Транспортная составляющая комфортной городской среды
Богданова Татьяна Владимировна
д.э.н., профессор кафедры управления транспортными комплексами ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», [email protected]
Евдокимов Константин Андреевич
главный специалист АО «Центральная ППК», [email protected]
Статья посвящена изучению научно-методических подходов к вопросам комфортной городской среды. Рассмотрены характерные черты мегаполисов, само понятие «комфортная городская среда», составляющие городской среды, определяющие ее комфортность для жителей мегаполисов. Городская среда является много аспектным понятием, которое имеет как объективную оценку, так и субъективное восприятие жителями. Для объективной оценки состояния городской среды используют систему индикаторов качества жизни, международные и национальные стандарты, а также разработанные на их основе методики оценки качества городской среды проживания. Авторы представили результаты сравнительного анализа используемых методик оценки качества городской среды. Ими выделены основные факторы, формирующие комфортную городскую среду: экологические, социальные, эстетические. Рассмотрено содержание каждой группы факторов. Транспорт является важной составляющей комфортной городской среды и он влияет на все факторы комфортности. рассмотрены научно-методические подходы к оценке транспортной составляющей комфортной городской среды. В завершающей части статьи авторы рассмотрели научно-методические подходы к оценке транспортной составляющей комфортной городской среды. Ключевые слова: городской транспорт, комфортная городская среда, методы оценки.
Урбанизация является характерной чертой нашего времени, которая привела к появлению новых вызовов, среди которых особое место занимает проблема организации городского пространства. Качество жизни человека в городе зависит от многочисленных факторов, воздействующих на его как физическое, так и психо-эмоциональное состояние. Безопасность жизни, ощущение комфорта, доступность жизненно необходимых ресурсов, чистая экология - во всём этом нуждается каждый живущий в социуме человек.
Развитие любой страны, как и отдельных её регионов, во многом зависит от роста и качества человеческого потенциала. В научной литературе широко используется понятие «социокультурное пространство», под которым понимают точки соприкосновения социального взаимодействия людей [11].
Социальное пространство по своей структуре напрямую связано с различными сферами жизнедеятельности, что подразумевает под собой ряд элементов. Если рассматривать это применительно к городской среде, то городская среда здесь выступает в качестве совокупности условий жизни людей, являющимися потребителями этой среды. Очевидно, что люди находятся в прямой зависимости от качества окружающей их среды, поскольку именно комфортные условия жизни формируют новые направления в таких сферах человеческого общества, как наука, искусство, культура и другие.
Под комфортной городской средой обычно понимают все городские территории, естественно-природные пространства, а также их благоустройство. Под благоустройством подразумевается застройка территорий зданиями и сооружениями, позволяющими удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения в полной мере с целью обеспечения максимально высокого качества жизни горожан.
Важным в понимании термина «комфортная городская среда» является представление термина не только с научной точки зрения, но и с субъективной, «бытовой», то есть так, как это понятие воспринимается самим городским населением. В понимании граждан, комфортная городская среда - это совокупность всех факторов, которые влияют на качество жизни городского жителя, и которые определяют комфортность проживания человека на определённой территории. Общим в этих представлениях является то, что городская среда воспринимается как совокупность множества факторов, как природных, так и созданных человеком [6].
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м
сч
0 сч
сч
01
о ш Ш X
<
m о х
X
Таким образом, можно говорить о том, что общественные пространства выступают в роли инструмента для организации и развития активности жителей города. При реконструкции, модернизации и создании новых общественных пространств необходимо учитывать как проблемы экологии и особенности окружающей среды, так и социально-экономические задачи общегородского и регионального развития [7].
Проблема оценки качества жизни не нова. Для этого применяются различного рода индикаторы качества жизни (ИКЧ), основанные на оценке качества городской среды по различным параметрам. Формирование такой базы для оценки и сравнения качества жизни населения играет важную роль в процессе управления социально-экономическим развитием городской среды.
