Научная статья на тему 'Динамика российской отрасли авиаперевозок в 2016 году'

Динамика российской отрасли авиаперевозок в 2016 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ АВИАПЕРЕВОЗОК / ОТРАСЛЬ АВИАПЕРЕВОЗОК / COST OF AIR TRANSPORTATION / ВОЗДУШНЫЕ СУДА / AIRCRAFT / ПАССАЖИРОПОТОК / PASSENGER TRAFFIC / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / AIR TRANSPORT / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / FINANCIAL RESULTS / ЦЕНА НЕФТИ / OIL PRICE / КРИЗИС / CRISIS / СВЕРХКОНКУРЕНТНАЯ ОТРАСЛЬ / РАСХОДЫ НА ТОПЛИВО / FUEL COSTS / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / VALUE ADDED TAX / AVIATION INDUSTRY / SUPERCOMPETITIVE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна, Курилов Кирилл Юрьевич

Российская гражданская авиация играет огромную роль в развитии российской экономики, в решении социально-экономических задач, особенно в удаленных регионах, лишенных наземного транспорта. Российская экономика в настоящее время находится в состоянии кризиса. Причина этого в том, что рост объемов перевозок российской гражданской авиацией, который происходил в предыдущие годы закончился и в настоящее время на рынке наблюдается значительное снижение объемов авиаперевозок, которое вызвано значительным ухудшением состояния экономики России. Одна из причин этого в санкциях ЕС и США. Ухудшение экономической конъюнктуры вызвало соответствующее ухудшение финансового состояния российской авиации. Затянувшиеся кризисные макроэкономические процессы в российской экономике 2014-2016 гг. привели к длительному и глубокому спаду авиаперевозок, в частности, девальвация национальной валюты, высоким темпам инфляции и снижению реально располагаемых доходов и уровня жизни населения, закрытие по внешнеполитическим причинам ряда популярных направлений международных полетов. При этом отчет международной ассоциации воздушного транспорта IATA, который включает в себя данные 265 авиакомпаний, обслуживающих 83% пассажиропотока, публикуемый на ежегодной основе показывает, что отрасль авиаперевозок в 2017 году получит выручку в размере $736 млрд., а чистая прибыль составит около $29,8 млрд. Несмотря на ухудшение финансового состояния, пассажиропоток мировых авиакомпаний, как ожидается, будет расти и по прогнозам в 2017 г. составит около 4,0 млрд. чел. Последующие восемь лет, по данным отчета международной ассоциации воздушного транспорта IATA, авиакомпании останутся прибыльными. При этом по мнению экспертов российскую отрасль авиаперевозок в последующие годы ожидает значительный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна, Курилов Кирилл Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE RUSSIAN INDUSTRY OF AIR TRANSPORTATION IN 2016

Russian civil aviation plays a huge role in the development of the Russian economy, in solving social and economic problems, especially in remote regions that are deprived of land transport. The Russian economy is currently in a state of crisis. The reason for this is that the growth in the volumes of Russian civil aviation transport that occurred in previous years has ended and currently there is a significant decrease in the volume of air transportation, which is caused by a significant deterioration in the state of the Russian economy. One of the reasons for this is in EU and US sanctions. The worsening of the economic conjuncture caused a corresponding deterioration in the financial condition of Russian aviation. Prolonged crisis macroeconomic processes in the Russian economy 2014-2016. led to a prolonged and deep decline in air transportation, in particular, the devaluation of the national currency, high inflation and a decrease in the real disposable incomes and living standards of the population, closure of a number of popular international flights for foreign policy reasons. At the same time, the report of the International Air Transport Association IATA, which includes the data of 265 airlines that serve 83% of passenger traffic, published on an annual basis, shows that the air transportation industry will receive revenue of $ 736 billion in 2017 and net profit of about $ 29.8 billion. Despite the worsening financial situation, passenger traffic of world airlines is expected to grow and is projected to reach about 4.0 billion people in 2017. The next eight years, according to the report of the International Air Transport Association IATA, airlines will remain profitable. At the same time, according to experts, the Russian air transportation industry expects significant growth in the coming years.

