Научная статья на тему 'Десоциализация и дегуманизация личности в ситуации социальной турбулентности: психолого-девиантологический дискурс'

Десоциализация и дегуманизация личности в ситуации социальной турбулентности: психолого-девиантологический дискурс Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1423
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ДЕГУМАНИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / ДЕВИАНТОГЕННЫЕ РИСКИ / PERSON / DESOCIALIZATION OF PERSON / DEHUMANIZATION OF CONSCIOUSNESS / PSYCHOLOGICAL SECURITY / CULTURE OF PERSON / SOCIAL TURBULENCE / DEVIANTOGENIC RISKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клейберг Юрий Александрович

Автор исследует психолого-девиантологический дискурс десоциализации и дегуманизации личности в ситуации социальной турбулентности и риска, используя триединство взаимосвязанных методологических оснований: десоциализация личности в контексте психологии девиантного поведения, дегуманизация сознания личности, психологическая безопасность культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Desocialization and dehumanization of person in the situation of social turbulence: psychological and deviantological discourse

The author researches psychological and deviantological discourse of desocialization and dehumanization of the person in a situation of social turbulence and risk using the trinity of related methodological reasons: desocialization of the person in the context of the psychology of deviant behavior, the dehumanization of the person’s consciousness, the psychological security of person’s culture.

Текст научной работы на тему «Десоциализация и дегуманизация личности в ситуации социальной турбулентности: психолого-девиантологический дискурс»

Клейберг Юрий Александрович

доктор юридических, педагогических, психологических наук, профессор, Московский государственный областной университет (e-mail: [email protected])

Десоциализация и дегуманизация личности в ситуации социальной турбулентности: психолого-девиантологический дискурс

Автор исследует психолого-девиантологический дискурс десоциализации и дегуманизации личности в ситуации социальной турбулентности и риска, используя триединство взаимосвязанных методологических оснований: десоциализация личности в контексте психологии девиант-ного поведения, дегуманизация сознания личности, психологическая безопасность культуры личности.

Ключевые слова: личность, десоциализация личности, дегуманизация сознания, психологическая безопасность, культура личности, социальная турбулентность, девиантогенные риски.

Yu.A. Klayberg, Doctor of Law, Pedagogics, Psychology, Professor, Moscow State Regional University; e-mail: [email protected]

Desocialization and dehumanization of person in the situation of social turbulence: psychological and deviantological discourse

The author researches psychological and deviantological discourse of desocialization and dehumanization of the person in a situation of social turbulence and risk using the trinity of related methodological reasons: desocialization of the person in the context of the psychology of deviant behavior, the dehumanization of the person's consciousness, the psychological security of person's culture.

Key words: person, desocialization of person, dehumanization of consciousness, psychological security, culture of person, social turbulence, deviantogenic risks.

Современное человечество живет в эпоху социальной турбулентности и риска, когда сохраняется угроза взаимного уничтожения, зависть и алчность смешаны со страхом за свое будущее; дефицит невосполнимых ресурсов, девальвация общечеловеческих ценностей и деградация личности имеют тенденцию к росту; увеличивается число деструктивных актов девиантогенного и криминогенного характера, в которых целенаправленно проявляется насилие и жестокость; не исключен риск аннигиляции (уничтожения) всего живого на Земле (омницид).

По мнению О.Н. Яницкого, турбулентность -это всепроникающий риск деградации и разрушения вследствие нового этапа передела мира и его ресурсов, непримиримого конфликта культур, отягощенного локальными конфликтами и войнами [1]. Турбулентность активизирует и провоцирует многие проявления девиантогенного характера.

Усиливающаяся социальная турбулентность и стремительно растущая социальная нестабильность в обществе, которыми изобилует

современная политическая, экономическая и культурная жизнь, имеют в своей основе спиралевидное развитие, которое напрямую затрагивает такие социономические (помогающие) процессы, как позитивная социализация и гуманизация, превращая их в свою противоположность - десоциализацию и дегуманизацию.

В связи с этим необходимо сделать три существенных и взаимосвязанных методологических акцента: десоциализация личности в контексте психологии девиантного поведения; дегуманизация сознания личности; психологическая безопасность культуры личности.

1. Десоциализация (desocialization) представляет собой психолого-девиантологический процесс, означающий утрату индивидом приоритетов, определенных социальных ценностей, норм и ориентиров, сопровождающийся отчуждением индивида от определенной социальной группы [2, с. 29]. Это не что иное, как разрушение процесса социализации, при котором личность постепенно теряет приобретенные социальные качества. По мнению Э. Фромма, «самые прекрасные, как и самые

150

уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате процесса формирования личности» [3]. Этот процесс называют социализацией. Десоциализация же - это «неудачная социализация» (термин Н. Смелзера, 1998). Согласно теории И. Гоффмана, десоциализация заходит так глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей [4].