Создана и внедрена система международных и национальных стандартов. Среди российских стандартов можно выделить следующие:
• Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 37120-2021 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» [1].
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. № 510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды» (с изменениями на 30 декабря 2020 г.) [3].
• Приказ Минрегиона России от 09.09.2013 N 371 "Об утверждении Методики оценки качества городской среды проживания" [4].
Определение комфортной городской среды в российской практике, как правило, включает в себя несколько показателей, среди которых такие показатели как содержание города, создание и благоустройство общественных территорий. Говоря об элементах городской среды и её структуре в целом, принято выделять три категории:
1. Жильё и жилищно-коммунальное хозяйство.
2. Пешеходная инфраструктура и уровень безопасности, а также все сопутствующие элементы, влияющие на перемещение людей из одного пункта в другой.
3. Внешняя привлекательность города, его уникальность, а также ценность, созданная благоустроенностью общественных пространств, предназначенных для проведения досуга, занятий спортом и развлечений.
Среди зарубежных программ можно выделить такие как European Green Capital Award и European Green City Index. Данные рейтинги ориентируются на следующие ключевые группы свойств:
1. Городская климатическая политика;
2. Городская мобильность и транспорт;
3. Зеленые зоны в городах и устойчивое использование почвы;
4. Уровень шумового загрязнения;
5. Производство отходов и обращение с отходами;
6. Состояние воздуха и потребление воды;
7. Экологические инновации;
8. Энергетика и использование возобновляемых источников энергии.
Потребность в совершенствовании показателей качества жизни в городах России беспрерывно растёт в связи с изменениями ориентиров государственной политики в части стратегического планирования и пространственного развития страны и ее федеральных округов.
Для мегаполисов, как уже отмечалось, характерно, в отличие от обычных городов, наличие таких тенденций, как рост плотности населения, а также информационной и пространственной локализации, высокий уровень концентрации материально-вещественных компонентов жизни, скачкообразное развитие уровня автомобилизации населения, отсутствие налаженной интеграции пригородного сообщения в систему городского общественного транспорта, высокий уровень загазованности (особенно вдоль крупных транспортных магистралей), отсутствие необходимого количество парковочных зон и высокая аварийность на дорогах.
В связи с этим возникает необходимость исследования и создания комфортной городской среды в мегаполисах, причем необходимо принимать во внимание не только создание, но и поддержание комфортной городской среды. Вышеперечисленные факторы сводятся к задаче, имеющей тактический и стратегический характер, поскольку обеспечение комфортной городской среды - важное конкурентное преимущество мегаполисов.
Комфортность городской среды представляет собой синтез различных количественно-качественных показателей, поэтому возникает проблема точности измерения и сопоставимости их друг с другом [10].
Как уже отмечалось, проблема комфортного проживания граждан объединяет в себе многие направления науки и деятельности человека: социологию, экономику, медицину, логистику, психологию и целый ряд других направлений. На качество жизни граждан также влияют многие аспекты городского обеспечения. Это и степень развитости транспортной инфраструктуры, и наличие объектов социально-бытового назначения (больницы, аптеки, магазины, школы, детские сады) в пешей доступности, и степень комфортности и современности возводимого в городе жилья, а также наличие парков, рекреационных зон, объектов отдыха и развлечений.
В современных урбанизированных городах и мегаполисах окружающая среда имеет ряд обширных функций, таких как обеспечение горожан социальными услугами, а также охраной окружающей
среды от загрязнений. Помимо этого, для экономики и внешней привлекательности городов остаётся важным создание всех необходимых условий с целью привлечения инвестиций и людей за счет формирования комфортной городской среды.
Одной из проблем формирования комфортной городской среды является отсутствие единого научно-методического подхода. Нет единой точки зрения, что именно включать в критерии или параметры комфортности городской среды, а также отсутствует понятие, на каком этапе планирования и проектирования начинается ее формирование.
