Научная статья на тему 'Транспортный процесс и проблемы его учета на специализированных автотранспортных предприятиях'

Транспортный процесс и проблемы его учета на специализированных автотранспортных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5006
1952
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортный процесс / транспорт / подвижной состав / дорожная составляющая / transportation process / transport / rolling stock / road component

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гульпенко К. В., Гайсенок В. В.

В статье рассматриваются теоретические проблемы, связанные с понятием транспортного процесса и его составляющими. Раскрываются особенности деятельности специализированных автотранспортных предприятий, занимающихся обслуживанием транспортных магистралей и благоустройством городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гульпенко К. В., Гайсенок В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses theoretical problems relation to the notion of transportation process and its components. The authors analyze specific features in the activity of specialized transportation enterprises that are responsible for transportation highways and urban public space improvement.

Текст научной работы на тему «Транспортный процесс и проблемы его учета на специализированных автотранспортных предприятиях»

ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ ЕГО УЧЕТА НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

К.В. Гульпенко,

профессор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического

университета, кандидат экономических наук;

b-a@engec.ru

В.В. Гайсенок

аспирант Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,

konstanzija@mail.ru

В статье рассматриваются теоретические проблемы, связанные с понятием транспортного процесса и его составляющими. Раскрываются особенности деятельности специализированных автотранспортных предприятий, занимающихся обслуживанием транспортных магистралей и благоустройством городов.

Ключевые слова: транспортный процесс, транспорт, подвижной состав, дорожная составляющая, подвижной состав

УДК 657 ББК 65. 052

Транспорт удовлетворяет потребность человечества в перемещении на определенные расстояния, для достижения конечного пункта. С развитием техники процесс перемещения существенно изменялся на протяжении веков, образуя транспортную отрасль, продуктом деятельности которой остается «перевозка». Удовлетворение человечества в перевозках создало и определенные предпосылки возникновения новых категорий, таких как транспортный процесс, интермодальные перевозки, транспортные издержки и другие. Каждая из названных категорий требует всестороннего изучения и рассмотрения, поскольку транспорт — это сложная система общественно-производственной деятельности людей, направленная на организацию пассажирских и грузовых перевозок, и являющаяся предметом управления на транспорте. Появление новых видов транспортных средств позволяет осуществлять транспортный процесс при экономии времени, трудовых затрат, и одновременно повышать грузооборот и пассажирооборот, сокращая количество поездок.

Дальнейшее совершенствование парка подвижного состава России видится в реализации следующих направлений:

• совершенствование конструкций и техн ических характеристик транспортных средств в отношении экономичности, экологичности, улучшения дизайна и удобства управляемости;

• рационализация структуры транспортных средств;

• совершенствование системы диагностики, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, включая и воздушные суда;

• улучшение организации и безопасности движения [3, с.

50].

В экономической литературе и на практике в последнее время акцентируется внимание не только на процессе перевозки грузов, но и транспортном процессе, который по содержанию значительно шире. Это понятие применяется как производителем перевозок, так и их потребителем. Для производителя транспортный процесс связан с постановкой технологии и учетом затрат на его осуществление, для потребителя — с результатом перемещения и суммой затрат на перевозку грузов, которая влияет в дальнейшем на себестоимость товара или производимой продукции. Поэтому проблема определения транспортного процесса и его составляющих актуальна для всех участников рынка транспортных услуг.

Существуют различные подходы к рассмотрению транспортного процесса. Так, Д.М. Сологуб рассматривает транспортный процесс автотранспортного предприятия, как «совокупность выполняемых работником и с помощью различных средств труда в определенной последовательности и взаимосвязи действий, в результате которых производится перемещение грузов или пассажиров на заданное расстояние» [9, с. 8]. Транспортный процесс автомобильных перевозок складывается из многократного повторения отдельных циклов, каждый их которых — это законченный комплекс по доставке грузов, который включает операции подготовки, погрузки, контроля состояния, перемещения

на заданное расстояние, выгрузку груза и подачи автомобиля под погрузку [9, с. 9].