Автор статьи склонен считать, что десоциализация обладает социально-психологическими, девиантологическими свойствами, такими как процессуальность, детерминированность, реальность, а также эпатажность, манипуля-тивность, обманчивая уверенность в чем-то, симулятивность, псевдопозиционирование, си-мулякр и др.

Примечательно следующее: в целом эта характеристика соответствует состоянию «быть-впереди-себя» (термин М. Хайдеггера, 2001) как одна из важных экзистенциальных потребностей и сущность личности.

Данный тезис ставит перед исследователями (в первую очередь девиантологами - психологами, социологами, криминологами и др.) множество проблем и вопросов.

Социальное пространство сегодня, с одной стороны, изобилует привлекательной, романтической информацией, предоставляет человеку относительную анонимность, с другой стороны, оно не дает свободу позиционирования своего «Я», усиливая, тем не менее, иллюзорность своего «Я» с помощью социальной сети, СМИ. Усиление «Я» осуществляется не за счет реальных успехов личности, а через ощущение принадлежности к социальной группе, субкультуре, позволяющее ей чувствовать сильное «Мы». Тем не менее, это не дает личности стопроцентной гарантии, что человек сможет «одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне» [4].

Однако незавершенность процесса личностной идентичности в ювенальном возрасте, в котором всегда присутствует момент недовольства собой, определяет стремление к некоторому целостному «Я». В Интернете конструируется и трансформируется в альтернативных

образах собственное «Я», часто принимающее девиантные и криминальные формы самоидентификации. Такая трансформация знаменует увеличение разрыва между реальными и ирреальными образами «Я». Десоциализа-ция и самоидентификация осуществляются динамично, путем постепенного отхода от общепринятых, насажденных ценностей, норм и представлений. Их отторжение весьма широко распространено, особенно в интернет-среде.

Формирование отношения к себе, другим людям и миру в целом в процессе социализации может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное отношение (positive attitude) предполагает само-деятельность (self-activity), направленную на созидание, новаторство, позитивное творчество, саморазвитие, удовлетворение экзистенциальных потребностей, таких как (по Э. Фромму, 1973) ответственность за кого-то; потребность в преодолении путем созидания; потребность в корнях, основах, чувстве стабильности и прочности; потребность в преданности, в посвящении себя высшей цели, что дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом; потребность в идентичности, тождестве с самим собой. Любое позитивное отношение предполагает «продуктивную любовь» (термин Э. Фромма) к людям, миру и к себе. При этом сама любовь может носить инстинктивный характер и быть тождественной инстинктивным желаниям, а может быть осознанной, возвышенной, созидающей.

Негативное же отношение (negative attitude) является антиподом позитивного, оно всегда носит деструктивный, разрушительный характер и направлено на саморазрушение, полную аннигиляцию (уничтожение) личности изнутри. Здесь уместна аналогия с теорией Дарвина, в соответствии с которой не способный к существованию организм уничтожается, т.к. не может адаптироваться к условиям существования, оказывается слабым звеном в живой природе.

Причина, по всей видимости, кроется в том, что с девиантологической точки зрения налицо не только противоречие, конфликт двух по своей сути сходных начал, находящихся на разных социальных полюсах (позитивное -негативное), но и возможность взаимоперехода одного в другое (единство противоположностей). Творчество тоже может иметь черты деструктивности, некоторые формы негативизма могут являть собой элементы творчества. М.К. Бахтин в этой связи замечает, что «...два принципиально различных, но соотнесенных

151

между собой ценностных центра знают жизнь: себя и другого, и вокруг этих центров распределяются и размещаются все конкретные моменты бытия» [5, с. 158].

Это, безусловно, характеризует процесс взаимосвязи двух взаимодействующих элементов социальной и личностной системы (внутреннего и внешнего проявления, деятельности, поведения, отношения личности к себе, другим людям и миру) как девиантологический процесс. Внутреннее взаимодействие (internal interaction) - это всегда какая-либо связь (link), оно осуществляется внутри целостного образования, направлено на него. Внешнее взаимодействие (external interaction) - это всегда какое-либо столкновение (collision), оно направлено не на сохранение, а на изменение, нарушение и искажение взаимодействующих объектов, дестабилизацию и дисгармонию, а в целом - на десоциализацию. Турбулентные состояния в общественном развитии способствуют этим процессам.

