Научная статья на тему 'Развитие экономики региона на основе кластерного подхода'

Развитие экономики региона на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / CLUSTER APPROACH / ECONOMY OF THE REGION / CLUSTER / CLUSTER POLICY / TRANSPORT AND LOGISTICS CLUSTER / SOCIAL AND ECONOMIC EFFECT / COMPETITIVENESS OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сивакова Светлана Юрьевна, Ноздрева Ирина Евгеньевна

На современном этапе экономического развития все большее значение приобретает кластерная концепция, в соответствии с которой конкурентоспособность региона зависит от наличия на его территории отраслевых кластеров. В общем случае под кластером понимается группа географически соседствующих взаимосвязанных предприятий и организаций, для которых характерны общность деятельности и взаимодополнение. Именно кластерный подход к управлению развитием региона позволяет достичь конкурентного успеха в выбранных отраслях. С учетом специфических особенностей и конкурентных преимуществ Смоленской области на ее территории возможна организация и развитие целого ряда отраслевых кластеров: машиностроительного, животноводческого, туристического, кластера производства стройматериалов и деревообработки, композитного кластера (включающего производство продукции химической и нефтехимической промышленности), кластера приборостроения и электротехники и др. При этом, с учетом важнейшего конкурентного преимущества выгодного географического положения особая роль отводится транспортно-логистическому кластеру, который должен включать в себя комплекс инфраструктуры и предприятий, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Организация транспортно-логистического кластера будет сопряжена с рядом сопутствующих рисков, однако позволит достичь определенных социально-экономических эффектов, повысит конкурентоспособность региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of regional economy on the basis of the cluster approach

The cluster concept is becoming more important at the modern stage of the economic development, according to which competitiveness of the region depends on the presence of industrial clusters in its territory. In general, cluster is a group of interconnected enterprises and organizations which are geographical neighbours and which are characterized by the joint activity and the complementarity. Cluster approach allows to achieve the competitive success in selected industries. The organization and the development of a number of industrial clusters are possible on the territory of Smolensk region, taking into account the specific features and competitive advantages of this region, these clusters are machine-building, stock-raising, tourist, the cluster of production of building materials and wood, the composite cluster (including the production of chemical and petrochemical industry), the cluster of instrumentation and electrical engineering and others. At the same time, the transport and logistics cluster has a special role, taking into account the most important competitive advantage the profitable geographical position. This cluster should include a range of infrastructure and enterprises which specialize in storing, escorting and delivering of the cargo and the passengers. The organization of the transport and logistics cluster will be associated with a number of concomitant risks, but it permits to achieve the certain social and economic effects, to increase the competitiveness of the region.

Текст научной работы на тему «Развитие экономики региона на основе кластерного подхода»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №1 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-1

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN116.pdf

DOI: 10.15862/16EVN116 (http://dx.doi.org/10.15862/16EVN116)

Статья опубликована 12.032016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Сивакова С.Ю., Ноздрева И.Е. Развитие экономики региона на основе кластерного подхода // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/16EVN116

УДК 332.1

Сивакова Светлана Юрьевна

ФБГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Филиал в г. Смоленск, Россия, Смоленск1 Доцент кафедры «Экономика и финансы» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: svetlyur@rambler.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=434503

Ноздрева Ирина Евгеньевна

ФБГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Филиал в г. Смоленск, Россия, Смоленск Доцент кафедры «Экономика и финансы» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: nire@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=397596

Развитие экономики региона на основе кластерного подхода

Аннотация. На современном этапе экономического развития все большее значение приобретает кластерная концепция, в соответствии с которой конкурентоспособность региона зависит от наличия на его территории отраслевых кластеров. В общем случае под кластером понимается группа географически соседствующих взаимосвязанных предприятий и организаций, для которых характерны общность деятельности и взаимодополнение. Именно кластерный подход к управлению развитием региона позволяет достичь конкурентного успеха в выбранных отраслях. С учетом специфических особенностей и конкурентных преимуществ Смоленской области на ее территории возможна организация и развитие целого ряда отраслевых кластеров: машиностроительного, животноводческого, туристического, кластера производства стройматериалов и деревообработки, композитного кластера (включающего производство продукции химической и нефтехимической промышленности), кластера приборостроения и электротехники и др. При этом, с учетом важнейшего конкурентного преимущества - выгодного географического положения - особая роль отводится транспортно-логистическому кластеру, который должен включать в себя комплекс инфраструктуры и предприятий, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Организация транспортно-логистического кластера будет

1 214000, Смоленск, пр. Гагарина, д. 22 1

сопряжена с рядом сопутствующих рисков, однако позволит достичь определенных социально-экономических эффектов, повысит конкурентоспособность региона.

