Научная статья на тему 'Трансцендентальное, имманентное и трансцендентное в философии Иммануила Канта'

Трансцендентальное, имманентное и трансцендентное в философии Иммануила Канта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4501
1144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЦИЗМ / ВЕЩЬ В СЕБЕ / ЯВЛЕНИЕ / НОУМЕН / ФЕНОМЕН / АПРИОРНОЕ / АПОСТЕРИОРНОЕ / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ / ИММАНЕНТНОЕ / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ / ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / CRITICISM / THING IN ITSELF / PHENOMENON / NOUMENON / A PRIORI / A POSTERIORI / TRANSCENDENTAL / IMMANENT / TRANSCENDENT / TRANSCENDENCE / TRANSCENDENTNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурханов Рафаэль Айратович

Статья посвящена анализу фундаментальных концептов «трансцендентальное», «имманентное» и «трансцендентное» в философии Иммануила Канта. Автор выявляет и обосновывает их связь с понятиями «вещь в себе» и «явление», «ноумен» и «феномен», «априорное» и «апостериорное», «трансценденция» и «трансцендирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transcendental, the immanent and the transcendent in the philosophy of Immanuel Kant

The article analyses the fundamental concepts of "transcendental", "immanent" and "transcendent" in the philosophy of Immanuel Kant. The author identifies and substantiates their relationship with the concepts of "a thing in itself", "phenomenon" and "noumenon", "a priori" and "a posteriori", "transcendence" and "transcendentness".

Текст научной работы на тему «Трансцендентальное, имманентное и трансцендентное в философии Иммануила Канта»

УДК 101.1 Кант

Бурханов Рафаэль Айратович

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных наук и туризма Нижневартовского государственного университета

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ, ИММАНЕНТНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ В ФИЛОСОФИИ ИММАНУИЛА КАНТА

Аннотация:

Статья посвящена анализу фундаментальных концептов «трансцендентальное», «имманентное» и «трансцендентное» в философии Иммануила Канта. Автор выявляет и обосновывает их связь с понятиями «вещь в себе» и «явление», «ноумен» и «феномен», «априорное» и «апостериорное», «трансценденция» и «трансцендирование».

Ключевые слова:

критицизм, вещь в себе, явление, ноумен, феномен, априорное, апостериорное, трансцендентальное, имманентное, трансцендентное, транс-ценденция, трансцендирование.

Burkhanov Rafael Ayratovich

D.Phil. in Philosophy, Professor, Social Sciences, Humanities and Tourism Department, Nizhnevartovsk State University

THE TRANSCENDENTAL, THE IMMANENT AND THE TRANSCENDENT IN THE PHILOSOPHY OF IMMANUEL KANT

Summary:

The article analyses the fundamental concepts of "transcendental", "immanent" and "transcendent" in the philosophy of Immanuel Kant. The author identifies and substantiates their relationship with the concepts of "a thing in itself", "phenomenon" and "noumenon", "a priori" and "a posteriori", "transcendence" and "tran-scendentness".

Keywords:

criticism, thing in itself, phenomenon, noumenon, a priori, a posteriori, transcendental, immanent, transcendent, transcendence, transcendentness.

В ряде научных статей и монографий, учебников и учебных пособий, опубликованных в России, встречаются искаженные и даже неверные представления о ключевых концептах философии Иммануила Канта (1724-1804). В частности, их авторы иногда смешивают понятия «вещь в себе» и «ноумен», «явление» и «феномен», «трансцендентальное», «имманентное» и «трансцендентное». В некоторых работах до сих пор можно найти нелепые высказывания о том, что в системе критицизма «явления» суть «феномены», «вещи в себе» суть «ноумены», а «трансцендентальное внутренне присуще сознанию», т. е. имманентно [1, с. 116, 120, 122; 2, с. 66; 3, с. 109110], что в значительной степени упрощает проблематику учения Канта.