Все, вероятно, зависит от быстроты и адекватности такого взаимоперехода, переключения с одного компонента (позитивного) на другой (деструктивный) и наоборот при их определенном личностном соотношении, оценке и самоопределении, которые могут осуществляться через самосознание («^gito ergo sum»). Подобный взгляд помогает всесторонне рассмотреть проблему, увидеть ее в новом свете.

Социальная турбулентность, несомненно, ускоряет процесс десоциализации личности, во многом упрощая сам процесс социализации, делая его примитивным, ущербным, агрессивным, жестоким и неперспективным. При этом происходит утрата индивидом навыка приобретения позитивного социального опыта, ценностного ориентира, отражающаяся на его поведении, жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде, вплоть до полной потери связи с ней.

Современные IT-технологии и чрезмерное пользование Интернетом ускоряют процесс деструктивной десоциализации, трансформируют и дегуманизируют личность, которая зачастую не может восстановить уже освоенные ценности, нормы и роли в полном объеме. Личность сознательно теряет свой потенциал самореализации и саморазвития, обычного образа жизни. По сути, речь идет о распаде и деградации личности, приводящих к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и асоциальной направленности .

Однако важную роль, наряду с Интернетом и информационными технологиями, в механизме десоциализации личности играют воспитание и подростково-молодежные (ювенальные) субкультуры, которые, как правило, имеют собственную систему ценностей и норм, отличающуюся от доминирующей в обществе культуры и морально-правовых норм или противоречащую им. Ювенальные субкультуры девиантной ориентации являются активными трансляторами девиантного и криминального социального опыта. Механизм десоциализации личности здесь представляет собой принятие ею норм девиантной (криминальной) субкультуры в качестве социально-психологической защиты от преимущественно насаждающего и доминирующего характера действия социальных институтов социализации (семьи, школы, СМИ и т.п.).

2. Дегуманизация - процесс, затрудняющий идентификацию личности, обезличивающий и обесценивающий ее образ.

Для дегуманизации характерны: пренебрежение к личности как таковой или отдельным общностям людей (нациям, расам, группам по половому и религиозному признаку); обесценивание человеческой жизни; лояльное, порой позитивное отношение к насилию; категоричность мышления в том, что касается отрицания высших проявлений человечности, толерантности и гуманности.

Психолого-девиантологическую основу дегуманизации сознания личности образует, вероятнее всего, уязвленное чувство самолюбия, неспособность преодолеть комплекс неполноценности на путях подлинно созидательной активности, позитивной самоидентификации и т.п., что провоцирует в конечном счете проявление девиантного и криминального поведения и приводит к ситуациям имманентного личностного и социального риска.

Для понимания сущности и содержания закономерностей дальнейшего развития явления дегуманизации сознания личности в ближайшей и более отдаленной исторической перспективе и роли молодежи в нем необходимо определить то общее, что характерно для поликультурной среды современного общества. В условиях социальной турбулентности и растущей неопределенности в мире этим общим признаком как раз является риск, выступающий в качестве детерминирующего фактора, обусловливающего жестокость и агрессию.

Негативные явления (экстремизм, наркомания, преступность и т.п.) часто выступают как эпатажный и манипулятивный механизм воз-

152

действия субъектов взаимодействия друг на друга, имеющий социально-психологическую и девиантологическую основу, создающий угрозу эффективному функционированию субъектов и институтов поликультурной среды и способствующий развитию маргинальной криминализации в обществе. Особенно подвержены деструктивным психологическим воздействиям подрастающие поколения [6; 7; 8; 9; 10; 11].

Многие молодые люди не осознают до конца всей пагубности негативных явлений и не могут адекватно оценить все последствия и масштабы их негативного влияния на сознание, здоровье и в целом на жизнь человека. Наркомания имеет много внешне скрытых проявлений. Имеющаяся официальная статистика не дает и не может дать полного представления о серьезности проблемы из-за ее латентности.

Наркомания - это стимулирование специальными медицинскими или природными препаратами и средствами (наркотиками) появления возбужденного или угнетенного состояния центральной нервной системы человека с последующей физической и психологической зависимостью от них. Главной причиной наркотической аддикции является эффект эйфории и «ухода» от проблем, жестокой реальности, сложности бытия.

