Научная статья на тему 'Транспорту мира - единую систему идентификационного кодирования'

Транспорту мира - единую систему идентификационного кодирования Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
126
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМАТИКА / КОДИРОВАНИЕ / ИЕРАРХИЯ / РАНГ / ОБЪЁМ ШИФРА / SYSTEMATIZATION / CODING / HIERARCHY / RANK / CIPHER VOLUME

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Корольков Борис Петрович

С позиций систематики рассмотрены вопросы идентификационного кодирования во взаимодействующих типах транспорта: железнодорожном, автомобильном, водном и др. Стабильность и долговечность единообразного шифра обеспечивается идентичностью и консервативностью ранговой иерархии систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED SYSTEM OF IDENTIFICATION CODING FOR THE GLOBAL TRANSPORT

From the standpoint of systematization the paper discusses the issues of identification coding in the interacting types of transport: railway, motor, water and others. The stability and durability of the uniform cipher is provided by the identity and conservatism of the rank hierarchy of systems.

Текст научной работы на тему «Транспорту мира - единую систему идентификационного кодирования»

УДК 656.2.073.235

ТРАНСПОРТУ МИРА - ЕДИНУЮ СИСТЕМУ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОДИРОВАНИЯ Б.П. Корольков

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

С позиций систематики рассмотрены вопросы идентификационного кодирования во взаимодействующих типах транспорта: железнодорожном, автомобильном, водном и др. Стабильность и долговечность единообразного шифра обеспечивается идентичностью и консервативностью ранговой иерархии систем. Ил. 9. Табл. 3. Библиогр. 24 назв.

Ключевые слова: систематика; кодирование; иерархия; ранг; объём шифра.

UNIFIED SYSTEM OF IDENTIFICATION CODING FOR THE GLOBAL TRANSPORT B.P. Korolkov

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

From the standpoint of systematization the paper discusses the issues of identification coding in the interacting types of transport: railway, motor, water and others. The stability and durability of the uniform cipher is provided by the identity and conservatism of the rank hierarchy of systems. 9 figures. 3 tables. 24 sources.

Key words: systematization; coding; hierarchy; rank; cipher volume.

Идентификационное кодирование различных компонентов транспортных отраслей как проблема обеспечения условий успешного функционирования существовала на разных этапах их становления и развития. При этом она разрешалась раздельно для железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта. Но даже в пределах указанных направлений вопрос о единообразии структуры шифров и их смыслового наполнения не ставился, поскольку необходимости в этом не возникало, и, кроме того, возможности не было.

Тенденция глобализации мирового разделения труда выразилась, в частности, в тесном взаимодействии средств доставки грузов. Императив логистических технологий потребовал пересмотра позиции изолированности, существующей внутри транспортной отрасли. Проблемами интероперабельности в сфере железнодорожного транспорта занимаются, например, такие международные организации, как Международный союз железных дорог (МСЖД; Union Internationale des Chemis de Fer - UIC) [1], Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД; Organization for Cooperation of Railways) [2], Community of European Railway (CER), European Infrastructure Charging Information System (EICIS) и другие. В других видах транспорта: International Civil Aviation Organisation (ICAO), International Maritime Organisation (IMO) и др. Здесь следует назвать и те организации, в чьём ведении находятся вопросы выработки единой политики по регистрации и идентификации подвижного состава, инфраструктуры соответствующих видов транспорта: Постоянная рабочая группа ОСЖД по кодированию и информатике (ПРГ КИ), Expert Advisory Group for Study

on Vehicle Identification and Registration (EAG), Railway Interchange Coding Study (RICS), Universal Machine Language Equipment Register (UMLER) и др.

Указанными и иными однотипными организациями достигались определённые соглашения по единому (в пределах своих отраслей) кодированию грузов и маршрутов доставки и т. д. Благодаря их деятельности были выработаны шифры для идентификации, учёта и организации функционирования, что положительно сказалось на международном взаимодействии.

Однако наряду с отмеченными положительными моментами в проблеме идентификационного кодирования существуют недостатки, суть которых может быть сведена к отсутствию в принятых решениях надёжного теоретического основания, вследствие чего они не обладают в должной степени свойствами эффективности и долговечности. Причиной такого положения является малоубедительный стиль достижения согласованных решений, заключающийся в ориентировке на простые соглашения по результатам распределения зон ответственности участников в общем деле. Такой алгоритм был приемлем на начальном этапе кодирования для товаров разового пользования (система товарной нумерации EAN-UCC [3, 4]), учёта автомобилей (коды системы Vechicle Identification Number - VIN) и др., но в настоящее время он подлежит пересмотру.