Текст научной работы на тему «Динамика российской отрасли авиаперевозок в 2016 году»

Kurilova Anastasia Alexandrovna, Kurilov Kirill Yuryevich

THE DYNAMICS OF THE RUSSIAN INDUSTRY OF AIR TRANSPORTATION .

economic sceinces

УДК 338.24.01

ДИНАМИКА РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ АВИАПЕРЕВОЗОК В 2016 ГОДУ

© 2017

Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Курилов Кирилл Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»

Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Аннотация. Российская гражданская авиация играет огромную роль в развитии российской экономики, в решении социально-экономических задач, особенно в удаленных регионах, лишенных наземного транспорта. Российская экономика в настоящее время находится в состоянии кризиса. Причина этого в том, что рост объемов перевозок российской гражданской авиацией, который происходил в предыдущие годы закончился и в настоящее время на рынке наблюдается значительное снижение объемов авиаперевозок, которое вызвано значительным ухудшением состояния экономики России. Одна из причин этого в санкциях ЕС и США. Ухудшение экономической конъюнктуры вызвало соответствующее ухудшение финансового состояния российской авиации. Затянувшиеся кризисные макроэкономические процессы в российской экономике 2014-2016 гг. привели к длительному и глубокому спаду авиаперевозок, в частности, девальвация национальной валюты, высоким темпам инфляции и снижению реально располагаемых доходов и уровня жизни населения, закрытие по внешнеполитическим причинам ряда популярных направлений международных полетов. При этом отчет международной ассоциации воздушного транспорта IATA, который включает в себя данные 265 авиакомпаний, обслуживающих 83% пассажиропотока, публикуемый на ежегодной основе показывает, что отрасль авиаперевозок в 2017 году получит выручку в размере $736 млрд., а чистая прибыль составит около $29,8 млрд. Несмотря на ухудшение финансового состояния, пассажиропоток мировых авиакомпаний, как ожидается, будет расти и по прогнозам в 2017 г. составит около 4,0 млрд. чел. Последующие восемь лет, по данным отчета международной ассоциации воздушного транспорта IATA, авиакомпании останутся прибыльными. При этом по мнению экспертов российскую отрасль авиаперевозок в последующие годы ожидает значительный рост.

Ключевые слова: отрасль авиаперевозок, воздушные суда, пассажиропоток, воздушный транспорт, финансовые результаты, цена нефти, кризис, сверхконкурентная отрасль, расходы на топливо, налог на добавленную стоимость, себестоимость авиаперевозок

THE DYNAMICS OF THE RUSSIAN INDUSTRY OF AIR TRANSPORTATION IN 2016

© 2017

Kurilova Anastasia Alexandrovna, Ph.D., professor of «Finance and Credit» Kurilov Kirill Yuryevich, candidate of economic sciences, associate professor of «Finance and Credit»

Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14,e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Abstract. Russian civil aviation plays a huge role in the development of the Russian economy, in solving social and economic problems, especially in remote regions that are deprived of land transport. The Russian economy is currently in a state of crisis. The reason for this is that the growth in the volumes of Russian civil aviation transport that occurred in previous years has ended and currently there is a significant decrease in the volume of air transportation, which is caused by a significant deterioration in the state of the Russian economy. One of the reasons for this is in EU and US sanctions. The worsening of the economic conjuncture caused a corresponding deterioration in the financial condition of Russian aviation. Prolonged crisis macroeconomic processes in the Russian economy 2014-2016. led to a prolonged and deep decline in air transportation, in particular, the devaluation of the national currency, high inflation and a decrease in the real disposable incomes and living standards of the population, closure of a number of popular international flights for foreign policy reasons. At the same time, the report of the International Air Transport Association IATA, which includes the data of 265 airlines that serve 83% of passenger traffic, published on an annual basis, shows that the air transportation industry will receive revenue of $ 736 billion in 2017 and net profit of about $ 29.8 billion. Despite the worsening financial situation, passenger traffic of world airlines is expected to grow and is projected to reach about 4.0 billion people in 2017. The next eight years, according to the report of the International Air Transport Association IATA, airlines will remain profitable. At the same time, according to experts, the Russian air transportation industry expects significant growth in the coming years.

Keywords: aviation industry, aircraft, passenger traffic, air transport, financial results, oil price, crisis, supercompetitive industry, fuel costs, value added tax, cost of air transportation.

Гражданская авиация играет огромную роль в развитии российской экономики, в решении социально-экономических задач, особенно в удаленных регионах, лишенных наземного транспорта.

