Научная статья на тему 'Транстемпоральная супервизия'

Транстемпоральная супервизия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
438
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / СУПЕРВИЗИЯ / ИНТУИЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / РИСК / TRANSTEMPORALITY / SUPERVISION / INTUITION / INTERPRETATION / RISK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянов Олег Валерьевич

Представлен ряд концептуальных положений практики транстемпоральной супервизии. Рассмотрены основные смыслы (задание тенденции симфонизации времен), основные умения (направления открытости) и их противоположности. Представлен конспект концепции транстемпорального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the line of conceptual propositions of the practice of transtemporal supervision. The main senses (setting the tendency of times synchronization), basic skills (directions of openness) and their opposites are specified. The synopsis of transtemporal approach conception is presented.

Текст научной работы на тему «Транстемпоральная супервизия»

ТРАНСТЕМПОРАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ

О.В. Лукьянов (Томск)

Аннотация. Представлен ряд концептуальных положений практики транстемпоральной супервизии. Рассмотрены основные смыслы (задание тенденции симфонизации времен), основные умения (направления открытости) и их противоположности. Представлен конспект концепции транстемпорального подхода.

Ключевые слова: транстемпоральность, супервизия, интуиция, интерпретация, риск.

Для тех, кто мало знаком с транстемпоральным подходом, представим его основные положения.

Предмет - практика симфонизации человеком времен жизни (темпоральностей) - темпорализация действительности.

Метод - феноменологический анализ, дополненный системой транстемпоральной интерпретации.

Способы реализации метода:

1. Интуитивирование - усвоение действительности в подлиннике.

2. Интерпретирование - выражение интуитивно понятого в действенной форме на понятном в актуальном контексте языке.

Онтологическое основание. Признание того, что интен-циональность присуща и человеческому сознанию (Гуссерль), и человеческому бытию (Хайдеггер) [5-10]. Человек - это становление бытия-в-мире. В связи с тем, что человек есть становление своего бытия, имеет место асимметрия ответственности, которую можно выразить как правило: ответ и вопрос никогда не бывают равны ни по содержанию, ни по направлению, но должны быть согласованы.

Метафизическая модель - временной спектр О. Розенштока-Хюсси [12].

Асимметрия ответственности проявляется в том, что человек живет в полноте временных сфер и в их выборке одновременно, т.е. становление человека происходит в форме одного времени, но в это время транспонируются, «заземляются» и другие времена. Важна тенденция симфонизации времен в практиках становления (практиках себя). Если практика реализует тенденцию к упрощению, понижению порядка, увеличению закрытости, то человек и мир переживаются как боль и страдание. Если практика реализует тенденцию к усложнению, увеличению порядка, открытости, человек переживает радость и помогающую силу.

Пример 1. Бессонница. Надо стать на время «тихим хаосом», а человек продолжает быть «космосом», «хро-носом», «кайросом» и еще непонятно кем. Ни дела, ни отдыха. Можно принять снотворное, что означает понижение уровня своей ответственности. Ответ меньше вопроса. Это поможет. Но в масштабе жизни это путь к зависимости. Можно разобраться в причинах бессонницы (Хронос), или принять решение («об этом я буду переживать завтра», Кайрос), можно практиковать медитацию или молитву. Этот путь более рискованный, но он позволяет не просто решать проблему, но становиться в большей степени живым человеком, собой.

Пример 2. На предприятии высокий уровень стресса. Нарастает напряжение, порождающее риски кризисов. Если это напряжение вызвано дефицитом смысла в жизни сотрудников (Эрос), то делегирование им ответственности (Кайрос), увеличение их обязанностей (Хро-нос), внедрение системы наказаний (Космос) приведет к еще большему стрессу и хаосу.

Если же стресс вызван неясностью правил, отсутствием социальных норм (Космос), то разработка должностных обязанностей (Хронос) и делегирование ответственности (Кайрос) и сплочение коллектива (Эрос) дадут положительные эффекты.

В целом транстемпоральный подход позволяет видеть случаи и практики становления человеческого бытия одновременно и в динамической целостности, и в феноменологической ясности. Разумеется, для того чтобы эта возможность имела смысл и могла быть реализована, практик должен обеспечить все необходимые условия, в том числе быть подготовленным для такого уровня анализа (таблица).

