Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА К СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРЕБОВАНИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА К СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
научно-технический прогресс / интенсификация обучения / индивидуум / индивидуализация обучения. / scientific and technical development / acceleration of teaching / individuum / individualization of teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Нодира Низомовна, Қурбонова Нигина Бобоҳужаевна

В статье раскрыты условия и требования интенсивного научнотехнического прогресса к системе образования и будущим специалистом с высшим образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусаева Нодира Низомовна, Қурбонова Нигина Бобоҳужаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR THE INTENSIVE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS TO THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article reveals the conditions and requirements of intensive scientific and technological progress to the education system and a future specialist with higher education.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА К СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ТРЕБОВАНИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА К СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мусаева Нодира Низомовна

Доктор педагогических наук (DSc), доцент Бухарского государственного университета

^урбонова Нигина Бобохужаевна

Магистрант Бухарского педагогического института https://doi.org/10.5281/zenodo.6587739

Аннотация. В статье раскрыты условия и требования интенсивного научно-технического прогресса к системе образования и будущим специалистом с высшим образования.

Ключевые слова: научно-технический прогресс, интенсификация обучения, индивидуум, индивидуализация обучения.

ОЛИЙ ТАЪЛИМ ТИЗИМИДА ИЛМИЙ-ТЕХНИК ТАРАВДИЁТНИ ЖАДАЛ РИВОЖЛАНТИРИШ ТАЛАБЛАРИ

Аннотация. Мацолада таълим тизими ва булажак олий маълумотли мутахассислар учун жадал илмий-техникавий тарацциёт шароитлари ва талаблари очиб берилган.

Калит сузлар: илмий-техиик тарацциёт, уцитишни жадаллаштириш, индивидуум, уцитишни индивидуаллаштириш.

REQUIREMENTS FOR THE INTENSIVE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS TO THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Abstract. The article reveals the conditions and requirements of intensive scientific and technological progress to the education system and a future specialist with higher education.

Key words: scientific and technical development, acceleration of teaching, individuum, individualization of teaching.

Научно-технический прогресс привел к интенсивному росту и обновлению научно-технической информации, который принял лавинообразный характер. В мире ежегодно издаются сотни тысяч книг, журналов, защищаются более ста тысяч диссертаций, а поток информаций в глобальной сети «Интернет» практически не измерим.

Чем же характеризуются условия и требования интенсивного научно-технического прогресса, предъявляемые им к системе образования?

1. Возрастающая роль науки. В ХХ столетии, особенно во второй ее половине, темпы развития науки достигли максимальных значений. Каждые 10...15 лет основные показатели научной деятельности удваивались.

Поэтому считается, что основным законом развития науки является экспоненциальный. Высокие темпы развития науки в настоящее время поддерживается все большей автоматизацией умственного труда.

Интенсивное развитие науки приводит к интенсивному росту и обновлению научно-технической информации. Развитие науки по экспоненте означает лавинообразное ее развитие. Значит и рост научно-технической информации также является лавинообразным процессом.

Для обеспечения темпа всевозрастающего лавинообразного потока информации создаются и действуют современные телекоммуникационные информационные системы.

Очевидно, что современные темпы роста и объем науки, информации, существенно отличаются от их состояния в предыдущие 20-30 лет.

Развитие науки, это область деятельности специалистов с высшим образованием. Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна обеспечить возможность усваивать поток современной информации, развить навыки научно-исследовательной деятельности, индивидуальной и самостоятельной работы, умений творческой работы с научно-технической информацией и учебно-научной литературой.

2. Лавинообразность развития современной науки обеспечивается и возникновением новых видов наук на стыке известных 2,3-х и более наук. Например: биофизика, биогеохимия, информатика, физико-химическая механика и много других. Возникает дерево науки. Родившись на стыке известных наук, новая наука - это новые научные направления, проблемы, темы и научные вопросы. Эти задачи подлежат решать наиболее талантливым выпускникам высшей школы.

Поэтому современная система подготовки кадров должна развивать способности оригинального и нестандартного мышления, развивать навыки систематической, кропотливой работы над собой.

Студент должен уметь удивляться, восхищаться, только тогда он будет способен удивлять других своим творческим трудом.

3. Лавинообразное развитие науки и аналогичная закономерность роста научно-технической информации, которая способствует ускорению скорости передачи и обработки информации, в основе которой находится компьютерная техника. Использование современных информационных систем немыслимо без индивидуализации обучения. Следовательно, сердцевиной современной системы обучения должна быть индивидуализация обучения. Поэтому актуальным становится задача - разработки и освоение технологий и средств индивидуализации обучения, самообразования, системы дистанционного образования.

4. Увеличение разновидностей инженерных решений. Быстрая смена материалов, технологических процессов, конструкций машин. Повышения уровня автоматизации систем управления, сокращением сроков внедрения в производство результатов научных достижений. Так, например, если между открытием телефонной связи и его использованием прошло 56 лет, радио - 35, то телевизора - 14, атомной энергии - 6, транзистора - 5 лет. Сейчас эти сроки, как правило, менее 1 года.

Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна быть направлена на формирование у них быстрой адаптации к непрерывно изменяющимся условиям производства, техники, технологии. Им должны быть свойственны: мобильность знаний, критичность мышления, творчество и гибкость в профессиональной деятельности.

5. Интенсификация обучения Для подготовки специалистов в высшей школе, отвечающим всем возрастающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса, необходима интенсификация обучения, использование в обучении всего

потенциала человеческого организма, его мозга. То есть необходима интенсификация символьно-зрительного обучения. Это означает, что при подаче информации в учебном процессе, необходимо использовать приемы структурирования и систематизации учебного материала, компьютеризацию обучения, использование учебного телевидения и др.

6. Развитие индивидуальных способностей обучающегося. Каждый человек от рождения - это индивидуум, то есть имеет только ему присуще задатки, способности к обучению, следовательно, задачей современной системы обучения должна быть учет и развитие индивидуальных способностей обучающегося.

Вырабатываемая продукция в условиях интенсивного научно-технического прогресса стала отличаться наукоемкостью, оригинальностью, сложностью, высоким качеством и эффективностью. При многократном росте производительности оборудований и машин, их надежности, расход энергии на единицу продукции многократно уменьшился. Эти условия стали предъявлять адекватные требования к подготовке кадров.

В период предшествующей интенсивному научно-техническому прогрессу вырабатываемая продукция не отличалась высокой надежностью и качеством. В связи с этим для изделий устанавливались периоды гарантированного ремонта, которые выполняли за счет предприятий изготовителей. В этих условиях традиционная система обучения отвечала требованиям производства. С изменением условий производства качество подготовки специалистов на основах традиционной педагогики не стало соответствовать предъявляемым требованиям. Уровень качества подготовки значительного количества кадров в условиях возрастающей массовости обучения стал существенно отстаивать от темпов роста качества вырабатываемой продукции, то есть от уровня требований интенсивного научно-технического прогресса.

В условиях интенсивного развития научно-технического прогресса к системе обучения предъявляются следующие требования: развитие навыков: индивидуальной и самостоятельной работы; творческой работы с научно-технической информацией; развитие способностей; оригинального и нестандартного решения; работоспособности; индивидуализация обучения (вследствие разных способностей к обучению); формирования: мобильности знаний, критичности мышления, творчество и гибкости в работе; адаптивности; к быстрым изменениям условий производства.

Использованная литература

1. Avliyaquov N.X., Musayeva N.N. Pedagogik texnologiya. Darslik.-Т.: Таfakkur Bostoni, 2012.- 208s.

2. Авлиякулов Н. Х., Мусаева Н. Н. Педагогик технологиялар //T.:«Fan va texnologiyalar» нашриёти. - 2008. - Т. 164

3. Djuraev R.X., Turg'unov S.T. Ta'lim menejmenti. - T., Voris-Nashriyot, 2012. 1674. Иноятов У.И. Теоретические и организационно-методические основы управления и

контроля качества образования в профессиональном колледже: дисс.докт.пед. наук : 13.00.01 / У.И.Иноятов; - Т., 2003. - С 5. Мусаева Н.Н. Роль педагогических технологий в развитии современного образования. - Academic research in educational sciences, 2021.

6. Мусаева Н.Н., Авлиякулов Н.Х., Авлиякулов Н.Н. Всеобщее среднеспециальное профессиональное образование как мотивирующий фактор самообразования и профессиональной мобильности в Республике Узбекистан. Социально-профессиональная мобильность в XXI веке, 2014,36-38.

7. Авлиякулов Н.Х., Мусаева Н.Н., Мусаев С.С. Педагогическая технология-основа концепции полного обучения. Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому 2006.

8. Мусаева Н.Н. Ёдгорова М. О. Мусаева Н.А Сущность и принципы личностно-ориентированных технологий обучения. Инновационные пути решения актуальных проблем развития пищевой и нефтегазохимической промышлености. Международная научно-практическая конференция Бухара. Том 2. 2020-.C.507-510

9. Мусаева Н.Н., Мусаева Н.А. Основы кредитной технологии. Ижтимоий сохдни модернизациялаш контекстида педагогик таълим тараккиёти: муаммо ва истикболлар. Республика илмий-амалий анжуман материаллари.Бухоро. 2021.С. 60-70

10. Мусаева Н.Н. Мусаева Н.А. Илмий - техник тараккиёт жадаллашган даврда-шахсга йуналтирилган укитиш технологияларнинг урни. Янгиланаётган узбекистонда фан, таълим ва инновация уйгунлиги мавзусидаги республика 6-сон куп тармокли илмий-масофавий онлайн конференцияси 1-кисм материаллари. Тошкент. 2021. С. 128-132.

11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М: Знание, 1989 - 80 с.

12. Сейитхалилов Э.А., Рахимов Б.Х., Маджидов И.Х. Педагогический словарь справочник. - Т.: Согдиана, 2011 - 700 с.

13. Фарберман Б.Л. Прогрессивные педагогические технологии. - Т.: Фан, 2002. - 130 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.