В его теоретической и практической философии смыслы понятий «вещь в себе» и «явление», «ноумен» и «феномен», «априорное» и «апостериорное», «трансценденция» и «трансцен-дирование» в полной мере могут быть раскрыты только через анализ значений фундаментальных концептов «трансцендентальное», «имманентное» и «трансцендентное» [4, с. 55-77].

Понятие «вещь в себе» (нем. Ding an sich, Ding an sich selbst; англ. thing in itself; фр. chose en soi) в истории мысли обозначает вещи, существующие «сами по себе», независимо от наших ощущений, восприятий и представлений.

У Канта этот термин имеет много смыслов. Во-первых, понятие «вещь сама по себе» предполагает бытие внешнего возбудителя ощущений и служит как бы иероглифом, символом той части всеобщего и универсального объекта, которая недоступна для познания и практики людей в определенный период общественно-исторического развития. В качестве материальных объектов вещи сами по себе воздействуют на нашу чувственность, способствуя появлению в ней различных модификаций, хотя процесса отражения при этом не происходит. Философ подчеркивает, что, не будучи явлением, вещь в себе составляет причину явления [5, т. 3, c. 333].

Кант выделяет две стороны объекта познания и практики: ту, которая освоена и организована людьми, и ту, которая действует на человека, аффицируя его чувственность, но о которой ничего определенного сказать нельзя. Первую часть объекта немецкий мыслитель называет «вещью для нас», или «природой», а вторую - «вещью самой по себе», воздействие которой опосредовано «природой». В признании такого внешнего источника наших ощущений его позиция сближается с материализмом. Однако значения этого понятия вовсе не исчерпываются данным определением, так как вещи в себе не сводятся только к материальным предметам.

Во-вторых, вещь в себе - это всякий в принципе непостижимый и непознаваемый предмет, выходящий за пределы возможного опыта. Человек не способен познавать вещи в себе, поскольку понятие «в себе» ничего не обозначает, кроме того, что люди своими действиями пола-

гают границы некой неведомой им реальности. Мы можем лишь допустить, что вещи в себе «существуют», но не можем сказать о них ничего положительного. «...Предметы сами по себе отнюдь не известны нам, - отмечает Кант, - вещь в себе. вовсе не познается и не может быть познана.» [6, т. 3, с. 135]. Знание о них по содержанию отрицательно и, строго говоря, не является достоверным знанием. О вещах в себе в сознании мы не имеем ничего, кроме ноуменов -интеллигибельных, т. е. абстрактно умопостигаемых, объектов. Активность познания направлена не на вещи в себе, а на ощущения чувственности и категориальные схемы рассудка.

В-третьих, понятие «вещь в себе» обозначает трансцендентные духовные объекты, которые «находятся» за пределами сферы опыта и трансцендентальных принципов разума. Оно указывает на ту область бытия, которая характеризуется не только как непознаваемая, но и как внеприродная и сверхприродная. В этом смысле к области вещей в себе относится то, что «выходит» за пределы познания и практики субъекта. По Канту, это прежде всего трансцендентные для теоретического разума свобода воли, бессмертие души и бытие Бога [7, т. 3, с. 656-657]. Человек также является вещью в себе, поскольку находит внутри себя основания для познания и практики.

В-четвертых, понятие «вещь в себе» указывает на область трансцендентных идеалов -недостижимых во всей полноте целей и ценностных устремлений субъектов (например, совершенное правовое государство и совершенное моральное общественное устройство). Характеризуя эти идеалы, Кант пишет: «.То, что может быть представлено только чистым разумом, что должно быть причислено к идеям, адекватно которым не может быть дан в опыте ни один предмет, - .это вещь в себе» [8, т. 4, ч. 2, с. 302].

В результате кенигсбергский мыслитель находит, с одной стороны, реальный способ связи человека и природы, где природа формируется человеком, а с другой - потенциальный, но не менее значимый способ, связывающий человека и природу с вещами в себе как единой средой их бытия. «Природа, как она сама по себе может быть, является непознаваемой, - пишет немецкий исследователь Г. Бёме. - Вещь в себе оказывается символом противоречия. <.> На этом фоне становится понятным тревожащий нас вопрос. существуют ли вообще вещи?» [9, Б. 203-204].