Практика супервизии

В структуру транстемпорального подхода не очень точно вписываются практики терапии. Конечно, с некоторым приближением мы можем обозначить их место по основным конструктам. Например, посчитать, что поведенческая терапия в большей степени опирается на время Хроноса, на алгоритмы и последовательности, рассматривая события и явления в линейном измерении. Когнитивная терапия, с некоторым приближением, может быть отнесена ко времени Кайроса как сосредоточивающаяся на целостностях, смыслах (например, гештальт-терапия). Но дело в том, что психотерапия прежде всего направлена на личность и проблемы личности. Поэтому изначально не полна во временном и метафизическом отношении, заранее сфокусирована на одной форме становления человека.

Другое дело - супервизия. Супервизия направлена на ситуацию [4]. Мы будем понимать супервизию транстемпорально, т.е. как симфонизацию психологических практик. А.Е. Алексейчик убедительно показывает значимость супервизии как свидетельства, а не как наблюдения [11]. «Один хороший свидетель лучше десяти хороших адвокатов» (там же). Свидетельство по своей природе транстемпоральное событие, событие симфониза-ции времен. Совпали две совершенно разных причин-

Структура транстемпорального подхода

Название темпоральности Смыслы темпоральности Уровни бытия Уровни интуиции Уровни интерпретации Уровни практик

Танатос Высший порядок, связывающий все времена. Нарастание Танатоса создает воскресение, уменьшение -обыденные формы любви (привязанность забота) Экзистенция Мистическая интуиция Интерпретация в терминах духовных взаимодействий (творческая жертва) Практики Веры

Эрос Порядок отношения, порождающего высшие формы жизни. Нарастание Эроса создает творчество, смысл жизни, уменьшение -насилие индивидуальной воли Человек Интерпретация в терминах смысложизненных взаимодействий (этические принципы) Практики самопотенциализации

Кайрос Порядок воли, сознания, смысла. При нарастании Кайроса возникает отношение, целостность нового уровня, при уменьшении -редукция Личность Ментальная интуиция Интерпретация в терминах смысловых взаимодействий (самоорганизующиеся системы) Практики самореализации

Хронос Механический порядок, детерминация, последовательность. При нарастании Хроноса возникает ускорение, изменение направления хода времени, при уменьшении -разложение на первичные элементы Существо (индивидуум) Интерпретация в терминах алгоритмических взаимодействий (причинная/ целевая детерминация, правила) Практики подчинения, служения

Космос Первичный порядок. Бесконечность повторения и подобия. При нарастании Космоса возникает жизнь, при уменьшении - Хаос Организм Чувственная интуиция Интерпретация в терминах органических взаимодействий (закономерности) Практики отражения

Хаос Отсутствие порядка. Нарастание Хаоса порождает порядок Вещество Интерпретация в терминах элементарных взаимодействий (случай) Практики реагирования

но-следственных цепи. «Случайно увидел», но все при этом решительно изменилось.

Важной особенностью супервизии является ее че-ловекомерность [3]. В рамках данной статьи мы сосредоточимся на одновременном внимании к феноменологическим и динамическим аспектам ситуации, что является принципиальным положением транстемпорального подхода.

Супервизия учебной группы

В современных образовательных практиках важное место занимает опыт становления человека [3]. В инновационном обществе предметом собственности являются не знания и не информация, а каналы информации. Каналообразующими факторами во многих случаях являются факторы психологические, например интерпре-

№ 30

Сибирский психологический журнал

2008 г.

тативные способности и личностные компетенции. Но большое значение имеет и контекст, возможности для реализации человеком своих способностей [1]. Как создать атмосферу, помогающую человеку в становлении самим собой? Создать момент и тенденцию симфони-зации времен.

