ф.
УНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
ТЕМА НОМЕРА
Требования к этапам жизненного' цикла
функциональных продуктов питания
О.В. Евдокимова, канд. техн. наук, доцент Орловский государственный технический университет
В последние десятилетия производство и потребление функциональных продуктов питания стало одним из приоритетных направлений в коррекции дефицита многих микронутриентов.
Накоплен большой опыт по разработке функциональных продуктов питания, запатентованы десятки способов производства отдельных видов, однако внедрение их на российский потребительский рынок ограничено и составляет не более 10%. Причины тому - отсутствие механизма продвижения нового товара и слабая заинтересованность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в выпуске функциональных продуктов питания.
Научные исследования в этой области направлены в основном на разработку функциональных продуктов, однако отсутствуют товароведно-техно-логические и маркетинговые подходы, требования к этапам жизненного цикла функциональных продуктов и разграничения видов деятельности специалистов, ответственных за жизненный цикл нового товара, поэтому необходимо комплексное участие специалистов.
Система разработки функциональных пищевых продуктов представляет совокупность методологических, организационных, материально-технических и других средств. Они позволяют на основе предвидения уровня неблагоприятных факторов внешней среды, тенденций нарушения пищевого статуса в отдельных регионах развития товарного рынка разработать программу действий в данной конкретной обстановке к созданию инновационных функциональных продуктов, обеспечению их производства и реализации с наименьшими затратами.
При разработке требований к жизненному циклу учитывали вид деятельности специалистов, с тем чтобы выяснить их долю участия в процессе разработки и продвижение функциональных продуктов на потребительский рынок.
В этой связи важную роль должны играть специалисты, владеющие комплексом знаний в данной области, в частности, товароведы в сфере произ-
водства, обращения и потребления сельхозсырья и продовольственных товаров (шифр специальности 080401).
Классическая концепция жизненного цикла товара исходит из того, что товар, какими бы исключительными свойствами он не обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим то-
варом. Поэтому очень важен прогноз жизненного цикла товара с учетом потребности покупателей, его уникальности, чтобы внести изменения в программы и планы предприятий, технологии производства.
Нами подготовлена методология разработки функциональных продуктов питания, их производства и продвижения на потребительский рынок. Она представляет комплекс операций, который можно сгруппировать по признакам - на товароведные, технологические и маркетинговые.
При многообразии различных точек зрения с позиции предмета исследования выявляли ряд требований, предъявляемых к современной системе разработки и внедрения функциональных продуктов питания.
Разработку функциональных продуктов питания на промышленных
Обоснование необходимости в создании и внедрении на
потребительский рынок функциональных продуктов
Планирование производства с учетом разработки следующих новых функциональных продуктов
Формирование коллектива, разрабатывающего научные
идеи в области функциональных продуктов питания
г:
Анализ экономической эффективности производства и реализации инноваций, планирование средств для ее модификации
Сбор и анализ информации о функциональных продуктах и ингредиентах
Анализ эффективности качества функциональных продуктов питания
Анализ сырья, функциональных ингредиентов
Освоение рынка и контроль за поведением нового товара на рынке
Разработка технологических режимов внесения функциональных ингредиентов
Активная реализация инноваций
Проектирование многокомпонентных рецептур
Ж
Разработка коммерческих мер по воздействию на потребительский спрос на функциональные продукты питания
Разработка показателей качества и их параметров
А
Координация посреднической и инновационной деятельности
Опытные образцы и органолептическая оценка
Разработка технической документации
Исследование показателей
качества и показателей безопасности, изготовление опытных партий товара
Этапы жизненного цикла функциональных продуктов питания
<
FUNCTIONAL ALIMENTARY PRODUCTS
Требования к этапам жизненного цикла функциональных продуктов питания предприятиях рассматривали на эта-
пах, начиная с обоснования необходимости в создании и внедрении на потребительский рынок функциональных продуктов питания на основе мониторинга состояния здоровья населения в конкретном регионе, экологической нагрузки, фактических рационов питания населения и заканчивая планированием производства с учетом разработки следующих новых функциональных продуктов питания (см. рисунок).
Таким образом, жизненный цикл функциональных продуктов питания включает последовательно двадцать этапов, на каждом из которых предусмотрены требования к деятельности отдельных специалистов.
Рассмотрим требования к отдельным этапам жизненного цикла функциональных продуктов питания и деятельность специалистов на каждом этапе. Условные обозначения деятельности специалистов на каждом этапе: товароведы - 1, технологи - 2, маркетологи - 3, экономисты - 4 (см. таблицу).
Таким образом, в жизненном цикле функциональных продуктов питания доля участия специалистов-технологов составляет 25 %, товароведов - 49 %, маркетологов - 18 % и экономистов -7 %.
Функциональные продукты питания относятся к инновационной группе товаров, поэтому в их разработке и формировании потребительского рынка должны принимать участие специалисты не только предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, но и в большей мере торговли, так как торговля заинтересована в учете социальной сферы потребителей, которая изменяется в зависимости от ряда факторов и которая включает прогнозирование потребности в функциональных продуктах, выбор сегмента рынка, особенности традиций социальной сферы, стереотипы возрастных групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евдокимова О.В., Савватеева Е.В. Инновационные технологии в разработке и продвижении на потребительский рынок функциональных продуктов питания: монография/Под ред. проф. Т.Н. Ивановой. - Орел: Орел ГТУ, 2008.
2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1989.
3. Шогенов А.М. Конъюнктура продовольственного рынка в регионе и закономерности ее формирования// Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 15. С. 43-49.
4. Яновский А.М. Как вывести на рынок новый товар//Пищевая промышленность. 2004. № 3. С. 16-17.