Наркомания характеризуется появлением необратимых изменений в психике людей: более чем в 50% случаев наблюдается снижение памяти и интеллекта, а у 75% молодых людей происходит заметное снижение морально-этических качеств, деградация личности. Эти типичные последствия наркомании и определяют социальную опасность наркоманов. К медико-социальным последствиям наркомании следует также отнести высокую вероятность заболевания СПИДом, смерть в результате случайной передозировки, самоубийства, несчастные случаи в состоянии наркотического опьянения и т.п.

На протяжении последнего полувека одной из наиболее часто упоминаемых в информационном пространстве мира угроз человеку и человечеству является экстремизм. Среди острых политических, экономических и социальных проблем современности экстремизм представляет одну из главных опасностей. Он вошел и в жизнь современного российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны.

Политический радикализм и диверсион-но-экстремистские методы ведения операций создали предпосылки возникновения современного экстремизма и терроризма.

Среди известнейших международных экс-тремистско-террористических организаций выделяются: «Исламское государство», «Ир-

ландская республиканская армия», «Хамас» -исламистское движение, «Хезболла» (партия Всевышнего), «Тигры освобождения Тамила», «Фронт освобождения Палестины», «Аль-Каида» (Мировой исламистский фронт джихада) и др.

Социальные опасности в нашем обществе вызваны, прежде всего, низким духовным и материальным уровнем жизни. Следствием социально-экономических трудностей в государстве стало не только ухудшение жизненного потенциала населения, но и развитие негативных и очень опасных явлений (коррупция, взяточничество, наркомания, алкоголизм, рост преступности и др.), а в целом - криминальная маргинализация общества.

Интегративный подход вполне отвечает ключевым положениям методологии деви-антологической науки (содержание теорий производно от исходных понятий и логически непротиворечивых положений, отличается целостностью системы понятий и др.) [12] и опирается на девиантологическую синтагму - систематизированную и логически выверенную систему знаний, полученных на базе разных парадигм [7].

Профилактика негативных явлений, социальная помощь наркозависимым и склонным к употреблению наркотиков гражданам, борьба за здоровый образ жизни помогут снизить угрозу экстремизма. Однако, как отмечает Л.Н. Рыбакова (2014), основная проблема российской наркоситуации заключается в том, что профилактическая работа ведется методом атак, наскоков преимущественно среди несовершеннолетних, используются методы, адресованные когнитивной сфере психики («пойми», «запомни», «знай» и т.п.). При этом в научной литературе наркомания давно признана биопсихосоциальной болезнью, затрагивающей ценностные и нравственные аспекты жизни человека в обществе. Это означает, что профилактическая работа не может ограничиваться подростково-молодежной категорией и должна, помимо лекций и консультаций, включать интерактивные формы работы с аудиторией, а также создавать стойкий мотивацион-ный иммунитет к наркотикам и психоактивным веществам [13, с. 36-37], что и будет залогом успешной профилактики экстремизма.

Следует понять, что в состоянии социальной турбулентности дегуманизация сознания затрудняет личностную идентификацию, обезличивает и обесценивает ее, в результате чего утрачиваются ценности человеческой личности, создается своеобразный «антиидеал» человека. При этом личность теряет свою уникальность и неповторимость. «Что есть человек, когда он занят только сном и едой?

153

Животное, не больше», - изрекает один из персонажей У. Шекспира. Очевидным является то, что дегуманизация сознания предполагает лишение всех представителей аутгруппы подлинно человеческих качеств : люди , став -шие объектами дегуманизации, сравниваются с нечеловеческими существами (животными, стадом).

Очевидным является также и то, что дегуманизация сознания - это многоуровневое явление, которое характерно как для индивидуального, так и для коллективного сознания. В первом случае дегуманизация может проявляться в форме обезличивания личности. На уровне коллективного сознания дегуманизация возводится в ранг идеологии. Некоторые исследователи (Дж. Рубин, 2002) приходят к выводу относительно того, что дегуманизация, кроме обезличивания других людей, рано или поздно приводит и к самообезличиванию, т.е. утрате осознания собственной идентичности.

3. В связи с ситуацией социальной турбулентности последние десятилетия все больше и больше в российском поликультурном пространстве актуализируется проблема безопасности не просто личности, а ее культуры в целом (нравственной, духовной, информационной, образовательной и т.п.). Это обусловлено, с одной стороны, растущим научным интересом к данной проблеме, персонализацией и персонификацией идей, научных концептов, т.е. всего того, что составляет процесс развития личности (в широком смысле слова), а с другой стороны, усиливающимися социальными рисками девиантогенной (криминальной) маргинализации личности, потерей ею чувства культурной идентификации и как результат -утратой или деструктивной трансформацией духовно-нравственных ценностей и ориентиров, социокультурных смыслов жизни, размыванием в личности уникальной этнонацио-нальной основы, того таинственного «центра личности» - «я», о котором писал А.Н. Леонтьев [14, с. 228]. При этом деформируются и разрываются межиндивидные связи, в которых личность является носителем, воспроизводителем и транслятором своей индивидуальности и культуры.

