Научная статья на тему 'Транспортное и потребительское право в системе комплексных правовых отраслей'

Транспортное и потребительское право в системе комплексных правовых отраслей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
589
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Челышев Михаил Юрьевич

В статье на примере транспортного и потребительского права исследуются системообразующие признаки комплексных отраслей отечественного права. По совокупности этих признаков предлагается отграничивать комплексные отрасли права от иных правовых образований, а также выделять систему комплексных правовых отраслей как часть системы права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортное и потребительское право в системе комплексных правовых отраслей»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

М. Ю. Челышев

ТРАНСПОРТНОЕ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРАВОВЫХ ОТРАСЛЕЙ

В статье на примере транспортного и потребительского права исследуются системообразующие признаки комплексных отраслей отечественного права. По совокупности этих признаков предлагается отграничивать комплексные отрасли права от иных правовых образований, а также выделять систему комплексных правовых отраслей как часть системы права.

Отечественная правовая действительность характеризуется существенным развитием комплексного, межотраслевого правового регулирования, включающего» в том числе и гражданско-правовые средства. В этой связи в юридической литературе обоснованно подчеркивается целесообразность осуществлять юридические исследования комплексного законодательства, регулирующего область рыночной экономики1. Такая комплексность законодательства зачастую выступает внешним проявлениям комплексной правовой отрасли.

Совокупность указанных отраслей представляет собой систему, которая является составной частью системы права. Одними из достаточно активно развивающихся комплексных отраслей отечественного права в рамках названной системы выступают такие отрасли, как транспортное и потребительское право. Следует заметить, что еще в советское время2 подчеркивалась подобная правовая природа первого из обозначенных правовых образований. Таким образом, необходимость обращения к сравнительному анализу указанных комплексных правовых отраслей на современном этапе обусловлена, как видно, целым рядом причин: это их сходная природа, позволяющая сравнивать данные образования; это и специфика современного этапа развития отечественного права, которая, в частности, внешне проявляется в комплексности новейших нормативных источников, например, в комплексной, по сути, части четвертой ГК РФ;

это и происходящие процессы совершенствования исследуемых комплексных правовых образований,

В советской и российской правовой литературе в отношении комплексных правовых отраслей присутствует в основном два полярных взгляда — от полного отрицания до признания обозначенных правовых образований. Так, с одной стороны, отмечается, что комплексных отраслей права не существует, но могут быть комплексные нормативные акты3. Наша позиция, основанная на осуществляемом исследовании межотраслевых правовых связей гражданского права, прямо противоположная — такие отрасли имеются. Конечно, в приведенном подходе есть и рациональное зерно: наиболее ярко комплексность, а следовательно, и соответствующие межотраслевые связи отражаются именно в нормативных правовых актах, С другой стороны, в отечественном правоведении указывается на наличие комплексных правовых отраслей, для которых характерно сочетание разноотраслевого правового регулирования соответствующих общественных отношений. К подобным комплексным правовым отраслям, в частности, можно отнести по-

требительское право, комплексный характер которого справедливо обосновывается в юридической литературе4. Следует также согласиться с определением предпринимательского права как «комплексного (вторичного) образования, гармонично сочетающего публично-правовые и частноправовые начала» . Согласно другой точке зрения предпринимательское право является полностью самостоятельной отраслью, то есть не комплексной6. Однако и тут признается, что предпринимательское право сочетает в себе частноправовые и публично-правовые начала7. В любом случае понимание предпринимательского права как отдельной отрасли права (комплексной или самостоятельной) служит одним из оснований исследования специфики межотраслевых связей этой отрасли и гражданского права8. Еще одной комплексной отраслью права выступает судебное право. Оно обозначается как комплексное процессуальное право, относящееся к публичному праву9. Примером комплексной правовой отрасли может служить и горное право, регулирующее ряд частных и публичных отношений, возникающих в связи с изучением, использованием и охраной недр10. Заметим, что в основном речь идет о частно-публичных комплексных правовых отраслях и реже о таких, которые сочетают в себе только публично-правовые элементы.

