Научная статья на тему 'К вопросу о признании комплексных отраслей права'

К вопросу о признании комплексных отраслей права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ НАУКА / КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА / COMPLEX BRANCH OF LAW / КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНЫХ ОТРАСЛЕЙ / THE CRITERIA OF COMPLEX BRANCHES / ОТРАСЛЬ ПРАВА / BRANCH OF LAW / ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ / AN AREA OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Анна Юрьевна.

Анализ комплексных отраслей права как структурного образования системы права: будет способствовать не только разрешению ряда дискуссионных теоретических вопросов; позволит добиться известной оптимизации правового регулирования отдельных сфер общественной деятельности посредством выявления и ликвидации ряда проблем и коллизий, возникающих в правоприменительной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of acceptance of complex areas of law

Analysis of complex areas of law, as a structural education system of law will not only contribute to the resolution of some of the discussion of theoretical issues, but also will allow you to achieve a well-known optimization legal regulation of separate spheres of public activity, by identifying and eliminating some of the problems and conflicts that arise in practice.

Текст научной работы на тему «К вопросу о признании комплексных отраслей права»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ральном законодательном процессе: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 26.

6 Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997. С. 28.

7 Червонюк В.И., Гойман-Калинский И.В. Согласование интересов как вид современных законодательных технологий // Государство и право. 2004. № 8. С. 32.

8 ЧервонюкВ.И. Теория государства и права. М., 2003. С. 80-89.

9 Рулан Н. Юридическая антропология: Учеб. для вузов / Пер. с франц. М., 2000. С. 10.

10 www.the-village.ru (дата обращения: 16 января 2014 г.).

11 См.: КомбароваЕ.В. Конституционно-правовой механизм разрешения разногласий в системе органов публичной власти РФ: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 5.

12 Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007. С. 99.

13 Быкова Е.А. Согласительные процедуры как особенность полномочий Президента Российской Федерации // Общество и право. 2011. № 3. С. 89.

14 Цатурян Т.В. Повышение эффективности государственного управления посредством использования согласительных процедур // Закон и право. 2014. № 3. С. 46.

УДК 349 ББК 623

К ВОПРОСУ О ПРИЗНАНИИ КОМПЛЕКСНЫХ

ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

АННА ЮРЬЕВНА КОВАЛЕНКО,

адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: annakovalenko2013@yandex.ru Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист научной школы А.С. Шабуров Рецензент: кандидат юридических наук Т.Ю. Фалькина

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализ комплексных отраслей права как структурного образования системы права: будет способствовать не только разрешению ряда дискуссионных теоретических вопросов; позволит добиться известной оптимизации правового регулирования отдельных сфер общественной деятельности посредством выявления и ликвидации ряда проблем и коллизий, возникающих в правоприменительной практике.

Ключевые слова: правовая наука, комплексная отрасль права, критерии комплексных отраслей, отрасль права, область научного знания.

Annotation. Analysis of complex areas of law, as a structural education system of law will not only contribute to the resolution of some of the discussion of theoretical issues, but also will allow you to achieve a well-known optimization legal regulation of separate spheres of public activity, by identifying and eliminating some of the problems and conflicts that arise in practice.

Keywords: complex branch of law, the criteria of complex branches, the branch of law, an area of scientific knowledge.

Анализ советской и российской правовой науки свидетельствует о том, что в отношении комплексных отраслей права присутствовало два противоположных взгляда: в одном случае комплексные образования отрицались а в другом, напротив, получали полное признание. В рамках данной статьи будет предпринята попытка доказать существование таких отраслей.

Новым этапом развития российской системы права является закрепление в ней комплексных отраслей. Их появление, в первую очередь, связано с развитием

общественных отношений между людьми и их коллективами, что обуславливает усложнение правового регулирования, но, в то же время, направлено на решение проблемы по устранению правовых коллизий. Комплексная отрасль права нужна, поскольку она отвечает общественным потребностям, т.е. интересам в создании и использовании комплексных правовых отраслей как определенных правовых инструментов. Поэтому необходимо теоретически обосновать особое место комплексных отраслей права в системе россий-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ского права, так как до настоящего времени в отечественном и зарубежном правоведении такие попытки не привели к единому результату.

