Научная статья на тему 'Транспортное право как инструмент реализации транспортной стратегии на период до 2030 года'

Транспортное право как инструмент реализации транспортной стратегии на период до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Этой теме была посвящена состоявшаяся в Москве 11 февраля 2009 г. конференция, организованная официальным печатным органом Министерства транспорта РФ газетой «Транспорт России» при содействии юридической фирмы «РайтСол КСМ». В работе конференции приняли участие представители законодательной и исполнительной властей, бизнеса, научных и финансовых кругов, а также специалисты транспортной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортное право как инструмент реализации транспортной стратегии на период до 2030 года»

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

Транспортное право как инструмент реализации транспортной стратегии на период до 2030 года

Этой теме была посвящена состоявшаяся в Москве 11 февраля 2009 г. конференция, организованная официальным печатным органом Министерства транспорта РФ газетой «Транспорт России» при содействии юридической фирмы «РайтСол КСМ». В работе конференции приняли участие представители законодательной и исполнительной властей, бизнеса, научных и финансовых кругов, а также специалисты транспортной сферы.

На пленарном заседании, открывшем конференцию, выступили министр транспорта РФ Игорь Левитин, председатель комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарев, вице-президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников, заместитель председателя Внешэкономбанка Анатолий Балло, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, президент Национальной ассоциации транспортного права Борис Елисеев. Затем конференция продолжила свою работу в формате круглых столов.

Тема круглого стола № 1 — устранение правовых коллизий и формирование правовых предпосылок для развития транзитного потенциала Российской Федерации.

Основной акцент был сделан на обсуждение вопросов необходимости разработки и принятия закона о транзите. В ходе обсуждения было отмечено, что единая система государственного регулирования транзитных перевозок грузов в настоящее время отсутствует. Результатом этого является снижение уровня привлекательности использования маршрутов транзитных перевозок, проходящих по территории страны.

Нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие вопросы транзитных перевозок грузов, недостаточно регламентируют правовой статус организаций, ответственных за решение организационных и финансовых вопросов, связанных с транзитной перевозкой, особенно в вопросах взаимодействия с перевозчиками и государственными контрольными органами.

Участники дискуссии подчеркивали необходимость создания системы государственного регулирования, направ-

ленной на создание условий для развития транзитного потенциала страны, в том числе путем определения координационного органа, ответственного за развитие транзитных перевозок грузов.

Необходима также гармонизация положений законодательства Российской Федерации в области транзитных перевозок грузов с международно-правовой базой в этой области в целях создания условий для углубления процессов интеграции национальной транспортной системы в международную транспорт-но-логистическую систему.

В связи с этим, участники обсуждения обозначили следующие возможные векторы работы:

• ускорить доработку и принятие закона Российской Федерации о транзите через территорию РФ;

• обеспечить внедрение механизма координации деятельности государственных органов, причастных к регулированию транзитных перевозок, путем формирования комиссии при Правительстве РФ по развитию транзита;

• урегулировать в федеральном законодательстве понятие «транзитный коридор» для создания правовых и технологических режимов осуществления перевозок по таким коридорам;

• обеспечить формирование конкурентоспособных тарифов на транзитные перевозки грузов с учетом необходимости обеспечения интересов всех заинтересованных организаций, в том числе на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования уровня тарифов;

• принять меры в области таможенной политики, направленные на повышение привлекательности транзитного потенциала Российской Федерации.

На круглом столе № 2 обсуждались особенности правового регулирования концессионных механизмов при строительстве автодорожной, железнодорожной, портовой и аэропортовой инфраструктуры.

Среди затронутых вопросов практика применения закона о концессионных соглашениях, необходимые законодательные и организационные предпосылки для расширения сферы применения концессионных механизмов (инфраструктура ЖДТ, портовая инфраструктура, линии скоростного трамвая и т.д.), оценка достаточности существующей нормативной базы для формирования новых направлений применения концессии в России и др.

