Научная статья на тему 'ТРАНССПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК ПРЕДИКТОР РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТОЛОГИИ'

ТРАНССПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК ПРЕДИКТОР РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансспективный анализ / девиантология / компетентностные границы / TRANS-prospective analysis / deviantology / competence boundaries

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клейберг Юрий Александрович

Статья представляет собой исследование трансспективного анализа как предиктора развития девинатологии. Автор заключает, что девиантология не должна претендовать на решение вопросов, заведомо превышающих пределы ее компетентностных границ, но сегодня именно так и происходит в девиантологической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANS-PROSPECTIVE ANALYSIS AS A PREDICTOR OF DEVIANTOLOGY DEVELOPMENT

The article is a study of TRANS-prospective analysis as a predictor of deviantology development. The author concludes that deviantology should not claim to address issues that obviously exceed the limits of its competence boundaries. but today this is exactly what is happening in deviantology.

Текст научной работы на тему «ТРАНССПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК ПРЕДИКТОР РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТОЛОГИИ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10082

© Клейберг Ю.А. 2020

TRANS-PROSPECTIVE ANALYSIS AS A PREDICTOR OF DEVIANTOL-

OGY DEVELOPMENT

ТРАНССПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК ПРЕДИКТОР РАЗВИТИЯ

ДЕВИАНТОЛОГИИ

Yuri A. Kleiberg, Юрий Александрович Клейберг,

Tver State University, International Association of Тверской государственный университет, Международная

Deviantologists, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ассоциация девиантологов, доктор педагогических наук,

профессор

Для цитирования: Клейберг Ю.А. Трансспективный анализ как предиктор развития девиантологии. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 100-102.

Научная специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.

Материалы III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article is a study of TRANS-prospective analysis as a predictor of deviantology development. The author concludes that deviantology should not claim to address issues that obviously exceed the limits of its competence boundaries, but today this is exactly what is happening in deviantology.

Keywords: TRANS-prospective analysis, deviantology, competence boundaries.

В настоящее время накоплен существенный теоретико-методологический и эмпирический потенциал в девиантологической науке, требующий осмысления, сопоставления, оценки и систематизации, исходя из современных реалий социального познания, с учетом сложившейся в науке традиции и новизны. Невозможно мыслить и творить, не сравнивая.

Девиантологическая наука не является клаузулой (лат. clausula - замыкание) - замкнутой на себе самой социальной системой. Она, как мне представляется, уже определила свой вектор развития с определения эмпирических границ явлений, обозначенных другими гуманитарно-ориентированными науками (прежде всего - криминологией и социологией, а затем и психологией) в результате исследования феноменов, отнесенных к сфере социальных явлений. Она продолжает этот путь, все более расширяя и углубляя когнитивные границы об этих явлениях и феноменах. При этом девиантологи всегда прекрасно понимали, что эти феномены -

Аннотация. Статья представляет собой исследование трансспективного анализа как предиктора развития деви-натологии. Автор заключает, что девиантология не должна претендовать на решение вопросов, заведомо превышающих пределы ее компетентностных границ, но сегодня именно так и происходит в девиантологической науке.

Ключевые слова: трансспективный анализ, девиантология, компетентностные границы.

не научные идеализации, а вполне реальные социальные, криминологические и психологические конструкты, принадлежащие Homo sapiens, творению человека, и значит, исследуя эти конструкты, девиантология изучает человека в специфической ситуации - ситуации перманентного пребывания человека разумного в конфликте с социальными, правовыми и культурными нормами. Однако к де-виантологам (криминологам, социологам, психологам и др.) пока еще по-настоящему не приходит осознание того, что предметом девиантологической науки до сих пор являлась только часть целостного человека-девианта (установка, мотив и потребность), которая практически еще не изучена в ее взаимоотношениях со своим целым.