Комплексные отрасли права формируются на основе базовых отраслей права; именно наличие межотраслевых связей обусловливает природу их комплексности. Комплексные отрасли права можно раскрыть через несколько критериев.

Первый - это наличие совокупности нормативно правовых актов. Указанный критерий взят за основу многими теоретиками в вопросе определения наличия комплексного образования в структуре права. Нормативно-правовой акт комплексной отрасли права, во-первых, содержит в себе правовую природу иной отраслевой принадлежности; во-вторых ему присущ межотраслевой характер; в-третьих отражает межотраслевые связи - комплексность отраслей права; в-четвертых эти нормы относятся к определенному кругу общественных отношений; в пятых нормы модифицируются применительно к специфике правового регулирования отраслей; в шестых нормы закрепляются в источниках отраслей, которые их заимствует. Все эти признаки позволяют определить четкое нормативное правовое отражение комплексности соответствующей правовой отрасли. Безусловно, наличие определенного нормативного материала позволяет выявить потенциальное наличие комплексных образований в структуре действующего права. Однако, данный критерий может привести к положительному результату только во взаимосвязи с иными признаками комплексных отраслей права.

Второй - это рассмотрение комплексных межотраслевых образований с точки зрения области законодательства. Так, А.Е. Тарасова отмечает, что «бессистемность принимаемых законодательных актов, несогласованность между ними и внутри самого нормативного акта, наличие параллельно действующих норм в разных актах являются недостатками законодательства РФ, устранять которые пытаются правоприменительные органы, порой расширительно толкующие нормативные акты в обобщениях судебной практики (Постановления Президиума ВАС РФ) или ответах на вопросы (Обзоры Верховного Суда РФ). Поэтому механизм, обеспечивающий возможность согласования нормативных актов уже на стадии их принятия, а также затем и применения, является жизненно необходимым для всей системы законодательства, регулирующего все более специализирующиеся отношения в области имущественного оборота, взаимодействия частных субъектов права, их общежития и профессиональной деятельности»1. Рассмотрение комплексных отраслей права отдельно от законодательства является не целесообразным, это объясняется тем, что содержание права выражается и в практической деятельности, а способом выражения являются юридические источники. Рассматривая вопрос системы права и системы законодательства, Е.А. Черенкова высказала мнение о том, что «с одной стороны, любые

теоретические разработки в области дифференциации системы права должны, прежде всего, иметь своей целью совершенствование системы законодательства, поскольку теория не может и не должна существовать сама для себя; с другой стороны, формирование системы законодательства должно опираться на теорию, в особенности это важно для систематизации законодательства». Именно поэтому появление комплексных отраслей права влечет за собой изменение в законодательстве, что необходимо помнить при их изучении. Так Е.Г. Потапенко отмечает «что система нормативно-правовых актов есть внешнее объективированное проявление (форма) системы права. Так, структурные особенности системы нормативно-правовых актов обосновываются не только объективными предпосылками, но и субъективными технико-юридическими решениями законодателя. Структура права при этом обусловливается объективными особенностями развития общественных отношений, требующих правового опосредования»2.

В-третьих, некоторыми комплексными отраслями права обозначают учебные дисциплины. Так, например, экологическое, инвестиционное, антикоррупционное, образовательное, предпринимательское, природоохранное, медицинское право и др. Такие дисциплины представляют собой не только структурное образование системы права и системы законодательства, но и правовую науку с ее основными принципами и категориями.

