернутый класс» обусловлена обновлением методических позиций к проектированию самостоятельной и аудиторной контактной работе. Эффективность применения модели «Перевернутый класс» заключается в повышении уровня академических достижений студентов, обусловленного вовлеченностью обучающихся в самообразовательный процесс и высоким уровнем мотивации за счет применения современных технологий [15].
Исследователи применения модели «Перевернутый класс» в иноязычной подготовке студентов отмечают необходимость отбора соответствующих методов и средств аудиторной и самостоятельной работы [4; 10; 16]. Самостоятельная работа на этапе подготовки к аудиторному занятию должна включать освоение лексического и грамматического материала, тренировку в виде выполнения условно речевых и речевых упражнений в различных видах речевой деятельности, обеспечивающих контроль освоения и обратную связь [9], что возможно реализовать в виде электронных учебных материалов [5; 13]. На этапе повторения, закрепления и обобщения значимым является применение образовательных технологий, включая мобильные технологии, позволяющих осуществлять поиск необходимых иноязычных источников и презентацию результатов поиска, переработки и создания собственного образовательного продукта [7]. Аудиторная работа призвана выполнять функции активизации иноязычных навыков в условиях квазипрофессиональных ситуаций, создающих контекст коммуникации. Коммуникативная ситуация способствует развитию темы общения: обсуждению, высказыванию отношения к теме, высказыванию аргументов за и против, обобщению, что также способствует развитию социальных навыков [2].
Таким образом, организация самостоятельной и аудиторной работы в модели «Перевернутый класс» предполагает тщательное планирование содержания коммуникативных ситуаций, проектирование пошаговой подготовительной работы к участию в ситуации, разработку оценки достижений обучающихся, включающую объем и качество подготовительной работы. Необходимость демонстрации студентам целесообразности каждого вида работ, предоставление подробных инструкций выполнения самостоятельной работы обеспечивают осознанность овладения иностранным языком, способствуют развитию навыков лингвосамообразования.
Требования к организации самостоятельной работы согласно модели «Перевернутый класс»
С целью организации самостоятельной работы обучающихся, способствующей овладению, тренировке нового учебного материала, представляется значимым на основе общедидактических принципов иноязычной подготовки установить требования к организации работы.
1. В условиях много- (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура) и разноуровневой (различный уровень владения иностранным языком обучающихся) иноязычной подготовки в вузе проектирование самостоятельной работы должно осуществляться с опорой на общедидактический принцип «посильности» выполняемых работ.
Установление минимальных и максимальных рамок самостоятельной работы призвано обеспечить подготовку к аудиторной работе на достаточном уровне для участия в квазипрофессиональной ситуации и решения задач. На минимальном уровне самостоятельная работа включает: понимание общего содержания иноязычной квазипрофессиональной ситуации, владение способами решения коммуникативной задачи, применение иноязычных умений для высказывания отношения к ситуации. К данным умениям возможно отнести понимание основных значений частоупотребимых профессионально ориентированных слов и словосочетаний в определённой ситуации, умения строить простые предложения, извлекать из письменного или аудио-текста основное содержание.
Максимальные рамки самостоятельной работы охватывают содержание иноязычной подготовки, удовлетворяющее познавательным потребностям обучающихся, включают дополнительные варианты, позволяющие расширить языковой запас и знания в области профессиональной подготовки, способствующие реализации лингвосамообразования. Иноязычные умения в максимальных рамках включают использование синонимов, антонимов, фразовых глаголов для перефразирования содержания ситуации общения, понимание содержания на детальном уровне, использование аргументов из дополнительных источников, использование в речи сложных предложений, способствующих уточнению, пояснению, доказательству высказываний.
2. Выполнение самостоятельной работы реализуется при установлении конкретной цели, представлении обучающимися планируемого результата и способов достижения. Данная закономерность образовательного процесса отражается в общедидактическом принципе «сознательности», осуществляется предварительным установлением критериев оценки образовательных достижений студентов. Заранее установленные критерии оценки достижений включают описание планируемого результата, конкретизируют характеристики образовательного продукта, демонстрируют направления самостоятельной деятельности и примерный объем работ. Заранее предъявляемые критерии оценки результата направлены на осознание цели работы, понимание способов достижения, что способствует внутренней и внешней мотивации к овладению иностранным языком.
3. Принцип «доступности» осуществляется опорой на учет индивидуальных особенностей обучающихся: актуальный уровень владения иностранным языком, когнитивные особенности обучения, познавательные потребности. К требованию организации самостоятельной работы относится необходимость проектирования разноуровневых вариантов работы.
Вариативность в виде предоставления студентам возможности выбора образовательного варианта, отвечающего индивидуальным особенностям, позволяет обеспечить выполнение работ и решение практических задач самостоятельной работы. Различные варианты проектируются с целью подготовки к аудиторной работе и участию в квазипрофессиональной ситуации, при этом содержание и методы работы в рамках минимальной и максимальной частей содержания различаются в соответствии с индивидуальными потребностями студентов.
Методы вариативной самостоятельной работы могут включать: условно речевые автоматизированные упражнения мультимедийного учебника; работу с электронными словарями, справочниками, энциклопедиями, корпусами иностранного языка; выполнение лексико-грамматического веб-квеста или квеста по поиску информации ценностно-смыслового содержания; изучение онлайн-курсов; поиск технических данных или документации, регламентирующих профессиональную деятельность за рубежом, проведение сравнения, анализ результатов, формулировку собственных предложений.
