Научная статья на тему 'ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
425
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМА / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / СТУДЕНТЫ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TRAUMA / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / PHYSICAL ACTIVITY / STUDENTS / RECOVERY / PRACTICAL LESSON / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Арсланова Д.Р., Шамсутдинов Ш.А.

В статье анализируются причины возникновения травмы опорно-двигательного аппарата в результате физических нагрузок. На примере различных практических занятий рассматриваются конкретные области травмирования. Изучаются меры предупреждения травматизма, а также рассматривается процесс восстановления студентов после полученных травм опорно-двигательного аппарата, который состоит из определенных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Арсланова Д.Р., Шамсутдинов Ш.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSCULOSKELETAL INJURY

The article analyzes the causes of injuries of the musculoskeletal system as a result of physical exertion. On the example of various practical exercises, specific areas of injury are considered. Measures are being taken to prevent injuries, and the process of recovering students from injuries of the musculoskeletal system is also considered, which consists of certain steps.

Текст научной работы на тему «ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ

УДК 796:617.3

Арсланова Д.Р. студент 3 курса юридический факультет Стерлитамакский филиал БашГУ Шамсутдинов Ш.А.

доцент

кафедра физической культуры ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация: В статье анализируются причины возникновения травмы опорно-двигательного аппарата в результате физических нагрузок. На примере различных практических занятий рассматриваются конкретные области травмирования. Изучаются меры предупреждения травматизма, а также рассматривается процесс восстановления студентов после полученных травм опорно-двигательного аппарата, который состоит из определенных этапов.

Ключевые слова: травма, опорно-двигательный аппарат, физические нагрузки, студенты, восстановление, практическое занятие, физическая культура.

Arslanova D.R. 3rd year law student

Faculty of Law Sterlitamak branch of BashSU Shamsutdinov Sh.A.

Associate Professor of Physical Culture MUSCULOSKELETAL INJURY

Annotation: The article analyzes the causes of injuries of the musculoskeletal system as a result of physical exertion. On the example of various practical exercises, specific areas of injury are considered. Measures are being taken to prevent injuries, and the process of recovering students from injuries of the musculoskeletal system is also considered, which consists of certain steps.

Key words: trauma, musculoskeletal system, physical activity, students, recovery, practical lesson, physical education.

На сегодняшний день немаловажное значение в жизни человека играет физическая культура и спорт. В связи с этим возникает большое количество рисков, связанных с получением различных травм, в том числе травм опорно-двигательного аппарата. Это обуславливается тем, что молодое поколение все чаще имеет низкий исходный уровень здоровья и неправильно подходит к выполнению различных физических упражнений. Необходимо отметить, что ОДА (опорно-двигательный аппарат) — это комплекс, состоящий из костей,

суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение человека в пространстве, а также движения отдельных частей тела и органов [3, с. 34]. Травмой, или повреждением, называются анатомические и функциональные нарушения тканей и органов, возникающих в результате воздействия факторов внешней среды. Все эти повреждения можно разделить на определённые категории: травмы костей, переломы, трещины, травмы суставов, вывихи, травмы мышц и сухожилий, травмы связок и т.д.

Рассмотрим причины возникновения данных травм у студентов на практических занятиях. Так, у студентов, занимающихся легкой атлетикой, как правило, встречаются травмы коленного сустава. Это прежде всего связано с постоянным сгибанием и разгибанием коленных суставов при беге, прыжках и подскоках.

На практических занятиях по баскетболу и волейболу в свою очередь, самыми уязвимыми частями тела являются кистевые, локтевые, коленные, голеностопные суставы, а также мышцы бедра. Основной причиной получения этих травм являются недостатки при технике выполнения атакующих действий в волейболе, которые в 70 % приводят к травмам, остальные 30 % при выполнении упражнений защитного характера.

Предупреждение травматизма на практических занятиях прежде всего должно заключаться в преодолении его причин. На практике применение средств профилактики, а также рациональное построение занятий и правильное распределение нагрузки позволяет снизить вероятность травматизма и соответственно, повысить эффект оздоровления занятий по физической культуре.

Травмы ОДА по причине недочетов и ошибок в методике проведения практических занятий составляют более половины всех травм. Это происходит из-за того, что не все преподаватели при обучении студентов соблюдают важные принципы тренировок, а именно регулярность занятий и постепенность физической нагрузки. Ускоренная программа практического занятия, недооценка разминки, применение под конец занятий технически сложных упражнений были выявлены при исследовании причин возникновения травм ОДА у студентов, а также низкий уровень физической подготовленности студентов. Значительную роль в появлении травм опорно -двигательного аппарата также играет несоблюдение режима питания студентами непосредственно перед занятиями, а также приход на занятие в утомленном состоянии.

