Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хардаев К.П.

В статье рассматриваются проблемы устранения инфраструктурных ограничений на социально-экономическое развитие региона. Раскрыты подходы к формированию транспортной инфраструктуры, ориентирование на рост деловой активности и реализацию стратегических интересов субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORTATION AND INFRASTRUCTURE CAPACITY AS THE BASIS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The problems of elimination of infrastructure constraints to social and economic development are considered in the article. Approaches to formation of a transport infrastructure, orientation on growth of business activity and realization of strategic interests of subjects are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

К.П. Хардаев, аспирант кафедры «Экономика, организация и управление промышленными предприятиями» Восточно-Сибирский государственный технологический университет

УДК 331:354

ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье рассматриваются проблемы устранения инфраструктурных ограничений на социально-экономическое развитие региона. Раскрыты подходы к формированию транспортной инфраструктуры, ориентирование на рост деловой активности и реализацию стратегических интересов субъектов.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, потенциал, социально-экономическое развитие.

K.P. Hardaev, P.G.

TRANSPORTATION AND INFRASTRUCTURE CAPACITY AS THE BASIS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The problems of elimination of infrastructure constraints to social and economic development are considered in the article. Approaches to formation of a transport infrastructure, orientation on growth of business activity and realization of strategic interests of subjects are revealed in the article.

Key words: the transport infrastructure, potential, social and economic development.

Политика развития социально-экономических систем региона во многом определяется наличием ограничений различного характера.

Выделение специфических особенностей регионов в период трансформации экономических отношений связано с реализацией следующих факторов:

- ростом диспропорций в экономических процессах;

- ускорением формирования ограничений на экономическую деятельность.

Рост диспропорций в экономических процессах между регионами и внутри регионов объясняется действием двух основных факторов:

- регионализацией экономики и потерей кооперационных связей, локализующих ответственность за экономическое развитие и приводящих к расслоению регионов, втягиванию их в конкурентную борьбу с другими регионами за ресурсы и, как следствие, увеличивающих региональные издержки;

- реализацией конкурентных преимуществ, нашедших свое применение в условиях рыночной экономики и обусловленных либерализацией внешнеэкономической деятельности (тем же эффектом глобализации), свободным рыночным ценообразованием, рыночными методами распределения произведенных благ.

Ускорение формирования ограничений на экономическую деятельность имеет под собой следующие причины:

- экономико-экологические, которые вызваны пересмотром политики ресурсопотребления и ра-ционального природопользования, а также действием эффекта интеграции, глобализации и влиянием международных организаций;

- экономико-социальные, которые вызваны ростом социальных требований общества, проявлением активности населения при защите своих интересов в инвестиционном процессе;

- экономико-политические, которые вызваны реализацией интересов государства по сохранению своей целостности и безопасности.

Автор считает, что устранение ограничений возможно через решение проблем развития инфраструктуры и, особенно, ее транспортной составляющей.

К основным экономическим предпосылкам такого подхода следует отнести следующие возможно -

сти.

• Развитие внешних связей в экономической системе. Повышение эффективности от реструктуризации экономики возможно через развитие республиканских, межрегиональных и международных связей с учетом приоритета интересов развития территории. Система территориальной экономики является элементом общей экономической системы, однако развитие взаимоотношений должно строиться на

взаимовыгодной основе, с полным учетом интересов территории. Для этого необходимо определение приоритетов сторон в решении всех совместных вопросов.

• Развитие внутренних связей в экономической системе. Сложность любой системы определяется количеством элементов и связей между ними. С одной стороны, при увеличении количества связей система усложняется и становится более громоздкой. Но, с другой стороны, увеличение количества связей способствует увеличению гибкости системы, возможности внутреннего управления ресурсами.

• Развитие пропускной способности (мощности) связей в экономической системе. Речь идет об увеличении возможности обмена ресурсами между элементами в системе и, при необходимости, возможности маневрирования ресурсами.

В основе развития социально-экономических систем региона является их потенциал. Потенциал региона имеет сложную структуру и учитывает как ресурсные, так и организационно- процессные составляющие. Потенциал представляет собой совокупность отношений между субъектами социально-экономической системы по поводу возможности выявления, оценки, присвоения, использования и развития ресурсов и информации [1]. Автор считает, что инфраструктурный потенциал, и особенно его транспортная составляющая, во многом определяет эффективность социально-экономического развития региона.

Под транспортно-инфраструктурным потенциалом социально-экономической системы автор понимает систему возможностей совместного использования природно-географических и социально-экономических особенностей территории, обусловливающую возможности и ограничения ее функционирования и развития.

Рассматривая модель формирования и использования экономического потенциала, предложенную Ф.М. Русиным [2] можно отметить, что в ее основу положен баланс потребностей общества и использования экономического потенциала, при этом пределом сегодняшнего удовлетворения потребностей общества является использование резервов. Очевидно, что в условиях рыночной экономики данная модель может быть расширена (рис.).

На использование транспортно-инфраструктурного потенциала системы помимо потребностей общества влияют также инновационные процессы, которые сами по себе могут требовать формирования и использования транспортно-инфраструктурного потенциала. Также на транспортно-инфраструктурный потенциал оказывают влияние процессы внутри - и межрегиональной интеграции и глобализации, которые определяют внутренние и внешние связи системы и потребности, выходящие за рамки традиционного учета и прогнозирования.

