УДК 111(430)
Латышева Жанна Вячеславовна
кандидат философских наук Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В СВЕТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И. КАНТА
В современном дифференцированном обществе с особой остротой встает проблема формирования целостного опыта индивида. Решение этой проблемы во многом связано со способностью человека к трансцендированию. Выявление фундаментальных характеристик трансцендирования и их социального значения требует обращения, прежде всего, к парадигме трансцендентализма в её кантовском варианте.
Ключевые слова: И. Кант, трансцендирование, априорное, трансцендентальное, трансцендентное, социальное.
Трансцендирование принадлежит к числу тех основополагающих философских понятий, которые явно или латентно цементируют многовековые философские исследования широчайшего круга проблем, сконцентрированных вокруг человека и общества. Сегодня интерес к феномену трансцендирования приобретает особую актуальность, так как в условиях дифференцированного общества, состоящего, согласно Н. Лума-ну, из самореферентных аутопойетических смысловых социальных субсистем [7; 8], становится всё более востребованным трансцендирующий синтез сознания, способствующий созданию социальным субъектом целостной системы смыслов, формированию им единого и универсального опыта бытия. В этой связи большое значение имеет изучение особенностей трансцендирования, высвеченных наиболее влиятельными философскими и социологическими концепциями Нового и Новейшего времени. Фундаментальное, систематическое и полиаспектное отражение проблема трансцен-дирования впервые получила в рамках философии И. Канта - создателя зрелой системы трансцендентального идеализма. Намерение выявить сущностные основы трансцендирования и его социальных проявлений не осуществимо поэтому без обращения к кантовским понятиям трансцендентального, трансцендентного и имманентного, без глубокого анализа идей немецкого философа.
Трансцендентальное - это определенная часть априорного - строго всеобщего и необходимого знания, независимого не только от опыта, но и от многообразия чувственных данных, это «то, что опыту (a priori) хотя и предшествует, но предназначено лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание» [4, с. 141]. Трансцендентальное отличается от трансцендентного и относится к имманентному, хотя может иметь как имманентное, так и трансцендентное применение. В первом случае оно служит опытному познанию, делая его возможным. Во втором случае трансцендентальные понятия превосходят чувственно данное, перестают относиться к сфере опыта [3, с. 276]. Трансцендентальное, кроме того, не является эмпирическим; имеет отношение к воображению; предстает одновременно надсубъективным (всеоб-
щим и необходимым) и субъективным (производящимся «я») [см. подробнее, напр.: 6, с. 55-75].
Трансцендентным является, с одной стороны, нечто непознаваемое и запредельное всякому опыту, например «вещь в себе». С другой стороны, трансцендентное - это изначальная, лишенная целостности множественность чувственных впечатлений, «допредикативная данность многообразия сущего» [1, с. 27-28]. Важно заметить, что Кант не только разводит данное понятие с понятием трансцендентального, но и демонстрирует возможность их сближения. Так, трансцендентным является также и то, что не имеет предметных аналогов в чувственном восприятии. Именно таковы понятия чистого разума - трансцендентальные идеи: они трансцендентны, так как надопытны и для них «в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет» [3, с. 297].
Трансцендирование, согласно Канту, осуществляется разумом, применяемым к трем областям -теоретической, практической и способности суждения. Выделяя наиболее важные из значений этого понятия, в плане возможности их социальной трактовки, отметим, что трансцендирование теоретического разума выражается, во-первых, в целой серии переходов от неупорядоченных чувственных данных, первичных ощущений к знаниям. В данном случае трансцендирование предстает преодолением эмпирической сферы явлений и вхождением в сферу трансцендентальную, перешагиванием от опыта к априорным структурам познания. Интересно отметить, что Х. Хаймзет также усматривает в кантовском термине «трансцендентальный» «легитимное и необходимое» (Хайм-зет) трансцендирование опыта «не в направлении к бытию, а в обращении к лежащим в сущности самого понимания априорным элементам и их валентности» [10, 8. 13]. Во-вторых, и в дополнение к предыдущему, трансцендирование предстает постоянным расширением знания в границах опыта. Здесь трансцензус обнаруживает, на наш взгляд, дополнительные особенности и аспекты, связанные с конкретной областью расширяющегося знания. Трансцендирование практического разума - это расширение знаний за пределы всякого возможного опыта, за пределы теоретический сферы.