Противопоставление вещей в себе и явлений - основная онтологическая и гносеологическая предпосылка философии Канта. Поэтому корректнее говорить не о том, что вещи в себе непознаваемы, а о том, что такие «вещи» в принципе не могут быть объектами теоретического, научного познания. В практическом же отношении вещи в себе в определенных аспектах (в частности, как идеалы совершенного правового и морального устройства общества) вполне могут быть объектами познания людей, но не научного, а метафизического. Понятия разума, которые выступают предметом исследования метафизики, представляют собой трансцендентальные идеи, превышающие возможности опыта, а не эмпирически обоснованные теоретические концепты [10, с. 29].

Согласно критической философии, мир явлений обладает определенной совокупностью свойств. Во-первых, к сфере явлений относятся пространство и время - чувственные и одновременно «чистые» априорные созерцания, не имеющие ничего общего с вещами в себе. Во-вторых, явления суть предметы чувственности людей. Это антропологическая реальность, имманентная познавательной и практической деятельности человека. В-третьих, содержание явлений складывается из воздействий вещей в себе на чувственность людей, хотя это не объективная сущность, а субъективное представление. В-четвертых, явления суть результаты осуществляемого рассудком синтеза категорий. В этом значении явления выступают как феномены, поскольку мыслятся в единстве категорий [11, т. 3, с. 93-94, 135, 139, 151, 301, 498]. Теоретическое мышление, подчеркивал немецкий мыслитель, может привести нас к постижению явлений, а не вещей в себе [12, т. 3, с. 451-452, 498].

Другими важнейшими категориями в учении Канта являются понятия «ноумен» (от греч. уои^еуоу - 'постигаемое') и «феномен» (от греч. фамо^еуоу - 'являющееся'). Эти термины обозначают умозрительно постигаемые и чувственно воспринимаемые предметы. Ноумены относятся к мыслям людей, а не к объективной реальности самой по себе [13, т. 3, с. 333].

Во-первых, понятие «ноумен» не имеет отношения к ощущениям и восприятиям наших органов чувств и служит для обозначения вещей в себе. Во-вторых, это специфическое «демаркационное» понятие, которое указывает на возможные пределы познания, ограниченного сферой явлений; оно призвано определить то «место», которое нельзя «заполнить» с помощью опыта и «чистого» рассудка. В-третьих, ноумены - это умопостигаемые сущности, т. е. предметы интеллектуального, а не чувственного созерцания. Кант подчеркивает, что данное понятие всего лишь обозначает границу опыта, поскольку вещи сами по себе «находятся» за границей той реальности, с которой люди вообще имеют дело.

В теоретической философии трансцендентализма ноумены - это умозрительные идеи, которым не соответствуют никакие онтологические объекты (так называемые «негативные ноумены»). В практической же философии ноуменам присуще иное интеллектуальное созерцание, например нравственное и правовое (так называемые «позитивные ноумены»).

В противоположность ноуменам феномены представляют собой то, с чем разум имеет дело в эмпирическом, чувственном познании. К ним относятся, во-первых, явления, которые люди воспринимают в опыте; во-вторых, объекты чувственного созерцания; в-третьих, сами чувственные созерцания, которые упорядочиваются категориями рассудка.

Однако явления и феномены - вовсе не одно и то же. Феномен как «себя-в-себе-самом-показывание означает особый род встречи чего-то», нечто, возникающее на границе явления и вещи в себе. Явление, напротив, указывает на «сущую в самом сущем отсылающую связь» [14, с. 31], порождаемую трансцендентальными принципами познания и воления. По Канту, феномен есть кажимость, но не вещи в себе, а субстанциального целого, которое он именует «трансцендентальный субъект», явление же представляет собой его «ткань», «тело», структуру. Феномены и ноумены противостоят друг другу как чувственно воспринимаемый (сенсибельный) и умопостигаемый (интеллигибельный) миры [15, т. 3, с. 332-333, 451-452, 486-487, 498].

