Научная статья на тему 'Транспортный кластер как форма территориальной организации транспортного комплекса'

Транспортный кластер как форма территориальной организации транспортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
894
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ТРАНСПОРТНЫЙ КЛАСТЕР / TRANSPORT CLUSTER / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Сергей Васильевич

Рассмотрены определения понятия «кластер», данные российскими и зарубежными учеными, введены собственные определения кластера и транспортного кластера, указаны возможные участники транспортного кластера. Определен экономический эффект от организации транспортного кластера, указано влияние организации транспортного кластера на социально-экономическое развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT CLUSTER AS A FORM OF TERRITORIAL ORGANIZATION OF THE TRANSPORT SECTOR

This article considers the definitions of the term "cluster" by Russian and foreign scientists. Author's own definitions of the cluster and the transport cluster are introduced, possible participants in the transport cluster are identified. The economic impact of the organization of transport cluster is determined. The influence of the organization of the transport cluster on the socio-economic development of the region is specified.

Текст научной работы на тему «Транспортный кластер как форма территориальной организации транспортного комплекса»

Т а б л и ц а 4

Отклонения по статическому бюджету_

Показатели Действительные результаты, руб. Статический бюджет, руб. Отклонения по отношению к статическому бюджету, %

Выручка 85 919,822 81 318,000 106 %

Расходы общества 84 261,000 79 757,000 105,6 %

Чистая прибыль 586,300 448,000 130,9 %

Валовая прибыль 4 348,612 3 948,888 110,1 %

Т а б л и ц а 5

Отклонения по динамическому бюджету _

Показатели Действительные результаты, руб. Динамический бюджет, руб. Отклонения по отношению к динамическому бюджету, %

Выручка 85 919,822 83 950,550 102,35 %

Расходы общества 84 261,000 82 485,039 102,15 %

Чистая прибыль 586,300 534,094 109,77 %

Валовая прибыль 4 348,612 4 059,980 107,11 %

3. Повышение чувствительности бюджетной модели к минимальным изменениям как во внутренней, так и во внешней деловой среде предприятия.

4. Высокая скорость и легкость внесений изменений в бюджетную модель в соответствии с быстро меняющимися условиями деятельности предприятия.

5. Вовлечение в процесс бюджетирования максимального количества менеджеров предприятия с целью получения наиболее достоверных плановых финансовых показателей.

Так, внедрение данных финансовых инструментов обеспечивает улучшение показателей, от-

ражающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, что подтверждает целесообразность применения финансовых инструментов взаимного участия в уставном капитале ДЗО и динамического бюджетирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Программа развития железнодорожного транспорта до 2030 года : распоряжение Правительства РФ № 877-р от 17.06.2008 г. // Собрание законодательства РФ. 2008. № 29 (ч. II). ст. 3537.

УДК 338.4:656 Орлов Сергей Васильевич,

аспирант кафедры социально-культурного сервиса и туризма, Балтийский федеральный университет имени И. Канта (БФУ им. И. Канта),

тел. +79097758755, e-mail: sergey_m@list.ru

ТРАНСПОРТНЫЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО

КОМПЛЕКСА

S. V. Orlov

TRANSPORT CLUSTER AS A FORM OF TERRITORIAL ORGANIZATION OF THE TRANSPORT SECTOR

Аннотация. Рассмотрены определения понятия «кластер», данные российскими и зарубежными учеными, введены собственные определения кластера и транспортного кластера, указаны возможные участники транспортного кла-

стера. Определен экономический эффект от организации транспортного кластера, указано влияние организации транспортного кластера на социально-экономическое развитие региона.

Ключевые слова: кластер, транспортный кластер, конкурентоспособность.

Abstract. This article considers the definitions of the term "cluster" by Russian and foreign scientists. Author's own definitions of the cluster and the transport cluster are introduced, possible participants in the transport cluster are identified. The economic impact of the organization of transport cluster is determined. The influence of the organization of the transport cluster on the socio-economic development of the region is specified.

Keywords: cluster, transport cluster, competitiveness.

Современные процессы глобализации и интеграции общемирового экономического пространства приводят к осознанию необходимости повышения конкурентоспособности территорий. В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны. На сегодняшний день, как показывает мировая практика, одним из наиболее эффективных механизмов повышения региональной конкурентоспособности является кластеризация социально-экономического пространства регионов.

Существует мировая практика, когда предприятия одной отрасли объединяются в так называемые группировки. Одна или несколько крупных фирм, достигая высокой конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное экономическое влияние и деловые связи на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи такого окружения уже в свою очередь оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности всех участников этой группы компаний. Такие образования и можно считать кластерами.

Понятие «кластер» пришло изначально из математики и означает группу объектов с близкими свойствами. С английского языка «cluster» -это скопление, группа, концентрация.

Кластер является комплексным и очень емким понятием, в связи с этим различными учеными-исследователями определяется по-разному.

В западной литературе понятие кластера ввел в экономическую теорию М. Портер, обозначив его как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и

взаимодополняющих друг друга» [1]. Он раскрыл феномен кластеров, выдвинув теорию национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики, обосновав исторические и интеллектуальные предпосылки теории кластеров.