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014
© Латышева Ж.В., 2014
Трансцендирование и его социальные аспекты в свете теоретической философии И. Канта
Оно находит своё выражение в творении интеллигибельного мира - мира нравственности, моральной религии, социального общения. Трансцендирование в сфере способности суждения может иметь как теоретическую, так и нетеоретическую направленность, как объективный, так и субъективный характер и осуществляется согласно телеологическому принципу. В этом случае понятие может переходить в образ, а образ, наоборот, терять свои очертания, обращаясь назад, к понятию. Наконец, трансцендирование, понимаемое как совокупная деятельность трех сил души - способности познания, чувства удовольствия и неудовольствия, способности желания, - можно трактовать как процесс восхождения к вершинам трансцендентальной субъективности, то есть конституирования трансцендентального «Я» и укоренения в нем как «абсолютно и полностью определяющем себя субъекте в системе возможности опыта» [2, с. 571], исходными условиями и результатами которого являются «автономия чистого разума» [2, с. 573] и умение «синтетически делать самого себя» [2, с. 573].
Каковы же специфика, логика и составляющие трансцендирования теоретического разума? Движущим механизмом трансцензуса предстает творческая активность сознания как его свободная неэмпирическая синтетическая деятельность, имеющая априорные основания и принципы (априорные формы чувственности, рассудка, способности суждения, разума, трансцендентальный синтез воображения, апперцепция и др.) Причем исследователи отмечают, что активность сознания, или принцип действия, пронизывает всю кантовскую философию, реализуясь как в теоретической философии, так и в философии морали, религии, права, истории [11, 8. 7]. Фундируют эту деятельность априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (категории), работа которых, как подчеркивает В.Е. Семёнов, «может быть только совместной и одновременной» [9, с. 61]. Пространство и время сообщают, соответственно, внешнюю и внутреннюю оформленность чувственности. Рассудок же, как конституирующая мир спонтанность мышления и в то же время как способность учреждать правила, осуществляет связь многообразного, данного в созерцании и во всевозможных эмпирических понятиях, то есть приводит синтез представлений к чистым рассудочным понятиям (категориям). Однако, как отмечает Кант, само понятие связи возможно только на основе априорного единства, существующего до этого понятия, то есть на основе чистой первоначальной апперцепции как отнесения всех представлений к суждению «я мыслю» и трансцендентального единства апперцепции, при условии существования которого возможно априорное познание [3, с. 127-133]. Высшим принципом использования рассудка поэтому, равно как и рас-
крытия его трансцендирующей потенции, является первоначально-синтетическое (трансцендентальное) единство апперцепции [3, с. 131-133].
Принципиальную значимость в трансцендиро-вании имеют также действия продуктивной способности воображения, предстающие в чувственном и рассудочном измерениях. Воображение, действующее как априорное определение чувственности, порождает чистое представление-«медиум», которое имеет нечто общее как с чистым понятием, так и с явлением и потому позволяет применить категории к явлениям. Это - трансцендентальная схема, «трансцендентальное временное определение» [3, с. 158], так как именно время является посредником между чувственностью и рассудком. С помощью трансцендентальной схемы реализуется синтез многообразия и единства; сознание выводится на новый уровень трансцендентальной субъективности: устанавливается связь категорий и объектов, явления становятся «пригодными для полного соединения в опыте» [3, с. 163].
Но трансцендирование как движение к знанию и вершинам трансцендентальной субъективности не может останавливаться на данном этапе. Необходимо систематическое объединение априорных понятий в априорные суждения, причем, как показывает Кант, объединение в априорные синтетические суждения (в основоположения чистого рассудка), так как именно последние дают прирост, расширение знания и выступают основой для остальных суждений.
Система синтетических основоположений нацелена на выявление всей совокупности условий (правил), дающих возможность существования постоянной функциональной взаимосвязи содержаний («объектов») в пространственно-временном континууме, что позволяет, в итоге, раскрыть принцип упорядочивания этой системы [5, с. 160]. Синтетические основоположения, таким образом, знаменуют собой еще более высокую ступень в восхождении к знанию и трансцендентальному «Я», когда они «конституируют (аксиомы созерцания и антиципации восприятия) и регулируют (аналогии опыта и постулаты эмпирического мышления вообще) понимание взаимоотношений, взаимодействия и взаимообусловленности предметов и, таким образом, создают опыт как систематическое единство» [9, с. 124].