Пример. Учебная группа. Мотивация к учебе занижена. Нельзя сказать, что мотивация низкая. Участники намерены достичь результата и получить новый опыт, но работают сдерживающие факторы (инерция, сомнения, страхи, смущения, нормативные ограничения и пр.). Для повышения интенсивности занятий супервизор предлагает действовать в соответствии со следующим принципом: по мере уважения и хорошего отношения увеличивать требовательность друг к другу. Ничего не требовать или требовать мало означает безразличное или враждебное отношение к другому. Высокие требования означают очень уважительное и внимательное отношение. Так, например, тренер по фехтованию наносит удары своему ученику, требует от него точности движений, потому что именно его ценит. С теми, кого не ценит, тренер не занимается.

К принципу необходимо добавить предмет обучения и образовательное событие.

В этом примере важно выполнение двух задач: точного феноменологического понимания предмета (чему надо научиться) и задания конструктивной тенденции становления. Например, студентам-психологам рано или поздно надо научиться видеть и слышать другого человека. Транстемпоральная супервизия может значительно ускорить процесс обучения, построенного на опыте. Требовательность взгляда должна повышаться в меру эмпатии.

Транстемпоральная супервизия может быть применена ко многим сферам деятельности. Скажем, к управлению персоналом. Руководитель подразделения в качестве свидетеля и сотрудник в качестве свидетеля обретают права и возможности, выходящие за рамки их ролевых функций. Например, такая важная задача, как повышение квалификации топ-менеджера и повышение степени его компетенции, традиционно входит в противоречие с вопросом собственности. Менеджер со временем психологически присваивает себе компанию, когда его компетенция становится выше, чем компетенции собственника. Это может привести и к действительному присвоению компании. Никакие технические решения не снимают проблему. Некомпетентный менеджер опасен, компетентный еще опаснее. Проблему решает супервизия. Свидетельство выступает и ограничением и разрешением. Супервизия задает тенденцию. Правда, дело может требовать не одного, а нескольких супервизоров. Так, для сохранения темпов развития и целостности компании может понадобиться и супервизор-собственник, и супервизор-сотрудник, и супервизор-консультант. Необходимо такое количество свидетелей, при котором опасности предвидятся, а возможности срочно реализуются.

Транстемпоральная супервизия как способ управления рисками

В современном мире большое значение занимают не проблемы, а риски. Риском является множество событий, которые могут случиться, если предпринимать определенные действия уже сейчас. Риски охватывают не только беды, но и победы. Например, проектная деятельность связана не столько с проблемами, сколько с рисками. В современном мире риски накапливаются, появляются все новые виды рисков, все более актуализируется практика управления рисками. Что означает управление рисками? В школе выживания В. Сундакова есть девиз, отвечающий на этот вопрос: «предполагай, по возможности избегай, при необходимости действуй». Эту рекомендацию можно применить и к транстемпоральной супервизии.

На языке опыта это можно выразить так:

- своевременное предположение лучше, чем наивная беззаботность;

- своевременное предостережение лучше, чем предположение;

- своевременное действие (решение) лучше, чем предостережение.

Но супервизор должен чувствовать тенденцию становления, тенденцию выбора возможного и задавать ее своими свидетельствами. Транстемпоральная суперви-зия сама по себе является риском. Предположение может стать сплетней, оскорблением, провокацией, если не будет являться действительным свидетельством. Избегание может стать виной за упущенные возможности, трусостью, неврозом, если не будет свидетельством, а будет чем-то иным. Решения, действия и поступки тоже риск, если они не свидетельства. Как обеспечить подлинность супервизии? Как уметь увидеть?

Много про это известно из традиции экзистенциальной психологии.

Во-первых, надо уметь быть в полноте времен (быть открытым сложности бытия).

Во-вторых, надо уметь говорить от своего имени в полноте времен (быть открытым тревоге и свободе бытия).

В-третьих, надо уметь интуитивировать, т.е. фокусироваться на встрече своего Я-Мира и Себя-в-Мире (быть открытым Другому, Чужому, быть респонзивным, отвечающим).

В-четвертых, надо уметь интерпретировать, т.е. выражать целостность увиденного в понятных и точных терминах (придавать значение опыту максимально точно), быть открытым ментальности социума.

Овладеть этими средствами можно только в практике супервизии, как фехтовальщик может овладеть мастерством фехтования только в боевом опыте, предварительно изучив элементы, правила, техники и репертуары фехтовальных фраз.