В этой связи актуальным является анализ проблемы психологической безопасности культуры личности при наличии рисков в современном российском обществе. О безопасности общества и личности говорится, прежде всего, в законодательных и юридических документах: Конституции РФ, Федеральном законе РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера», Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и др. Многие аспекты безопасности личности исследуются в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Всего этого явно недостаточно для формирования (развития) у личности чувства уверенности, безопасности, а также для самозащиты и выбора альтернативных способов реагирования на социальные риски, связанные с усвоением, репродуцированием и транслированием культуры общества, воспитанием индивидуальной культуры.

В широком смысле термин «психологическая безопасность» употребляется для обозначения любого поведения, предупреждающего и устраняющего психологический дискомфорт личности.

В нашем случае под психологической безопасностью понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-экономических, социокультурных и политических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления ее прав. Или же под психологической безопасностью личности можно понимать состояние динамического баланса внутреннего потенциала субъекта и внешних условий, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью (отсутствием деформаций, нарушений и трудностей, а также толерантностью) [15].

В любом случае психологическая безопасность личности предполагает опыт «использования», «натренированность» индивидуальных защитных механизмов, способных защитить духовно-психический потенциал личности, реализовать его в процессе жизнедеятельности и сохранить его целостность. Речь идет о выборе необходимой стратегии, обеспечивающей психологическую безопасность личности и ее культуры. Такие стратегии разработаны психологами, и они достаточно многообразны. Для самообеспечения безопасности в научной литературе описаны шесть таких стратегий:

1. Стратегия избегания.

2. Консервативная стратегия.

3. Стратегия копирования.

4. «Впитывающая» стратегия (ассимиляция).

5. Стратегия коммуникативного резонанса.

6. Стратегия развития [15].

Однако известно, что личность как сложно организованная система отношений несет в

154

себе повышенную внутриличностную противоречивость и конфликтность, которые часто находят свой «выход» в различных видах и формах девиантного поведения. Тем самым личность через удовлетворение одной из важных эссенциальных (от лат. essentia - сущность) потребностей и одновременно через готовность приобрести онтологический статус в социальной группе (субкультуре) обеспечивает актуализацию себя как субъекта деви-антогенного персоногенеза и закрепляет за собой определенные паттерны девиантного сознания, поведения и мышления. Это своеобразная борьба человека за самого себя, причиной которой может являться «чувство силы, борьбы и превосходства» (термин В.А. Снегирева). У «Человека борющегося», по В.А. Снегиреву, присутствует «чувство свободы», необходимое ему для изменений, формирования и развития [16, с. 302]. Очевидно, борьба позволяет человеку приспособиться к социуму, сориентироваться в культурных традициях, нравственном и правовом алгоритме бытия, понять, насколько индивидуальные возможности могут быть полезны и эффективны для самоутверждения и саморазвития, чтобы быть готовым к адекватному противостоянию воздействиям рискогенных ситуаций и тем самым обезопасить свою культурную идентичность. Это очень важно, поскольку в течение всей жизни человека сопровождает борьба нравственного с безнравственным, добра со злом, усвоенных им норм права и морали и деятельности (поведения) и т.п., мотивируя и провоцируя его девиантные поступки.

Тем не менее, вопросам психологической безопасности культуры личности в ситуациях социального риска не уделено должного внимания учеными, либо они вспоминают об этом вскользь, мимоходом, опосредованно и касаются главным образом опасного воздействия рискогенных факторов в системе «человек - социальная среда», «человек - общество» и способов защиты от них в чрезвычайных ситуациях. Аспект безопасности культуры в целом и личности в частности учеными не затрагивается.

Уместным будет напомнить, что культура личности в специальной научной литературе рассматривается с нескольких сторон: в гносеологическом плане культура личности есть знания, совокупность смыслов существования; в функциональном аспекте она представляет собой динамический процесс, в котором закономерно проявляются ее культурно-генетическая и деятельностно-творческая природа, характер ее реального культурного бытия; в аксиологическом плане культура личности выступает как образование, локализующееся вокруг определенных групп ценностей, носящих

для нее базовое начало, и генерирующее их; с онтологической точки зрения она зафиксирована как самосозидающий, духовноосваиваю-щий, информационный и нравственно ориентированный феномен [5].