Но знание, согласно Канту, возникает только в ходе совокупных действий чувственности и рассудка, то есть когда к априорным категориям присоединяется в созерцании предмет [3, с. 91]. Важнейшей характеристикой трансцендирования теоретического разума необходимо поэтому признать синтез чистых рассудочных понятий и эмпирических созерцаний, так как без опоры на него можно выявить лишь формальные составляющие знания, трансцендентальные условия его возможности.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014
133
Однако можно ли обнаружить какие-либо социальные аспекты трансцендирования теоретического разума? На этот вопрос можно ответить утвердительно. Ведь знание, с достижением которого связано трансцендирование в теоретической сфере, всегда обладает социальной значимостью, представая релевантным либо для конкретных индивидов, либо для определенных социальных общностей, либо для всего общества. Кантовский подход показывает, что одним из источников социальности как интерсубъективной значимости, и в этом смысле объективности, знания является вся совокупность априорно-синтетической деятельности сознания, так как именно чистые синтезы, а не эмпирические взаимосвязи придают знанию всеобщность и необходимость. А поскольку, как было указано выше, условием чистых синтезов сознания выступают первоначальная апперцепция (трансцендентальное сознание как базовый уровень сознания) и трансцендентальное единство апперцепции, то именно они в своей целостности и составляют ту основу, благодаря которой, как мы считаем, начинают производиться (априорно-синтетические) действия, придающие знанию и трансцендированию к нему социальную ценность.
Необходимым условием возможности социальных проявлений трансцендирования предстает темпоральность. Сознание, его конститутивная деятельность имеет временной характер. Время - это «чистый образ всех предметов чувств вообще» [3, с. 159]. Время как априорная форма внутреннего чувственного созерцания упорядочивает многообразие чувственных данных в единую последовательность. Через время, как схему чувственных понятий, фигур, возможны образы, их не прекращающийся и изменяющийся, в ходе истории, поток. Время как схема чистых рассудочных понятий устанавливает смысловую связь категорий и объектов, дает «понятиям отношение к объектам, стало быть, значение» [3, с. 163], чем делает возможным сопряжения явлений в опыте, в том числе в опыте социально-историческом, и содержащемся в нём запасе знаний. Время, таким образом, предстает подлинным априори существования общества и истории - априорной конститутивной структурой познания и априорным регулятивом социальной релевантности знания.
Важно отметить, что разум, достигший уровня рассудочно-синтетического знания, не исчерпал тем самым свои возможности трансцендирования. Активность сознания побуждает высшую познавательную способность не ограничиваться своим приложением к эмпирической сфере и перейти к чистому применению. Разум, как «способность давать принципы» и образовывать, посредством умозаключений, «единство правил рассудка по принципам» [3, с. 278, 280], при этом действует с целью укоренения в безусловном, выступаю-
щем основанием для обусловленного - знания, полученного на уровне рассудка, - и его синтеза. Иными словами, чистый разум продолжает свой трансцензус в форме категориального синтеза рассудка, приводя его (категориальный синтез) к уровню, превосходящему «всякий возможный опыт» (Кант), то есть к творению чистых понятий разума, трансцендентальных (априорных) идей - идей о существовании мыслящего субъекта, мира, Бога.
Продвигаясь к абсолютным идеям и пытаясь сформировать знание на основе этих идей, разум, тем не менее, может порождать иллюзии, создавая диалектические (умствующие) умозаключения -паралогизмы, антиномии и идеал чистого разума, свидетельствующие, в конечном счете, о непознаваемости трансцендентных «вещей в себе», невозможности «всякого синтетического познания чистого разума в его спекулятивном применении» [3, с. 592]. Другим словами, трансцендированием чистого разума посредством идей исключается его конститутивное, вырабатывающее формы предметов опыта, применение, но в то же время предполагается применение регулятивное, укореняющее рассудок в идее систематического единства цело-купного знания, подчиненного общему принципу; способствующее выведению рассудочных знаний за границы наличного опыта и, тем самым, расширению рассудка до максимума [3, с. 488-489].
Применительно же к социальной жизни, трансцендентальные идеи, раскрывающие человеку важнейшие экзистенциальные и социальные смыслы его бытия, сообщающие упорядоченность и цельность его мировоззрению, выступают не только её регулятивами. Трансцендентальные идеи, входя в систему ценностных ориентаций в качестве, как мы считаем, конечных целей (идеалов), являются необходимым элементом конституирования как духовной, так и иных сфер социальной реальности, представая, в этом смысле, одними из онтологических оснований последней. Исходя из того, какая система ценностей выбирается обществом, группой людей или конкретным индивидом, какие именно идеалы, ценности и нормы формируются и воспроизводятся, и складывается «портрет» общества. (Вспомним здесь, например, сартров-скую идею о свободе выбора себя, ценностей и ответственности за это.) Иными словами, в области социального трансцендирование разума к идеям следует признать конститутивным, так как благодаря нему формируются и оцениваются социальные явления, определяются социальные интересы людей, ставятся цели научного анализа.