К основным факторам, которые влияют на состояние городской среды, принято относить:
1. Наличие многообразной структуры объектов, как социальных, так и экологических;
2. Безопасность проживания, в том числе - экологическая безопасность;
3. Характеристики внешней среды, обеспечивающие комфорт пребывания человека в городе;
4. Гибкость городской среды и способность адаптироваться к изменчивым потребностям населения
Деление параметров комфортной городской среды на экологические, социальные и эстетические позволяет более детально остановиться на содержании каждой составляющей.
1.Экологические факторы: контроль над снижением уровня шума и загрязнения воздуха; осуществление контроля за освещённостью жилых дворов; своевременный вывоз отходов, осуществление раздельного сбора мусора и поддержание чистоты дворов; сохранение и поддержание городского биоразнообразия; озеленение территорий.
2.Социальные факторы: распространение и популяризация пешеходного и велосипедного движения, а также физически активного образа жизни; развитие предприятий сферы услуг, магазинов, развлекательных центров и ресторанов в зонах благоустройства; насыщенность социальной инфраструктурой с целью обеспечения потребностей различных слоёв населения; доступность города для маломобильных групп населения; обустройство дорожных пространств с целью повышения безопасности дорожного движения; создание единой транспортной системы, повышающей мобильность населения; создание продуманной организации функциональной связи различных объектов.
З.Эстетические факторы: реконструкция объектов культурного наследия; насыщение территории города малыми архитектурными объектами (скамейки, фонари, навесы, информационные стенды, фонтаны, скульптуры и прочее); использование качественных материалов при осуществлении благоустройства пешеходного пространства (прилавки, вывески, знаки, стенды).
Эстетика городской среды оценивается горожанами и туристами индивидуально, однако, оказывает большое влияние на множество городских процессов - от выбора жилья до выбора пешеходных маршрутов, что, в свою очередь, сказывается на размещении торговых точек, интенсивности использования личного или общественного транспорта, и в результате - увеличения мобильности горожан и оптимизации использования городской инфраструктуры.
Когда говорят о комфорте, важно понимать, что в это понятие также входят личностные ощущения человека, находящегося на определённой территории, в необходимости физического, психологического, а также социального благополучия. Иными словами, комфортная городская среда аккумулирует достижения в области инновационного, технологического, архитектурно-градостроительного развития [8].
Оптимальное размещение и использование городской инфраструктуры и объектов общественного пользования благоприятно сказываются на всей системе социально-экологических факторов городской среды, вследствие чего повышается уровень и качество жизни горожан. Это в свою очередь привлекает большее количество туристов и повышает экономическую активность города за счёт взаимодействия людей с такими объектами, как кафе, магазины, клубы, развлекательные центры и другие социо-культурные объекты.
Одной из важнейших составляющих комфортной городской среды является транспортная составляющая, обычно характеризуемая развитием и модернизация транспортной инфраструктуры, подвижного состава и способов передвижения людей в городе.
В связи с низкой скоростью сообщения и недостаточным комфортом подвижного состава общественного транспорта (троллейбусов, автобусов и трамваев) предпочтение всё больше отдаётся личному транспорту, что приводит к избыточному количеству автомобилей на улицах городов. Большинство европейских стран уже давно столкнулись с проблемой высокой автомобилезации городов, ведущей к увеличению выбросов в атмосферу, а также снижению уровня безопасности движения на городских улицах, пробкам и непродуктивному использованию свободного времени жителями.
Ниже рассмотрены существующие подходы к оценке уровня развития транспортной инфраструктуры городов в рамках концепции «комфортной городской среды».
В качестве обобщающего показателя широко используется такой показатель как «транспортная доступность», позволяющий охарактеризовать территорию и уровень ее насыщения транспорт-
х
X
о
го А
с.
X
го т
о
2 О
м
сч
0 сч
сч
01
о ш Ш X
<
m о х
X
ными коммуникациями, а также корректность построения городской транспортной сети и её адаптация к изменениям в городе.
