Научная статья на тему 'ВКЛАД ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРМОСТАБИЛИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА В СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С УЧЁТОМ ЭКОУРБАНИСТИКИ'

ВКЛАД ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРМОСТАБИЛИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА В СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С УЧЁТОМ ЭКОУРБАНИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОУРБАНИСТИКА / ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ЕЗДОВОГО ПОЛОТНА / НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ГЕОТЕРМАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ / ТЕРМОСТАБИЛИЗАЦИЯ / НДТ / ИНДЕКС КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ESG

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Костенко С.А., Пискунов А.А., Фёдорова Е.В., Королёв И.В.

В работе рассматривается влияние разработанной системы энергоэффективной термостабилизaции дорожной одежды ездового полотна путем использования низкотемпературной геотермальной энергии с применением тепловых насосов на повышение Индекса качества городской среды (Распоряжение Правительства РФ №510-р от 23.03.2019 Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды). Оценены достоинства и недостатки альтернативного зарубежного опыта применения силкоутинга. Проанализированы мировые подходы к оценкам комфортности городской среды, которые могут быть произведены по различным методикам. В рамках практического применения экоурбанистических подходов в соответствии с нормативными документами РФ приведены оценочные результаты роста индекса качества городской среды при использовании разработанных решений и оценён синергический вклад изменённых индикаторов для общественных пространств «улично-дорожная сеть» и «озеленённое пространство», связанных с экологическими критериями. Сделаны предложения по возможным местам старта пилотных проектов в Москве. Настоящая работа посвящена исследованию практической применимости технологии термостабилизации в рамках внедрения принципов «Наилучших доступных технологий» в соответствии с ГОСТ Р 56828.15-2016 и соответствует современной концепции ESG-инвестирования. Результаты, представленные в данной статье, являются неотъемлемой частью диссертационного исследования “Разработка новых технологических решений одежды ездового полотна на транспортных развязках” Костенко С.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Костенко С.А., Пискунов А.А., Фёдорова Е.В., Королёв И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF ENERGY-EFFICIENT THERMAL STABILIZATION OF THE ROADWAY TO THE CREATION OF A COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT, TAKING INTO ACCOUNT ECO-URBANISM

The paper examines the impact on the Urban Environment Quality Index improvement (Order of the Government of the Russian Federation No. 510-r dated 03.23.2019 On the approval of the methodology for the formation of the urban environment quality index) of the developed energy-efficient thermal stabilization system with geothermal energy using heat pumps within the framework of modern BAT and ESG concepts. The advantages and disadvantages of alternative foreign experience in using seal-coating are evaluated. The world approaches to assessments of the urban environment comfort, which can be produced using various methods, are analyzed. As part of the practical application of eco-urban approaches in accordance with the regulatory documents of the Russian Federation, the estimated results of the urban environment quality index growth when using the developed solutions are presented and the synergistic contribution of the modified indicators for public spaces "road network" and "green space" related to environmental criteria is assessed. Suggestions have been made on possible locations for the pilot projects start in Moscow. This work is devoted to the study of the thermal stabilization technology practical applicability in the framework of the "Best available technologies" principles implementation in accordance with GOST R 56828.15-2016 and modern ESG-investment concepts. The results presented in this article are an integral part of the dissertation research "Development of new technological solutions for the riding clothing at traffic intersections" of Kostenko S.А.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРМОСТАБИЛИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА В СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С УЧЁТОМ ЭКОУРБАНИСТИКИ»

Вклад энергоэффективной термостабилизации дорожного

I V V ■■

полотна в создание комфортной городской среды с учетом экоурбанистики

сч о сч

о ш т

X

<

т о х

X

Костенко Сергей Александрович

аспирант кафедры «Мосты и тоннели», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», skostenko1973@mail.ru

Пискунов Александр Алексеевич

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мосты и тоннели», ФГаОу ВО «Российский университет транспорта», a.piskunov52@mail.ru

Фёдорова Елена Викторовна

кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Инженерная экология и охрана труда», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», fedorovayv@mpei.ru

Королёв Илья Викторович

кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерная экология и охрана труда», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», koroleviv@mpei.ru

В работе рассматривается влияние разработанной системы энергоэффективной термостабилизaции дорожной одежды ездового полотна путем использования низкотемпературной геотермальной энергии с применением тепловых насосов на повышение Индекса качества городской среды (Распоряжение Правительства РФ №510-р от 23.03.2019 Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды). Оценены достоинства и недостатки альтернативного зарубежного опыта применения силкоутинга. Проанализированы мировые подходы к оценкам комфортности городской среды, которые могут быть произведены по различным методикам. В рамках практического применения экоурбанистических подходов в соответствии с нормативными документами РФ приведены оценочные результаты роста индекса качества городской среды при использовании разработанных решений и оценён синергический вклад изменённых индикаторов для общественных пространств «улично-дорожная сеть» и «озеленённое пространство», связанных с экологическими критериями. Сделаны предложения по возможным местам старта пилотных проектов в Москве.

