Научная статья на тему 'Транспортному ведомству - 200 лет история, современное состояние, перспективы развития транспортной отрасли'

Транспортному ведомству - 200 лет история, современное состояние, перспективы развития транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1443
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аристов С. А.

В эти дни наша страна и все мировое транспортное сообщество отмечает 200-летие транспортного ведомства и высшего образования на транспорте в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортному ведомству - 200 лет история, современное состояние, перспективы развития транспортной отрасли»

Транспортному ведомству — 200 лет

История, современное состояние, перспективы развития транспортной отрасли

С. А. АРИСТОВ, статс-секретарь — заместитель Министра транспорта Российской Федерации

В эти дни наша страна и все мировое транспортное сообщество отмечает 200-летие транспортного ведомства и высшего образования на транспорте в России.

■ва века транспорт является ключевым фактором развития экономики страны и обеспечения ее безопасности, и все это время развитие транспортного комплекса считалось приоритетной задачей государства.

Первые упоминания об органе государственного управления перевозками — Ямском приказе — относятся к началу XVI века. Впоследствии на основе Ямского приказа в 1782 году был образован Почтовый департамент.

В 1733 году создана Канцелярия перспективной дороги Москва — Петербург, которая в 1755 года стала называться Канцелярией строения государственных дорог. С этого момента начинается история государственного управления дорожной отраслью.

В 1798 году в России учрежден первый государственный орган управления водным транспортом страны — Департамент водяных коммуникаций, что является датой рождения органа государственного управления на речном транспорте.

20 ноября 1809 года произошло, на мой взгляд, главное событие в истории отечественного транспорта — Манифестом императора Александра I были учреждены Управление водяными и сухопутными сообщениями (с 1810 года Главное управление водяными и сухопутными коммуникациями), Корпус инженеров путей сообщения и институт при нем.

Названная дата является датой рождения единого органа государственного управления всеми видами имевшегося тогда транспорта: речного, морского и дорожного хозяйства, создания органов надзора и территориальных органов управления путями сообщения.

В 1833 году Главное управление водяными и сухопутными коммуникациями

преобразовано в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а в 1842 году в его составе образован Департамент железных дорог.

XIX век в истории транспорта характеризовался переходом к судоходству на основе парового флота. Этот переход происходил около 50 лет. Паровое судоходство доказало свое преимущество, несмотря на большие начальные издержки. Потребовались изменения во многих сферах деятельности на водном транспорте, улучшение водных путей, новые правила плавания. Изменились и требования к судоводителям, появилась необходимость подготовки специалистов для машинных команд пароходов.

К середине XIX века необъятные просторы России начал покорять железнодорожный транспорт, развитие которого на первом этапе также встретило большие трудности. Отношение к Царскосельской дороге, открытой 30 октября 1837 года, в разные периоды было неоднозначным. Многие давали ей пренебрежительное определение

«увеселительная», считая чем-то вроде аттракциона. Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в стране.

1865 год — особый в истории транспорта. Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщения. Оно состояло из четырех департаментов: сухопутных сообщений, водяных сообщений, железных дорог, ревизий и отчетов. Возглавил Министерство выдающийся государственный деятель, ученый и инженер Павел Петрович Мельников.

Под его руководством были разработаны технические условия и нормы проектирования основных железнодорожных объектов, введена в эксплуатацию колея 1524 мм. Мельников является автором проекта и строителем железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва, разработчиком проекта железнодорожной сети России. Мельников развивал внутренние водные пути сообщения и строительство портов. Были исследованы условия судоходства по рекам, начато широкое внедрение парового судоходства на важнейших речных системах России.

Царскосельский вокзал в XIX веке

Пассажирский паровоз серии Ак. 316 (с 1912 г. серия К) Сибирской ж. д.

В 1866 году в России было завершено строительство Ладожского канала, улучшилось судоходство по трем водным системам — Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. Осуществлено строительство Рижского, Одесского, Таганрогского, Астраханского портов.