Характеризуя транспортную доступность, важно учитывать и такие показатели как пропускная способность городской сети и средняя скорость потока, что в совокупности характеризует нагрузку на городскую улично-дорожную сеть.
Снижение показателя средней скорости движения является одной из основных проблем, влияющих на организацию дорожного движения. Применяются различные методы для устранения этой проблемы, наиболее эффективным методом является формирование мультимодальной транспортной системы, которая позволит организовать городское пространство с учётом основных запросов и потребности населения в комфортности использования доступных видов транспорта, как внутри жилых районов, так и при осуществлении передвижения в центре городе, пригородах и между городами.
Для оценки качества жизни людей применяются различного рода индикаторы качества жизни (ИКЧ), основанные на оценке качества городской среды. Процесс управления социально-экономическим развитием мегаполисов тесно связан с показателями (индикаторами) качества жизни населения.
В настоящее время разработано большое количество методик оценки состояния городской среды, позволяющих с различной степенью точности получить количественную и качественную оценку как городской среды в целом, так и отдельных ее составляющих. К таким наиболее известным методикам относятся:
1. Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (ГИПГ).
Разработан Российским союзом инженеров для Госстроя РФ в 2012 г. по поручению Председателя Правительства РФ от 20 марта 2012 г. № ВП-П9-1581 в целях формирования общей картины, отражающей относительный уровень развития городов. Состоит из 13 показателей по различным направлениям, включая транспортную инфраструктуру. Данные для составления рейтинга брались из Федеральной службы государственной статистики, а также предоставлялись государственными структурами и собирались из официальных источников, обеспечивающих объективность оценок.
2. Национальный стандарт российской федерации ГОСТ Р ИСО 37120-2021 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни».
В составе стандарта перечислены методики, задача которых состоит в обеспечении полноценного подхода к развитию и жизнеспособности населения. Такой набор стандартизированных по-
казателей формирует единый подход к определению того, что необходимо измерять и как проводить измерения [1].
3. Распоряжение правительства РФ от 23.03.2019 №510-р "Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды" [3].
Предлагаемый метод расчета привлекательности городов заключается в использовании методики оценки качества, идея которой подобна ква-лиметрии, при которой используются несколько подходов к количественной оценке качества.
Главным показателем, отражающим состояние городской среды в целом, является «индекс качества городской среды». Говоря об индексе качества, имеется в виду официальная оценка текущего состояния того или иного города (территории), полученная путём расчёта индикаторов, информация о состоянии которых содержатся в следующих источниках: государственные информационные системы, официальная статистическая информация, информация из открытых источников.
Методика формирования индекса качества городской среды включает в себя 36 индикаторов, отражающих показатели по всем сферам городской среды, включая и транспортную составляющую.
Среди индикаторов, в первую очередь влияющих на безопасность в сфере транспорта и мобильность пассажирского потока, необходимо обратить внимание на следующие индикаторы:
• Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях
Л
дтгде
Д; - количество погибших в ДТП
N - численность населения
Показатель характеризует безопасность улично-дорожной сети города. Источником данных для данного индикатора является база МВД России и Росстат.
• Загруженность дорог
В качестве расчёта принимается медианное значение загрузки дорог в течение 4-х месяцев года (февраль, апрель, июль, ноябрь).
Данный индикатор характеризует наличие транспортных проблем при передвижении в городе и свидетельствует о наличии постоянных источников выбросов вредных веществ в атмосферу и общего загрязнения города. Уменьшение числа дорожных заторов значительно улучшает экологию города, в частности состояние атмосферы вдоль дорог. Источником данных для данного индикатора является ГЛОНАСС и GPS.
• Доступность остановок общественного транспорта
N + N N
,где
^мкДот, ^ижс_от - число жителей многоквартирных домов индивидуальных домов, проживающих на расстоянии кратчайшего пешеходного пути от остановок наземного общественного транспорта (500м и 800м соответственно).