Настоящая работа посвящена исследованию практической применимости технологии термостабилизации в рамках внедрения принципов «Наилучших доступных технологий» в соответствии с ГОСТ Р 56828.15-2016 и соответствует современной концепции ESG-инвестирования.

Результаты, представленные в данной статье, являются неотъемлемой частью диссертационного исследования "Разработка новых технологических решений одежды ездового полотна на транспортных развязках" Костенко С.А.

Ключевые слова: Экоурбанистика, дорожная одежда ездового полотна, низкотемпературная геотермальная энергия, термостабилизация, НДТ, индекс качества городской среды, ESG.

В настоящее время особое значение для развития города и его инфраструктуры приобретает формирование комфортной городской среды, что обусловливает необходимость модернизации и благоустройства городского пространства в целом. Актуальность исследования определяется тем, что комфортная городская среда, особенно в крупных мегаполисах, предопределяет темп развития не только самого города, но и всего прилегающего региона.

Мегаполис изменяет все компоненты природной среды - атмосферный воздух, почву, растительность, поверхностные и подземные воды, уровень природной инсоляции. С точки зрения биоценоза изменяются природные естественные биологические ритмы функционирования человека как элемента ноосферы. С одной стороны, город - это место работы людей, с другой - это комфорт, облегчение быта, расширенность коммуникаций, большой выбор и доступность удовлетворения разнообразных потребностей, то есть максимум удобств, именуемых «качеством жизни». Но вместе с этим из всех потребностей человека в городе не удовлетворяются самые важные: это потребности в чистом воздухе и чистой воде, тишине, первичных продуктах питания.

Особенно остро проблема стоит в крупных промышленных городах (рисунок 1).

Рисунок 1. Нижний Тагил, Россия

Биоурбанистика - направление в архитектуре ХХ века, для которого свойственно проектирование сооружений, открывающих новые свойства природных материалов и вовлечённых в ландшафт городской среды. Городская среда при этом сама понимается как естественный ландшафт, который следует пополнить предметами дизайна и архитектуры [1]. Биоурбанистика разрабатывает и внедряет новые условия существования, удаляя

из городского пространства всё, что является инородным для естественной среды.

В 2010 году профессор Мостафави вместе с группой соавторов издал книгу «Экологический урбанизм», в которой объясняются актуальность, достоинства и недостатки нового направления. Эко-урбанистика - это раздел экологии, который занимается анализом и поиском решений экологических проблем современных городов [2].

Из сказанного следует, что целью экоурбани-стов становится проектирование городских систем таким образом, чтобы жизнь горожан наносила, с одной стороны, наименьший ущерб природе, а с другой - была максимально комфортной.

В мире предлагаются различные решения в области экоурбанистики, которые наиболее широко применяются в Канаде, США, Франции, Норвегии, Японии.

«Зелёные стены» Парижа, являющиеся примером «вертикального озеленения», - это не только элегантное украшение, но и решение проблем с шумоизоляцией, чистотой и фитонасыщенностью воздуха, локальным уровнем влажности, с общим психоэмоциональным состоянием находящихся внутри и около здания людей (рисунок 2). Так, по мнению ряда экспертов [3], любое улучшение комфортности городской среды является «естественным антидепрессантом», повышающим стрессо-устойчивость населения крупных городов.

лены на поддержание работоспособного состояния и сохранение асфальта, а также для уменьшения эмиссии общетоксичных компонентов битумов при повышенных температурах (рисунок 3).

Рисунок 2. Музей на набережной Бранли (Париж, Франция) (слева) и здание ACROS (Фукуока, Япония) (справа)

Любой город требует развитой сети дорог и транспортных коммуникаций, что приводит к высокому отношению площади асфальтовых покрытий к общей площади городских земель. При всех положительных сторонах применения асфальтобетонов в качестве дорожных одежд, следует помнить, что входящие в их состав битумы и органические присадки являются опасными (в том числе и канцерогенно-провоцирующими) экотоксикантами [4], что наиболее интенсивно проявляется при повышенных температурах окружающего воздуха и при проведении ремонтно-восстановительных работ.

В настоящее время предлагается технология нанесения на асфальтобетон поверхностных защитных покрытий - т.н. силкоутинг (от англ. Seal -герметик, Coating - покрытие) [5,6]. Силкоутингом называют комплекс мероприятий, которые направ-

Рисунок 3. Силкоутинг на асфальтовом покрытии в Лос-Анжелесе (слева) и Катаре (справа)

Производителями позиционируются следующие преимущества силкоутинга:

• снижение температур эксплуатации дорожных покрытий до комфортных диапазонов;

• герметизация поверхности и защита от появления трещин;

• защита дорожного покрытия от агрессивных сред, ультрафиолета;

• повышение олеофобности и гидрофобности покрытия;

• защита от химических реагентов и воздействия солей;

• улучшение показателей морозостойкости, водостойкости и прочности асфальта;

• увеличение сцепления, повышение безопасности движения;

• повышенная устойчивость к любым видам механической уборки.

