7. Shvetsov, A.V., Sinaisky, M.M. and Paskin, G.N. (2007), "Results of long-term longitudinal studies of physical performance and the coefficient of coordination of athletes", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 41-42.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2018
УДК 796.925
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В
ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА И ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ
Анна Ивановна Попова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Евгеньевич Ардашев, кандидат медицинских наук, доцент, Анна Николаевна Белёва, магистрант, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»)
Аннотация
В настоящей статье представлены результаты теоретического исследования основных требований к контролю подготовленности спортсменов. Выявлены нормативные, организационно-педагогические, методические, метрологические и коммуникационные требования к контролю в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье. Результаты исследования дополняют представление о комплексном контроле и могут быть использованы в теории различных видов спорта.
Ключевые слова: прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, требования, контроль, подготовленность спортсмена, алгоритм контроля.
REQUIREMENTS TO CONTROL OF READINESS OF ATHLETES IN SKI JUMPING
AND NORDIC COMBINED
Anna Ivanovna Popova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Evgenyevich Ardashev, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Anna Nikolaevna Belyova, the master student, Tchaikovsky State Institute of Physical Education
Annotation
Results of theoretical research of the main requirements to control of readiness of athletes are presented in the present article. Standard, organizational and pedagogical, methodical, metrological and communication requirements to control in ski jumping and Nordic combined are revealed. Results of research supplement the idea of complex control and can be used in the theory of different types of sport.
Keywords: ski jumping, Nordic combined, requirements, control, readiness of the athlete, control algorithm.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема оценивания подготовленности прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев связана, в первую очередь, с отсутствием на сегодняшний день единых подходов к подбору методов оценки, к процедуре ведения самого спортивного контроля, к методике анализа и интерпретации его результатов. Данный факт прослеживается как в требованиях нормативных документов (таких как Федеральный стандарт спортивной подготовки [1, 2]), так и в практике физкультурно-спортивных организаций России, что выявлено в раннее проведенных исследованиях [3].
В связи с этим, в рамках проведения научно-исследовательской работы «Разработка методики оценки подготовленности спортсменов в прыжках на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья» [4] авторами настоящего исследования была сделана попытка структурировать требования к контролю подготовленности спортсменов на примере прыжков на
лыжах с трамплина и лыжного двоеборья.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе результатов проведенного анализа и обобщения данных научно-методической литературы, документальных источников, бесед с участниками процесса спортивной подготовки лыжников-двоеборцев и прыгунов на лыжах с трамплина, а также обобщения опыта практической деятельности научно-методического отдела Федерального центра спортивной подготовки по зимним видам спорта «Снежинка имени А.А. Данилова» был выявлен ряд требований и алгоритм проведения контроля подготовленности спортсменов.
Основным документом, регламентирующим требования к подготовке спортсменов, является Приказ Министерства спорта России от 30 октября 2015 г. №999 [5]. В соответствии с ним тестирование и контроль являются формами спортивной подготовки и должны осуществляться комплексно. Кроме того, Приказом от 30 октября 2015 г. №999 [5] предусмотрены критерии оценки результатов деятельности физкультурно-спортивных организаций, которые необходимо учитывать при планировании контроля: уровень знаний, состояние здоровья, стабильность занятий и соревновательных стартов в целом и в отдельных спортивных дисциплинах (для лыжников-двоеборцев), динамика подготовленности, соблюдение тренировочных нагрузок на различных этапах подготовки.
По требованиям к подготовленности спортсменов текст Приказа Министерства спорта России от 30 октября 2015 г. №999 [5] ссылается на федеральные стандарты спортивной подготовки [1, 2], на основе которых физкультурно-спортивные организации разрабатывают собственные локальные нормативные документы и требования.