Данный индикатор отражает комфорт общегородского пространства. Развитый общественный транспорт является необходимым элементом современного города, позволяет жителям отказаться от личных автомобилей и при этом комфортно и быстро перемещаться по городу. Источником данных для данного индикатора являются поисково-информационные картографические системы.
• Индекс пешеходной доступности
В качестве расчёта для каждого жилого дома рассчитывается среднее значение величин, полученных по результатам расчета отношения длины кратчайшего пешеходного маршрута к длине предельного маршрута до точек притяжения в пределах 800-метровой зоны с учетом топологии улично-дорожной сети, далее вычисляется среднее значение для всего города.
Данный индикатор оценивает степень пешеходной доступности от жилых домов до объектов инфраструктуры, учитывая сложность геометрии улично-дорожной сети, наличие пешеходных переходов и тротуаров за 10 минут от каждого здания кратчайшим путем по улично-дорожной сети. Источником данных для данного индикатора являются поисково-информационные картографические системы.
• Количество дорожно-транспортных происшествий в городе
ЕгДг — где
Дг - количество дорожно-транспортных происшествий в городе
N - численность населения
Данный индикатор определяет общий уровень угрозы для жизни и здоровья людей в связи с разного рода рисками, вызванными несовершенством его инфраструктуры. Источником данных для данного индикатора является МВД РФ и Росстат.
Таким образом, на основании расчетов значений каждого из индикаторов составляется общий показатель - индекс уровня комфортности городской среды.
4. Методический подход - интегральная оценка качества городской среды (ИКГС).
Этот подход считается более совершенным, поскольку в его основе лежит использование интегрального показателя городской среды, суть которого заключается в отражении взаимосвязи всех имеющихся уровней социально-экономического пространства города.
При оценке комфортности городской среды важно оценить такую ее составляющую как экологическую составляющую, в формировании которой транспорт играет значительную роль.
На текущий момент в качестве критерия экологической безопасности объектов городского транспортного строительства используется показатель биосферной совместимости. Этот показатель учитывает соотношение между параметрами биосферы и техносферы.
Итоговая совокупная оценка транспортного загрязнения является результатом расчёта коэффициента, который показывает отношение суммы значений уровня к сумме предельно допустимых концентраций (ПДК) по всем загрязняющим веществам. Значения показателя биосферной совместимости варьируется в интервале от 0 до 1. Если данный показатель близок к значению «1», то делается вывод о высоком качестве обеспечения состояния биосферной совместимости территории, а также прогрессивный характер развития. Приближение показателя к значению «0» говорит о регрессивном развитии.
Помимо оценки загрязнения городской среды существует показатель оценки шумового воздействия городского транспорта и транспортной инфраструктуры. Уровень шума транспортного потока зависит от интенсивности движения, состава потока и от его структуры (прежде всего - доли грузовых автомобилей) [5].
Помимо всех вышеуказанных методик и способов оценки транспортной составляющей городской среды, стоит отметить исследования компании McKinsey & Company в области транспорта крупнейших городов мира, результаты которых были представлены в июне 2018 года. В рамках опубликованного отчёта «Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха» представлены результаты комплексного исследования транспортных систем в 24 городах мира и их сравнения по пяти группам показателей (физическая и финансовая доступность, эффективность, удобство и безопасность) напрямую влияющих на жизнь миллионов людей [9].
Используемый при сравнении методический подход включает следующие группы показателей:
• Физическая доступность.
Показатель физической доступности включает в себя несколько составляющих, затрагивающих рельсовый транспорт, улично-дорожную сеть, транспорт совместного использования, а также внешнюю связанность видов городского транспорта. Оценка осуществляется по следующим показателям:
- доля населения, проживающего на расстоянии менее одного километра от станции метро или пригородного железнодорожного сообщения;
- индекс качества улично-дорожной сети;
- индекс связанности пешеходной инфраструктуры, отражающий протяженность пешеходного маршрута из точки A в точку B по сравнению с расстоянием по прямой;
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м
сч
0 сч
сч
01
о ш m
X
<
m О X X
- количество направлений регулярного авиасообщения из городских аэропортов.