Однако технология предварительной подготовки поверхности асфальта требует исключительной тщательности и скрупулезности. К тому же стоимость самого покрытия достаточно высока (до $10.000 за м3).

Исследования показывают, что сами по себе герметики вносят значительный вклад в повышение уровней полициклических ароматических углеводородов в ручьях и руслах рек [7].

Опыт эксплуатации таких покрытий показал, что они малопригодны для дорог с тяжёлыми условиями эксплуатации, не снимают необходимости применения в зимнее время противогололедных реагентов, то есть не уменьшают их вредное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, можно констатировать, что силкоутинг выполняет больше декоративно-защитные функции для придомовых дорожек или дорожных пространств в урбанистических зонах премиального класса.

Применение противогололедных реагентов в зимний период также заметно ухудшает экологи-

х

X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

сч о сч

о ш Ш X

<

m о х

X

ческую обстановку в мегаполисах, так как использование коррозионно-нейтральных аммиачных солей приводит к активизации почвенных нитрифицирующих бактерий и ведёт к деградации верхних плодородных слоёв грунта и образованию в рекреационных зонах городов токсичных нитритов и нитратов [8]. Также применение реагентов угнетает рост и нормальное функционирование зелёных насаждений, приводя к ухудшению поглотительно-регенерационных и кислородо-генерирующих свойств ландшафтных растенийдо 15-60% [9,10].

Для решения рассмотренных проблем перспективным представляется применение энергоэффективной низкотемпературной геотермальной термостабилизации дорожного полотна на основе переноса низко-потенциального подпочвенного тепла на поверхность с использованием тепловых насосов [11].

На базе научно-исследовательской лаборатории ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (РУТ(МИИТ))», коллективом авторов кафедры «Мосты и тоннели» разработана экспериментальная модель одежды ездового полотна и управляющая процессом термостабилизации установка. Настоящая модель вместе с модификациями управляющей установки использовалась для экспериментов как с нагревом асфальтового покрытия в зимний период, так и с охлаждением -в летний. Экспериментальные результаты продемонстрировали высокую эффективность предложенной методики, возможность её практического применения и хорошую коррелятивность числового моделирования [12,13].

Практическое применение предлагаемой технологии на критически важных участках дорог (мостах, эстакадах, перекрёстках и т.п.) позволяет отказаться от использования противоголедных реагентов, повышая общую безопасность движения в зимний период, и существенно увеличивает межремонтные интервалы, препятствуя образованию колейности в летнее время.

Индекс лучшей жизни (The OECD Better Life Index) - комплексное исследование, которое измеряет достижения стран мира с точки зрения благополучия их населения. Выпускается с 2011 года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development (OECD)). Цель проекта - изучение общественного благополучия и его развитие в глобальном масштабе [14].

Ниже для сравнения приведены уровни благосостояния в разных странах по 11 аспектам, из которых выбраны такие показатели качества жизни, как экология, жилищные условия и здоровье населения (рисунок 4) [15].

Из гистограммы видно, что все элементы с высокой степенью корреляции тесно связаны между собой. Улучшение окружающей среды и жилищ-

ных условий напрямую влияет на здоровье человека. Безопасные и здоровые условия мест проживания и городской среды являются одним из основных требований в любом обществе.

Рисунок 4. Показатели экологии, жилищных условий и здоровья населения для различных стран.

Понятие «комфортная окружающая среда» прежде всего, означает, что в современном мире жители многих стран стали более требовательны к пространству, которое их окружает. Оценка комфортности городской среды может быть произведена по различным методикам. В мире существуют более 200 различных индексов и рейтингов городов. Индекс лучшей жизни (Better Life Index) оценивает страны в целом. Несколько инструмен-тариев посвящены городам: Инициатива благополучия городов (City Prosperity Initiative), Индекс глобальных городов (Global Cities Index), Рейтинг качества жизни в городах мира (Quality of Living Rankings), а также Глобальный индекс комфорта проживания (Global Liveability Index).

В России «Индекс качества городской среды» -это инструмент мониторинга состояния среды в 1114 городах страны. Он был разработан Минстроем РФ, чтобы оценивать динамику изменений уровня городской жизни.

В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и национального проекта "Жилье и городская среда" поставлена задача - улучшить комфортность городской среды и повысить индекс ее качества к 2024 году на 30 процентов (Минстрой РФ. Приказ №162/пр. от 18.03.2019 Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»).