В советской юридической науке на существование комплексных правовых отраслей обратил внимание В. К. Райхер, которого Ю. К. Толстой относит к одному из первых авторов, высказавшегося в пользу деления отраслей права на основные и комплексные11. В. К, Райхер отмечал, что советское страховое право слагается из двух составляющих — гражданско-правовой и финансово-правовой части12. Указанным автором, исследовавшим область страхового права, сделан вывод о том, что в единой системе права необходимо выделять два типа правовых отраслей — основные и комплексные13. По его мнению, к последним нужно относить, кроме страхового права и транспортного права, также и жилищное право14. Такие отрасли, согласно его позиции, включают элементы различных основных отраслей права, не являются простым смешением разного правового материала15, характеризуются тремя условиями, необходимыми для отрасли права:

адекватность совокупности правовых норм определенному кругу общественных отношений — наличие известного предметного единства (самостоятельного предмета регулирования);

достаточная крупная общественная значимость регулируемого круга общественных отношений;

достаточная обширность объема соответствующего нормативного правового материала .

Практически все обозначенные условия могут быть выделены применительно к транспортному и потребительскому праву. Отмеченное предметное единство регулируемых комплексной отраслью права общественных отношений основывается на «известном взаимодействии и взаимопроникновении очерченных по разным признакам предметов правового регулирования»17. По мнению В. К. Райхера, получается, что это единство выражено в представлении о едином предмете правового регулирования комплексной отрасли под иным углом зрения, в другом аспекте (по сравнению с базовыми отраслями). В страховом праве — это отношения, в рамках которых обеспечивается страховая охрана, в потребительском праве — это отношения по обеспечению охраны прав потребителей, в транспортном праве — это отношения по организации транспортного (перевозочного) процесса и т.д.

Таким образом, нормы транспортного права объединяются в данную отрасль постольку, поскольку они регулируют названные отношения, связанные с транспортным процессом, под которым в самом общем виде следует понимать последовательность (совокупность) действий (определенную деятельность), связанных с движением транспортных средств, в частности, это действия (юридические и фактические) по перевозке пассажиров и багажа, транспортировке грузов и буксировке. Разновидностью совокупности таких действий выступает, например, судоходство — это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведай и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей (статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Для потребительского права имеет место та же картина. Его нормы призваны нормативно оформить систему правовых инструментов, обеспечивающих охрану прав потребителей. При помощи данной системы решаются две взаимосвязанные задачи — это обеспечение нормальной (без правонарушений) реализации прав потребителей (права на потребительскую информацию, права на свободный выбор товаров, работ и услуг и др.), а также восстановление этих прав в случае их нарушения. Обе этих задачи решаются на основе сочетания правового регулирования соответствующих частных и публичных отношений в области потребительского рынка.

Конечно, в транспортном и потребительском праве нормы строятся не только на основе известного единства регулируемых транспортных и потребительских отношений, но и на базе определенной дифференциации. Так, для транспортной области основное их деление, как известно, производится по видам транспорта (воздушный, автомобильный и проч.). В потребительской сфере дифференциация производится по сегментам потребительского рынка — продажа потребителям товаров, выполнение различных работ для потребителей, оказание им разного рода услуг. Указанные единство и дифференциация транспортных и потребительских отношений отражаются в правовой сфере в форме единства и дифференциации соответствующих правовых норм транспортного и потребительского права. Это обстоятельство выражается в области законодательства, в частности, в виде существования различных транспортных уставов и кодексов, отчетливо видно в структуре действующего Закона РФ «О защите прав потребителей» (глава 2 — посвящена купле-продаже, глава 3 — работам и услугам).

Второе условие формирования и развития комплексной отрасли права — существенная общественная значимость регулируемого круга общественных отношений — также проявляется для транспортного и потребительского права. Применительно к первому правовому образованию следует заметить, что стабильно существующая система отношений по перевозке является одним из признаков эффективности экономики. Поэтому повышенная значимость отношений по перевозке для отечественной экономики (фактор расстояния и проч.) и их известное распространение на практике вызывают к жизни необходимость сис-

темного регулирования такого рода взаимосвязей. То же можно сказать и для связей регулируемых потребительским правом, о значимости которых говорит то общеизвестное обстоятельство, что практически каждый гражданин в течение своей жизни выступает в роли потребителя товаров, работ и услуг, то есть участника отношений, складывающихся на потребительском рынке.