Затянувшиеся кризисные макроэкономические процессы в российской экономике 2014-2016 гг. привели к длительному и глубокому спаду авиаперевозок, в частности, девальвация национальной валюты, высокие темпы инфляции и снижение реально располагаемых доходов и уровня жизни населения, закрытие по внешнеполитическим причинам ряда популярных направлений международных полетов.

В сложных кризисных условиях существенно выросли риски авиационного бизнеса для отраслевых инвесторов. Среди причин следует отметить рост в себестоимости авиаперевозок удельного веса расходов на аренду и лизинг воздушных судов и удорожание заемных средств в условиях высокой ключевой ставки Банка России. Однако, наблюдающийся в последние месяцы 2016 года восстановительный рост авиаперевозок, указывает на

то, что острая фаза кризиса в отрасли завершается.

За прошедший трехлетний кризисный период (2014-2016 гг.), как показали результаты исследований ГосНИИ ГА, кардинально изменилась структура российского авиатранспортного рынка:

в структуре пассажиропотока (см. рисунок 1) удельный вес пассажиров внутренних воздушных линий (ВВЛ) вырос с 46,4% до 63,7%, удельный вес пассажиров международных воздушных линий (МВЛ) упал соответственно с 53,6% до 36,3%;

средняя дальность перевозок пассажиров гражданской авиации России сократилась с 2663 км до 2434 км;

возросла конкуренция перевозок через московский авиационный узел.

В составе первоочередных антикризисных мер Минтранс России способствовал снижению ставки НДС на ВВЛ с 18% до 10%. Это обеспечило базовую возможность существенного снижения убыточности ВВЛ без повышения финансовой нагрузки на авиапассажиров. Была продолжена реализация отраслевых и региональ-

экономические науки

Курилова Анастасия Александровна, Курилов Кирилл Юрьевич ДИНАМИКА РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ АВИАПЕРЕВОЗОК ...

ных программ субсидирования региональных и местных авиаперевозок, полетов между дальневосточными регионами и центральными районами России, а также программ субсидирования проектов приобретения авиационной техники по лизинговым контрактам.

Рисунок 1 - Структура пассажиропотока российских авиакомпаний, в %.

Реализованные антикризисные меры позволили авиатранспортной отрасли частично преодолеть нараставшие с 2014 г. негативные тренды в части высоких отрицательных операционных финансовых результатов.

Помимо внешних мер поддержки, оказываемых эксплантатам, российские авиакомпании непрерывно реализует мероприятия, призванные повысить экономическую эффективность деятельности: оптимизирует маршрутную сеть, повышает качество предлагаемых продуктов, снижает издержки, сохраняя при этом одним из важнейших приоритетов производственной деятельности обеспечение высочайшего уровня безопасности полетов (поддержание высокого уровня летной годности воздушных судов, подготовку экипажей и др.).

Проведем обзор основных финансовых результатов по данным публичной отчетности, подготовленной в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, а также рассчитанными индикаторами финансового состояния публичных российских авиакомпаний осуществивших публикацию своей финансовой отчетности на официальных сайтах.

Как показывает отчет международной ассоциации воздушного транспорта 1АТА, который включает в себя данные 265 авиакомпаний, обслуживающих 83% пассажиропотока, публикуемый на ежегодной основе, отрасль авиаперевозок в 2017 году получит выручку в размере $736 млрд., а чистая прибыль составит около $29,8 млрд.

Данный результат на 16% меньше рекордного показателя текущего года ($35,6 млрд.). Прогноз учитывает рост цены нефти в 2017 году и укрепление на уровне $55 за баррель. Расходы на авиатопливо, составляющие 19% себестоимости мировых перевозчиков, напрямую зависят от цены на нефть. Помимо ожидаемого роста расходов на топливо давление на прибыль мировых перевозчиков могут оказать чрезмерные провозные емкости и политическая нестабильность. Таким образом, борьба за контроль над расходами останется актуальной в сверхконкурентной отрасли.

Несмотря на ухудшение финансового состояния, пассажиропоток мировых авиакомпаний, как ожидается, будет расти и по прогнозам в 2017 г. составит около 4,0 млрд. чел. Последующие восемь лет, по данным отчета международной ассоциации воздушного транспорта 1АТА, авиакомпании останутся прибыльными.