В соответствии этими рекомендациями с целью создания комфортной городской среды необходимо решать задачи, среди которых особо выделены: «проведение активной политики природо-

сбережения на основе внедрения научных и инженерно-технических достижений...» и «применение энергосберегающих и экологически чистых технологий и материалов.».

В целях практической реализации проекта вводится Стандарт комплексного развития территорий - методическое руководство по развитию застроенных и освоению новых территорий. Документ определяет основные подходы в том числе к обустройству территорий жилой и многофункциональной застройки. Методика разработана Минстроем РФ по поручению Правительства РФ в 2016-2019 годах. Рекомендации, содержащиеся в стандарте, разработаны с учётом ведущих международных урбанистических практик и основываются на принципах сохранения идентичности российских городов [16].

Индекс качества городской среды (Распоряжение Правительства РФ №510-р от 23.03.2019 Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды) оценивает шесть типов городских пространств: жильё, озеленённые пространства, общественно-деловая инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура, улично-до-рожная сеть и общегородское пространство. Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды и эффективность управления. На пересечении каждого типа пространства и критерия строится индикатор. Каждый из индикаторов оценивается по десятибалльной шкале. Городская среда может быть признана благоприятной, если город наберёт 50% и больше от максимально возможной оценки, которая составляет 360 баллов (6x6^10). Суть методики в том, чтобы уйти от субъективности и, формализовав, перевести восприятие городской среды в численно измеряемые критерии.

Москва в 2019 году набрала максимальный балл - 283, в 2020 - 288. На рисунке 5 представлены итоговые показатели по 6 пространствам городской среды [17].

. 45 ) \ баллов Ж ^---' 1 47 } % баллов Ж ^---' * балла Ж

Жилье и прилегающие пространства Улично-дорожиая сеть Озелененные пространства

( 1 балл Ж ( 50 ) % баллов Ж % балла Ж

Общественно-деловая инфраструктура Социально-досуговая инфраструктура Общегородское пространство и прилегающие пространства и прилегающие пространства Рисунок 5. Критерии оценки пространств городской среды в

Москве в 2020 году

Применение энергоэффективной низкотемпературной геотермальной термостабилизации дорожного полотна в городской среде будет оказывать влияние (как непосредственное, так и опосредованное) на следующие индикаторы и соответствующие им критерии:

1. Критерий «Улично-дорожная сеть»:

• индикатор №7 характеризует долю погибших в ДТП в той части, которая связана с опасным состоянием дорог, в том числе, при гололедах;

• индикатор №8 характеризует качество улично-дорожной сети, её удобство для транспорта и пешеходов;

• индикатор №9 характеризует наличие транспортных проблем при передвижении в городе. Уменьшение числа дорожных заторов значительно улучшает экологию города, в частности состояние атмосферы вдоль дорог;

• показатель №12.3 индикатора №12 характеризует адаптированность общественных территорий (парков, скверов, бульваров, пляжей, набережных, причалов, пешеходных дорожек, пешеходных зон) для беспрепятственного передвижения инвалидов и иных маломобильных групп населения и получения ими необходимых услуг.

2. Критерий «Озелененных пространств»:

• индикатор №15 характеризует биопродуктивность зелёных насаждений как прямое следствие всего состояния природной среды, непосредственно связанной с состоянием атмосферы, уровнем загрязнения почв и поверхностных вод в городе;

• индикатор №16 характеризует привлекательность озеленённых территорий для граждан города.

3. Критерий «Общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства»:

• индикатор №21 характеризует чистоту городского пространства. Более высокая производительность работ в более короткие сроки сокращает количество пыли, снега (как чистого, так и загрязнённого продуктами переработки топлива автомашин) и мусора на территориях.

4. Критерий «Социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства»:

• индикатор №25 характеризует качество и безопасность городской инфраструктуры для посещения объектов здравоохранения и образования, культуры и спорта.

Порядок сбора и источники информации регламентируются Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ш24/пр. от 16.10.2019 «О мерах по обеспечению корректного формирования индекса качества городской среды».

Данные по перечисленным индикаторам, единицам измерения базовых показателей, источни-

х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

кам данных и перекрёстному влиянию преобразований на другие индикаторы [18] представлены в таблице 1.