Безусловно, для транспортного и потребительского права можно выделить и третий признак — нормативный правовой материал этих отраслей носит достаточно обширный характер. В частности, в транспортном праве он представлен довольно большими по объему транспортными уставами и кодексами. Так, например, только в действующем Кодексе внутреннего водного транспорта РФ насчитывается 167 статей. В совокупности отмеченные акты образуют основу транспортного законодательства (источник транспортного права), представляющего собой систему нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты отношений по перевозке. Структура действующего законодательства о защите прав потребителей (в широком смысле термина «законодательство») тоже свидетельствует об обширности нормативного материала, посвященного защите прав потребителей. При этом такая обширность наблюдается не только на уровне федеральных законов, но и на подзаконном уровне. В частности, в развитие Закона РФ «О защите прав потребителей» принято значительное число утвержденных постановлениями Правительства РФ различного рода правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ и оказания услуг. Добавим, что известная обширность правового материала транспортного и потребительского права свидетельствует о еще одной грани выделенного третьего признака комплексной отрасли — необходимо четкое нормативное правовое отражение (законодательное признание) комплексности соответствующей правовой отрасли.

Наряду с названными выше признаками (условиями) комплексной отрасли права нужно обратить внимание и на еще одно, так сказать, «процедурное обстоятельство». Анализ существующих отраслевых юридических процедур, в частности в гражданском праве, позволил нам ранее сделать вывод о том, что закрепление и существование таких правовых процедур, которые устанавливаются и детально регламентируются отраслевыми правовыми нормами, является, на наш взгляд, одним из Дополнительных признаков самостоятельности любой отрасли права (наряду с предметом, методом и проч.)1®. Особенно важным данный вывод является для комплексных отраслей права, сочетающих в себе разноотраслевые элементы.

В транспортном праве как самостоятельной комплексной правовой отрасли также находят правовое опосредование специальные юридические процедуры, что является правовым отражением стадийности той или иной транспортной деятельности. Например, главой XIV Воздушного кодекса РФ установлены предписания о расследовании авиационных происшествий и инцидентов. Кроме того, на основании статьи 95 Воздушного кодекса РФ Правительством РФ утвержден ряд Правил, посвященных порядку расследования авиационных происшествий и инцидентов. По смыслу обозначенных норм указанное расследование представляет собой особую юридическую процедуру, В правовых нормах о воздушных перевозках закрепляются и иные юридические Процедуры, в частности, государственной регистрации аэродромов и аэропортов (статьи 41 Воздушного кодекса РФ) и др. меются и специальные процедуры, оформленные потребительским правом. В частности, это юридическая процедура удовлетворения отдельных требований

потребителя при продаже ему товара с недостатками, основы которой установлены в статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Что касается метода правового регулирования, то по убеждению В,К. Райхе-ра для организации системы права предмет «имеет решительное преимущество перед формальным критерием, исходящим из методов правового регулирования»19. Методы правового регулирования непостоянны, точнее их постоянство менее выражено, по сравнению с предметом правового регулирования20. Другими словами, если исходить из данной позиции, то критерий метода не имеет особого значения для решения вопроса об обособлении той или иной комплексной правовой отрасли. На первый взгляд, это действительно так, поскольку методы правового регулирования, объединяемого в комплексных отраслях правового материала, если исходить из их традиционных отраслевых признаков, не приобретают той степени единства, которая характерна для базовых отраслей. .

Вместе с тем одной из причин формирования и развития комплексных правовых отраслей и институтов как с гражданско-правовой составляющей, так и без нее21 выступает применение в действующем законодательстве такого приема, как межотраслевое правовое регулирование, Поэтому не только предметный признак, но и в известной степени критерий метода правового регулирования служит основанием для обособления комплексной правовой отрасли. В самом общем виде рассматриваемое нами межотраслевое правовое регулирование в экономической, в том числе и в предпринимательской, сфере можно определить как процесс упорядочения экономических отношений при помощи разноотраслевых правовых средств. Сходным образом это регулирование нужно понимать и в иных случаях,

В рамках транспортного права как комплексной отрасли также применяется названное межотраслевое правовое регулирование, В целом его можно обозначить в данной сфере как частно-публичное, то есть сочетающее в себе частноправовые и публично-правовые инструменты (приемы, способы и средства). При помощи первых регулируются гражданские отношения, связанные с транспортным процессом (договорные отношения по перевозке и др.), а при помощи вторых нормируются, главным образом, различные аспекты публичного управления транспортным процессом. В потребительском праве применяется такое же правовое регулирование. Здесь оно выражено в основном в сочетании гражданско-правового, гражданско-процессуального и административно-правового регулирования. Это обстоятельство находит свое отражение в самом Законе РФ «О защите прав потребителей», где присутствуют не только нормы гражданского права (их большинство), но и нормы гражданского процессуального, административного и финансового права.