Соглашаясь с данными точками зрения на феномен «культура личности» и понимая под ним целостность природных, психологических и социокультурных характеристик личности, проявляющихся в активной творческой позитивно-созидательной деятельности, мы, тем не менее, рассматриваем культуру личности, используя разработанный нами девиантологиче-ский подход, ставя под сомнение уверенность В.А. Снегирева в том, что «любое желание, действие человека носит нравственный характер» [16, с. 688], направлено на самопроявление нравственной индивидуальности. Было бы идеально, если бы сегодня все было именно так, как искренне полагал ученый в конце XVIII в.

Безопасность культуры личности, вероятно, предполагает некий способ борьбы, даже риск, как своеобразный нравственно-психологический тренаж, ориентированный на избавление личности от неудовлетворенности собой, комплексов, которые она стремится преодолеть. Создавая или совершенствуя личностную культуру, такая борьба, такой риск могут быть оправданы при условии, что связаны с культу-ротворчеством, являются способом позитивной творческой самореализации. Если же речь идет о культивировании в себе деструктивного риска, а потом его преодолении, которое сопровождается получением удовольствия и наслаждения, то мы имеем дело с глубокими психолого-психиатрическими личностными изменениями. И первый (творческая самореализация), и второй (аутодеструктивная мотивация) случаи находятся в плоскости девиан-тологического научного интереса [7; 11; 17].

Что касается безопасности личности, то совершенно очевидным является и то, что как и в биологической, так и в социальной природе человека всюду подстерегает опасность, поскольку он является сложноорганизованной открытой системой, к важнейшим психическим состояниям которой относятся опасность и безопасность. При возникновении какой-либо опасности происходят некоторые изменения в деятельности системы «Человек», которые могут обладать как позитивным, так и негативным эффектом. Все дело в переходе пороговых значений нормального состояния в зону критичности, опасности и способности системы «Человек» регулировать уровень воздействующей на нее опасности (управлять им).

Согласно современным воззрениям на взаимодействие субъекта со средой, сформулированным в основном в трудах Ж. Пиаже, управ-

155

ление опасностью может осуществляться по нескольким сценариям:

система ассимилируется в ситуации и «снимает» таким образом сам факт опасности;

система адаптируется к ситуации и, восприняв наиболее соответствующие ситуации параметры, воздействует на опасность;

система принимает меры к изменению опасной ситуации в соответствии со своими параметрами (Ж. Пиаже, 2004) [15].

Личность сознательно или на уровне подсознания всегда стремится к гармоничным отношениям с миром, социумом и самой собой. Но этот процесс не бывает безмятежным. Однако глубина и сила переживаний у разных людей существенно отличаются и зависят от следующих факторов:

уровень развития личности (сознания) - чем он выше, тем болезненнее кризис; социокультурные особенности; личностные и характерологические особенности;

вид кризисного состояния, переживаемого человеком;

социально-психологические особенности, социальный статус.

Специфика феномена безопасности культуры личности, по нашему мнению, заключается в осознании личностью своей уникальности, способности и готовности развивать свой духовно-нравственный и деятельностно-созида-тельный потенциал, гармоничные отношения и толерантность независимо от того, в какую систему общественных отношений личность включена и какой социальный статут имеет.

Современная российская история, начиная с «легендарных» 1990-х гг., создала условия для социальной турбулентности, огромного количества всевозможных рисков, препятствующих позитивной социокультурной и экономической динамике в обществе; породила неслыханную коррупцию, взяточничество, круговую поруку во всех эшелонах власти, такие виды преступлений, которых в недавнем историческом прошлом не было (похищение людей, терроризм и экстремизм, подростковая проституция, детский суицид, насильственные преступления, жестокость и интолерантность и т.п.); спровоцировала такие социальные явления, как массовая безработица, обнищание народа, социальное сиротство, беспризорничество и попрошайничество, наркотизация и алкоголизация подрастающих поколений; обнажила критические точки общественного развития, способствующие появлению чрезвычайных социальных ситуаций (основательный демонтаж сложившейся уникальной ментальной системы целого народа), обрекла общество на массовую

дезориентацию и утрату индентификации как на индивидуальном, так и на групповом уровне, на антагонизацию социальной структуры, маргинализацию и криминализацию общества, деградацию населения, разрушение личности, отторжение власти народом, депопуляцию страны и др. Все это представляет серьезную угрозу не только отдельно взятой личности, но и обществу в целом и, если хотите, - государственности [11; 17].