Таблица 1

сч о сч

О Ш Ш X

<

m о х

X

Индикатор Единицы измерения базовых показателей Источник данных и (или) метод сбора информации

7 человек МВД России, Росстат

НОИН в В00 □ В J00

8 км Минстрой России

□НИЕ | И

9 баллов ГЛОНАСС, GPS

В ВВ0 0 в В00 0 В ВВ !0 0

12,3 единиц Минстрой России

Ш 0Ш00В 0 0

0 000HL BL.00 _0 _..0

15 единиц, кв.км данные дистанционного зондирования земли, географическая информационная система

EID ВВ В 0 0

16 единиц, кв.км социальные сети, географическая информационная система

г;: ;□□□□[ е 00ВВВВЕШ

0 0 00I 0

21 тыс. кв.м Минстрой России

И IB00 100Г 0 :г IHL z

25 единиц, км поисково-информационные картографические системы, географическая информационная система

в Ö0BB 01 В0 0

В рамках настоящей работы наибольший интерес представило рассмотрение тенденций влияния внутригородского применения термостабилизации дорожного полотна на такие критерии как улично-дорожная сеть (непосредственно), озеленённые пространства (опосредованно) и, соответственно, на интегральный индекс качества городской среды.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2019 года N 2625-р. Пороговое значение вычисляемого шага 1 балла (Xn), которое рассчитывается как разница между максимальным значением в массиве данных и минимальным значением в массиве данных, разделённая на количество шагов условной шкалы, и определяется по формуле:

XN = Min + (N х (Max - Min)/(А - 1)) (1) где: Min - минимальное значение в массиве данных; N - порядковый номер шага шкалы; Мах -

максимальное значение в массиве данных; А - количество баллов, являющееся максимально возможным для соответствующего индикатора (показателя, входящего в состав индикатора). Для устранения статистических выбросов: максимальное значение в массиве данных (Мах) определяется по формуле:

Max = Q3 + 1,5 x(Q3 - QJ (2)

где: Qi - значение нижнего квартиля по выбранным абсолютным значениям; Q3 - значение верхнего квартиля по выбранным абсолютным значениям; минимальное значение в массиве данных (Min) определяется по формуле:

Min = Q1-3,0 x(Q3 -QJ (3)

Результаты этих формул используются как максимальные и минимальные значения для расчёта баллов по группе.

Приводимые результаты параметров соответствующих индикаторов с учётом элементов экоур-банистики носят оценочно-прогнозируемый характер, и их синергический вклад в общее благополучие городской среды зависит от суммарного объёма проведённых мероприятий.

Анализ правонарушений, повлекших причинение вреда жизни и здоровью участников дорожного движения показал, что 23% случаев от общего количества аварий приходится на несоблюдение безопасной дистанции, а несоответствие скорости конкретным условиям - в 13% случаев. Не превышение скорости, а именно её несоответствие дорожным условиям. Большая часть подобных аварий в зимний период приходится на эстакады, путепроводы и съезды с ТТК и МКАД [19,20]. Снижение аварийности на 5-7% (индикатор №7) приводит увеличению критерия «Улично-дорож-ная сеть» на 3-4 балла, а улучшение показателей индикатора №9 - ещё на 2-3 балла.

Улучшение показателей индикаторов №15 (определяется спутниковым измерением «вегетационного индекса» [21]) и №16 (определяется на основании мониторинга социальных сетей [22]) позволять увеличить значение критерия «Озелененные пространства» на 6-7 баллов.

Термостабилизация дорожного полотна хотя бы только на критических участках повысит чистоту городского пространства в целом, повысит производительность работ коммунальных служб и сократит количество пыли, снега (как чистого, так и загрязнённого продуктами переработки топлива автомашин), увеличивая тем самым значение критерия «Общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства» на 3-4 балла.

В качестве примера перспективного применения предлагаемой методики можно рассмотреть возможность термостабилизации прогулочных дорожек в московском парке «Зарядье», где высажено более миллиона растений, в том числе редкие виды из Красной книги Московской области.

Богатая ботаническая коллекция знакомит посетителей с природным многообразием всей страны. Наблюдения за сезонными изменениями в парке, флорой и фауной помогают следить за экологической ситуацией в регионе (рисунок 6).

Рисунок 6. Вид на ботанический парк «Зарядье» в Москве

Размещение заглубленных теплообменных корзиночных контуров [23] непосредственно в русле незамерзающей Москвы-реки позволит охлаждать излишне нагретые дорожки летом и подогревать - зимой, освобождаясь от наледи и не нанося урона растениям применением антигололёдных препаратов. Таким образом, будет улучшена общая экологическая обстановка в этом рекреационном парковом пространстве и повышена комфортность пребывающих там посетителей.

Выводы

1. В рамках практического применения экоур-банистических подходов предложено использование энергоэффективной низкотемпературной геотермальной термостабилизации дорожного полотна на основе переноса низко-потенциального подпочвенного тепла на поверхность с использованием тепловых насосов. Приведены оценочные результаты роста индекса качества городской среды при использовании этих решений и оценён вклад изменённых индикаторов для общественных пространств «улично-дорожная сеть» и «озеленённое пространство», связанных с экологическими критериями.

2. Тенденции улучшения соответствующих индикаторов с учётом элементов экоурбанистики имеют устойчивый характер, и их синергический вклад в общее благополучие и комфорт городской среды зависит от суммарного объёма проведённых мероприятий. Оценка показала целесообразность использования предложенных элементов экоурбанистики в шаговой доступности. В качестве таких элементов выступают «термостабилизиро-ванные участки дорожного полотна».