С позиции И.С. Нестеренко транспортный процесс — это процесс перемещения грузов или пассажиров, включающий подготовку грузов к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку грузов, оформление перевозочных документов, перемещение, выгрузку и сдачу груза грузополучателю [6, с. 13].

А.В. Вельможин, В.А. Гудков представляют транспортный процесс как определенную технологию, в соответствии с которой происходит перемещение определенного груза от места его производства к месту его потребления. Они определяют транспортный процесс как совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочных пунктах транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку [1, с. 9-10].

При перевозке пассажиров транспортный процесс связан с перемещением пассажиров, включая продажу билетов и формирование пассажиропотоков, посадку и высадку пассажиров, а также подачу транспортных средств [1, с. 9-10].

И.С. Туревский транспортный процесс связывает с перемещением грузов и пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подготовку грузов, их погрузку и выгрузку, посадку и высадку пассажиров, приемку грузов, подачу транспортных средств и другие операции [13, с. 89].

Иначе определяет транспортный процесс А.Э. Горев, считая, что это перемещение грузов и пассажиров с учетом всех подготовительных и заключительных операций [2, с. 56]. Другое определение дает С.И. Терешко, утверждая, что транспортный процесс является совокупностью инженерной подготовки перевозочного процесса и его самого [12, с. 68].

Ж.Ф. Шутикова рассматривает только автотранспортный процесс. Она считает, что процесс перевозок, состоит из трех основных элементов:

• погрузка грузов или посадка пассажиров на подвижной состав в пунктах отправления;

• перемещение (передвижение) грузов и пассажиров по дорогам между пунктами отправления и назначения;

• выгрузка грузов или высадка пассажиров в пунктах назначения [14, с. 4].

Таким образом, одни авторы считают, что транспортный процесс — это совокупность действий взаимоувязанных технических средств и живого труда, в результате которых происходит изменение пространственного состояния грузов и пассажиров. Другие специалисты утверждают, что транспортный процесс — это процесс перемещения грузов или пассажиров, включающий: подготовку грузов к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку грузов, оформление перевозочных документов, перемещение, выгрузку и сдачу груза грузополучателю. По мнению третьей группы авторов, транспортный процесс — это совокупность организационно и технологически взаимосвязан-

тельные операции, можно выделить следующие составляющие транспортного процесса:

• пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами, включая здания, мосты, тоннели, средства связи и т. д.;

• транспортные средства разных видов, включая локомотивы, электровозы, суда, вагоны, самолеты, вертолеты, автомобили и автобусы и др.;

• механизмы и устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения;

• материалы, используемые при осуществлении перевозки;

• топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу транспортной техники, включая подвижной состав;

• предприятия по производству и ремонту транспортных средств;

• трудовые ресурсы [4, с. 52].

Таким образом, транспортный процесс может быть индивидуальным, но при этом характеризоваться общими основными составляющими. Однако необходимо отметить два момента, которые недостаточно освещены в экономической литературе.

Во-первых, не акцентируется внимания на выполнение транспортного процесса на транспорте, который используется при пожаротушении, в сферах здравоохранения, благоустройства и т. д.

Во-вторых, мало изучены вопросы эксплуатации специализированных и специальных транспортных средств, которые осуществляют деятельность по содержанию дорожной магистрали, и выполняют комплекс операций по уборке мусора, снега и очистке дорожного полотна.

Необходимо анализировать деятельность транспорта, исходя одновременно из общего условия этой отрасли экономики и продукта его деятельности. Автомобильный транспорт не производит товаров. Его продукцией является сам процесс перевозки, поэтому товаром транспорта являются комплексные транспортные услуги, предоставляемые в соответствии с потребностями клиентов. Автотранспортная услуга является разновидностью товара и служит объектом купли-продажи. В таблице 1 приводится характеристика продукта транспорта в виде услуг по перевозке грузов и пассажиров, отличающих его от продукции других отраслей производства.