Проблема надёжного и лаконичного идентификационного кодирования существует не только для транспорта, она проникла в крупное товарное производство (строительство, тяжёлое машиностроение, энергетика и др.), издательскую [5], финансовую (код ИНН) сферы и др. Таким образом, проблему можно

1 Корольков Борис Петрович, доктор технических наук, профессор кафедры управления эксплуатационной работой, академик Российской академии транспорта, тел.: (3952) 638328, (3952) 428933, e-mail: profkor@gmail.com

Korolkov Boris, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Management of Field Operation, Academician of the Russian Academy of Transport, tel.: (3952) 638328, (3952) 428933, e-mail: profkor@gmail.com

охарактеризовать как глобальную. Выделение совокупности информационных символов шифра предельно упрощается, если использовать для идентификации систематические коды [6]. Подобный путь можно было бы считать универсальным, если бы существовали общепризнанные систематики в отраслях народного хозяйства. Разработкой систематики транспорта занялись в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС) с начала текущего столетия [7-9].

Систематику надо рассматривать, прежде всего, как предельно полную модель концептов и отношений (сущностей и связей) предметной области, а также как глобальное обобщение совокупности частных классификаций по принятому в каждой задаче основанию [10]. Наиболее известным примером такой трактовки является биологическая систематика [11, 12]. В её составление были вовлечены многие исследовательские коллективы мира и тысячи специалистов, начиная с основателя этого направления в науке - К. Линнея (1707-1778). Освоить биоразнообразие мира без адекватной систематизации невозможно, по этой причине почти 300-летний процесс конструирования всеохватной модели живого всё ещё далёк от завершения. Биологическая систематика наглядно показывает, с какими трудностями встретится тот, кто решится пройти аналогичный путь в своей предметной области. Этим и объясняется ориентация на разнообразные классификации при практически полном отсутствии систематик в областях технического знания. Тем не менее, в ИрГУПС пошли на такие длительные усилия применительно к транспортной проблематике.

По нашему представлению, ситуацию с систематикой может изменить получившая в последней трети XX века признание концепция синергетики, которая показала сходство путей бифуркационного развития материального мира [13-15]. Универсальность механизма спонтанной самоорганизации под влиянием совокупности внешних факторов и особенно собственных свойств объектов позволила прояснить сходство путей образования материального разнообразия в самых разных сферах. Общим признаком сложных систем любой природы можно считать их иерархическую организационную структуру, что было замечено ещё Аристотелем и воплощено К. Линнеем в виде плоскостной матрицы - «лестницы» рангов разных уровней. Простота такой модели увлекает, однако, разместить всё богатство, относящееся к каждой «ступеньке», более чем проблематично. Биология давно столкнулась с этим ограничением и нашла выход в вербальном описании, что отдаляет её от магистрального в науке пути наращивания формального начала в познании.

В работах ИрГУПСа по систематике транспорта осуществлена попытка обращения к более ёмкому многомерному представлению сущностей и связей в материальном мире. Было признано, что на ближайшую перспективу достаточно ограничиться трёхмерными всё ещё наглядными связями ранговой систематики, и тогда вся иерархия будет выглядеть как система из множества «трёхэтажных» (из ближайших ран-

гов) образований. Ими станут объёмные матрицы разной степени детальности - от основной, отвечающей высшему уровню транспортной отрасли, до предельно малой, но, тем не менее, тоже трёхмерной, задающей нижележащие ранги систематики.

Проиллюстрируем наш подход на примере систематики подвижного состава железнодорожного транспорта [7, 16]. Для наглядности будем отталкиваться от линнеевского двухмерного (плоскостного) представления заявляемой предметной области (рис. 1). Все последующие шаги перехода к трёхмерной картине сущностей и связей не нарушают исходный ранговый порядок системы.