3. Преимуществами использования предлагаемой технологии являются:

• локальное улучшение климата, качества воздуха;

• повышение репродуктивности и биоустойчивости зелёных насаждений;

• улучшение эстетического восприятия городских пространств жителями и гостями мегаполисов;

• повышение общей безопасности дорожного движения;

• увеличение межремонтных интервалов для дорожных покрытий;

• снижение коммунальными службами расходов на реагенты и эксплуатацию дорожной техники;

• высокая энергоэффективность систем термостабилизации (повышающие коэффициенты теплоотдачи современных тепловых насосов могут достигать 5,5-6,0);

• полное соответствие современной концепции ESG-инвестирования (Environmental, Social and Governance Investing) [24].

Литература

1. Биоурбанистика, экоурбанистика и ландшафтный урбанизм: теории здорового города [Электронный ресурс]. -

2. URL:

https://www.prostranstvo.media/biourbanistika-

jekourbanistika-i-landshaftnyj-urbanizm-teorii-

zdorovogo-goroda/

3. (дата обращения: 11.11.2021).

4. Mohsen Mostafavi, Gareth Doherty. Ecological Urbanism. 4th Revised ed. Edition - Lars Müller Publishers,2016. - 655р.

5. Кондратьева О.Е. Инженерная экология / О.Е. Кондратьева, Е.В. Федорова, И.В. Королев и др. // [Электронный ресурс]. - URL: http://ecology.alpud.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).

6. Рахманин Ю.А. Гигиеническая оценка атмосферного воздуха в районах с различной степенью развития дорожно-автомобильного комплекса / Ю.А. Рахманин, А.В. Леванчук // Гигиена и санитария. - 2016. - №95(12). - С. 1117-1121.

7. Что такое силкоутинг (seal coating) и как представлен в России [Электронный ресурс]. -URL: https://жидкийасфальт.рф/silkouting-i-kak-predstavlen-v-rossii (дата обращения: 11.11.2021).

8. Mark Clement. All About Sealcoating a Driveway - This Old House, 2021 - URL: https://www.thisoldhouse.com/driveways/21327263/s ealcoating-driveway (дата обращения: 11.11.2021).

9. Barbara J. Mahler, Peter C. Van Metre. Coal-Tar-Based Pavement Sealcoat and PAHs: Implications for the Environment, Human Health, and Stormwater Management // Environmental Science Technology. - 2012. - V.46. - No.6. - P. 3039-3045 URL: https://doi.org/10.1021/es203699x (дата обращения 11.11.2021).

10. Новоселов С.И. Влияние агроэкологических условий на аммонифицирующую и нитрифицирую-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

M

сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

щую способность почвы / С.И. Новоселов // Вестник Марийского государственного университета -2015. - №4(4) - С. 42-46.

11. Герасимов А.О. Оценка действия противогололедных реагентов разного химического состава на рост травянистых растений и почвенное дыхание / А.О. Герасимов, М.В. Чугунова // Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера». - 2018. - т.10 - №4 - С. 273-281.

12.Судник А.В. Последствия воздействия загрязнений придорожных территорий компонентами солевых реагентов на экологическое состояние почвы и растений / А.В. Судник, И.П. Вознячук // Лесной вестник. - 2020. - Т.24. - №6. - С.83-95.

13.Application of Industrial Heat Pumps. Final Report. - IEA Heat Pump Programme. Annex 35, 2013. - 692p. - URL: https://blueterra.nl/wp-content/uploads/2019/09/Application-of-Industrial-Heat-Pumps-IEA-Report.pdf (дата обращения 11.11.2021).

14. Костенко С.А. Разработка системы термостабилизации одежды ездового полотна с использованием низкотемпературной геотермальной энергии / С.А. Костенко, А.А. Пискунов, Н.А. Ганин // Интернет-журнал «Транспортные сооружения». - 2021. - №3. - Т.8 - 19 с. - URL: https://t-s.today/PDF/06SATS321.pdf (дата обращения 11.11.2021).

15. Костенко С.А. Разработка системы холодильной термостабилизации одежды ездового полотна на транспортных развязках с реверсивным использованием низкотемпературной геотермальной энергии / С.А. Костенко, А.А. Пискунов // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 7. - С. 82-88.

16.What is your Better Life Index? (2021). The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). -

17. URL:

http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/about/ru_whats -your-better-life-index/ (дата обращения 11.11.2021).

18.OECD.Stat. - URL:

https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=BLI (дата обращения 11.11.2021).