Следующий этап в развитии транспорта России связан с именем Сергея Юльевича Витте — Министра путей сообщения с 1892 года (впоследствии — Председателя Совета Министров). При Витте в России в последнем десятилетии XIX века было построено 23 тыс. км железных дорог. Витте был активным сторонником строительства Великого Сибирского пути, обосновал выгодность строительства Китайско-Восточной железной дороги. Для организации торгового судоходства по Северному морскому пути при поддержке Сергея Юльевича был построен ледокол «Ермак». Витте инициировал создание Русско-Китайского банка, ратовал за выкуп частных дорог в государственную собственность и строительство новых за счет казны.

К началу XX века в России сложились основные морские и речные пути, построены Транссиб и основная сеть железных дорог, начинается развитие авиационного и автомобильного транспорта.

Революция 1917 года внесла свои коррективы в систему управления транспортом, и в 1918 году Министерство путей сообщения было преобразовано в Народный комиссариат путей сообщения, который просуществовал до 1931 года и разделился на комиссариаты по отдельным видам транспорта.

В XX веке благодаря научно-техническому прогрессу бурное развитие переживают все виды транспорта.

Строительство новой республики, кровопролитная Великая Отечественная война, восстановление страны и промышленности в послевоенные годы стали серьезным испытанием для всех транспортников. И они, как и страна, с честью выдержали это испытание.

Хотелось бы остановиться на основных знаковых событиях в довоенной и послевоенной истории транспорта России.

В области железнодорожного транспорта

Введен общесетевой график движения поездов, единое расписание и Устав железных дорог СССР. Построены паровозы Сок, ИС, электровоз ВЛ22, стали применяться путеукладочные краны, началась электрификация же-

лезных дорог. В 1935 году вступила в эксплуатацию первая очередь Московского метрополитена. В послевоенные годы осуществлена реконструкция железнодорожного транспорта, перевод на электрическую и тепловозную тягу. Магистральные линии оборудовались автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Начата разработка и внедрение автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом. Эксплуатационная длина сети железных дорог СССР увеличилась на 23,3 тысячи километров (с учетом вторых путей — на 40 тысяч километров). Сооружены основные типы тягового и подвижного состава. Создан скоростной поезд ЭР200. Достигнута скорость движения в пассажирском сообщении 200 км в час. Построена Байкало-Амурская магистраль, 35-летие которой мы отмечаем в этом году. По длине электрифицированных магистралей железнодорожный транспорт СССР занимал первое место в мире.

В области морского и речного транспорта

Построены канал имени Москвы, Волго-Балтийский водный путь, созданы основные пароходства, все гидротехнические сооружения в стране. Осуществлено оснащение морского и речного флота СССР новыми кораблями отечественного производства, внедрены новейшие технологии в эксплуатации судов, значительно укреплена материальная база флота. На Северный морской путь вышел крупнейший в мире ледокольный флот.

По объему перевозок морской транспорт СССР занимал второе место в мире.

В области гражданской авиации

Впервые в мире был построен и принят в эксплуатацию реактивный пассажирский лайнер ТУ-104, а вслед за ним небо покорили машины КБ Ильюшина, Туполева, Антонова. Созданы все основные типы пассажирских воздушных судов, которые эксплуатировались на крупнейшей в мире маршрутной сети.

В области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Начат выпуск отечественных легковых и новых моделей грузовых автомобилей, впервые в СССР был организован конвейерный способ сборки машин. Совершен прорыв в создании современной сети автомобильных дорог. Получили развитие региональные автодороги, а также городской пассажирский транспорт и метрополитены.

В 1991 году, после распада СССР, создано Министерство транспорта Российской Федерации.

В 1992 году на базе упраздненного МПС СССР создано Министерство путей сообщения Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти на железнодорожном транспорте.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство транспорта РФ и Министерство путей сообщения РФ упразднены. Одновременно образовано Министерство транспорта и связи РФ.

20 мая 2004 года Минтранссвязи России преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации и

Мининформсвязи России (Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649).

Таким образом в России был воссоздан единый федеральный орган исполнительной власти в области транспорта.

Годы перестройки существенно повлияли на тенденции развития транспорта. Переход на рыночную экономику и интеграция России в мировую транспортную систему потребовали существенной модернизации транспортной отрасли, обеспечивающей ее инновационное развитие, интеграцию деятельности различных видов транспорта, строительство современных коммуникаций, внедрение новых форм управления перевозочным процессом, развитие системы транспортного образования и т.д.