Исходный объёмный таксон Транспорт (рис. 2) вводит верхний «этаж» систематики - уровень I ОТРАСЛЬ. Он представлен тремя рангами, высшие из которых Транспортные средства, Пути и Терминалы. Ось старших категорий ранга ОТДЕЛ обозначена буквой / со стрелкой, что говорит о наличии и других равнозначных категорий (Грузы и т. д.). Номенклатура (название категорий) предлагается, но, в конечном счёте, она должна быть принята соответствующими соглашениями. Остальные две оси относятся к следующим по крупности рангам систематики: Л - категории Класса; д - Отряда - наиболее мелких для принятого уровня категорий.

Следующий «этаж» рассмотрения образуется в результате декомпозиции (разделения) оси / при переходе к новому уровню - матрицам II ОТДЕЛ, где остальные две оси исходной матрицы Транспорт сохранили своё название (но изменилось их буквенное обозначение), а прежняя ось / приняла новое содержание, отвечающее совокупности категорий матрицы Транспортные средства - лёгкие, средние и тяжёлые. Обозначение осей матрицы Транспортные средства на данном втором уровне рассмотрения иерархии II ОТДЕЛ поменялось в соответствии с намерением сохранить статус осей трёхмерных матриц: / - ось наиболее крупных категорий, Л - промежуточных, д -наиболее детальных. Их систематический смысл указан в правом верхнем углу этой матрицы (см. рис. 2). Названия мелких «кубиков» (транспортных таксонов) указаны на их гранях.

Дальнейшее перемещение по ветви иерархической вертикали «дерева» Транспорт будем ориентировать на наземный (сухопутный) транспорт, осуществляя декомпозицию крупной категории ОТДЕЛА II - слоя динамические по оси /; ставится цель придти через ОТРЯД колёсные к интересующему нас СЕМЕЙСТВУ колейные (рис. 3). Дрейф названий на неизменяемых в процессе декомпозиции осях преследует цель учесть конкретизацию их содержания в новых условиях. В дробимой же оси / СЕМЕЙСТВА колёсные выделен подвид д - составность.

Процесс декомпозиции по иерархической вертикали систематики может быть обращён, что соответствует приёму укрупнения (агрегирования) матриц различных уровней. На рис. 5 дан пример включения различных отраслей, в том числе и транспорта, в систему более высокого уровня (надуровня), получившую название антропосфера как отражение сферы

приложения активности человека. По оси наиболее крупных таксонов - отраслей Транспорт, Промышленность, Сельское хозяйство, могут быть отложены и другие таксоны - Наука, Культура, Спорт и др. Фактически матрица антропосфера на своём уровне объединяет в систему высшие ранги соответствующих систематик. Антропосфера находится во взаимосвязи

с другими сферами планеты Земля: биосферой, геосферой и др., что допускает дальнейшие шаги агрегирования. Но уже первый выход за пределы одной отрасли (Транспорт) показал возможность анализа других отраслей посредством перемещения по ветвям иерархической структуры сколько угодно сложной системы.

Рис. 1. Плоскостное таксономическое дерево транспортных средств

Рис. 2. Трёхмерная систематика транспорта

Рис. 3. Ветвь «Динамические транспортные средства»

Сферы Земли

Антропосфера

1 - отрасль Ь- отдел g - класс

Транспортные

С

о.

>

I>

о. I-

о

Терминалы

Отрасль

Промыш- -

ленность

а

- N V >> V] 2

V

К" 'А

Рис. 4. Операция агрегирования отраслей в матрицу Антропосфера

Детализация осей матриц разных рангов и трёхэтажных уровней может проводиться не только в направлении главной оси иерархии i, но и по любому из направлений ^ и д), что для них не изменит маркировку осей таксонов, но позволит учесть новые свойства соответствующей категории. Действуя соответствующим образом, можно придти к матрице V - СЕ-

МЕЙСТВО колейные (рис. 5), где учтены также железнодорожные контейнеры как транспортные модули без ходовой части. В работах [8, 19] набор рангов доведён до предельно детального уровня, что открывает возможность использовать полную систематическую модель подвижного состава в практических задачах.

Рис. 5. Матрица Колейные для одиночного железнодорожного подвижного состава

Можно утверждать, что глубокое освоение отраслевого материального разнообразия посредством систематик перспективно и неизбежно. Но даже в транспортной отрасли работами ИрГУПСа разработана лишь систематика железнодорожного подвижного состава, а остальные ветви (Пути, Терминалы и др.) ждут своего часа. Для автомобильного, водного, воздушного и иных видов транспорта можно принять описанную выше рамочную схему формирования соответствующих систематик. Каждая из них потребует усилий, адекватных сложности предметной области, которые, несомненно, придётся приложить, имея в виду ставшие уже очевидными возможные перспективы использования систематических сведений.