Таблица 1

Особенности услуг по перевозке пассажиров и грузов как вида производственной деятельности [10, с. 89-90]

Особенность услуг по сравнению с продукцией Влияние особенности услуг по перевозке на формирование границ товарного рынка

1. Невещный характер услуги Услугу невозможно копить впрок, отделить от объекта перевозки — пассажира или груза

2. Единство процесса производства и потребления, невозможность накопить услугу впрок Нет предпродажных стадий и послепродажного (гарантийного) периода

3. Направленность непосредственно на конкретного потребителя Индивидуализация конкретной реализации услуги по отношению к потребителю

4. Повышенная роль персонала в получении потребителем полезного эффекта Индивидуализация услуги в зависимости от работы персонала

5. Преимущественно массовый характер спроса на услуги Услуга может оказываться на условиях публичного договора

6. Большое число предприятий и индивидуальных предпринимателей — производителей услуг Возможность типизации системы управления услугами

7. Произведенная услуга на всех стадиях ее жизненного цикла не является собственностью производителя Растянутое во времени потребление услуги получателем

8. Специфическое содержание жизненного цикла услуги по сравнению с продукцией Ограниченность альтернативных услуг, отсутствие упаковки, хранения, монтажа, эксплуатации, технической помощи и гарантийного обслуживания, утилизации. Отсутствие моды на перевозки и других причин конъюнктурных колебаний спроса на перевозки

9. Услуга по перевозке всегда оказывается вне территории предприятия Услуга по перевозке жестко привязана к местам отправления и прибытия, связана с маршрутом перевозки

10. Услуга по перевозке часто оказывается в строго определенное время Невозможность замены аналогичной услугой в другое время

11. Услуга по перевозке пассажира характеризуется оговоренным уровнем комфорта Перевозки пассажиров в различных по комфортабельности классам не взаимозаменяемы

12. Тарифы на схожие услуги и условия перевозки на разных видах транспорта могут существенно отличаться Спорная взаимозаменяемость внешне схожих услуг по перевозке

ных действий и операций, выполняемых транспортными компаниями и их подразделениями самостоятельно или согласовано с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Рассматривать перевозку, как пассажиров, так и грузов необходимо с учетом условий внешней среды, к которым относятся: наличие и содержание дорожной магистрали; службы безопасности дорожного движения; сервисные условия по пути следования, включая наличие заправочных станций, отелей, организаций питания и другие. Следовательно, транспортный процесс представляет собой комплекс операций, связанных с перемещением грузов и пассажиров, включая подготовительные и заключительные операции, происходящий в условиях внешней среды. Под внешней средой следует рассматривать дорожную магистраль. Однако организовать учет по всей транспортной составляющей достаточно проблематично, хотя многие элементы этого процесса находят отражение, как непосредственно на предприятиях автотранспорта, так и в других организациях, например, в ГИБДД.

В этом случае основное производство, с позиции менеджмента и учета транспортного предприятия, предназначено для выполнения транспортного процесса, в результате которого осуществляются перевозки грузов и пассажиров, погрузо-разгрузочные операции и иные сопутствующие услуги. Обязательными элементами транспортного процесса являются сами перевозки и погрузо-разгрузочные операции. Причем отождествлять последние на пассажирском и на грузовом транспорте с точки зрения их технологии и времени нельзя, поскольку время перемещения и время на остановки с целью посадки и выхода пассажиров входит в состав линейного времени работы пассажирского транспорта.

Эффективность использования подвижного состава и объем выполняемых перевозок зависят от дополнительных операций, что предопределяет необходимость контроля и учета выполнения погрузо-разгрузочных операций, которые на грузовом транспорте следует рассматривать как самостоятельный вид услуг.