Что касается российского авиарынка постепенно выходит из острой фазы кризиса. При этом Росавиация ожидает роста пассажиропотока в 2017 году.

В отличие от тенденций на зарубежном рынке авиаперевозок внутрироссийские цены на керосин слабо зависят от стоимости нефти. Заправка в иностранных

аэропортах, имеет невысокую долю в общих затратах российских перевозчиков. При этом, по мнению экспертов, повышение цены нефти укрепит рубль, за счет чего структура туристического спроса может претерпеть изменения: ожидается рост выездного туризма, приносящего существенную прибыль российским авиакомпаниям.

По результатам исследований ГосНИИ ГА, выход из кризисного спада не гарантирует российским авиаперевозчикам долгосрочного стабильного развития без продолжения реализации мер государственной поддержки и развития современной нормативной базы воздушного транспорта, обеспечивающих необходимую инвестиционную привлекательность российской гражданской авиации.

Наиболее актуальными из рассматриваемых в настоящее время мер, являются:

- обнуление ставки НДС авиакомпаний на внутренних воздушных линиях;

- снятие льготы по НДС с аэропортов в приемлемом для авиакомпаний варианте;

- антидемпинговое регулирование цен на воздушных линиях;

- совершенствование системы субсидирования лизинга (аренды) ВС в целях стимулирования обновления парка российской авиатехникой и снижения рисков авиабизнеса.

Реализация указанных мер окажет содействие эффективному и устойчивому посткризисному развитию авиатранспортной отрасли России.

На протяжении 5 лет до 2015 года рынок авиаперевозок демонстрировал ежегодные темпы роста выше 10%. Однако в 2015 и 2016 годах произошло значительное сокращение объемов рынка. Пассажиропоток всех российских перевозчиков сократился с 93,2 млн пассажиров в 2014 году до 88,6 млн в 2016 году, падение составило 5%. Ещё большую отрицательную динамку показал пассажирооборот, который сократился на 10% (с 241 млрд пкм до 216 млрд пкм). Меньшее падение пассажиропотока было вызвано тем, что пассажиры сокращенных прямых маршрутов из регионов стали пользоваться трансфером через хабы и таким образом формально увеличивая статистику по количеству перевезенных пассажиров. Основной причиной сокращения рынка явилась отрицательная экономическая ситуация и сокращение реальных доходов населения.

Уже в 2017 году ожидается прекращение падения ВВП России, однако, по общей оценке экспертов (МВФ, Всемирного Банка и ЦБ РФ), в среднесрочной перспективе (5-10 лет) рост ВВП в стране не будет превышать 1-2%, а это значит, что рынок авиаперевозок будет показывать ежегодные темпы роста в пределах 4-6%. В 2017 году ожидается стабилизация размера рынка российских авиаперевозчиков на уровне 2016 года и далее прогнозируется рост темпом 4-6% ежегодно на протяжении 5-10 лет.

Рисунок 2 -Российский рынок перевозок публичными авиакомпаниями (структура) в 2015 году

Рисунок 2 отражает структуру российских публич-

Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)

225

Kurilova Anastasia Alexandrovna, Kurilov Kirill Yuryevich

THE DYNAMICS OF THE RUSSIAN INDUSTRY OF AIR TRANSPORTATION .

economic sceinces

ных авиакомпаний в 2015 году. Первое место на этом рынке занимает группа «Аэрофлот», второе место принадлежало группе «Трансаэро» которая в 2015 году в результате финансового кризиса оказалась на грани банкротства, а в 2016 год обанкротился. Третье место в 2015 году принадлежит компании S7. Четвертое место принадлежит место группе «ЮТейр».

В 2016 году после радикального сокращения парка на фоне возникших финансовых трудностей группе «ЮТейр» удалось стабилизировать свой парк самолетов в размере 65 ВС и по итогам 2016 года зафиксировать свою долю рынка на уровне 7,5%.

Доля группы Аэрофлот составляет порядка 50% от рынка, группы С7 порядка 15% и Уральских авиалиний также порядка 7,5%. Итого, на 4 крупнейших перевозчиков приходится 80% рынка и заметна динамика по увеличению доли рынка у крупнейших перевозчиков, поэтому в среднесрочной перспективе (5-10 лет) ожидается, что крупнейшие 4 перевозчика будут бороться за оставшиеся 20% рынка. Это позволяет данным перевозчикам рассчитывать на темпы роста своего бизнеса выше среднерыночных 4-6%.

