Современное состояние и развитие транспортной структуры в Российской Федерации
М. Ю. Соколов,
министр транспорта РФ
Транспортный комплекс Российской Федерации успешно справляется с поставленными перед ним задачами, что подтверждается ростом основных показателей производственной деятельности. Итоги работы отрасли за прошедший год являются закономерным результатом ее развития и свидетельствуют о том, что основные направления деятельности Минтранса были выбраны правильно. Эти направления нашли свое отражение в Транспортной стратегии на период до 2030 г., обновленной в соответствии с долгосрочными ориентирами социально-экономического развития страны и одобренной Правительством РФ в августе 2013 г.
Общие показатели
В прошедшем году деятельность Минтранса была сконцентрирована на следующих важнейших направлениях:
• повышение уровня безопасности на транспорте;
• повышение качества и доступности услуг пассажирского транспорта, в первую очередь, на региональных авиационных маршрутах;
• внедрение механизмов государственно-частного партнерства.
В 2012 г. грузооборот вырос более чем на 4,5 %, а пассажирооборот транспорта общего пользования -более чем на 6 % по сравнению с 2011 г. Значительный вклад в увеличение пас-сажирооборота вносит авиационный транспорт, эта тенденция сохраняется в течение нескольких лет. За первое полугодие 2013 г. наши авиакомпании перевезли почти на 20 % больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года.
В бюджетную систему страны направлено около 450 млрд руб. налоговых платежей. Государство дополнительно получило примерно 50 млрд руб. от продажи акций организаций транспортного комплекса и дивидендов.
Общий объем инвестиций в отрасль составил около 1,3 трлн руб., в том числе 440 млрд руб. за счет средств федерального бюджета. Положительной тенденцией является увеличение объема внебюджетных инвестиций на 16 % к уровню 2011 г.
Экспорт транспортных услуг вырос почти на 14 % и составил более 17 млрд долларов. Для сравнения: это почти треть доходов от экспорта российского природного газа и соответствует доходам от экспорта угля и леса, вместе взятых.
Водный транспорт
Морской флот пополнился 41 новым судном, что в 1,5 раза больше числа судов, построенных в предыдущем году. До конца этого года мы планируем ввести в эксплуатацию еще 22 новых судна. Начато строительство четырех дизельных и одного атомного ледокола.
Увеличилась численность транспортного флота, контролируемого российскими компаниями, составлявшая на начало года 1441 судно. Из них под российским флагом ходит около 1 100 судов, 126 из которых было переведено под российский флаг в прошлом году.
Грузооборот морских портов России по сравнению прошлым годом вырос почти на 6 % и составил более 565 млн т. Превышение показателей отмечается как по сухим, так и по наливным грузам.
Рост перевалки грузов был обеспечен планомерным наращиванием портовых мощностей, которых в прошедшем году введено в строй более 70 млн т, что составляет десятую часть от их общего объема. Введены в эксплуатацию нефтяные терминалы в морских портах Усть-Луга, Тамань, Козьмино, зерновой терминал в порту Оля.
В этом году в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи введены 7 морских пассажирских терминалов. Продолжается строительство контейнерного терминала Бронка в Большом порту Петербурга.
2012 г. ознаменовался началом строительства морского порта Сабетта на Ямале, предназначенного, в первую очередь, для перевозки сжиженного природного газа по арктическим трассам.
Начал реализовываться закон о регулировании мореплавания в акватории Северного морского пути. В этом году создана Администрация Севморпути, утверждены правила и начата выдача разрешений на плавание в его акватории.
В навигацию прошлого года по трассе перевезено около 4 млн т грузов, в том числе 1,2 млн т транзитных. Это лучший показатель транзитных перевозок по Севморпути, включая советский период.
Обновляются данные рельефов дна и разрабатываются электронные навигационные карты Севморпути, получила развитие береговая инфраструктура системы ГЛОНАСС. Развернут морской спасательно-координационный центр в Диксоне. Все эти мероприятия позволят вывести арктическое судоходство на принципиально новый уровень.
На внутреннем водном транспорте объем перевозок грузов в 2012 г. составил более 140 млн т, что на 12 % выше показателей предыдущего года. По различным маршрутам перевезено около 14 млн пассажиров.
Эффективность и безопасность речных перевозок зависят, в первую очередь, от состояния внутренних водных путей и гидротехнических сооружений. На их содержание и реконструкцию в прошлом году было выделено более 12 млрд руб., что на треть больше, чем годом ранее.
В этом году была завершена установка навигационного оборудования на всем протяжении внутренних водных путей с гарантированными габаритами, а это более 52 тыс. км.
Особое внимание Минтранс уделяет развитию пассажирских перевозок и обновлению парка пассажирских судов. Впервые за последние 20 лет в августе этого года в городе Рыбинск состоялась закладка нового пассажирского судна на подводных крыльях «Комета-120М». Строительство судов такого класса позволит возродить скоростное пассажирское сообщение по водным артериям России.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт растет наиболее высокими темпами. За прошлый год наши авиакомпании перевезли 74 млн пассажиров, это более чем на 15 % выше уровня 2011 г. Этот показатель в три раза превышает мировые темпы прироста авиаперевозок.
