Научная статья на тему 'Состояние транспортно-транзитной системы Байкальского края и перспективы ее интеграции в международные транспортные коммуникации'

Состояние транспортно-транзитной системы Байкальского края и перспективы ее интеграции в международные транспортные коммуникации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Левитин И. Е.

Набирающие обороты процессы интеграции и гармонизации мировой экономики, создание транснациональных и межгосударственных экономических и политических объединений ставят перед транспортной отраслью новые сложные задачи, решение которых невозможно в рамках отдельного государства. Необходима совместная работа по снижению административных и инфраструктурных барьеров, по взаимному повышению привлекательности и доступности не только объектов инфраструктуры, но и транспортно-логистического бизнеса. Из выступления на VI Байкальском экономическом форуме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Левитин И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние транспортно-транзитной системы Байкальского края и перспективы ее интеграции в международные транспортные коммуникации»

Состояние транспортно-транзитной системы Байкальского края и перспективы ее интеграции

в международные транспортные коммуникации

Набирающие обороты процессы интеграции и гармонизации мировой экономики, создание транснациональных и межгосударственных экономических и политических объединений ставят перед транспортной отраслью новые сложные задачи, решение которых невозможно в рамках отдельного государства. Необходима совместная работа по снижению административных и инфраструктурных барьеров, по взаимному повышению привлекательности и доступности не только объектов инфраструктуры, но и транс-портно-логистического бизнеса.

Наша страна рассматривает Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с мощным ресурсным, промышленным, финансовым и человеческим потенциалом как один из локомотивов роста мировой экономики. Россия, две трети территории которой находятся в Азии, нацелена на дальнейшее наращивание экономического взаимодействия с динамично развивающимися странами АТР. Благоприятное геополитическое положение РФ в треугольнике основных мировых центров экономического развития: Европа — Северная Америка — Азия, предопределяет ее существенную роль в обеспечении политических, торгово-экономических и культурных связей между этими регионами. Совершенствование транспортной инфраструктуры в АТР позволит поднять уровень экономического развития континентальных государств.

Проекты ЭСКАТО

В 2002 г. пять региональных комиссий ООН начали осуществлять совместный проект по наращиванию потенциала для развития межрегиональных наземных и наземно-морских транспортных соединений. В проекте участвуют 19 государств, девять из них не имеют прямого выхода к морю. По итогам реализа-

И. Е. ЛЕВИТИН, министр транспорта РФ

ции проекта в 2003-2007 гг. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН и ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана) ООН подготовили «Совместное исследование по развитию евроазиатских транспортных связей». В конце 2008 г. Правительство РФ приняло решение о внесении добровольного взноса в ЭСКАТО в размере 1,2 млн. долл. США ежегодно. Перечисленные средства направлены на осуществление многосторонних проектов в области развития региональных транспортных связей, энергетического взаимодействия, экологического сотрудничества, решения социальных вопросов. Для выполнения работы по обозначенным направлениям ЭСКАТО по согласованию с российской стороной с 2009 г. осуществляет ряд проектов, в том числе важнейшие проекты в области транспорта.

Это, например, развитие «сухих портов», расположенных вдоль маршрутов сети азиатских автомобильных дорог и трансазиатских железных дорог, что будет способствовать развитию интегрированной интермодальной транспортной системы в АТР, а также наращиванию объемов товарооборота в регионе, особенно в странах, не имеющих выхода к морю (включая государства Центральной Азии). Соответственно

будут задействованы российские инфраструктурные объекты, находящиеся в указанной области.

Другой проект ЭСКАТО ООН — «Расширение использования Трансазиатских железных дорог на основе изучения торговых потребностей». Основная задача проекта — исследование грузопотоков и требований, предъявляемых к грузоперевозкам в Северо-Восточной и Центральной Азии, для максимально эффективного использования возможностей сети трансазиатских железных дорог, прежде всего Транссибирской магистали, и увеличения числа контейнерных перевозок.