Ключевые слова: кластерный подход; экономика региона; кластер; кластерная политика; транспортно-логистический кластер; социально-экономический эффект; конкурентоспособность региона

В настоящее время в России происходит осознание значимости кластерного подхода в решении задач модернизации национальной экономики. Данный интерес объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих развитых стран мира, доказавшим не в теории, а на практике эффективность использования таких структур в повышении конкурентоспособности экономики как отдельных регионов, так и страны в целом.

Проблема развития экономики на основе кластерного подхода появилась в 1980-х гг., обусловленная выходом в свет научных работ американского экономиста М. Портера [6]. В России интерес к теории кластеров возник сравнительно недавно - примерно 15-20 лет назад. Несмотря на это, отечественные экономисты не только приняли на вооружение данный подход, но и положили его в основу концепций экономического развития российских регионов и территорий [5, 8].

Необходимость в использовании кластерного подхода в развитии экономики региона существует, по нашему мнению, и в Смоленской области.

Под кластером в экономической литературе, как правило, понимается индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой отраслевому подходу [1, 7].

Другими словами, кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Характерными признаками кластера являются:

• максимальная географическая близость входящих в него предприятий;

• родство технологий;

• общность сырьевой базы;

• наличие инновационной составляющей.

Реализация кластерной политики в Смоленской области может рассматриваться как очевидная возможность повысить конкурентоспособность предприятий, вошедших в кластеры. Кроме того, такая форма организации как «кластер» дает потенциальным участникам следующие преимущества:

• обеспечивает более дешевый доступ к факторам производства - основным компонентам, используемым в процессе производства продукции, работ, услуг;

• облегчает коммуникацию, снижает издержки на адаптацию и способствует общему обеспечению вспомогательного и поддерживающего обслуживания (установка, наладка, обучение пользователей, ремонт оборудования);

• позволяет добиться глубокой специализации поставщиков в результате лучшего распознавания возможностей рынка и снижения их риска в связи с существованием множества местных потребителей;

• снижает затраты на импорт факторов производства из удаленных источников (конкурентное ценообразование и экономия на доставке большого количества);

• дает преимущество в обеспечении специализированной, обладающей высокой квалификацией рабочей силой;

• способствует развитию взаимодополняемости между видами деятельности и расширению продуктовой линейки участников кластера;

• дает доступ к специализированным видам информации по маркетингу, технологиям и т.п.;

• способствует координации усилий и общему стремлению к совершенствованию, что повышает общее качество и эффективность функционирования всех участников;

• облегчает взаимодействие с финансовыми и страховыми компаниями;

• дает преимущество в доступе к новым технологиям, методам работы и возможностям поставок;

• облегчает создание нового бизнеса и др.2

Следует также отметить, что кластеры - это, с одной стороны, инструмент повышения производительности и, следовательно, конкурентоспособности предприятий - участников, а, с другой стороны, инструмент развития территорий, на которых они располагаются.

В частности, развитие кластера может стать стержнем, на который могут нанизываться другие формы развития на территории, например, малого и среднего бизнеса. Все согласны с тем, что в России недостаточна доля малых и средних предприятий по сравнению с развитыми странами. В российских условиях, уже выделились такие инструменты стимулирования создания новых предприятий как индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, агро- и технологические парки. Однако попытки «запустить» каждый такой проект наталкиваются на одну и ту же проблему - трудности в привлечении резидентов таких парков, «якорных» компаний, вокруг которых было бы легче создавать новые предприятия. В этом плане кластеры могут брать на себя роль локомотива. Именно, исходя из логики отношения к кластеру, как отраслевому развитию на конкретной территории, можно легче планировать и привлекать, или создавать новые компании с пониженными рисками в регионах.

Как показывает проведенное исследование, на территории Смоленской области целесообразно рассмотреть возможность организации и развития следующих кластеров:

• машиностроительный кластер;

• композитный кластер (включает производство продукции химической и нефтехимической промышленности);

• кластер производства стройматериалов и деревообработки;

2 Стратегия социально-экономического развития Смоленской области: [сайт]. URL: http://www.smolinvest.com.

• кластер приборостроения и электротехники;

• животноводческий кластер;

• транспортно-логистический кластер;

• туристический кластер3.

Особая роль, по нашему мнению, должна отводиться транспортно-логистическому кластеру, так как Смоленская область занимает исключительное выгодное географическое положение: она расположена на пересечении основных транспортных путей, ведущих из Центра России в Белоруссию, страны Балтии, государства Восточной и Центральной Европы.