19.Стандарт комплексного развития территорий [Электронный ресурс]. - URL: https://дом.рф/urban/standards/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/ (дата обращения 11.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Индекс качества городской среды — инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий её формирования. Национальные проекты России. [Электронный ресурс]. -URL: https://индекс-городов.рф/#/ (дата обращения 11.11.2021).

21. Руководство по определению первоочередных направлений развития городской среды с помощью индекса качества городской среды. Минстрой России, Дом.РФ. [Электронный ресурс]. -

URL:

https://niisf.org/images/easyblog_articles/703/rukovo dstvo_IQ.pdf (дата обращения 11.11.2021).

22.Антирейтинг трасс Москвы: где чаще гибнут люди. Strelka Mag. [Электронный ресурс]. - URL:

23. https://strelkamag.com/ru/article/antireiting-trass-moskvy-gde-chashe-gibnut-lyudi (дата обращения 11.11.2021).

24. Карта ДТП. [Электронный ресурс]. - URL: https://dtp-stat.ru/ (дата обращения 11.11.2021).

25. Вегетационные индексы. GisLab. [Электронный ресурс]. - URL: https://gis-lab.info/qa/vi.html (дата обращения 11.11.2021).

26. С. Собянин: Посетители московских фестивалей ежедневно выкладывают в Instagram до 40 тыс. фотографий. [Электронный ресурс]. - URL: https://finance.rambler.ru/economics/33600241-s-sobyanin-posetiteli-moskovskih-festivaley-ezhednevno-vykladyvayut-v-instagram-do-40-tys-fotografiy/ (дата обращения 11.11.2021).

27. Костенко С.А. Организация укладки подземного контура теплообменника при использовании низкотемпературной геотермальной системы для термостабилизации дорожного полотна на многоуровневых транспортных развязках / С.А. Костенко, А.А. Пискунов, Н.А. Ганин // Инновации и инвестиции. - 2021. - №3. - С. 307-313.

28. E. Napoletano, B. Curry. Environmental, Social And Governance: What Is ESG Investing? / Forbes Advisor, Updated: Mar 1, 2021. - URL: https://www.forbes.com/advisor/investing/esg-investing/ (дата обращения 11.11.2021).

The contribution of energy-efficient thermal stabilization of the roadway to the creation of a comfortable urban environment, taking into account eco-urbanism Kostenko S.A., Piskynov A.A., Fedorova E.V., Korolev I.V.

Russian University of Transport (RUT (MIIT)), NRU "MPEI" JEL classification: L61, L74, R53

The paper examines the impact on the Urban Environment Quality Index improvement (Order of the Government of the Russian Federation No. 510-r dated 03.23.2019 On the approval of the methodology for the formation of the urban environment quality index) of the developed energy-efficient thermal stabilization system with geothermal energy using heat pumps within the framework of modern BAT and ESG concepts. The advantages and disadvantages of alternative foreign experience in using seal-coating are evaluated. The world approaches to assessments of the urban environment comfort, which can be produced using various methods, are analyzed. As part of the practical application of eco-urban approaches in accordance with the regulatory documents of the Russian Federation, the estimated results of the urban environment quality index growth when using the developed solutions are presented and the synergistic contribution of the modified indicators for public spaces "road network" and "green space" related to environmental criteria is assessed. Suggestions have been made on possible locations for the pilot projects start in Moscow. This work is devoted to the study of the thermal stabilization technology practical applicability in the framework of the "Best available technologies" principles implementation in accordance with GOST R 56828.15-2016 and modern ESG-investment concepts. The results presented in this article are an integral part of the dissertation research "Development of new technological solutions for the riding clothing at traffic intersections" of Kostenko SA Keywords: Eco-urbanistic, road clothes, low-temperature geothermal energy,

thermal stabilization, BAT, Urban Environment Quality Index, ESG. References

1. Bio-urbanism, eco-urbanism and landscape urbanism: theories of a healthy city [Electronic resource]. -

URL: https://www.prostranstvo.media/biourbanistika-jekourbanistika-i-

landshaftnyj-urbanizm-teorii-zdorovogo-goroda/ (date of access: 11.11.2021).

2. Mohsen Mostafavi, Gareth Doherty. Ecological Urbanism. 4th Revised ed.

Edition - Lars Müller Publishers, 2016. - 655r.

3. Kondratyeva O.E. Engineering ecology / OE Kondratieva, EV Fedorova, IV

Korolev and others // [Electronic resource]. - URL: http://ecology.alpud.ru/ (date of access: 11.11.2021).

4. Rakhmanin Yu.A. Hygienic assessment of atmospheric air in areas with

varying degrees of development of the road and automobile complex / Yu.A. Rakhmanin, A.V. Levanchuk // Hygiene and Sanitation. - 2016. -No. 95 (12). - S. 1117-1121.

5. What is silkouting (seal coating) and how is it presented in Russia

[Electronic resource]. - URL: https: // liquid asphalt.rf/silkouting-i-kak-predstavlen-v-rossii (date accessed: 11.11.2021).

