Научная статья на тему 'Транспортно-логистический кластер: новый подход к развитию отрасли'

Транспортно-логистический кластер: новый подход к развитию отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ОТРАСЛЬ / РЕГИОН / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / CLUSTER’S THE APPROACH / TRANSPORT / BRANCH / REGION / TRANSPORTNOLOGISTICAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сомко М. Л.

Развитие транспортной отрасли России стало невозможным без структурных преобразований, связанных с изменением системы управления транспортным комплексом. В статье рассматриваются теоретические и научно-методические аспекты формирования и развития транспортно-логистических кластеров одного из условий интенсивного развития транспортной отрасли России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport and logistics cluster: the new approach to the branch development

The development of Russian transport branch is impossible without structural transformations connected with changing of transport complex management. This article describes the theoretical and scientificmethodical aspects of formation and development of transport and logistics clusters, these are the conditions of intensive Russian transport branch development on the modern step.

Текст научной работы на тему «Транспортно-логистический кластер: новый подход к развитию отрасли»

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

М. Л. Сомко, аспирант, кафедра финансов и кредита на морском транспорте, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Россия, mbkl@mail.ru

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИИ КЛАСТЕР: НОВЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОТРАСЛИ

В настоящее время развитие транспортной отрасли является одним из приоритетных направлений государственной политики в России. Уровень развития производственной инфраструктуры страны оказывает огромное влияние на социальную обстановку и развитие других отраслей в условиях реформирования экономики. Поэтому спрос на услуги транспорта определяет не только объемы и уровень качества перевозок, но и актуальные направления развития отрасли.

Очевидно, что интенсивное развитие транспортной отрасли России стало невозможным без структурных преобразований, связанных с изменением системы управления как комплексом в целом, так и его отдельными предприятиями. Нынешняя стратегия развития отрасли требует внедрения новых форм сотрудничества предприятий и организаций транспорта, предполагающих активное участие в процессах их взаимодействия местных органов власти, научных центров, образовательных и кредитных учреждений, а также должна быть разработана с учетом региональных факторов.

Кластер является одной из наиболее перспективных, отвечающих поставленным задачам в сфере реформирования экономики России, формой организации и управления предприятиями транспорта.

Интенсивное развитие транспортной отрасли России стало невозможным без структурных преобразований, связанных с изменением системы управления как комплексом в целом, так и его отдельными предприятиями.

Основными целями создания кластера в транспортной отрасли России являются:

— повышение качества предоставления услуг до уровня требований мирового рынка;

— развитие и эффективное использование транзитного потенциала, предоставляемого геостратегическим положением регионов в направлениях Запад-Восток;

— развитие возможностей комплекса для доставки на мировые рынки более конкурентоспособной продукции отечественных производителей (за счет снижения транспортных издержек);

— содействие кооперации и интеграции малых и средних предприятий отрасли в общую логистическую концепцию;

— разработка и совершенствование механизмов взаимодействия образовательных и научных учреждений с другими участниками кластера с целью создания и реализации инноваций в транспортной отрасли.

Несмотря на существующий в зарубежной и российской практике опыт «кластеризации» отраслей и территорий, а также наличие некоторых регламентирующих документов, имеются следующие проблемы в области реализации кластерной политики на транспорте:

№ 8 (26)АВГУСТ 2012

дискуссия

журнал научных публикаций

1) низкая степень разработанности тематики создания и развития интегрированных структур в отрасли и, как следствие, отсутствие единого общепринятого научно-методического подхода к формированию кластеров как на региональном, так и на отраслевом уровнях;

2) отсутствие координации между государственными и региональными органами власти, предприятиями и организациями отрасли, научными центрами, а также образовательными учреждениями;

3) низкая адаптация механизмов государственно-частного партнерства в области финансирования проектов создания и развития кластеров на отраслевом и региональном уровнях.

Кроме того, к числу проблем, связанных с созданием и развитием в России кластерных структур различных типов, следует отнести невосприимчивость большинства российских предприятий к инновациям, нехватку высококвалифицированных специалистов, технический износ и низкое качество транспортной инфраструктуры, незаинтересованность предприятий малого и среднего бизнеса в кооперации в качестве крупных производственных систем, низкая инвестиционная привлекательностью некоторых регионов.

Учитывая изложенное, одним из условий интенсивного развития транспортной

отрасли России является разработка теоретической и научно-методической базы в области создания и развития кластеров и внедрения нового подхода к управлению и взаимодействию предприятий и организаций отрасли.

Актуальность статьи заключается в рассмотрении и углублении существующих теоретических основ, а также совершенствовании методических принципов формирования и развития транспортно-логис-тических кластеров в России.