Структура российских публичных авиакомпаний в 2016 году показана на рисунке 3.

9 ода ода

■ 2014

2015

2016

Перевезено пассажиров, чел.

Внутренние перевозки, чел.

Международные перевозки, чел.

ных узловых аэропортов.

Рассмотрим основные показатели деятельности российских авиакомпаний, а именно публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр», публичного акционерного общества «Авиакомпания «Сибирь», публичного акционерного общества «Аэрофлот».

Как видно из рисунка 5 основные показатели характеризующие пассажиропоток публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» снизились по сравнению с 2014 годом. При этом имевшее место в 2015 году падение показателей замедлилось, а в 2016 году произошел рост, что говорит о стабилизации в хозяйственной деятельности публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр». Следует отметить, что международные перевозки публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» показали отрицательную динамику на всем анализируемом периоде.

12014

■ 2015

■ 2016

Перевезено Внутренние Международные

пассажиров, чел. перевозки, чел. перевозки, чел.

Рисунок 3 -Российский рынок перевозок публичными авиакомпаниями (структура) в 2016 году

Более половины от оставшихся 20% рынка приходится на среднемагистральные перевозки из Москвы, что и является основным приоритетом для российских авиакомпаний. Менее приоритетными являются 2 остальных сегмента: дальнемагистральные перевозки из Москвы на Дальний Восток, в Азию и Америку и рынок региональных перевозок между и внутри регионов России.

Рисунок 5 - Динамика изменения пассажиропотока компании S7 (ПАО «Авиакомпания «Сибирь»), чел.

Что касается динамики изменения показателей пассажиропотока компании S7 (ПАО «Авиакомпания «Сибирь») следует отметить, что она является положительной. Общий объем перевезенных пассажиров растет, также растет объем перевезенных на внутренних линиях.

Общий объем перевезенных пассажиров вырос с 7,938 млн. пассажиров до 8,69 млн. пассажиров, т.е. на 0,75 млн. пассажиров, а объем перевозок на внутренних линиях вырос с 5 млн. до 6,02 млн. человек. Единственным показателем показавшим снижение оказался объем международных перевозок который снизился с 2,846 млн. человек в 2014 году до 3 млн. человек в 2016 году. По динамики этого показателя компания S7 (ПАО «Авиакомпания «Сибирь») превосходит публичное акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр».

Рисунок 4 - Динамика изменения пассажиропотока публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр», чел.

С учетом текущий ситуации, российские авиакомпании планирует нарастить свою долю рынка авиаперевозок до 10% в течение 5 лет и до 12-13% в течение 10 лет, рост доли рынка должен произойти, в основном, за счет развития своей сети полетов из Москвы внутри РФ и за границу, и, в меньшей степени, за счет развития региональных полетов из перспектив-

Рисунок 5 - Динамика изменения пассажиропотока компании ПАО «Аэрофлот», чел.

На рисунке 5 показана динамика изменения пассажиропотока ПАО «Аэрофлот» положительная. При этом абсолютные показатели характеризующие пассажиропоток авиакомпании превосходят показатели пассажиропотока ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и

экономические науки

Курилова Анастасия Александровна, Курилов Кирилл Юрьевич ДИНАМИКА РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ АВИАПЕРЕВОЗОК ...

ПАО «Авиакомпания «Сибирь». Таким образом ПАО «Аэрофлот» является лидером на российском рынке гражданских авиаперевозок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Годовой отчет ПАО «Аэрофлот» // официальный сайт ПАО «Аэрофлот» [сайт]: URL: http:// http:// ir.aeroflot.ru/ru/reporting/annual-reports/ (дата обращения: 27.11.2017)

2. Годовой отчет ПАО «Авиакомпания «Сибирь» // официальный сайт ПАО «Авиакомпания «Сибирь» [сайт]: URL: https://www.s7.ru/about/investors.dot (дата обращения: 27.11.2017)

3. Годовой отчет ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» // официальный сайт ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» [сайт]:URL: https://www.utair.ru/about/corporate/investors/ inform/ann_rep/ (дата обращения: 27.11.2017)

Статья поступила в редакцию 28.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.