На достижение этих целей были сориентированы Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» и «Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года».

Можно говорить об успешной реализации этих глобальных планов, поскольку Президент и Правительство страны поставили новую задачу — перейти от модернизации к инновационному развитию отрасли. Обеспечить этот переход должны новая Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» и «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

Начать реализацию новой транспортной стратегии придется в условиях масштабного вызова времени — мирового финансово-экономического кризиса. Кризис, конечно, отразится на состоянии транспортной отрасли, но не должен препятствовать планомерной реализации государственной политики в области транспорта.

14 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провел совещание о программе развития транспортной инфраструктуры в 2009 году и антикризисных мерах в транспортном комплексе. В своем выступлении глава Правительства РФ подчеркнул: «Мы должны решить задачу обеспечения граждан и экономики современными транспортными услугами; воспользоваться уникальным географическим положением России, чтобы в полной мере реализо-

вать наш транзитный потенциал; предложить новые, альтернативные маршруты для ускоренного и безопасного движения грузов и граждан.

Все эти стратегические задачи обозначены в Транспортной стратегии на период до 2030 года.

Если говорить о решении текущих задач, то деятельность Минтранса России начиная с IV квартала прошлого года была направлена на разработку и реализацию комплекса антикризисных мер на транспорте.

Наши предложения, подготовленные совместно с бизнесом, транспортными ассоциациями, ректорским корпусом вузов транспорта и общественными организациями, после их широкого обсуждения на Общественном совете Министерства и в федеральных округах были включены в Программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

В этом году планируется сохранение расходов федерального бюджета на уровне не ниже прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом сохраняется и приоритет расходов по финансированию долгосрочных инфраструктурных проектов, позволяющих более эффективно развивать транспортный комплекс. Объем финансирования расходов инвестиционного характера составит в 2009 году почти 350 млрд рублей, или 60% от всего бюджета Министерства транспорта РФ.

В рамках реализации антикризисных мер усилия Минтранса России будут сконцентрированы на решении следующих задач:

• Обеспечение доступности транспортных услуг для населения;

• Обеспечение устойчивой работы организаций транспортного комплекса и сохранение квалифицированных кадров;

• Привлечение внебюджетных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры;

• Продолжение реформирования транспортного комплекса.

Снижение объемов перевозочной работы не могло не отразиться на финансовом состоянии предприятий транспортного комплекса.

В этих условиях вопрос доступности кредитных ресурсов для организаций транспортного комплекса является одним из основных.

Особо остро в кредитных ресурсах нуждаются организации внутреннего водного транспорта из-за сезонного характера их работы.

В связи с этим предлагается дополнительно рассмотреть вопрос о возможности возмещения этим организациям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на осуществление основной производственной деятельности, по аналогии с организациями оборонно-промышленного комплекса и сельского хозяйства.

Обеспечить устойчивую работу транспортных предприятий на устаревшей технике практически невозможно, поэтому Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам обновления парка. Используются как прямая поддержка из бюджета, так и методы налогового и таможенного регулирования.

Эффективной мерой поддержки отечественных перевозчиков может явиться установление преференций в части перевозок грузов для государственных и муниципальных нужд.

Для реализации мер по поддержке малого и среднего бизнеса Министерством транспорта разработана ведомственная целевая программа, предусматривающая комплекс мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, развитию финансовых механизмов и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Принимаются меры по сохранению квалифицированных кадров, для этого часть работников переведена на режим неполного рабочего времени. Одновременно проводится подготовка, переподготовка и обучение смежным профессиям, при этом особое внимание Министерством транспорта уделяется максимальному использованию потенциала вузов транспорта.

Важнейшая задача — продолжение реформирования транспортного комплекса. В связи с этим предстоит:

• Завершить разработку Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями;

• Провести структурную реформу в дорожном хозяйстве, включая создание государственной компании «Российские автомобильные дороги»;

• Продолжить реализацию третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте;

• Провести объединение Росавиа-ции и Росаэронавигации с целью создания единого органа управления гражданской авиацией;

• Создать казенные предприятия на базе социально значимых аэропортов в районах Крайнего Севера.