Изложенное позволяет заключить, что применение межотраслевого правового регулирования как специального правового инструмента нужно признать в качестве пятого признака (условия возникновения и существования) комплексных правовых отраслей, в том числе транспортного и потребительского права. Соответственно, для комплексных отраслей права характерно наличие пяти указанных выше признаков; трех предметных (известное предметное единство регулируемых общественных отношений, существенная их общественная значимость, наличие самостоятельных процедур22), одного, касающегося метода правового регулирования (использование межотраслевого правового регулирования), и одного, затрагивающего источники соответствующей правовой отрасли

(объем соответствующего нормативного правового материала и нормативное

признание комплексности правовой отрасли).

Значение совокупности этих признаков состоит в том, что с ее помощью возможно отграничивать комплексные отрасли права от иных правовых образований, а также выделять систему комплексных правовых отраслей как часть системы права. Другими словами, все правовые образования, которые отвечают названным признакам, включаются в систему комплексных правовых отраслей.

Рассуждая о транспортном и потребительском праве как комплексных правовых отраслях нельзя не сказать, что наряду с указанными позициями по вопросу

о выделении комплексных правовых отраслей в науке высказано также весьма справедливое суждение, в соответствии с которым комплексность в определенной мере характерна практически для каждой правовой отрасли23. Действительно, это так. Дело лишь в объеме и формах проявления этой комплексности — от максимального в межотраслевых правовых комплексах, прежде всего, в комплексных правовых отраслях и до минимального в базовых правовых отраслях.

Полагаем, что это явление (комплексность любой отрасли) обусловлено новым этапом развития отечественной системы права. Его основная особенность, по нашему мнению, связана не только с определенным усложнением правового регулирования, обусловленным, в частности, развитием общественных отношений, но и выражается в том, что центр тяжести указанного развития падает на формирование комплексных правовых отраслей и иных комплексных правовых образований (иных правовых комплексов), а также на решение проблемы по устранению правовых коллизий.

Обозначенная комплексность применительно к любой отрасли права, по нашему мнению, состоит, как минимум, в трех аспектах. Во-первых, она выражена в существовании внутриотраслевых правовых комплексов. Внутриотраслевой правовой комплекс предполагает системное регулирование отношений нормами различных подразделений одной отрасли права, В ряде ситуаций вообще невозможно представить правовое решение соответствующей жизненной ситуации вне рамок применения внутриотраслевого правового комплекса. Например, это гражданско-правовое регулирование отношений по перевозке в прямом смешанном сообщении. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, содержанием статьи 75 Устава железнодорожного транспорта РФ, согласно которой общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов. Внутриотраслевой комплекс может иметь место и в облаете охраны прав потребителей. Такой комплекс применяется, в частности, в случае совершения потребителем смешанного договора, сочетающего в себе положения о продаже товара и об оказании услуг.

Во-вторых, нужно обратить внимание на существование правовых комплексов более «мелкого» порядка, по сравнению с комплексными правовыми отраслями. Зачастую многие правовые нормы, в частности нормы гражданского права, блокируются с нормами иной отраслевой принадлежности, не образуя, однако, комплексную правовую отрасль. Например, это совокупность норм о залоге и поручительстве в налоговых отношениях, это нормы об имущественной ответст-

СТ°^0Н ТРУД0ВЬ1Х отношений и проч. Нередко такой комплекс носит исключительно правореализационный характер, то есть в нормативном материале

ссылок на него не содержится (фактический или правореализационный правовой комплекс). Так, нормы о договоре перевозки могут реализовываться совместно с предписаниями о договоре поставки. Здесь следует заметить, что указанные выше внутриотраслевые правовые комплексы являются частным случаем тех комплексов, которые не являются правовыми отраслями.

Таким образом, правовые комплексы нужно подразделять на комплексные правовые отрасли и иные правовые комплексы, а последние — на межотраслевые и внутриотраслевые правовые комплексы.

В-третьих, с позиций проблематики межотраслевых правовых связей можно выделить два сегмента предмета практически в любой отрасли права: «сферу интересов» только этой конкретной отрасли права и область совместного регулирования с другими правовыми образованиями (проявление комплексности). При этом в базовых, основных («материнских») отраслях первый сегмент преобладает, тогда как в отраслях комплексных наиболее широко в качестве предмета представлен второй блок. Так, в предмете исследуемых транспортного и потребительского права как раз представлены такие отношения, связанные, соответственно, с транспортным процессом и охраной прав потребителей, которые носят межотраслевой характер.