При этом на долю региональных перевозок приходится пока менее 7 % от общего объема. В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности министерства является развитие региональных и местных перевозок. Поддерживая этот приоритет, Правительство РФ утвердило разработанную Минтрансом «дорожную карту», которая предусматривает увеличение к 2015 г. объемов перевозок на региональных линиях до 7 млн пассажиров в год, что на треть превышает уровень 2012 г.
Доступность внутренних региональных и местных перевозок обеспечивается в первую очередь реализацией программ субсидирования на социально значимых маршрутах. В настоящее время реализуется пять таких программ.
В рамках программы субсидирования перевозок с Дальнего Востока и Сибири в прошлом году было перевезено более 450 тыс. пассажиров. В этом году в программу дополнительно включено 9 маршрутов, а их общее число возросло до 42.
Снятие ограничений на субсидирование перевозок пассажиров из Калининграда позволило за прошедший год увеличить их количество до 45 тыс. В целом в прошедшем году по специальному льготному тарифу по 117 маршрутам было перевезено более полумиллиона пассажиров.
В этом году начата реализация программы субсидирования авиапредприятий, перевозящих пассажиров на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Это 17 авиапредприятий и 32 региональных маршрута, в том числе между пунктами, где отсутствует железнодорожное сообщение.
Также в этом году мы начали реализацию пилотного проекта по паритетному софинансированию из федерального и региональных бюджетов авиаперевозок между столицами субъектов Приволжского федерального округа.
Летом текущего года Правительство РФ приняло новый формат субсидирования региональных маршрутов. Это нашло свое применение на 67 регулярных авиалиниях.
Для сохранения и развития аэропортовой инфраструктуры труднодоступных и северных территорий на базе 56 убыточных аэропортов регионального и местного значения созданы 7 федеральных казенных предприятий, субсидируемых из федерального бюджета.
Возмещение авиакомпаниям части затрат на закупку самолётов позволило в 2012 г. приобрести 23 воздушных судна для осуществления региональных перевозок. В целом по отрасли за прошлый год парк воздушных судов обновлен на 91 единицу.
В этом году только Государственной транспортной лизинговой компанией для обеспечения региональных воздушных перевозок было приобретено и передано авиакомпаниям 40 самолетов.
Мы уверены, что меры государственной поддержки обеспечат динамичное развитие региональных и местных авиаперевозок и ценовую доступность этих услуг.
Ключевыми для инфраструктуры гражданской авиации стали реконструкция и развитие аэропортовых комплексов Московского авиаузла. Особо надо отметить открытие самого крупного и современного в стране терминального комплекса «Внуково» пропускной способностью 30 млн пассажиров.
Завершено строительство аэропортовых комплексов в Казани, Сочи, Владивостоке, Саранске и Белгороде. Введены в эксплуатацию вертодром на острове Русский и два новых гражданских аэродрома Бованенково и Талакан, которые были построены исключительно за счёт средств частных инвесторов. Начато строительство долгожданных новых аэродромов в Саратове и Ростове-на-Дону.
Железнодорожный транспорт
Объем перевозок железнодорожным транспортом увеличился более чем на 6 % по сравнению с 2011 г. и превысил 1 млрд пассажиров. Из них в пригородном сообщении перевезено около 940 млн человек, что лучше показателей предыдущего периода на 7 %.
Ускоренными темпами идет реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Этот масштабный проект позволит связать пригородные перевозки и городской общественный транспорт в единую транспортную систему. Услугами дороги смогут воспользоваться не менее 250 млн пассажиров в год.
Меры государственной поддержки позволили увеличить в 2012 г. количество льготных пассажиров на железнодорожном транспорте более чем на 9 %. Только из Калининградской области в другие регионы страны по льготным та-
рифам было перевезено более 515 тыс. пассажиров.
Реализуются программы развития железнодорожных подходов к российским портам Балтики и Азово-Черно-морского бассейна.
В рамках подготовки к саммиту АТЭС и Универсиаде организованы интермодальные пассажирские перевозки во Владивостоке и Казани. В рамках подготовки к Олимпийским играм завершена реконструкция четырех железнодорожных терминалов Сочи и их адаптация к использованию пассажирами с ограниченными возможностями.
Необходимо отметить завершение строительства Кузнецовского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали, который позволит удвоить пропускную способность БАМа к портам Охотского моря.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть решение президента РФ и Правительства РФ о начале существенного развития БАМа и Транссиба. На эти цели до 2018 г. планируется направить около 560 млрд руб. В результате прирост объемов перевозок на Восточном полигоне суммарно составит около 55 млн т.
Положительно решается вопрос развития высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения на направлении Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань. Развитие высокоскоростных перевозок окажет мощное социально-экономическое влияние на регионы и страну в целом, повысит транспортную доступность экономических центров России и обеспечит мультипликативный эффект. Строительство и эксплуатация ВСМ позволит высвободить существующую инфраструктуру для наращивания грузовых перевозок, а также создать десятки тысяч рабочих мест, предоставить российской промышленности масштабные прямые заказы на поставку техники, оборудования и материалов.