Речь в первую очередь должна идти об идентифи-

кационном кодировании составляющих подвижного состава и инфраструктуры всех видов транспорта. Для этой цели предлагается принять обобщённую структуру кодового номера (рис. 6) [8, 9]. В духе признанной концепции стандартов ISO желательно ориентироваться на 14-разрядный код, возможности систематики и современных информационных технологий. Существующая практика указывает на допустимость применения, в зависимости от конкретных обстоятельств, и более коротких номеров в рамках единой схемы шифрования [4]. Но и полный инвентаризационный 14-значный код не намного сложнее рекомендуемого организацией МСЖД/ОСЖД 12-разрядного шифра, но превосходит его по своим возможностям.

Номер разряда

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Значение разряда Семейство д о Р д В Подвид Разновидность Регион мира Собственник Номер регистрации в базе данных Год регистрации

I II III

Рис. 6. Обобщённая структура 14-разрядного кодового номера

Таблица 1

Единые транспортные коды (ранг СЕМЕЙСТВО)_

Тип транспорта Код Тип транспорта Код

Резерв 0 Воздушный 5

Железнодорожный 1 Трубопроводный 6

Автомобильный 2 Конвейерный 7

Морской 3 Космический 8

Речной 4 Резерв 9

Таблица 2 Распределение символов по странам _и регионам мира_

Регион мира Символ

Германия в

Франция Р

Италия I

Польша Р

Европейская Россия Р

Северная Европа N

Южная Европа Б

Западная Европа .

Восточная Европа 0

Центральная Европа О

Япония Л

Китай С, й

Индия Е, У

Азиатская Россия и

Восточная Азия К

Центральная Азия м

Южная Азия т

США 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6

Канада 7, 8

Центральная Америка 9

Южная Америка Н

Аргентина А

Бразилия В

Северная Африка V

Центральная Африка W

Южная Африка X

Австралия и Океания г

В структуре 14-разрядного кодового номера Ир-ГУПС (см. рис. 6) выделены три принципиально разные составляющие:

- стабильная систематическая (5 разрядов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- переменная, связанная с движением собственности (4 разряда);

- техническая, детализирующая до требуемого уровня сведения об изделии (5 разрядов).

Мнемоническое разделение указанных компонент радикально упрощает восприятие многоразрядного алфавитно-цифрового кода. Каждая из позиций номера разряда шифра может быть представлена цифрой (0, 1, ..., 9) или буквой латинского алфавита (строчной или прописной). Таким образом, ёмкость любого разряда может достигать 62-х символов (10+26+26).

Стабильность первой части шифра связана с консервативностью иерархической структуры сложной системы. Цифры, стоящие на начальных пяти позициях, обобщённо кодируют систематические категории конкретной области деятельности. Первый разряд отражает иерархический ранг СЕМЕЙСТВО. Распределение номеров первых разрядов кода для разных типов транспорта приведена в табл. 1. Вторая разрядная позиция вводит цифру, соответствующую фиксированному рангу РОД. Подобная привязка осуществляется и для трёх смежных рангов - ВИД, ПОДВИД и РАЗНОВИДНОСТЬ. Таким образом, в обсуждаемом предложении используется лишь средняя часть систематики прикладной области. При необходимости ранговые границы могут быть смещены и раздвинуты в любую сторону.

Задача второй части шифра (позиции с 6 по 9) -ввести собственника, который может не раз измениться за жизненный цикл изделия. Здесь предлагается единственной (шестой) позицией выделить регион мира [19]. Названия регионов и присвоенные им символы приведены в табл. 2. Разбивка на регионы про-

изводилась по уровню их экономического развития, индикатором которого может служить, например, показатель протяжённости транспортной сети. Три следующие позиции шифруют фирму-владельца.

Смысл третьей части кода (позиции с 10 по 14) - избавить титульный шифр от значимых для потребителя, но многочисленных технических характеристик, перенеся их в электронный каталог собственника и структурировав запись в его Реестре систематическими категориями первой (стабильной) части. Эта часть шифра может быть также выделена отдельной строкой или иным шрифтом.