Рассматривая транспорт как единую систему с позиции осуществления только операций связанных с перемещением грузов и пассажиров, включая подготовительные и заключи-

Таким образом, специфика транспорта заключается в следующем:

1. Транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя, этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства, их забота об условиях перевозки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат;

2. Продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров — неотделима от процесса транспортного производства. Поэтому нельзя, с одной стороны, путем перевыполнения плана создать какой-то запас продукции, а с другой — невыполнение плана за некоторый период компенсировать в последующие периоды без ущерба для интересов пассажиров. Это ставит транспортные предприятия в непосредственную зависимость от колебаний спроса на перевозки, ведет к не зависящей от предприятия неравномерности производства;

3. Продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, особенно под-

вижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы или транспортного процесса;

4. Кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом [3, с. 53-55].

На транспортный процесс оказывают влияние различные факторы, включая и виды перевозимых грузов. Автомобильный транспорт можно классифицировать по ряду оснований и признаков, что необходимо для правильной организации перевозо, учета, и анализа всех факторов, влияющих на транспортный процесс. В настоящее время единой классификации не существует. Одни авторы классифицируют подвижной состав в зависимости от выполняемых перевозок, другие рассматривают классификацию перевозок по различным признакам. В табл. 2 приводятся, содержащиеся в научной литературе классификационные признаки видов перевозок, необходимые для правильной организации управления на транспорте, включая и учетный процесс.

Таблица 2

Классификация видов перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом

Признаки Виды перевозок

По объекту перемещения Грузовые Пассажирские

По способу выполнения Местного сообщения Прямого сообщения Прямого смешанного сообщения Комбинированные перевозки: • интермодальные • терминальные

По видам маршрутов Маятниковый маршрут Веерный маршрут Кольцевой маршрут

По срочности доставки Срочные Бессрочные

В соответствии с размером партии доставляемого груза Массовые — больших объемов грузов, свыше 30 т Партионные — менее 30 тонн Мелкопартионные — объемом до 2 тонн

В зависимости от организации перевозок Централизованные Децентрализованные

По экономическому признаку Перевозки в сфере личного пользования Перевозки в сфере обращения Технологические перевозки грузов внутри предприятия

По объему перевозимого груза Транспортировка малогабаритных Крупногабаритных грузов

По отраслевой принадлежности транспортируемого груза Почтовые грузы Предметов бытового назначения Сельскохозяйственных грузов Другие виды перевозок грузов.

Отраслевой направленности Промышленные Строительные Сельскохозяйственные Торговли Бытового обслуживания

По виду перевозимого груза Опасные грузы Скоропортящиеся грузы Негабаритные и сверхтяжелые грузы Живые грузы

По видам транспорта Одновидовые Многовидовые транспортные системы

По условиям перевозки Обычные Специфические

По виду сообщения Внутрихозяйственные Внешние, связывающие данное предприятие с другими

По размеру партий груза Полнопартионные (помашинные) Мелкопартионные

По коммерческому признаку Коммерческие Некоммерческие

Информация, приведенная в табл. 2, характеризует многообразие классификационных признаков и их содержания по видам перевозок, что свидетельствует о сложности транспортного процесса и наличии специфических особенностей при транспортировке различных грузов. Это существенно влияет на систему управления затратами каждого хозяйствующего субъекта.

Несколько иначе следует рассматривать как транспортный процесс, так и продукцию автотранспорта на специализированных транспортных предприятиях, функционирующих в системе городского хозяйства и выполняющих операции по благоустройству города.

Внешнее благоустройство — это совокупность работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения в границах города и находящихся под городской юрисдикцией территориях. В его состав входят: дорожное хозяйство; зеленое хозяйство; санитарная очистка города (уличная и домовая); уличное освещение; водоемы; элементы архитектуры малых форм [7]. Специализированные автотранспортные предприятия обеспечивает перевозку специфических грузов, которые обладают определенными свойствами и требуют наличия специального навесного оборудования, а также выполняют другие работы в зависимости от применяемой техники и видов услуг, связанных с транспортной работой. Они способствуют решению экологических проблем, связанных с благоустройством города, и выполняют следующие услуги по:

• благоустройству территорий;

• уборке территорий;

• ликвидации несанкционированных свалок;

• сбору и вывозу мусора с его последующей утилизацией;

• вывозу бытовых и промышленных отходов разных классов опасности;

• вывозу снега;

• вывозу грунта;

• вывозу выкошенной травы;

• вывозу листьев;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• вывозу потенциально-вторичных ресурсов.