Тем самым философ противопоставляет априорный (от лат. a priori - 'из предшествующего'), т. е. доопытный, и апостериорный (от лат. a posteriori - 'из последующего'), т. е. опытный, виды познания. Применение апостериорного заключается только в границах опыта, априорное познание, напротив, независимо от опыта и наших органов чувств [16, т. 3, с. 106, 128, 214].

«Чистыми» априорными, т. е. независимыми от всякого опыта, являются: во-первых, формы чувственного созерцания (пространство и время); во-вторых, категории рассудка, синтезирующие чувственные созерцания; в-третьих, принципы и методы, применяя которые можно установить условия и предпосылки познания, т. е. правила, на основе которых возможен опыт (например, «трансцендентальный метод»). Следует признать априорные основания не только в интеллекте, утверждает Кант, но также в чувственности и опирающемся на ней опыте.

В свою очередь, апостериорными называются: во-первых, эмпирические восприятия, упорядоченные формами чувственного созерцания; во-вторых, продукты категориального синтеза рассудка; в-третьих, всякое знание, возможное посредством опыта. В процессе познания, считал философ, априорная форма наполняется апостериорным содержанием, придавая научному знанию характер всеобщности и необходимости. Мышление в принципе не может выйти за границы возможного опыта, поэтому сверхопытное знание невозможно, а любые претензии на познание сверхчувственного научно несостоятельны.

Но хотя теоретическое знание не выходит за сферу опыта, оно несводимо к эмпирическим знаниям, послужившим его основой. Априорные принципы познания не заключают в себе никакого знания, они - субъективные формы синтеза чувственного созерцания и мышления. Априорное выступает только формальным условием опытного познания, не отвлеченным от опыта, а лишь конституирующим понятие опыта. Эти формы мышления Кант называет «трансцендентальными», противопоставляя трансцендентальное как имманентному, так и трансцендентному.

Трансцендентальное (от лат. transcendens - 'перешагивающий, выходящий за пределы') -это такое априорное, доопытное, которое упорядочивает чувственные, эмпирические данные, делая возможным человеческий опыт и познание в целом. Именно в применении «трансцендентального принципа» выражается активный, творческий характер познания человека как представителя рода homo sapiens. Через этот принцип «a priori представляется всеобщее условие, единственно при котором вещи могут стать объектами нашего познания вообще» [17, т. 5, с. 180]. В ходе мышления вещи сообразуются с сознанием, отмечает философ, а не сознание с вещами.

В критической философии понятие «трансцендентальное» обозначает: во-первых, всякие приемы и методы, имеющие целью априорно выявить условия и предпосылки познания; во-вторых, вопросы об отношениях представлений и предметов, обладающих абсолютной реальностью (например, немецкий мыслитель противопоставляет трансцендентальную идеальность и эмпирическую реальность пространства и времени); в-третьих, некоторые условия познания, которые выявляются посредством так называемого «трансцендентального метода» (в частности, единство самосознания, без которого принципиально невозможен познавательный процесс, основоположник критицизма называет «трансцендентальной апперцепцией», а «чистые» априорные формы познания, определяющие содержание знаний отдельных эмпирических субъектов, -«трансцендентальным субъектом»).

Всякое трансцендентальное априорно, но не всякое априорное трансцендентально, считает Кант. Несмотря на свою независимость от эмпирического опыта, трансцендентальное имеет силу лишь в нем, т. е. апостериори. Тем самым трансцендентальное, как и вообще априорное, не представляет собой явления или вещи в себе [18, т. 3, с. 105-106, 214, 338].

В свою очередь, имманентное (от лат. immanentis - 'пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо') означает эмпирическое, опытное, обусловленное нашими чувственными восприятиями; именно в нем находят применение трансцендентальные принципы познания и воления. В системе трансцендентализма это понятие обозначает: во-первых, явления как субъективные

представления; во-вторых, сферу нашего опыта; в-третьих, предметы человеческой чувственности; в-четвертых, результаты синтеза категорий рассудка; в-пятых, такие понятия разума, которые опираются на опыт; в-шестых, методы, которые определяются предметом исследования. Имманентное, подчеркивал философ, - это совокупность конкретных опытов людей, которая в трансцендентально-диалектической взаимосвязи образует способное безгранично расширяться «поле» познания и практики.