• Финансовая доступность.
Группа показателей финансовой доступности состоит из показателей, характеризующих возможности использования как общественного транспорта, так и личного. По общественному транспорту определяют:
- отношение стоимости месячного проездного на общественный транспорт к среднему размеру доходов населения;
- доля перевозок льготных категорий пассажиров.
• Эффективность.
Показатели эффективности в основном отражают временные и скоростные характеристики при пользовании транспортом в городе:
- средняя эффективная скорость перемещения на общественном транспорте в утренний час пик;
- среднее время ожидания наземного транспорта;
- доля выделенных полос для движения общественного транспорта в общей протяженности улично-дорожной сети.
• Удобство.
Группа показателей удобства является ключевой при анализе транспортной составляющей комфорта городской среды, поскольку она отражает базисные показатели комфорта в совокупности. Показатели этой группы включают:
- средний возраст автобусов и подвижного состава метрополитена, лет;
- график работы автобусов и метрополитена, количество рабочих часов в неделю;
- доля автобусов и станций метрополитена, доступных для маломобильных граждан;
- использование единой системы оплаты проезда на нескольких видах транспорта;
- интеграция системы оплаты с мобильными устройствами и банковскими картами;
- наличие сетей Wi-Fi в вагонах и на станциях метро, в автобусах и на остановках наземного транспорта;
- доступность информации о движении общественного транспорта в режиме реального времени;
- среднее расстояние от станции метро до трех ближайших остановок наземного транспорта;
- среднее время пересадки с одного вида общественного транспорта на другой;
- наличие единой системы транспортной навигации.
• Безопасность.
Показатели безопасности и устойчивого развития учитывают как человеческие факторы, связанные с соблюдением правил дорожного движения, так и экологические факторы городской среды, среди которых:
- число погибших в результате ДТП на дорогах общего пользования на 1 млн. человек в год (с учётом ДТП на общественном транспорте и без него);
- индекс исполнения правил безопасности (является одним из показателей Safe Cities Index, публикуемого The Economist Intelligence Unit);
- действующие стандарты дизельного и бензинового топлива;
- средний возраст автомобилей на дорогах;
- доля электромобилей в общем объеме продаж автомобилей.
Таким образом, рассматривая транспортную составляющую городской комфортной среды, очевидным становится зависимость итогового показателя от значительного количества разнообразных и зачастую разнонаправленных факторов, определяющими среди которых являются: повышение доступности и качества услуг наземного пассажирского транспорта; развитие сети метрополитена; повышение качества содержания автомобильных дорог, пешеходных зон и иных объектов благоустройства; обеспечение создания и развития пар-ковочного пространства; обеспечения безопасности пассажиров на всех видах транспорта; поддержание в нормативном состоянии и модернизация объектов улично-дорожной сети.
Как уже отмечалось, тенденцией последних десятилетий при формировании транспортной составляющей комфортной городской среды становится увеличение доли электротранспорта, в частности использование электробусов.
Эксплуатация электробусов в черте города позволяет воздействовать сразу на три составляющих комфорта городской среды: комфорт, безопасность и экологию:
-интеграция электробусов в систему MaaS, а также оптимизация маршрутов путём внедрения станций подзарядки на необходимом расстоянии друг от друга позволят повысить качество использования предоставляемых транспортных услуг;
-удобство новых маршрутов стимулирует жителей к отказу от личного транспорта в пользу использования пассажирского транспорта общего пользования в черте города;
-полная замена подвижного состава с бензиновыми и дизельными двигателями позволит значительно снизить количество токсичных выбросов в атмосферу и существенно оздоровить экологию городов.
Перечисленные выше аргументы в пользу массового использования электробусов находят все больше сторонников.
В связи с этим, целесообразно дополнить существующие методики оценки комфортной городской среды новым индикатором, отражающим долю электробусов в общем парке наземного городского транспорта.