Поэтому безопасность в системе «личность - общество» не может мыслиться вне нравственно-духовной (шире - культурной) безопасности. Это в первую очередь касается СМИ, Интернета, рекламы, пошлых, безвкусных и безнравственных телепередач и программ, псевдокультуры, поглощающих образовательный и воспитательный процесс и часто замещающих семью и школу. В результате происходит смещение оценочных акцентов в функционировании всех социальных систем (экономической, политической, образовательной, семейной, личностной и т.п.).

И вот что мы на сегодня имеем (данные по Московской, Тверской и Ульяновской областям за 2013-2015 гг., выборка - 1633 чел.): рост преступности и самоубийств среди детей и подростков; 25% подростков, совершивших правонарушения, находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; 63,4% подростков имеют опыт употребления психотропных средств; 26% подростков употребляют наркотики достаточно регулярно; более 36% подростков готовы разрешать конфликты силой, при этом треть из них выбирает нож или иное холодное оружие, а 14% предпочли бы что-нибудь стреляющее; о своей готовности к совершению кражи заявили 48% опрошенных, к нетерпимости и избиению человека - 64,2%, проституции - 33% подростков. Год от года растет число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, все больше становится подростков-рецидивистов. Анализ показывает, что многие дети потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой. Современная школа часто сама провоцирует детей на нервозность, грубое и агрессивное поведение. Это она, школа, не оставила детям никакой альтернативы, по сути, выдворила их на улицу. В то же время на этом фоне, как показывают наши исследования, усиливается влияние уличных авторитетов. Детские приемники переполнены юными беспризорниками. А сколько их на улице!

На уровне общества масштабы деформаций социализации трудно оценить. Они огромны. Все большее погружение подростков и молодежи в пространство Интернета, который, по сути, усиливает социальную турбулентность,

156

является тотальным социальным и психологическим институтом десоциализации (по И. Гоффману - «тотальная институция»), приведет к формированию поколения, у которого будет множество второстепенных интересов, но которое станет абсолютно нерешительным и безответственным в общественной жизни. Эти люди будут обладать широкой осведомленностью и нулевыми убеждениями. Пребывание в условиях, обеспечиваемых таким институтом, по словам И. Гоффмана, приводит к десоциализации индивида [4, с. 25].

Эти тревожные тенденции дают основание говорить о том, что в ситуации социальных трансформаций и транзиций ни образование, ни семья, ни этнос, ни религия не могут выступать в роли гаранта устойчивости социальных оснований, являющихся, согласно В. Франклу, основной движущей силой в поведении личности, в ее стремлении к поиску и реализации смысла своей жизни.

Десоциализация направлена на разрушение (саморазрушение) личностных структур и связей, приводящее к дестабилизации, фрустрации, агрессии, конфликтам, девиациям, нарушению гармонии и социально-психологическому гомеостазу как самой личности, так и общества в целом.

Стремление к поиску новой идентичности, отчетливо проявившееся в последние десятилетия у большинства подростково-молодежных групп и субкультур, порождает острые социальные коллизии и приводит к возникновению сложных психологических ситуаций, в рамках которых становится почти невозможным утверждать, какой тип идеологии и культуры является в настоящее

1. Яницкий О.Н. «<Турбулентные времена»: слоган или проблема социологии? URL: http:// www.ssa-rss.ru/index.php?id=508&page_id=19 (дата обращения: 09.12.2016).

2. Клейберг Ю.А. Девиантология: словарь. 2-е изд., доп. М., 2016.

3. Фромм Э. Анатомия человеческой де-структивности / пер. с англ. М., 1994.

4. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2001.

5. Бахтин М.К. Философия поступка // Философия и социология науки и техники / отв. ред. И. Т. Фролова. М., 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Клейберг Ю.А. Девиантология терроризма и экстремизма. М., 2016.

7. Клейберг Ю.А. Основы психологии деви-антного поведения. СПб., 2014.

8. Клейберг Ю.А., Шогенов М.З. Молодежный экстремизм: опыт социально-психологического исследования личности экстремиста //

время оптимальным для минимизации девиан-тогенных и криминогенных условий, для остановки возрастающих тенденций дегуманизации сознания личности и создания новых, еще более острых, рискогенных ситуаций.

Всеохватывающая социальная турбулентность и рискогенность в обществе привели к развалу сложившейся за тысячелетия ментальной культуры российского народа и сознательному созданию некоего девиантного (криминального) офшора - зоны, где происходит социализация личности на основе деви-антных (криминальных) традиций конкретной субкультуры. Именно это служит эффективным условием для успешной девиантогенной социализации рекрутированной молодежи, наученной криминальным (девиантным) паттернам и техникам поведения. И тогда само общество превратится в цивилизационного макродевианта. Человек попадает в «пропасть бытия» (термин М.С. Кагана) от нравственно-психологического дисбаланса, отсутствия перспективы светлого и спокойного будущего, неуверенности в завтрашнем дне, страха за будущее своих детей и др.