Наш кодовый номер не содержит контрольной цифры, что оправдано успехами средств систем автоматической идентификации [8, 18]. Ниже дано пред-

ставление о реализации (в том числе и гипотетической) предлагаемой системы кодирования (рис. 7, 8; табл. 3).

В совокупности все разряды идентификационного шифра призваны задать уникальный (т. е. строго индивидуальный) код изделия, что гарантировано большой ёмкостью кода. Это важно для решения практической задачи отслеживания движения собственности в рыночной экономике. Наши коды задаются на поверхности транспортного средства одной 14-значной строкой, что заметно отличает их от подхода МСЖД/ОСЖД. Для сравнения на рис. 9 показана реализация её рекомендаций для грузового вагона Хорватии (2004 г.).

Грузовой вагон

1 1 1 5 2 и 0 9 2 1 7 7 9 8

Железнодорожное ТС Вагон Грузовой Изотермический Термос Азиатская Россия ВСЖД - филиал ОАО РЖД Номер регистрации в базе данных Год регистрации (1998)

Контейнер

1 6 1 5 2 и 0 9 2 4 1 1 0 8

Железнодорожное ТС Контейнер Специальный Изотермический С готовым хладагентом Азиатская Россия ВСЖД - филиал ОАО РЖД Номер регистрации в базе данных Год регистрации 2008

Электровоз

1 2 2 2 5 1 1 9 0 2 4 4 0 3

Железнодорожное ТС Локомотив Электровоз Постоянный ток Промышленный Япония JR Хигаси-Ниппон Номер регистрации в базе данных Год регистрации (2003)

Рис. 7. Примеры кодирования на основе железнодорожной систематики

Железнодорожная станция

1 0 2 1 1 и 0 1 7 3 1 1 7 5

Железнодорожная Станция(терминал) Участковая Грузопассажирская Узловая Европейская Россия Московская железная дорога - филиал ОАО РЖД Номер станции Год введения в эксплуатацию (1975)

Морское судно

3 1 3 3 5 Р 1 2 0 2 6 1 0 3

Морское Теплоход Грузовой Лихтер Контейнерный Франция SCAC/Delmas- Vieljeux/SDV Номер регистрации Год регистрации (2003)

Авиалайнер

5 2 2 1 2 N 3 1 4 0 5 6 0 0

Воздушное Самолёт Пассажирский Реактивный Двухпалубный Север Европы Airlines Вели- кобритания Номер регистрации Год регистрации (2000)

т

Рис. 8. Примеры кодирования железнодорожной станции, морского и воздушного транспортных средств

Таблица 3

Пример формирования систематических числовых значений кода контейнера_

Семейство Род Вид Подвид Разновидность

1. Колей- 6. Кон- 1. Специ- 1) для прочих грузов 1) для стекла

ные тей- альный 2) для автомобилей

(железно- нер 3) ...

дорожный) 4) ...

2) контрейлер 1) с закрытым кузовом

2) с открытым кузовом

3) стриктейнер

4)роудрейлер

3) для навалочных 1) жёсткий

грузов 2) полужёсткий

3) мягкий

4) механиз. контейнер-бункер

5) складной с полиэтилен.

вкладышем

4) контейнер-цистерна 1 для опасных химических

(танк-контейнер) грузов

2 для относительно опасных грузов

3 для газообразных

4 для пищевых продуктов

5 для криогенных веществ

5) изотермический 1 термос

2 с готовым хладагентом

3 с машинным охлаждением и отоплением

4 отапливаемый

5 рефрижераторный

2. Универ- 1) общего назначения 1

сальный

2) на базе платформы 1 открытый сбоку с полной верхней рамой

2 неполная верхней рамой и жесткими торцами

3 неполная верхняя рама и складные торцы

3) закрытый 1 с естественным

вентилируемый вентилированием

2 с принудительным вентилированием

4) открытый сверху 1) ...

5) контейнер-платформа (флет) 1) ...