В развитии сотрудничества РФ со странами АТР особая роль отводится регионам Сибири и Дальнего Востока. Развитие приграничного сотрудничества актуально не только для регионов РФ, но и для приграничных регионов стран-соседей. Именно регионы Сибири и Дальнего Востока могут стать связующим звеном между Европой и Азией. Поэтому большое значение для нас имеет развитие всех видов инфраструктур и международных транспортных коридоров.

Автомагистраль Санкт-Петербург — Москва — Владивосток

В 2010 г. завершается строительство Федеральной трассы Чита — Хабаровск — автомобильной артерии, связывающей Центральную часть РФ с ее восточными границами. Сегодня это приоритетный транспортный проект для Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Трасса проложена по территориям Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края. Она связала дорожную сеть Дальнего Востока

с опорной сетью дорог страны, стала составным звеном самой протяженной в мире государственной автомагистрали Санкт-Петербург — Москва — Владивосток (около 10 тыс. км). Таким образом, будут налажены регулярные транзитные перевозки как от берегов Балтики до Тихого океана, так и из Приморья и стран АТР в страны Западной Европы, открывая новые перспективы сотрудничества с соседними государствами.

Автомобильная дорога придаст дополнительный импульс отраслям промышленности, занятым добычей и переработкой природных ресурсов, переключит на себя короткопробежные перевозки с Транссибирской железнодорожной магистрали, После ввода трассы в эксплуатацию сократятся сроки доставки грузов, повысится товарообмен между прилегающими краями и областями, расширятся трансграничные перевозки с Китайской Народной Республикой, будет открыт доступ к богатейшим месторождениям, расположенным вдоль автомагистрали. Кроме того, наладится связь многочисленных районов с областными центрами, окажется возможным проезд граждан на автомобилях в центральные районы России.

Авиационные перевозки

Для РФ с ее обширными и труднодоступными территориями особое значение имеет авиация. В целях обеспечения доступности авиационных перевозок пассажирам с Дальнего Востока с 2009 г. предоставляются субсидии авиакомпаниям для перевозки пассажиров в возрасте до 23 лет и после 60 лет с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно в салонах экономического класса. В 2009 г. за счет дотаций было перевезено более 160 тыс. человек на сумму 1216,4 млн. рублей,.

Осуществление указанных мер в 2009 г. привело к ряду положительных результатов:

• при общем снижении объема пассажирских перевозок воздушным транспортом в РФ в 2009 г. на 9 % объем перевозок на маршрутах, включенных в программу субсидирования, вырос на 9,1%;

• на 11 % снизился средний пассажирский тариф для всех категорий пассажиров при перевозке на маршрутах, включенных в программу субсидирования.

В 2010 г. субсидирование продолжено. При этом предусмотрено расширение перечня субсидируемых маршрутов с восемнадцати до двадцати шести и уве-

личен на 1,5 месяца период выполнения субсидированных перевозок. Правительством РФ принято решение о включении в программу субсидирования четырех маршрутов внутри Дальневосточного федерального округа, связывающих Владивосток с городами Петропавловск-Камчатский, Магадан, Якутск и Анадырь. Кроме того, в перечень включены города Кызыл (Республика Тыва) и Норильск (Красноярский край), где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта.

В целях дополнительной поддержки отечественной авиационной промышленности постановлением Правительства РФ предусмотрено предоставление приоритета предприятиям воздушного транспорта, использующим на указанных маршрутах современные самолеты отечественного производства (Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ан-148, Ан-140).На реализацию субсидирования в 2010 г. из федерального бюджета выделено 2,5 млрд. руб. Договоры о предоставлении субсидии заключены с 10 авиакомпаниями. В соответствии с указанными договорами предполагается перевезти 325 199 пассажиров. По состоянию на 03 сентября 2010 г. в рамках указанных правил продано более 270 тыс. билетов на общую сумму 2,1 млрд. рублей.

