Научная статья на тему 'Транспорт объединяет культуры, но уничтожает природу?'

Транспорт объединяет культуры, но уничтожает природу? Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
253
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / устойчивый туризм / устойчивое развитие / транспорт / экологическая ответственность / авиационный транспорт / железнодорожный транспорт / организация туризма. / tourism / sustainable tourism / sustainable development / transport / environmental responsibility / air trans- port / railway transport / organization of tourism.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тихонова Т. Ю., Мантрова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспорт объединяет культуры, но уничтожает природу?»

Тихонова Т.Ю.

к.филос.н., доцент, РУТ-МИИТ

Мантрова А.В.

старший преподаватель РУТ-МИИТ

ТРАНСПОРТ ОБЪЕДИНЯЕТ КУЛЬТУРЫ, НО УНИЧТОЖАЕТ ПРИРОДУ?

Ключевые слова: туризм, устойчивый туризм, устойчивое развитие, транспорт, экологическая ответственность, авиационный транспорт, железнодорожный транспорт, организация туризма.

Keywords: tourism, sustainable tourism, sustainable development, transport, environmental responsibility, air transport, railway transport, organization of tourism.

В современном обществе туризм уже не просто сфера досуга, по своему воздействию на общество он превратился в настоящий социальный институт, существование и функционирование которого обеспечивается мощной индустрией, включающей в себя предприятия, предоставляющие услуги по размещению, питанию, медицине, страхованию, экскурсиям и досугу. Но поскольку туризм - это прежде всего путешествия от места постоянного проживанию в дестинацию и обратно - важнейшая составляющая этой индустрии - транспорт. Массовый туризм не был бы возможен без транспорта. Но его воздействие на природу носит вредный характер из-за использования ископаемого топлива. Поэтому уже несколько десятилетий остро стоит вопрос экологической ответственности транспорта, вопрос состоит в том, как организовать работу транспорта, чтобы сделать его гарантом, а не разрушителем устойчивого, ответственного развития и устойчивого, ответственного туризма.

С самых древних времен своего существования человек постоянно перемещался по Земле. Сначала это были пешие перемещения. Первым шагом к развитию общедоступного транспорта стало изобретение колеса. Колесный транспорт изначально был механическим и экологичным, использовал тягловую силу, которая не вредила окружающей среде. Но человек постоянно искал новые пути развития транспорта, увеличение скорости, расширение возможностей. Так, сначала железнодорожный транспорт, потом автомобильный, и немного позже авиационный транспорт обеспечили возможность постоянного массового перемещения людей. Водный транспорт шел особым, но в сущности своей тем же путем - мускульная сила человека как двигатель была заменена силами природы.

Развитие массового туризма с середины 50-х годов XX века было обусловлено наряду с другими факторами -развитием средств транспорта и их доступностью. Самолеты сделали доступными любую точку мира, автомобили позволили путешествовать в выходные или брать машину на прокат в месте отдыха. Но транспорт обеспечивает не только перевозку большого количества людей. Кроме перевозки туристов, транспорт используется при перевозке товаров, обеспечивающих жизнедеятельность туристов. Таким образом, территория массового отдыха в сезон несет большую нагрузку на экологию дестинации. Туризм сближает народы и культуры, но транспорт, обеспечивающий осуществление туристского процесса, существенный вред природе.

Назрела необходимость сделать заботу об окружающей среде важным пунктом корпоративной стратегии предприятий сферы туризма и транспорта. Среди мер по снижению вредного влияния транспорта можно назвать обеспечение туристов местными продуктами, оптимизация процесса организации перелета, предложение туристам по возможности пользоваться экологичными видами транспорта (велосипед и др.).

Ярким примером реализации такого подхода служит европейская экологическая инициатива «Сократи свой след», реализуемая Ассоциацией британских турагентств, Туристической ассоциацией и Ассоциацией независимых туроператоров. Инициатива «Сократи свой след» предоставляет информацию и советы как снизить количество выпускаемого углекислого газа, а также возможность проведения углеродной компенсации посредством разных проектов, курируемых организацией The Travel Foundation и TICOS (Услуги туристической индустрии по углеродной компенсации). Лидером в воплощении в жизнь постулатов этой программы является старейшая в мире туристическая компания Tomas Cook Group, основателем которой был создатель организованного туризма Томас Кук.

Обращаясь к туроператорам и другим организаторам туризма, а также к самим туристам компания Thomas Cook призывает: «В наши дни большинство людей... слышали о влиянии выбросов от использования ископаемого топлива на нашу планету. Мы знаем, какой вред наносит природе транспортировка еды с места производства до пунктов потребления, мы знаем об углеродной компенсации и поэтому мы призываем всех вместо использования машины, лишний раз проехаться на велосипеде или пройтись пешком, тем самым помогая снизить количество выхлопных газов» [9]. Опыт компании Tomas Cook в направлении повышения экологической ответственности транспорта и минимизации вредного влияния заслуживает анализа и использования при организации туризма.