Однако действующими документами предусмотрены лишь требования к результатам ОФП и СФП и результатам спортивных соревнований. В содержании стандартов представлены лишь требования к физической подготовленности спортсменов и не учтены другие виды подготовленности. При этом, необходимые требования, не прописанные в федеральных стандартах, разрабатываются физкультурно-спортивными организациями самостоятельно и устанавливаются локальными нормативными актами.
Вместе с тем, как показывает практика, сами требования локальных нормативных актов значительно отличаются друг от друга в различных организациях. Это касается как перечня видов контроля, показателей и тестов, так и методик проведения процедур тестирования подготовленности спортсменов [3, 6]. Данный факт существенно затрудняет не только дальнейший анализ и сопоставление результатов, но препятствует проведению эффективного отбора перспективных спортсменов в сборные команды России.
Процесс контроля над подготовленностью спортсмена включает шесть этапов и каждый из них имеет свои особенности, учет которых и предопределяет набор требований. При этом, как показывает анализ научных и методических трудов М. А. Годик [7], В.В. Иванова [8], С.В. Начинской [9], при организации тестирования подготовленности спортсменов необходимо соблюдать ряд метрологических требований.
1 этап - определение ведущих показателей основных видов контроля (подготовленности спортсмена), в целом, и в каждом периоде подготовки годичного цикла, а также на этапах многолетней подготовки [10].
Перечень показателей контроля должен подбираться в соответствии с задачами этапа и периода подготовки. При этом важно обращать внимание на ведущие двигательные способности, определяющие результаты соревнований в прыжках на лыжах с трамплина или лыжном двоеборье.
2 этап - подбор средств и методов сбора информации контроля в соответствии с этапом подготовки.
Для осуществления различных видов тестирования (педагогического, нагрузочного, тестирования) методы и средства должны обеспечивать соблюдение основных требований, предъявляемых к тестам. Например, для оценки общей физической и психологической
подготовленности могут использоваться общепринятые тесты [9], но для оценки специальной физической и технико-тактической подготовленности каждый тест для оценки отдельного вида подготовленности должен отвечать требованиям надёжности и информативности [7, 8]. Антропометрические измерения спортсменов необходимо проводить в соответствии с Международным стандартом [11].
3 этап - процедура сбора информации о спортсмене с помощью подобранных средств и методов контроля - организация и проведение необходимых измерений и тестов, наблюдений (например, тестирования физических качеств и двигательных способностей).
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 г. сбор информации о спортсмене необходимо осуществлять только с его письменного согласия [12].
Контроль подготовленности спортсменов в системе спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье должен сопровождаться в рамках научно-методического обеспечения при взаимодействии всех лиц, участвующих в подготовке спортсменов (тренеров, врачей, психологов, методистов, представителей спортивных федераций и руководителей или уполномоченных представителей физкультурно-спортивной организации).
Перед началом исследования со всеми участниками измерений и тестирования должен быть проведён краткий инструктаж по технике безопасности и алгоритму сбора информации (проведений измерений и тестирования).
Основными документами контроля на каждом этапе подготовки являются: журналы тренера (контроль посещаемости и содержания занятий), протоколы ОФП и СФП (протоколы промежуточной аттестации), протоколы соревнований (учет результатов соревновательной деятельности спортсменов).
4 этап - обработка полученной информации, включая методику систематизации и хранения результатов контроля, подбор алгоритмов и методов оценки результатов контроля и выбор нормативных значений или разработку шкал оценки результатов контроля на основе метрологических характеристик.
Оценка результатов общепринятых тестов может проводиться по заранее разработанным и утвержденным шкалам (например, представленным в федеральном стандарте спортивной подготовки [1, 2], предложенными в комплексе ГТО [13] или обозначенными в программе по физическому воспитанию школьников [14] в соответствии с возрастной периодизацией).
Для оценки результатов самостоятельно разработанных тестов может быть использовано несколько подходов. Например, на основе принципа сравнения с эталоном для контроля технической подготовленности. В качестве эталона, как правило, принимаются характеристики соревновательного упражнения лидеров международных соревнований (1020 лучших в рейтинге). Принцип эталонизации подойдёт для оценки специальной физической подготовленности спортсменов [9].