Таким образом, трансцендирование, согласно кантовской философии, обнаруживается в творческой активности трансцендентального сознания, в частности в его теоретической деятельности. Трансцензусы при этом предстают не столько последовательными преодолениями определенных
134
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014
Основы лингвофилософии аль-Фараби
стадий процесса конституирования, сколько внутренними «перетеканиями», взаимосоотнесениями действий чувственности, рассудка и разума. В этой целостности координированных действий сознания можно, тем не менее, усмотреть следующие трансцензусы конститутивного плана (приводящие к знанию): переход от неорганизованных чувственных данных к организации их априорными формами чувственности; переход от синтеза представлений к категориям; переход от априорных понятий к системе априорных синтетических суждений, к единству сознания, наконец, переход к применению априорно-формальной структуры возможного опыта к созерцаниям. В сфере чистого разума, кроме того, коренится еще и трансцензус регулятивного плана, состоящий в преодолении законодательства рассудка, выведении последнего за пределы всякого опыта и творении наиболее общих идей. При этом социальный характер трансценди-рованию сообщают, во-первых, темпоральность конституирующих действий сознания, указывающая на неразрывную связь таких действий с процессами общественно-исторических изменений, во-вторых, всеобщность и необходимость полученного знания, его объективность, достигнутая всей совокупностью трансцендентальных условий и априорно-синтетической активности сознания; в-третьих, порождение трансцендентальных идей, раскрывающих конечные устремления человека и общества, и формирование на их основе интерсубъективного социокультурного пространства.
Библиографический список
1. Жаров С.Н. Трансцендентное в онтологических структурах философии и науки: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.01. - Воронеж, 2007. - 39 с.
2. Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum). -М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 750 с.
3. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзака-няном и М.И. Иткиным; примеч. Ц.Г. Арзаканя-на. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 736 с.
4. Кант И. Сочинения: в 8 т. - М.: Чоро, 1994. -Т. 4. - 630 с.
5. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 447 с.
6. Круглов А.Н. Трансцендентализм в философии. - М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000. - 384 с.
7. Луман Н. Общество общества. Часть IV. Дифференциация / пер. с нем. Б. Скуратова. - М.: Логос, 2006. - 320 с.
8. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. И.Д. Газиева; под ред. Н.А. Головина. - СПб.: Наука, 2007. - 648 с.
9. Семёнов В.Е. Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и неокантианство). - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. - 228 с.
10. Heimsoeth H. Transzendentale Dialektik. Ein Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft. -Berlin - N.-Y.: de Gruyter, 1966. - Bd. 1.
11. Kaulbach F. Das Prinzip Handlung in der Philosophie Kant. - Berlin - N.-Y.: de Gruyter, 1978.
УДК 1(091);81-11
Нуриев Булат Дамирович
кандидат философских наук Башкирский государственный университет (г. Уфа)
ОСНОВЫ ЛИНГВОФИЛОСОФИИ АЛЬ-ФАРАБИ
В статье систематизированы базовые положения философии языка аль-Фараби. Автором изложены основные труды восточного мыслителя в области лингвофилософии, а также выявлена связь воззрений аль-Фараби с античной философией. В статье раскрывается суть подхода мыслителя к проблеме языка, затрагивается вопрос о месте и роли языкознания в классификации наук, систематизированной аль-Фараби, подчеркивается важность исследования творчества ученого для современной российской лингвофилософии.
Ключевые слова: аль-Фараби, лингвофилософия, арабо-мусульманская философия, античная философия, язык, знак, слово.
Известно, что философия языка - сравнительно молодая наука, зарождение которой, как правило, связывается с творчеством выдающегося австрийского ученого Л. Витгенштейна, а также с деятельностью так называемого Венского кружка, актив которого состоял из известных имен в области лингвистики и философии. Тем не менее, как справедливо констатируют многие российские исследователи, феномен языка в сугубо философской своей ипостаси так или иначе затрагивался в работах философов античности и Нового времени. Именно плеядой общеизвестных европейских мыслителей прошло-
го, среди которых, как правило, выделяют имена Платона и Аристотеля, И. Канта и Ж.-Ж. Руссо, Дж. Буля и Дж. Милля, был заложен тот самый тренд, в русле которого в конце XIX - начале XX вв. оформилась современная лингвофилосо-фия. В целом, российскими исследователями достаточно ярко и отчетливо выделен общеевропейский стержень, который и определил ход развития данной области знания [3, с. 4].
Учитывая тот факт, что в России философия языка стала изучаться сравнительно недавно, отечественное философская наука оставила за бортом своего исследования достаточно важный для по-
© Нуриев Б.Д., 2014
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014
135