Одним из самых массовых видов транспорта по перевозке туристов является авиационный транспорт. В 2009 году на Всемирном экономическом форуме было объявлено, что 2% выбросов СО2 приходится на использование авиационного топлива.

В компании признают, что указанные 2% имеют немалый вес, и нельзя игнорировать их влияние на природу. Поэтому реализуется ряд проектов, которые призваны обеспечить сокращение негативных воздействий на окружающую среду - снижение веса объектов на самолётах, применение особой техники захода на посадку и повышение качества предоставляемой лётчикам информации.

Ведущей составляющей программы «Сократи свой след» является так называемая углеродная компенсация, суть которой состоит в том, что туристы должны возместить ущерб природе, нанесённый ей выхлопными газами, во время своего путешествия. Самый известный пример - посадка деревьев. Необходимо рассчитать количество углекислого газа, который будет выпущен во время путешествия, и посадить ровно то количество деревьев, которое позволит поглотить его, тем самым «нейтрализовав», компенсировав негативное влияние на природу, произведенное в результате туристической поездки.

Существуют и другие идеи, относящиеся к борьбе с загрязнением атмосферы: использование возобновляемых энергетических источников, применение альтернативных источников освещения, например, энергосберегающих лампочек вместо ламп накаливания, продажа квот на выбросы вредных газов.

В сентябре 2010 авиакомпания Thomas Cook стала первой авиакомпанией Великобритании, получившей сертификат ISO 14001 [10]. Этот сертификат был получен благодаря успешному прохождению системы экологического контроля. Экспертиза включала в себя всесторонний аудит главного офиса авиакомпании и нескольких отделений в Великобритании, который установил соответствие деятельности строгим правилам сертификата ISO 14001. Выдача сертификата показала, что Thomas Cook Airlines понимает важность заботы об окружающей среде и реализует меры по ее сохранению.

Членом-учредителем Инициативы экологически безопасной авиации также является Thomas Cook Airlines. Эта инициатива представляет собой объединение авиакомпаний, аэропортов, предприятий авиастроительного комплекса и управлений воздушным движением Соединённого Королевства, которое уделяет существенное внимание разработке и реализации мер по снижению шума и загрязнений атмосферы. Целью Инициативы экологически безопасной авиации является достижение максимальной эффективности использования топлива.

Информация о воздействии каждого полёта на окружающую среду является прозрачной и общедоступной. Она предоставляется посредством экологической маркировки, которая находится на дверях каждого самолёта Thomas Cook Airlines. Эти маркировки схожи с теми, которые можно увидеть, покупая электрооборудование. На них присутствует ясная и точная информация о том, какое воздействие на природу оказывает данный полёт, и какая доля выбросов СО2 и других загрязняющих элементов приходится на него [13].

Важное место в направлении обеспечения экологической ответственности транспорта занимает вопрос минимизации отходов. В январе 2009 авиакомпания Thomas Cook UK Airlines запустила проект по содействию переработке отходов, создаваемых на борту самолётов, тем самым став первой чартерной авиакомпанией в Великобритании, предложившей такой вид услуг пассажирам, летящим на небольшие расстояния во все местные аэропорты. Экипаж собирает пластик, алюминий, бумагу и распределяет его по разным контейнерам для мусора, который затем будет вывезен для переработки.

Все офисы компании Thomas Cook имеют станции по переработке отходов, а в некоторых офисах, как например, в Брайтоне и Манчестере, вообще отсутствуют традиционные корзины для мусора.

Сотрудникам компании рекомендуют добираться до места работы и обратно, используя транспорт, не приносящий вреда экологии. Для этого разрабатываются маршруты, на которых может эффективно использоваться такой транспорт.

Для своих сотрудников и клиентов компании Thomas Cook разработана экологическая памятка, разъясняющая,

что

• даже если Вы не заряжаете свой телефон, но зарядка от него находится в розетке, то ежечасно расходуются 5 Вт электричества;

• энергией, которая расходуется на Ваш невыключенный компьютер ночью, можно подогреть 6 ужинов в мик-роволновке;

• электронные часы на микроволновке расходуют столько же энергии, сколько сама микроволновка;

• снижение температуры на один градус в Вашем доме позволит сократить расходы на отопление на 10%;

• энергосберегающие лампочки тратят только четверть энергии, потребляемой обычными лампочками, а срок их службы в 8 раз больше;

• представление о том, что на включение и выключение флуоресцентных ламп расходуется больше энергии, чем на их постоянное использование, является ошибочным;

• 10% расхода энергии в развитых странах приходятся на невыключенные приборы;

• чтобы переработать алюминиевую банку нужно на 95% меньше энергии, чем создать новую;

• тепловая изоляция Вашего водонагревателя в среднем стоит 10 фунтов, но позволяет ежегодно сэкономить на электроэнергии 20 фунтов;

• около 50-80% автомобильных шин не докачены до конца, из-за этого каждая машина расходует дополнительно 5% топлива.