При осуществлении названных операций рассматривается технологический процесс перевозки груза, под которым понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. В этой ситуации транспортные средства специализированных автотранспортных предприятий, с одной стороны, участвуют в транспортном процессе, а с другой — выполняют операции, связанные с уборкой дорожной магистрали, то есть обслуживают этот процесс. Данный вывод является существенным, поскольку встает вопрос о затратах как на осуществление транспортного процесса, так и дорожные условиях его реализации. Это в свою очередь связано с составом затрат на содержание дорожной магистрали и источниках их покрытия или доходах от выполненных операций по благоустройству дорог. На специализированных автотранспортных предприятиях рассматривать транспортный процесс следует, принимая во внимание технологические операции, каждая из которых отличается периодом осуществления и в конечном итоге характеризуется различными затратами.

Такие технологические операции могут быть реализованы благодаря применению специализированного транспорта, оснащенного особым оборудованием, и выполняющего технологические последовательные процедуры. В этом случае транспортный процесс содержит те же составляющие — погрузку, перемещение и выгрузку, но технологически это совершенно другие операции. В табл. 3 на примере перевозки снега рассматриваются технологические операции, составляющие в совокупности транспортный процесс.

Таблица 3

Технологические операции при перевозке снега

№ п/п Содержание этапа Технологические операции Наименование транспортных средств Натуральные показатели, характеризующие операции

1 Подготовка снега к вывозу Очистка дорожных покрытий от снега Снегоочистители м2

2 Погрузка снега Погрузка снега в транспортные средства Снегопогрузчики м3 и т

3 Транспортирование Перевозка снега Самосвалы км

4 Разгрузка снега на местах Подъем кузова и сброс снега Самосвалы м3 и т

Информация табл.3 показывает, что процесс перевозки снега состоит из нескольких этапов с большой эксплуатационной и экономической разнородностью операций. При транспортировке снега могут быть промежуточные этапы, связанные со сменой подвижного состава и передачей груза с одного типа подвижного состава на другой [5, с. 53]. При транспортировке других видов грузов, например, отходов, могут иметь место другие технологические особенности.

В современном мире уборочные работы приобретают все более масштабный характер и выходят на более высокий уровень по качеству выполнения.

Транспортный процесс удаления отходов выполняется специализированными автотранспортными организациями, владеющими соответствующими транспортными средствами. Подвижной состав такого автотранспортного предприятия состоит из многообразной техники, включающей:

• многофункциональные спецмашины со сменными кузовами;

• подметально-уборочные спецмашины;

• мусоровозы с боковой и задней загрузкой;

• пескоразбрызгиватели;

• фронтальные погрузчики;

• снегоочистители;

• поливомоечные машины;

• пресс — контейнеры;

• многофункциональные комбинированные машины.

Коммунально-уборочные машины являются одним из видов городской уборочной техники. Они широко используются при благоустройстве территорий, содержании городских коммуникаций, уборке дорог и магистралей. В зависимости от назначения, данные машины производятся на базе грузовых автомобилей, самоходной и тракторной техники с использованием большой гаммы емкостей и навесного оборудования. Уборочная техника на сегодняшний день занимает важное место в жизни человека. Развивающиеся инновации и технологии стали заменять ручные трудоемкие работы современными машинами для уборки городов. По своему назначению они могут быть подметально-уборочными, поливомоечными, мусороуборочными и снегоуборочными и относятся к категории машин сезонного применения. Коммунально-уборочные машины предназначены для уборки улиц в местах, требующих особенно тщательного отношения. В соответствии с этим тип подвижного состава специального транспорта зависит от характера распределения загрязнений на дороге, а также схем движения уборочных машин при работе, а специализированного — от вида перевозимых мусора и отходов разных классов опасности. В таблице 4 приводятся, содержащиеся в научной литературе классификационные признаки видов перевозок, необходимые для правильной организации управления на автомобильном транспорте, включая и учетный процесс.