Именно поэтому безопасность культуры личности - безусловная ценность человеческого существования и одна из его доминирующих потребностей - требует к себе особого внимания в первую очередь со стороны патриотично ориентированных чиновников и власти и прогрессивно настроенной общественности, поскольку только при обеспечении личностной безопасности могут быть реализованы и другие ценности.

1. Yanitsky O.N. «<Turbulent times»: slogan or the problem of sociology? URL: http://www.ssa-rss.ru/index. php?id=508&page_id=19 (date of access: 09.12.2016).

2. Klayberg Yu.A. Deviantology: dictionary. 2nd ed., augm. Moscow, 2016.

3. Fromm E. Anatomy of human destructiveness / transl. from English. Moscow, 1994.

4. Goffman I. Presentation of ourselves to others in daily life. Moscow, 2001.

5. Bakhtin M.K. The philosophy of the act // Philosophy and sociology of science and technology /resp. ed. I.T. Frolova. Moscow, 1986.

6. Klayberg Yu.A. Deviantology of terrorism and extremism. Moscow, 2016.

7. Klayberg Yu.A. Fundamentals of psychology of deviant behavior. St. Petersburg, 2014.

8. Klayberg Yu.A., Shogenov M.Z. Youth extremism: the experience of social and psychological research of the personality of

157

Общество и право. 2011. № 1(33). С. 237-241.

9. Клейберг Ю.А., Шогенов М.З. Профессиональный опыт социально-психологического исследования личности экстремиста // Вестн. Моск. гос. областного ун-та. 2012. № 2. С. 130-135.

10. Клейберг Ю.А., Семикашева И.А. Социально-психологические особенности подростковых территориальных группировок // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2004. № 1. С. 42-44.

11. Клейберг Ю.А. Неопределенность самоидентичности: девиантологический конструкт // Пенз. психол. вестн. 2015. № 1(4). С. 166-180.

12. Комлев Ю.Ю. Рестриктивный социальный контроль и совершенствование превенции экстремизма в молодежной среде // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. 2010. № 2. С. 8-9.

13. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) / Т.А. Хагуров, М.Е. Позднякова, В.Н. Ракачев, Л.Н. Рыбакова, Т. В. Чекинева, А. П. Резник, С.Ю. Любин, Е.А. Войнова, Н.В. Мелешко, Н.Е. Хагурова. М., 2014.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

15. URL: http://www.becmology.ru/blog/warrior/ security_intro01 .htm (дата обращения: 12.11.2015).

16. Снегирев В.А. Психология. Харьков, 1893.

17. Клейберг Ю.А. Аксиоматика агонисти-ческого поведения молодежи // Символ науки. 2015. № 10. С. 242-244.

extremist // Society and law. 2011. № 1(33). P. 237-241.

9. Klayberg Yu.A., Shogenov M.Z. Professional experience of social and psychological research of the personality of extremist // Bull. of Moscow state regional university. 2012. № 2. P. 130-135.

10. Klayberg Yu.A., Semikasheva I.A. Socio-psychological peculiarities of teenage territorial groups // Human factors: problems of psychology and ergonomics. 2004. № 1. P. 42-44.

11. Klayberg Yu.A. Uncertainty of identity: deviantological construct // Penza psychological bull. 2015. № 1(4). P. 166-180.

12. Komlev Yu.Yu. Restrictive social control and improvement of prevention of extremism in the youth environment // Bull. of Kazan law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2010. № 2. P. 8-9.

13. Deviant behavior in modern Russia: alcohol, drugs, youth extremism (concept and research) / T.A. Khagurov, M.E. Pozdnyakova, V.N. Rakachev, L.N. Ribakova, T.V. Chekineva, A.P. Reznik, N.V. Meleshko, L.N. Rybakova, S.Yu. Lubin, E.A. Voinova, N.V. Meleshko, N.E. Khagurova. Moscow, 2014.

14. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow, 1977.

15. URL: http://www.becmology.ru/blog/warrior/ security_intro01.htm (date of access:12.11.2015).

16. Snegirev V.A. Psychology. Kharkov, 1893.

17. Klayberg Yu.A. Axiomatic agonistic behavior of young people // The symbol of science. 2015. № 10. P. 242-244.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.