Если в условиях социализма «речь идет не только и не столько о расширении производственного потенциала, сколько о максимальном уровне его использования во имя удовлетворения постоянно рас -тущих материальных и духовных потребностей» [2], то в настоящее время речь должна идти о выявлении транспортно-инфраструктурного потенциала или потребностей, о его формировании в определенных территориально-отраслевых системах.

Основой для формирования транспортно-инфраструктурного потенциала раньше было соблюдение социальных нормативов потребления товаров и услуг населением и реализация государственной политики в других областях (военной, промышленной и т.д.). В настоящее время, помимо интересов общества, активно проявляются интересы корпораций, проводящих свою политику формирования потенциала и спроса. Сам транспортно-инфраструктурный потенциал разделился на потенциал различных субъектов, часть из которого сформирована не ориентируясь на потребности, а отражая интересы данных субъектов.

Развитие транспортной инфраструктуры является одной из ключевых составляющих инвестиционного развития региона. Государство традиционно видит в инвестициях рычаг в формировании политики развития. Так, в Республике Бурятия в настоящее время инвестиционная политика государства от целевой помощи конкретным предприятиям перешла к строительству дорог, как инфраструктурной поддержке экономики. Вкладывая средства в дороги, как минимум, государство должно будировать развитие потенциала на территориях, прилегающих к ним, иначе дорога будет строиться «в никуда». Для этого необходимы даже не инвестиционные вливания (хотя это был бы оптимальный вариант для инициации бизнеса), а скорее организационно-процессные мероприятия по стимулированию возникновения бизнеса. То есть можно сделать вывод о том, что инфраструктурные инвестиции являются обусловленными, т.е. требуют своего подкрепления.

Рис. Модель выявления транспортно-инфраструктурного потенциала социально-экономической системы

Рассматривая проблему развития транспортной инфраструктуры можно отметить, что выделяются два основных направления инвестиций:

- экстенсивные - в наращивание производственных мощностей и продолжительность транспортной

сети;

- интенсивные - в рост коэффициента полезного действия, ресурсоотдачу и снижение потерь;

- инновационные - в диверсификацию транспортной системы.

Экстенсивные инвестиции в настоящее время во многом зависят от стратегии развития региона и государства в целом и проявляются в крупных межрегиональных проектах развития.

Интенсивные инвестиции заключаются в реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры.

Инновационные инвестиции заключаются в изменении транспортных комплексов, методов, оборудования и других элементов транспортной системы.

Развитие транспортной инфраструктуры региона в настоящее время, по мнению автора, основано на следующих концепциях:

- концепции экономического развития территории, в том числе выделения полюсов роста;

- концепции сетевого инфраструктурного освоения территории;

- концепции реализации стратегических интересов субъектов социально-экономической системы;

- концепции конкурентоспособного социально-экономического освоения и развития территории.

Первые две концепции являются традиционными, к ним автор предлагает добавить концепции

развития транспортно-инфраструктурного потенциала, учитывающие современные условия хозяйствования.

Концепция экономического развития территории заключается в том, что транспортная инфраструктура является обслуживающим элементом социально-экономической системы (наряду с другими инфраструктурными отраслями). Автор считает, что в этом случае качество развития и функционирования транспортной инфраструктуры заключается в объединении этапов жизненного цикла транспортной инфраструктуры с жизненным циклом развития региона в целом и его отраслей в частности. Развитие транспортной инфраструктуры должно обеспечить эффективный перенос ресурсов, необходимых для социально-экономического развития территории.

Концепция сетевого инфраструктурного освоения территории изначально ориентировалась не на экономические показатели. Экономические критерии уступали место политическим, военным, социальным и иным интересам. Согласно этой концепции транспортная инфраструктура сетью покрывала территорию страны и региона, обеспечивая максимальную доступность в большинство стратегически важных точек территории и практически во все поселения.

Концепция реализации стратегических интересов субъектов социально-экономической системы, по мнению автора, в какой-то мере объединяет два предыдущих подхода и, в то же время, отражает реалии современной рыночной экономики, ориентируясь на интересы субъектов и осуществляя попытку достижения и соблюдения баланса интересов.

Концепция конкурентоспособного социально-экономического освоения и развития территории, предлагаемая автором, объединяет в себе необходимость транспортного обслуживания точек экономи -ческой активности территорий и развитие бизнеса на территориях, охватываемых транспортной инфраструктурой, в ключевых точках транспортной сети. Это позволяет обеспечить качество использования транспортной инфраструктуры.

Библиография

1. Беломестнов В.Г. Методология управления потенциалом региональных социально-экономических систем. - СПб: НПК РОСТ (Библиотека журнала «Проблемы современной экономики»), 2005. - 227 с.

2. Экономический потенциал развитого социализма / Под ред. Б.М. Мочалова. - М.: Изд-во Экономика, 1982. - 256 с.

Bibliography

1. Belomestnov V.G. Methodology of the potential of regional social and economic systems. - SPb: NPK ROST (Journal "Problems of Modern Economics"), 2005, 227p.

2. Economic potential of the developed socialism/ Ed. by B.M. Mochalov - M.: Economics Publishing House, 1982, 256 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.