Классификация специализированного и специального автотранспорта

Таблица 4

Классификационный признак Специальный автотранспорт Специализированный

По назначению Пожарный Медицинской помощи Охранный Автокраны Уборочный Самосвалы с навесным оборудованием Фургоны с навесным оборудованием Цистерны Контейнеровозы Мусоровозы

По коммерческому признаку Коммерческие Некоммерческие Коммерческие Некоммерческие

По условиям перевозки Специфические условия перевозки. Специфические перевозки.

По виду взаимодействия с другими организациями Внешние, связывающие данное предприятие с другими Внешние, связывающие данное предприятие с другими

По виду перевозимого груза Противогололедные материалы Пассажиры Опасные грузы Скоропортящиеся грузы Отходы Мусор

По виду убираемого груза Смет с территорий Снег Отходы Мусор

По отраслевой принадлежности транспортируемого груза Бытового обслуживания Промышленные Строительные Сельскохозяйственные Торговли

По объекту перемещения Специальные перевозки Специализированные перевозки

По территориальному признаку Городские Областные Городские Областные

По подвижному составу Поливомоечные машины Подметально-уборочные машины Плужные снегоочистители Роторные снегоочистители Комбинированные машины Снегопогрузчики Мусоровозы Контейнерные Большегрузные Транспортные

По сезонности Зимний период Летний период Круглогодично

По показателям работы транспорта на единицу выполненных услуг Площадь убираемой территории в м2 Объем вывозимых грузов в м3; руб./машина — час; т

Таким образом, классификация транспортных средств отличается многообразием, что необходимо как для организации перевозок, так и для определения круга затрат, связанных с их содержанием и эксплуатацией.

На процесс транспортировки отходов влияют следующие факторы:

• численность населения;

• конфигурация дорожной сети и развитие транспортной инфраструктуры региона;

• технологические факторы;

• уровень благоустройства жилищного фонда;

• климатические и метеорологические условия;

• архитектурно-планировочная композиция населенных пунктов;

• состояние и перспектива развития жилой застройки;

• экономические возможности и потребности [15].

Удовлетворение потребности городов в благоустройстве

является сложным и одновременно трудоемким и фондоемким процессом. Это связано с тем, что одновременно применяется как дорогостоящая техника, так и квалифицированный и ручной труд. Сложность уборки территории города связана также

с особенностями работ, которые определяются следующими факторами:

• большой номенклатурой видов работ и отдельных технологических операций;

• большими различиями годовых объемов работ разных видов;

• сезонным характером места и времени появления работ;

• высокими требованиями к скорости выполнения работ;

• проведением работ в условиях непрекращающегося движения потока транспорта и необходимости создания ему минимальных помех;

• рассредоточенностью объемов работ на значительных расстояниях относительно друг друга и мест базирования коммунальных служб;

• высоким требованием к габаритам и маневренности уборочной техники;

• высоким уровнем использования ручного труда, так как нет возможности механизировать отдельные технологические операции путем навески дополнительного оборудования [11, с.8-9].

Сбор и удаление снега, листьев, бытовых отходов, мусора с их последующей утилизацией является достаточно дорогостоящей услугой. Поэтому для осуществления названных операций требуется рациональная организация их менеджмента и соответственно финансирования. Для решения поставленных задач требуется совершенно новая постановка учета затрат на осуществление работ по благоустройству территорий, включая транспортный процесс, связанный с осуществлением различных технологических операций.

Предлагается для управления затратами на оказание услуг по содержанию автомагистралей и благоустройству террито-

рий, осуществляемых специализированным транспортом, организовать учет с использованием системы бюджетирования. Это обусловлено наличием большого количества выполняемых операций, видов перевозок, используемой техники, характером перемещаемого груза, которые зависят от множества факторов.