Тем самым имманентное противопоставляется как трансцендентному, так и трансцендентальному. Трансцендентное - это сверхопытное, потустороннее, выходящее за пределы опыта и его возможностей. Кант полагал, что «существует... недоступная всей нашей познавательной способности... сфера сверхчувственного, в которой мы. не можем иметь. области теоретического познания ни для понятий рассудка, ни для понятий разума» [19, т. 5, а 173].

Понятие «трансцендентное» (от лат. transcendere - 'выходить за границу') указывает: во-первых, на вещи в себе как материальные объекты, которые аффицируют человеческую чувственность, хотя при этом не происходит процесса отражения; во-вторых, на всякие в принципе непостижимые предметы, символы непознанной части всеобщего объекта познания и практики; в-третьих, на границу нашего опыта; в-четвертых, на духовные объекты, «находящиеся» за пределами опыта и самих трансцендентальных принципов разума (например, Бог, бессмертие и свобода); в-пятых, на сферу идеалов разума как полностью недостижимых целей и ценностей субъектов (в частности, совершенное правовое государство и моральное общественное устройство); в-шестых, на понятия разума, употребление которых выходит за сферу опыта и, следовательно, сверхчувственно (так, космологические идеи «чистого» разума кенигсбергский мыслитель именует «трансцендентными понятиями природы»); в-седьмых, на методы, применение которых направлено за пределы опыта [20, т. 3, а 89-90, 146, 338, 346-347, 365, 498-500, 689].

Поэтому трансцендентное - не особая онтологическая «реальность», куда можно «войти» и откуда можно «выйти» по своему усмотрению. Трансцендентное мы полагаем сами как результат и границу наших действий. Имманентным для нас выступает то, что содержится в сфере познания и практики; то, что «находится» за этой сферой, - трансцендентно. Но трансцендентное не есть и ничто, поскольку без такой границы имманентное не являлось бы самозамкнутым. Трансцендентное всегда «находится» за сферой чувственности и любых возможных представлений и теоретических построений человека, за сферой социума и культуры. Можно лишь умозрительно зафиксировать предполагаемое бытие трансцендентного в особых понятиях, которые не будут иметь под собой опытной, эмпирической основы.

Следовательно, в системе Канта трансцендентное имеет не онтологический статус реально существующих вещей, а гносеологический статус понятий теоретического и практического разума. «Трансцендентными» философ именует понятия разума, которые имеют сверхчувственное применение, выходят за рамки возможного опыта. «Основоположения, применение которых целиком остается в пределах возможного опыта, - пишет он, - мы будем называть имманентными, а. основоположения, которые должны выходить за эти пределы. трансцендентными» [21, т. 3, а 338].

Кант выявляет два вида взаимосвязи мира и человека. Первый вид - это трансценденция, исходящая из мира вещей в себе в мир человека, которая оказывает влияние на его чувственность и мир явлений в целом. «Трансценденция предстает нам тогда, когда мир познается нами уже не как. само по себе сущее. а когда он постигается как переход.» [22, с. 112].

Второй вид связи - это трансценденция как проявление в мир вещей в себе субъективности человека, его самобытия. Такая трансценденция представляет собой трансцендирование, т. е. «выхождение за пределы самого себя, переход через границы своей собственной области бытия» [23, с. 343], расширение и усложнение мира людей посредством их собственных усилий - актов познания и практики. Через трансцендирование мир вещей в себе превращается в мир вещей для нас, в теоретически и практически имманентную человеку реальность. Трансцендирование, по Канту, выступает как родовое свойство человека в качестве существа, превосходящего себя.