Через Смоленский участок границы с Беларусью осуществляется ввоз примерно 35 процентов товаров, перевозимых в целом по стране по процедуре МДП («Международная дорога перевозок», или Transports internationaux routiers - общеизвестное TIR). Сегодня более 80 процентов грузов, поступающих в Россию из Западной Европы, проходит через Смоленскую область. По прогнозам, к 2020 году поток товаров достигнет порядка 60 млн. тонн в год4.

Экономическое развитие области сконцентрировано в коридоре между Москвой и Минском. Транспортный коридор, связывающий две столицы, занимает в настоящий момент доминирующее положение. Наглядным подтверждением этому является пространственное распределение социально-экономической активности населения на территории области и степень хозяйственной освоенности ее территорий: транспортный коридор, основанием которого является магистраль «Москва - Минск», лежит в основе каркаса системы расселения Смоленской области - в этом коридоре присутствует наивысшая плотность транспортных коммуникаций. Причем плотность коммуникаций возрастает по мере приближения к Москве. Большая часть населения проживает в г. Смоленске и вдоль транспортных коридоров Москва - Минск и Смоленск - Рославль - Брянск: в Вяземском, Гагаринском, Сафоновском, Смоленском, Рославльским и Ярцевском районах. Плотность населения вне этих магистралей существенно отстает [3].

Членство России в Таможенном союзе кратно повышают значение транспортно-логистической сферы экономики для дальнейшего развития региона.

Транспортно-логистический кластер должен включать в себя комплекс инфраструктуры и предприятий, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров.

Так, потенциальными участниками транспортно-логистического кластера могут быть: ООО «Альфа Транс», ООО «Ренус Терминал», ООО «Евротранссервис», ООО «Катынский терминал», Смоленское отделение Московской железной дороги, филиал ОАО «РЖД», ООО «ЖелДорЭкспедиция», другие транспортно-логистические, экспедиционные компании, организации, оказывающие услуги по техническому обслуживанию автомобилей и придорожному сервису [9]. Наряду с транспортно-логистическими, экспедиционными и другими компаниями в структуру кластера могут войти образовательные учреждения: Смоленский филиал ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», Смоленский филиал ФГБОУ ВО

3 Стратегия социально-экономического развития Смоленской области: [сайт]. URL: http://www.smolinvest.com.

4 Стратегия социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года) (Постановление Администрации Смоленской области от 26 ноября 2007 г. № 418).

«Московский государственный университет путей сообщения», ОГБПОУ «Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса», ОГБПОУ «Смоленский авторанспортный колледж имени Е.Г. Трубицына» и другие [4]. Образовательные учреждения не только будут поставлять трудовые ресурсы на предприятия кластера, но и станут полноправными субъектами кластерной структуры, осуществляя разработку объектов интеллектуальной собственности, отвечающих потребностям участников кластера [2].

Предполагаемыми видами услуг, которые будут оказываться предприятиями кластера, могут быть:

1. Таможенные услуги:

• декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

• оказание консультационных услуг по вопросам таможенного оформления;

• определение кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности по номенклатуре груза;

• получение предварительных классификационных решений в Федеральной Таможенной службе России на сложные грузы;

• получение фитосанитарных, ветеринарных и карантинных сертификатов на товары, подлежащие государственному санитарно-эпидемиологическому, карантинному и фитосанитарному контролю;

• оказание услуг по получению справок из Российской Торгово-промышленной палаты при соответствующих запросах таможенных органов;

• оказание услуг в быстром таможенном оформлении скоропортящихся товаров;

• оказание услуг по оформлению подакцизных товаров;

• оказание услуг по таможенному оформлению автомобилей физических лиц;

• оказание услуг по таможенному оформлению товаров с применением технологии «удаленного выпуска».

2. Грузоперевозки:

• железнодорожные грузоперевозки;

• доставка комплектных грузов автомобилями и рефрижераторами;

• доставка дорогостоящих грузов;

• информационная поддержка по передвижению грузов;

• консультации по вопросам таможенного оформления и международных грузоперевозок.

3. Складские услуги:

• ответственное хранение;

• погрузо-разгрузочные работы;

• cross-docking (в переводе с английского «прямые поставки») - система доставки грузов, при которой прием и отгрузка происходят непосредственно

через склад. Это достаточно удобная процедура, при которой нет необходимости задействовать дополнительные склады, кроме того, эта процедура достаточно выгодна, потому что может позволить экономить на аренде помещения под долгосрочное хранение товара.

Предполагается, что управление развитием кластера в процессе его формирования и до момента создания специализированной организации развития кластера с образованием юридического лица - некоммерческого партнерства - будет осуществляться Советом кластера. В Совет кластера могут войти представители государственных органов власти Смоленской области, руководители предприятий-участников кластера, руководители учебных заведений.