Важным требованием к оценке результатов тестирования подготовленности спортсменов является использование методов математической статистики. Соблюдение метрологических требований при этом обеспечивается последовательным применением статистических методов: определение шкалы измерения, проверка выборки на однородность и нормальность распределения (при необходимости - «сжатие» исходного материала и его классификация), определение среднегрупповых показателей методом средних величин (может использоваться для разработки шкал оценивания), корреляционный анализ (для определения надежности, информативности тестов, а также подбора тестов оценки СФП), регрессионный анализ (для прогнозирования результатов) и др.
5 этап - процедура анализа и обобщения полученной информации, которая может быть дополнена выявлением закономерностей изменений показателей контроля, а также формулировкой заключения и рекомендаций по коррекции тренировочного процесса с
учетом результатов контроля [15].
6 этап - представление результатов анализа как правило осуществляется в виде сводных протоколов или заключений, где главным правилом их представления является обеспечение доступности и наглядности. Причём представление графического материала желательно строить с учётом требований инфографики [16, 17].
ВЫВОДЫ
Таким образом, среди основных требований к контролю подготовленности спортсменов в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье можно выделить следующие: нормативные (федеральные и локальные), организационно-педагогические (связанные с алгоритмом проведения контроля), методические (регламентирующие методики сбора информации о различных сторонах подготовленности спортсмена - тестирования), метрологические (обеспечивающие корректность подбора средств и методов (тестов), анализа и обработки результатов контроля) и коммуникационные (облегчающие визуальное восприятие результатов контроля).
Выявленные требования к контролю являются основой для дальнейшей разработки методики оценки подготовленности спортсменов и могут быть использованы в системе подготовки лыжников-двоеборцев и прыгунов на лыжах с трамплина. Кроме того, материалы исследования следует применять в системе среднего профессионального и высшего образования, связанное с подготовкой тренеров по лыжному двоеборью и прыжкам на лыжах с трамплина.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Минспорта России от 18.06.2013 № 394 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_150441/ (дата обращения: 28.08.2018).
2. Приказ Минспорта России от 19.01.2018 № 27 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лыжное двоеборье» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_290844/ (дата обращения: 08.09.2018).
3. Обоснование и разработка комплексной программы спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина : отчет о НИР (промежуточ.) / Чайковский институт физической культуры ; рук. Чумаков В.Н. ; исполн.: Ардашев А.Е. [и др.]. - М., 2015. - 129 с.
4. Государственное задание № 777-00021-18-00 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 года : утв. Министерством спорта Российской Федерации Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Чайковский государственный институт физической культуры» [Электронный ресурс] // URL : http://ssl.budgetplan.minfin.ru (дата обращения 10.09.2018).
5. Приказ Минспорта России от 30 октября 2015 г. №999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд российской федерации» // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71271262/ (дата обращения: 28.08.2018).
6. Обоснование и разработка комплексной программы спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина : отчет о НИР (промежуточ.) / Чайковский институт физической культуры ; рук. Чумаков В.Н.. ; исполн.: Ардашев А.Е. [и др.]. - М., 2016. - 116 с.
7. Годик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 192 с.
8. Иванов, В.В. Педагогические и метрологические основы теории и методики измерений в спорте : дис.... д-ра пед. наук / Иванов В.В. - М., 2000. - 246 с.
9. Начинская, С.В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Начинская. - М. : Академия, 2005. - 240 с.
10. Лисовский, А.Ф. Теория и практика педагогического контроля спортивной подготовленности горнолыжников : дис. ... д-ра пед. наук / Лисовский А.Ф. - Малаховка, 1997. - 390 с.
11. Norton, K. International Standards for Anthropometric Assessment / K. Norton. - South Australia : The University of South Australia, 2001. - 131 p.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения 26.05.2018).
13. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] //URL: https://www.gto.ru/ (дата обращения: 15.08.2018).
14. Физическая культура. 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А.А. Зданевича / сост. А. Каинов, Г. Курьерова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 172 с.
15. Талибов, А.Х. Индивидуализация тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высокой квалификации на основе комплексного контроля : дис. ... канд. пед. наук / Талибов А.Х. - Санкт-Петербург, 2005. - 180 с.
16. Кондратенко, О. А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления / О. А. Кондратенко // Научный диалог. - 2013. - № 9 (21) : Психология. Педагогика. - С. 92-99.
17. Сергеенко, А.А. Создание журналистских текстов в трансформирующейся среде массовой коммуникации : дис. ... канд. филол. наук / Сергеенко А.А. - М., 2011. - 198 с.
REFERENCES
1. Ministry of Sport of the Russian Federation (2013), "Federal standard of sports preparation by the form sport ski jumping" of 22.07.2013 № 29122, available at: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_150441/ (accessed: 28.08.2018).
2. Ministry of Sport of the Russian Federation (2018), "Federal standard of sports preparation by the form sport Nordic combined" of 19.01.2018 № 27, The order of the Ministry of Sport of the Russian Federation from About the approval of the federal standard of sports preparation by the form sport Nordic combined"'available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_290844 (accessed: 08.09.2018).
3. Chumakov, V.N., Ardashev A.E., Popova A.I., Arefiev A.N. (2015), Justification and development of the comprehensive program of sports preparation by the form sport ski jumping, Tchaikovsky State Institute of Physical Education.
4. Ministry of Sport of the Russian Federation (2018), State task № 777-00021-18-00 for 2018 and for planning period of 2019 and 2020 approved by the Ministry of Sport of the Russian Federation to Federal state-funded educational institution of the higher education "Tchaikovsky the state institute ofphys-ical culture", the Subsystem of budget planning of the state integrated information management system public finance "The electronic budget", available at: http://ssl.budgetplan.minfin.ru (accessed 10.09.2018).
5. Ministry of Sport of the Russian Federation (2018), "Requirements to ensuring preparation of a sports reserve for sports national teams of the Russian Federation" of 30.10.2015 №999, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71271262/ (accessed: 28.08.2018).
6. Chumakov, V.N., Ardashev A.E., Popova A.I., Zebzeev, V. V., Danilova A.V., Vetrov V. A. and, Arefiev A.N. (2016), Justification and development of the comprehensive program of sports preparation by the form sport ski jumping, Tchaikovsky State Institute of Physical Education.
7. Godik, М.А. (1982), Sports metrology, Physical culture and sport, Moscow.
8. Ivanov, V. V. (2000), Pedagogical and metrological bases of the theory and measurement technique in sport, dissertation, Moscow.
9. Nachinskaya, S.V. (2005), Sports metrology, Academy, Moscow.
10. Lisovsky A.F. (1997), Theory and practice ofpedagogical control of sports readiness of mountain skiers, dissertation, Malakhovka.
11. Norton, K. (2001), International Standards for Anthropometric Assessment, University of South Australia, South Australia.
12. The Federal law "About personal data" of27.07.2006№152-ФЗ (ed. of 31.12.2017), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (accessed: 26.05.2018).
13. All-Russian sports complex "It Is Ready to Work and Defense", available at: https://www.gto.ru/ (accessed: 15.08.2018).
14. Lyakh, V.I., Zdanevich, A.A. (2016), "Physical culture. 1-11 classes": comprehensive program of physical training of pupils, Teacher, Volgograd.
15. Talibov, A.Kh. (2005), Individualization of a training load of weight-lifters of high qualification on the basis of complex control, dissertation, St. Petersburg.
16. Kondratenko, O.A. (2013), "Infographic at school and higher education institution", Scientific dialogue, No. 9(21). pp. 92-99.
17. Sergeenko, A.A., (2011), Creation of journalistic texts in the transformed environment of mass communication, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2018