Стюарт Розенфельд определяет кластер как «добровольное, географически ограниченное объединение схожих и связанных друг с другом фирм, способных совместно действовать» [2].

Хаберт Шмиц обозначил кластеры как «регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям и тесно взаимодействующие друг с другом для усиления коллективной конкурентоспособности» [3].

Питер Свон и Марта Превезер называют индустриальными кластерами «группы фирм одной отрасли, расположенные в пределах географической области» [4].

Джэймс Цимми и Дж. Сеннетт определяют инновационный кластер как большую группу компаний, занимающихся производством промышленных товаров и услуг, характеризующихся высоким уровнем взаимодействия, обычно в рамках цепочек поставок, и функционирующих в одинаковых рыночных условиях [5].

Лео ван ден Берг, Эрик Браун и Вильем ван Винден территориально локализуют кластер и определяют его следующим образом: «Кластер -это локализованные сети специализированных организаций, производственные процессы которых тесно связаны через обмен товарами, услугами и/или знаниями» [6].

Наталья Трунова рассматривает кластер как группу производственных предприятий (цепочку потребителей и поставщиков), выпускающих какую-либо продукцию, локализованную на определенной территории. При этом крайне важна ориентация на определенный тип товарной группы, а не на вид деятельности [7].

Василием Кутьиным кластер трактуется как «отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «металлургический кластер»), совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»), объединение регионов со схожим социально-экономическим положением» [8].

А. Андрианов и Л. Линцен отмечают следующее: «Кластер - это, во-первых, принципиально новый элемент в структуре конкурентоспособности; во-вторых, это неформальное объединение предприятий; в-третьих, из всей совокупности

взглядов можно выделить ряд общих характеристик кластера, среди которых - территориальная общность предприятий, их взаимосвязанность и специализированная направленность. Кластер -это территориально-отраслевое объединение предприятий, которые тесно сотрудничают с научным, финансовым учреждением и органами местной власти» [9].

По мнению Станислава Соколенко, «кластер - это территориальное объединение взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах соответствующего промышленного региона, направляющих свою деятельность на производство товаров мирового уровня» [10].

По мнению автора, кластер - это географически локализованное, отраслевое объединение сотрудничающих и одновременно конкурирующих предприятий и связанных с ними организаций, обладающих общностью используемых технологий, сырьевой базы, инновационная деятельность которых направлена на усиление конкурентных преимуществ друг друга.

Существуют различные подходы ученых к классификации кластеров. При этом используется достаточно широкий ряд признаков, по которым кластеры предприятий объединяются в однородные группы. Однако если исходить из приоритетов функционирования кластера, то можно выделить четыре основных вида кластеров: региональные, кластеры с вертикальными производственными связями, промышленные и отраслевые. Исходя из отраслевой специфики кластеры можно подразделить: на дискретные, инновационные и «творческие» кластеры, процессные, туристические и транспортно-логистические кластеры.

Далее рассмотрим более детально транс-портно-логистический кластер. Согласно авторской позиции, транспортный кластер - это неформальное объединение экономических субъектов хозяйственной деятельности транспортной отрасли, характеризующихся территориальной близостью и общей стратегической направленностью деятельности, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний, кластера и региона в целом. Целью создания транспортного кластера является рост грузооборота и пассажирооборота транспортной инфраструктуры региона и повышение ее конкурентоспособности.

Вместе с тем участниками транспортного кластера могут являться:

- предприятия и организации, специализирующиеся на перевозках грузов и пассажиров;

- предприятия и организации, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;

- предприятия и организации, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

- организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные и финансовые, страховые и лизинговые услуги, логистика);

- научно-исследовательские и образовательные организации;

- некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленная палата;

- организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные (промышленные) парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации); центры и агентства регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, агентства по поддержке экспорта товаров, государственные и муниципальные фонды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и др. (рис. 1).

Региональное правительство субъекта РФ должно стать ядром регионального транспортного кластера, регулирующим его деятельность, которое, действуя в интересах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, будет регулировать взаимоотношения участников кластера, направленные на улучшение региональной экономики. Для реализации данной идеи необходимо принятие ряда нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, регулирующих деятельность и механизмы взаимодействия участников транспортного кластера.

Экономический эффект от создания транспортного кластера обусловлен:

- сбалансированным перераспределением грузопотоков и пассажиропотоков в целях пропорционального развития транспортного и производственного комплексов;

Предприятия н организации, специализирующие ся на оказании аутсорсинговьи и информационных услуг участникам кластера

Организации рыночной инфр аструктуры: аудиторские,

консалтинговые, кредитные и финансовые, страховые н лизинговые услуги и т.д.

Предприятия и организации, перевозимые пассажиров и грузы

Предприятия н организации, специализирующие ся на поставке материально-технических ресурсов участникам кластера

Научно-

исследовательские и

образовательные

организации

Некоммерческие и

общественные

организации, различные

объединения

пр е дприннм ателей,

торгово-промышленная

палата и т.д.