Вместе с тем стоит заметить, что в базовых (основных) правовых отраслях комплексность имеет свои пределы, которые обусловлены, прежде всего, предметным признаком — определенным единством регулируемых такой отраслью права общественных отношений. Обратим внимание и на известную предельность самого процесса формирования комплексных правовых отраслей — она (комплексная отрасль) нужна постольку, поскольку это отвечает общественным потребностям, то есть интересам в создании и использовании комплексных правовых отраслей как определенных правовых инструментах.

Картину правовой природы транспортного и потребительского права как комплексных отраслей, определяющую их местонахождение в системе таких отраслей, можно завершить небольшим обращением к теории межотраслевых правовых связей гражданского права, которые довольно ярко проявляются в данных правовых образованиях. Заметим, что обычно о комплексных правовых отраслях рассуждают на основе научного тезиса об удвоении структуры права24, в соответствии с которым считается, что в структуре права сосуществуют главная и вторичные структуры. При этом вторая «наслаивается над главной»25. Главная структура права представляет собой его деление на нормы, институты, отрасли26. Вторичная структура есть вторичные комплексные образования27, С учетом отмеченных положений, представляется оправданным обнаруживать специфику межотраслевых связей гражданского права в рамках и главной, и вторичной структур права, В этой связи весьма интересным видится рассмотрение особенностей межотраслевых связей гражданского права, проявляющихся внутри комплексных правовых образований, в том числе и комплексных правовых отраслей. Подобное исследование позволяет сделать вывод о том, что комплексными отраслями права необходимо признавать такие правовые образования, которые формируются в области межотраслевых связей соответствующих правовых («материнских») отраслей. Так, транспортное право формируется в области межотраслевых связей, прежде всего, гражданского, международного, административного и финансового права, а потребительское право в добавление к этому, еще и гражданского процессуального права.

Примечания

1 Мозолин В.П. Развитие гражданского законодательства на современном этапе (дискуссионные проблемы) И Журн. рос. права. 2005. № 7. С. 33-45.

2 См.: Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.; Л., 1947. С. 190.

3 См": Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.

С. 121.

4 См,: Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения, СПб., 2005.С. 141,

s См.: Белых B.C. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности / Отв. ред., сост. проф. B.C. Белых. Екатеринбург, 2002. С. 15. В юридической литературе по предпринимательскому праву встречаются схожие определения, отражающие все или только некоторые из указанных признаков предпринимательского права. См., например: Предпринимательское право: Учеб. / Под ред. Е. П. Губина, Я. Г, Лахно. М., 2002. С. 30 и др.

6 Лаптев В.В. Некоторые проблемы предпринимательского (хозяйственного) права / В. В. Лаптев // Государство и право. 2005. № 5. С. 102-110.

7 Там же. С. 102,

8 См.: Челышев Ы.Ю. О взаимосвязи гражданского и предпринимательского права/ М. Ю. Челышев // Актуальные проблемы современного гражданского и предпринимательского права; Материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 4—5 ноября 2003 г. Екатеринбург, 2004, С. 157-162.

9 Гуськова А.П., Муратова Н,Г. Судебное право: история и современность судебной власти в сфере уголовного судопроизводства: Моноір. М., 2005. С. 29-30.

10 Горное право: Учеб. пособие / Ю. Я. Анненкова, Р. Н. Салиева, Р. Я. Салиева, Д. Я. Шмелева. Тюмень, 2005. Ч. 1. С.11-14,

11 См.: Толстой Ю.К, Заметки о научной деятельности О. С, Иоффе. М., 2006. С. 22-23.

12 См.: Райхер В.К. Указ. соч. С, 194.

13 Там же. С. 190.

14 Там же.

13 Там же.

16 Там же. С. 189-190. '

17 Там же, С. 189.

18 См.; Челышев М,Ю, О процедурах в частном праве // Общество. Право. Экономика: Материалы Всерос. (межрегион.) науч.-практ. конф., Москва, 23-24 января 2003 г. / Отв. ред. Я. С. Голубкова, В. В.Долинская. М., 2003. С. 81-84.

Райхер В.К, Указ. соч. С. 189.

20 Там же,

О таких комплексных образованиях см. также: Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972, С. 207.

Конечно, выше мы говорили о юридических процедурах, но в то же время было указано, что они являются отражением соответствующей специфики предмета — ста-дииноети транспортных отношений. С этой позиции Процедурный признак может быть отнесен к предметной характеристике соответствующей правовой отрасли

См.; Толстой Ю.К. Указ. соч. С, 23.

Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975 С 28 Там же. С. 28. * ' ‘

26 Там же. С. 23.

27 Там же. С. 27,28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.