Возможно ли это сделать в ближайшей перспективе? Думаю, что возможно, но только в том случае, если человек, нарушающий социальные, общечеловеческие, правовые и т.п. нормы, предстанет в девиантологии в качестве сложнейшего устройства - транспарнетной (прозрачной), от-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

крытой и самоорганизующейся системы, то есть в контексте целостного, системно представленного, субъекта. А причинно-следственные связи, мотивы, потребности, установки, ценностные ориентиры, взаимосвязи и т.п. будут изучаться в качестве важнейших звеньев этой системы, обеспечивающие самоорганизацию и саморазвитие человека.

Важным функциональным признаком такой системы могла бы быть реализация позитивной психической деятельности (и не только), направленной на триединство: на человека, для человека и с человеком. Это чрезвычайно важно с практической точки зрения: что делает, и что будет делать человек, сознательно ориентированный на девиантные проявления, не отвечающие его возможностям и текущему состоянию. Это важно и для своевременной превентивной, профилактической и коррекци-онно-реабилитационной работы. Это необходимо, наконец, для определения функциональных, иерархических, субординационных, координационных, субкультурных связей со своим целым - системой, созданной, по сути, для формирования жизненных перспектив каждой личности. В целом речь идет о том, что лучшим предиктором будущего поведения является поведение в прошлом [3].

Проблему формирования жизненных перспектив, как правило, рассматривают, начиная с подросткового возраста, когда актуальным становится вопрос самоопределения (Е.И. Головаха, А.И. Федоров, И.А. Ральникова, С.А. Иванушки-на, С.А. Башкова, Г.С. Малучиев, А.В. Мартынова, А.Г. Хаймина, Э.В. Прусова, Ж.А. Леснянская и др.). Перспективы будущего в подростково-молодежном возрасте и объективно, и субъективно оказываются значительно более значимыми других структурных компонентов временных перспектив - прошлого и настоящего [7, с. 29-38].

Антропологизация (гуманизация, гуманитаризация, онтологизация) девиантологического познания уже заметна как тенденция, но сама эта тенденция еще не понята как выражение тех закономерностей, которые определяют самодвижение девиантологического познания, и тех механизмов, которые обеспечивают саморазвитие науки как прогрессивного движения девиантологи-ческой мысли.

Если девианто-логия, как «человеко-размерная система» (термин В.С. Степи-на [8]) прогрессирует

как транспарентная (открытая, прозрачная) система, если человек в своем становлении подчиняется неким закономерностям, осознать которые можно только в рамках представления о человеке как открытой саморазвивающейся системе, то должен быть отработан и реальный способ познания процессов становления, адекватный для сложных «антропоразмерных» систем. Таким методом, по нашему мнению, и является трансспектив-ный анализ, для которого характерны системность и прогностичность и который является предиктором (от англ. «прогнозировать», «предсказатель»), прогностическим параметром, методом прогнозирования социальных явлений и ситуаций.

Трансспективный анализ способствует выявлению проблемы теоретико-методологического и методического характера в современной науке, которые детерминируют пересмотр эмпирического аппарата науки. Трансспективный анализ в девиан-тологической науке - «эскалатор усложняющихся форм» (термин В.Е. Клочко, 2005) - позволяет не только спрогнозировать тенденцию развития имеющихся в настоящем асоциальных проявлений в социальной среде и появление новых - в будущем, их динамичность, но и выявить динамику изучаемых процессов и событий - хронотопов.

Схематично причинно-образные связи транс-спективы с конструктами-образами прошлого, настоящего и будущего в индивидуальном сознании можно представить следующим образом:

Как видно, причинно-образные связи между событийными ситуациями прошлого, настоящего и будущего взаимосвязаны. Внутри сферы размещен «образ Настоящего», который ситуативен, эпизодичен и преходящ: человек в течение всей жизни движется, от ситуации к ситуации выстраивает трансспективу собственной жизни. Однако для осознания собственной трансспективы жизненного пути от «прошлого» к «будущему», природа наделила человека образной памятью - образным, интеллектуально-эмоциональным конструктом. Именно образная память от «образа

«Настоящее прошлое» (память, как деализированный Конструкт)

) «Настоящее будущего» (надежды, мечты, цели, планы). Ирреальное / Перспектива

«Настоящее настоящего» Трансспектива - это восприятие времени + Представление о времени + осознание Образа Будущего.