Организации инфраструктуры поддержки бизнеса: венчурные фонды, агентства привлечения инвестиций, государственные и муниципальные ф онды поддержки субъектов мал ого и среднего предпринимательства, фонды с о д енс теня кр е днт ованню и др.

Рис. 1. Модель транспортного кластера

- повышением качества предоставляемых услуг, снижением транспортной составляющей себестоимости продукции и услуг;

- созданием дополнительных рабочих мест в системе транспорта и смежных отраслях;

- улучшением показателей безопасности на транспорте;

- повышением доступности услуг транспорта для населения;

- снижением затрат на модернизацию продукции путем передачи части работ партнерам, специализирующимся в конкретных видах деятельности;

- производственной кооперацией, позволяющей эффективно использовать совокупный потенциал сетевых партнеров;

- повышением эффективности процесса обеспечения производства сырьем, материалами, деталями, конструкциями на основе установления долгосрочных партнерских связей;

- повышением эффективности выполнения отдельных управленческих функций за счет разделения труда, специализации, привлечения специализированных организаций;

- повышением эффективности работ в области сбыта и сервисного обслуживания, приобретения необходимых ресурсов;

- повышением надежности сетевых партнеров в инвестиционно-финансовой кооперации.

Транспортный кластер имеет комплексное влияние на социально-экономическое развитие региона как на макроуровне, так и применительно к отдельным участникам транспортного кластера,

иркутским государственный университет путей сообщения

собственно определяющим использование объектов транспортной инфраструктуры. Транспорт, как один из ведущих элементов производственной инфраструктуры, с одной стороны, обеспечивает мобильность товаров и ресурсов, с другой - облегчает доступность территорий, предоставляя тем самым возможность свободного передвижения товаров, ресурсов и населения. В свою очередь, региональное социально-экономическое развитие является главной движущей силой развития спроса на услуги по перевозке пассажиров и грузов. Изменение структуры производства, растущая интернационализация коммерческой деятельности воздействуют на характер использования транспортной инфраструктуры и на развитие транспортного кластера в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations. New York: The Free Press, 1990. 855 p.

2. Rosenfeld S. A. Industrial Strength Strategies: Regional Business Cluster and Public Policy. Washington, DC: The Aspen Institute, 1995. 183 p.

3. Schmitz H. On the clustering of small firms // IDS Bulletin. 1992. Vol. 23, № 3. Р. 55-66.

4.

5.

6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Swann P. A comparison of the dynamics of industrial clustering in computing and biotechnology // Research Policy. 1996. №. 25. Р. 1139-1157. Simmie J. Innovation in the London Metropolitan Region: working paper // Innovative Clusteres and Competitive Cities in the UK and Europe. Oxford: Oxford Brookes School of Planning, 1999. Ch. 4. Van den Berg L., Growth Clusters in European Cities: An Integral Approach // Urban Studies. 2001. Vol. 38, №1. P. 186-206.

7. Трунова Н. А. Проблемные зоны использования кластерного подхода в России // Бюджет. 2009. №2. С. 11-16.

8. Кутьин В. М. Территориальная экономическая кластеризация (классификация) регионов России: социально-географический аспект // Безопасность Евразии. 2003. №1. С. 525-539. Андрианов А. Ю. Кластеры как инструмент развития некоммерческих организаций // Экономика региона. 2007. № 18.

10. Соколенко С. И. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации // Безопасность Евразии. 2002. № 1. С. 435-460.

9.

УДК 656.259.12 : 621.316.933 Митрохин Валерий Евгеньевич,

д. т. н., профессор, зав. каф. «Системы передачи информации», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), тел. (3812)31-06-94

Гаранин Александр Евгеньевич,

к. т. н., доцент КрИЖТИрГУПС, тел. (3812)31-06-94, 8-923-272-94-86, e-mail: alexandergaranin@mail.ru

Ряполов Артем Владимирович,

аспирант каф. «Системы передачи информации» ОмГУПС, тел. (3812)31-06-94, e-mail: 1w2a3r4l5o6c7k8@mail.ru

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ ПРИ ГРОЗОВЫХ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯХ

У.Е. Mitrokhin, A.E. Garanin, A. V. Ryapolov

OPERATION OF TRACK CIRCUIT UNDER ATMOSPERIC

OVERVOLTAGES

Аннотация. Атмосферные перенапряжения приводят к отказам систем интервального регулирования движения поездов. Значительная доля отказов от перенапряжений устройств СЦБ на перегоне приходится на воздействия перенапряжений со стороны рельсовых цепей, где рельсы являются связующей линией, по которой распространяется волна тока молниевого разряда. В данной работе представлена методика определения вероятности безотказной работы устройств СЦБ от грозовых перенапряжений, приходящих со стороны рельсовых цепей (РЦ), учитывающая

такие особенности железнодорожного участка, как род тока электротяги, грозовая интенсивность региона, предельная энергетическая способность УЗИП.

Ключевые слова: устройства СЦБ; рельсовые цепи; отказы; атмосферные перенапряжения; устройство защиты от импульсных перенапряжений.

Abstract. Atmospheric overvoltages lead to failures in railway signaling and interlocking systems. The most part of the failures which take place in these systems occurs because of overstrains coming from

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.