6. Mark Clement. All About Sealcoating a Driveway - This Old House, 2021 -

URL: https://www.thisoldhouse.com/driveways/21327263/sealcoating-driveway (date accessed: 11/11/2021).

7. Barbara J. Mahler, Peter C. Van Metre. Coal-Tar-Based Pavement

Sealcoat and PAHs: Implications for the Environment, Human Health, and Storm-water Management // Environmental Science Technology. -2012. - V.46. - No.6. - P. 3039-3045 URL: https://doi.org/10.1021/es203699x (date of access 11.11.2021).

8. Novoselov S.I. Influence of agroecological conditions on the ammonifying

and nitrifying capacity of the soil / S.I. Novoselov // Bulletin of the Mari State University - 2015. - №4 (4) - pp. 42-46.

9. Gerasimov A.O. Assessment of the effect of anti-icing reagents of different

chemical composition on the growth of herbaceous plants and soil respiration / A.O. Gerasimov, M.V. Chugunova // Interdisciplinary scientific and applied journal "Biosphere". - 2018. - v. 10 - No. 4 - S. 273281.

10. Sudnik A.V. Consequences of the Impact of Pollution of Roadside Areas

by Components of Salt Reagents on the Ecological State of Soil and Plants. Sudnik, I.P. Voznyachuk // Forestry Bulletin. - 2020. - T.24. - No. 6. - S.83-95.

11. Application of Industrial Heat Pumps. Final Report. - IEA Heat Pump Pro-

gramme. Annex 35, 2013 .-- 692p. - uRL: https://blueterra.nl/wp-content/uploads/2019/09/Application-of-Industrial-Heat-Pumps-IEA-Report.pdf (accessed 11.11.2021).

12. Kostenko S.A. Development of a system for thermal stabilization of riding cloth clothing using low-temperature geothermal energy / S.A. Kostenko, A.A. Piskunov, N.A. Ganin // Internet magazine "Transport structures". -2021. - No. 3. - T. 8 - 19 p. - URL: https://t-s.today/PDF/06SATS321.pdf (date of access 11.11.2021).

13. Kostenko S.A. Development of a refrigeration thermal stabilization system for riding clothes at traffic intersections with reversible use of low-temperature geothermal energy / S.A. Kostenko, A.A. Piskunov // Innovations and investments. - 2021. - No. 7. - S. 82-88.

14. What is your Better Life Index? (2021). The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). -

URL: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/about/ru_whats-your-better-life-index/ (date of treatment 11.11.2021).

15. OECD.Stat. - URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=BLI (date of access 11.11.2021).

16. Standard for the integrated development of territories [Electronic resource]. - URL: https: //dom.rf/urban/standards/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/ (date of treatment 11.11.2021).

17. The index of the quality of the urban environment is a tool for assessing the quality of the material urban environment and the conditions for its formation. National projects of Russia. [Electronic resource]. - URL: https: //index-city.rf/#/ (date of treatment 11.11.2021).

18. Guidelines for determining the priority areas for the development of the urban environment using the urban environment quality index. Ministry of Construction of Russia, House of the Russian Federation. [Electronic resource]. - URL: https://niisf.org/images/easyblog_articles/703/rukovodstvo_IQ.pdf (date of access 11.11.2021).

19. Anti-rating of Moscow routes: where people die more often. Strelka Mag.

[Electronic resource]. - URL:

https://strelkamag.com/ru/article/antireiting-trass-moskvy-gde-chashe-gibnut-lyudi (date accessed 11.11.2021).

20. Road accident card. [Electronic resource]. - URL: https://dtp-stat.ru/ (date of appeal 11.11.2021).

21. Vegetation indices. GisLab. [Electronic resource]. - URL: https://gis-lab.info/qa/vi.html (date of access 11.11.2021).

22. S. Sobyanin: Visitors to Moscow festivals post up to 40 thousand photos on Instagram every day. [Electronic resource]. - URL: https://finance.rambler.ru/economics/33600241-s-sobyanin-posetiteli-moskovskih-festivaley-ezhednevno-vykladyvayut-v-instagram-do-40-tys-fotografiy/ (access date 11.11.2021) ...

23. Kostenko S.A. Organization of laying an underground heat exchanger circuit using a low-temperature geothermal system for thermal stabilization of the roadbed at multi-level transport junctions. Kostenko, A.A. Piskunov, N.A. Ganin // Innovations and investments. - 2021. - No. 3. - S. 307-313.

24. E. Napoletano, B. Curry. Environmental, Social And Governance: What Is

ESG Investing? / Forbes Advisor, Updated: Mar 1, 2021. - URL: https://www.forbes.com/advisor/investing/esg-investing/ (date accessed 11.11.2021).

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

ho o ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.