Информация, приводимая в этой памятке, как и другой опыт организации работы по реализации экологической ответственности транспортных предприятий, должны, по нашему мнению, широко использоваться в эколого-просветительской работе.

Авиационные компании Российской Федерации также уделяют особое внимание вопросам экологии. Так, лидер среди отечественных авиаперевозчиков компания ПАО «Аэрофлот» придерживается разработанной экологической

политики, направленной в первую очередь на топливоэффективность воздушных судов. Кроме того, ПАО «Аэрофлот» проводит постоянный мониторинг и учет выбросов углекислого газа (СО2). С этой целью был разработан онлайн-калькулятор выбросов СО2, каждый пассажир может произвести расчет выброса парников газов по совершаемому им маршруту, а для минимизации нанесенного ущерба поучаствовать в различных экологических проектах по восстановлению лесов, очистке водоемов, энергосбережению и т.д. Стоит отметить, что экологический менеджмент «Аэрофлот» отвечает критериям международных стандартов (ISO) [7].

Сохранению окружающей среды особое внимание уделяет и авиакомпания S7 Airlines. Согласно рейтингу экологической организации Atmosfair, в 2017 году S7 Airlines заняла 20 место среди самых экологичных авиакомпаний мира. Такие результаты удается достигнуть путем использования современного авиапарка, позволяющего уменьшить расход топлива и выбросов углекислого газа в атмосферу [8].

Большая часть туристских перевозок в РФ осуществляется автотранспортом. Стоит отметить, что именно автотранспорт занимает лидирующую позицию среди источников загрязнений окружающей среды. Причем это не только выхлопные газы, но и достаточно высокий уровень шума, сюда можно еще отнести и занимаемую автодорожным полотном территорию. Немалый вред приносит процедура мытья автотранспорта, которая зачастую осуществляется в открытых водоемах.

Разработанные Министерством транспорта РФ «Экологические требования к предприятиям транспортно-дорожного комплекса» предусматривают ведение природоохранной деятельности на автотранспортных предприятиях: ведение документации (экологический паспорт предприятия, расчеты предельно допустимых выбросов, разрешения на хранение и утилизацию отходов, инструкции, акты, нормативно-правовую информацию в рамках природоохранной деятельности и др.), установку очистного оборудования и т.д.

Еще один фактор, оказывающий негативное влияние на человека и природу - это шум. Величина шума зависит от многих факторов - это и работа двигателя, и транспортное средство, и качество дорожного покрытия. Особенно остро эта проблема ощущается в городах, активно посещаемых туристами, и вдоль автомагистралей, по которым осуществляется перевозка пассажиров. Для устранения этих воздействий используется установка шумозащитных ограждений вдоль оживленных дорог, создание различного уровня оборудования по снижению уровня шума и разработка стандартов, регулирующих допустимые уровни шума. Так, ГОСТ Р 53838-2010 «Двигатели автомобильные. Допустимые уровни шума и методы измерения» позволяет установить шумовые характеристики автомобильного транспорта, определить допустимые уровни шума двигателей, представляет методику проведения измерительных работ [3]. Данные, полученные в результате таких измерений, крайне необходимы автоконструкторам, проектировщикам, архитекторам при строительстве транспортной инфраструктуры, зданий и сооружений.

Альтернативой авиа и автотранспорту является железная дорога, способная перевозить большие группы туристов на дальние расстояния. Необходимо отметить, что железнодорожный транспорт является самым экологичным, т.к. движение осуществляется с помощью электрической тяги, что фактически минимизирует вредные выбросы в атмосферу, ширина полотна в разы меньше, чем у автомобильного, а уменьшение воздействия шума удается обеспечить с помощью модернизации подвижного состава, строительством шумозащитных сооружений и т.д. Охранная деятельность окружающей среды отражена в Экологической стратегии компании ОАО «РЖД». Данный документ регламентирует деятельность всего холдинга в области экологии: планирование и реализацию природоохранных мероприятий, экологическое обучение сотрудников, мониторинг экологической безопасности, рационального природопользования. На предприятиях железной дороги созданы структурные подразделения по охране природы, функционирует Научно-производственный центр по охране окружающей среды - филиал ОАО «РЖД», действуют экологические лаборатории, занимающиеся аналитическим контролем воздействия хозяйственной деятельности структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» на окружающую среду и информирование их о фактическом воздействии для своевременного принятия превентивных мер по снижению техногенной нагрузки на природную среду. Реализуются программы ресурсосбережения [6].