Прошлого» «ведет» человека через «образ Настоящего» к «образу Будущего». Эти образы составляют непосредственные мотивационные конструкты социального поведения личности [6], ориентированной, в том числе, и на девиантные поступки, и составляют основу мысле-образного отчета за свои действия и поступки, влияют на особое состояние социальной среды, ее хаосмос.

Однако на этом пути наблюдается асинхрон-ность в восприятии и оценке себя и своих мотивов и поступков, что часто проецируется на поведенческих аттитюдах и диспозициях.

Асинхронность между образами «прошлого», «настоящего» и «будущего» может расцениваться, либо как фактор социально-психологической дезадаптации (К. Хорни), либо как первопричина личностных нарушений (К. Роджерс), либо как один из параметров низкой самоактуализации личности (А. Маслоу), либо как источник конкретных психических расстройств - депрессии и тревожности (Т.Хиггинс), либо как дерминанта конфликтного, девиантного и криминального поведения (Ю.А. Клейберг).

Трансспективный анализ использовался также для исследования становления истории науки: психологического познания (В.Е. Клочко); идеи бесконечности общения людей разных эпох, опосредствованном культурными памятниками и опытом народа, как основы исторической памяти (П.А. Сорокин); проблемы стресса в психологии (Т.Г. Бохан); индивидуальной временной транс-спективы (В.И. Ковалев); становления психологии жизненного самоосуществления (И.О.Логинова); коммуникаций человека (В.И. Екинцев); в качестве модели пиарологии как нелинейной когнитивной системы (И.П. Кужелева-Саган).

Сейчас трансспективный анализ может быть использован в парадигмальном ракурсе, как: медиативная концепция в тандеме с ювенальной де-виантологией (Ю.А. Клейберг); как методология формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа (М.Э. Паатова); в качестве девианто-логического предиктора, отображающего характеристики трансспективы подростков, их временные ориентации, переживание и атрибуцию времени (Ю.А. Клейберг) и др. Естественно, для транс-спективного анализа необходимы соответствующие индикаторы. Таковыми могут являться: локус атрибуции контроля; локус каузальной ориента-

ции, суверенность психологического и жизненного пространства, актуализация образов настоящего и прошлого и др.

В то же время я отдаю себе отчет в том, что де-виантология не должна претендовать на решение вопросов, заведомо превышающих пределы ее компетентностных границ. И, тем не менее, не хотелось бы впадать в трюизм напоминанием притчи о слепых мудрецах, которые изучали слона. Пока же приходится констатировать, что именно так и происходит в девиантологической науке. Однако это явление временное.

Библиографический список

1. Галажинский Е.В., Клочко В.Е. Категория «отношение» в психологии в свете парадигмальной динамикинауки//Мирпсихологии.-2011 .-№ 4(68).-С.16-21.

2. Герасимов Г.И. Прошлое как объект истории // Бытие: исторические исследования. - 2017. - № 10. -С.1-19.

3. Клейберг Ю.А. Основы психологии деви-антного поведения : монография. - 2-е изд. - М., 2019. - 246 с.

4. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы формирования ментального пространства личности (введение в транс-спектативный анализ). - Томск, 2005. - С. 34, 36.

5. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации жизненного времени : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1979.

6. Наттен Дж. Мотивация, действия и перспективы будущего. - М. : Смысл, 2004. - 608 с.

7. Смирнова Я.К., Ральникова И.А., Гурова О.С. [и др.] Временная ориентация как составляющая построения жизненных перспектив подростков, оставшихся без попечения родителей // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по мат. I-й стажер научно-практический. Conf. № 1 (1). - Новосибирск, 2017. - С. 29-38.

8. Степин В.С. Научные знания и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - № 10. - С. 3-18.

9. Тагаложокова Л.В. Временная децентрация как психологический маркер переживания личного кризиса // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2017. - № 2. - Том 1.

10. Эриксон Э. Идентичность: молодежь и кризис / пер. с англ. : учебник / под ред., предисловие. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М., 2006. - 342 с. - (Библиотека зарубежной психологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.