В-четвертых, комплексная отрасль права может быть раскрыта через правовую категорию «отрасль права». Занимая одно из центральных мест в системе российского права, отрасли права обладают общепринятыми признаками: автономность; упорядоченность; однородность общественных отношений; наличие юридических норм; наличие специфического метода правового регулирования. В отличие от отрасли права, комплексные отрасли характеризует отсутствие автономности, поскольку они могут распространяться на большую область общественных отношений; комплексные отрасли не упорядочены теоретически и практически, поскольку не определено их место в системе права и идет работа правоприменителей над толкованием нормативного материала комплексных отраслей; комплексные отрасли включают в себя совокупность разных отношений; однако при этом мы не можем сказать о том, что они разнородны (хотя некоторые авторы акцентируют внимание на разнородности комплексных отраслей), но и о их единой природе говорить тоже нельзя, поэтому следует отметить смешанную природу таких отношений; нормы комплексных отраслей права носят межотраслевой характер; относительно метода правового регулирования - комплексные отрасли права отличаются его многообразностью, и не могут быть урегулированы привычными для базовых отраслей - императивным и диспозитивным методами в чистом виде.

В-пятых, комплексные отрасли права рассматриваются как область научного знания, предполагающая

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

овладение научным знанием в области конкретных общественных отношений, а также их правового регулирования. Область научного и учебного познания совпадают между собой, но при этом их стоит разграничивать. Учебные дисциплины содержательно включают в себя изучение отдельных комплексных отраслей права, а наука рассматривает вопросы не только отдельных отраслевых категорий, но и их общей характеристики. Соответственно научное и учебное познание отличается своей содержательной частью. Для изучения правовых явлений современной действительности российской науке необходим категориальный аппарат.

В-шестых, применение в отношении комплексных отраслей права такого приема, как межотраслевое правовое регулирование. Предмет и метод служат основанием в совокупности с остальными критериями для обособления комплексной правовой отрасли. Особенность такого обособления заключается в том, что комплексные отрасли права сочетают в себе сферу частно-правовых и публично-правовых инструментов. Как уже отмечалось ранее предмет и метод правового регулирования комплексных отраслей права имеют сложную смешанную природу. Например, в потребительском праве применяется межотраслевое регулирование. Здесь оно выражено, в основном, в сочетании гражданско-правового, гражданско-процессуального и

административно-правового регулирования. Такое обстоятельство находит отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей», где присутствуют не только нормы гражданского права, но и нормы гражданского процессуального, административного и финансового права3.

Совокупность указанных признаков состоит в том, что с их помощью возможно отграничивать комплексные отрасли права от иных правовых образований, а также выделить систему комплексных правовых образований как часть системы права.

Подытожив сказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на наличие отличительных критериев отрасли права от комплексной отрасли, они дают такую совокупность, которая позволяет выделить последние как самостоятельный элемент системы права. На наш взгляд, включение комплексных отраслей права как самостоятельного элемента в систему российского права способствует дальнейшему ее развитию.

1 Тарасова А.Е. Система и принципы построения частных и частно-публичных отраслей права (концептуальные положения) // Северо-кавказский юридический вестник. 2010. № 4. С. 36.

2 Потапенко Е.Г. Комплексные образования в системе российского права // Право. 2013. С. 357.

3 Челышев М.Ю. Транспортное и потребительское право в системе комплексных правовых отраслей // Гражданское право и гражданский процесс. С. 51.

УДК 351/354 ББК 67.2

НАДЗОР ЗА МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ЖИТЕЛЕЙ ГУБЕРНИЙ СО СТОРОНЫ МЕСТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОРПУСА ЖАНДАРМОВ В 1826-1860 гг.

ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РОМАНОВ,

профессор кафедры теории и истории государства и права Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук, доктор исторических наук E-mail: irufat.178@gmail.com Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется проблема надзора за морально-политическим состоянием жителей Российской империи в указанный период. На впервые вводимом в научный оборот материале исследуется зарождение, развитие надзора, влияние на этот процесс различных общественно-политических факторов; место надзора в системе функционирования политической полиции.

Ключевые слова: политическая полиция, Третье отделение Канцелярии Его Императорского Величества, Корпус жандармов, надзор за населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.