В дальнейшем полномочия по развитию кластера от Совета кластера перейдут к некоммерческому партнерству. Основными целями деятельности некоммерческого партнерства будут являться:

• объединение членов Партнерства для развития кластера;

• повышение конкурентоспособности предоставляемых предприятиями кластера услуг, а также иных видов деятельности, осуществляемых членами Партнерства;

• повышение в обществе авторитета, престижа и общественной значимости деятельности членов Партнерства;

• качественная профессиональная подготовка работников членов Партнерства и индивидуальных предпринимателей (физических лиц) - членов Партнерства;

• постоянная нацеленность на повышение стандартов деятельности членов Партнерства;

• содействие в реализации и защите законных прав и интересов членов Партнерства;

• разработка и установление стандартов и правил деятельности членов Партнерства, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил;

• разработка и установление правил обеспечения гражданской ответственности, каждого члена Партнерства перед потребителями и иными лицами, правил обеспечения имущественной ответственности иных лиц перед членами Партнерства, а также контроль за соблюдением требований указанных правил;

• пропаганда передового отечественного и мирового опыта, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями.

Организация транспортно-логистического кластера на территории Смоленской области может сопровождаться следующими рисками:

• недостаточным уровнем развития транспортной и логистической инфраструктуры Смоленской области;

• низкой плотность автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;

• низким уровнем транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог;

• отсутствием международного аэропорта;

• наличием административных барьеров при реализации инвестиционных проектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• недостатком квалифицированных трудовых ресурсов.

Однако как показало проведенное исследование, несмотря на сопутствующие риски, организация транспортно-логистического кластера позволит достичь следующих социально-экономических эффектов (KPI - key performance indicators) :

1. Ежегодный рост грузоперевозок на 5-15%;

Увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (в 2015 г. - 2667,52 км; в 2016 г. - 2749,09 км)5.

2. Содействие росту инвестиций в экономику области: к 2017 году прогнозируется, что объем инвестиций в основной капитал составит 53,0 млрд. рублей6.

3. Качественное и количественное развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

4. Повышение технологического и технического уровня организаций-участников кластера.

5. Рост количества малых и средних предприятий, включенных в цепочки добавленной стоимости кластера [10].

6. Развитие профессионального (среднего и высшего) образования.

Очевидно, что в турбулентных и высококонкурентных глобальных условиях отраслевые кластеры могут стать одним из важнейших элементов политики по повышению конкурентоспособности и развитию экономики региона. Региональные и муниципальные власти, бизнес-сообщество, вузы, профессиональные ассоциации и другие заинтересованные стороны могут сыграть существенную роль в организации региональных отраслевых кластеров. При этом ключевым фактором успеха в разработке и реализации стратегий развития кластеров является активная позиция лидеров бизнеса, а также продуктивное партнерство между представителями различных групп интересов в регионе.

5 Областная государственная программа «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» на 2014 - 2020 годы» (Постановление Администрации Смоленской области от 20.11.2013 № 932 (ред. от 11.06.2015) «Об утверждении областной государственной программы "Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» на 2014 - 2020 годы»).

6 Пояснительная записка к показателям прогноза социально-экономического развития Смоленской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. URL: http://econsmolensk.ru/prognoz ser.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.В. Андреев. - М.: КноРус, 2012. - 334 с.

2. Бочкова Е.В. Потенциал кластерного подхода в контексте построения национальной инновационной экономики // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. - №5. - с. 10-15.

3. Земля Смоленская и ее население. Голичев В.Д., Голичева Н.Д., Алфимов И., Лапшова О.А., Киященко Л.Т., Кондрашов В.М., Гусарова О.М., Шеломенцева М.В., Ноздрева И.Е., Попова В В., Сивакова С.Ю., Комаров П.И. Историко-статистический обзор в цифрах и фактах / Смоленск, 2013.

4. Ноздрева И.Е. Современная модель образования и ее влияние на маркетинговую политику образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №9 ч. 1 (621). - с. 1002-1005.

5. Ноздрева И.Е. Экономическая и финансовая безопасность государства // В сборнике: Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты. - Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции ВЗФЭИ: В 2-х томах. Редакционная коллегия: И.Я. Лукасевич (председатель), Ю.М. Ляльков (ответственный секретарь), М.А. Федотова и др. 2012. - с. 373-374.

6. Портер М.Э. Конкуренция.: пер. с англ. - М.: Издательский дом Вильямс, 2005.

- 608 с.

7. Региональная экономика: Учеб. / Под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.