Не каждое туристическое предприятие и транспортная компания своими силами способны разработать и реализовать программу экологических мероприятий, произвести расчет нагрузки транспорта на окружающую среду. В помощь предприятиям туризма и транспорта была создана программа EcoTransIT World [14].

Перемещение большого количества людей, а также рост объемов грузовых перевозок, связанных с обеспечением туристов, увеличивает транспортную нагрузку на природную среду. Рост экологического сознания приводит к тому, что все большее число поставщиков логистических услуг, а также трансграничные компании стремятся учитывать экологическое воздействие пассажирских и грузовых перевозок различными видами транспорта. Для этого Институт исследований энергетики и окружающей среды из Гейдельберга, Öko-Institut из Берлина, Rail Management Consultants GmbH (RMCon / IVE mbH) из Ганновера разработали целевой инструмент EcoTransIT для количественной оценки выбросов от грузовых перевозок.

EcoTransIT World рассчитывает воздействие на окружающую среду различных перевозчиков по всему миру. Это возможно благодаря разумной методологии ввода, большому количеству ГИС-данных и сложной системе расчетов. EcoTransIT определяет экологические последствия грузовых перевозок с точки зрения прямого потребления энергии и выбросов во время эксплуатации транспортных средств при транспортировке продуктов. Кроме того, расчет охватывает косвенное потребление энергии и выбросы, связанные с производством, транспортировкой и распределением энергии, необходимой для эксплуатации транспортных средств.

На сегодняшний день существует несколько направлений по реализации концепции устойчивого, ответственного туризма с помощью мер по оптимизации экологической ответственности транспорта как в воздухе, так и на земле. Это прежде всего работа по компенсации углеродных выхлопов, поездки без использования ископаемого топлива,

получение экологических сертификатов и экомаркировка, правильный логистический расчет при организации наземных перевозок, организация переработки мусора, просветительская работа с персоналом и пассажирами как на земле, так и в воздухе. Залог успеха этой деятельности - добрая воля и инициатива руководства компаний, сотрудников и самих пассажиров-туристов.

Каждый год Всемирная туристская организация (ВТО) провозглашает лозунг Всемирного дня туризма, отражающий важнейшие процессы туристического движения. В 2017 году был провозглашен лозунг «Устойчивый туризм -инструмент для развития». В этом лозунге отражается осознание необходимости поставить под экологический контроль все туристские перевозки.

Список литературы

1. Англо-русский большой универсальный переводческий словарь. 2012. - dic.academic.ru

2. Англо-русский словарь по экологии. 2011. - dic.academic.ru

3. ГОСТ Р 53838-2010 «Двигатели автомобильные. Допустимые уровни шума и методы измерения», введенный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. № 166-ст.

4. Новый большой англо-русский словарь / Под ред. академика Ю.Д. Апресяна. - М.: Русский язык, 1993.

5. Немецко-русский словарь. ABBYY Lingvo. - http://www.lingvo.ua/ru/Translate/fr-ru/

6. Немецко-русский словарь. ABBYY Lingvo. - https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/ru-de/

7. Экологическая стратегия ОАО «Российские железные дороги» утверждена распоряжением ОАО «РЖД» 13 февраля 2009 г. № 293 р.

8. Экологическая политика компании ПАО «Аэрофлот». - https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/environmental_policy

9. S7 Airlines признана самой экологичной авиакомпанией России. - https://www.s7.ru/ru/about/news/s7-airlines-priznana-samoy-ekologichnoy-aviakompaniey-rossii/

10. Thomas Cook. Looking after the Environment. - https://www.thomascook.com/sustainable-tourism/looking-after-the-environment/

11. ISO 14001. - http://www.rusregister.ru/services/ms-certification/standards/detail/index.php?ID=130

12. Certificate of Registration. - http://cdn.thomascook.com/pdf/iso-cert-16102012.pdf?_ga=1.26976447.342161652.1482224694

13. Thomas Cook Airlines. Enviromental Policy Statement. - http://cdn.thomascook.com/ota/pdf/Environmental-Policy-Statement-2013.pdf?_ga=1.137144498.342161652.1482224694

14. Eco-label. Journey Environment. - http://cdn.thomascook.com/pdf/eco-label-16102012.pdf?_ga=1.161786686.342161652.1482224694

15. EcoTransIT World. A sustainable move. - http://www.ecotransit.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.