Качества, обратные умениям транстемпоральной рования. В современном мире время перестает быть

супервизии, можно обозначит так: ресурсом, как это было в эпоху НТР, а становится ценой

- наивность - закрытость по отношению к сложнос- в эпоху потребления. Транстемпоральная супервизия -

ти бытия; это своего рода экономический катализатор в психоло-

- анонимность - недостаточность системности в ста- гических системах [3] : обмен валют, кредиты, гарантии,

новлении идентичности (анонимность подразумевает и расчеты, ненасильственные формы принуждения к тру-

скрытость под чужими именами, т.е. неаутентичную ду, профилактика военных конфликтов и пр. В психоло-

идентичность); гических системах все и проще и сложнее, чем в физи-

- ригидность - психологическая догматичность, не- ческом мире. Проще потому, что можно словом изме-

способность адекватно воспринимать изменения [2]; нить; сложнее потому, что материальных подтвержде-

- некомпетентность - неспособность понять дискурс, ний найти невозможно, действовать можно только си-

язык, ментальную структуру другого человека, группы, лой веры. Но из опыта последних лет могу сказать, что

социальной системы. транстемпоральная супервизия, не будучи психотерапи-

ей, оказывается очень полезной во многих случаях, ког-

Прагматика транстемпоральной идентичности да важную роль играет личностный, «человеческий»

фактор. Иногда достаточно одного сеанса транстемпоВыгодно ли практиковать транстемпоральную супер- ральной супервизии, чтобы ситуация, увиденная иначе,

визию и зачем ее практиковать? Во многих случаях вы- перед лицом свидетеля, перестала быть кризисной, скуч-

годно. Транстемпоральная супервизия отвечает потреб- ной, мучающей, а стала деятельной, осмысленной,

ности в интенсификации психологического дистанци- перспективной.

Литература

1. Галажинский Э.В. Детерминация и направленность самореализации личности. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. 182 с.

2. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: Изд-во ТГУ, 1993.

3. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности: Введение в транс-

спективный анализ. Томск: ТГУ, 2005. 174 с.

4. Кочюнас Р. Процесс супервизии: экзистенциальный взгляд «Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии» / Сост.

Ю. Абакумова-Кочюнене. Бирштонас; Вильнюс, 2005. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2271.htm, свободный.

5. Лукьянов О.В. Актуальность изучения транстемпоральных аспектов социального и психологического опыта // Вестник Томского государ-

ственного университета. 2007. № 298. С. 179-186.

6. Лукьянов О.В. Готовность быть. Предположения о транстемпоральности опыта озабоченности настоящим // Экзистенциальная традиция:

философия, психология, психотерапия. 2006. Вып. 1 (8). С. 125-143.

7. Лукьянов О.В. Морфологический анализ тел времени в экзистенциальных праксисах // Экзистенциальная традиция: философия, психоло-

гия, психотерапия. 2007. Вып. 1 (10). С. 89-104.

8. Лукьянов О.В. Принцип транстемпоральности в решении вопроса успешности и актуальности психологической практики // Сибирский

психологический журнал. 2007. № 25. С. 59-66.

9. Лукьянов О.В. Транстемпоральный принцип успешности психологической практики // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер.

Общественные науки. Приложение. Ростов-на-Дону, 2006. № 2.

10. Лукьянов О.В. Экзистенциальный анализ и природа времени. Транстемпоральный характер экзистенциального опыта // Вестник Томского

государственного университета. 2007. № 299. С. 164-171.

11. Психотерапия жизнью: Интенсивная терапевтическая жизнь Александра Алексейчика /Сост. Римантас Кочюнас. Вильнюс, 2008. 416 с.

12. Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого. Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. 608 с.

TRANSTEMPORAL SUPERVISION Lukyanov O.V. (Tomsk)

Summary. The article is devoted to the line of conceptual propositions of the practice of transtemporal supervision. The main senses (setting the tendency of times synchronization), basic skills (directions of openness) and their opposites are specified. The synopsis of transtemporal approach conception is presented.

Key words: transtemporality, supervision, intuition, interpretation, risk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.