Если говорить о долгосрочных перспективах, то целью инновационного

развития транспортного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года является создание условий для обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности страны и улучшения качества жизни населения за счет предоставления транспортно-логистических услуг, удовлетворяющих требуемым показателям надежности, безопасности, эко-логичности, ценовой доступности для потребителей и экономической эффективности для предприятий транс -портного комплекса.

Для достижения целей, поставленных перед транспортной отраслью, в сложившихся условиях основу реализации Транспортной стратегии России до 2030 года можно определить как технологический прорыв и инновационный путь развития.

В связи с этим по-новому сформулированы главные целевые ориентиры новой Транспортной стратегии. Если в предыдущей Стратегии они были ориентированы на решение задач восстановления и модернизации транспортного комплекса, то сейчас на первое место поставлены общесоциальные и общеэкономические стратегические целевые ориентиры и только вслед за ними общетранспортные.

Единое транспортное пространство России должно объединить в сбалансированную систему не только сами транспортные коммуникации, но и интегрированную систему технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев.

Предполагается ввод в действие единых стандартов и единой информационной среды технологического взаимодействия всех участников транспортного процесса, что должно

обеспечить оптимизацию взаимодействия на качественно новом уровне.

Предстоит увязать в эффективные логистические цепочки различные виды транспорта, создать интегрированные системы логистических парков.

Транспортная отрасль должна принять участие в разработке минимальных социальных транспортных стандартов для всех слоев населения. Эти стандарты должны определить модель необходимых коммуникаций всех видов пассажирского транспорта, соответствующий подвижной состав, покупательскую способность, ценовую доступность транспортных услуг для населения, периодичность и график транспортного обслуживания.

Предполагается закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне плюс использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на социальные перевозки. При этом необходимо обеспечить открытый доступ предпринимательства к возможности предоставления транспортных услуг населению.

Для ввода в действие этих механизмов необходима научная проработка организационно-правовой модели формирования и реализации минимальных социальных транспортных стандартов.

Реализация стандартов качества в области пассажирских и грузовых перевозок, решение новых задач комплексного развития единого транспортного пространства России требуют разработки новых систем мониторинга, контроля, надзора и оценки состояния

транспортного комплекса, а также систем управления качеством содержания транспортной инфраструктуры, транспортного обслуживания грузовладельцев и населения, работы систем платных услуг. Все эти задачи являются принципиально новыми.

Важную роль должно сыграть развитие систем профессионального допуска к транспортной деятельности, обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, который отвечает требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы.

В Транспортной стратегии впервые поставлена цель снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду, реализация которой будет способствовать достижению международных экологических стандартов.

Предстоит разработать и ввести в действие новые механизмы государственного регулирования, обеспечивающие мотивацию перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива и снижение энергоемкости до уровня показателей передовых стран. В связи с этим планируется исследовать возможности рационализации маршрутов следования транспортных потоков с целью сокращения вредного воздействия транспорта на здоровье человека, обеспечить повышение качества профессиональной подготовки персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств.

В настоящее время транспортная отрасль находится в стадии реформирования. Реализуется программа структурной реформы железнодорожного транспорта, есть концепция развития гражданской авиации, автодорожного

хозяйства. Однако этого недостаточно. Поэтому эффективная реализация Транспортной стратегии требует подготовки проекта стратегической реформы всего транспортного комплекса, куда входит деятельность аэропортов, морского и внутреннего водного транспорта.

Предстоит сформировать эффективную систему хозяйственного управления объектами и имуществом, остающимися в собственности государства, и решить вопросы совершенствования территориального звена управления транспортом и транспортной деятельностью.

При этом роль государства будет постепенно смещаться в область координации крупных инвестиционных проектов, контроля эффективности транспортного процесса, полноты и качества транспортных услуг, соблюдения социальных стандартов, технических регламентов, норм безопасности и экологичности, а также выполнения правил конкуренции.

Все это — новые функции управления, требующие эффективной системы управления реализацией Стратегии и внедрения инноваций. Ее создание потребует комплексных системных научных разработок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с активным участием вузов транспорта.