Таким образом, в критической философии бытие трансцендентного и его границы выявляются только в процессе трансцендирования. Само трансцендирование как полагание конечности конкретных видов деятельности людей выступает не как прорыв в трансцендентное, но как устремление к трансцендентному, поскольку граница трансцендентного есть в то же время и граница имманентного. В ходе познания и практики происходит усложнение мира человека как родового существа, расширение границ опыта как сферы приложения его сущностных сил. Трансценденция предполагает «переход» из сферы вещей в себе в сферу явлений, а трансцендирование - «выход» человека за границы своего наличного бытия, преобразование трансцендентного в имманентное, расширение и укоренение в бытии мира людей [24, с. 50-51].

Ссылки:

1. Васильев В.В. Немецкая классическая философия // Философия : учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. М., 2005. С. 111-137.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия : учеб. для вузов. 2-е изд. СПб., 2006.

3. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др. ; под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. М., 2003.

4. Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург ; Нижневартовск, 1999.

5. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 69-695.

6. Там же. С. 135.

7. Там же. С. 656-657.

8. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1965. Т. 4, ч. 2. С. 107-438.

9. Böhme G. Philosophieren mit Kant: Zur Rekonstruktion der Kantischen Erkenntnis- und Wissenschaftstheorie. Frankfurt a./M., 1986.

10. Бурханов Р.А. Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного в философии Иммануила Канта : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2000.

11. Кант И. Критика чистого разума. С. 93-94, 135, 139, 151, 301, 498.

12. Там же. С. 451-452, 498.

13. Там же. С. 333.

14. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

15. Кант И. Критика чистого разума. С. 332-333, 451-452, 486-487, 498.

16. Там же. С. 106, 128, 214.

17. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 161-527.

18. Кант И. Критика чистого разума. С. 105-106, 214, 338.

19. Кант И. Критика способности суждения. С. 173.

20. Кант И. Критика чистого разума. С. 89-90, 146, 338, 346-347, 365, 498-500, 689.

21. Там же. С. 338.

22. Ясперс К. Шифры трансценденции // Культуры в диалоге / отв. ред. А.С. Гагарин. Екатеринбург, 1992. С. 104-115.

23. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 181-559.

24. Бурханов Р.А. Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного ... С. 50-51.

References:

Böhme, G 1986, Philosophieren mit Kant: Zur Rekonstruktion der Kantischen Erkenntnis- und Wissenschaftstheorie, Frankfurt a./M.

Burkhanov, RA 1999, Transcendental philosophy of Immanuel Kant, Ekaterinburg, Nizhnevartovsk, (in Russian). Burkhanov, RA 2000, The problem of the transcendental, immanent and transcendent in the philosophy of Immanuel Kant, D.Phil. thesis abstract, Ekaterinburg, (in Russian).

Frank, SL 1990, 'Inconceivable. Ontological introduction to the philosophy of religion', Works, Moscow, pp. 181-559, (in Russian).

Heidegger, M 1997, Being and Time, Moscow, (in Russian).

Jaspers, K 1992, 'Ciphers of transcendence', in AS Gagarin (ed.), Culture in dialogue, Ekaterinburg, pp. 104-115, (in Russian). Vasiliev, VV 2005, 'German classical philosophy', in VV Mironov (ed.), Philosophy: Textbook, Moscow, pp. 111-137, (in Russian).

Kant, I 1964, 'Critique of Pure Reason', Works: 6 vols, Moscow, vol. 3, pp. 69-695, (in Russian).

Kant, I 1965, 'Metaphysics of morals in two parts', Works: 6 vols, Moscow, vol. 4, part 2, pp. 107-438, (in Russian).

Kant, I 1966, 'Critique of Judgment', Works: 6 vols, Moscow, vol. 5, pp. 161-527, (in Russian).

Karmin, AS & Bernatskiy, GG 2006, Philosophy: Textbook, 2nd ed., St. Petersburg, (in Russian).

Zorina, EV & Rakhmankulova, NF et al. 2003, Philosophy: Questions and Answers: Textbook, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.