На 2011 год Правительством РФ предусмотрено выделение средств федерального бюджета в объеме 2,5 млрд. руб. В перечень субсидируемых маршрутов включены маршруты, обеспечивающие воздушное сообщение городов Сибирского федерального округа Читы и Улан-Удэ с европейской частью страны.

Для развития в труднодоступных районах Крайнего Севера внутрирегиональных и местных авиаперевозок с 2009 г. нами реализуется программа поддержки местных аэропортов. В Республике Саха (Якутия) создано и успешно работает казенное авиапредприятие «Аэропорты Севера». В 2011 г.

нами будет расширена практика поддержки данных авиаперевозок.

Железнодорожный транспорт

Важнейшей отраслью торгово-экономического сотрудничества стран АТР, России и Европы является железнодорожный транспорт. Значительный рост объемов железнодорожных перевозок в направлении дальневосточных портов и погранпереходов и в обратном направлении (за 5 месяцев 2010 по отношению к 5 месяцам 2009 г. рост составил по импорту 80%, по экспорту 120%) ставит перед нами новые задачи по реконструкции действующей железнодорожной инфраструктуры в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Нам необходимо развивать сотрудничество в этом направлении с нашими соседями — Китаем и Монголией. Уже сделан очень важный шаг по применению при оформлении транзитных грузов унифицированной накладной, что позволит по единому документу перевозить по железной дороге грузы из Европы через Россию и Монголию в Китай и в обратном направлении при существенном сокращении времени таможенных и пограничных операций.

Ярким примером сотрудничества в области железнодорожного транспорта служит Улан-Баторская железная дорога (УБЖД), акционеры которой в равных долях — РФ и республика Монголия. Это важный транзитный коридор между Транссибирской магистралью и КНР. Транзитный потенциал железной дороги сегодня ограничен ее техническим состоянием. С учетом необходимость модернизации УБЖД 13 мая 2009 г. в г. Улан-Баторе в ходе переговоров Председателя Правительства РФ В. В. Путина с премьер-министром Монголии Санжиином Баяром принято решение об увеличении уставного капитала АО «УБЖД» на 250 млн. долл.

США. Важная роль отводится развитию Транссибирской железнодорожной магистрали, сейчас наиболее загруженной, обеспечивающей внутрирегиональные и межрегиональные транспо-ртно-экономические связи в пределах РФ, а также международные связи России.

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») в 2008— 2009 гг. провело несколько демонстрационных проходов контейнерных поездов из АТР в Европу за 10 дней. Мы показали, что можно по расписанию, точно в срок доставить грузы потребителям. Для решения этой непростой задачи была проведена работа по оптимизации не только перевозочного процесса, но и таможенных и ряда других процедур.

Особое внимание уделяется развитию Байкало-Амурской магистрали. Для дальнейшего развития товарных и транспортных потоков в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Минтрансом России совместно с ОАО «РЖД» проведена работа по актуализации «Стратегической программы развития Байкало-Амурской железнодорожной магистрали на перспективу до 2020 года» с учетом вероятных сценариев развития экономики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, развития межрегиональных и международных экономических связей.

Необходимо отметить, что в современных экономических условиях, при реализации инфраструктурных капиталоемких проектов, к которым относятся инфраструктурные проекты в области железнодорожного транспорта, одно из наиболее актуальных решений состоит в применении механизмов государственно-частного партнерства.

Рассмотрим более подробно проект строительства железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва. Создание на территории Республики Саха железнодорожного сообщения обусловлено необходимостью разработки перспективных проектов освоения минерально-сырьевой базы региона, в том числе проекта освоения Элегетского месторождения, расположенного в центральной части Республики Тыва. Сегодня Министерством транспорта совместно с Министерством регионального развития проводится работа по созданию консорциума из компаний — разработчиков угольного месторождения, с целью объединения их финансовых ресурсов с государственными для создания железнодорожной инфраструктуры.

Дальневосточные порты

Морские порты — это важнейшие узловые объекты, осуществляющие перевалку грузов с железнодорожного на морской транспорт. Мы продолжили работу по развитию подходов к морским дальневосточным портам. Заканчивается разработка новой концепции развития порта «Восточный-Находка».