В первую очередь, определим содержание и сущностные характеристики понятия. По мнению автора, наиболее полным представляется определение транспортно-логис-тического кластера как формы отраслевой кооперации предприятий и организаций, предоставляющих полный спектр услуг по подготовке, транспортировке и хранению груза, осуществлению пассажирских перевозок, информационно-консультационному обслуживанию, а также образовательной и научно-инновационной поддержке в области транспорта. Несмотря на то, что транспортно-логистические кластеры — сравнительно новая специализация отраслевых кластеров, к настоящему времени имеется значительный объем публикаций в части, касающейся создания и развития таких структур в странах Европейского Союза и Украины1.

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

Важно отметить, что теоретическая и методическая основы в области отраслевых кластеров, в большинстве случаев, разрабатывались для тако- = вых товарного производства, в то время как транспортно-логисти-ческий кластер представляет собой кластер услуг. А в настоящее время в экономике развитых стран услуги по подготовке, хранению и транспортировке груза от поставщика к покупателю занимают лидирующие позиции на рынке услуг.

Кроме того, транспортный комплекс занимает особое положение в экономике, являясь важнейшим элементом формирования геоэкономических позиций стран и регионов. В связи с этим представляет некоторые методологические трудности определение территориальных границ транспор-тно-логистического кластера.

В общем, такую территорию можно определить как административно-территориальную единицу или совокупность сопредельных административно-территориальных единиц, типично — город, городская агломерация или регион.

Исходя из соображений регламентирования и координирования кластерных структур органами государственной власти, а также необходимости обязательного предоставления информации о показателях деятельности структуры в органы государственной статистики, необходимым условием функционирования кластера является увязывание его территории с административно-территориальным делением площади страны.

При этом, автором предлагается устанавливать связь между кластером и территорией, исходя из следующих признаков, по которым предприятия и организации, образующие кластер, должны:

а) являться резидентами территории, то есть быть зарегистрированными в соответствующих административно-территориальных единицах. При этом они обязаны выполнять требования местного (регио-

К числу проблем, связанных

с созданием и развитием в России кластерных структур различных типов, следует отнести невосприимчивость большинства российских предприятий к инновациям, нехватку высококвалифицированных специалистов, технический износ и низкое качество транспортной инфраструктуры и другие.

нального) законодательства и уплачивать налоги в соответствующие бюджеты;

б) контролировать объекты терминальной транспортной инфраструктуры территории на основе права собственности, участия в капитале, аренды или иного правового основания, обеспечивающего контроль;

в) доминировать в транспортно-логис-тических операциях, совершаемых на терминальной инфраструктуре территории.

Отметим, что доминирующее положение кластера на рынке не имеет ничего общего с монополией, так как он является неформальной организацией, включающей множество отдельных хозяйствующих субъектов, которые находятся между собой как в отношениях кооперации, так и в отношениях конкуренции.

Исходя из существующего российского и зарубежного опыта, автором предлагается классифицировать транспортно-логистиче-ские кластеры по трем категориям:

1) портовые транспортно-логистические кластеры. Формируются на основе морских портов или в местах их концентрации. В большинстве случаев ориентированы на грузовой сектор, вследствие второстепенной роли морских пассажирских перевозок, в основном туристических. В наше время, ввиду снижения роли перевозок на внутренних водных путях, речные порты, как правило, являются важной составляющей, но не ядром кластера. В зависимости от специализации грузовых терминалов порта, портовый кластер может быть узкоспециализирован или, наоборот, диверсифицирован в нескольких направлениях развития (в последние десятилетия весомую роль приобрел сегмент контейнерных перевозок);

2) пограничные транспортно-логистические кластеры. Создаются на основе транспортных узлов на пересечениях международных транспортных коридоров с государственными границами. Исторически такие структуры формировались на осно-

№ 8 (26)АВГУСТ 2012

ДИСКУССИЯ Ж

журнал научных публикаций "

ве железнодорожных пограничных переходов, однако в настоящее время не меньшую роль играют и кооперации грузового автотранспорта. В большинстве случаев пограничные кластеры имеют грузовую специализацию;

3) региональные транспортно-логистические кластеры. Формируются на основе инфраструктуры городов и городских агломераций (в которых город интегрирован с близко расположенными населенными пунктами). Региональные транспортно-логистические кластеры могут специализироваться как на пассажирском, так и на грузовом секторах перевозок.

В отличие от транспортных систем (комплексов) города и региона кластер включает в себя не весь комплекс, а только те предприятия, которые находятся между собой в отношениях сильных связей, а также предприятия других смежных отраслей (к примеру, сети АЗС, предприятия энерго- и водоснабжения, учреждения профессионального образования, научные центры в области транспорта и логистики и другое).

При минимальном уровне развития транспортно-логистические структуры обслуживают потребности в грузовых перевозках и мобильности населения лишь в пределах территории собственно города (городской агломерации) — по классификации проекта М. Портера Cluster Mapping Project считаются кластерами местного или локального (local) типа2.