Пассажирский транспорт и дорожное хозяйство
В 2012 г. была реализована программа софинансирования закупок пассажирского транспорта субъектами Российской Федерации. 35 регионов получили субсидии около 3,5 млрд руб. на приобретение более 600 автобусов, работающих на газомоторном топливе, 300 троллейбусов и почти 200 трамваев.
Около 1000 пассажирских автобусов, приобретаемых для обслуживания
олимпийцев за счет субсидий из федерального бюджета, в дальнейшем будут осуществлять перевозки пассажиров в Московской области, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.
Одной из важнейших задач дорожного хозяйства является завершение в следующем году перехода на 100%-ное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог по утвержденным нормативам.
Уже приняты все необходимые решения для создания с 2014 г. муниципальных дорожных фондов, определены источники их наполнения, до конца текущего года необходимо сформировать дорожные фонды в каждом из муниципальных образований. За прошедший год размер финансирования региональных дорожных фондов вырос более чем в два раза. Это позволило в значительной степени увеличить объемы реконструкции и строительства новых дорог в регионах.
Благодаря субсидиям из федерального бюджета в субъектах РФ введено в эксплуатацию 760 км дорог, что составляет более половины построенных в прошлом году региональных дорог. Однако выделяемых средств недостаточно для выполнения поставленной президентом задачи - удвоения к 2020 г. ввода в эксплуатацию автомобильных дорог на региональном уровне.
На федеральном уровне задача удвоения объемов строительства дорог однозначно будет решена. С учетом создания дорожных фондов финансирование федеральных дорог в 2012 г. составило чуть менее 450 млрд руб., что в полтора раза больше, чем до создания фондов. Это позволило заключать контракты на содержание федеральных дорог на пять и более лет. Особое внимание уделяется повышению качества строительства дорог, применению инновационных технологий и материалов, в том числе композитов, увеличению срока службы дорожных покрытий.
На наш взгляд, необходимым условием для ускорения развития дорожной сети является внедрение механизмов государственно-частного партнерства.
В текущем году Правительство РФ приняло решение о заключении концессионного соглашения по созданию мостового перехода через р. Лена в районе города Якутска.
Госкомпания «Автодор» вводит в эксплуатацию платные участки дорог на трассе М-4 «Дон», в частности, обходы
Воронежа и поселка Тарасовский, а также обхода города Одинцово на трассе М-1 «Беларусь». В следующем году должен быть введен первый участок скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург.
В августе этого года открыта вторая очередь Западного скоростного диаметра в Петербурге.
В сентябре текущего года завершен первый этап открытого международного конкурса на право заключения концессионного соглашения по двум платным участкам скоростной автомобильной дороги М-11, связывающим Санкт-Петербург и Великий Новгород.
На региональном уровне в рамках государственно-частного партнерства реализуются и планируются проекты в Татарстане, Удмуртии, Хабаровском крае и Новосибирске.
Успешное проведение саммита АТЭС во Владивостоке, «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге, Универсиады в Казани показывает высокий уровень развития транспортной инфраструктуры и готовность нашей страны к принятию таких масштабных международных форумов. Своевременно завершается подготовка объектов Сочинского транспортного узла к Олимпиаде.
Безопасность на транспорте
В этом году заканчивается первый этап реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, рассматривается возможность ее продления до 2016 г. В рамках программы специальными техническими средствами оборудованы метрополитены, железнодорожные вокзалы, аэропорты, оснащаются акватории морских портов и гидротехнических сооружений на внутренних водных путях. В рамках данной программы Ространснадзор создал территориальные автоматизированные центры контроля на транспорте, а также программно-технические средства мониторинга пассажирских перевозок и опасных грузов.
В плановом порядке ведется катего-рирование объектов, утверждение оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности.
Одним из важнейших элементов обеспечения комплексной безопасности на автомобильных дорогах станет система экстренного реагирования при авариях «ЭРА - ГЛОНАСС», которую планируется ввести в эксплуатацию в следующем году. Система обеспечит автоматический вызов экстренных служб к
месту происшествия, что позволит спасти до 4 тыс. человеческих жизней в год. В декабре текущего года планируется ввести систему в опытную эксплуатацию.
Катализатором инновационных процессов в транспортном комплексе становятся спутниковые технологии ГЛОНАСС. В прошлом году 14 аэропортов оснащены базовыми станциями ГЛОНАСС для обеспечения захода воздушных судов на посадку. На сегодняшний день установлены уже 52 базовые станции.
Созданы электронные навигационные карты для 44 тыс. км внутренних водных путей.
В минувшем году аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС было оснащено 120 тыс. автобусов и около 14 тыс. грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы. Полностью оборудован транспорт тысячи пассажирских предприятий в 52 регионах.
В декабре 2012 г. Правительство РФ утвердило Государственную программу «Развитие транспортной системы», являющуюся важнейшим инструментом бюджетного планирования, позволяющим комплексно подходить к развитию отрасли. П