Необходимость развития портовой и железнодорожной инфраструктуры подтверждается значительным ростом грузооборота дальневосточных портов за 2009 и 2010 гг. (2009 г. к 2008 г. на 14%; 5 месяцев 2010 г. к 5 месяцам 2009 г. на 43%). Вследствие повышения грузооборота возросла заинтересованность в развитии портовых мощностей как российского, так и иностранного бизнеса. Вместе с тем сегодня мы испытываем дефицит перегрузочных комплексов по целому ряду грузов. По-прежнему не хватает угольных, зерновых и других перегрузочных терминалов, что приводит к недостаточной конкуренции и завышенной стоимости оказываемых услуг.

Эксплуатация Северного морского пути

Развертывание добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе РФ ставит перед нами задачу увеличения объема грузовых перевозок по Северному морскому пути. Использование этого транспортного маршрута при современном уровне развития техники становится все более привлекательным. Так, например, расстояние на маршруте Роттердам — Иокогама при использовании Северного морского пути составит 7 тыс. 345 морских миль, тогда как через Суэцкий канал — 11 тыс. 205 морских миль. Разница — 3 тыс. 860 морских миль, или 34%. Впервые в российской истории осуществлен транзитный коммерческий переход по Северному морскому пути крупнотоннажного танкера арктического ледового класса «СФК Балтика». Танкер вышел в рейс из порта «Мурманск» 14 августа с грузом 117 тыс. т газового конденсата и прибыл в порт назначения «Нинбо» (Китай) 6 сентября. Таким образом, подтверждена возможность и рентабельность регулярной доставки энергоносителей из бассейна Баренцева и Карского морей на рынки АТР по Северному морскому пути. По оценкам экспертов объем перевозок по этому маршруту может достигать пяти миллионов тонн в восточном направлении и двух-трех миллионов тонн в западном направлении.

Транспортный потенциал России

Говоря о масштабных проектах по развитию транспортной инфраструктуры, необходимо признать, что сегодня снижение транспортных издержек зависит не столько от качественной инфраструктуры, сколько от использования современных, экономически эффективных транспортных средств. Эта проблема особенно остро стоит на железнодорожном и внутреннем водном транспорте, в местной и региональной авиации. Обновление транспортных средств в указанных отраслях стало приоритетной задачей, и мы призываем наших иностранных партнеров к активному сотрудничеству, к созданию на территории России современных производств транспортных средств.

В соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 г. к приоритетным направлениям развития российского транспортного комплекса относятся выход России на мировой рынок транспортных услуг и развитие ее транзитного потенциала. Особое внимание отводится внедрению современных технологий взаимодействия различных видов транспорта и формированию оптимальных логистических маршрутов. Совершенствование этой работы, сокращение сроков и снижение барьеров позволит уменьшить долю транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции и транзитных грузов.

Упрощение таможенных процедур

Уровень логистических издержек и рисков определяет уровень привлекательности России для транзита международных товарных потоков. Реализация транзитного потенциала позволит России создать новую отрасль экономики, а также гармонично осуществить интеграрацию с мировой транспортной системой. Упрощение процедуры пересечения товаров и транспортных средств государственной границы РФ, в том числе вследствие значительного сокращения времени пограничных, таможенных и других контрольно-надзорных операций, совершенствование технологических процессов в морских портах и на припортовых железнодорожных станциях имеют большое значение. В этих целях Минтрансом России по согласованию с Росграницей, ФСБ России и другими федеральными органами исполнительной власти разработаны и утверждены приказами Минтранса России типовые схемы ор-

ганизации пропуска через государственную границу РФ. В настоящее время порядок перемещения товаров, перевозимых в контейнерах железнодорожным транспортом, в соответствии с таможенной процедурой регулируется положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, заключенного РФ, республикой Казахстан и республикой Беларусь, а также Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенного союза. Нормами указанных документов предусмотрено существенное упрощение совершения таможенных операций по сравнению с ранее действовавшими требованиями Таможенного кодекса РФ. Фактически вхождение трех государств в Таможенный союз позволит значительно сократить время прохождения таможенных процедур, так как на внутренних границах трех государств нет таможенных постов.