4. Технологизация самостоятельной работы в модели «Перевернутый класс» опирается на готовность студентов использовать информационные технологии. Готовность к использованию образовательных информационных технологий достигается путем предоставления информации об используемых технологиях, установления преимуществ определенных технологий в образовательных целях. Пошаговые инструкции по использованию технологий, например, мультимедийного учебного пособия, рекомендации по безопасному пользованию сетью Интернет и проверке достоверности информации на различных сайтах способствуют активному и осознанному применению информационных технологий в самостоятельной работе.
Результаты организации самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями модели обучения «Перевернутый класс»
Выполнение сформулированных требований к организации самостоятельной работы в рамках модели «Перевернутый класс» при обучении иностранным языкам в Пермском аграрно-технологическом университете
позволило вовлечь студентов в выполнение самостоятельной работы. Анализ результатов опытного обучения показал возможность организации разноуровневых вариативных работ, повышение активности студентов при выполнении вариантов самостоятельной работы, отвечающих потребностям обучающихся. Проектирование вариантов самостоятельной работы в установленных минимальных и максимальных рамках позволило учесть индивидуальные особенности студентов, создать условия для посильной, осознанной и доступной работы с использованием информационных технологий, что обусловило эффективность самостоятельной работы по овладению иностранным языком.
Заключение
В соответствии с задачами исследования были изучены особенности организации самостоятельной и аудиторной работы в модели «Перевернутый класс» при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. На основе теоретических положений реализации общедидактических принципов к организации образовательного процесса были определены основные требования к организации самостоятельной работы: установление минимальных и максимальных рамок, определение критериев оценки образовательного результата, вариативность, подготовка обучающихся к использованию образовательных информационных технологий. Проверка организации самостоятельной работы в модели «Перевернутый класс», проектируемой в соответствии с установленными требованиями, подтвердила эффективность, заключающуюся в повышении качества обучения иностранному языку в вузе.
Список источников
1. Абубакарова Е. В. Использование технологии «Перевернутый класс» в учебном процессе по иностранному языку в неязыковом вузе // Язык. Культура. Образование. 2017. № 2. С. 102-106.
2. Ариян М. А., Вадеева Т. Е. Развитие личности взрослых обучающихся средствами иностранного языка: цели и пути реализации // Язык и культура. 2019. № 46. С. 184-202.
3. Вульфович Е. В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевёрнутый класс» // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 88-95.
4. Думина E. В. Образовательный потенциал педагогической модели «Перевернутый класс» в условиях иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 17 (815). С. 26-35.
5. Еловская С. В. Использование интерактивных образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2018. Т. 23. № 176. С. 39-45.
6. Минин М. Г., Шайкина О. И. Интенсификация процесса обучения иностранному языку с использованием BYOD-технологии // Язык и культура. 2018. № 44. С. 267-278.
7. Подстрахова А. В. Преподавание иностранных языков в нефилологическом вузе: возможности и ограничения в применении мобильных технологий // Глобальный научный потенциал. 2020. № 3 (108). С. 41-43.
8. Сю В. Модель обучения «Перевернутый класс» при изучении иностранного языка // Global and Regional Research. 2019. Т. 1. № 4. С. 303-307.
9. Цытович М. В., Бороненко Г. Ф., Якушева О. В. Использование технологии перевернутого класса на разных ступенях высшего образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 3. С. 21-32.
10. Юрина М. В., Лопухова Ю. В. Применение инновационной технологии «Перевернутый класс» при обучении иностранному языку в техническом вузе // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 262-266.
11. Ярославова Е. Н., Колегова И. А., Ставцева И. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов в рамках смешанного обучения (модель «Перевернутый класс») // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 399-412.
12. Awidi I. T., Paynter M. The impact of a flipped classroom approach on student learning experience // Computers & Education. 2019. Vol. 128. Р. 269-283.
13. Bykonia O. P. et al. Teaching Business English to Future Economists Using a Multimedia Textbook // International Journal of Higher Education. 2019. Vol. 8. № 4. Р. 115-123.
14. Cabi E. The impact of the flipped classroom model on students' academic achievement // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2018. Vol. 19. № 3. Р. 202-221.
15. Erofeeva E. V., Sokolova O. L. The flipped classroom in foreign language teaching: didactic principles and analysis of experience // Philological Class. 2018. № 4 (54). Р. 72-77.
16. Filiz S., Benzet A. A content analysis of the studies on the use of flipped classrooms in foreign language education // World Journal of Education. 2018. Vol. 8. № 4. Р. 72-86.
Информация об авторах | Author information
RU
Тимкина Юлия Юрьевна1, к. пед. н., доц.
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова
EN
Timkina Yuliya Yurevna1, PhD
1 Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 30.09.2020; опубликовано (published): 30.12.2020.
Ключевые слова (keywords): модель «Перевернутый класс»; уровневое обучение иностранному языку; самостоятельная работа; неязыковой вуз; flipped classroom model; multi-level foreign language teaching; autonomous work; non-linguistic higher school.