Этап I Анализ мониторинга заболеваемости населения региона разных возрастных групп - 3
Систематизация сведений о наиболее опасных токсичных веществах, загрязняющих пищевое сырье и готовую продукцию - 1
Социологические исследования потребительских мотиваций и отношения потребителей к созданию функциональных продуктов питания -1,3 Этап II Подбор специалистов разного профиля, объединенных одной идеей создания функциональных продуктов питания - 1, 2, 3
Опыт ученых по прикладным исследованиям в области технологий и товароведения продуктов питания, базирующийся на фундаментальных исследованиях - 1, 2
Формулирование научных идей коллективом ученых и специалистов, коммерческий анализ идей, выделение одной идеи -1,2 Этап III Анализ фактического потребления продуктов питания населением конкретного региона - 1 Патентный поиск и анализ предлагаемой разработки на патентную чистоту - 1, 2 Обоснование конкурентоспособности разработки -1 , 3 Этап IV Анализ состава и технологических свойств исходного сырья для максимальной обеспеченности заданных функциональных свойств продукта -1,2
Поиск природных и синтетических соединений, использование которых могут сообщить продукту функциональные свойства - 1, 2 Этап V Научное обоснование технологических режимов внесения функциональных ингредиентов, обеспечивающих максимальное их сохранение - 2
Обоснование количества вносимых функциональных ингредиентов, обеспечивающих суточную потребность организма при потреблении продукта в пределах 10-50 % от рекомендуемой нормы -1,2 Этап VI Обеспечение заданного химического состава на стадии составления рецептур с использованием ЭВМ -1,2
Подбор моделей оптимизации рецептур, позволяющих создать функциональный продукт и стабилизировать качество - 1, 2
Выбор ассортиментной группы продуктов, подлежащих проектированию - 1 Формирование информационного фонда проектируемой системы - 1, 2 Этап VII Анализ номенклатуры потребительских свойств и показателей качества, регламентируемых
стандартами и внесение дополнений, характеризующих функциональные свойства - 1 Этап VIII Изготовление опытных образцов функциональных продуктов в лабораторных условиях -1,2 Экспертная оценка органолептических показателей качества - 1 Анализ физико-химических показателей качества и показателей безопасности - 1 Этап IX Разработка технологических инструкций и технических условий на функциональные продукты питания - 1, 2
Согласование с региональным Центром стандартизации и метрологии - 1, 2 Санитарно-эпидемиологическая экспертиза технических документов территориальным Управлением Роспотребнадзора - 1 Этап X Изготовление опытных партий функциональных пищевых продуктов - 2
Заключение договора с Роспотребнадзором на проведение испытаний функциональных продуктов по показателям номенклатуры потребительских свойств согласно утвержденным техническим условиям - 1, 2
Получение гигиенического сертификата на опытную партию продукции - 1, 2 Этап XI Поиск комплексной юридической (патентно-правовой) базы составления заявки на изобретение -1,2
Подача заявки на изобретение в Роспатент РФ - 1, 2 Этап XII Экономический анализ планируемого производства - 2, 4
Оценка конкурентоспособности функциональных продуктов - 1,3 Разработка методов стимулирования сбыта продукции - 1, 3 Разработка графиков последовательного освоения рынка - 1,3 Этап XIII Подготовка материально-технической базы, обеспечивающей выпуск функциональных продуктов - 2 Заключение договоров на основное, вспомогательное сырье и физиологически функциональные ингредиенты - 1
Подготовка технологов к освоению производства новой продукции - 2 Выработка производственных партий - 2 Этап XIV Стимулирование спроса за счет посредников (агенты, брокеры, транспортные компании, склады, магазины и т. д.) -1,3
Обеспечение системы связей, средств сетевой информации - 1, 3
Обеспечение функциональных продуктов питания свидетельством на товарные знаки, бренды, фирменные наименования - 1 Этап XV Разработка достоверной рекламной информации о функциональных свойствах продукции - 1 Выставки-продажи с дегустацией -1,3 Снижение цены - 2, 4
Социологические исследования потребительских предпочтений и мотиваций, оценка качества питания отдельных категорий населения -1,3 Этап XVI Активные рекламные мероприятия по представлению доступных средств о функциональных продуктах питания, нормах потребления, влияние на организм человека - 1, 3 Реализация через множество торговых точек -1,3 Контроль за объемом продаж -1,4 Организация проведения ярмарок -1,2
Контроль технологического процесса производства и потребительских свойств функциональных продуктов - 1, 2
Этап XVII Достоверный прогноз конъюнктуры и емкости рынка для функциональных продуктов и учетом структурных изменений в пищевой и перерабатывающей промышленности, появления новых товарных рынков - 1, 3
Прогноз предполагаемых капиталовложений, издержек и прибыли - 4 Контроль за реакцией конкурентов - 1, 3 Этап XVIII Комплексная оценка качества функциональных ингредиентов (отношение показателей качества к цене) - 1
Сбор дополнительной информации (отзывов) потребителей об эффективности функциональных продуктов - 1, 3
Этап XIX Сравнение текущих показателей продаж с прошлыми - 4 Анализ экономической эффективности производства - 4 Оценка интеллектуальной собственности -1 , 2, 4
Оценка деятельности торгового предприятия по реализации инноваций - 4 Этап XX Анализ мониторинга по предыдущему товару -1,3
Анализ времени доведения предыдущего товара до потребителя -1,3
Анализ показателей ассортимента аналогичной товарной группы функциональных продуктов с учетом демографических характеристик потребителей, изменение подходов к питанию, экологической нагрузки - 1
Оценка возможности пищевых предприятий к освоению нового товара - 2, 4