Расчёт данного индикатора предлагается проводить следующим образом:
Nt,
-,где
- количество электробусов, находящихся в эксплуатации на городских маршрутах;
Nnc - общее количество транспортных средств, находящихся в эксплуатации на городских маршрутах.
Таким образом, при добавлении нового индикатора, общий расчёт индекса комфорта городской среды будет учитывать и обновление пассажирского наземного городского транспорта, который оказывает прямое влияние на все составляющие жизни города. Это позволит более адекватно оценивать формирование комфортной городской среды, а также стимулировать транспортные предприятия (государственные и бюджетные) использовать электробусы в качестве основного вида наземного городского пассажирского транспорта.
Как было отмечено ранее, центр города является наиболее загруженной территорией, внутри которой средняя скорость движения снижается в разы по сравнению со скоростью движения по кольцевым городским маршрутам и за городом. Существуют разные подходы к решению этой проблемы от платного въезда до полного запрета на въезд для личных автомобилей. Каждая страна и каждый город решает эту задачу исходя из своих особенностей, но общей тенденцией, на наш взгляд, является приоритетное развитие городского общественного транспорта.
Проведенное исследование показало, что комфортность современной городской среды невозможна без адекватного развития ее транспортной составляющей, а разработка научно-методического инструментария по учету и комплексной оценке этого влияния остается актуальной научной и практической задачей.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 37120-2020 Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни; введен с 2021-08-01; Москва, Стан-дартинформ, 2021 [Электронный ресурс]. URL https://docs.cntd.ru/document/1200174970 (дата обращения: 10.12.2021).
2. Национальный проект «Жилье и городская среда» [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhNye-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 15.01.2021).
3. Распоряжение правительства РФ от 23.03.2019 №510-р "Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды" (с изменениями на 30 декабря 2020 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/553937399 (дата обращения: 15.01.2021).
4. Приказ Минрегиона России от 09.09.2013 N 371 "Об утверждении Методики оценки качества
городской среды проживания" [Электронный ресурс] URL: https://energy.midural.rU/images/Upload/2017/101/P R_MINReg_09.09.2013_371.pdf (дата обращения 15.01.2021)
5. Васильева В.В. Оценка воздействия автотранспортных потоков на акустическую среду городской территории: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10. - Орел, 2008. - 141с.
6. Ганченко Д.Н., Тарзанова Ю.А. Комфортная городская среда: инновация или трансформация термина [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-gorodskaya-sreda-innovatsiya-ili-transformatsiya-termina/viewer (дата обращения: 20.11.2021)
7.Зазуля В.С Общественные пространства как основной ресурс развития современного мегаполиса / Материалы международной научно-практической конференции. - Москва: Московский архитектурный институт (государственная академия), 2018. - с.178-180.
8. Ильина И.Н. Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-gorodskoy-sredy-kak-faktor-ustoychivogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy/viewer (дата обращения: 10.04.2021).
9. Кнупфер Ш., Покотило В., Вотцель Д. Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха // Официальный сайт компании McKinsey &Company [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mckinsey.eom/ru/~/media/McKinsey/Busi ness%20Functions/Sustainability/0ur%20Insights/El ements%20of%20success%20Urban%20transportati on%20systems%20of%2024%20global%20cities/Urb an-transportation-systems_rus_e-version.ashx (дата обращения: 20.11.2021).
10. Сергеева О. Е., Лазарева Е. Н Комфортная городская среда как определяющий фактор развития мегаполисов [Электронный ресурс] - URL: https://spb.ranepa.ru/images/nauka/UK_DOI/11_18/ Sergeeva_11_18.pdf (дата обращения: 20.03.2021).
11. Шелейкова Н.И. Как можно лучше понять человека и общество на основе «Спектральной логики» // В.П. Грибашёва. Сборник статей и аналитических материалов. - СПб. : Алетейя, 2013. -254с. [Электронный ресурс] URL: https://kprf.ru/narod/173517 (дата обращения: 12.11.2021).
Transport component of a comfortable urban environment Bogdanova T.V., Evdokimov K.A.