При высоком уровне развития предприятия и организации, входящие в кластер, имеют возможности по обслуживанию не только местных потребностей в грузовых перевозках и мобильности населения, но также и междугородние, межрегиональные и международные перевозки. При этом транспортно-логистические услуги, предоставляемые клиентам других территорий, регионов и стран, приносят доходы

В отличие от транспортных систем (комплексов) города и региона кластер включает в себя не весь комплекс, а только те предприятия, которые находятся между собой в отношениях сильных связей, а также предприятия других смежных отраслей.

логовые поступления в местный (региональный) бюджет. Такие структуры, безусловно, повышают уровень конкурентоспособности города (региона) и по принятой классификации относятся к категории «торгуемых» (traded, tradable) кластеров. Стоит также отметить, что форма кооперации в области водного транспорта попадает в особую категорию ресурсозависимых (resource dependent) кластеров.

По мнению автора, целесообразно создавать и развивать транспортно-логистиче-ские кластеры в имеющих транзитный потенциал регионах, а инициатива по их формированию должна исходить от органов государственного (регионального, местного) управления. Централизованно должны быть обеспечены инициирование и организационная поддержка создания, а также проводиться работа по установлению информационного взаимодействия между участниками кластера в целях стратегического планирования его развития. Деятельность транс -портно-логистического кластера должна основываться на организационно-правовых документах, регламентирующих процесс его создания и непосредственное функционирование (договор о формировании, соглашение о вхождении, правила функционирования, положения о взаимозависимости и взаимодействии участников и др.). Безусловно, основообразующим документом является договор о формировании кластера, который в обязательном порядке включает

местным компаниям и, соответственно, на- общие положения, цели, задачи и направле-

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

ния деятельности кластера, его организационно-правовую основу, права и обязанности участников и прочие условия.

Кроме того, авто- =

ром предлагается осуществлять процесс формирования транспор-тно-логистического кластера в несколько этапов:

1) анализ предпосылок, обоснование необходимости и выдвижение идеи создания кластера (федеральные органы власти);

2) выбор соответствующей территории (города, городской агломерации, региона) для создания кластера на основе оценки ее конкурентоспособности в транспортной отрасли (региональные и местные органы управления);

3) разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей создание транс-портно-логистических кластеров, как на федеральном, так и на региональном уровне с учетом геополитических и экономических особенностей территорий (федеральные и региональные органы управления);

4) разработка основополагающих документов для создания кластера, утверждение его организационной структуры (органы государственного управления совместно с представителями бизнеса и научного сообщества);

5) формирование системы управления кластером (органы государственного управления совместно с представителями бизнеса и научного сообщества);

6) разработка методики анализа и оценки эффективности функционирования кластера (научное сообщество и образовательные учреждения);

7) осуществление мониторинга процесса создания кластера и его деятельности (органы местного и (или) регионального управления совместно с представителями бизнеса и научного сообщества).

Таким образом, применение кластерного подхода в процессе формирования транспортно-логистических систем позволяет осуществлять информационную

При высоком уровне развития предприятия и организации, входящие в кластер, имеют возможности по обслуживанию не только местных потребностей в грузовых перевозках и мобильности населения, но также и междугородние, межрегиональные и международные перевозки.

взаимосвязь между предприятиями и организациями отрасли, в части, касающейся согласования условий их экономической деятельности и направлений их дальнейшего развития. Эффективность его применения выражается в снижении степени неопределенности и высокой вероятности предвидения участниками кластера ситуации на рынке грузовых и пассажирских перевозок.

Формирование кластеров является новой тенденцией развития транспортной отрасли России. Преимущества их создания состоят в формировании современной инфраструктуры и эффективной системы управления транспортным комплексом страны, что в свою очередь, способствует повышению производительности предприятий отрасли (сокращению сроков доставки грузов, снижению тарифов на хранение, повышению качества сервисного обслуживания, увеличению объемов пассажирских и грузовых потоков) и стимулирует инновационную активность предприятий и организаций, входящих в кластерную структуру. Кроме того, активизируется процесс привлечения инвестиций, происходит интенсивное развитие экономики и социальной сферы в регионах, подвергнутых кластеризации, что в конечном итоге приводит к увеличению количества рабочих мест, заработной платы и соответственно поступлений в бюджеты разных уровней.

1. Государственное автономное учреждение Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив». Транспортно-логисти-ческие кластеры в Европейском Союзе [Электронный ресурс] URL: http://innocentr-samara.ru/files/ Transportno-logisticheskie%20klastery%20v%20ES.pdf (дата обращения: 19.07.2012).

2. Michael Porter. The Economic Performance of Regions // Regional Studies. Vol 37, 6&7, Aug-Oct 2003 [Электронный ресурс] URL: http://www.isc.hbs. edu/pdf/Porter2003-The_Economic_Performance_of_ Regions.pdf (дата обращения: 20.07.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.