Правильно построенная разминка не вызывает утомления организма. Она включает в себя определенную совокупность физических упражнений, состоящую из общей и специальной частей. Общая часть направлена на создание оптимальной возбудимости центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, усиление деятельности сердечно сосудистой и дыхательной систем. В свою очередь специальная часть направлена на создание оптимальной возбудимости звеньев нервно-мышечного аппарата,

которые будут участвовать в выполнении предстоящей физической нагрузки. Предупреждение травм ОДА осуществляется такими мерами, как: правильная методика занятия, применение защитных приспособлений, регулярный преподавательский контроль, выполнение гигиенических требований, а также повседневная воспитательная работа.

Помимо этого, значение имеет не только разминка, но и соответствующий ритм движений и интенсивность их выполнения. Что обеспечивает межмышечную координацию. Немаловажную роль для повышения координации играют упражнения на расслабление и растягивание отдельных групп мышц, которые в свою очередь повышают амплитуду движения в суставах.

Согласно статистике травм ОДА по Республике Башкортостан на 2015 год среди студентов травматизм составил 3 217,4 на 100 000 человек, в 2018 году 2946,0. По городам травматизм менялся от 1395,4 на 100 000 человек до 6970,2. Средний уровень распространенности травм составил 4094,6. Травматизм выше среднего уровня был замечен в городах Стерлитамак, Салават, Уфа, Белорецк, Учалы, т.е. в наиболее крупных городах с численностью населения более 100 000 человек Низкий уровень травматизма наблюдался в малых городах, таких как Давлеканово и Агидель.

Из-за частоты возникновения таких травм, возникает необходимость в качественном восстановлении здоровья студентов. Угасанию и разрушению условно-рефлекторных связей, выработанных в процессе систематических тренировок способствует внезапное прекращение практических занятий. Что приводит к психической и физической растренированности организма студента.

Первостепенной задачей восстановления является укрепление психологического здоровья студентов, общей работоспособности после перенесенных травм опорно-двигательного аппарата. В процессе реабилитации студентов участвует медицинский и педагогический коллектив.

Основным условием эффективного восстановления для любого человека является заблаговременное начало применения реабилитационных мероприятий - в частности физических упражнений, которые способствуют профилактике функциональных осложнений [1, с. 12]. Для студентов это особенно важно, так как у них резко снижается работоспособность. В связи с этим после окончания острого периода необходимо использовать наряду с традиционной лечебной гимнастикой средства для поддержания общей физической подготовленности и работоспособности.

Немаловажным является разнообразие используемых методов и средств восстановления и комплексное их применение. Чем они разнообразнее, тем выше эффективность их воздействия на различные механизмы организма студента и тем больше вероятность выздоровления.

На заключительном этапе восстановления, кроме традиционных средств лечебной физической культуры, используются различные группы физических упражнений, которые по своему объему, интенсивности и

специфике схожи с тренировочными. Наряду с традиционной лечебной физкультурой широко используются общеразвивающие, а в некоторых случаях - специальные упражнения тренировочной направленности.

Течение травм имеет определенные стадии, такие как: острая, подострая, ремиссия, выздоровление. Соответственно этим стадиям определяются задачи реабилитации и подбирают средства восстановления. Это позволяет выделить следующие этапы: медицинской реабилитации, спортивной реабилитации, начальный этап спортивной тренировки.

Для этапа медицинской реабилитации характерным является развитие процессов реституции, регенерации, компенсации, а также иммунитета. Например, сращение переломов костей, разрывов мышц, связок и т.д. В свою очередь этап спортивной реабилитации характеризуется отдельными функциональными нарушениями, последствиями перенесенной травмы. Полное восстановление работоспособности завершается в рамках этапа спортивной тренировки [2, с. 24]. При заболеваниях и травмах ОДА средней тяжести и очень тяжелых для этого требуется несколько недель.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что получение травм опорно-двигательного аппарата значительно сказывается на работоспособности студента, занимающегося на практических занятиях. Данная категория травм является самой распространенной и опасной, так как ОДА представляет собой единый комплекс, который обеспечивает передвижение человека. Стоит отметить, что получение таких травм подразумевает прохождение реабилитации, которая позволяет в дальнейшем полностью восстановить физическое здоровье студента.

Использованные источники:

1. Дубровская А.В. Оценка эффективности применения физических методов профилактики и лечения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата у спортсменов: автореферат диссертации кандидата медицинских наук. Москва, 2007. С. 250.

2. Валеев Н.М. Восстановление работоспособности спортсменов после травм опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Физическая культура, 2009. С. 156.

3. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.