Уже сегодня мы фиксируем значительное увеличение объема контейнерных перевозок в Россию из Китая через Казахстан, обусловленное более благоприятными таможенными процедурами на китайско-казахстанской границе и отсутствием таможенных процедур на казахстанско-российской границе. В результате сократилось время доставки грузов и увеличилась оборачиваемость капитала. Это конкретный пример, когда решение административных проблем стимулирует экономическую, в том числе транспортную, активность. Все это позволит внедрить механизмы поставок «от двери до двери», а также усовершенствовать логистические цепочки и обеспечить поставки товаров «точно в срок».

Большое значение в целях совершенствования взаимодействия различных видов транспорта имеет принятие Федерального закона «О прямых смешан-

ных (комбинированных) перевозках», согласованная редакция которого внесена Минтрансом России в Правительство до конца сентября 2010 г. Принятие данного закона позволит решить многие вопросы, связанные с организацией работы железнодорожного, водного и других видов транспорта при перевозках экспортных, импортных и транзитных грузов, с применением единого транспортного документа и солидарной ответственностью при доставке грузов.

Международный транспортный коридор «Европа — Западный Китай»

Следует отметить, что сегодня большое внимание уделяется развитию транспортных коридоров, проходящих через территорию нашей страны. Одним из важнейших коридоров, соединяющих Россию со странами Центральной Азии, будет автодорожный международный маршрут «Европа — Западный Китай», создание которого предусмотрено меморандумом, подписанным министрами транспорта Казахстана, Китая и России. Новый автомобильный маршрут должен пройти по территории этих трех государств. Появление указанного международного маршрута даст существенный толчок для развития международной торговли, позволит привлечь на транспортные коммуникации дополнительные транзитные потоки, будет способствовать развитию бизнеса, повысит инвестиционную привлекательность прилегающих территорий.

Минтрансом России проведены научно-исследовательские работы, цель которых состоит в социально-экономическом и финансовом обосновании реализации данного инвестиционного проекта, в выборе оптимальной финансовой модели. Выводы и результаты исследований положены в основу концеп-

ции комплексного проектирования и строительства нового международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай» на территории РФ. Таким образом, конструктивное участие субъектов Сибирского и Дальневосточного регионов в интеграционных процессах АТР, представляется важнейшей внешнеполитической задачей. Необходимо предпринять совместные усилия, чтобы вывести на международный уровень те ключевые российские проекты, ориентированные на развитие транспортной инфраструктуры Сибири и Дальневосточного региона, которые могут наиболее заинтересовать страны АТР, тем более что многие проекты уже прошли подготовительный этап и готовы к реализации. Естественно, нам необходима настройка законодательства, правил взаимодействия, поскольку проекты комплексные, долгосрочные, а экономическая ситуация меняется, как мы видели, довольно существенно. Поэтому Министерство будет контролировать дальнейшую реализацию проектов в АТР, а также корректировать проекты в случае необходимости.

Подготовка кадров

Важным аспектом международного транспортного сотрудничества является обучение и переподготовка кадров. Необходимо расширить практику обмена студентами и преподавателями, а также совместные работы научных коллективов по вопросам инновационных транспортных технологий. Министерство транспорта РФ приглашает транспортные администрации соседних государств направлять студентов на обучение в российские транспортные вузы. Хорошим примером может быть сотрудничество по обучению граждан Монголии в высших учебных заведениях РФ. Так, в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации и в Красноярском авиационно-техническом училище проходят подготовку граждане Монголии. Более того, в соответствии с протоколом, подписанным между Министерством транспорта РФ и Министерством образования, культуры и науки Монголии, принято решение о создании и функционировании в г. Улан-Баторе филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения».

Из выступления на VI Байкальском экономическом форуме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.