Участники круглого стола, в частности, обозначили следующие направления деятельности:

• разработать методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по формированию портфелей региональных и муниципальных проектов, реализация которых возможна с применением концессионных механизмов;

• внести в бюджетное и в концессионное законодательство изменения, обеспечивающие возможность применения концессионных механизмов при создании и (или) реконструкции бесплатных автомобильных дорог;

• организовать (с привлечением государственных высших учебных заве-

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ •

дений) курсы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по вопросам применения концессионного законодательства и подготовки концессионных проектов;

• сформировать реестр концессионных проектов в сфере транспортной инфраструктуры и обеспечить публичный доступ к нему посредством Интернета и официальных изданий Минтранса РФ;

• внести изменения в закон о концессионных соглашениях с целью предоставления возможности уполномоченным федеральным органам исполнительной власти заключать концессионные соглашения на строительство объектов транспортной инфраструктуры;

• рассмотреть возможность внесения изменений в закон о концессионных соглашениях, устанавливающих возможность перечисления концессионной платы владельцу объекта транспортной инфраструктуры;

• ускорить разработку и принятие нормативно-правовой базы, регулирующей применение инвестиционной составляющей железнодорожного тарифа, в целях обеспечения уровня рентабельности капитала, инвестированного в развитие железнодорожной инфраструктуры.

Транспортная безопасность и выработка правовых механизмов ее повышения — тема круглого стола № 3. В ходе дискуссии отмечалось, что от устойчивой деятельности и развития транспортной инфраструктуры зависит рост экономики страны, увеличение ее валового внутреннего продукта. Развитие транспортного сообщения, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока, должно стать важным фактором экономического роста государства. Отмечалось, что значительную угрозу для устойчивой работы транспортного комплекса России представляют акты незаконного вмешательства нетеррористического характера, такие как разоборудование железнодорожных путей и разукомплектование средств сигнализации и связи, помещение посторонних предметов на железнодорожные пути, ложные сообщения об угрозе террористических актов и т.д.

Относительно недолгое действие Федерального закона «О транспортной безопасности» выявило необходимость корректировки отдельных его положений. Кроме того, необходимо внесение изменений в составы правонарушений и преступлений.

В ходе дискуссии обсуждались также следующие вопросы:

• принятие технического регламента «О безопасности речного транспорта и связанной с ним инфраструктуры»;

• возможность принятия нормативно-правового акта, содержащего перечень объективных критериев для объединения объектов железнодорожного транспорта в группы с целью снижения расходов на обеспечение их безопасности за счет типизации и стандартизации;

• внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» (с изменениями от 14 июля 2006 г.);

• рассмотрение проектов технических регламентов «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»;

• разработка специального механизма контроля, регулирования и координации выполнения Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации;

• ужесточение меры административной ответственности к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение лицензионных требований и условий;

• установление административной ответственности должностных лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение требований, предъявляемых к организации транспортного обслуживания населения;

• разработка нормативно-правового акта, регламентирующего процедуры формирования и предъявления технических требований к подвижному составу пассажирского автомобильного транспорта в зависимости от видов перевозок.

Предметом обсуждения круглого стола № 4 стало формирование механизмов гарантий для частных инвесторов при реализации инфраструктурных транспортных проектов.

Обсуждались правовые механизмы и конструкции защиты интересов частных инвестиций в объекты транс-

портной инфраструктуры, ограниченные в гражданском обороте (например, взлетно-посадочные полосы аэропортов, железнодорожные пути общего пользования), возможная роль Внешэкономбанка и других государственных структур в качестве организаций, которые возьмут на себя часть рисков неисполнения государством своих обязательств перед частными инвесторами, механизмы использования ресурсов Внешэкономбанка по привлечению частных инвестиций и формированию гарантий их возврата и др.

Участники дискуссии также обратили внимание на следующие вопросы:

• дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности в области транспортной инфраструктуры, в частности, разработку федерального закона, регламентирующего деятельность по развитию транспортных узлов, образовавшихся на базе крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск и т.д.);

• разработка и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих привлечение частных инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры государственной собственности (взлетно-посадочные полосы, автодороги, причальные стенки и т.д.);

• рассмотрение органами государственной власти и ОАО «РЖД» методов совершенствования государственного регулирования, направленных на защиту конкуренции в области железнодорожного транспорта и привлечения частных инвестиций в модернизацию инфраструктуры железнодорожного транспорта, находящейся в собственности ОАО «РЖД»;

• внесение изменений в Закон об унитарных предприятиях, предоставляющих право унитарным предприятиям осуществлять заимствования у частных лиц, не являющихся кредитными организациями.

После закрытия конференции работа над ее итоговым документом была продолжена — и от участников круглых столов, и от других заинтересованных сторон принимаются дополнения и предложения.

Принятие окончательного варианта резолюции конференции станет очередным важным шагом в подготовке плана реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.