Таким образом, осуществление транспортного процесса требует организации учета всех его составляющих, чтобы посредством бюджетирования определить необходимость финансирования этого процесса на специализированном автотранспортном предприятии.

Литература

1. Вельможин А.В., Гудков В.А. Основы теории транспортных процессов и систем: Учеб. пособие. — Волгоград, 1992. — 189 с.

2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие. — М.: Академия, 2004. — 287 с.

3. Гульпенко К.В. Проблемы развития бухгалтерского учета на автомобильном транспорте. — СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — 187 с.

4. Гульпенко К.В. Учет транспортных издержек в национальной экономике // Экономические и гуманитарные науки. — 2010. — № 9. — С. 50-56.

5. Коноплянко В., Кожевников В, Луговенко В. Специфика управления перевозками промышленных отходов //Автотранспорт: эксплуатация, обслуживание, ремонт. — 2004. — № 4. — С.52-56.

6. Нестеренко И.С. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб. пособие. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. — 108 с.

7. Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве (в ред. постановлений Правительства Москвы от 04.02.2003 №67- ПП, от 05.08.2003 №643 — ПП, от 29.04.2008 № 357- ПП) Приложение №1 к Постановлению Правительства Москвы от 09.11.1999 года № 1018

8. Северова Е.С. Разработка методики планирования перевозок твердых коммунальных отходов автомобильным транспортом: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к.т.н : спец. 05.22.10. — СПб, 2006. — 22 с.

9. Сологуб Д.М. Грузовые автомобильные перевозки. Ч.1. Основы теории транспортного процесса. — Киев, 1997. — 180 с.

10. Спирин И.В., Шегай Э.В. Антимонопольное регулирование транспортной деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2000. — 128 с.

11. Тагиева Н.К. Универсальная коммунальная — уборочная техника. — Ю.: ЗАО ПСТМ, 2009. — 120 с.

12. Терешко С.И. Системный подход к повышению качества автомобильного транспортного процесса / Под ред. В.А. Илари-онова. — Мн.: Наука и техника, 1988. — 159 с.

13. Туревский И.С. Автомобильные перевозки: Учебное пособие. — М.: Форум: Инфра-М, 2009. — 224 с.

14. Шутикова Ж.Ф. Бухгалтерский учет на автотранспортном предприятии. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 128 с.

15. http://www.solidwaste.ru/publ/view/103.html

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ

О.Н. Кострюкова,

заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат экономических наук

kostrukova75@mail.ru

В статье рассматривается сущность и структура стратегического потенциала развития туристско-рекреационной сферы экономики региона. Дана авторская трактовка понятия, определены подходы к комплексной оценке.

Ключевые слова: туристско-рекреационный потенциал, регион, стратегический потенциал развития.

УДК 379.85.(075.8) ББК 65.433.я73

Обеспечение сбалансированного развития экономики регионов является стратегической задачей субъектов РФ. В условиях повышения самостоятельности регионов, становления системы стратегического управления их развитием все более актуальным становится рассмотрение объекта управления и его отдельных компонентов с позиции стратегического потенциала, во многом определяющего перспективные возможности развития региона при тех или иных внешних условиях. Исследование отдельных секторов экономики региона через призму совокупного потенциала и степени его использования соответствует стратегическому подходу или

мышлению, однако требует серьезной аналитической и оценочной работы. Особенно актуальна эта проблема для тех секторов экономики региона, которые в настоящее время претендуют на роль «локомотивов» роста, в частности для туристско-рекреационной сферы, рассматриваемой в большинстве регионов РФ в качестве приоритетной с позиции долгосрочного развития.

В настоящее время в экономической литературе по региональной туристской проблематике сложился однотипный подход к пониманию сущности «туристско-рекреационного потенциала региона» как совокупности туристско-рекреа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.