Инновационный характер Транспортной стратегии определяет необходимость включения в организационную модель ее реализации специальных механизмов и средств управления инновационной деятельностью на транспорте. Одним из вариантов такого механизма является создание сети инновационно-внедренческих центров, которые решали бы задачи сбора и систематизации информации по инновациям на транспорте, их экспертизы, сертификации, распространения и внедрения лучших инновационных решений в области развития транспортной системы.

Такие механизмы обеспечат создание технических, нормативно-правовых и организационных условий для инновационного обновления отрасли по всем направлениям деятельности. Разумеется, для создания такой системы необходимы научные и прикладные разработки ведущих ученых отрасли, в том числе транспортных вузов.

Еще раз подчеркну, что Транспортная стратегия является инновационной по своему характеру, и важнейшим усло-

вием ее реализации является построение эффективной системы научно-технического обеспечения инновационного развития отрасли. Необходимо выстроить эту систему и создать условия для ее работы.

Важная роль в инновационном развитии транспорта отводится транспортной науке. Поэтому Министерство транспорта рассчитывает на повышение эффективности использования научного потенциала вузов транспорта, значимость деятельности Российской академии транспорта.

При этом наши ученые должны более активно вписываться в рыночную среду. Это относится в том числе и к вузовской науке, обладающей богатейшим инновационным потенциалом.

Совершить технологический прорыв, вступив на инновационный путь развития, невозможно без обеспечения транспортного комплекса квалифицированными кадрами всех уровней.

Транспортная отрасль нуждается в постоянном развитии и обновлении кадрового потенциала, технических, технологических и других видов знаний работников транспорта до уровня, обеспечивающего реализацию целей Стратегии. Отрасли нужны высококвалифицированные специалисты в области проектирования, управления, реализации проектов развития транспортных систем, эксплуатации транспортной инфраструктуры и подвижного состава, предоставления транспортно-логисти-ческих услуг и сервисов.

В связи с этим планируется перейти на долгосрочное перспективное планирование подготовки кадров, укреплять связи между работодателями и образовательными учреждениями, в том числе через заключение целевых контрактов по вопросам обучения в формате государственно-частного партнерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие системы транспортного образования, вот уже два века уверенно шагающего в ногу с отраслью, является одним из приоритетов деятельности Минтранса России.

На сегодняшний день ведущие вузы транспорта постоянно занимают самые высокие места в общероссийских и региональных рейтингах Министерства образования и науки РФ и ведут подготовку кадров более чем по 80 аккредитованным специальностям и 40 направлениям высшего профессионального образования. Общий контингент образовательных комплексов Минтранса России составляет около 380 тысяч студентов.

Реформа транспорта, о которой говорилось выше, потребовала модернизации системы транспортного образования. За счет вертикальной и горизонтальной интеграции 20 вузов и 82 техникумов и колледжей создано 19 крупных научно-педагогических центров — университетских и академических образовательных комплексов. Это позволило интегрировать научно-педагогический потенциал учебных заведений отрасли, повысить престиж транспортных учебных заведений в регионах, обеспечить непрерывность подготовки кадров, развивать систему довузовского профессионального образования, укрепить партнерство вузов с профильными предприятиями.

Хочу подчеркнуть особую роль системы транспортного образования в кадровом и научном обеспечении «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года». В этом плане приоритетными задачами для вузов транспорта являются:

• Опережающая подготовка и переподготовка кадров для инновационного развития транспорта, в том числе специалистов в области транспортной логистики, интермодальных и мульти-модальных перевозок;

• Эффективное использование достижений вузовской науки;

• Повышение качества образовательного процесса и квалификации профессорско-преподавательского состава;

• Открытие новых специальностей, востребованных отраслью и государством;

• Внедрение инновационных образовательных программ, форм и методов обучения.

В свою очередь Министерство транспорта намерено проводить политику корпоративной поддержки системы транспортного образования и вузовской науки, в том числе за счет устойчивой ориентации крупнейших транспортных компаний на образовательные комплексы Минтранса России.

Инновационное развитие транспорта во многом зависит от дальнейшего развития государственно-частного партнерства власти, бизнеса и учебных заведений отрасли в области транспортного образования. Несколько лет назад Минтранс России взял курс на такое партнерство и видит в нем основополагающий фактор дальнейшего развития транспортного комплекса государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.