Расширенное буквенное обозначение основных технических характеристик Рис. 9. Кодировка и содержание символов вагона в системе МСЖД

Активное использование цифровых кодов вместо вербальной (смысловой) терминологии для сущностей и связей открывает простор для совершенствования отраслевых информационных систем. При этом речь может идти не только о стандартизации структур и связей традиционных баз данных [8], но и об активно развивающемся в последние годы направлении - разработке баз знаний, в рамках которого перспективен онтологический подход [21-24]. Онтологии как иерархические концептуальные структуры близки к систематике предметных областей, причём ранговым уровням выше ОТРАСЛИ (т. е. надстройкам, вплоть до уровней общенаучных, философских категорий) отвечают так называемые онтологии верхнего уровня. Онтологии предметной области практически идентичны номенклатуре и связям систематики средних уровней

иерархии. Потребности решения в терминах онтологии практической задачи вполне обеспечиваются средствами нижних уровней систематики [11].

Возможности практического использования предложенной структуры систематики не исчерпываются её представлением как укрупнённой достаточно полной модели предметной области всех типов транспорта, а также кодированием их подвижного состава и инфраструктуры. Если исходить из сложности практически любой отраслевой системы и её иерархического представления, а также правомерности отнесения подобных объектов к категории уникальных, то можно существенно расширить сферу применения предложенной схемы систематики и отвечающего ей универсального рангового кодирования [20].

Библиографический список

1. Международный союз железных дорог (МСЖД). http://www.uic.asso.fr/home/home_en.html

2. Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД). http://www.osjd.org

3. ГОСТ Р51201-98. Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике ЕА^иОС. Госстандарт России. М., 1998.

4. Максимовский А.С. Штриховое кодирование товаров. М.: Изд.-полиграф. фирма «Фолиант», 1996.

5. Международная система нумерации книжной продукции. www.isbn.org

6. Аршинов М.Н., Садовский Л.Е. Коды и математика. М.: Наука, 1983. 142 с.

7. Корольков Б.П. О построении универсальной систематики // Транспорт: наука, техника, управление. 2003. № 10. С. 37-44.

8. Корольков П.Б. Разработка единой системы кодирования подвижного состава железнодорожного транспорта: авто-реф. дис. ... канд. техн. наук. 05.13. ИрГУПС. Иркутск, 2006. 24 с.

9. Корольков Б.П., Корольков П.Б. О международной системе кодирования транспорта // Железнодорожный транспорт. 2006. № 11. С. 60-61.

10. Чурков Н.А. Холодильные перевозки и содержание изотермического подвижного состава. М.: Желдориздат, 2006. 312 с.

11. Камелин Р.В. Лекции по систематике растений. Главы теоретической систематики растений. Барнаул: АзБука, 2004. 226 с.

12. Корчагин И.А. Систематика высших споровых растений с основами палеоботаники: учебник для вузов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 696 с.

13. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979. 512 с.

14. Хакен Г. Синергетика / пер. с англ. М.: Мир, 1980. 381 с.

15. Волынский А.Л. Самоорганизация материи - универсальное явление природы // Наука в России. 2002. № 3. С. 4-12.

16. Лукин В.В., Анисимов П.С., Федосеев Ю.П. Вагоны. Общий курс: учебник для вузов ж.д. трансп. / под ред. В.В. Лукина. М.: Маршрут, 2004. 424 с.

17. Корольков Б.П., Дудакова А.В. Контейнеры в структурах систематики и кодирования транспорта // Транспорт: наука, техника, управление. 2009. № 4. С. 2-7.

18. Система автоматической идентификации. Задачи, проблемы, перспективы // Железнодорожный транспорт. 2004. № 9. С. 48-83.

19. Корольков Б.П., Корольков П.Б. Регионы мира в универсальной системе кодирования транспорта // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2006. № 10.С. 116-123.

20. Корольков Б.П., Корольков П.Б. Проблема универсального кодирования объектов уникального ряда // Системный анализ в проектировании и управлении: тр. междунар. науч.-практ. конф. Ч.1. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. С. 110113.

21. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем: учебник. СПб.: Питер, 2001. 384 с.

22. Корольков Б. П., Дудакова А. В. Систематика онтологий и структуризация категорий знаний // Мир транспорта. 2010. № 2. С. 20-25.

23. Дудакова А.В. К представлению знаний для управления политранспортными системами на основе онтологии и систематики // Политранспортные системы: материалы V Все-рос. науч.-техн. конф. Ч. 2. Красноярск: Изд-во СФУ, 2007. С. 319-322.

24. Корольков Б.П., Дудакова А.В. Иерархическая структура онтологии и место в ней систематик предметных областей // Системный анализ в проектировании и управлении: тр. XII междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2009. С. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.