Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ'

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТОЁМКОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / TRANSPORT / REGION / ECONOMY / INFRASTRUCTURE / TRANSPORT CAPACITY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Усманов З.К.

В данной статье, рассмотрены актуальные вопросы развития транспортной инфраструктуры, как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности экономики регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS AN INCREASE FACTOR COMPETITIVENESS OF REGION ECONOMY

This article discusses topical issues of the development of transport infrastructure, as the most important factor in increasing the competitiveness of regional economies.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ»

УДК 91.33.6Т (575.1)

Усманов З.К., к.н. старший преподаватель отделение «Экономика нефти и газа» филиал РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина Республика Узбекистан, г. Ташкент

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ

РЕГИОНОВ

Аннотация: В данной статье, рассмотрены актуальные вопросы развития транспортной инфраструктуры, как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Ключевые слова: транспорт, регион, экономика, инфраструктура, транспортоёмкость, конкурентоспособность.

Usmanov Z.K., Ph.D. senior lecturer department of oil and gas economics Branch of the Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gubkin Republic of Uzbekistan, Tashkent

TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS AN INCREASE FACTOR COMPETITIVENESS OF REGION ECONOMY

Annotation: This article discusses topical issues of the development of transport infrastructure, as the most important factor in increasing the competitiveness of regional economies.

Key words: transport, region, economy, infrastructure, transport capacity, competitiveness.

Транспорт является важной составной частью инфраструктуры любого региона. От его эффективного функционирования зависят конкурентоспособность экономики региона, а также состояние его социальной сферы. Нужно особо подчеркнуть, что неравномерное развитие регионов, большей частью обусловлено несоответствием транспортной инфраструктуры, существующим природно - ресурсным, экономическим потенциалам и приоритетам территориального развития. Такие диспропорции в территориальном развитии отражаются в динамике экономического роста.

При этом, стремление регионов в повышении конкурентоспособности, достижения нового сбалансированного состояния, установления новых

паритетов и пропорций в итоге приводят к качественным изменениям. Следствием этого, является усиление территориальной дифференциации, мобильности населения, товаров, услуг и капитала. При этом особое значение приобретает развитие транспортной инфраструктуры [1].

Развитие транспортной инфраструктуры должно основываться на анализеплотности транспортной сети в регионах. Исследования показывают, степень неравномерности размещения транспортной сети по регионам, так в Навоийской области плотность сети железных дорог составляет 65 км на 1000 км, то в Республике Каракалпакстан и Бухарской области эти показатели составляют 5,1 и 6,7 км соответственно. Также, достаточно высока дифференциация плотности сети автодорог, поскольку в целом ряде регионов плотность автодорог ниже средних показателей по республике -269,1км/1000 км, (в Республике Каракалпакстан-43,8 км и в Бухарской области- 208,3 км) [2].

Ещё одним из важнейших показателей эффективности и конкурентоспособности экономики регионов, является транспортоёмкость валового регионального продукта. Транспортоёмкость- это макроэкономический показатель уровня транспортной работы страны, определяемый как удельная величина приведенного грузо - и пассажирооборота (в тонно-километрах) всех видов транспорта, приходящаяся на 1 сум (доллар) валового внутреннего продукта (ВВП) государства. Этот показатель не может быть применён при сопоставлении стран, так как он зависит от размеров территории страны, уровня развития производительных сил, в т.ч. транспорта, и состояния экономики. Однако при сопоставимых условиях сравнение этого показателя между регионами может быть использовано для определения уровня транспортного обслуживания [3].

Таблица -1. Уровень транспортоёмкости ВРП, в т-км/сум

Регионы Валовый Грузооборот Показатель

Региональный Продукт, млрд. транспорта общего транспортоёмкости ВРП, т-км/сум, по

сум*, по пользования млн.т- состоянию на 2018г

состоянию на км**. по состоянию

2018г. на2018г.

Республика Узбекистан 82411,9 257983341,1 3,130

1 Республика Каракалпакстан 2242,5 2034932,9 0,907

2 Андижанская обл. 6047,7 16181 0,002

3 Бухарская обл. 5405,8 1927437,6 0,356

4 Джизакская обл. 2114,1 692223,0 0,327

5 Кашкадарьинская обл. 7538,1 2730424,5 0,362

6 Навоийская обл. 5075,8 5713753,7 1,125

7 Наманганская обл. 3759,2 161814,6 0,043

8 Самаркандская обл. 6015,5 610795,9 0,101

9 Сурхандарьинская обл. 3673,3 744750,9 0,202

10 Сырдарьинская обл. 1542,1 37395,7 0,024

11 Ташкентская обл. 9259,3 6737999,7 0,727

12 Ферганская обл. 6522,8 1486757,44 0,227

13 Хорезмская обл. 2945,8 59436,2 0,020

Расчёты автора проведены на основе статистических данных Государственного Комитета Республики Узбекистан по Статистике. *Без учёта показателей г. Ташкента.

**Без учёта показателей трубопроводного и воздушного транспорта.

Анализ уровня транспортоёмкости валового регионального продукта регионов, показывает на достаточно высокий уровень дифференциации показателей транспортоёмкости. На такой уровень дифференциации большое влияние оказывает территориальный фактор. Показатели ряда регионов существенно ниже средних показателей по республике, это Андижанская (0,002т-км/сум), Хорезмская (0,020т-км/сум), Сырдарьинская (0,024 т-км/сум) и Наманганская (0,043 т-км/сум) области, такое положение объясняется размерами территорий данных регионов.

Самые большие показатели транспортоёмкости приходятся на Навоийскую область (1,125 т-км/сум) и Республику Каракалпакстан(0,907т-км/сум), что опять же определяется размерами их территорий, но достаточно высокий показатель Ташкентской области (0,727 т-км/сум) объясняется достаточно высоким уровнем социально-экономического развития и высокой конкурентоспособностью данного региона.

Проведённый анализ транспортной сети, транспортоёмкости экономики регионов позволяет определить основные направления и задачи развития транспортной инфраструктуры страны и регионов. При этом важной задачей должно стать не только дальнейшее увеличение протяженности и плотности транспортной сети, но и улучшение их технического состояния. Как показывает, опыт Российской Федерации, эффективность функционирования транспортной инфраструктуры можно повысить также за счёт инновационных методов организации грузовых перевозок [4]. Нужно особо отметить то что, транспорт, в силу своей специфики, требует регулирования, а значит и государственной поддержки. Кроме того, в переходный период транспорт следует рассматривать, как особо приоритетную отрасль экономики, как стимулятор развития социально- экономического развития регионов.

Исходя из этого, основными направлениями и задачами развития транспортной инфраструктуры с учётом пространственных факторов должны стать:

- улучшения состояния и развития транспортной сети в соответствии с

международными стандартами;

- расширение электрификации железных дорог;

- завершение формирования единой национальной сети автомобильных дорог и её интеграция в международные транзитные магистрали (Европа-Азия);

Использованные источники:

1. Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике / Институт экономики КарНЦ РАН.- Петрозаводск.: Карельский научный центр РАН, 2010. 516с., прилож.

2. Сайдахмедов Х. Развитие транспортной инфраструктуры регионов на перспективу. Методологические вопросы разработки стратегий долгосрочного развития: материалы V Форума экономистов // Ташкент.: ШМЯ, 2013. 425 стр.

3. www.jd-enciklopedia.ru

4. З.К. Усманов, А.А. Юдаков, К.Х. Хамраев./ Направления развития железнодорожного транспорта. Журнал., "Биржа-Эксперт", 2012г. №6, 61 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.