State University of Management, JSC " Central Suburban Passenger
Company" JEL classification: L61, L74, R53
The article is devoted to the study of scientific and methodological approaches to the issues of a comfortable urban environment. The characteristic features of megacities, the very concept of "comfortable urban environment", the components of the urban environment that determine its comfort for residents of megacities are considered. The
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м
urban environment is a multi-aspect concept that has both an objective assessment and a subjective perception by residents. For an objective assessment of the state of the urban environment, a system of indicators of the quality of life, international and national standards, as well as methods developed on their basis for assessing the quality of the urban living environment are used. The authors presented the results of a comparative analysis of the methods used to assess the quality of the urban environment. They identified the main factors that form a comfortable urban environment: environmental, social, aesthetic. The content of each group of factors is considered. Transport is an important component of a comfortable urban environment and it affects all comfort factors. In the final part of the article, the authors considered scientific and methodological approaches to assessing the transport component of a comfortable urban environment.
Keywords/ urban transport, comfortable urban environment, assessment methods.
References
1.GOST R ISO 37120-2020 Sustainable community development. Indicators of urban services and quality of life; introduced with 2021-08-01; Moscow, Standartinform, 2021 [Electronic resource]. URL https://docs.cntd.ru/document/1200174970 (date of application: 10.12.2021).
2. National project « Housing and urban environment » [Electronic resource].
URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (date of application: 15.01.2021).
3. Government Decree RF ot 23.03.2019 №510-p " On the approval of the
Methodology for the formation of the Urban Environment Quality Index " (as amended on December 30, 2020) [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/553937399 (date of application: 15.01.2021).
4. Order Ministry of Regional Development of Russia 09.09.2013 N 371 " On
approval of the Methodology for assessing the quality of the urban living environment On approval of the Methodology for assessing the quality of the urban living environment " [Electronic resource] URL: https://energy.midural.ru/images/Upload/2017/101/PR_MINReg_09.09.
2013_371 .pdf (date of application 15.01.2021).
5.Vasilyeva V.V. Assessment of the impact of traffic flows on the acoustic environment of the urban area: diss.... of the Cand. of Techn. Sciences: 05.22.10. - Orel, 2008. - 141c.
6.Gancenko D.N., Tarzanova U.A. Comfortable urban environment: innovation or transformation of the term [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-gorodskaya-sreda-innovatsiya-ili-transformatsiya-termina/viewer (date of application: 20.11.2021)
7.Zazylua V.S Public spaces as the main resource for the development of a modern metropolis / Materials of the international scientific and practical conference. - Moscow: Moscow Architectural Institute (state academy), 2018. - c.178-180.
8.Ilyana I.N. The quality of the urban environment as a factor of sustainable development of municipalities [Electronic resource] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-gorodskoy-sredy-kak-faktor-ustoychivogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy/viewer (date of application: 10.04.2021).
9.Knypfer C., Pokotilo V., Votcel D. Transport systems of 24 cities of the world: components of success // Official website of the company McKinsey &Company [Electronic resource]. - URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Business%20Function s/Sustainability/Our%20Insights/Elements%20of%20success%20Urban %20transportation%20systems%20of%2024%20global%20cities/Urban -transportation-systems_rus_e-version.ashx (date of application: 20.11.2021).
10.Sergeeva O.E., Lazareva E.N Comfortable urban environment as a determining factor in the development of megacities [Electronic resource] - URL:
https://spb.ranepa.ru/images/nauka/UK_DOI/11_18/Sergeeva_11_18.p df (date of application: 20.03.2021).
11.Cheleukova N.I. How can one better understand a person and society on the basis of "Spectral Logic" // V.P. Gribacheva. Collection of articles and analytical materials. - SPb. : Aleteuya, 2013. - 254c. [Electronic resource] URL: https://kprf.ru/narod/173517 (date of application: 12.11.2021).
cs
0 cs
cs
01
o m m
X
<
m o x
X