8. Региональная экономика: Учеб. / Под ред. Поляка Г.Б. - 5-е изд., перераб. и доп.

- М.: Юнити-Дана, 2013. - 463 с.

9. Сивакова С.Ю. Государственно-частное партнерство как форма реализации инвестиционной деятельности в регионе // Интернет-журнал «Науковедение». -2015. Т. 7., №2 (27). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/122EVN215.pdf.

10. Сивакова С.Ю. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии Смоленской области // В сборнике: Современный взгляд на будущее науки. -Сборник статей международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». 2014. - с. 166-170.

Sivakova Svetlana Yurievna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Smolensk

E-mail: svetlyur@rambler.ru

Nozdreva Irina Evgenyevna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Smolensk

E-mail: nire@mail.ru

The development of regional economy on the basis of the cluster approach

Abstract. The cluster concept is becoming more important at the modern stage of the economic development, according to which competitiveness of the region depends on the presence of industrial clusters in its territory. In general, cluster is a group of interconnected enterprises and organizations which are geographical neighbours and which are characterized by the joint activity and the complementarity. Cluster approach allows to achieve the competitive success in selected industries. The organization and the development of a number of industrial clusters are possible on the territory of Smolensk region, taking into account the specific features and competitive advantages of this region, these clusters are machine-building, stock-raising, tourist, the cluster of production of building materials and wood, the composite cluster (including the production of chemical and petrochemical industry), the cluster of instrumentation and electrical engineering and others. At the same time, the transport and logistics cluster has a special role, taking into account the most important competitive advantage - the profitable geographical position. This cluster should include a range of infrastructure and enterprises which specialize in storing, escorting and delivering of the cargo and the passengers. The organization of the transport and logistics cluster will be associated with a number of concomitant risks, but it permits to achieve the certain social and economic effects, to increase the competitiveness of the region.

Keywords: cluster approach; economy of the region; cluster; cluster policy; the transport and logistics cluster; social and economic effect; competitiveness of the region

REFERENCES

1. Andreev A.V. Osnovy regional'noy ekonomiki: uchebnik dlya vuzov / A.V. Andreev. - M.: KnoRus, 2012. - 334 s.

2. Bochkova E.V. Potentsial klasternogo podkhoda v kontekste postroeniya natsional'noy innovatsionnoy ekonomiki // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - №5. - s. 10-15.

3. Zemlya Smolenskaya i ee naselenie. Golichev V.D., Golicheva N.D., Alfimov I., Lapshova O.A., Kiyashchenko L.T., Kondrashov V.M., Gusarova O.M., Shelomentseva M.V., Nozdreva I.E., Popova V.V., Sivakova S.Yu., Komarov P.I. Istoriko-statisticheskiy obzor v tsifrakh i faktakh / Smolensk, 2013.

4. Nozdreva I.E. Sovremennaya model' obrazovaniya i ee vliyanie na marketingovuyu politiku obrazovatel'nykh organizatsiy, osushchestvlyayushchikh podgotovku kadrov dlya sfery turizma // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2015. - №9 ch. 1 (62-1). - s. 1002-1005.

5. Nozdreva I.E. Ekonomicheskaya i finansovaya bezopasnost' gosudarstva // V sbornike: Ekonomicheskiy rost i konkurentosposobnost' Rossii: tendentsii, problemy i strategicheskie prioritety. - Sbornik nauchnykh statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii VZFEI: V 2-kh tomakh. Redaktsionnaya kollegiya: I.Ya. Lukasevich (predsedatel'), Yu.M. Lyal'kov (otvetstvennyy sekretar'), M.A. Fedotova i dr. 2012. - s. 373-374.

6. Porter M.E. Konkurentsiya.: per. s angl. - M.: Izdatel'skiy dom Vil'yams, 2005. - 608 s.

7. Regional'naya ekonomika: Ucheb. / Pod red. Vidyapina V.I., Stepanova M.V. - M.: INFRA-M, 2007. - 666 s.

8. Regional'naya ekonomika: Ucheb. / Pod red. Polyaka G.B. - 5-e izd., pererab. i dop. -M.: Yuniti-Dana, 2013. - 463 s.

9. Sivakova S.Yu. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak forma realizatsii investitsionnoy deyatel'nosti v regione // Internet-zhurnal «Naukovedenie». - 2015. T. 7., №2 (27). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/122EVN215.pdf.

10. Sivakova S.Yu. Rol' malogo biznesa v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii Smolenskoy oblasti // V sbornike: Sovremennyy vzglyad na budushchee nauki. -Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Nauchnyy tsentr «Aeterna». 2014. - s. 166-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.